Основные стили языка

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные стили языка

Введение

Была эпоха, когда особенно ценилось умение рассказывать и вести разговор. Во Франции и России конца XVIII - начала XIX вв. сложилась целая культура светской салонной беседы. Человек, овладевший в совершенстве этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоянием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили послушать.

В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком, не знает особенности языка официальных бумаг, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать. А это требует специальных знаний и усилий. Более того, без определенных лингвистических знаний мы не сможем закончить успешно школу, ведь чтобы написать сочинение на лингвистическую тему, нам надо знать, что точность слова является требованием стиля и вкуса, что один словарный запас без грамматики не составляет языка, для чего нужна морфология, знаки препинания, знать значение диалога в речи и знать законы языка во всем их многообразии, и, конечно, уметь строить свой текст в соответствии с нужным стилем, особенности которого нужно знать.

Поэтому автор данной работы ставит перед собой задачу, изучив литературу о многообразии русской речи, систематизировать имеющийся материал, понять и освоить основные стили языка, особенности языка официальных бумаг, основные черты публицистического и разговорного стилей с целью овладеть хорошей речью, научиться писать публицистические и научные статьи, правильно оформлять официальные документы. Самая близкая цель - успешно сдать экзамены по русскому языку.

Литература на данную тему многообразна. Это, прежде всего, статья Алексея Шмелева «Книжно - письменная речь», работы Елены Красильниковой «Разговорная речь» и Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь», в которых полно раскрыты особенности стилей и многообразие речи, основные положения этих статей использованы в данной работе. Очень интересны и занимательны статьи Нины Розановой «Речь современного города» и «Разновидности московской речи», а также работа Леонида Крысина «О культуре речи»

Книжно-письменная речь

Человеку, владеющему русским языком с детства, не нужно специально учиться вести бытовую беседу, писать письма друзьям. Нормы, которым при этом необходимо следовать, - лишь основные нормы общения, правила вежливости, хорошего тона. А для того, чтобы написать официальное заявление, научную статью, очерк в газету, простым знанием русского языка не обойдешься. Ведь при создании письменного текста принято ориентироваться на существующие нормы, образцы, соблюдать некоторые особые правила. Речь, которую используют в какой - либо среде, например, в официально-деловой или научной, называют книжно-специальной речью, а каждую разновидность - функциональным стилем. Среди функциональных стилей особенно четко выделяются официально-деловой (или канцелярский), научный и публицистический (или ораторский) стили. Все они обладают особенностями, связанными с их назначением и функцией. Эти стили используют в первую очередь для создания письменных монологических текстов: официально-деловой стиль - для официальных бумаг, научный - для научных работ, профессионально-технический - для инструкций по применению различных технических приспособлений, газетно-публицистический - для статей и очерков, в которых журналисты стремятся повлиять на точку зрения читателя.

Официальные бумаги

Представьте, что учитель написал директору школы такое заявление об очередном отпуске:

Дорогая Ангелина Петровна!

Намаялся я на работе, устал как собака. Пора

и в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте,

пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь

положено по закону. Отдохну - и снова за работу

с новыми силами.

Ваш Иван Иванович.

Согласитесь, это официальное заявление выглядит странно. Автор использовал в нем языковые средства, уместные только в непринужденной устной беседе. Между тем в официальных бумагах характер используемых языковых средств почти однозначно задан. Необходимо соблюдать достаточно жесткие правила, чтобы написанное могло быть принято в качестве официального документа и подшито к делу. Вот какой текст заявления об отпуске мог бы получиться, если написать его, соблюдая указанные правила:

Директору школы №9999

Ивановой А.П. от преподавателя

информатики Петрова И.И.

Прошу предоставить мне очередной отпуск

с 30 июня по 22 августа 2012г. в соответствии с графиком отпусков.

16 июня 2012г. (подпись)

Главная черта официальной бумаги - ее предельно стандартная форма. Значительную часть текста таких бумаг повторяют во всех документах данного типа. В официальных документах часто используют языковые штампы и стереотипы, так называемые клише (франц. Cliché), но это ни в коей мере не является недостатком. От документа не ждут, чтобы в нем проявилась яркая индивидуальность его автора, наоборот, чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться. Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных средств выражения. В нем нередко употребляют юридические термины и официальные наименования явлений действительности: очередной отпуск, жительство, местопребывание, регистрация, уведомление. Вместо «обычных» глаголов часто используют сочетание неполнозначного глагола, не называющего само действие, с отглагольным именем, уточняющим, о чем идет речь: вместо помочь пишут оказать помощь, вместо осмотреть - совершить осмотр и т. д. Это не случайно - ведь именно отглагольные существительные в языке служат клишированными, терминологическими обозначениями соответствующих действий.

Итак, все особенности официально-делового стиля подчеркивают его главную черту - стандартизованность, для которой так важны многочисленные клише и речевые штампы.

Как пишут научные работы

стиль язык речь публицистический

Основная функция научного стиля - информировать читателей-коллег о новом научном результате, полученном автором работы. Однако текст при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.

«Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, подтекст, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов».

Яркая черта научного стиля - большое количество специальных терминов. Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый «букет» названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т. п.

Другая характерная черта научного стиля - обилие так называемых метатекстовых оборотов (от греч. «meta» - после, за, между, и лат. textum - связь, соединение), когда автор сообщает не о непосредственном предмете исследования, а о том, как он организовал свой текст: в следующем параграфе мы рассмотрим; обратимся теперь; перейдем к рассмотрению вопроса о; как отмечалось выше и т. д.

Как пишут публицистические статьи

Главная черта публицистического стиля - эмоционально-оценочные выражения с большим или меньшим эмоциональным зарядом. В зависимости от положительной или отрицательной оценки того, о чем идет речь, публицист может использовать наименования партизаны или бандиты, собрание или сговор, сделка. Можно написать: Опытный политик заключил соглашение с руководителями партизанских отрядов. Но при отрицательной оценке соглашения то же самое событие опишут по-другому - например, так: Матёрый политикан вступил в сговор с главарями бандитских шаек.

Обилие эмоционально-оценочных выражений в произведениях публицистического стиля прямо связано с его основной функцией - воздействием на адресата. Авторы статей, очерков и репортажей не просто информируют читателя, но и пытаются внушить ему ту или иную оценку описываемых событий.

Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации; языковые особенности функционального стиля также соответствуют его назначению. «И богатство языка нужно уметь использовать, хотя это потребует специальных знаний и усилий. Как отмечал А.С. Пушкин, «писать единственно языком разговорным - значит не знать языка».

Разговорная речь

В неофициальной обстановке, общаясь с близкими, друзьями, мы обычно пользуемся разговорной речью. Владеют ею все, но осознали, как она устроена, не сразу. «До сих пор лингвисты не решили вопрос, на какие синтаксические единицы делится поток разговорной речи. А в диалоге границы речи каждого говорящего прямо не соотносятся с синтаксическими границами. То есть синтаксис разговорной речи не похож на книжный». Можем сказать: «Вам не мешает, моя дочь играет». А в книжной: «Вам не мешает то, что моя дочь играет» эти отличия не ошибки, не нарушение нормы. У разговорной речи свои синтаксические нормы.

Разговорная речь резко отличается от книжной правилами расположения слов и частей предложения. Часто наиболее важное по смыслу слово ставится в начало высказывания и поэтому оказывается отделено от тех слов, с которыми оно связано синтаксически: Вода я чувствую что теплая//; Ольга Павловна я думаю что уехал//.

Бывает, что члены главного и придаточного предложений переплетены друг с другом: Ты доктор видел когда приезжал?; Тебе собака нравится когда в доме? Союз может находится в конце придаточного предложения: Все устали// было жарко потому что// или в середине: Все устали жарко потому что было//. Слова одного словосочетания в разговорной речи могут быть разделены другими словами. Курицу на большую положили тарелку - определение отделено от существительного глаголом так же, как и во фразе: Надо сегодня молока купить топленого.

Морфология разговорной речи - склонение имен, спряжение глаголов - тоже имеет свои особенности. Многие из них связаны с синтаксисом. Так, в разговорной речи нет причастий и деепричастий, которые обозначали бы добавочное действие (мы не говорим: Ребенок, уставший от ожидания, заснул), нет форм страдательного залога (в разговорной речи невозможно предложение: Работа была выполнена специалистами за месяц). Эти формы в ней употребляются по-другому: Я была уставшая; Она у тебя мятая; А что у нее на ногах надето? (нет значения страдательного залога, а есть только значение состояния, результата какого-то действия). Особые правила действуют и при употребление кратких форм прилагательных. Мы говорим: Посмотри, какие розовые облака! и никогда: как розовы облака!

Особые формы могут служить для контакта собеседников. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, присоединенные к словам разных частей речи, часто передают только отношение к участнику разговора. Сравните: Аиньки? (ласково переспросили); Спатиньки пора! (нежно уговаривают ребенка); Ничегошеньки не хочу// (эмоциональное усиление)

Второе важное отличие разговорной речи состоит в том, что в ней существуют специальные конструкции, выражающие актуальное членение высказывания. Что такое актуальное членение? Возьмем фразу: Петя прилетает завтра. Прочитать ее можно по-разному в зависимости от того, какой смысл в ней хотят выразить: Петя (а не Коля) прилетает завтра. Петя прилетает завтра (а не сегодня). Петя завтра прилетает (а не приедет поездом). Необходимо выделить ударением, а иногда и порядком слово в слово, обозначающее новую информацию, которую мы хотим сообщить. Остальная часть предложения обозначает известное, исходное, данное. Такое деление высказывания и называют актуальным членением.

Итак, открытие разговорной речи стало событием в лингвистике XXв., оказалось, что русский язык состоит из двух систем (книжной и разговорной), что разговорная система во многом не похожа на ту, которая описана в учебниках и грамматических справочниках. Она в своем воплощении тесно связана с опытом говорящего и ситуацией общения. Мимика и жесты берут на себя значительную часть работы по передаче информации. Вместе с ними разговорный язык образует единую систему общения.

Что такое хорошая речь

Несложно сформулировать, что такое плохая речь - она нарушает те или иные нормы. Хорошая речь поддается определению не всегда: зная, чего в ней быть не должно, гораздо труднее сказать, что для нее необходимо. Особенно это относится к речи талантливой, когда она приближается к художественному произведению. Как никакая наука не может доказать, что стихи Пушкина гениальны, так нельзя доказать, что один человек - прекрасный рассказчик, а шутки другого остроумны.

«Однако чаще всего под хорошей речью мы подразумеваем просто речь правильную, богатую и гибкую. Здесь уже наука вступает в свои права: эти качества поддаются описанию». Правильная речь - это речь, которая соблюдает нормы литературного языка. Они описаны в грамматиках и словарях, с их помощью можно доказать правильность или неправильность слова или выражения. Богатая речь - это большой словарный запас и разнообразие синтаксиса; и то и другое вполне поддается точному учету. Гибкость оценить значительно труднее: она предполагает, что человек умеет пользоваться языковыми средствами, употребляет их уместно. Уместность эту мы чувствуем, но определить и сформулировать ее нелегко.

Грамотность - элементарное, предварительное условие хорошей речи. Если человек говорит звонит вместо звонит или благодаря его вместо благодаря ему - речь его нельзя считать хорошей. Казалось бы, какая разница! Все равно понятно, о чем идет речь. Однако это не так. Во-первых, понятно не всегда: синтаксические и грамматические ошибки часто порождают двусмысленности. Во-вторых, любая неправильность заставляет слушающего делать над собой усилие: понимать такую речь сложнее. Также раздражает слишком быстрая и невнятная речь: невежливо заставлять собеседника напрягаться по пустякам.

Первое условие того, что человек умеет говорить, - стилистическая чуткость. Это значит: он говорит так, как следует в данной обстановке. Язык как одежда: человек в резиновых сапогах на концерте в филармонии одет плохо, но плохо одет и человек в костюме и при галстуке у костра на рыбалке.

Второе условие. Чувство такта (а иногда и чувство самосохранения) требует принять в расчет и собеседника (разговаривать с директором так же, как с одноклассником, небезопасно). Изысканные аристократические обороты уместны, если слушатель думает: «Это человек нашего круга» или «Видно, что юноша из хорошей семьи», и не уместны, если собеседник злится: «И чего он выпендривается?».

Третье (и, пожалуй, главное) условие. Чтобы хорошо говорить, нужно владеть речью, как скульптор - резцом или фехтовальщиком - шпагой. Анна Андреевна Ахматова говорила: «Воспитанный человек никого не обижает случайно. Он обижает только намеренно». Это касается и слов: они могут быть двусмысленны, обидны, нелепы, но только умышленно и никогда случайно.

«Владение речью предполагает, прежде всего богатый словарный запас. Если человеку нечем выразить восхищение, кроме междометий или восклицания: Ну дает! Круто! его речь вряд ли найдет слушателей. Человек с богатым словарным запасом ощущает разницу между близкими по значению словами и выражениями - разницу и смысловую, и стилистическую». Умение выдержать стиль необходимо, чтобы речь была точной и не резала ухо.

Не менее важно и богатство интонаций. Опытный рассказчик, например, чувствует, когда нужно сделать эффектную паузу, а когда - понизить голос. Он умеет легким движением тона выделить чужую речь или произнести чеканную формулировку так, чтобы она врезалась в память.

Есть, конечно, вещи, которых делать нельзя. Верный признак дурной речи - привязчивые словечки, слова-паразиты вроде значит, ну, это самое. Они допустимы только как пародия, когда рассказчик говорит от лица косноязычного персонажа. Но пародия тоже должна быть уместной. Портят речь и шаблонные словосочетания (если они не обыгрываются специально): процесс духовного возрождения, люди в белых халатах, рост благосостояния.

Грубость речи - прием неумелых. Его используют лишь те, кто не умеет иначе убедить слушателя или уничтожить противника. «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав» - это понимает любой слушающий.

Всегда плохо и нарушение чувства меры. Если человек все время пытается острить и сыпать парадоксами, он выглядит навязчивым. Если он говорит слишком возвышенно, кажется неискренним. Если же просто говорит слишком много - быстро наскучит слушателям. «Ничего слишком» - это древнее правило касается и речи.

Заключение

Таким образом, автор данной работы кратко охарактеризовал имеющуюся по данной теме литературу и основные стили языка. Была сделана попытка сформулировать основные тезисы для написания научных и публицистических статей, указаны особенности разговорной речи. Главным итогом работы можно считать хорошую личную подготовку для написания экзаменационного сочинения на лингвистическую тему и желание овладеть умением хорошо говорить, ибо этому умению по-прежнему придают большое значение. Владение хорошей речью остается важной и для политика, и для адвоката, и журналиста, и для учителя, да и для любого человека, стремящегося к определенному успеху в жизни. Впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли мы услышаны и правильно поняты.

В конечном итоге знание языка и владение речью определят нашу дальнейшую жизнь, сделают нас успешными.

Список используемой литературы

1. Какорина Я.Д. «Язык - средство массовой коммуникации» Энциклопедия для детей, М. Аванта 2001г.

. Розанова Н.И. «Речь современного города» Энциклопедия для детей, М. Аванта 2001г.

.Красильникова Я.В. «Разговорная речь» Энциклопедия для детей, М. Аванта 2001г.

. Николаенко В.П. «Что такое хорошая речь» Энциклопедия для детей, М. Аванта 2001г.

. Шмелёв А.И. «Книжно-письменная речь» Энциклопедия для детей, М. Аванта 2001г.

. «Русский язык» (учебник 10-11 класс) под редакцией А.И. Власенкова. М. «Просвещение» 2001г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!