Экономико-статистический анализ использования грузового автопарка
Содержание
Введение
. Краткая природно-экономическая
характеристика хозяйства
2.Марочный состав и структура
автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности
. Расчет среднегодового числа машин
и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики
4. Расчет и анализ показателей
использования грузового автопарка
5. Анализ обеспеченности предприятия
водителями, их качественный состав с использованием метода группировки
. Анализ взаимосвязи показателей
использования автопарка с факторами, на нее влияющими
Выводы и предложения по
использованию автопарка в хозяйстве
Список литературы
Введение
Специфика транспортного обеспечения
сельскохозяйственного производства обуславливает важную роль грузового
автотранспорта в устойчивом развитии предприятий аграрной сферы. На долю
грузового автотранспорта приходится более 90% объемов внутрихозяйственных
перевозок сельскохозяйственной продукции и доставки ее к местам реализации.
Разнообразие видов производимой сельскохозяйственной продукции определяет сложную
структуру автомобильного парка аграрных формирований, а сезонность производства
объективно порождает проблему оптимальной загруженности грузового
автотранспорта и его эффективного использования.
За последние годы существовавшая в дореформенный
период централизованная система автотранспортного обслуживания предприятий
аграрной сферы была разрушена и сельские производители оказались во многом не
готовы к обеспечению грузоперевозок в новых условиях хозяйствования. Из-за
диспаритета цен, неудовлетворительного финансового состояния, изменения
специализации сельскохозяйственные предприятия не смогли адаптировать структуру
и состав своих автопарков в соответствии с изменившейся средой
функционирования.
Актуальность и недостаточная разработанность
этих проблем послужили основанием для проведения данного исследования.
Цель работы - провести экономико-статистический
анализ использования грузового автопарка.
Задачи работы:
дать краткую природно-экономическую
характеристику хозяйства,
описать марочный состав и структуру автопарка за
3 года с разбивкой по грузоподъемности,
провести расчет среднегодового числа машин и
годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики,
провести расчет и анализ показателей
использования грузового автопарка по времени,
провести расчет и анализ показателей
использования грузового автопарка по мощности,
провести расчет показателей использования
грузового автопарка по мощности с поправкой на состав грузов,
проанализировать обеспеченность предприятия
водителями, их качественный состав с использованием метода группировки,
проанализировать взаимосвязь показателей
использования автопарка с факторами, на нее влияющими.
Предметом исследования являются вопросы
организации использования грузового автомобильного транспорта на уровне сельскохозяйственных
предприятий.
Объектом исследования является
сельскохозяйственное предприятие Тюменской области.
Теоретической и методологической основой работы
послужили научные труды отечественных ученых, законодательные акты и
нормативные документы, посвященные вопросам совершенствования транспортного
обслуживания сельскохозяйственных предприятий, непосредственные наблюдения по
теме исследования.
В работе применялись абстрактно-логический,
экономико-статистический, монографический, балансовый, расчетно-конструктивный,
экономико-математический и другие методы исследований.
1. Краткая природно-экономическая характеристика
хозяйства
Компания зарегистрирована 6
июля 2009 года. Полное название: «Сельскохозяйственное предприятие
«Ембаевское», Закрытое акционерное общество, ОГРН: 1097232016793, ИНН:
7224041380.
Регион: Тюменская область,
Тюменский район.
Компания ЗАО «СХП «Ембаевское»
расположена по адресу: 625511, Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево,
ул. Трактовая, д. 15. Основной вид деятельности: сельское хозяйство, охота и
предоставление услуг в этих областях - растениеводство.
Территория предприятия входит в теплый,
умеренно-увлажненный агроклиматический район. Климат характеризуются умеренной
обеспеченностью теплом и влагой. Основными чертами температурного режима
являются: холодная длительная зима, теплое непродолжительное лето с короткими
переходными сезонами весны и осени. Наблюдается резкое колебание температур в
течение года, месяца и даже суток. Продолжительность безморозного периода - 123
дня. Периоды с температурой выше 00 - 196 дней, выше 100 - 124 дня, выше 150 -
78 дней. Средняя годовая температура составляет 0,70 .
Сумма осадков за год равна 412 мм., из них за
период с температурой выше 100 С - 344 мм. Уровень грунтовых вод находится на глубине
0,8 - 1,0 м.
Таблица 1.1
Среднемесячные температуры по многолетним данным
месяцы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
в
среднем
|
|
-16,7
|
-14,8
|
-8,1
|
+2,4
|
+10,7
|
+16,5
|
+18,6
|
+16,2
|
+10
|
+1,2
|
-7,5
|
-14,5
|
+1
|
В отношении рельефа территория относится к
району лесостепной равниной части низменности. Характерным элементом рельефа в
этой части являются гривы, вытянутые с северо-востока на юго-запад. Территория
хозяйства представляет собой слабо расчлененную равнину с едва заметным
уклонами. Межгривные понижения различной конфигурации заняты болотами.
Почвенный покров хозяйства сравнительно
однороден. Преобладающую площадь занимают выщелоченные и темно серые
лесостепные почвы. Эти почвы занимают основную часть пахотных угодий хозяйства.
Небольшую площадь занимают дерново-подзолистые почвы, которые также формируются
под лесной растительностью. Пойменные зернистые, слоистые пойменные и луговые
гнееватые почвы приурочены к пойме реки.
Пахотные земли по своему плодородию и свойствам
благоприятны для возделывания всех культур данной климатической зоны.
. Марочный состав и структура автопарка за 3
года с разбивкой по грузоподъемности
Проведенный анализ состояния и использования
грузовых автомобилей показывает, что наличие грузовых автомобилей в ЗАО «СХП
«Ембаевское» с каждым годом уменьшается. Так в 2012 г. по сравнению с 2008 г.
по области их количество сократилось на 22,2%, что вызвано высоким уровнем
изношенности автомобильного парка и сокращением количества приобретаемой
техники. Так же с каждым годом уменьшается и наличие технически исправных
автомобилей. В 2012 г. их количество по сравнению с 2008 г сократилось на
35,2%. Одновременно с этим происходит увеличение автотранспорта находящегося в
частной собственности. Так, число грузовых автомобилей в частной собственности
за анализируемый период составило 66-72% от общего их количества. На 1 января
2008 г. их было в 5,3 раза больше, чем в государственной.
В течение длительного периода автомобильный парк
если и пополнялся, то в основном подвижным составом большой и средней грузоподъемности
с кузовом в бортовом исполнении, в его структуре превалировали автомобили
грузоподъемностью до 5 тонн.
Важное значение в решении проблемы улучшения
структуры автопарка сельскохозяйственных предприятий имеет пополнение его
прицепами и специальными автомобилями для выполнения различных технологических
операций. Использование автомобилей с прицепами при перевозке
сельскохозяйственных грузов позволяет существенно повысить производительность
труда и снизить себестоимость перевозок.
В системе автотранспорта, занятого обслуживанием
сельскохозяйственного производства, за последние 5 лет количество прицепов
возросло всего лишь на 20 %, а их удельный вес повысился с 8 до 10% при
экономически целесообразной норме 15 - 20 %.
Автомобильный парк ЗАО «СХП «Ембаевское»
пополнялся в основном подвижным составом средней грузоподъемности (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика, состав и структура грузового
автотранспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское»
Марка
автомобиля
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2012
г. в % к 2010 г.
|
|
Кол-во
машин
|
%
к итогу
|
Тоннаж
|
Кол-во
машин
|
%
к итогу
|
Тоннаж
|
Кол-во
машин
|
%
к итогу
|
Тоннаж
|
|
КАМАЗ
|
58
|
25,3
|
522
|
75
|
26,0
|
675
|
53
|
23,6
|
477
|
91,4
|
ЗИЛ
|
78
|
34,0
|
390
|
96
|
33,2
|
480
|
73
|
32,4
|
365
|
93,6
|
ГАЗ
|
71
|
31,0
|
213
|
90
|
31,1
|
270
|
74
|
32,9
|
222
|
104,2
|
УАЗ
|
20
|
8,7
|
40
|
24
|
8,3
|
48
|
19
|
8,4
|
38
|
95,0
|
Газель
|
1
|
0,4
|
2,5
|
4
|
1,4
|
10
|
6
|
2,7
|
15
|
600
|
Другие
|
1
|
0,4
|
6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Всего
|
229
|
100
|
1174
|
289
|
100
|
1483
|
225
|
100
|
1117
|
98,3
|
Средний
тоннаж
|
*
|
*
|
4,7
|
*
|
*
|
4,9
|
*
|
*
|
4,8
|
*
|
Так в 2012 г. удельный вес автомобилей средней
грузоподъемности достигал 65 %. Наряду с этим число автомобилей КАМАЗ
сократилось на 29,4%, ЗИЛ на 24%, ГАЗ на 17,8%. В сложившейся ситуации ЗАО «СХП
«Ембаевское», вместо того чтобы выбирать рациональную марку автомобиля и
автопоезда для определенного вида перевозок, вынуждено было пользоваться тем,
что имеется, независимо от эффективности их использования.
. Расчет среднегодового числа машин и годовой
выработки на одну машину с расчетом показателей динамики
Для определения оптимального состава автопарка и
его использования в ЗАО «СХП «Ембаевское» используется методический подход,
состоящий из двух этапов. На первом этапе определяется объем грузоперевозок по
каждому виду сельскохозяйственной продукции с учетом каналов ее реализации. Для
этих целей используется экономико-математическая модель по определению
оптимальной отраслевой структуры производства по критерию оптимальности -
максимизация суммы прибыли.
Объемы производства по видам
сельскохозяйственной продукции, полученные по оптимальному решению, приняты для
планирования грузоперевозок на втором этапе.
Для реализации второго этапа применяется блочная
экономико-математическая модель по оптимизации состава и использования
грузового автомобильного транспорта.
автопарк выработка машина водитель
Таблица 3.1
Себестоимость 1 т/км и объем перевозок по маркам
автомобилей
Марка
автомобиля
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Себестоимость
1 т/км, руб.
|
Нормативный
годовой объем перевозок, т/км
|
Себестоимость
1 т/км, руб.
|
Нормативный
годовой объем перевозок, т/км
|
Себестоимость
1 т/км, руб.
|
Нормативный
годовой объем перевозок, т/км
|
Газ-3307
|
10,02
|
9
600
|
-
|
-
|
10,23
|
9
600
|
Газ-3309
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10,41
|
9
600
|
САЗ-3503
|
-
|
-
|
9,99
|
9
600
|
-
|
-
|
Саз-3507
|
9,50
|
9
600
|
9,79
|
9
600
|
9,82
|
9
600
|
САЗ-3521
|
-
|
-
|
10,48
|
9
600
|
-
|
-
|
Газ-52
|
6,26
|
19
200
|
9,32
|
9
600
|
9,27
|
9
600
|
Газ-5312
|
9,68
|
9
600
|
20,07
|
17
600
|
9,51
|
9
600
|
ЗИЛ-130
с САТ-124
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6,63
|
19
200
|
ЗИЛ-43336
|
4,75
|
52
800
|
8,55
|
19
200
|
5,29
|
26
400
|
ЗИЛ-45021
|
-
|
-
|
8,59
|
19
200
|
-
|
-
|
ЗИЛ-451510
с прицепом
|
-
|
-
|
6,45
|
38
400
|
-
|
-
|
ЗИЛ-ММЗ-554
|
4,83
|
52
800
|
7,66
|
26
400
|
5,38
|
26
400
|
Камаз-5320
|
4,32
|
70
400
|
4,53
|
70
400
|
4,55
|
70
400
|
Камаз-5410
|
3,10
|
123
200
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Камаз-55102
|
5,03
|
61
600
|
5,47
|
61
600
|
5,50
|
61
600
|
Камаз-55111
|
3,99
|
88
000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Саз-3502
|
10,45
|
8
400
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Газ-52-01
|
13,99
|
6
000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
МЗ-3687
|
17,72
|
14
000
|
-
|
-
|
17,11
|
7
000
|
МЗ-
Газ-52
|
-
|
-
|
12,95
|
17
600
|
-
|
-
|
АЦ-4,1
|
18,29
|
8
800
|
-
|
-
|
-
|
-
|
АЦ-4,8
|
9,41
|
17
600
|
-
|
-
|
7,33
|
17
600
|
АЦ-3613
|
14,63
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Газ-5319
|
5,48
|
38
400
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ГКБ-8360
|
1,69
|
52
800
|
-
|
-
|
-
|
-
|
СЗАП-8527
|
-
|
-
|
1,76
|
70
400
|
2,38
|
70
400
|
СЗАП-8551
|
2,21
|
30
800
|
2,22
|
30
800
|
3,08
|
46
200
|
Камаз
- 5320 с прицепом
|
3,65
|
119
680
|
-
|
-
|
3,71
|
140
800
|
Камаз
- 55102 с прицепом
|
3,59
|
133
760
|
4,24
|
112
200
|
4,11
|
123
200
|
Камаз
- 55111 с прицепом
|
3,57
|
140
800
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Основными количественными показателями
использования грузового автотранспорта являются объем перевозок и грузооборот.
Как уже отмечалось выше, часть машин предприятие сдает клиентам по договору
аренды, поэтому данные нижеследующих таблиц даны по автомашинам находящимся в
течение года в распоряжении ЗАО «СХП «Ембаевское».
Таблица 3.2
Выполнение плана перевозки грузов
Показатели
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Перевезено
грузов, тыс.т
|
73
|
56
|
42,1
|
32,7
|
97,3
|
95
|
Общий
объем грузооборота, т/км
|
615,3
|
639,9
|
659,1
|
645,9
|
668,8
|
614,6
|
Общий
пробег автопарка, тыс. км
|
327,7
|
340,8
|
351,0
|
344,0
|
356,2
|
307,2
|
В
расчете на 1 а/м
|
|
|
|
|
|
|
-
перевезено грузов, т
|
1398,4
|
1454,3
|
1498,0
|
1468,0
|
1520
|
1555,5
|
-
выполнено т/км
|
61658,4
|
64124,7
|
66048,5
|
64727,5
|
67020
|
68288
|
-
выполнен общий пробег, км
|
32770,4
|
34081,2
|
35103,7
|
34401,6
|
35620
|
34133
|
Среднее
расстояние перевозки, км
|
40,5
|
42,1
|
43,4
|
42,5
|
44
|
43,9
|
Из вышеприведенных данных таблицы видим, что
объем грузооборота снизился в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 1030,4
млн. т/км или на 62,7%, а по сравнению с 2011 вырос на 27,7 тыс.т/км или на 4%.
Объем перевозки грузов в 2012 году по сравнению с 2012 снизился на 25 тыс.т или
на 64,2 %. Снижение этих показателей обусловлено резким уменьшением
среднесписочного количества автомобилей, находящихся в распоряжении
предприятия.
Рис. 3.1 Объемы перевозок ЗАО «СХП «Ембаевское»
в 2011 г.
В 2011 году (рис. 3.1) планируемые объемы
грузоперевозок в пиковый период превышают объемы перевозок, которые может
выполнить собственный состав грузовых автомобилей. Следовательно, имеющейся в
ЗАО «СХП «Ембаевское» техники, был недостаточен для выполнения всего объема
работ по перевозке грузов.
Рис. 3.2 Объемы перевозок ЗАО «СХП «Ембаевское»
в 2012 г.
В 2012 году, также недостаточно собственных
грузовых автомобилей для выполнения планируемого объема работ по перевозке
грузов, что отражают линия планируемого объема грузоперевозок и линия объемов
перевозок, которые может выполнить собственный автотранспорт в пиковый период -
август, сентябрь, октябрь, ноябрь месяцы (рис. 3.2).
. Расчет и анализ показателей использования
грузового автопарка
Наряду с уменьшением количества грузовых
автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское», происходит их старение. Так в 2008 г.
удельный вес таких автомобилей составлял 51% от общего их количества, а в 2012
г. их удельный вес составил 60% (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Распределение автомобилей, находящихся на
балансе ЗАО «СХП «Ембаевское», по времени их пребывания в эксплуатации
Показатели
|
Годы
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
всего
|
в
% к итогу
|
всего
|
в
% к итогу
|
всего
|
в
% к итогу
|
всего
|
в
% к итогу
|
Всего
|
279
|
100
|
250
|
100
|
220
|
100
|
225
|
100
|
до
2-х лет включительно
|
2
|
0,7
|
3
|
1,2
|
3
|
1,4
|
3
|
1,3
|
от
2 до 5
|
3
|
1,1
|
8
|
3,2
|
9
|
4,1
|
8
|
3,6
|
от
5 до 8
|
4
|
1,4
|
5
|
2
|
11
|
5
|
12
|
5,3
|
от
8 до 10
|
21
|
7,6
|
-
|
-
|
1
|
0,5
|
2
|
0,9
|
от
10 до 13
|
53
|
19
|
30
|
12
|
17
|
7,7
|
8
|
3,6
|
свыше
13 лет
|
196
|
70,2
|
204
|
81,6
|
179
|
81,3
|
192
|
85,3
|
Количество автомобилей, пребывающих в
эксплуатации с момента заводского выпуска свыше 13-ти лет на 1 января 2012 г. в
среднем по ЗАО «СХП «Ембаевское» составило 85,3% к их общему наличию.
Постоянное сокращение автопарка и его высокая
техническая изношенность оказывают влияние на снижение экономической
эффективности использования автотранспорта в сельском хозяйстве.
Анализ показателей использования грузового
автомобильного транспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское» свидетельствует о снижении
эффективности его работы (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Показатели использования грузового
автотранспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское»
Показатели
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Маш.-
дней грузовых автомобилей в хозяйстве, маш/дней
|
17885
|
20805
|
12775
|
13140
|
8784
|
7555
|
Маш.
- дней в работе, маш/дней
|
5701
|
4336
|
4799
|
3933
|
6149
|
3186
|
Маш.
- дней в ремонте, маш/дней
|
815
|
243
|
1680
|
928
|
406
|
386
|
Общий
пробег грузовых машин, тыс. км
|
626
|
450
|
513,8
|
375,9
|
363,4
|
401,8
|
в
т.ч. с грузом, тыс. км
|
274
|
191
|
170,4
|
115,8
|
210,9
|
205,8
|
Перевезено
грузов, тыс. тонн
|
73
|
56
|
42,1
|
32,7
|
97,3
|
95
|
Коэффициент
использования автопарка
|
0,32
|
0,21
|
0,38
|
0,30
|
0,70
|
0,42
|
Коэффициент
использования пробега
|
0,44
|
0,42
|
0,33
|
0,31
|
0,58
|
0,51
|
Коэффициент
технической готовности
|
0,95
|
0,99
|
0,87
|
0,93
|
0,95
|
0,95
|
Коэффициент
использования грузоподъемности
|
0,51
|
0,59
|
0,37
|
0,35
|
0,59
|
0,59
|
Средняя
продолжительность работы в сутки, часов
|
8
|
8
|
9
|
7,69
|
8
|
8
|
Себестоимость
1 т/км, руб.
|
5,19
|
3,58
|
6,27
|
8,83
|
3,76
|
2,84
|
Выработано
машино - дней 1 автомобилем
|
116
|
76
|
137,1
|
109,3
|
256,2
|
118
|
Затраты
по автопарку всего, тыс. руб.
|
3249
|
1611
|
3222
|
3319
|
1366
|
1141
|
Коэффициент использования автомобильного парка в
ЗАО «СХП «Ембаевское» снижается в 2012 г. относительно 2011 г., что вызвано
простоями автомобилей из-за технической неисправности, длительным нахождением в
ремонте, отсутствием запасных частей, простоями под погрузкой, разгрузкой и
т.д. Также наблюдается тенденция снижения коэффициента использования пробега.
Это происходит из-за выполнения рейсов без груза. Коэффициент технической
готовности зависит от наличия ремонтных мастерских, уровня организации
технического обслуживания грузовых автомобилей, наличия ремонтного оборудования
и запасных частей, а также специалистов по техническому обслуживанию грузовых автомобилей.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобилей в последние 2 года
остался на прежнем уровне. Чем меньше удельный расход топлива, смазочных
материалов, количества рейсов и других показателей на единицу перевезённого
груза, тем выше значение этого коэффициента.
Обобщающим показателем работы автотранспорта
является себестоимость перевозок, представляющая собой затраты на выполнение
единицы транспортных работ. Так, себестоимость в 2011 и 2012 гг. снизилась за
счет повышения коэффициента использования грузоподъемности и сокращения времени
простоев под погрузкой-разгрузкой.
. Анализ обеспеченности предприятия водителями,
их качественный состав с использованием метода группировки
Трудовые ресурсы предприятия как главная и
производительная сила представляют собой важный фактор производства,
рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства
сельхозпродукции и его экономической эффективности.
Состав, размер и структура водителей ЗАО «СХП
«Ембаевское» представлены в таблицах 5.1 и 5.2
Таблица 5.1
Состав водителей ЗАО «СХП «Ембаевское»
Группы
водителей по классности
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2012
год в % к 2008 году
|
1
|
184
|
175
|
187
|
191
|
190
|
102,94
|
11
|
17
|
26
|
25
|
24
|
22
|
132,43
|
111
|
1
|
1
|
2
|
1
|
0
|
29,10
|
Без
класса
|
10
|
5
|
4
|
6
|
57,70
|
ВСЕГО
|
212
|
208
|
218
|
223
|
218
|
102,86
|
Таблица 5.2
Структура водителей ЗАО «СХП «Ембаевское»
Категории
работников
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2012
год - 2008 год
|
1
|
86,90
|
84,04
|
85,89
|
85,85
|
86,99
|
0,09
|
11
|
7,99
|
12,63
|
11,39
|
10,85
|
10,29
|
2,30
|
111
|
0,53
|
0,69
|
0,74
|
0,66
|
0,15
|
-0,38
|
Без
класса
|
4,58
|
2,64
|
1,98
|
2,65
|
2,57
|
-2,01
|
ВСЕГО
|
100,00
|
100,00
|
100,00
|
100,00
|
100,00
|
0,00
|
Данные таблицы показывают, что структура
водителей предприятия постоянна. Наибольшую долю в структуре водителей занимают
водители 1 класса. Их доля в структуре затрат в 2008 году занимает 87%, в 2009
году - 84%, в 2010 году - 86%, в 2011 году - 86% и в 2012 году значение опять
достигло уровня 2008 года - 87%.
В количественном выражении численность водителей
1 класса увеличилась на 6 чел. или на 2,94%. Сократилась численности водителей
3 класса и водителей без класса. В целом по предприятию численность водителей
выросла на 6 чел. или на 2,86%.
Движение рабочей силы на предприятии, связанное
с приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку
уровень стабильности кадров - один из факторов, оказывающих влияние на
производительность труда и эффективность производства.
Анализ движения рабочих кадров выполняется путем
расчета следующих коэффициентов:
Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как
отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к
среднесписочной численности работников.
Коэффициент оборота рабочей силы по приему -
отношение числа принятых к среднесписочной численности работников.
Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению -
отношение числа уволенных к среднесписочной численности работников.
Коэффициент текучести - отношение численности
уволившихся по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой
дисциплины к среднесписочной численности работников.
Показатели движения водителей ЗАО «СХП
«Ембаевское» представлены в таблице 5.3.
Таблица 5.3
Движение водителей ЗАО «СХП «Ембаевское»
Показатели
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2012
год в % к 2008 году
|
1.
Среднесписочная численность водителей, чел.
|
212
|
208
|
218
|
223
|
218
|
102,86
|
2.
Принято на предприятие, чел.
|
10
|
8
|
9
|
5
|
6
|
258,33
|
3.
Выбыло с предприятия, чел.
|
8
|
7
|
7
|
6
|
6
|
83,75
|
3
а) в том числе по собственному желанию и за на рушение трудовой дисциплины
|
8
|
7
|
7
|
6
|
6
|
78,95
|
4.
Коэффициент оборота по приему, % (п.2 : п.1)х100
|
1,3
|
1,1
|
3,1
|
6
|
4,7
|
360,76
|
5.
Коэффициент оборота по выбытию, % (п.3 : п.1)х100
|
8,5
|
8,4
|
9,5
|
10,1
|
10,1
|
119,25
|
5.
Коэффициент текучести, % (п.3а : п.1)х100
|
8,1
|
8,0
|
8,0
|
9,7
|
9,1
|
112,06
|
На протяжении исследуемого периода текучесть
кадров высокая: от 8,0% до 9,7%. В 2012 году по сравнению с 2008 годом значение
этого показателя ухудшилось на 12,06%. Это связано с оттоком рабочей силы с
предприятия и необходимостью занимать освободившиеся места новыми работниками.
Важной составной частью анализа
производительности труда является анализ использования рабочего времени,
приведенный в таблице 5.4.
Таблица 5.4
Использование фонда рабочего времени
Показатели
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2012
год в % к 2008 году
|
1.
Среднесписочная численность водителей, чел.
|
212
|
208
|
218
|
223
|
218
|
102,86
|
2.
Время, отработанное всеми работниками, тыс.час.
|
1846
|
1728
|
1546
|
1357
|
1242
|
67,28
|
3.
Отработано всеми работниками, тыс.чел.-дней
|
238
|
227
|
195
|
170
|
155
|
65,13
|
4.
Количество дней, отработанных одним работником
|
253
|
261
|
241
|
225
|
234
|
92,69
|
5.
Время, отработанное одним работником, ч.
|
1966
|
1984
|
1913
|
1795
|
1879
|
95,57
|
6.
Средняя продолжительность рабочего дня, ч.
|
7,8
|
7,6
|
7,9
|
8
|
8,0
|
102,73
|
На предприятии в 2012 году по сравнению с 2008
годом на 19 дней снизилось количество отработанных одним водителем дней. За
счет этого на 4,43% снизилось количество отработанных часов за год одним
водителем, хотя средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 12 минут
или на 2,73%.
. Анализ взаимосвязи показателей использования
автопарка с факторами, на нее влияющими
Анализ структуры затрат по ЗАО «СХП «Ембаевское»
показывает, что наибольший удельный вес занимает стоимость потребленных
топлива, запчастей и материалов (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Структура затрат на грузовые перевозки в ЗАО «СХП
«Ембаевское», %
Статьи
затрат
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Затраты
на оплату труда
|
18,9
|
20,5
|
24,3
|
22,2
|
23,2
|
26,6
|
Отчисления
на социальное страхование
|
2,3
|
2,6
|
3,0
|
2,8
|
2,9
|
3,3
|
Амортизационные
отчисления
|
4,4
|
6,1
|
9,3
|
14,1
|
12,7
|
10,6
|
Материалы
(топливо, запчасти, стройматериалы и т.д.)
|
66,0
|
65,0
|
54,3
|
56,8
|
57,7
|
55,8
|
Ремонт
на стороне
|
6,5
|
2,7
|
6,8
|
|
|
|
Прочие
денежные затраты
|
1,8
|
3,1
|
2,2
|
4,1
|
3,5
|
3,7
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Основными причинами такого положения, на наш
взгляд, являются: рост цен на топливо, рост уровня инфляции, изношенность
автомобильного парка и ряд других причин, в том числе, состояние дорог. При
работе в плохих дорожных условиях увеличивается расход топлива и смазочных
материалов, износ шин, сокращается периодичность проведения технического
обслуживания подвижного состава, чаще возникает необходимость в текущем
ремонте.
Стоимость перевозок на дорогах с
усовершенствованным покрытием снижается на 12 - 15%.
Используя прием элиминирования, можно определить
степень влияния отдельных факторов на объем выполненных работ грузовым
автотранспортом.
Таблица 6.2
Влияние отдельных факторов на объем выполненных
работ грузовым автотранспортом
Показатели
|
2012
|
Отклонение
от плана:
|
|
План
|
факт
|
|
|
а
|
б
|
в
|
1.
Среднесписочное число грузовых автомобилей
|
224
|
225
|
+1
|
2.
Отработано дней в среднем на один автомобиль
|
236
|
241
|
+6
|
3.
Среднесуточный пробег автомобиля с грузом, км
|
118
|
116
|
-2
|
4.
Средняя загруженность автомобиля, т
|
3,6
|
3,8
|
+0,2
|
5.
Выполнено работ, тыс.т/км Отклонение объема выполн. работ, тыс.т/км в том
числе за счет изменения
|
22456627
|
23902380
|
1445752,8
|
численности
автомашин (стр.1в´стр.2а´3а´стр.4а)
|
|
|
100252,8
|
количества
отработанных дней (стр.1б´стр.2в´стр.3а´стр.4а)
|
|
|
477900
|
среднесуточного
пробега (стр.1б´стр.2б´стр.3в´стр.4а)
|
|
|
-390420
|
средней
загруженности автомобиля (стр.1б´стр.2б´стр.3б´стр.4в)
|
|
|
1258020
|
Т.о. изменение объема работ, выполненное в 2012
году в сравнении с планом выросло на 1445752,8 тыс. т./км., в т.ч. за счет:
фактического роста численности автомашин объем
работ вырос на 100252,8 тыс.т/км,
за счет роста количества отработанных дней - на
477900 тыс.т/км,
за счет сокращения среднесуточного пробега
произошло снижение на 390420 тыс.т/км,
за счет роста средней загруженности автомобиля -
на 1258020 тыс.т/км.
Выводы и предложения по использованию автопарка
в хозяйстве
На основе исследования ЗАО «СХП «Ембаевское»
сделаны следующие выводы, направленные на повышение эффективности использования
грузового автомобильного транспорта в сельском хозяйстве.
Отличительными особенностями формирования
грузового автопарка сельскохозяйственных предприятий являются: сезонность
использования грузовых автомобилей; необходимость иметь в сельскохозяйственных
предприятиях машины разной грузоподъемности; многообразие видов и марок
грузовых автомобилей; невозможность или сложность замены марок автомобилей на
некоторых видах грузоперевозок.
Анализ состояния и использования грузовых
автомобилей показывает, что их количество с каждым годом уменьшается. Это
вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка, уменьшением объемов
приобретаемой техники и перехода грузовых автомобилей из государственной
собственности в частную. Наряду с этим с каждым годом увеличивается количество
автомобилей, пребывающих в эксплуатации свыше 13-ти лет.
Основные показатели работы автомобилей - это
производительность и себестоимость перевозок, которые зависят, прежде всего, от
условий, в которых используются транспортные средства. На снижение
себестоимости и повышение эффективности использования автопарка влияют такие показатели,
как коэффициент технической готовности автопарка, коэффициент использования
автопарка, коэффициент использования пробега, степень использования
грузоперевозящего подвижного состава в сельскохозяйственных предприятиях,
коэффициент выхода автопарка, коэффициент использования грузоподъемности
автомобилей.
В сельском хозяйстве возрастает роль организации
и управления транспортными процессами, оказывающими существенное влияние на
эффективность использования автомобильного транспорта и предприятия в целом. К
современным методам оперативного руководства и управления работой
автомобильного транспорта относятся: диспетчерская служба сельскохозяйственных
предприятий, оперативные графики транспортных процессов на напряженные периоды,
применение ЭВМ и современной оргтехники для сбора и обработки оперативной
информации по выполнению транспортных процессов и другие. К сожалению, как
показали исследования, на современном этапе отсутствуют четкие комплексные
планы оперативного управления и организации работы транспортного парка даже на
период уборки урожая.
В качестве предложений по использования в
сельскохозяйственных предприятиях можно выделить: методический подход по
формированию оптимального состава автотранспорта и его использования в
сельскохозяйственных предприятиях на основе экономико-математических методов;
экономико-математическую модель с блочно-диагональной структурой по определению
состава грузового автомобильного транспорта; разработанную информационную
систему по учету работы грузового автотранспорта, которая позволяет
автоматизировать формирование месячных, квартальных и годового отчетов по учету
работы водителей, по учету работы автомобилей, по отнесению затрат на основное
производство в разрезе субсчетов, сводного отчета по автопарку; автоматизированную
информационную систему по расчету себестоимости 1т/км; предложения по
совершенствованию процесса управления и эффективности использования грузового
автотранспорта в сельскохозяйственных предприятиях на основе применения
спутниковых навигационных и геоинформационных систем.
Список литературы
1. Абалонин
С.Л.«Стратегические зоны хозяйствования АТП» //Автомобильный транспорт №6-2009
с.17-18;
2. Азымова
Т.Н. Особенности деятельности предприятий автомобильного транспорта, //Главный
бухгалтер» №4-2009 с.17-20
. Анисимов
А.П., Экономика, планирование и анализ деятельности сельскохозяйственных
предприятий, М.: Транспорт-2010 г.;
. Вельможин
А.К., Гудков В. П. «К вопросу о рынке транспортных услуг» //Автомобильный
транспорт №3-2010 с.14015.
. Кулинцев
Ф.С., Колосова Т.И. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных
предприятий, М.: -2011 г.
. «Российский
статистический ежегодник», Федеральная служба государственной статистики,
2012г.
. Савицкая
Г.А. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК» Минск-2008 с.100-112
. Сайранов
Р.Н., Гайсин Р.С. Организация материального стимулирования работников
автопарка, Уфа - 2009 с.20-23
. «Статистика
транспорта», Е.В. Петрова, О.И. Гончаренко, А.Л. Кевеш, Под ред. М.Р. Ефимовой.
- М.: Финансы и статистика, 2011.
. «Теория
статистики», под редакцией профессора Р.А.Шмойловой, Москва, 2012г.
. Экономика,
планирование и организация предприятий автомобильного транспорта под. ред.
Голованенко С.Л. //М.: «Высшая школа»»-2008 г.
. Шеремет
А.Д., Сайфуллин Р.С., Методика финансового анализа, М.: Инфра-М 2011. с.50-70
. Анилов
В.А. «Правила движения к успеху» //Нефть России» № 5-6 2000 г. с.62-63