Дизайн проект интерьеров экологического образовательного центра 'Подорожник' в национальном парке 'Нижняя Кама'
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху, эпоху глобального экологического кризиса, когда мощность цивилизации стала сопоставимой с мощностью самих природных процессов, всё чаще звучат тревожные предупреждения о возможных катастрофических для человечества последствиях антропогенного давления на природу.
До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных. Но очень скоро поняли, что данные меры не достаточны для защиты природы и прежде всего надо повышать экологическую грамотность населения.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности населения непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания "учебного кабинета в природе". Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой "дикой" природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности. Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: педагогов и студентов; старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ; родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.
Актуальность темы: воспитание культуры поведения людей в природе. То есть, таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе. А точнее о растительном и животном мире, геологическом строении местности и многом другом. Совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Объект исследования: экологическая тропа над поверхностью земли в виде моста и разветвляющийся путями к домикам среди крон деревьев, а конечным объектом исследования является эколого-образовательный центр «Подорожник» со своей инфраструктурой.
Предмет исследования: интерьеры экологического центра.
Цель исследования: проектирование комплекса построек экологического центра с минимальным уроном для окружающей природы посредствам архитектурных и конструктивных приемов, а так же создание внутреннего интерьера гармонично вписывающегося в окружающую природу.
Задачи: следуя из поставленной цели, мы разработали следующие.
Изучение истории вопроса
Исследование окружающей среды на местности: выявление особенностей перепадов высот рельефа, заболоченности, состава грунта, растительности, климатических характеристик, близ лежащие населённые пункты и подводимые к ним коммуникации, сложившуюся вокруг инфраструктуру.
Сбор и анализ аналогов, выявление и характеристика существующих тенденций формирования архитектурных концепции и художественного образа интерьеров.
Привязка объекта к местности.
Определение возможности автономного функционирования объекта на основе современных экологических средств генерации энергий тепла и электричества, использования артезианских источников воды и многое другое без подвода коммуникаций из соседних населённых пунктов.
Организационные мероприятия проекта: разработка программы посещения для туристический групп в составе 35-40 человек, число сеансов в сутки, определения необходимого количества человек обслуживающего персонала и их график работы.
Проектирование объекта:
Экологический центр: разработка планов этажей и террас, разрезов, зонирования, построения функциональных схем, планов размещения мебели и оборудования, коммуникаций и эвакуации на случай пожара.
Мост: разработка конструкции вантового моста и плана размещения его на местности, проработка мероприятий для его обслуживания и защиты от возможного падения деревьев.
Индивидуальный, компактный дом, находящийся над землёй в кронах деревьев: планы, разрез, фасады и функциональное зонирование внутреннего пространства.
Разработка художественного образа интерьеров: проектирование отдельных интерьеров, предметов мебели и декора.
Подбор отделочных материалов.
Реализация проектной части сформированной идеи с использованием инженерных программ САПР (системы автоматизированного проектирования).
Для архитектурной части AutoCAD 9 и ArchiCAD 12. Расчет освещения DIALux v.4.6. Визуализация в 3dsMAX 10 + VRay 1.5. Верстка графической части: Photoshop 9, CorelDRAW 13.
Методологическим принципом данного исследования стало выявление основных новейших концепций экологического проектирования, их сравнение и анализ.
Структура дипломного проекта. Работа состоит из: планшета, пояснительной записки, презентации с видеороликом.
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП
Под экологической тропой мы понимаем специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие посетители получают устную или письменную информацию об этих объектах с помощью экскурсовода и стендов. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
История организации таких маршрутов в природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях - в национальных парках Северной Америки, а позднее - и в Западной Европе.
Большую популярность они получили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Широко известны тропы Лахемааского национального парка в Эстонии протяженностью 4-12 км.
Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно. Одной из первых была разработана и создана "Тропа Бажукова", пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди неповторимых по красоте памятников природы - отвесных скал, глубоких карстовых провалов, живописных гротов, и озер. Над разработкой данной тропы трудились преподаватели и студенты Уральского университета.
Не менее известны экологические тропы, созданные в Московской области преподавателями и студентами Московского университета, а школьники Московских школ разработали проект тропы природы "Матвеевский лес", проходящей по окраине Москвы, оборудована "Тропа следопытов" в Измаиловском парке столицы. "Учебная экологическая тропа", проходящая по живописному берегу реки Оки, создана под руководством учителей школьниками города Пущино Московской области. Сейчас в России насчитывается около трехсот таких троп.
.1 Социальные функции
Четверть века назад, когда в нашей стране стали появляться первые тропы подобного типа, они назывались «учебными тропами природы».
Подразумевалось, что такая тропа - это место, где «мы изучаем природу» или где «природа нас учит». Другими словами, основная идея создания тропы заключалась (да и сейчас заключается), прежде всего, в эко логическом обучении и воспитании тех, кто посещает охраняемые природные территории. Именно поэтому в последнее время стал все чаще употребляться термин «экологическая тропа», или, для краткости - «экотропа».
Наряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания, тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за величиной потока посетителей и выполнением установленных правил. Таким образом, основные цели создания экотроп можно объединить в две группы: эколого-просветительская и природоохранная.
Эколого-просветительская: сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора; формирование экологической культуры - как части общей культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой.
Природоохранная: локализация посетителей природной территории на определен ном маршруте.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экотропах состоит в том, что он строится на основе не дидактического, а непринужденного усвоения информации и норм поведения в природ ном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте.
1.2 Тенденции развития образовательных экотроп и центров
Экологические тропы классифицируют по разным критериям, прежде всего, по длине маршрута или его продолжительности. Общепринятой классификации по этим критериям не существует, т.к. они весьма относительны: тропа, имеющая длину 4-5 км , для небольшого по площади национального парка типа «Лосиного острова» войдет в категорию длинных, а для обширного национального парка «Югыд-Ва» будет считаться короткой. В городских условиях средняя длина экотроп может колебаться от нескольких сот метров до нескольких километров. В дикой природе их длина может достигать десятков, а то и сотен километров. Известная Аппалачская тропа в США имеет длину 3300 км. В нашей стране аналогичные тропы создаются на Байкале (Большая Байкальская тропа - ББТ), начаты разработки проектов на Камчатке и Урале.
Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого.
Тропы также различают по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации.
Подразделять экотропы по возрастным категориям населения чаще всего не имеет большого смысла. Понятно, что тропы для младшей возрастной категории (дошкольников и учеников младших классов), а так же для посетителей в возрасте более 60 лет должны быть короче и легче для прохождения, чем для молодежи и людей среднего возраста.
Однако сделать так, чтобы той или иной тропой пользовалась только определенная категория посетителей, практически нереально. Поэтому при создании экологических троп приходится ориентироваться на «усредненного посетителя», разрабатывая при этом варианты экскурсий для разных возрастных и иных категорий.
Есть еще ряд критериев для классификации экотроп, например, способ прохождения. Большинство городских троп предназначены только для пешеходов, редко для велосипедистов. При наличии соответствующих природных условий можно создавать тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды и т.д. Раз личные способы передвижения могут сменять друг друга на маршруте.
На наш взгляд, основным критерием классификации троп природы всё-таки является их назначение: выделяют познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические. Каждый тип имеет свою специфику.
Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность в среднем 4-8 км. Одиночных посетителей по возможности объединяют в группы, и в сопровождении проводника или с путеводителем они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. На таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетители получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.
Второй тип - познавательно-туристские тропы. Их протяженность колеблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков.
Длительность путешествия может составлять от 1-2 дней до целого отпуска.
Как и тропы первого типа, познавательно туристские маршруты можно проходить с проводником и самостоятельно. Во втором случае тропы тщательно размечают на местности, а группы туристов не только снабжаются буклетами, но и проходят специальный инструктаж перед выходом в маршрут. Главные составляющие такого инструктажа - техника безопасности и правила поведения туристов на природе. Кроме того, каждая группа туристов должна обладать простейшими знаниями о том, как бороться с нарушителями правил охраны природы, случайно встреченными на тропе.
Третий тип - учебные экологические тропы. Это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. Вместе с тем они должны быть доступны (интересны и понятны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода.
Им может быть не только сотрудник особо охраняемой природной территории, но и учитель. Если в создании тропы принимали участие сами школьники или студенты, то весьма желательно, чтобы кто-то из них и проводил, хотя бы изредка, обучающие экскурсии по тропе. Для самостоятельных посетителей тропа оборудуется указательными знаками, информационными стендами. Подготавливаются информационные буклеты.
Специализированные экотропы разрабатываются для людей с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие).
Этот вид экотроп в настоящее время получает все большее распространение во многих странах мира.
Уличные тротуары, входы в метро, другие городские планировочные элементы, дверные проемы в городском транспорте постепенно приспосабливают для того, чтобы ими могли пользоваться люди с физическими недостатками (устраивают пандусы параллельно лестницам, увеличивают ширину входа в здание, чтобы могла проехать инвалидная коляска). Точно так же при проектировании экотроп всегда рассматривается вопрос о том, сможет ли она целиком или какая-то ее часть быть доступной для людей с ограниченными физическими возможностями.
1.3 История и особенности национального парка «Нижняя Кама»
Национальный парк «Нижняя Кама» создан в 1991 году для сохранения и восстановления уникального природного комплекса самых богатых флористически и типологически лесных массивов и пойменных луговых сообществ Республики Татарстан и использования их в научных, рекреационных, просветительских и культурных целях.
Географическое положение. Парк располагается на северо-востоке Республики Татарстан в пределах Восточного Предкамья и Восточного Закамья, в долине реки Камы и её притоков Тоймы, Криуши, Танайки, Шильнинки. Административно территория парка расположена в пределах двух административных районов - Тукаевского и Елабужского. Площадь национального парка - 26601 га.
Климат. Климат территории умеренно-континентальный с тёплым летом и умеренно холодной зимой с образованием устойчивого снежного покрова. Из местных климатических факторов стоит отметить особенности строения рельефа и наличие на территории крупного водного бассейна - Нижнекамского водохранилища. Климат смягчается за счёт западного переноса воздушных масс. Самым тёплым месяцем является июль со среднемесячной температурой воздуха 19,6 градусов Цельсия. Самый холодный месяц январь, со средней температурой -13,8 градусов Цельсия. Период с положительными среднемесячными температурами длится с апреля по октябрь; с ноября по март среднемесячные температуры воздуха отрицательные. Среднегодовая относительная влажность - 76 %. Годовое количество осадков - 420-480 мм. Около 70% осадков выпадает в тёплое время года. Преобладающими ветрами являются западные, юго-западные и южные. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,3-5,0 м/с. Наиболее высокие значения скорости ветра зимой. Воздействие Нижнекамского водохранилища проявляется в увеличении скорости ветра над водной поверхностью и в прибрежной зоне суши на расстоянии 4-5 км.
Рельеф. Поверхность территории слабо волнистая, расчлененная долинами малых рек и ручьёв, овражно-балочной сетью. Общий наклон поверхности в сторону долины р. Кама. Древние и современные речные долины приурочены к областям тектонических понижений. Водоразделы соответствуют тектоническим структурам, характеризующимся положительными неотектоническими движениями. Морфоскульптурные особенности объединяются в три генетических категории рельефа: денудационный, аккумулятивный и эрозионно-денудационный. Денудационный рельеф представлен позднеплиоценовой поверхностью выравнивания, расположенной на абсолютных отметках 180-232 м. Аккумулятивный рельеф включает в себя аллювиальные равнины левобережья Нижнекамского водохранилища на абсолютных отметках 100-130 м, осложненные западинами, дюнами, грядами; аллювиальные равнины третьей и четвертой надпойменных террас р. Кама, которые соответственно располагаются на отметках 70-90 м и 90-115 м; современная аллювиальная равнина объединяет надпойменные террасы Камы, Тоймы, Танайки и Шильны с абсолютными отметками 63-100 м. Эрозионно-денудационный рельеф, широко представленный на территории парка, представлен склонами и занимает абсолютные высоты от 63 до 180 м. Высокий правый берег Камы изрезан логами. Тулапин Лог, Малый Ерхов и Большой Ерхов Лога, Малиновый и Богатый Лога врезаются в глубь Большого Бора на 1,5-2,0 км. Для лесного массива левобережья Камы характерно небольшое проявление карста. Для лесного массива Большой Бор характерны эоловые формы рельефа, сформированные 7-8 тыс. лет назад - параболические дюны, продольные дюны, эоловые бугры и котловины выдувания. Удивительной привлекательностью обладают обрывистые песчаные уступы Большого Бора, в основании которых находятся породы мергеля с останками древней флоры и древней фауны, с редко встречающимся на территории Татарстана, розовым головчатым гипсом, достигающим в диаметре 60 см.
Основные реки и озёра. Территория парка разделена крупной рекой Кама, которая в настоящее время перегорожена плотиной ГЭС и превратилась в огромный водный бассейн - Нижнекамское водохранилище. В основном все реки парка имеют смешанное питание, представленное снеговым, подземным и дождевым питанием. На р. Кама и малых реках закономерны весенние половодья, которые длятся 30-50 дней. Ниже плотины ГЭС сохранились уникальные пойменные сообщества, где расположено множество старичных озёр, многие из которых достигают в длину 1,5 км. Незначительно представлены на территории парка мелководные лесные озёра суффозионного типа, занимающие котловины в северной части Большого Бора с относительными глубинами 1,5-7,5 м.
Растительный мир. Положение парка на границе трёх природно-климатических подзон (широколиственно-еловых и широколиственных лесов, луговых степей) обусловило разнообразие природно-ландшафтных комплексов и флоры парка. Уникальные эталонные Елабужские и Танаевские пойменные луга представлены заливными лугами, многочисленными старичными озёрами, фрагментами осокорников и хорошо сохранившейся дубравой в районе озера Бока. Растительность представлена несколькими ассоциациями: разнотравно-мятликовая, кострово-кровохлёбковая, осоково-мятликовая, кострово-мятликовая с лисохвостом, овсянице-разнотравная. Флора лугов представлена более чем 200 видами растений. Среди них многие виды внесены в Красную Книгу Республики Татарстан - кувшинка белоснежная, кубышка жёлтая, солонечник русский, горечавка лёгочная, валериана лекарственная, подорожник наибольший, сальвиния плавающая (доледниковый реликт), рдест Фриза, гирча тминолистная, алтей лекарственный, касатик аировидный, ряска горбатая, гвоздика луговая. Пойменные луга не изъяты из хозяйственного обращения, в связи с чем, на них сохранены традиционные виды деятельности, в частности сенокошение, любительская рыбалка, экологический туризм. Лесные ценозы представлены обособленными лесными массивами. Наиболее распространёнными в парке являются сосняки (сложные, бруснично-кисличные, зеленомошные, вейниковые, орляковые), ельники, елово-пихтовые и сосново-широколиственные леса. Лиственные насаждения представлены липняками, березняками, осинниками, осокорниками и небольшими дубовыми рощами.
На левом берегу Камы, всего в 1,5 км от городской черты Набережных Челнов, расположен Белоусский лес, изюминкой которого является урочище пихтарников Кзыл-Тау. Это самая южная точка ареала пихты сибирской. Здесь ель и пихта образуют свои естественные насаждения в непосредственном соседстве с лесостепью. Характерной особенностью этого леса является участие в древостое и подлеске сосняков ели и пихты, дуба и липы. Травянистый покров также изобилует таёжными (линнея северная, грушанка зеленоцветная, черника, голокучник Линнея, кислица обыкновенная) и неморальными (недоспелка копьевидная, цицербита уральская (эндемик), осока волосистая, коротконожка лесная, ветреница лесная, любка двулистная, пролесник обыкновенный) видами растений. Большой Бор расположен на водоразделе рек Кама и Тойма (правобережье р. Кама). По типологии леса он остаётся самым богатым лесным массивом Республики Татарстан. В растительном покрове Большого Бора преобладают сосновые леса с участием темнохвойных (ель финская, пихта сибирская) и широколиственных (липа сердцевидная, дуб черешчатый, клён остролистный) пород, с сочетанием в травяно-кустарничковом ярусе представителей лесостепи и тайги (грушанки, зимолюбка зонтичная, неоттианте клобучковая, воронец красноплодный, кизильник черноплодный, вишня степная, наголоватка васильковая, двулепестник альпийский, овсяница ложноовечья, овсяница валлийская, пустынница длиннолистная).
Малый Бор и Танаевская Дача находятся в непосредственной близости от старинного купеческого города Елабуги. Танаевская Дача - это рукотворный лес, который был восстановлен в период 1920-60-х годов на сельскохозяйственных угодьях из небольших сосновых массивов естественного происхождения площадью около 300 га. Он расположен на правом коренном берегу р. Кама. В пределах лесного массива помимо сосняков также отмечены участки лиственничного леса и небольшие прибрежные «островки» из белого тополя. Травянистый покров склоново-береговых участков южной экспозиции Танаевского леса несёт элементы остепнения, здесь встречаются шалфей степной, шалфей сухостепной, козелец пурпуровый, живучка ползучая, волдырник ягодный, луговик дернистый, тонконог сизый, мордовник русский, ковыль перистый, кендырь сарматский (эндемик), большинство из которых занесены в Красную Книгу Татарстана и в Красную Книгу России. Обширные площади прилегающей территории заняты злаково-разнотравными суходольными лугами. Малый Бор отнесён к особо охраняемой зоне парка. Массив представлен рядом средневозрастных и приспевающих сосновых лесов (сосняки сложные, сосняки брусничные, сосняки черничные, сосняки липовые осоково-снытевые, сосняки орляково-разнотравные, сосняки зеленомошные, сосняк лещиновый) с участием липы и дуба в подросте, разрозненными участками ельников (ельник сложный, ельник черничный). Южная опушка граничит с торфяным болотом и пойменными заливными лугами, где преобладающими являются ивняки и ольшаники. Сопутствующими лесообразующими породами в Малом Бору является берёза бородавчатая, ясень обыкновенный, клён остролистный, липа сердцевидная, осина. Флора национального парка представлена более чем 650 видами высших сосудистых растений, основу которых составляют лесные (бореальные, боровые, неморальные) виды, произрастающие в залесённых и лесоопушечных экотопах; а также растения суходольных и пойменных лугов, которые приурочены к водоразделам и долине реки Кама, к долинам малых рек. Также на территории парка произрастают около 100 видов лишайников, более чем 50 видов мхов, более 100 видов грибов-макромицетов (спарассис курчавый, ежовик коралловидный занесены как в Красную Книгу Татарстана, так и в Красную Книгу России).
Произрастающие в парке ковыль перистый, пыльцеголовник красный и неоттианте клобучковая занесены в списки Красной Книги России; 86 видов растений, присутствующих во флоре национального парка, занесены в Красную Книгу Татарстана.
Животный мир. Фауна парка в целом типична для востока средней полосы европейской части России. Млекопитающие представлены 42 видами. Среди них и типичные обитатели леса: лось, косуля, кабан, рысь, барсук, куница лесная, белка, ласка; и обитатели водоёмов и их прибрежной части: бобр, ондатра, выдра, енотовидная собака. Обитающие в национальном парке ночница водяная, ушан бурый, нетопырь лесной, мышовка лесная и бурундук являются редкими видами и занесены в Красную Книгу Татарстана. Достаточно разнообразна орнитофауна (более 190 видов, в том числе 136 видов гнездящихся), что обусловлено разнообразием экотопов. Большинство видов относятся к лесным, к видам открытых пространств и к видам водно-болотных угодий. К фоновым относятся коршун чёрный, ястреб-тетеревятник, кряква обыкновенная, цапля серая, большой пёстрый дятел, вальдшнеп, чайка озёрная, неясыть серая, сойка и др. В весеннее время на пролёте в пойменных лугах отмечены журавль серый, гуси, фламинго розовый. Зимой не редкость на открытых пространствах сова полярная. Редкими являются 22 вида птиц (занесены в Красную Книгу Татарстана) - филин, неясыть серая, неясыть длиннохвостая, сова полярная, орлан-белохвост, пустельга обыкновенная, ремез, кедровка, хохотун черноголовый. Также фауна представлена 10 видами земноводных (редкие виды - тритон гребенчатый, жаба серая), 6 видами пресмыкающихся (редкие виды - гадюка обыкновенная, медянка, веретеница ломкая), 16 видами рыб (озёрные и речные виды, такие как щука, судак, берш, сазан, стерлядь, лещ, налим, сом, синец, вьюн, игла рыба каспийская и др.). Достаточно обильно представлены беспозвоночные - более 1000 видов, 43 из которых занесены в Красную Книгу Татарстана.
Экологический туризм. Экскурсионные маршруты:
. Экскурсионный маршрут «Красная горка близ Елабуги» Прогулки и отдых на Красной горке - стародавняя традиция горожан со времен купеческой Елабуги. Панорамный вид долины реки Кама привлекает сюда и современное поколение любителей и ценителей природы. В районе урочища Красная Горка высокий камский берег нависает над руслом реки. Огромные глыбы известняка и плитчатого песчанистого мергеля у самой бровки обрамляют край обрыва. В ясную погоду на горизонте хорошо различимы колокольни церквей и минареты мечетей Елабуги, изумрудный силуэт Большого Бора, извилистое русло Камы и отблеск сотни пойменных озёр. За красоту и совершенство здешних мест названо это урочище «Красной Горкой». Экскурсия примечательна тем, что проходит по самым интересным с исторической и природоведческой точки зрения местам. Это и чистейшей воды родник «Лесная сказка», и знаменитый «шишкинский» лог, запечатленный великим художником И.И. Шишкиным на картине «Кама» (1882), и укромные лесные поляны, запечатленные живописцем в офорте «Тайга» (1880) и на рисунке «Папоротники» (1877). Кульминационной точкой экскурсии становится «Красная Горка», всемирно известная по произведениям И.И. Шишкина, таким как «Красная Горка близ Елабуги» (1852), офорт «На Каме близ Елабуги» (1895), рисунок «У костра» (1861), этюд «Обрыв» (1890). Весь коренной берег Кама, в том числе и обрывистый склон «Красной Горки», представляет собой научный интерес как геологический памятник природы, поскольку это опорные геологические разрезы казанского, татарского, уфимского ярусов Верхнее-пермских отложений, имеющие международное классификационное значение. Здесь отчётливо прослеживается переслоение пёстроокрашенных (красных с голубыми лингуловыми) глинами и песчанистых мергелей уфимского яруса, залегающих под известняками в обнажении «Красная Горка», отражая историю формирования осадочных комплексов Нижнего Прикамья во взаимосвязи с тектоническими движениями и трансгрессией древнего моря.
. Экскурсионный маршрут «Святой Ключ близ Елабуги» Во времена купеческой Елабуги, когда колокольный звон Елабужских церквей и соборов разливался далеко по окрестностям, вокруг города находилось семь святых целебных родников. С тех пор лишь Святой Ключ Пантелеймона-целителя остался в неизменном виде, таким, каким он был запечатлен И.И. Шишкиным на картине «Святой Ключ близ Елабуги» (1886). Этот целебный источник, ежегодно освящаемый в день Святого Пантелеймона, находится в лесном массиве Малый Бор, что в нескольких километрах от города. Родник находится в очень живописной и экологически чистой местности. Недаром испокон веков здесь расположена лесная пасека. В разные периоды творчества И.И. Шишкина пасека в Малом Бору служила мотивом для создания ряда работ, в том числе «Пасека» (1884), «Ульи в лесу» (1884).
Экологическая экскурсия по Малому Бору начинается на Старой Челнинской дороге Московско-Казанской ветви Сибирского тракта. Эта дорога была выстроена по Указу самой императрицы Екатерины II, потому и носит она название «Екатерининской». Мостки и дорога на всём протяжении вымощены бутовым камнем (разновидность природного известняка). Далее экологическая тропа проходит через сосновый лес. Пересекая старое торфяное болото с многочисленными озёрами, экскурсанты оказываются на пойменном лугу. В целом экскурсия знакомит посетителей как с историческим прошлым лесного массива, так с его уникальными экосистемами, флорой и фауной.
. Экскурсионный маршрут «Лесные озёра» Эта экскурсия является продолжением изучения лесного массива Большой Бор, его геологических особенностей, растительного и животного мира. В северной части Большого Бора существует «цепь» лесных мелководных озер, относящихся к так называемым озерам суффозионного типа, занимающих котловины выдувания с относительными глубинами 1,5-7,5 м. Экосистемы лесных озёр представляют собой интересные объекты для изучения водной и прибрежной флоры. Здесь произрастают такие редкие растения как сабельник болотный, пузырчатка обыкновенная, пузырчатка средняя, ситник скученный, кубышка жёлтая, белокрыльник болотный, ежеголовник малый, занесенные в Красную Книгу Республики Татарстан. Озера являются местом обитания ондатры, водоплавающих и певчих лесных птиц, на солнечном берегу греются ужи и ящерицы. Лоси и косули приходят сюда на водопой. Удивительна лесная растительность вблизи озер. Папоротник страусник образует причудливые заросли в человеческий рост. Лесные озёра красивы в любое время года…
. Экскурсионный маршрут «Древности Прикамья». Это экскурсия по местам древних стоянок человека, находящихся в пределах территории национального парка. Маршрут проходит через старинную деревню Мальцево, посёлок Луговое и местечко Ананьино. Здесь на речных террасах вдоль опушки Большого Бора археологами обнаружены стоянки, селища и могильники. Самые древние стоянки датируются эпохой неолита. Но наибольшую известность получил раскоп близ деревни Ананьино, относящийся к поселениям 6-3 века до н.э. По названию этого места целый пласт культуры получил название Ананьинской культуры. В доме-музее знаменитого живописца Ивана Ивановича Шишкина в городе Елабуге, в кабинете главы семейства - Ивана Васильевича Шишкина, купца второй гильдии, городского старосты, расположился скромный этюд Ананьинского могильника. Извилистая полевая дорога, бегущая мимо песчаного кургана, два тополя у дороги, лошадь, пасущаяся в лугах, землепашец в поле, и вдали на горизонте Елабуга. Этот этюд имеет документальную ценность, поскольку художник доподлинно изобразил древний памятник археологии. И по сей день это место узнаваемо. Та же наезженная дорога, те же луга по левую сторону, та же линия горизонта с Елабугой и холм справа. В 1858 г. И.В. Шишкин вместе с чиновником Вятской удельной конторы П. Алабиным провели первые археологические раскопки этого кургана. А И.И. Шишкин, в свою очередь, написал этюд «Вид Ананьинского могильника близ Елабуги» (1861), тем самым документально запечатлев эту местность.
. Экскурсионный маршрут «Корабельная роща». На левобережье Камы, в зеркальном отображении к Большому Бору, расположился один из крупных лесных массивов Татарстана - Кзыл-Тауский лес, в прошлом называвшийся Корабельной Боровецкой рощей. Он представляет исключительный научный и исторический интерес, поскольку является самым крайним юго-восточным форпостом ареала пихты сибирской во всём Поволжье. Этот лесной массив естественного происхождения, где ель и пихта образуют свои неповторимые экосистемы средней тайги в непосредственном соседстве с лесостепью. За этим лесным массивом закрепилась былая слава Корабельной Рощи Казанского Адмиралтейства, основанного Петром I. Предлагаемый маршрут предлагает ознакомиться с историей Корабельных лесов левобережья Камы, посетить заповедный таёжный уголок с 130-летними красавицами пихтами, посетить родник Святой Параскевы и Мельничный пруд, пройтись по древней долине Палеокамы.
Туристические маршруты по парку:
. «Шишкинский край» (пеший маршрут). Маршрут проложен по тем природным комплексам и урочищам, которые послужили мотивами знаменитых произведений И.И. Шишкина - великого русского пейзажиста, уроженца города Елабуги. Воочию можно увидеть природные уголки, запечатленные в картинах «Святой ключ близ Елабуги" (1886), «Корабельная роща" (1898), «Пейзаж с сосной" (1890), «Лесные дали" (1884), «Сосновый бор", «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Утро в сосновом бору" (1889), «Ананьинский могильник" (1861), «На Каме близ Елабуги" (1884) и др. Большая часть маршрута проходит по живописным местам Малого Бора и Большого Бора, Танаевского леса, а также в пределах пойменных лугов в долине реки Камы. Маршрут знакомит с лесами различной типологии и происхождения, включая малонарушенные, старовозрастные леса; с луговыми ценозами, старичными озёрами, лесными родниками, археологическими древностями Прикамья. Протяжённость маршрута 65 км. Для организации ночёвки и питания предусмотрены четыре бивуака.
. Маршрут по рекам Тойма, Кама и Криуша (водный) Это путешествие на байдарках начинается в нижнем течении реки Тоймы, являющейся памятником природы Республики Татарстан. Равнинная речка петляет среди пойменных лугов, за которыми встают стеной сосновые леса. Берега реки тысячелетия назад облюбовали люди, образовав здесь древние поселения. Пойма изобилует озёрами-старицами. На берегах реки произрастают могучие ивы. Старинный город предстаёт взору со всеми колокольнями церквей, башней древнего городища Булгарской эпохи. Высокий правый берег обнажает склоны пермских отложений с известняками древнего пермского моря. Далее маршрут проходит по протоке Криуша, пересекая Танаевские пойменные луга, и заканчивается у обрывистого берега лесного массива Танаевская Дача. Общая протяжённость водного маршрута 52 км. Старинная часть г. Елабуга является территорией историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В пределах городской черты современной Елабуги известны места поселений ананьинской, пьяноборской и булгарской эпохи. Знакомство с городом начинается с самого древнего и загадочного памятника прошлого - Чёртова городища. Прогуливаясь по старинным улицам, вы можете узнать о жизни купеческой Елабуги 19 века. И поныне город хранит память об известных купеческих династиях Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых, Черновых. Елабуга входит в число 30 наиболее сохранившихся малых и средних исторических городов России.
.4 Выявление аналогов с кратким описанием и анализом
Лицей Жана Мулина (Lycee Jean Moulin) во Франции.
Компания Офф Аркитекче (OFF Architecture), совместно с Данкэн Льюис Скейп Аркитекче (Duncan Lewis Scape Architecture) и Джинс Джиачинто (Jeans Giacinto) закончили работу над разработкой дизайн-проекта реконструкции лицея Жана Мулина (Lycee Jean Moulin) во Франции. Новый колледж будет великолепно интегрирован в окружающий ландшафт. По мнению авторов, именно таким должно быть динаминое здание для образовательного института. Новое здание становится частью равнины; форма повторяет и сама образует линии и холмы. Эффект похож на волны, которые расходятся по местности и создают ощущение движения, здание планируется построить к 2012-му году. Здесь учащиеся смогут наслаждаться не только вдохновляющими новыми знаниями и новым опытом, но и ценить естественные качества их жизни.
Наньянгская школа искусств <#"justify">ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
.1 Изложение поставленных задач, задание на проектирование
национальный парк дизайн проект
Основной поставленной задачей является разработка дизайн проекта экологического образовательного центра и экологического экскурсионного моста включающего в себя:
автомобильные парковки для посетителей и служащего персонала центра;
экскурсионного моста на высоте двенадцати метров от земли с остановочными площадками через определённое пространство;
разветвления от моста до домиков находящихся среди крон деревьев;
сами домики над поверхностью земли для исследователей и просто людей пожелавших прикоснуться к естественной природе;
тропинки из перфорированных листов, уложенных в десяти сантиметрах от земли для сохранения почва покрывного растительного слоя;
зеленые террасы на крышах первого, второго и третьего корпуса по которым смогут прогуливаться посетители, проводится лекции на открытом воздухе об экологии и богатом растительном и животном наследии родного края;
экологический центр, в виде подорожника конструктивно базирующийся на нескольких опорах тем самым дающих возможность поместить достаточное количество помещений над землёй при минимуме площади застройки;
и, конечно же, сами интерьеры, на различных уровнях позволяющие в полной мере удовлетворить потребности посетителей для комфортного восприятия информации.
Три наиболее важных из них стоит отметить в поставленных задачах отдельно:
интерьер галереи, на площади которой должны будут располагаться информационные терминалы на основе ЭВМ и тут же стенды с живыми образцами различной редкой растительности;
интерьер актового зала, с зоной для зрительских рядов, площадкой, сценой и операторской кабинкой для управления светового, звукового и видео сопровождения лекций. Особенностью зонирования данного интерьера актового зала будет являться наличие двух площадок для выступления: сцены и площадки в центре зала, лицезреть происходящее на ней будет возможно не только с основных зрительских рядов но и с ряда расположенного напротив, возле сцены ;
интерьер интерактивного кафе, где за чашкой кофе можно будет спокойно проанализировать полученную информацию на лекциях что-то обсудить с друзьями за общим столом, а знания по наиболее заинтересовавшей теме можно пополнить воспользовавшись своим ноутбуком и установленной в помещении Wi-Fi роутер.
Для выполнения поставленных задач необходимо будет:
изучить и проанализировать все возможные существующие отечественные и зарубежные аналоги. Обратить внимание на их положительные и отрицательные стороны при работе над своим дизайн проектом;
выехать на местность в «Малый бор» национального парка «Нижняя Кама» близ города Елабуга где для дальнейшего расположения экологического центра и экскурсионного моста обратить внимание на такие вещи как: рельеф местности, заболоченность, ручьи, состав почвы, растительность, животный мир, тропинки, дороги, близ лежащие населённые пункты, средства коммуникаций, инфраструктура вокруг леса, особенности местного климата, роза ветров, инсоляция местности а так же местный национальный колорит и их мнение о необходимости данного центра у них в районе;
воспользовавшись полученными исследованиями при изучении аналогов и местности найти яркий художественный образ который бы при воплощении гармонично вписался в ландшафт.
2.2 Концепция и художественный образ объекта
Разрабатываемый нами проект расположен в национальном парке «Нижняя Кама» в близи города Елабуга и главная функция его повышение экологического образования населения.
Художественный образ должен соответствовать понятию об экологичности во всех смыслах этого слова. Не только в применении экологически чистых материалов, современных технологий строительстве, инновационных конструкций, закольцованный цикл продуктов потребления, автономная генерация электричества, тепла, света и энергосбережение но и сама архитектурная форма не должна быть чужеродной гармонично вписываться в местность. И даже сливаться с нею используя существующий рельеф местности.
Концепция.
Поэтому наиболее подходящим решением на наш взгляд будет использование стиля органической архитектуры.
Органический стиль в архитектуре в основном связан с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), он считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов. В качестве ее основы служила органичная связь здания с окружающим ландшафтом, а его оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания. Естественно такая установка реализуема только при индивидуальном проектировании каждого объекта. За почти 70- летнюю творческую жизнь Ф. Л. Райт построил много выдающихся сооружений различного назначения: многоэтажные офисы, лаборатории, музеи, храмы, частные дома. Принципы органичной архитектуры диктовали Райту применение традиционных материалов (камня, кирпича, дерева) и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере. Например, неоштукатуренной кирпичной кладки, а наибольшую известность Райту принесли особняки, в композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы органичной архитектуры. Пространство этих зданий он, как правило, членит на зоны - общую и интимную, причем пространство общей зоны проектирует "перетекающим" без стационарных перегородок между холлом, общей комнатой и столовой. Кроме того, Райт проектирует "перетекающим" внутреннее пространство во внешнее: стены, отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни, он проектирует на всю высоту стеклянными, со стеклянными дверьми, ведущими на открытую террасу и в сад. Таким образом, ликвидируется визуальная преграда между внутренним и внешним пространством. В то же время стены, ориентированные в сторону города, он проектирует глухими, либо с узкими ленточными окнами под самым потолком, что позволяет улучшить освещенность, но исключает визуальный контакт с улицей. Интимную зону (спальни и туалеты) в зависимости от величины дома и его композиции Райт располагает на одном уровне с общей вдоль общей оси или под углом к ней, либо в больших домах/, на втором и третьем этажах, как например, в доме Кауфмана «Над водопадом».
Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта совпадают, но их реализация идёт разными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье применял каркас с регулярной сеткой колонн. Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости.
Плоскую или очень пологую крышу Райт, как и Корбюзье, проектирует бесчердачной, но не с внутренним, а с наружным неорганизованным водостоком. Это определило столь характерный для домов Райта очень большой свес крыши. Он не только исключает попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивает хорошую солнцезащиту, что особенно важно для стеклянных садовых фасадов домов в климате южных штатов.
Конструкции крыши различны - в одноэтажных особняках это, как правило, трехслойные деревянные конструкции с эффективным утеплителем, в двух- и трехэтажных - железобетонные, что позволяет увеличить их консольные свесы и устроить на них террасы. Так, в "доме над водопадом" террасы устроены в трех уровнях, обращены в разные стороны и имеют различные размеры выносов. На юге Райт часто прибегал к приёму устройства части кровельных свесов решетчатыми - типа пергол.
При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается гармония с окружающим ландшафтом или скромным садовым участком. В то же время столь же постоянным остается неприятие Райтом городской среды, в которую они принципиально не вписываются и к которой обычно обращены глухими стенами. Справедливость требует отметить, что к такому решению Райт пришел в пору творческой зрелости в 1930-1950-е гг. Его особняки 1900-1910-х гг. равно раскрыты в дворовое и уличное пространство. Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных общественных зданий. В 1904 г. он первым применил атриумную объёмно-планировочную структуру для 5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в Буффало, отказавшись от традиционной коридорной планировки контор. В офисе фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие помещения вокруг единого на всю высоту здания крытого атриумного пространства так, что они получают верхний и боковой естественный свет.
Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных зданий Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1944- 1956 гг.). Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол. Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и, постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр. Освещение экспозиции - комбинированное: верхнее - через купол и боковое - через узкий ленточный проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием. Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств вдоль пандуса, обращенных в атриум. Возможность переключения внимания посетителей с экспозиции на пространство атриума препятствует возникновению у зрителей традиционной «музейной усталости». Функционально обусловленная схема построения пространства музея определила и построение его внешнего объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый, «самодостаточный» объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры последней. Столь же самобытен и органичен Райт в решении тривиальной темы многоэтажного офиса. В построенной в 1956 г. «башне Прайса» (г. Бартлсвил, шт. Оклахома) по заданию должны были разместиться конторские помещения и квартиры. По традиции в таких случаях конторы размещают внизу, а квартиры наверху. Он сломал традицию: конторы и квартиры размещены им на всех 15 этажах башни, но наглухо отделены друг от друга крестом (в плане) взаимно перпендикулярных внутренних стен. Таким образом, сломан и конструктивный стереотип - проектировать такие здания каркасными. Внутренняя стеновая несущая система обнажена на торцах и в венчании здания, что обеспечило тектоничный характер, композиции объёма башни.
Определение художественно образа объекта.
Приняв во внимание всё сказанное выше мы решили что наиболее подходящим художественным образом проекта будет «Подорожник большой» - Plantago major.
Принятие этого конкретного образа мы объясняем следующим:
подорожник является лекарственным растением. Мы тут проводим параллель между тем, что подорожник лечит физически, и цели нашего экологического проекта призваны «лечить» но уже умы людей. Повышать экологические знания и возможно даже духовно обогащать человека;
лист растущего подорожника находится на земле. Растёт пучком, берёт своё начало от корневой системы и кончикам листа касается земли, образуя тем самым арочный мост. Используя эти природные наблюдения, дают нам возможность использовать в нашем проекте конструкцию, при которой площадь помещений превышает площадь застройки здания. Тем самым приносит наименьший ущерб экологии;
структура листа имеет продольные прожилки от начала до кончика, что подсказывает нам использовать каркасную конструкцию при проектировании объекта;
и наконец, этот образ «Подорожник» ассоциативно соответствует начальному названию нашего проекта «Экологическая тропа». То есть, то, что при первом упоминании сразу же даёт нам образ дороги, то, что нас сопровождает в течение всего пути.
2.3 Описание объекта проектирования
Наш проект расположен в «Малом боре» национального парка «Нижняя Кама» в близи города Елабуга.
Давая подробное описание проекта его можно разделить на четыре части: экскурсионный мост, экологический центр и инфраструктура вокруг этих объектов.
Экскурсионный мост (экологическая тропа).
Проходит поперек «Малого бора» протяженностью 1.5 километра. Мост расположен в 12 метрах от поверхности земли. Конструктивно представляет из себя натянутую от столба к столбу вантовую конструкцию. С расположением на столбах через каждые 10 пролётов (300 метром) крытых беседок. Для кратковременного отдыха или в качестве удобной наблюдательной площадки. От моста ответвляются навесные проходы до домиков на деревьях.
Дома на деревьях.
Небольшой компактный домик располагается на столбе среди крон деревьев. Для большей устойчивости дополнительно к центральной колонне крепятся три натянутых троса в противоположные стороны друг от друга. Домик представляет из себя радиусную многоуровневую конструкцию.
Экологический центр.
Вход в образовательный экологический центр осуществляется согласно маршруту с экскурсионного моста на просмотровую площадку. Которая является застекленной и находится на высоте 15 метров.
С просмотровой площадки посетители спускаются по лестнице на третий этаж центра. И через лестничную площадку по выбору входят в холл или выходят на террасу.
Холл плавно перетекает в интерактивное кафе с лева и в галерею справа. Так же из холла можно попасть в актовый зал и лабораторный класс. В холе присутствует лестница на нижние этажи. Ярко выраженным центром помещения является радиусный витраж разделяемый перегородкой интерактивного кафе. За витражом посажено лиственное дерево которое на сквозь пронизывает здание. Витраж декорирован деревянной вставкой в виде ветвей и окрашен в красный цвет что вносит разнообразие в колорит холла. Под потолком расположен каскад узких ленточный окон делающие потолок более воздушным.
Галерея протянулась вдоль правой стороны здания. Огромные оконные проемы наполняют его естественным светом и как бы объединяют внутреннее пространство с окружающим пейзажем. Основными отделочными материалами являются темное и светлое дерево. Так же как в холе здесь присутствует радиусный витраж разделённый на два помещения саму галерею и актовый зал. Витраж декорирован деревянными вставками в виде ветвей. Под ним располагается открытая витрина с представленными на ней редкими живыми растениями. Галерея оборудована информационными терминалами и другими разнообразными стендами.
Актовый зал вместимостью до 45 человек разделён на две зрительские зоны и две сцены. Внесение в проект центральной площадки (второй сцены) позволяет получить более близкий контакт со слушателями семинаров рассадив их вокруг читающих лекции научных сотрудников. Как упоминалось ранее в зале присутствует радиусный витраж разделенный на два помещения приносящий дополнительное естественное освещение. Так же в актовом зале присутствует операторская кабинка для управления звукового и видео сопровождения выступлений.
Интерактивное кафе протянулось по левой части здания. Так же как и в галерее здесь присутствуют большие оконные проемы. Барная стойка столики и скамейки на 45 посетителей. Кафе оснащено беспроводным средством передачи данный для доступа в интернет и внутренним библиотекам экологического центра.
На третьем этаже присутствует лабораторный класс где студенты могут практически приобщится к различным аспектам воздействия загрязняющих факторов на растительность. Принять непосредственное участие в поисках решения проблем и восстановления экологического баланса окружающей природы.
На втором этаже расположилась гардеробная с рекреационной зоной.
Первый этаж занимают такие помещения как фойе, ресепшн, санузлы.
Во втором корпусе присутствует: комната охраны комплекса, холл, медицинский пункт, административные помещения, комната отдыха персонала, раздевалка с душевой и гостиные комнаты для посетителей решивших задержаться.
Третий корпус представляет собой мастерскую с прилагающей площадкой оборудованной навесом.
Всё здание и прилегающую местность пронизывает конструкция облицованная красным стеклом в виде объемной ленты символизирующая как бесцеремонно вторгается человек в окружающую природу.
2.4 Строительные нормы при проектировании
Строительные нормы и правила (СНиП) - свод нормативных документов <#"justify">Дома из небольших сэндвич-панелей
Есть ещё технология, близкая к каркасной, при которой дом собирается из сравнительно небольших панелей, напоминающих фрагменты каркасной стены.
Максимальные размеры таких панелей обычно не превышают 280х125х20 см. Такие панели имеют небольшой вес (обычно - до 40 кг) и монтируются на площадке без крана, вручную. Время сборки "коробки" таких домов, конечно, больше, чем при монтаже больших панелей. Дом площадью 200 м2 может быть собран на фундаменте за 2-4 недели, что вполне позволяет застройщику лично проконтролировать этот процесс.
Конечно, после такой сборки у дома ещё не будет окон, дверей, элементов инженерии, как в доме из больших панелей. Но стены, перегородки и крыша уже будут. Причём стены тёплые и ровные, а это существенно экономит время, силы и деньги на этапе отделки.
Стоимость строительства таких домов получается сравнимой со стоимостью строительства из обычного (неклееного и несушеного) бруса, но если брус требует утепления, то здесь уже все это есть. И отделка брусового дома обойдется подороже - геометрия бруса очень плохая, да и при высыхании он имеет свойство менять форму.
Конечно, и у таких домов есть свои «подводные камни». Например, сопротивление теплопередаче обычно считают для той части стены, где есть слой утеплителя. Но есть еще и те части, где находятся деревянные стойки, обшитые панелями и снаружи, и изнутри. В этих местах сопротивление теплопередаче - как у обычного дерева.
Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев, за исключением применения клееного бруса или очень толстых бревен, деревянный дом - дешевле каменного. Каркасные и панельно-каркасные дома - самые экономичные.
У каркасных деревянных домов, как и у всех домов из дерева, есть несомненный плюс: они гораздо удобнее каменных при непостоянной эксплуатации.
В заключении хотим сказать, что каркасные дома бывают разные. Есть каркасы очень бюджетные, которых большинство. Но есть и такие, которые, как говорят специалисты, простоят и 200 лет даже в нашем климате. Особенно, если в нужных местах использовать лиственницу, которая практически не гниет.
2.6 Цвет в пространстве
Как утверждают ученые, 90% информации о внешнем мире мы получаем через глаза. Глаз фиксирует форму и объем предметов, а также цвет. Цвет - это одна из самых важных характеристик всего виденного нами. Каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое. Еще древние ученые подметили этот феномен и с успехом применяли на практике цветолечение. Это можно заметить на примере, что в одном помещении дышится легко и свободно, а в некоторых других - стены будто сближаются и давят на нас. Не последнюю роль в таком восприятии играет и цвет. Поэтому подходить к выбору цветов для вашего интерьера нужно с особым тщанием. Ведь интерьер должна не только отвечать стилистике, но и быть максимально комфортным.
Значение цветов. Выбирая цвета для интерьера, в первую очередь необходимо опирался на личные пристрастия. Но при этом, хотя вкусы у всех людей разные, стоит учесть закономерности, установленные психологами. Для того чтобы полнее использовать влияние цвета на человека, необходимо обратить внимание на гармоничность сочетания цветов, ассоциативный ряд, вызываемый ими, предпочтительность того или иного цвета. Ассоциации, вызываемые цветом, отличаются у разновозрастных групп и людей, принадлежащих разным культурам. Тем не менее, множество общих реакций позволяет говорить об интернациональном влиянии цвета. Отделка: светлая и темная древесина. Окна в потолке и радиусный витраж разделяемый перегородкой интерактивного кафе. В отделке витража присутствует крашенное в красный цвет дерево в виде ветвей. Служащий зрительным центром помещения. За стеклом витража растёт дерево как бы пронизывающее здание насквозь.
Синий или голубой цвет ассоциируется с тишиной, покоем, прохладой. Это цвет глубины, далекого неба. Чем глубже синий цвет, тем большее ощущение покоя и расслабления он вызовет в человеке. Светло-синие и голубые цвета дают ощущения беззаботности и легкости, а чистый голубой цвет символизирует непосредственность и даже беспечность, вызывает желание дурачиться и играть.
Желтый цвет. Значение этого цвета двойственно. Он означает радость, солнце, богатство и освобождение. Но вместе с тем это цвет измены, предательства и беспокойства. Этот цвет выбирают люди, которые ищут освобождения и надеются на разгрузку, которая поможет им достичь большего, раскрыться и реализовать себя. Желтый также символ озарения.
Фэн-шуй утверждает, что желтый цвет символизирует мудрость, накопленные знания. Этот цвет также подкреплен энергией янь. Именно в восточной традиции желтый - цвет беззаботного веселья и праздника. Но в Европе этот цвет - цвет ревности, измены и трусости. И все же освобождение, ликование жизни и озарение желтый символизирует для всех людей. Этот цвет стимулирует энергию мышц, обладает желчегонным действием. Лечение желтым цветом назначается для лечения диабета, ревматизма, заболеваний почек и печени. Противопоказан при диарее, невралгии и тахикардии.
Зеленый цвет состоит из синего и желтого цветов. Это цвет статичности, потенциальной энергии, покоя и даже некоторого застоя. Зеленый - цвет прохлады и чем больше в нем синего, тем холоднее этот оттенок. Большая часть желтого сделает зеленый цвет теплее и активнее, цветом молодой зелени, роста. Зеленый безграничен в своих оттенках. Его выбирают люди спокойные и в чем-то консервативные, но верные и надежные.
Восточные традиции обозначают зеленый, как цвет мира, роста и надежды. Это цвет свежести, обновления. Ученые считают, что зеленый взывает к древнейшим ассоциациям человека с лесом, который давал ему пропитание и убежище. Зеленый успокаивает, освежает и благотворно сказывается на зрении. Применяется для лечения астмы, бессонницы и сердечных недугов.
Цвета в интерьере. Опираясь на знания значения цвета и его влияния на человека, можно заняться распределением цветов в интерьере. При этом помните, что цвета делятся на: теплые (к ним относятся красный, желтый и их оттенки), и холодные, к которым относятся все оттенки синего и зеленого.
Для жарких комнат, выходящих окнами на юг лучше использовать холодные оттенки, которые придадут комнате ощущение прохлады и свежести. Комнаты северной стороны лучше оформлять теплыми и светлыми оттенками. Также пастельные тона холодных цветов желательно выбирать для комнат с окнами на восток, а вот для «западных» комнат лучше подбирать тона теплее.
Теплые цвета обладают еще одним интересным эффектом: они визуально сближают стены, как бы уменьшают пространство. А вот холодные цвета напротив, раздвигают его и зрительно увеличивают площадь комнаты. Стены должны быть светлее пола и темнее потолка - тогда пространство вашего жилья будет выглядеть естественно.
Следующим этапом должно стать четкое определение назначение помещений в данном проекте. Так, для одних помещений, исходя из значений цветов, лучше выбирать спокойные тона. Лучше всего ограничиться кантом с картинками или одной стеной с таким рисунком. Номера гостиничных комнат я оформил в спокойном синем или зеленом цвете. Красный цвет был применен и на кухни и в кафе он стимулирует аппетит и активность. То есть, посетители просто быстро кушают и не засиживаются, и стремятся перебраться в интерьер более спокойных тонов.
Достижение гармонии. Чтобы интерьер помещений не был скучным и однообразным, цвета в интерьере комбинирую друг с другом. А то если помещение будет выдержано в одном монотонном цвете, то такой интерьер вызовет быструю утомляемость. Но оформление помещения в двух контрастных цветах приведет к тому, же результату. Во всем нужна мера и гармония, излишняя пестрота назойлива, как и излишняя монотонность. Избежать этих подводных камней помогут разумно подобранные детали интерьера и некоторые простые правила сочетаемости цветов. Однотонная сочетаемость заключается в сочетании различных оттенков одного цвета. Такое оформление стен применяется в том случае, если добиться спокойной и расслабляющей обстановки. Однотонная сочетаемость цветов идеально подходит для интерьера, в котором акцент будет сделан на яркие детали: картины на стенах, вазы или мебель. Контрастная сочетаемость - это соединение двух контрастных цветов, например, синего и оранжевого. Эти цвета уравновешивают друг друга и создают яркий и нарядный интерьер. Чтобы избежать излишней назойливости такого сочетания цветов буду использовать контрастность в деталях, например, темные стены уравновешивать ярко красными витражами и светильниками. При этом стоит помнить, что по тону мебель должна быть светлее пола, но темнее стен. Зрительно это придаст весомость и естественность помещению. Третий вид сочетаемости цветов - смешанный. Это сочетание разных оттенков одного цвета и контрастных деталей. Если вы для данного интерьера выбирать именно смешанную сочетаемость цветов, то просторы для творчества открываются поистине необозримые. Стоит только помнить, что основной цвет интерьера должен быть наиболее близок к чистому цвету - желтому, красному или синему. Именно такой цвет должен стать доминирующей нотой вашего интерьера. Его оттенками и контрастными деталями вы будете оперировать для создания гармоничного оформления помещения. Важно лишь не забывать, что пестрота губительна для гармонии. Количество цветов, которые используются в интерьере с учетом цвета мебели, штор и других аксессуаров, недолжно превышать пяти. При этом самые небольшие детали интерьера должны быть самых насыщенных и ярких цветов. Расположив такие акценты в помещениях своего проекта, мы получим нарядный и нескучный интерьер.
Насыщенность цвета также зависит и от фактуры предметов. Любая рельефная поверхность делает цвет мягче, приглушеннее, глубже, а блестящая поверхность дает эффект лака, максимальной насыщенности цвета и его агрессивности. Так что, чем крупнее рельеф предмета, тем глубже и тяжелее кажется его поверхность. Подбирая фактуры и цвета для интерьера, пользуюсь главным правилом: самым темным и глубоким цветом в интерьере должен быть цвет пола, а самым легким и светлым - потолка. Мебель должна быть светлее и легче пола, но темнее, чем стены.
.7 Свет в интерьере
Действие света на организм человека многообразно, поэтому при проектировании искусственного освещения необходимо учитывать более широкий круг вопросов, чем это предусматривается существующими правилами и нормами. Например, для того, кто работает в учреждении и занимается дома, требования к освещению рабочего места на работе и дома тождественны, поскольку сложность выполняемой зрительной работы такая же. Это приводит к организации совершенно одинаковых рабочих мест, имеющих один и тот же внешний вид, что создает впечатление "продлённого" рабочего дня и способствует излишнему утомлению. Поэтому, было бы целесообразно при сохранении необходимого уровня освещенности, ее равномерности, величины показателя дискомфорта и т.п. создать существенное различие от общего впечатления рабочих мест в учреждении и дома. Решающую роль в этом может сыграть выбор способа освещения.
В проекте использую два основных вида освещения: естественное и искусственное.
Искусственное.
Архитекторы и дизайнеры, проектирующие интерьер, светотехники, занимающиеся его освещением, в значительной мере отвечают за ту зрительную информацию, которую получает находящийся в помещении человек. Результаты психологических тестов показали, что недостаток этой информации, как и её избыток, вредны для человека. Поэтому важной задачей светотехников является создание соответствующих условий, обеспечивающих минимум утомления и максимум работоспособности потенциального наблюдателя.
Прежде чем создавать светодизайн в своём проекте, отвечу на следующие вопросы. Для нас важнее - функциональность или декоративность. Понятно, что в идеале эти качества должны сочетаться, но так бывает не всегда. Предпочтения рассеянный или направленный свет будут отличаться для различных помещений. Например, на кухне удобно иметь общее освещение плюс направленное освещение рабочей поверхности стола. В спальне предпочтительнее рассеянный и приглушенный свет, а в холе - яркий. Для зрительного уменьшения или увеличения помещений. В местах, где низкие потолки - направлять на них свет, они будут казаться выше. И наоборот, где высокие потолки - направьте свет вниз.
Темное помещение, кажется меньше, чем оно есть на самом деле, поэтому маленькие комнаты будут освещены ярко. Также в проекте буду использовать цветной свет. К примеру, неяркий розовый свет для гостиной - в нем лица выглядят всегда свежими, молодыми и красивыми... Голубой и зеленый свет успокаивают, оранжевый - повышает аппетит и тонизирует. Красный разжигает страсть... Для наилучшего освещения используем сочетание верхнего света (потолочные светильники) и нижнего света (настольные, настенные и напольные светильники).
Потолочные светильники. При выборе потолочного светильника первое на ум приходит люстра. Само слово «люстра» происходит от французского lustre - «сияющая». Люстры вошли в моду в эпоху «короля-солнце» Людовика XIV. Они украшали дворцы и дома богатых придворных. Постепенно мода на дворцовые люстры распространилась по всей Европе. При этом общая конструкция люстры не менялась, зато менялась форма и число подвесок (традиционно хрустальных). Подвески могли быть круглыми, овальными, восьмигранными, каплевидными. В эпоху модерна появились люстры с эффектом водопада (подвески в виде палочек и хрустальных бусин). Люстры популярны и сегодня. При этом выбор люстр широчайший: можно заказать люстру из золота и богемского хрусталя, можно из муранского цветного стекла - лишь бы позволял кошелек и общий стиль вашего дома. Однако при всенародной любви к люстрам, существовавшей в СССР и сохранившейся до сих пор, необходимо подчеркнуть, что люстра, особенно массивная, подходит далеко не ко всякому интерьеру и противопоказана для маленьких низких помещений. Люстра подразумевает интерьер в стиле барокко, модерна или классики. А это как раз для моего интерьера не подойдёт. Ограничусь светильниками, встроенными в потолок, которые идеально подходят для маленьких и невысоких помещений. А так же галогеновыми светильники на шинах.
Напольные светильники. Напольные светильники будут, размещаются в сцене актового зала, и в затененных пространствах. Обычно они дадут не очень яркий рассеянный свет.
Настенные светильники. Настенные светильники будут располагаться в актовом зале для неяркого росяного дежурного света.
Настольные лампы. Настольные лампы помогают нам работать и творить за столом. При всем разнообразии дизайна настольная лампа все же вещь преимущественно функциональная, поэтому главное при ее выборе, чтобы с ней было удобно работать, свет был достаточно ярким, но не слепящим.
Декоративное освещение. Помимо функционального освещения в проекте используются и декоративное освещение. Это в первую очередь различные подсветки, акцентирующие внимание на каких-то деталях интерьера. Интересного эффект будет достигнут, при использовании подсветки пола - возникает чувство невесомости и «хождения по воде». Декоративный эффект можно построить и на игре света и тени. Например, светильник в форме шара с дырочками для световых лучей дает очень интересную тень...
Основные правила при выборе светильника в данном проекте: он должен давать тот свет, который нужен по степени яркости, и направленный в необходимые зоны, быть удобным в обращении, радовать глаз и не «выпадать» из общего стилевого решения интерьера.
Естественное.
Сегодня, когда искусственное освещение стало обыденной частью нашей жизни, в моду все больше входят различные варианты использования натурального солнечного света. Причем энергия главного светила используется как для дизайна, так и в качестве альтернативного источника энергии.
История человечества - это история борьбы за свет, который мы в итоге все-таки научились «приручать» и использовать. Бороться за свет приходилось с того момента, как возникло первое жилье: с одной стороны, человеку требовалось укрытие от холода и непогоды, а с другой - он, как животное «дневное», хотел, чтобы в дом попадало как можно больше солнечного света. Поначалу единственным источником света (помимо огня) в первобытном жилище было отверстие дымохода. В русских «курных» избах подобное устройство называлось дымником.
А вот в древнегреческих строениях круглое отверстие в крыше (опейон) хоть и происходило исторически от дымового отверстия, но использовалось уже в качестве источника света. Таким является, например, мощный опейон римского Пантеона, пропускающий столб света через отверстие в крыше площадью более 60 кв. м. Особое распространение «верхний свет» получил в эпоху Ренессанса - возможно, тогда же его впервые назвали световым фонарем.
Окна в потолке - световые фонари. Сегодня у светового фонаря несколько назначений: с одной стороны, он выполняет свою непосредственную функцию - освещает дом, с другой - украшает и меняет декоративное решение пространства. А в последнее время в потолочное окно научились встраивать и системы вентиляции (например, управляемые люки дымоудаления).
Световые фонари (их еще называют зенитными фонарями или светопрозрачными конструкциями) монтируют как в плоскую, так и в слабонаклонную кровлю. Главное их преимущество по сравнению с обычными вертикальными окнами состоит в том, что благодаря расположению света в них проходит едва ли не в 2 раза больше. При этом осуществляется безупречная гидро и теплоизоляция, при необходимости можно сделать так, чтобы верхние окна можно было открывать. Что касается форм таких окон, то они достаточно разнообразны, а главное, как правило, объемны: это круглые либо пирамидальные купола, своды и эркеры, которые делают пространство более открытым и живописным. Если же такое количество света вам в данный момент не требуется, вы можете с легкостью отрегулировать этот момент: для окон-фонарей выпускаются специальные жалюзи и шторки, которыми можно управлять дистанционно.
Кроме того, необычайных световых эффектов можно добиться, используя в световых фонарях цветные витражи: благодаря более мощному освещению они выглядят гораздо ярче, чем в вертикальных окнах. Иногда же световые фонари занимают весь верх помещения, образуя целую светопрозрачную крышу. Такие решения весьма хороши для какого-нибудь кабинета-обсерватории в мансарде, для домашнего закрытого бассейна, для зимнего сада (где прозрачными могут быть также и стены) и для многих других помещений дома.
Современные многослойные стекла позволяют хоть весь дом сделать стеклянным. Сегодня уже многие оформляют, таким образом, гостиную - этаким сплошным эркером площадью метров сорок (а иногда и с прозрачной крышей). Весьма популярен так называемый «второй свет», то есть гостиная без потолка (единое застекленное пространство между 1-м и 2-м этажом). Добиться обилия света в помещениях квартиры можно и с помощью использования различных прозрачных элементов: стеклянных дверей и перегородок, внутренних окон в стенах. Особенно это актуально для территорий, традиционно не имеющих окон: холла, прихожей, ванной, гардеробной, а также для комнат с дефицитом естественного освещения (выходящих окнами на север, расположенных на первом этаже и т. д.).
Факторы этажности, а также обращенности помещения в какую-либо сторону света должны обязательно учитываться при планировании естественной инсоляции. Например, известно, что в северных комнатах освещение самое скудное, но зато наиболее равномерное и спокойное. Зато в комнатах, выходящих окнами на юго-запад, в жаркое время года может быть невыносимо душно - и это не считая того, что в глаза постоянно бьет слепящее солнце. При этом, чем выше этаж, тем степень освещенности сильнее.
В идеале остекление должно учитывать еще и климат, в котором стоит дом: к примеру, в южных странах следует заботиться скорее о защите от полуденного солнца, чем об освещенности. Неплохо бы еще взять в расчет и времена года: ведь зимой требуется гораздо больше света, чем летом. Таким образом, идеальным видом остекления будет максимально широкое и высокое окно, обеспечивающее идеальную теплоизоляцию (в том числе и в мороз), а кроме того, желательно еще и с возможностью «затемнения» - своего рода, окно-хамелеон, реагирующее на слишком сильную атаку солнца.
Солнечный свет: и красота, и энергия. Можно использовать естественный свет в качестве элемента дизайна, как это делалось еще в средние века в витражах готических соборов или в удивительном творении Ле Корбюзье - капелле Нотр-Дам-дю-От в Роншане, где днем с помощью хаотично разбросанных окон необычной формы достигается сказочный эффект множества маленьких «прожекторов». Можно максимально «открывать» помещение свету с помощью тотального использования стекла (ленточная система окон - изобретение того же Ле Корбюзье). Но сегодня архитекторы используют свет не только собственно для освещения: они научились добывать из солнечного света энергию и аккумулировать ее «про запас». К примеру, в наше время вполне реальна практика, когда биосолярный дом в дневное днем запасает энергию, а затем «отдает» ее в виде электрического тока. Вспомним удивительный стеклянный дом «R 128» немецкого архитектора В. Собека, который с помощью солнечной энергии сам обеспечивает себя теплом и электроэнергией… Таких домов с солнечными батареями уже сейчас достаточно много.
Последние же открытия нанотехнологий уже в недалеком будущем позволят превратить в подобие солнечных батарей (то есть в системы преобразования солнечного света в электричество) не что иное, как сами окна! Пока в это трудно поверить, но ученые уже знают, что если тончайшие пленки особых кремниевых наночастиц нанести на кремниевую основу, то ультрафиолетовое излучение (то есть солнечный свет) поглощается и преобразуется в электрический ток.
2.8 Эргономическое обоснование проекта
Малые архитектурные формы (МАФ):
Автомобильная стоянка.