Сохранность грузов при хранении и транспортировке
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Эксплуатация морских портов»
Курсовая работа
по дисциплине «ГРУЗОВЕДЕНИЕ»
на тему «СОХРАННОСТЬ ГРУЗОВ ПРИ ХРАНЕНИИ И
ТРАНСПОРТИРОВКЕ»
Одесса - 2004
Введение
. Влияние транспортных характеристик грузов на обеспечение сохранности и безопасности транспортировки.
Сохранность груза и безопасность его транспортировки обеспечиваются, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если он: находится в кондиционном состоянии; соответствует стандартам и условиям морской перевозки; имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку; надёжно защищён от воздействия влаги, посторонних запахов; не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.
К основным транспортным характеристикам генеральных грузов относятся: возможность смещения под воздействием качки и вибрации; возможность возгорания, взрыва, неблагоприятного воздействия на людей и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение); потеря качества и порча от воздействия влаги, пыли, загрязнений, теплоты, коррозии, испарений и различных бактерий; выделение влаги, пыли, теплоты и запахов; необходимость поддержания определённых режимов перевозки (температурных, вентиляционных, влажностных); ограниченная высота штабелирования (в числе ярусов или в метрах).
2. Цель работы и содержание индивидуального задания.
Цель работы - приобрести навыки сознательного учёта транспортных характеристик грузов при решении задачи оптимального использования грузовых помещений судов, портовых складов и наземных транспортных средств в ходе выполнения курсового проекта, что предполагает знание и умение применения: а) транспортных характеристик грузов и оценки их влияния на технологию перегрузки, хранения и перевозки грузов; б) основных показателей и измерителей работы портовых складов; в) критериев оптимальной загрузки грузовых помещений судов, складов, наземных транспортных средств; г) современных математических методов анализа и оптимизации загрузки складов и транспортных средств.
В этом же задании требуется: составить транспортную характеристику заданных грузов, сформировать пакеты из заданных грузов, определить валовую нагрузку, оптимальную загрузку складов и транспортных средств, рассчитать критерии рациональной загрузки складов и транспортных средств, определить целесообразность вентиляции помещений на переходе.
1. Транспортная характеристика грузов
.1 Расчет объёмно-массовых характеристик грузов
Расчет показан на примере консервов в ящиках.
. Шифр груза - К.
. Вид тары - ящики.
. Масса места брутто gм, кг.
gм = 50кг.
. Габаритные размеры места: длина lм, ширина bм, высота hм, см.
м*bм*hм = 59*40*31 см.
. Габаритный объём места:
Vм = lм*bм*hм;
Vм = 0,59*0,4*0,31 = 0,07 м3.
. Удельный объём места:
Uм = Vм/gм;
Uм = 0,07/0,05 = 1,4 м3/т.
7. Коэффициент трюмной укладки Ктр - определяется по графику в зависимости от значения bм + hм:
м + hм = 0,4 + 0,31 = 0,71 м;
Ктр = 1,2.
. Коэффициент формы Кф - определен для каждого вида тары. Для ящиков Кф = 1. 9. Коэффициент трюмной укладки с учетом коэффициента формы:
Ктр = Ктр*Кф;
Ктр = 1,2*1 = 1.
. Удельный погрузочный объём (УПО):
U = Uм*Ктр;
U = 1,4*1,2 = 1,68 м3/т.
Результаты расчетов для остальных грузов занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
ПоказателиНаименование грузовконсервысолодшерстькраскауголок №18, 8м.1. Шифр грузаКУШНИ2. Вид тарыящикимешкикипыбочки-3. gм, кг503580160264,84. lм*bм*hм,см59*40*3176*55*1882*57*7460*60*100800*18*185. Vм, м30,070,0750,340,2820,266. Uм, м3/т1,42,144,251,760,987. Ктр1,21,191,371,471,28. Кф10,880,980,7850,39. Ктр1,21,041,341,150,3610. U, м3/т1,682,225,692,020,35
На основании транспортных характеристик грузов составлена таблица их совместимости с учетом возможности их послойной укладки. При составлении таблицы использована следующая кодировка (по Козыреву):
- совместная перевозка на одном судне запрещается;
- совмещение в грузовом помещении без ограничений при наличии сепарации, то есть возможна послойная укладка;
- грузы совместимы в одном помещении, но горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее 3м либо между ними должен быть нейтральный груз, либо между грузами должна быть надежная сепарация;
- грузы должны быть разделены переборкой или палубой;
- грузы должны быть разделены переборкой;
- грузы должны быть разделены двумя переборками или палубами;
- грузы разделяют максимально возможным числом отсеков, т.е. между грузами должно быть не менее двух переборок.
Таблица 2.
Грузы снизуГрузы сверхуконсервысолодшерстькраскауголокконсервы________1143солод1________143шерсть31________43краска333________3уголок1111________
При составлении таблицы совместимости приняты во внимание физико-химические свойства грузов и тары. Например, уголок (тяжелый груз) нельзя укладывать на шерсть в кипах (легкий груз), в то же время шерсть в кипах может быть уложена на уголок; солод (пищевой продукт) и краска (химический продукт) должны быть разделены переборкой и.т.д.
2. Укрупнение грузовых мест
а) Загрузка вагона и контейнера непакетированным грузом.
Для перевозки грузов 1-4 выбран 4-осный металлический вагон грузоподъёмностью 68т, для перевозки уголков - 8-осный металлический полувагон грузоподъёмностью 125т. Рассмотрим расчет загрузки вагона на примере непакетированных консервов в ящиках:
Всего в вагоне по грузоподъемности можно поместить N = 68/0,05 = 1360 ящиков.
По грузовместимости: по длине вагона - 23 ящика, по ширине - 6 ящиков, по высоте - 9 слоёв, итого Мв = 23*6*9 = 1242 ящика. Мы видим, что в данном случае ограничивающим фактором загрузки является грузовместимость вагона.
Тогда Рваг = 1242*0,05 = 62,1т. - норма загрузки вагона. Аналогичные расчеты проведены для всех грузов в вагоне и в контейнере (взят 40-футовый контейнер стандарта ИСО грузоподъемностью 30,48 т). Результаты расчетов приведены в таблицах 2* и 2**, при этом указан ограничивающий фактор загрузки.
Таблица 2*.
ГрузТип вагонаОграничивающий фактор загрузкиМваг,шт.Рваг, т.консервыкрытыйгрузовместимость вагона124262,1солодкрытыйгрузовместимость вагона135047,25шерстькрытыйгрузовместимость вагона21617,28краскакрытыйгрузовместимость вагона18429,44уголокполувагонгрузоподъемность вагона472124,98
Таблица 2**.
ГрузТип контейнераОграничивающий фактор загрузкиМкон, шт.Ркон, т.консервы40-футовыйгрузоподъемность контейнера60930,45солод40-футовыйгрузовместимость контейнера81928,66шерсть40-футовыйгрузовместимость контейнера16813,44краска40-футовыйгрузовместимость контейнера16025,6
б) укрупнение грузовых мест с помощью поддона.
Использован поддон типа 2П2В. Его характеристики: грузоподъёмность G = 2т., Gпод = 80кг., размеры 1600*1200*180мм.
При формировании пакетов учитывались соотношения линейных размеров места груза и поддона, а также правила формирования пакетов. Расчет показан на примере консервов в ящиках.
. Средство пакетизации - поддон 2ПВ2.
. Nр - число мест в первом слое, шт.
Nр = 8.
. Nh - число слоев груза по высоте, исходя из максимальной массы пакета, шт.:
Nh =(2000-80)/(50*8) = 4.
. Nh - число слоев груза по высоте, исходя из максимальной высоты пакета 1,8м., шт.:
Nh= (Hmax - hпод)/hм;
Nh= (1,8 - 0,18)/0,31 = 5.
.Nh - искомое число слоев по высоте пакета, шт.:
Nh = min{ Nh; Nh};
Nh = min{4;5} = 4.
. N - общее количество мест в пакете, шт.:
N = Nр* Nh;
N = 8*4 = 32.
. Gп - масса пакета без поддона, т.:
Gп = N*gм;
Gп = 32*0,05 = 1,6 т.
. Gп - масса пакета с поддоном, т.:
Gп = Gп + Gпод;
Gп = 1,6 + 0,08 = 1,68 т.
. hп - габаритная высота пакета, м.:
hп = Nh*hм+hпод;
hп = 4*0,31 + 0,18 = 1,42 м.
. lп*bп - габаритный размер пакета в плане, м.:
lп*bп = 1,6*1,2 м.
. Руд - удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом, т/м2:
Руд = Gп/(( lп+0,1)*( bп+0,1));
Руд = 1,68/(1,6+0,1)*(1,2+0,1) = 0,76 т/м2.
Расчеты по пакетированию грузов сведены в таблицу 3.
Таблица 3.
Элементы расчетаНаименование грузовконсервысолодшерстькраскауголок1.Средство пакетизацииПоддон 2П2ВПоддон 2П2ВПоддон 2П2ВПоддон 2П2Всвязка2. Nр, шт.844523. Nh, шт.4962-4. Nh, шт.51321-5. Nh, шт.492156. N, шт.323685107. Gп, т.1,61,260,640,8-8. Gп, т.1,681,340,720,882,659. hп, м.1,421,81,661,180,19210. lп*bп, м.1,6*1,21,6*1,21,64*1,21,62*1,28*0,5111. Руд, т/м20,760,60,320,530,57
Далее приведена маркировка грузов, схемы загрузки вагонов и контейнеров непакетированным грузом, а также схемы пакетов грузов.
3. Определение нагрузок при складировании
.1 Выбор средств механизации
Выбор погрузчиков для каждого груза на каждом складе произведен с учетом:
а) грузоподъёмности погрузчика: Qп >=Gп;
б) условия Hr=<(Hс - 1);
в) ширина проездов у погрузчика должна быть минимальной;
г) выбранный погрузчик не должен ограничивать фактическую высоту складирования грузов.
Расчет описан на примере выбора типа погрузчика для консервов на складе №1. На основании вышеприведенных показателей выбран погрузчик «4022».
- Qп - грузоподъёмность погрузчика, т.
Qп >=Gп;
Qп = 2,0т.
- Нпв - высота подъема вил погрузчика, м.
Нпв = 2,8 м.
- Rс - радиус поворота погрузчика, м.
Rс = 2,10 м.
- Hr - высота погрузчика, м.
Hr = 3,45 м.
- а - расстояние от передней оси погрузчика до поддона, м.
а = 0,475 м.
- Наименование груза - консервы.
- Шифр склада - 1(каменный).
- Нс - высота склада, м.
Нс = 4,1 м.
- hп - высота пакета с поддоном, м.
hп = 1,42 м.
- Нм - максимальная высота укладки груза, исходя из возможностей перегрузочной техники, м.:
Нм = Нпв - 0,1 + hп;
Нм = 2,8 - 0,1 + 1,42 = 4,12 м.
- bп - габаритная ширина пакета в плане, м.
bп = 1,2 м.
- В1 - ширина проездов между штабелями, исходя из параметров перегрузочной техники, м.:
В1 = Rс + а + bп + с;
где с - зазор для проезда погрузчиков от 0,15 до 0,2м.
В1 = 2,10 + 0,475 + 1,2 + 0,15 = 3,92 м.
- lп - габаритная длина пакета в плане, м.
lп = 1,6м.
- В2 - ширина проездов между штабелями, исходя из размеров пакета, м.:
В2 = 2* lп + 3*с;
В2 = 2*1,6 + 3*0,15 = 3,65м.
- Впр - ширина проезда, м.:
Впр = max{В1;В2}.
Впр = max{3,92;3,65} = 3,92 м.
Остальные результаты занесены в таблицу 4.
Таблица 4.
ПоказателиНаименование погрузчика«40 22»«402 2М»«Still R70-50»«Кальмар СК-15»«Валмет Д-15»ЭП-103К1. Qп, т.2,02,02,01,51,51,02. Нпв, м.2,83,85,22,84,33,33. Rс, м.2,102,22,231,841,741,634. Нr, м.3,454,455,853,424,953,825. а, м.0,470,430,430,3820,4350,3436. Грузыконсервысолодшерстькраска7. Склады123123123412348. Нс, м.4,15,57,34,15,57,34,15,57,3-4,15,57,3-9. hп, м.1,421,421,421,81,81,81,661,661,661,661,181,181,181,1810. Нм, м.4,125,126,524,5664,864,864,864,864,384,384,384,3811. bп, м.1,21,21,21,21,21,21,21,21,21,21,21,21,21,212. В1, м.3,923,984,013,573,523,523,323,323,323,323,323,323,323,3213. lп, м.1,61,61,61,61,61,61,641,641,641,641,621,621,621,6214. В2, м.3,653,653,653,653,653,653,733,733,733,733,693,693,693,6915. Впр, м.3,923,984,013,653,653,653,733,733,733,733,693,693,693,69
- 3.2 Расчет эксплуатационной нагрузки
- Высота штабелирования груза в конкретном складе рассчитана, исходя из высот, определяемых: требованиями техники безопасности Нтб, прочностью тары Нт, возможностями перегрузочной техники Нм, технической нормы нагрузки на пол склада H, высотой склада Нс, физико-химическими свойствами грузов.
- Расчет показан на примере консервов в складе №1.
- 1. Рт - техническая норма нагрузки, т/ м2.
- Рт = 3,1 т/м2.
- 2. Руд - удельная нагрузка, т/м2.
- Руд = 0,76 т/м2.
- 3. Мh - количество рядов пакетов по высоте, исходя из технической нормы нагрузки, шт. (значение Мh - целая часть результата деления):
- Мh = Рт/Руд;
- Мh = 3,1/0,76 = 4.
- 4. hп - высота пакета груза, м.
- hп = 1,42 м.
- 5. Н - высота штабеля, определяемая технической нормой нагрузки, м:
- Н = hп* Мh;
- Н = 1,42*4 = 5,68 м.
- 6. Нс - высота склада, м.
- Нс = 4,1 м.
- 7. Нтб - высота груза, исходя из требований техники безопасности, м. В данном случае она равна максимальной Нм из рассчитанных для данного груза:
- Нтб = Нм = 6,52 м.
- 8. Нт, Нфх - высота груза, исходя из прочности тары и физико-химических свойств самих грузов, м.
- Расчет проведен следующим образом: для консервов отношение массы брутто к объему более 0,7 : G/Vм = 0,05/0,07 = 0,71 т.е >0,7 т/м2. Значит допустимая нагрузка на нижний ящик равна 3,5 т/м2. Нагрузка рассчитывается из выражения Р=G/S, где G - масса ящиков над первым, S - площадь ящика. Значит в нашем случае на первый (нижний) ящик может быть поставлено сверху количество ящиков массой G = P*S = 3,5*0,59*0,4 = 0,826 т., то есть N = 0,826/0,05 = 16 ящиков. Вместе с нижним они составляют 4 пакета, то есть Нт = Нфх = 4*1,42 = 5,68 м.
- 9. Нм - высота груза, исходя из возможностей перегрузочной техники, м.
- Нм = 4,12 м.
- 10. Нmax - максимально допустимая высота складирования пакетов данного груза в данном складе, м:
- Нmax = min { Нтб, Нт, Н, Нм, Нс, Нфх}.
- Нmax = min { 6,52, 5,68, 5,68, 4,12, 4,1, 5,68} = 4,1 м.
- 11. Мh - искомое количество рядов пакетов по высоте, шт.(значение Мh - целая часть результата деления):
- Мh = Нmax/ hп;
- Мh = 4,1/1,42 = 2.
- 12. Н - фактическая высота штабеля, м.
- Н = Мh* hп;
- Н = 2*1,42 = 2,84 м.
- 13. Рэ - эксплуатационная нагрузка на пол склада, т/м2.
- Рэ = Руд* Мh;
- Рэ = 0,76*2 = 1,52 т/м2.
- Остальные результаты вычислений занесены в таблицу 5.
- Таблица 5.
ПоказателиНаименование грузовконсервысолодшерстькраскауголокШифры складов1231231234123441. Рт, т/ м2.3,14,36,13,14,36,13,14,36,15,43,14,36,15,45,42. Руд, т/ м2.0,760,760,760,60,60,60,320,320,320,320,530,530,530,530,573. Мh, шт.4585710913191658111094. hп, м.1,421,421,421,81,81,81,661,661,661,661,181,181,181,180,1925. Н, м.5,687,111,4912,61814,921,631,526,65,99,441311,81,726. Нс, м.4,15,57,34,15,57,34,15,57,3-4,15,57,3--7. Нтб, м.6,526,526,526666,646,646,646,644,384,384,384,3838. Нт, Нфх м5,685,685,683,63,63,66,646,646,646,649,449,449,449,44-9. Нм, м.4,125,126,524,5664,864,864,864,864,384,384,384,38-10.Нmax, м.4,15,125,683,63,63,64,14,864,864,864,14,384,384,381,7211. Мh, шт.23422222223333912. Н, м.2,844,265,683,63,63,63,323,323,323,323,543,543,543,541,5313. Рэ, т/ м2.1,522,283,041,21,21,20,640,640,640,641,591,591,591,594,56
- 4. Обоснование оптимальных размеров штабеля
- Размеры штабеля определяются количеством груза в партии. Груз складируется, как правило, вагонными отправками. Определяем количество пакетов каждого груза в вагонной отправке Nваг при условии, что груз прибывает непакетированный:
- Nваг = Рваг/Gп,
- где
- значение Nваг - целая часть результата деления. Далее приведены расчеты Nваг по всем грузам.
- Консервы в ящиках.
- Nваг = 62,1/1,6 = 38.
- Солод в мешках.
- Nваг = 47,25/1,26 = 37.
- Шерсть в кипах.
- Nваг = 17,28/0,64 = 27.
- Краска в бочках.
- Nваг = 29,44/0,8 = 36.
- Уголок в связках.
- Nваг = 124,98/2,65 = 47.
- 4.1 Оптимизация размеров основания штабеля
- Оптимизация размеров основания штабеля будет получена за счет минимизации площади основания штабеля (Yz*Xz ® min). Ширина штабеля не может быть менее двух пакетов (Yz ³ 2), а длина не должна превышать ширину, то есть Xz ³ Yz. Пакеты складываются длинной стороной поперек штабеля, каждый последующий уступ по длине штабеля делается на один пакет с каждой стороны, а по ширине - на половину пакета. В зависимости от значений Мh и Nваг определяется значение Z и S, причем произведение Z на S должно быть равным (или не меньшим) Мh.
- Далее приведены принципиальные схематические изображения форм штабелей для всех грузов. При этом использованы следующие обозначения:
- Z - количество уступов;
- S - количество пакетов по высоте в одном уступе;
- Y - количество пакетов по ширине самого верхнего уступа;
- X - количество пакетов по длине самого верхнего уступа;
- Yz - количество пакетов по ширине самого нижнего уступа;
- Xz - количество пакетов по длине самого нижнего уступа.
- При формировании штабеля из уголка в связках был использован метод постепенного достраивания: исходя из значений Мh и Nваг был сформирован штабель с уступом по ширине на полпакета в каждом слое.
- 4.2 Определение размеров штабеля
- Минимизация площади основания штабеля произведена при помощи графического метода. Построено два графика: один для грузов, у которых Z = 2, второй для грузов, у которых Z = 3.
- Уравнения графиков имеют вид:
- При Z = 2: Ny=1 = 3X+4; Ny=2 = 5X+6; Ny=3 = 7X+8; Ny=4 = 9X+10.
- При Z = 3: Ny=1 = 6X+16; Ny=2 = 9X+22; Ny=3 = 12X+28.
- Примечание: для всех грузов N = Nваг, так как S = 1. Только для консервов на складе №3 S = 2, поэтому N=Nваг/S = 38/2 = 19 шт.
- По каждому грузу было проведено снятие с графика значений Xz* ´ Yz*. Из всех выбранным таким образом пар были найдены оптимальные пары, то есть Xz* ´ Yz* = min{Xzi ´ Yzi}. Например, для консервов в ящиках на складе №2: Xz* ´ Yz* = min{8´3; 6´4; 5´5; } = 8´3 ( выбрана эта пара так как у неё Xz* больше). Далее проведена проверка количества пакетов, которое может вместиться в штабеле такого размера (условие N >= Nваг). В данном случае N = 8*3 + 6*2 + 4*1 = 40>Nваг.
- Далее описан расчет для консервов в ящиках на складе №2.
- 1. Nваг - количество пакетов в вагонной партии, шт.
- Nваг =38.
- 2. Z - количество уступов, шт.
- Z = 3.
- 3. S - количество пакетов по высоте в одном (нижнем) уступе, шт.
- S = 1.
- 4. Mh - количество рядов пакетов по высоте, шт.
- Mh = 3.
- 5. Xz* - количество пакетов по длине штабеля, шт.
- Xz* = 8.
- 6. Yz* - количество пакетов по ширине штабеля, шт.
- Yz* = 3.
- 7. Nz - количество пакетов в нижнем уступе (слое), шт.
- Nz = Xz*´ Yz*´ S;
- Nz = 8*3*1 = 24.
- 8. X2 - количество пакетов по длине второго уступа, шт.
- X2 = Xz*-2;
- X2 = 8-2 = 6.
- 9. Y2 - количество пакетов по ширине второго уступа, шт.
- Y2 = Yz*-1;
- Y2 = 3-1 = 2.
- 10. N2 - количество пакетов во втором уступе, шт.
- N2 = X2* Y2* S;
- N2 = 6*2*1 = 12.
- 11. X3 - количество пакетов по длине верхнего уступа, шт.
- X3 = X2-2;
- X3 = 6-2 = 4.
- 12. Y3 - количество пакетов по ширине верхнего уступа, шт.
- Y3 = Y2-1;
- Y3 = 2-1 = 1 .
- 13. N3 - количество пакетов в верхнем уступе, шт.
- N3 = X3* Y3*( Mh - 2* S);
- N3 = 4*1*(3 - 2*1) = 4.
- 14. N - количество пакетов в штабеле, шт.
- N = Nz+ N2+ N3;
- N = 24+12+4 = 40.
- Остальные результаты занесены в таблицу 6.
- Таблица 6.
ПоказателиНаименование грузовконсервысолодшерстькраскауголокШифры складов1231,2,31,2,3,41,2,3,441.Nваг, шт.383838372736472. Z, шт.23222393. S, шт.11211114. Mh, шт.23422395. Xz*, шт.9875108106. Yz*, шт.33252317. Nz, шт.272428252024___8. X2, шт.765386___9. Y2, шт.221412___10. N2, шт.14121012812___11. X3, шт.040004___12.Y3, шт.010001___13. N3, шт.040004___14. N, шт.41403837284054
- 5. Определение эффективности использования складов
- Эффективность использования площади склада определяется размещением на ней штабелей грузов. Для этого определяются линейные размеры штабелей грузов и необходимые технологические разрывы между ними. Расчет показан на примере консервов в ящиках на складе №1.
- 1. Xz* - количество пакетов по длине штабеля, шт.
- Xz* = 9.
- 2. Yz* - количество пакетов по ширине штабеля, шт.
- Yz* = 3.
- 3. Lш - длина штабеля, м.
- Lш = Xz*´ (bп + 0,1);
- Lш = 9* (1,2 + 0,1) = 11,7 м.
- 4. Вш - ширина штабеля, м.
- Вш = Yz*´ (lп + 0,1);
- Вш = 3*(1,6 + 0,1) = 5,1 м.
- 5. Впр - ширина проезда, м.
- Впр = 3,92 м.
- 6. Fг - грузовая площадь штабеля, м2.
- Fг = Lш*Вш;
- Fг = 11,7*5,1 = 59,6 м2.
- 7. Fраз - площадь проходов между штабелями (ширина проходов равняется 1м), м2.
- Fраз = 1/2*1* Lш;
- Fраз = 1/2*1*11,7 = 5,9 м2.
- 8. Fпрох - площадь проходов между штабелями и стенками, а также между штабелями в середине склада (ширина проходов у стен 1/2 проходов между штабелями), м2.
- Fпрох = 1/2*1*Вш + 1/2*1* Lш + 2*(1/2*1*1/2*1);
- Fпрох = 1/2*1*5,1 + 1/2*1*11,7 + 2*(1/2*1*1/2*1) = 9,2 м2.
- 9. Fпр - площадь для проезда и маневрирования погрузчика, м2.
- Fпр = 1/2*Впр* (Вш + 1/2*1 +1/2*1);
- Fпр = 1/2*3,92* (5,1 + 1/2*1 +1/2*1) = 11,9 м2.
- 10. Fшт - полезная площадь склада, выделяемая под штабель, м2.
- Fшт = Fг + Fраз + Fпрох + Fпр;
- Fшт =59,6 + 5,9 + 9,2 + 11,9 = 86,6 м2.
- 11. Кf - коэффициент использования полезной площади.
- Кf = Fг/Fшт;
- Кf = 59,6/86,6 = 0,69.
- 12. Кс - коэффициент снижения нагрузки из-за наличия уступов.
- Кс = ((Xz*Yz*) - 0,5* Xz* - Yz* + 1)/ (Xz*Yz*);
- Кс = (9*3 - 0,5*9 - 3 + 1)/(9*3) = 0,76.
- 13. Nваг - количество пакетов в вагонной партии, шт.
- Nваг = 38.
- 14. N - количество пакетов в штабеле, шт.
- N = 41.
- 15. Кк - коэффициент снижения нагрузки, из-за несоответствия количества пакетов в штабеле (N) вагонной партии (Nваг).
- Кк = Nваг/N;
- Кк = 38/41 = 0,93.
- Рэ - эксплуатационная нагрузка на пол склада, т/м2.
Рэ = 1,52 т/м2.
- Рв - валовая (фактическая) нагрузка, т/м2.
Рв = Кf*Кc*Кк*Рэ;
Рв = 0,69*0,76*0,93*1,52 = 0,74 т/м2.
- Рт - техническая норма нагрузки, т/м2.
Рт = 3,1 т/м2.
. Кт - коэффициент использования технической нормы нагрузки.
Кт = Рв/Рт;
Кт = 0,74/3,1 = 0,24.
Остальные результаты занесены в таблицу 7.
Таблица 7.
ПоказателиНаименование грузовконсервысолодшерстькраскауголокШифры складов123123123412344Xz*, шт.98755510101010888810Yz*, шт.332555222233331Lш, м.11,710,49,16,56,56,51313131310,410,410,410,45,86Bш, м.5,15,13,48,58,58,53,483,483,483,485,165,165,165,168,5Bпр, м.3,923,984,013,653,653,653,733,733,733,733,693,693,693,691Fг, м2.59,65330,955,255,255,245,245,245,245,253,653,653,653,649,8Fраз, м2.5,95,24,553,253,253,256,56,56,56,55,25,25,25,22,93Fпрох, м2.9,28,36,758888,748,748,748,748,38,38,38,37,68Fпр, м2.11,912,18,817,317,317,38,48,48,48,411,411,411,411,44,75Fшт, м2.86,678,65183,883,883,868,868,868,868,878,578,578,578,565,2Kf0,690,670,60,660,660,660,650,650,650,650,680,680,680,680,76Kc0,760,550,670,740,740,740,70,70,70,70,550,550,550,550,55Nваг, шт.383838373737272727273636363647N, шт.414038373737282828284040404054Kк0,930,9511110,960,960,960,960,90,90,90,90,87Рэ, т/ м2.1,522,283,041,21,21,20,640,640,640,641,591,591,591,594,56Рв, т/ м2.0,740,791,220,580,580,580,280,280,280,280,530,530,530,531,65Рт, т/ м2.3,14,36,13,14,36,13,14,36,15,43,14,36,15,45,4Кт.0,240,180,20,190,130,090,090,070,060,050,170,120,090,10,3
Из таблицы видно что все грузы желательно хранить в каменном складе (№1), так как для него коэффициент использования технической нормы нагрузки наибольший. Уголок в связках хранится на открытой площадке.
Далее приведены схемы штабелей для всех грузов.
6. Загрузка транспортных средств
В данной работе задача решается по критериям совместимости грузов, обеспечения их сохранности в процессе транспортировки и оптимальному использованию распределенного веса (грузоподъемности) и грузовместимости грузовых помещений.
.1 Загрузка грузового отсека судна
Из справочной литературы выбирается судно, позволяющее обеспечить необходимые режимы перевозки заданных грузов и с соответствующим значением чистой грузоподъемности (таблица 8).
Таблица 8.
Зависимость чистой грузоподъемности от дальности перевозки
Значение границ Dч, тыс. тРасстояние перевозки, тыс. миль0,11234567891011Нижней0,53,24,04,45,05,25,45,75,96,06,16,2Верхней1,04,75,97,08,19,110,010,911,712,513,113,7
Расстояние между портами Санкт-Петербург и Парана составляет 11226 миль. В соответствии с таблицей выбрано универсальное сухогрузное судно типа «Муром».
Его характеристики: Dч = 11010 т., Wc = 17123 м3.
Определен средний погрузочный объем заданных грузов:
Uср = (U1 + U2 + U3 + U4 + U5)/5;
Uср = (1,68 + 2,22 + 5,69 + 2,02 + 0,35)/5 = 2,39 м3/т.
Определена удельная грузовместимость судна:
w = Wc/ Dч;
w = 17123/11010 = 1,55 м3/т.
Учитывая ранее составленную таблицу совместимости определено, что для перевозки заданных грузов необходимо 2 грузовых помещения. Краска как огнеопасный химический груз будет перевозиться в отдельном трюме №2, остальные грузы могут быть уложены послойно в трюме №3 при условии наличия надежной сепарации между ними. Размеры грузовых помещений приведены в таблице 8*.
Таблица 8*.
ПомещениеРазмеры помещенияДлина, м.Ширина, м.Высота, м.Трюм №2.18,919,46,4Трюм №3.27,620,26,4
Для этих помещений методом «пропорционально кубатуре» определен распределенный вес грузов:
Рпом = Wпом* Dч/ Wc,
где Рпом - распределенный вес расчетного помещения, т;
Wпом - объем расчетного помещения, м3;
Dч - чистая грузоподъемность судна, м3;
Wc - киповая вместимость судна, м3.
Трюм №2:
Wпом = L*B*H, м3;
Wпом = 18,9*19,4*6,4 = 2347 м3.
Рпом = 2347*11010/17123 = 1509 т.
Трюм №3:
Wпом = 27,6*20,2*6,4 = 3568,12 м3.
Рпом = 3568,12*11010/17123 = 2294 т.
В трюме №3 размещаются следующие грузы: консервы, солод, шерсть, уголок. Из них выбран тяжелый груз - уголок (U = 0,35 м3/т) и легкий груз - шерсть (U = 5,69 м3/т).
Для оставшихся грузов - консервов и солода их количество выбрано произвольно, кратно вагонным отправкам:
Qк = 10*Рваг = 10*62,1 = 621 т;
Wк = 621*1,68 = 1043 м3.
Qсол = 5*Рваг = 5*47,25 = 236,25 т.
Wсол = 236,25*2,22 = 524 м3.
При этом значения Рпом и Wпом уменьшаются на соответствующую величину:
Рпом = 2294 - 621 - 236,25 = 1436,75 т.
Wпом = 3568 - 1043 - 524 = 2000 м3.
Для определения количества оставшихся грузов - уголка и шерсти составлена система уравнений с двумя неизвестными:
Qт + Qл = Рпом
Qт*Uт + Qл*Uл = Wпом.
Qуг + Qш = 1436
Qуг*0,35 + Qш*5,69 = 2000.
Решив систему, мы нашли, что:
Qш = 280 т; Wш = 280*5,69 = 1593,2 м3.
Qу = 1156 т; Wу = 404,6 м3.
В трюме №2 размещается краска. Краска - легкий груз, поэтому грузовместимость трюма используется полностью, а грузоподъемность - только частично:
Qкр = Wпом/Uкр = 2347/2,02 = 1162 т.
Wкр = 2347 т.
Далее приведен послойный план размещения грузов по помещениям. Высота каждого слоя груза определяется пропорционально кубатуре. Например, высота слоя консервов определена по формуле:
Нк = Н* Wк/Wпом,
где Н - высота трюма.
Нк = 6,4*1043/3568,12 = 1,87 м.
.2 Загрузка смежных видов транспорта
В данном разделе приведены планы размещения пакетов заданных грузов на железнодорожном подвижном составе и в контейнере. Исходя из количества пакетов каждого груза в вагоне Nв и в контейнере Nк, которое определено из схем, рассчитаны коэффициенты использования технической нормы загрузки вагонов и контейнеров:
Кваг = Nв*Gп/Рваг;
Ккон = Nк* Gп/Ркон.
Например, для консервов в ящиках:
Кваг = 16*1,68/62,1 = 0,43;
Ккон = 14*1,68/30,45 = 0,77.
Остальные значения приведены в таблице 8**.
Таблица 8**.
ГрузыNвNкРвагРконКвагКконконсервы161462,130,450,430,77солод161447,2528,660,450,65шерсть161417,2813,440,660,75краска322829,4425,60,950,96уголок47-124,98-0,99-
7. Обеспечение оптимальных режимов транспортировки
В данном разделе решается задача целесообразности и необходимости вентиляции трюмов при планировании рейса. На трассе перехода в соответствии с заданными портами выбираются конкретные пункты, характерные для перехода. Зная дату начала рейса, для намеченных пунктов выбирается температура, относительная влажность воздуха, температура забортной воды и определяется точка росы. Значения параметров по всем точкам представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Далее построен график перехода. На графике отложена температура груза, равная температуре воздуха в порту отправления и точка росы. Как мы видим, переход совершается из холодной зоны в теплую. Груз можно вентилировать наружным воздухом до точки А. Далее этого делать нельзя, так как произойдет конденсация влаги на его поверхности.
Заключение
Данный курсовой проект состоит из 7 основных разделов, в каждом из которых мы сделали:
- в разделе «Транспортная характеристика заданных грузов»- определили основные объемно-массовые характеристики (вид тары, масса брутто, объем места, удельный погрузочный объем), погрузочные характеристики( упаковка, коэффициенты формы и трюмной укладки), складские характеристики и вопросы совместимости заданных грузов, физико-химические свойства, специфические особенности грузов, указали предлагаемый вид тары, привели подробное ее описание, требования к таре и упаковке, требования к условиям хранения и транспонировки, технические условия перевозки;
- в разделе «Укрупнение грузовых мест»- рассчитали нормы загрузки вагонов, оптимально распределили грузы по поддонам и рассчитали нагрузку на пол склада от одного поддона, привели в масштабе расположение каждого груза на поддоне, рассчитали параметры каждого пакета;
- в разделе «Определение нагрузок при складировании»- рассчитали эксплуатационную нагрузку, выбрали средства механизации и типы погрузчиков для каждого груза, определили высоту складирования грузов;
- в разделе «Обоснование оптимальных размеров штабеля»- определили оптимальную площадь основания штабеля, определили количество пакетов в вагонной отправке, оптимизировали размеры основания штабеля за счет минимизации площади основания штабеля;
- в разделе «Определение эффективности использования складов»- составили таблицу, по которой определили целесообразность размещения грузов на складах с учетом их транспортных характеристик, привели схему расположения штабелей на складе;
- в разделе «Загрузка транспортных средств»- загрузили грузовые отсеки судна с помощью метода «пропорционально кубатуре» и смежные виды транспорта (вагоны, контейнеры) исходя из линейных размеров и массы (грузоподъемности)пакетов и вагонов, обеспечив этим самым их сохранность при транспортировке, после этого рассчитали коэффициенты использования технической нормы загрузки вагонов;
- в разделе «Обеспечение оптимальных режимов транспортировки» - проверили целесообразность и возможность вентиляции на конкретных участках заданного рейса, оставили графики перехода, рассчитали точку росы для всех участков рейса, делали выводы о необходимости вентиляции в целом.
груз штабель транспортировка склад
Список использованной литературы
1.Козырев В.К. Грузоведение: Учеб. для ВУЗов. - М.: Транспорт, 1991. - 288 с.
.Гаврилов М.Н. Транспортные характеристики грузов. «Мортехинформреклама». Морской транспорт. Справочное руководство.1994. - 193 с.
.Общие и специальные правила перевозки грузов. ТР-4М. Том1. - М.: "Мортехинформреклама", 1991.-396 с. Том 2,1996. - 392 с.
.Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - С. Петербург: АНО НПО «Мир и Семья», 2001.-560 с.
.Атлас океанов. Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР,1997.
.Контейнеры: Справочник /Ф.А. Пладис, В.А. Шкурин, Г.Э. Сурмаев/ Под ред. В.А. Шкурина. - М: Машиностроение, 1981.-191 с.