Архитектурные и градостроительные теории эпохи барокко и классицизма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,91 Мб
  • Опубликовано:
    2013-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Архитектурные и градостроительные теории эпохи барокко и классицизма

ВВЕДЕНИЕ

История мирового градостроительства.

Города насчитывают уже несколько тысячелетий своего существования. Однако возвращение к прошлому нелегко, потому что большинство городов того времени уже не существует. О них рассказывают исторические описания, летописи, памятники старины, археологические раскопки и документы, которые наглядно подтверждают своеобразие национальных градостроительных традиций.

Каждый город имеет свою давнюю историю, следы которой можно обнаружить в том, какой характер имеет планировка города, в его силуэте и архитектуре. Средневековье, например, оставило Амстердаму самую узкую улицу в мире, ширина которой всего 81 см.

Первые сведения о строительстве города на основе определенных принципов мы находим в письменных документах Месопотамии. В описании города Урук прослеживаются представление людей о городе, каким он должен быть, его устройстве и способе застройки, связанными с зеленью и окрестностями. Идея города преломляется в призме религиозных верований. С помощью устройства города люди стремятся показать тогдашнее представление о мире: ступенчатая башня (Зиккурат), на верху которой должен находится Вавилон.

В библии выражается забота о величине города - приводится правило, согласно которому он должен иметь точно определенные размеры и быть окруженным сельскохозяйственными угодьями. И здесь находит место идея о ступенчатой башне. Город в Древнем Китае - это квадрат со стороной 5000 м.

Планы городов античной Греции - это первые классические градостроительные планы, рожденные высокой культурой, которая сформировала идеал города как модели общественного устройства. Античный архитектор Гипподам из Милета вводит регулярную застройку города с прямоугольной сеткой улиц. Эта система является основной схемой, по которой строятся римские военные лагеря, идеальные города Возрождения, города эпохи классицизма, промышленные центры XIX в. и многие современные города.

Особенностью каждого города является то, что он всегда находится в процессе развития. На протяжении истории человеческой цивилизации города меняют постепенно свой план и облик, обогащаясь новыми сооружениями, площадями, улицами, в зависимости от общественно-экономической формации, в которой они развивались. В различные эпохи любое общество стихийно или сознательно сохраняло, переустраивало и приспосабливало к своим потребностям города, которые получило в наследство от своих предшественников. Города европейского средневековья вырастают на развалинах античных поселений, а городам XVI - XIX вв. достаются в наследство средневековые поселения. Некоторые из этих поселений и сегодня существуют в качестве исторических центров многих современных городов, придавая им своеобразную и неповторимую привлекательность. Вместе с тем города различны между собой как по географическому положению, так и по экономическому и общественно-политическому значению в жизни государства и общества в целом.

Сегодня общество тоже использует градостроительное наследие, оставленное ему минувшими эпохами. Оно предусматривает его или включает в свои новые градостроительные решения, так как новое всегда рождается в недрах старого. Эта истина справедлива и для градостроительства. Развитие современного города не может не учитывать «факторы будущего». В прошлом жизненные процессы в городе не подвергались таким быстрым переменам, как в наше время. Сегодня темпы изменения социально-экономической структуры общества неизмеримо возросли. Поэтому проблема заключается в том, чтобы все то, строится и реконструируется сегодня, успешно могло служить людям в будущем, чтобы оно полноценно входило в ткань города.

Таким образом, если мы строим новые центры, жилые комплексы и промышленные предприятия, то создаем не только сегодняшние, но и будущее города. Этот шаг в будущее сопровождается усилиями по устранению недостатков наших городов и созданию более комфортных условий для жизни людей.

Несмотря на это человек до сих пор так и не построил свой «идеальный» город, который отвечал бы всем нуждам общества. Он всегда существовал и существует только в мечтах, только как город будущего.

Непрерывный рост населения Земли, особенно в городах, стремительное развитие производственных сил и невиданный размах научно-технической революции превращают развитие города в одну из актуальнейших проблем современности. Раздвигая свои границы, города срастаются один с другим. На территории обширных районов и целых областей образуются сплошные городские агломерации (Парижа, Лондона, Москвы и др.). на восточном побережье США крупнейшие города страны - Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон - срослись вместе, образовав супергород («мегаполис»), протянувшийся почти на четыре сотни километров. Подобная сплошь урбанизированная территория сложилась и на Японских островах в районе Токио-Осака-Нагоя.

Высокая концентрация населения в городах непрерывно ухудшает условия жизни людей и является источником новых, все более сложных проблем. По мере роста и развития городов возникают трудности различного свойства: непрерывное увеличение количества транспортных средств затрудняет движение и загрязняет окружающую среду; усложняется решение жилищного вопроса, ограничиваются возможности для осуществления нормального обслуживания населения.

Сегодня необходим средовой подход, понимание сооружения в контексте его пространственного окружения. Сохранение и обновление исторически сложившейся городской среды, органическое включение новых зданий в ткань старой застройки. Творческое осмысление национальной и классической архитектурной традиции, формирование и развитие региональных архитектурных направлений. Органическая преемственность в развитии структуры, преодоление издержек нормативного подхода к проектированию городов, внедрение научных методов моделирования и прогнозирования процессов городского развития - все это различные проявления по сути дела одной и той же концепции архитектурного пространства.

В ее основе - отношение к городу, к городской среде, как к сложной системе естественно-искусственного происхождения. Город есть нечто большее, чем то, что мы проектируем и строим. Это часть сложного и многообразного мира, в котором мы существуем и который подчиняется объективным законам развития. Проектировщик может оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на сложный, определяемый многими факторами процесс городского развития и, в частности, на формирование городских пространств, только в том случае, если он как можно более полно использует естественную «инерцию» этого процесса, направляя его в нужное русло.

ГОРОДА БАРОККО В ЕВРОПЕ

В XVI - XVII вв. рост хозяйственной деятельности привел к развитию городов, которые приобретают масштабы, не известные средневековью. Строительство новых и перестройка средневековых храмов изменяет силуэт городов. Очень важным становится также изменение масштаба. Новые соборы, монастыри, дворцы, виллы и замки, которые стали богаче по форме, пластически насыщенные, намного превышают своими размерами существующую застройку. Пространства получают иной масштаб и новый образ.

На рубеже XVI и XVII вв. Ренессанс сменился новым художественным стилем - барокко (итал. - «причудливый», «странный»). В XVII в. стиль барокко распространяется по всей Европе (до второй половины XVIII в.).

Блестящим центром барочной архитектуры стал папский Рим, который по своей экономической основе резко отличался от других городов Италии. Он не был крупным торговым или производящим центром. Папский Рим являлся столицей католического мира. Сюда стекались средства из всех городов и стран Европы. Этим и объясняется, что главными заказчиками строительства в Риме были папы.

Истоки барокко заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело. Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек - церквей, палаццо, вилл - новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. Они стремятся к динамичному пространственному решению, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний. Композиции барокко всегда сложны и в сложности заключается один из художественных принципов барокко. Барочные композиции всегда имеют ось симметрии или отчетливо выраженный композиционный центр.

Строительная деятельность, связанная с возведением городов, сосредотачивается в крупных столицах. Все чаще используется теоретические концепции, известные со времен Возрождения, но претерпевшие некоторые изменения. Появляется схема города, имеющая вместо одной несколько центральных площадей. Планы городов становятся конкретными, согласованными с природными условиями и специфическими особенностями местности.

Быстрый рост городов сопровождался массовой стихийной застройкой кварталов. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т.п. Однако в период развития барокко больше внимания уделяется площадям и улицам.

Определенный интерес представляют построенные в Италии барочные дворцы и загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов. Загородные виллы периода барокко отличаются осевым построением композиции, большую часть которых занимает обширный регулярный парк с павильонами, скульптурными группами, фонтанами, каскадами водопадов, широкими лестницами. Наиболее интересны из них - вилла дэ Эсте в Тиволи (нач. в 1549), вилла Альдобрандини во Фраскати (1603) и вилла Фарнезе в Капрароле (1559-1625).

В это время создаются парковое кольцо города (на месте снесенных укреплений), обширные дворцы с партерами, лестницами, пандусами.

Для этого периода французской архитектуры характерны крупномасштабные симметричные градостроительные композиции, включающие в себя парковые ансамбли, сады регулярной планировки с внушительностью, импозантностью отдельных зданий.

Важное значение принципы барокко имели не только для развития композиции паркового ансамбля, но и для градостроительства. Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присуще ей в эпоху средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью. Этому способствовало то обстоятельство, что города приостановились в своем развитии и ранее построенные торговые и общественные площади с избытком удовлетворяли запросы населения.

Многочисленные памятники, обелиски и фонтаны завершили площади, организуя пространства уходящими ввысь строгими вертикалями, динамикой падающей воды, разнообразием и богатством пластических форм, неистощимой выдумкой композиционных построений. Многократные повторения этого приема в последующие эпохи, и особенно в ХIХ в., сделали его шаблонным.

В противоположность площадям эпохи Возрождения барочные площади имели сложный план. Живописная кривая, трапеция или сложное сочетание этих форм очень часто применялись для плана площади (площади св. Петра в Риме, перед церковью Ди-Сант-Игнацио в Риме).

Основой ориентации становится сетка улиц. Направляющая, ориентирующая роль улиц получила особое значение в градостроительстве барокко и классицизма. Прямолинейная улица начинает восприниматься и как эстетически необходимый элемент городского ансамбля. Эстетика прямолинейной улицы, оформленной в одном ордере, зародилась в теоретических трактатах архитекторов Возрождения. Но на практике им удалось построить только одну такую улицу - улицу Уффиций во Флоренции. В отличие от Возрождения барокко явился периодом широкого строительстве улиц.

Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик.

В Италии, где города - республики постепенно теряют значение, Рим начинает занимать ведущее положение, и папа Римский старается создать здесь всемирный центр культурной жизни. Перед художниками, архитекторами и градостроителями ставятся крупные задачи. В Италии в конце ХVI в. возникает представление о городе как о произведении искусства, появляется стремление достичь явно ощутимой пространственной взаимосвязи всех частей города.

Идея использовать правильно организованную сеть улиц, соединяющих главные площади города, как основу его пространственной структуры, впервые осуществлена итальянскими градостроителями в конце ХVI - начале ХVII в. при реконструкции Рима. Тогда в Риме была положена система прямых улиц, позволявшая ясно ощутить пространственную взаимосвязь частей города.

Рис. 1

Направление улиц и узлы их пересечения закреплялись архитектурными ориентирами - зданиями, замыкающими перспективу, или обелисками, фонтанами (фонтаны Четырех рек на площади Навона и фонтан Тритона на площади Барберини, исполненные Бернини). Такие «вехи» помогали людям ориентироваться в пространстве города. Вместе с тем перспективы улиц направляли внимание на объекты особой значимости и художественной ценности, расширяя пределы их эстетического воздействия.

Прием лучевой системы римских улиц был повторен в планировке Версаля и неоднократно служил образцом для планировочных систем классицизма. (Париж, Вашингтон, Карлсруэ и др.). прием получил развитие и самостоятельную разработку в градостроительстве русского классицизма. Прямые улицы, проходящие через большие территории города, поучили название «проспект» (лат «prospectus» - вид).

При застройке улиц в Риме единого уровня в высоте домов не было, но в обработке фасадов стремились соблюсти архитектурную связь с другими домами. Так, например, на Виа Корсо почти подряд сгруппировались блестящие дворцы, оформившие обе стороны этой улицы.

В эпоху барокко были развиты приемы ансамблевого строительства. Ансамбль площади Капитолия в Риме объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной площади. Площадь Капитолия открыта к Марсову полю; парадная лестница - пандус образует главный вход на нее, а статуи украшают начало лестницы на самом верху. Площадь замощена каменным паркетом в виде звезды (это замощение выполнено в 1940 г. В соответствии с гравюрой 1569 г.) более известна мостовая площади Капитолия, имевшая в середине широкий овал. В целом, несмотря на свои небольшие размеры (глубина 79 м, ширина 40 - 60 м), площадь производит исключительно сильное впечатление.

Рис. 2

Принцип ансамбля был заложен в планировке (1662) с расходящимися от нее тремя проспектами. Этот ансамбль представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующий принципы барокко в градостроительстве. Две купольные церкви, построенные по сторонам Виа Корсо во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. Этим подчеркнулась центральная магистраль, а площадь получила ориентацию в сторону города. В начале ХIХ в. площадь подверглась перепланировке: трапециевидная форма ее была заменена широко известным овальным очертанием.

Рис. 3

В этот период в некоторых крупных городах для процессий верующих сквозь застройку прокладывают новые улицы в виде широких проспектов - аллей. При этом пейзаж привлекается в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Примером может служить расположенный в Риме сквозь «живую» застройку километровый проспект Виа Корсо, идущий от площади дель Рополо, замкнутый обелиском (1587), к которому сходятся лучи трех реальных проспектов. При этом создается режиссура впечатлений от фонтанов. Памятников, а существующий рельеф используется для организации террас и лестниц. Длина радиальных улиц барочного Рима от 1 до 1,5 км при ширине 10-14 м. осуществление радиальных улиц сразу же превратило их исходную точку - площадь дель Пополо в планировочный узел.

К выдающимся произведениям римского барокко следует отнести ансамбль Испанской площади и лестницы. Ансамбль этот дает прекрасное решение двух площадей, расположенных в разных уровнях и соединенных огромной парадной лестницей. Против лестницы расположена прямолинейная улица Кондотти. У подножия лестницы находится фонтан, а каскад ступеней, ниспадающих сверху, укрепляется ясно подчеркнутой осью, ведущей к обелиску и церкви.

Классическим примером барочной композиции является монументальная колоннада (1667, Д. Бернини), замкнувшая огромное пространство площади перед собором св. Петра в Риме, подчеркнувшая его ведущую градостроительную роль. Д. Бернини трактова площадь св. Петра в виде комбинации двух пространств (трапециевидного и овального), ориентированных на единую ось симметрии, на которой стоит собор. Размеры трапециевидной части площади - в глубину 125 м, в ширину 120 м. и 97 м; размеры овальной части площади - по большой оси 200 м, по алой 130 м; общая территория 3,58 га.

Рис. 4

Расходясь от главного западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду дорического ордера, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Умело включены в оформление площади декоративные элементы: два грандиозных фонтана и стройный египетский обелиск между ними, которые своими вертикалями образуют пространство. Поверхность площадь, по проекту Бернини, получила каменное замощение с уклоном к центру. Рисунок замощения повторяет собой овал и усложняется радиальными дорожками, сходящими к обелиску.

Площадь захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (К. Мадерна), с грандиозными приставными коринфскими колоннами, которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем. Подчеркнув пространственность общего решения сложной по форме площади и собора, Бернини определил и главную точку зрения на собор, который на расстоянии воспринимается в своем величавом единстве. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. С дальней точки зрений, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимается прямыми, а овальная площадь - кругом.

Барокко составил блестящую эпоху в истории градостроительства, так как в это время сложились многие планировочные приемы, живущие до настоящего времени. Архитекторы барокко на практике применил лучевые системы планов с архитектурно обработанной точкой схода. Городские площади, в свою очередь, усложнились, и в период барокко творческая фантазия архитекторов создала арсенал разнообразных форм, рассчитанных на живописный эффект. Хорошо учитывая назначение площади и конкретную окружающую среду, архитекторы барокко умели выбрать место для монумента, найти его размеры, удачное освещение и архитектурный фон.

Градостроительные схемы барокко прекрасно иллюстрируют, сколь разным задачам могут служить одни и те же пространственные формы. Три луча новых широких проспектов были положены в Риме от ворот городской стене так, чтобы паломники могли наиболее удобным образом осмотреть все достопримечательности «вечного» города. Этот трехлучевой прием используется позже в Версале - здесь три направления сходились ко дворцу короля, говорившего: государство - это я! То же трехлучие составило основу центральной части Петербурга, но здесь три проспекта сходятся к шпилю Адмиралтейства. Служившего символом новой судьбы и новой исторической роли России.

КЛАССИЦИЗМ В МИРОВОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

Классицизм возник во Франции еще в середине ХVII в., опередив на столетие всеобщее развитие европейского классицизма средины ХVIII в. Классицизм провозглашал античную архитектуру образом, а подражал ей - единственным путем творчества (от лат. classicus «образцовый»), противопоставляя свободе композиции барокко уравновешенные композиции. Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям.

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализации в натуре конца ХVIII и первой половины ХIХ в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Основные черты градостроительных схем классицизма: прокладка широких и прямых магистралей, организация площадей и дворцово-парковых комплексов.

Классицизм был ведущим стилем, прежде всего во Франции. Укрепление военного могущества Франции сопровождалось экономическим расцветом страны, что отразилось положительным образом на росте и строительстве французских городов. В начале ХVII в. в Париже проживало уже 550 тыс. человек и по количеству населения он превосходил все города Европы. Париж принадлежит к древнейшим городам Франции. Дата его основания известна, но в I в. до н.э. город уже существовал и являлся крупным поселением свободного галльского племени паризиев. Отсюда и произошло римское название Парижа - «Лютеция Паризиорум».

Вместе с ростом городов начались крупнейшие градостроительные работы, проведение которых облегчалось тем, что главным строительным заказчиком стало государство в лице короля. В это время французским градостроительством был сделан крупнейший вклад в мировую архитектуру. Развивая национальные традиции сочетания природного окружения с регулярной застройкой, градостроители создают целый ряд замечательных архитектурных ансамблей. На смену стихийно возникшему городу средневековья и дворцу Возрождения приходит новый тип дворца и регулярного централизованного города.

Проникновение итальянского Возрождения во Франции началось в ХVI в. Идеи теоретиков итальянского Возрождения также нашли во Франции живейший отклик. Вновь возникавшие французские города (Анришмон, Рошфор, Ришелье и др.) уже имели правильный план. Наряду с ними появились идеальные города. Как и в Италии, главной проблемой, занимавшей умы теоретиков, была проблема обороны городов.

Многие идеальные города имели правильный радиальный план с обширной общественной площадью (квадратной или прямоугольной формы) в центре. На примере города Ришелье (1634) можно изучать прямоугольный город с подчеркнутой осью симметрии. Композиционной осью города является главная улица, соединяющая противоположные городские ворота. Впервые после городов Греции и Рима город Ришилье дает осевую планировочную композицию, которая достигла в Версале и Париже своего полного архитектурного развития.

Эти тенденции были воплощены, прежде всего, в грандиозном дворцово-парковом ансамбле Версаля, расположенного вблизи Парижа.

Рис. 5

Рис. 6

градостроительство рим классицизм композиция

В Версале и зародилась новая планировочная эстетика, на базе которой стал развиваться в дальнейшем Париж. Выстроенный еще в первой половине ХVII в. как охотничий замок Людовика ХIII, Версаль неоднократно достраивался и изменялся. Строительство ансамбля, основанного Людовиком ХIV в качестве королевской резиденции, было начато в середине ХVII в. и закончено в начале ХVIII в.

Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного города, дворца и регулярного парка, соединенных со всей страной, по всей вероятности, принадлежала архитектору Л. Лево (ок. 1612 - 1670) и садоводу и архитектору А. енотру (1613 - 1700). Строительство было завершено Ж. Мансаром (1646 - 1708), который придал парковому фасаду дворца (1624 - 1708, Л. Лево) строгий торжественный характер. Со стороны города дворец сохраняет черты архитектуры барокко.

Композиция Версаля отличается монументальностью, парадностью, простором, ясностью, симметрией и стройностью. Королевский дворец стал главным композиционным центром. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. На дворец открываются перспективы с многих участков. Со стороны города перед дворцом расположена огромная площадь Армии. От площади расходятся три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города; средний ведет в Париж. Этот трехлучевой прием использован в планировке некоторых центральных частей городов, в том числе Петербурга.

С другой стороны дворца расположен огромный регулярный парк с широкой главной королевской аллеей с фонтанами, цветниками, скульптурой, которая заканчивается большим бассейном. Расположенный под прямым углом к этой основной оси всего ансамбля, фасад дворца образует мощную горизонталь.

С прямоугольным садовым партером радиально-веерообразная композиция аллей сходится в виде лучей на круглой площади, носящей название Звезды короля. Вдоль продольной композиционной оси парка устроен большой водный партер с двумя прямоугольными бассейнами; а еще дальше расположен лесопарк с громадным крестообразным каналом. Продольная ось Версальского парка организует всю его территорию. К ней притянуто множество поперечных и радиальных аллей, и вместе с тем она является продолжением и развитием трех лучевых проспектов, которые сходятся у дворца. Общая длина Версальского парка от дворца до площади короля превышает 3 км.

В 1670 г. Начат проспект Елисейских полей (А.Ленотр), включающий в себя Тюильрийский сад и проспект Елисейских полей. Сопоставляя в одном масштабе проспект Елисейских полей и главную композиционную ось Версальского парка нельзя не отметить почти точных совпадений в их размерах и членениях.

Рис. 7

И в первом, и во втором случаях исходным пунктом планировки служит дворец. И там, и здесь на первом этапе лежат регулярные сады, а дальше следуют лесопарки, причем степень насыщенности композиции падает. Из этого сопоставления явствует, как велико было в ХVII в. архитектурное влияние дворцово-парковых комплексов на градостроительство.

Версаль оказал большое влияние на формирование европейских королевских резиденций. Так, например, по образцу Версаля, в Германии заложен город - резиденция Карлсруэ (1715), где 32 дороги сходятся в дворцовой площади с башней и резиденцией маркграфа.

Рис. 8

Большинство площадей, осуществленных в ХVII в., было трактовано в замкнутых формах. Треугольник, квадрат или (позднее) прямоугольник со срезанными углами - вот наиболее распространенные планы площадей этого времени. Однако с течением времени, под влиянием римского барокко, площадь начинает связываться с городскими улицами, а затем раскрывается во внешнее пространство. В этом процессе, несомненно, крупную роль сыграл Версаль с его террасами и круглыми площадками у перекрестков аллей. Под влиянием Версаля с ХVII в. впервые появляется круглая площадь (площадь Побед), а вслед за ней и открытая площадь - терраса (площадь Согласия).

В Париже, в соответствии с единым планом («парижский диаметр» - запад - восток), создаются новые монументальные пространства. Его украсили площадь Людовика ХIV (ныне Вандомская) и круглая площадь Побед (1685 - 1691, Ж.Мансар).

Рис. 9

Подобно крупным площадям Версальского парка, площадь Побед возникла в пункте пересечения нескольких улиц города. В дальнейшем круглые площади получили распространение по всей Европе, а теоретик и архитектор Блонель вывел для них оптимальное отношение, согласно которому высота застройки площади определяется в % от ее диаметра.

В создание центра Парижа большую роль сыграл так называемый Дом инвалидов с купольной церковью (Ж.Мансар) и обширной площадью.

Вандомская площадь (1685 - 1691, Ж. Мансар), превосходная по своей застройке и форме, все же была пережитком уже ушедшей эпохи, так как в конце ХVII в. замкнутые площади составили редкое исключение. Площадь имеет прямоугольный план, усложненный срезанными углами. Размеры площади 141х126 м. Площадь обстроена внушительными фасадами в три этажа, из которых нижний решен аркадой, а два верхних связаны пилястрами коринфского ордера.

Рис. 10

В центре Вандомской площади возвышается высокая колонна с фигурой Наполеона (1875) наверху, напоминающая колонну Траяна в Риме. Но, несмотря на наличие столь грандиозного монумента (высота колонны 43 м), Вандомская площадь исключалась из городского пейзажа. И только с пробивко улицы Кастильоне колонна, а с нею и площадь стали видны от улицы Риволи.

В середине ХVIII в. появилось множество площадей у набережных и мостов. Уже в силу своего расположения такие площади получали застройку только с трех сторон. Венцом композиционной тенденции явилась площадь Людовика ХV (ныне площадь Согласия) в Париже, где здание обрамляют только одну из ее сторон.

Площадь согласия (Ж.Габриэль, 1755-1763) размещена на оси парижского диаметра у входа в Тюильрийский сад и способствует формированию центрального ансамля. Она является крупнейшей площадью Парижа: ее длина между балюстрадами 245 м, а ширина 175 м.

Рис. 11

Это первый пример открытой площади с обширным свободным пространством, характерной для нового времени. Создавая ее, Габриель воздействует не архитектурными элементами, а пафосом организованного пространства городского пейзажа с динамичными перспективами уличных магистралей. Прямоугольная площадь Согласия разбита на пустыре на берегу Сены между массивом зеленых садов Тюильри и Елисейскими полями. К площади ведут три луча аллей, связывающих их с городом. С двух сторон она переходит в массивы зелени, с третьей - в гладь реки и только с одной стороны застроена двумя административными зданиями. Их архитектура находится в соответствии с общим ансамблем: развернутые по горизонтали фасады решены в виде двух колонах коринфского ордера. Оба здания превращены в крылья проходящей между ними и доминирующей над ними Королевской улицы, замкнутой впоследствии компактным портиком церкви Мадлен. Принцип объемно - пространственного построения площади Габриэля получил дальнейшее развитие в архитектуре и градостроительстве зрелого классицизма.

Однако, несмотря на широкие градостроительные работы, Париж ХVIII в. оставался все же неблагоустроенным городом. В нем не было надлежащей канализации и водопровода. В смысле замощения улиц и площадей, а также освещение города фонарями Париж во многом уступал другим европейским столицам и, в частности, Петербургу.

Со второй половины ХVIII в. большого размаха достигают градостроительные работы во Франции. Развитие капиталистических отношений ставят задачи перестройки средневековых городов, устройство новых кварталов и площадей, рынков, торговых и общественных зданий. Жилые кварталы и административные центры были главным объектом градостроительных разработок. Преддверие резиденции короля - площадь превращается теперь в средоточение городской жизни, в узел основных магистралей.

Французский Конвент даже внес изменения в планировочную и пространственную систему городов, прорезал нерегулярную средневековую структуру улиц комплексом прямых проспектов и площадей, а на пересечениях их осей разместил архитектурные монументы. Рационализм мышления ХVIII и ХIХ вв. проявился в стремлении к созданию единой градостроительной концепции, которое вылилось в 1793 г. в образование Парижской художественно - плановой комиссии.

В конце 1793 г. (при Конвенте) возникает проект реконструкции Парижа, известный как «План комиссии художников».

Этот проект наметил перспективы дальнейшего планировочного развития Парижа. Согласно «Плану комиссии художников», формировались и уточнялись главные оси и центры парижского плана. На западе города утвердилась площадь Звезды, на востоке - площадь Наций. Развивая идею диаметра, проект предусматривал прокладку крупной прямоугольной магистрали от Лувра к площади Бастилии. Проект развивал также ансамбли площади Согласия. Дома Инвалидов, Марсова поля и т.д.

По примеру Парижа перестраивались многие горда Франции. К этому времени относится создание ансамблей ряда новых площадей в ряде городов Франции, и прежде всего в Париже. Ведется реконструкция Ренна, Стразбурга. К работам по благоустройству городов Франции привлекались архитекторы, скульпторы, художники, мастера садового искусства. Франция заняла ведущее место в Европе по размаху парадной застройки городов.

Стремление использовать античные образы было реализовано в начале ХIХ в., когда в Париже возникла большая часть крупных построек в стиле классицизма, а их возведение было усилено градостроительным решением. Они стали художественным завершением «парижского диаметра»; создали главные ориентиры на плане и в силуэте центра города и композиционно замкнули перспективы улиц.

Идея классицизма творчески развивали, сохраняя при этом стилевую чистоту, Ш. Персье и П. Фонтэн. им удалось добиться единства решений целых улиц. Здесь линейные структуры усложняются, образуя цепи соподчиненных, но весьма разнообразных микроансамблей, где главная архитектурная тема выступает во множестве вариаций.

Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже. В конце ХVIII в. к классицизму склоняется также и архитектура Англии. Основоположником английского классицизма является И.Джонс. Им заложены основы ансамблевой архитектуры Англии.

Рис. 12

Наибольший вклад в архитектуру и градостроительство сделал архитектор Д.Нэш - автор реконструкции Риджет Стрит и группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас (1825). Архитектурные комплексы, созданные по проекта Нэша, примыкают к паркам и отличаются архитектурной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды.

Рис. 13

Английский парк, в отличие от геометричность французского, компонуется из свободно сочетающихся пространств зеленых лугов и тенистых рощ. В основу английской школы ландшафтной архитектуры положена идея близости к природе.

Классицизм в градостроительстве Германии может быть представлен работами Л.Кленца, который в Мюнхене создал обширную площадь, ограниченную Глиатотекой (музей античной скульптуры), Пинокотекой (картинная галерея), Пропилеями (1816 - 1862) и ансамблем Валгалла в Регенсбурге (1842). Благодаря посредничеству французских архитекторов классицизм из Европы попадает на американский континент. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». Одним из основоположников американского классицизма был выдающийся философ и просветитель Т.Джефферсон (1743 - 1826). Некоторые выразительные элементы классицизма получили в американской архитектуре более широкое распространение, чем в Европе.

В крупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. В 1791 г. по проекту француза П.Ланфана был заложен Вашингтон, столица США. Город имеет прямоугольную основы уличной сети, разрезанную широкими диагоналями бульваров.

Рис. 14

Радиально исходящие из основных центров - площадей бульвары (авеню) связывают между собой все части города. Проспекты Вашингтона имеют ширину около 50 м, а рядовые улицы - от 27 до 30 м.

Городской центр Вашингтона

решен в виде очень широкого авеню (Конституции), выходящего к реке Потомак (длина авеню около 3,5 км, ширина от 300 до 600 м). план авеню с его центральной партерной перспективой и боковыми лучевыми проспектами - прямое продолжение приемов, впервые осуществленных в Версале и Париже в ХVII и ХVIII вв. Авеню застроено зданиями музеев и административных учреждений и делится на два отрезка: отрезок от Капитолия до обелиска Георга Вашингтона и отрезок от обелиска до мавзолея Линкольна на берегу реки Потомак.

Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Унаследовав приемы итальянского Возрождения и барокко, французские архитекторы создали новый тип города, с широкими проспектами, открытыми площадями и мощными городскими центрами. Зелень неведомая городу Средневековья, вторгалась теперь в него большими потоками аллей и бульваров. В центре города образовались обширные парки с видовыми террасами и широкими водными партерами. Таким образом, уже в ХVII и ХVIII вв. наметились многие из тех планировочных примеров, которые применяются в настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. История архитектуры градостроительства и дизайна. - М.: Издательство АСВ, 2004 г.

2.      Бирюкова Н.В. История архитектуры. - М.: ИНФРА - М, 2005 г.

.        Энциклопедия для детей. [Т. 7.] Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство ХVI - ХХ веков/ ред. коллегия: М.Аксенова, Н. Майсурян и др. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007 г.

Похожие работы на - Архитектурные и градостроительные теории эпохи барокко и классицизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!