Совершенствование организации контейнерных перевозок морским транспортом в России на основании использования принципов логистики (на примере ОАО 'Совтрансавто-Москва')
Министерство
образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ
РОССИИ)
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Государственный
Университет Управления»
Институт
управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса
Кафедра
Логистики
Специальность
«Логистика и управление цепями поставок» - 080506
ДИПЛОМНЫЙ
ПРОЕКТ
на тему:
«Совершенствование
организации контейнерных перевозок морским транспортом в России на основании
использования принципов логистики (на примере ОАО «Совтрансавто-Москва»)»
Исполнитель:
студент 5 курса группы __ _____________ (ФИО)
Руководитель проекта:
д.э.н., профессор _____________ (ФИО)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _______ д.э.н., проф. Б.А. Аникин
«______» ______________2012 г.
Москва 2012
г.
Министерство
образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ
РОССИИ)
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Государственный
Университет Управления»
Институт
управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса
Кафедра
Логистики
Специальность
«Логистика и управление цепями поставок» - 080506
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
д.э.н., профессор Аникин Б. А.
Подпись _____________
«____» _____________ 2012 г.
Задание на дипломный проект
Студенту ______________________(ФИО)
Тема
дипломного проекта: «Совершенствование организации контейнерных перевозок
морским транспортом в России на основании использования принципов логистики (на
примере транспортной компании ОАО «Совтрансавто-Москва»)»
Утверждена приказом ректора от « » _________ 20 г. № ____
Срок сдачи студентом законченного проекта «__» _______ 20 г.
Исходные данные к проекту: отчет о преддипломной практике, комплексный
ситуационный анализ объекта, комплексная оценка финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, курсовой проект по инновационному менеджменту,
маркетинговые исследования компании, баланс компании, организационная и
отчетная документация компании, научно-методическая литература.
Содержание дипломного проекта: анализ и оптимизация логистического
процесса поставки легковых автомобилей в г.Москву из Японии через порты России
на Дальнем Востоке, в Балтийском и Черном морях, оценка элементов системы
логистики транспортировки (транспортных средств, маршрутов, терминалов
погрузки-разгрузки и складирования), проектирование оптимального логистического
маршрута транспортировки, расчет экономической эффективности применения
контейнеров в интермодальных перевозках по оптимальному маршруту.
Перечень графического материала: графическое представление схем и
процедур технологических операций грузоперевозок, логистические маршруты
транспортировки контейнеров, графики параметров экономической эффективности
реализации оптимального проекта контейнерных грузоперевозок.
Дата выдачи задания: «__» _________ 20 г.
Руководитель дипломного проекта: ___________ (ФИО), д.э.н., проф.
(подпись)
Задание принял к исполнению: ___________ (ФИО)
(подпись)
календарный план-график выполнения ДП
№ п/п
|
Наименование этапов работы
|
Срок выполнения этапов
работы
|
1.
|
Общее ознакомление с
деятельностью ОАО «Совтрансавто-Москва»)»
|
|
2.
|
Написание введения и первой
главы
|
|
3.
|
Корректировка введения и
первой главы
|
|
4.
|
Написание второй главы и ее
корректировка
|
|
5.
|
Выявление перспектив
усовершенстования деятельности предприятия
|
|
6.
|
Проектирование
логистических маршрутов транспортировки импортных автомобилей из портов
России в г.Москву
|
|
7.
|
Расчет экономической
эффективности
|
|
8.
|
Корректировка третьей главы
|
|
9.
|
Написание заключения
|
|
10.
|
Оформление дипломной работы
|
|
11.
|
Сдача дипломной работы
|
15.12.2012
|
Руководитель дипломного проекта: ___________ (ФИО), д.э.н., проф.
Студент: ___________ (ФИО)
Министерство
образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ
РОССИИ)
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Государственный
Университет Управления»
Институт
управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса
Кафедра
Логистики
Специальность
«Логистика и управление цепями поставок» - 080506
АННОТАЦИЯ
к дипломному проекту студента 5 курса группы __
_________________________________________________ (ФИО) тему:
«Совершенствование организации контейнерных перевозок морским транспортом в
России на основании использования принципов логистики (на примере ОАО
«Совтрансавто-Москва»)»
Пояснительная записка 110 с., 23 табл., 40 рис., 4 приложения на 24 с.
Объект исследования: ОАО «Совтрансавто-Москва».
Субъект управления: система логистики грузоперевозок ОАО
«Совтранс-авто-Москва».
Объект управления: служба организации грузоперевозок предприятия.
Предмет управления: логистический процесс транспортировки автомобилей из
Японии через морские порты России в г.Москву
Основные организационно-экономические противоречия: отсутствие
оптимальной схемы логистики транспортировки (транспортные средства и маршруты
транспортировки).
Выбранные способы решения проблемы: разработка и оптимизация
логистических маршрутов интермодальных импортных перевозок автомобилей в
контейнерах с использованием новых контейнерных терминалов в портах
Новороссийск (Черное море), Усть-Луга(Балтийское море), Владивосток (Тихий
океан) в зависимости от географического расположения страны производства
японских автомобилей в мире.
Предмет проектирования: логистический процесс транспортировки импортных
грузопотоков автомобилей из Японии в г.Москву.
Результат проекта, выносимый на защиту, схемы оптимальных логистических
маршрутов интермодальных импортных перевозок автомобилей в контейнерах с
использованием новых контейнерных терминалов в портах Новороссийск (Черное
море), Усть-Луга (Балтийское море), Владивосток (Тихий океан) в зависимости от
географического расположения страны производства японских автомобилей в мире.
Эффективность проектных решений: Снижение себестоимости логистического
процесса транспортировки легковых автомобилей в контейнерах за счет минимизации
расстояний маршрутов транспортировки и значительного снижения расходов компании
ОАО «Совтрансавто-Москва» на страхование перевозки легковых автомобилей из
портов по территории России.
Автор проекта: ___________ (ФИО
(подпись)
Руководитель проекта: ___________ (ФИО), д.э.н., проф.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Задание на
дипломный проект
Аннотация
Содержание
Введение
. Комплексный
анализ деятельности ОАО «Совтрансавто-Москва»
.1 Общая
характеристика организации
.1.1 Описание
логистической цепочки
.1.2
Определение объектов логистической системы ОАО «Совтрансавто-Москва»
.1.3
Определение субъектов логистической системы ОАО «Совтрансавто-Москва»
.2
Ситуационный анализ ОАО «Совтрансавто-Москва»
.3
Финансово-экономический анализ деятельности ОАО «Совтрансавто-Москва»
.3.1 Общий
анализ финансовой устойчивости
.3.2 Анализ
ликвидности
.3.3 Анализ
признаков финансовой устойчивости
.4 Анализ
производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Совтрансавто-Москва»
.4.1 Анализ
структуры выручки и прибыли от реализации основных видов транспортных услуг
.4.2 Анализ
рентабельности транспортных услуг
.5
Организационно-управленческий анализ ОАО «Совтрансавто-Москва»
.5.1 Анализ
системы целей
.5.2 Анализ
организационной структуры и кадрового обеспечения
.5.3 Анализ
функций и процессов управления
.5.4 Анализ
информационного и документационного обеспечения
. Анализ
логистических цепочек импортных поставок автомобилей из Японии в центральные
районы Российской Федерации
2.1
Функциональные возможности морских портов и судов-автомобилевозов в импортных
грузопотоках поставок автомобилей в Россию
.2
Функциональные возможности железнодорожного и автомобильного транспорта по
обслуживанию импортных грузопотоков поставок автомобилей в Россию через морские
порты
.3
Функциональные возможности применения контейнеров для импортных грузоперевозок
автомобилей
.4 Логистика
транспортировки импортных автомобилей Японии в порты России с заводов по
производству на территории разных стран мира
.
Проектирование оптимальных логистических маршрутов транспортировки импортных
автомобилей ОАО «Совтрансавто-Москва»
.1
Проектирование системы целей и стратегий их достижения
.2 Проектирование
логистических характеристик маршрута транспортировки порт Владивосток (Тихий
океан) - г.Москва
.3
Проектирование логистических характеристик маршрута транспортировки порт
Усть-Луга (Балтийское море) - г.Москва
3.4
Проектирование логистических характеристик маршрута транспортировки порт
Новороссийск(Черное море) - г.Москва
4.
Обоснование экономической эффективности внедрения оптимальных маршрутов
контейнерных перевозок импортных легковых автомобилей ОАО «Совтрансавто-Москва»
.1 Оценка
экономических показателей логистического маршрута транспортировки легковых
автомобилей №1 «порт Японии - морской паром «ро-ро»/контейнеровоз - Японское
море - порт Владивосток - Транссибирская железная дорога - Москва»
.2 Оценка
экономических показателей логистического маршрута транспортировки легковых
автомобилей №2 «порт Японии - морской контейнеровоз - Черное море - порт
Новороссийск - автомобильный контейнеровоз - Москва»
.3 Оценка
экономических показателей логистического маршрута транспортировки легковых
автомобилей № 3 «порт Японии - морской автомобилевоз «ро-ро»/ контейнеровоз -
Балтийское море - порт Котка (Финляндия) - открытый автомобилевоз /
контейнеровоз - Москва»
.4 Оценка
экономических показателей логистического маршрута транспортировки легковых
автомобилей № 4 «порт Японии - морской автомобилевоз «ро-ро» / контейнеровоз -
Балтийское море - порт Усть-Луга(Россия) - открытый автомобилевоз/контейнеровоз
- Москва»
. Риски и
безопасность реализации предлагаемых проектных мероприятий в логистической
системе контейнерных перевозок импортных легковых автомобилей ОАО
«Совтрансавто-Москва»
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение.
Бухгалтерские балансы ОАО «Совтрансавто-Москва»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования состоит в необходи-мости
определения стратегии развития рынка автомобильных перевозок по обслуживанию
потока импортных легковых автомобилей из Японии и Южной Кореи в Россию в
условиях развития новых и модернизации существующих российских морских портов
на Балтике и в Черном море.
Предметом дипломного исследования является оптимизация логистических
маршрутов интермодальных контейнерных перевозок импортных легковых автомобилей
из Японии в Центральный регион России.
Объектом дипломного исследования является деятельность ОАО «Мострансавто-Москва»»
г. Москва.
Целью дипломного исследования было построение и анализ эффективности
конкурирующих логистических маршрутов доставки импортных автомобилей из Японии
в Россию, а также обоснование целесообразности использования интермодальных
контейнерных перевозок автомобилей по единому коносаменту без распаковки
контейнера.
С учетом актуальности и целей в дипломном исследовании были поставлены
следующие задачи:
. Провести анализ грузопотоков импорта автомобилей из Японии в
Центральный регион России и г. Москву;
. Провести анализ структуры транспортных средств, обслуживающих
грузопотоки импорта автомобилей в Центральный регион России и г. Москву;
. Проанализировать деятельность и перспективные
финансово-технологические возможности ОАО «Совтрансавто-Москва» на рынке
импорта автомобилей в Центральный регион России и г. Москву;
. Выработать предложения и обосновать экономическую эффективность
вероятных логистических маршрутов импортных перевозок путем оптимизации
маршрутов перевозок и подвижного состава.
Дипломный проект разрабатывался на базе материалов деятельности ОАО
«Совтрансавто-Москва», оказывающего услуги по автомобильным перевозкам (с
использованием собственного автопарка открытых «автовозов») импортных легковых
автомобилей с территорий портовых терминалов Финляндии потребителям центральной
части России (до района Урала).
Практическая ценность полученных результатов дипломного исследования для
ОАО «Совтрансавто-Москва» состоит в обосновании необходимости срочного занятия
«ниши» рынка перевозок импортных автомобилей в Россию - доставка автомобилей
контейнерами с терминала нового «сухого» порта при строящемся российском
морском порту «Усть-Луга» на Балтийском море (г. Кингисепп, Лениградская
область), что позволит отказаться от импорта автомобилей через Финляндию и
занять сильную конкурентную позицию на рынке автоперевозок импортных
автомобилей из Японии в г. Москву.
1.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СОВТРАНСАВТО-МОСКВА»
1.1 Общая характеристика
организации
История предприятия ОАО "Совтрансавто-Москва"
ведется с марта 1945г. В начале 70-х предприятие стало базой для вновь
созданного Главного управления международных автомобильных сообщений
«Совтрансавто» Минавтотранса РСФСР с автопарком в 300 ед. подвижного состава.
Открытое акционерное общество "Совтрансавто-Москва" ( 121351
Россия, г. Москва, Молодогвардейская 58) существует уже 19 лет. Оно было
создано в 1993 году путем приватизации автотранспортного предприятия
международных автомобильных перевозок "Совтрансавто-Москва", которое
осуществляло международные перевозки грузов, начиная с 1968 года [38].
Цель создания общества - осуществление международных автомобильных
перевозок грузов. Общество создано на неопределенный срок.
После коммерческой реорганизации в начале 90-х годов,
в 1995-м вышло на рынок с предложением услуг по таможенному оформлению
экспортно-импортных грузов, начало строить и сдавать в аренду офисные,
складские и производственные помещения.
Следующим шагом на пути развития «Совтрансавто-Москва»
стал новый проект, осуществленный совместно с белорусским предприятием
«Веставто» - создание управляющей компании «РУСТА» [49].
Стремительно развиваясь, группа компаний начала
открывать обширную филиальную сеть во многих регионах России, постепенно
приобретая статус одного из крупнейших холдинговых предприятий, предоставляющих
услуги грузоперевозок на территории России и стран бывшего СНГ.
На сегодняшний день в транспортно-логистический
холдинг «РУСТА» входят следующие предприятия [49]:
ОАО «Совтрансавто-Москва» [38];
-
ОАО СП «Веставто» <#"667324.files/image001.jpg"> <#"667324.files/image002.jpg">
Рис.1.3.
Динамика ежемесячных продаж автомобилей на российском авторынке в 2008-2012 гг.
[29 ]
Динамика
российского авторынка (объем продаж за месяц по отношению к объему продаж за
аналогичный месяц прошлого года) резко снижалась во время кризиса (рис.1.3).
Своего минимума достигла в 2009 году. С марта 2010 года показатель начинает
расти и достигает максимума в начале 2011 года. Весь нынешний год динамика
потихоньку снижается, при этом ежемесячные объемы продаж примерно на одном
уровне. В дальнейшем динамика рынка может опуститься до нулевой отметки.
<#"667324.files/image004.jpg"> <#"667324.files/image005.gif">
Рис. 1.8. Субъекты транспортной логистической
системы[22]
Вспомогательные логистические партнеры - страховые,
охранные, информационные компании, банки, грузовые терминалы, предприятия по
затариванию и упаковке, а также транспортные агенты и провайдеры транспортных
услуг, которые не имеют собственного парка транспортных средств, а только
организуют перевозку грузов для нескольких компаний путем консолидации отправок
и заключения договоров с перевозчиком.
Главная цель транспортной логистики - достижение
согласованных действий участников транспортного процесса с целью доставки
нужного груза в определенное место точно в срок указанному потребителю с
минимальными затратами. Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи на макро- и микро- уровнях транспортной логистики [21]:
. Создание транспортных систем, транспортных
коридоров, обеспечивающих значительный объем грузоперевозок между отдельными
регионами, и транспортных цепей, под которыми понимаются этапы перевозок грузов
на определенные расстояния в течении заданного периода времени.
. Интеграция транспортного, складского и
производственного процессов: отправка и экспедирование грузов, грузопереработка
и упаковка, организация погрузочно-разгрузочных работ, складирование,
комплектация и хранение груза, контроль количества и состояния груза, охрана,
страхование и таможенное оформление грузов.
. Оптимизация маршрута перевозки, то есть выбор
наиболее выгодного варианта доставки грузов и согласование транспортных
тарифов.
. Минимизация транспортных расходов посредством
оптимальной загрузки подвижного состава и организация поставок без складов.
. Обеспечение круглосуточной доставки грузов
различными партиями в различные районы, а также мониторинг и контроль
продвижения грузов.
. Взаимодействие с другими транспортными организациями
для осуществления комбинированных перевозок "от двери к двери" без простоев
и опозданий подвижного состава.
. Экспедирование, или сопровождение груза «от
терминала к терминалу».
. Претензионная работа - сбор, обработка и анализ
претензий в отношении утраты или порчи груза во время перевозки.
. Аудит счетов за перевозку - проверка правильности
транспортных тарифов и стоимости перевозки.
. Информационное обеспечение участников транспортного
процесса и выполнение расчетов с потребителями.
Эффективное управление транспортной логистической
системой является одним из важнейших резервов экономии ресурсов на предприятии.
Одним из инструментов управления является информационная система управления
транспортом TMS (Transportation Management System) [23].
1.2 Ситуационный анализ ОАО
«Совтрансавто-Москва»
Анализируя российский рынок транспортно-логистических
услуг (ТЛУ) в 2011-2012 годах следует отметить, что Россия входит в число стран
с высоким уровнем логистических издержек (к ним относятся размещение заказов на
поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная
транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка,
внешняя транспортировка и др.). Это существенно снижает эффективность
производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний
и страны в целом. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек
доходит до 20%, тогда как в Китае составляет 18,1%, в Бразилии и Индии - в
пределах 11-13%, в США - 8,5%, в Италии - 9,4%, в Японии и Германии - 8,7 и
8,3% соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2011
году оценивался Armstrong & Associates Inc. в 11,4%. [30]
Высокий уровень логистических затрат в России связан
прежде всего с неэффективностью организации внутренней логистики компаний и
транспортно-логистической системы страны в целом, помноженной на огромные
расстояния и низкое качество российских дорог, нерациональное размещение многих
производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к
потребителю.
В России основная часть услуг в сфере перевозок и
хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок,
выполняется собственными транспортно-логистическими службами
предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров. Ими
производится примерно 70% от всего объема логистических операций. Основу
российского рынка логистического аутсорсинга составляют услуги по
транспортировке и экспедированию грузов - 94% в 2011 году (рис.1.9).
По оценке РБК.research, в 2011 году совокупный объем
российского рынка ТЛУ увеличился на 14,3% относительно 2010 года, достигнув
1810 млрд руб. (61,7 млрд долл.). Рост доходов от грузоперевозок (включая
перевалку грузов в портах и аэропортах) оценивается на уровне 13,1%.
По данным Transmap [52] рынок транспортных услуг РФ представлен 3994
транспортными компаниями в следующих секторах транспортных услуг:
компании по предоставлению услуг автоперевозок - 2041;
компании по предоставлению услуг железнодорожных перевозок - 1002;
компании по предоставлению услуг морских перевозок - 797;
компании по предоставлению авиаперевозок - 645;
компании по предоставлению услуг транспортирования негабаритных грузов -
616;
компании по предоставлению услуг экспедирования грузов - 1050;
компании по предоставлению услуг складирования грузов - 313;
компании по консалтингу логистических маршрутов - 404;
компании по контролю и мониторингу движения грузов - 68.
Лидерами рынка логистических услуг по общему рейтингу [53] являются
компании:
DPD в России (Москва);
Группа компаний «Совтрансавто» (Москва);
Группа компаний «Совфрахт- Совмортранс» (Москва);
ЗАО «Кинетика» (Екатеринбург) ;
ЗАО «РЛС» (Москва) ;
ЗАО фирма ЦВ «Протек» (Москва);
Компании группы «ФМ Ложистик» (Московская область);
Международная холдинговая компания ATL (Санкт-Петербург);
Национальная Логистическая Компания (Московская область);
ООО «Логистическая компания «Веста» (Москва).
С сегменте «транспортно-экспедиторские компании по обслуживанию
международных транспортных коридоров» лидерами являются [53]:
1. Международная холдинговая компания ATL (Санкт-Петербург)
2. Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» (Москва)
. Группа компаний «Совтрансавто» (Москва)
В сегменте «Транспортно-экспедиторские компании в логистических цепях»
лидерами рынка являются [53]:
I группа 1. DPD в России
(Москва) 2. ЗАО «РЛС» (Москва) 3. ОАО «Лорри» (Екатеринбург) 4. ООО
«Логистическая компания «Веста» (Москва)
|
II группа 1. ООО «МТК
«ЮниТранс» (Москва) 2. STS Logistics (Москва) 3. ОАО МАКСИЛОГ - Система
Комплексной Логистики (Москва) 4. ООО «ТРАСКО» (Московская область)
|
На рис.1.10 - 1.11 представлены данные, характеризующие влияние мирового
финансового кризиса 2008 года на снижение объемов продаж легковых автомобилей в
России по данным агентства «Автостат» [29], а также результаты прогноза
развития объемов и структуры рынка продаж новых автомобилей в России на 2011 -
2020 гг. [30].
Как показывают результаты проведенных прогнозов на графиках рис.1.10
-1.11, кризисный «провал» уровня продаж новых автомобилей в России в 2009 году
относительно уровня 2008 года вероятно может быть преодолен по объемам продаж
не ранее 2013 - 2014 гг.
При этом, одной из основных проблем снижения уровня продаж легковых
автомобилей является неблагоприятная структура доходов населения России (см.
табл.1.1), в соответствии с которой 64% населения не являются покупателями на
рынке автомобилей, 32% являются покупателями на рынке автомобилей стоимостью не
дороже 10 тыс. USD.
Рис.1.10. Прогноз развития объемов и структуры рынка продаж новых
автомобилей в России на 2011 - 2020 гг. [29]
Таблица 1.1
Структура распределения доходов и покупательской способности населения
России [40]
1.3 Финансово-экономический анализ
деятельности ОАО «Совтрансавто-Москва»
1.3.1 Общий анализ
финансовой устойчивости
Динамика показателей, характеризующих финансовое состояние ОАО
«Совтрансавто-Москва» за 5 последних завершенных финансовых лет представлена в
табл.1.2.
Таблица 1.2
Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Совтрансавто-Москва»
в 2006 - 2011 гг.[38]
Наименование показателя
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
9 мес. 2011г.
|
Производительность труда,
руб./чел. (Выручка) / (среднесписочная численность работников)
|
803 929,65
|
1 240 875,65
|
1 623 140,85
|
1 349 784,53
|
1 640 062,50
|
1 418 611,46
|
Отношение размера задолженности
к собственному капиталу (Долгосрочные обязательства + краткосрочные
обязательства) / Капитал и резервы
|
3,05
|
1,76
|
2,71
|
18,71
|
17,83
|
12,78
|
Отношение размера
долгосрочной задолженности к сумме долгосрочной задолженности и собственного
капитала Долгосрочные обязательства / (Капитал и резервы + Долгосрочные
обязательства)
|
0,67
|
0,50
|
0,56
|
0,90
|
0,90
|
0,85
|
Степень покрытия долгов
текущими доходами (прибылью) (Краткосрочные обязательства - денежные
средства) / (выручка - себестоимость проданных товаров, продукции, работ,
услуг - коммерческие расходы - управленческие расходы + амортизационные
отчисления)
|
0,86
|
0,82
|
3,04
|
-84,12
|
3,47
|
4,05
|
Уровень просроченной
задолженности, % Просроченная задолженность / (Долгосрочные обязательства +
Краткосрочные обязательства) x 100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Стоимость чистых активов
предприятия, руб. (В соответствии с порядком, установленным Минфином России
и/или федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг)
|
31 365 000
|
66 356 000
|
68 793 000
|
11 512 000
|
10 921 000
|
15 219 000
|
Для расчета приведенных показателей использовалась методика,
рекомендованная Положением о раскрытии информации предприятиями эмиссионных
ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от
04 октября 2011г. № 11-46/пз-н.
Расчет чистых активов предприятия проведен в соответствии с совместным
приказом Минфина РФ и ФКЦБ от 29 января 2003 года «Об утверждении порядка
оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» № 10н, 03-6/пз.
Анализ платежеспособности и финансового положения предприятия на основе
экономического анализа динамики приведенных показателей:
. Рост показателя производительности труда, отражающий рост объема
выручки, приходящейся на одного работника, свидетельствует об эффективности
использования эмитентом трудовых ресурсов.
. Показатели отношения размера задолженности к собственному капиталу
являются индикаторами финансовой зависимости предприятия от заемных средств.
Чем меньше указанные показатели, тем меньше финансовый рычаг организации.
Отношение суммы привлеченных средств, а также краткосрочных обязательств к
капиталу и резервам, за период 2006-2009гг. свидетельствует об увеличении доли
привлеченных эмитентом средств, а именно краткосрочных обязательств. В 2010 г.
значение показателя снизилось, что является положительным фактором.
. Показатели отношения размера долгосрочной задолженности к сумме
долгосрочной задолженности и собственного капитала показывают, какая часть в
источниках формирования внеоборотных активов на отчетную дату приходится на
собственный капитал, а какая на долгосрочные заемные средства. Особо высокое
значение этого показателя свидетельствует о сильной зависимости от
привлеченного капитала, о необходимости выплачивать в перспективе значительные
суммы денежных средств в виде процентов за пользование кредитами. В течение
2006-2008гг. и 2009-2010гг. данный показатель предприятия не имел больших
колебаний.
. Рост показателя степени покрытия долгов текущими доходами связан с
увеличением размера краткосрочных обязательств предприятия, его коммерческих и
управленческих расходов. Отрицательное значение коэффициента в 2009 году
объясняется наличием по итогам года убытка.
. Просроченной задолженности эмитент не имеет, что говорит о платежной
дисциплине предприятия и его устойчивом финансовом положении.
. Стоимость чистых активов предприятия отражает стоимость имущества,
которая сформирована за счет собственных средств предприятия, характеризует
ликвидность баланса, а также показывает степень защищенности интересов
кредиторов. На протяжении анализируемого периода стоимость чистых активов
предприятия имеет тенденцию к снижению.
В целом, основываясь на данных анализа динамики показателей
финансово-экономической деятельности можно сделать вывод о том, что ОАО
«Совтрансавто-Москва» в 2006 - 2011 гг. демонстрирует умеренную
платежеспособность и умеренный уровень кредитного риска, финансовое положение
можно считать устойчивым.
Таблица 1.3
Размер и
структура капитала ОАО «Совтрансавто-Москва» в 2006 - 2010 гг. [38]
Наименование показателя
|
Отчетный период
|
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010г.
|
Размер уставного капитала
предприятия, руб.
|
194 498
|
194 498
|
194 498
|
194 498
|
194 498
|
|
Размер уставного капитала,
приведенного в настоящем разделе, соответствует размеру уставного капитала,
указанному в учредительных документах предприятия.
|
Общая стоимость акций
предприятия, выкупленных эмитентом для последующей перепродажи (передачи),
руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Размер резервного капитала
предприятия, формируемого за счет отчислений из прибыли предприятия, руб.
|
9 725
|
9 725
|
9 725
|
9 725
|
9 725
|
Размер добавочного капитала
предприятия, руб.
|
24 031 000
|
24 031 000
|
24 031 000
|
0
|
0
|
Размер нераспределенной
чистой прибыли предприятия, руб.
|
7 129 000
|
42 123 000
|
44 558 000
|
11 308 000
|
10 716 000
|
Общая сумма капитала
предприятия, руб.
|
31 364 223
|
66 358 223
|
68 793 223
|
11 512 193
|
10 920 193
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1.4
Размер и
структура оборотных средств ОАО «Совтрансавто-Москва» в 2006 - 2010 гг. [38]
Оборотные средства, руб.
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Запасы,
|
6 494 000
|
21 315 000
|
47 603 000
|
39 281 000
|
31 208 000
|
в том числе: сырье,
материалы и другие аналогичные ценности
|
1 684 000
|
2 475 000
|
2 984 000
|
4 383 000
|
4 813 000
|
готовая продукция и товары
для перепродажи
|
-
|
20 201 000
|
15 044 000
|
8 688 000
|
расходы будущих периодов
|
4 810 000
|
18 840 000
|
24 418 000
|
19 853 000
|
17 706 000
|
Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям
|
3 911 000
|
4 303 000
|
1 784 000
|
588 000
|
836 000
|
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты),
|
46 633 000
|
58 051 000
|
107 466 000
|
86 323 000
|
106 853 000
|
в том числе: покупатели и
заказчики
|
32 624 000
|
39 747 000
|
74 322 000
|
45 315 000
|
36 108 000
|
Краткосрочные финансовые
вложения
|
13 983 000
|
9 511 000
|
42 968 000
|
35 475 000
|
2 500 000
|
Денежные средства
|
1 248 000
|
11 291 000
|
1 738 000
|
486 000
|
1 561 000
|
Прочие оборотные активы
|
10 000
|
5 348 000
|
-
|
1 623 000
|
1 469 000
|
Итого оборотные активы
|
72 279 000
|
109 819 000
|
201 559 000
|
163 776 000
|
144 427 000
|
Наименование группы
объектов основных средств
|
Первоначальная
(восстановительная) стоимость, тыс.руб.
|
Сумма начисленной
амортизации, тыс.руб..
|
Здания и сооружения
|
59 267, 8
|
16 905, 4
|
Машины, оборудование
|
6 137,1
|
4 206,1
|
Транспортные средства
|
3 115,9
|
2 679, 6
|
Хозяйственный инвентарь
|
1 843,5
|
1 354 ,9
|
Незавершенные капитальные
вложения
|
34 226,7
|
|
1.3.2 Анализ ликвидности
Динамика показателей, характеризующих ликвидность ОАО
«Совтрансавто-Москва», за 5 последних завершенных финансовых лет представлена в
табл.1.5.
Таблица 1.5
Ликвидность ОАО «Совтрансавто-Москва», достаточность капитала и оборотных
средств в 2006 - 2010 гг.[38]
Наименование показателя
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Чистый оборотный капитал,
руб. (Оборотные активы - долгосрочная дебиторская задолженность -
краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов )
|
41 812 000
|
59 726 000
|
102 861 000
|
52 878 000
|
46 359 000
|
Коэффициент текущей
ликвидности (Оборотные активы - долгосрочная дебиторская задолженность /
краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов))
|
2,37
|
2,19
|
2,04
|
1,48
|
1,47
|
Коэффициент быстрой
ликвидности (Оборотные активы - запасы - НДС по приобретенным ценностям -
долгосрочная дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства (не
включая доходы будущих периодов)
|
2,03
|
1,68
|
1,54
|
1,12
|
1,15
|
Экономический анализ ликвидности и платежеспособности предприятия,
достаточности собственного капитала предприятия для исполнения краткосрочных
обязательств и покрытия текущих операционных расходов предприятия на основе
экономического анализа динамики приведенных показателей:
Чистый оборотный капитал - величина оборотного капитала, свободного от
краткосрочных (текущих) обязательств, т.е. доля оборотных средств компании,
которая профинансирована из долгосрочных источников и которую не надо
использовать для погашения текущего долга. Рост величины показателя означает
повышение ликвидности компании и увеличение ее кредитоспособности.
Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой текущие
активы покрывают текущие пассивы. Превышение текущих активов над краткосрочной
финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для погашения
долгосрочной дебиторской задолженности и компенсации убытков, которые может
понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме
наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность
кредиторов, что долги будут погашены. Нормальный уровень коэффициента текущей
ликвидности не ниже 2. На протяжении 2006, 2007, 2008 годов коэффициент текущей
ликвидности предприятия соответствовал нормальному уровню. В 2009, 2010 годах
коэффициент текущей ликвидности предприятия меньше нормативного значения, что
свидетельствует о дефиците оборотных средств.
Коэффициент быстрой ликвидности помогает оценить, какую долю текущих
краткосрочных обязательств сможет погасить предприятие, если его положение
станет действительно критическим. Обычно значение данного показателя считается
удовлетворительным, если составляет величину, большую 0,8-1. Значение
показателя предприятия соответствует рекомендуемому.
Показатели ликвидности показывают степень платежеспособности компании по
краткосрочным долгам. Смысл этих показателей состоит в сравнении величины
текущих задолженностей предприятия и его оборотных средств, которые должны
обеспечить погашение этих задолженностей. Приведенные показатели и динамика их
изменения свидетельствуют об удовлетворительной ликвидности активов предприятия
и платежеспособности компании по краткосрочным долгам.
Таблица 1.6
Ликвидность ОАО «Совтрансавто-Москва», достаточность капитала и оборотных
средств в 2011 - 2012 гг.[38]
Наименование показателя
|
2011, 9 мес.
|
2012, 9 мес.
|
Собственные оборотные
средства, тыс.руб.
|
-47 073
|
-70 804
|
Индекс постоянного актива
|
4.43
|
7.84
|
Коэффициент текущей
ликвидности
|
1.38
|
1
|
Коэффициент быстрой
ликвидности
|
1.25
|
0.85
|
Коэффициент автономии
собственных средств
|
0.06
|
0.05
|
1.3.3 Анализ признаков финансовой устойчивости
Как показывает анализ данных, приведенных в табл.1.6 -1.7, по источникам
заемных средств и уровню показателя коэффициента автономии собственных средств
в ОАО «Совтрансавто-Москва», предприятие работает на 95% на заемном капитале,
при этом гарантии привлечения кредитов банков предоставлены вышестоящим
холдингом «Руста», в который входит ОАО «Совтрансавто-Москва». С точки зрения
классической финансовой устойчивости отдельного предприятия - ОАО
«Совтрансавто-Москва» крайне финансово неустойчивое предприятие, практически не
имеющее собственного капитала для страхования возможных убытков деятельности. С
точки зрения производственно-финансового холдинга «Руста», обеспечивающего
финансовые гарантии кредитной деятельности нижестоящих предприятий - все
кредиты долгосрочные и финансовая устойчивость производственных предприятий
холдинга обеспечивается
Таблица 1.7
Объем привлеченных (заемных средств) и источник обеспечения займов в ОАО
«Совтрансавто-Москва» в 2006 -2011 гг. [38]
Наименование показателя
|
Отчетный период
|
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
9 мес. 2011г.
|
Общая сумма обязательств
предприятия из предоставленного им обеспечения, руб.
|
132 824 000
|
65 000 000
|
190 000 000
|
296 201 000
|
221 000 000
|
108 210 392
|
Общая сумма обязательств
третьих лиц, по которым эмитент предоставил обеспечение, руб.
|
132 824 000
|
65 000 000
|
190 000 000
|
296 201 000
|
221 000 000
|
108 210 392
|
1.4 Анализ производственно-хозяйственной
деятельности ОАО «Совтрансавто-Москва»
.4.1 Анализ структуры выручки и прибыли от
реализации основных видов транспортных услуг
Динамика показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, в том числе её прибыльности и убыточность за 5
последних завершенных финансовых лет представлена в табл.1.8.
Таблица 1.8
Результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия ОАО
«Совтрансавто-Москва» в 2006 -2010 гг. [38]
Наименование показателя
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010г.
|
Выручка, руб. (Общая сумма
выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг)
|
159 982 000
|
239 489 000
|
345 729 000
|
244 311 000
|
262 410 000
|
Валовая прибыль, руб.
(Выручка - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих
и управленческих расходов)
|
58 846 000
|
89 710 000
|
114 867 000
|
69 721 000
|
97 062 000
|
Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), руб. (Чистая прибыль (убыток)
отчетного периода)
|
17 077 000
|
34 994 000
|
3 923 000
|
-53 135 000
|
2 558 000
|
Норма чистой прибыли, %
(Чистая прибыль / Выручка от продаж) х 100
|
10,67
|
14,61
|
1,13
|
- 21,75
|
0,97
|
Коэффициент оборачиваемости
активов, раз (Выручка от продаж / Балансовая стоимость активов)
|
1,26
|
1,31
|
1,35
|
1,08
|
1,28
|
Рентабельность активов, %
(Чистая прибыль/балансовая стоимость активов) х 100
|
13,45
|
19,08
|
1,54
|
- 23,42
|
1,24
|
Рентабельность собственного
капитала, % (Чистая прибыль / капитал и резервы) х 100
|
54,45
|
52,74
|
5,70
|
- 461,52
|
23,42
|
Сумма непокрытого убытка на
отчетную дату, руб. (Непокрытый убыток прошлых лет + непокрытый убыток
отчетного года)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Соотношение непокрытого
убытка на отчетную дату и балансовой стоимости активов, % (Сумма непокрытого
убытка на отчетную дату / балансовая стоимость активов) х 100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Для расчета приведенных показателей использовалась методика,
рекомендованная Положением о раскрытии информации предприятиями эмиссионных
ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от
04 октября 2011г. № 11-46/пз-н.
Экономический анализ прибыльности/убыточности предприятия исходя из
динамики приведенных показателей:
Выручка предприятия на протяжении 2006-2008 гг. постоянно увеличивалась.
В 2009г. наблюдается снижение объема выручки и валовой прибыли, что связано с
уменьшением объема реализации услуг предприятия. В 2010г. объем выручки и
валовой прибыли возросли, что является положительным фактором.
Чистая прибыль характеризует реальный прирост собственного капитала
организации, т.е. по чистой прибыли можно судить, может ли предприятие приносить
прибыль своим владельцам.
Резкое снижение размера чистой прибыли в 2008 году связано с увеличением
управленческих и прочих расходов предприятия. В 2009 году увеличилась
себестоимость оказываемых эмитентом услуг, а так же вырос размер процентов к
уплате и прочих расходов, в связи с чем, по результатам года эмитент получил
убыток. За счёт уменьшения себестоимости оказываемых услуг и прочих расходов, а
так же увеличения выручки 2010 год эмитент завершил с прибылью.
Норма чистой прибыли показывает эффективность использования собственного
капитала эмитентом. Снижение показателей предприятия за указанный период
напрямую связано с уменьшением размера чистой прибыли.
Коэффициент оборачиваемости активов показывает эффективность их
использования с точки зрения объёма продаж. Показывает количество оборотов
одного рубля активов за анализируемый период. Динамика показателей предприятия
имеет небольшие колебания.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность его
использования эмитентом. Снижение показателей рентабельности собственного
капитала, рентабельности активов предприятия напрямую связано с уменьшением
размера чистой прибыли.
Причины, которые, по мнению органов управления предприятия, привели к
убыткам/прибыли предприятия, отраженным в бухгалтерской отчетности за 5
завершенных финансовых лет, предшествующих дате утверждения проспекта ценных
бумаг:
Увеличение прибыли в 2007 году получено вследствие увеличения объемов
реализации услуг предприятия, а так же уменьшения прочих расходов. В 2010 году
за счёт уменьшения себестоимости оказываемых услуг и прочих расходов, а так же
увеличения выручки.
Таблица 1.9
Общая структура себестоимости предприятия в 2010 - 2011 гг. [38]
Наименование статьи затрат
|
Отчётный период
|
|
2010г.
|
9 мес. 2011г.
|
Сырье и материалы, %
|
3,2
|
3,3
|
Приобретенные комплектующие
изделия, полуфабрикаты, %
|
0,1
|
0,1
|
Работы и услуги
производственного характера, выполненные сторонними организациями, %
|
18,9
|
22,2
|
Топливо, %
|
20,4
|
18,0
|
Энергия, %
|
4,6
|
3,5
|
Затраты на оплату труда, %
|
20,3
|
17,9
|
Проценты по кредитам, %
|
8,1
|
4,4
|
Арендная плата, %
|
13,3
|
16,4
|
Отчисления на социальные
нужды, %
|
4,3
|
6,2
|
Амортизация основных
средств, %
|
1,6
|
3,0
|
Налоги, включаемые в
себестоимость продукции, %
|
0,8
|
-
|
Прочие затраты, %, в т.ч.
Амортизация по нематериальным активам, % Вознаграждения за рационализаторские
предложения, % Обязательные страховые платежи, % Представительские расходы, %
Иное, %
|
4,4
|
5,0
|
|
0,1
|
-
|
|
-
|
-
|
|
1,7
|
2,8
|
|
-
|
-
|
|
2,6
|
2,2
|
Итого: затраты на
производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость), %
|
100
|
100
|
Справочно: выручка от
продажи продукции (работ, услуг), % к себестоимости
|
1,58
|
1,47
|
В табл.1.10 представлены отчеты о прибылях и убытках ОАО
«Совтрансавто-Москва» за 9 месяцев в 2011 - 2012 гг., которые свидетельствуют
об устойчивой текущей прибыльной деятельности предприятия.
Таблица 1.10
Отчет о прибылях и убытках ОАО «Совтрансавто-Москва» за 9 месяцев 2012 г.
[38 ]
Пояснения
|
Наименование показателя,
тыс.руб.
|
Код строки
|
За 9 мес.2012 года
|
За 9 мес.2011 года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Выручка
|
2110
|
244 715
|
156 115
|
|
Себестоимость продаж
|
2120
|
-198 057
|
-120 130
|
|
Валовая прибыль (убыток)
|
2100
|
46 658
|
35 985
|
|
Коммерческие расходы
|
2210
|
|
|
|
Управленческие расходы
|
2220
|
-56 282
|
-37 231
|
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
2200
|
-9 624
|
-1 246
|
|
Доходы от участия в других
организациях
|
2310
|
|
|
|
Проценты к получению
|
2320
|
124
|
120
|
|
Проценты к уплате
|
2330
|
-6 770
|
-4 292
|
|
Прочие доходы
|
2340
|
46 736
|
29 710
|
|
Прочие расходы
|
2350
|
-28 931
|
-22 981
|
|
Прибыль (убыток) до
налогообложения
|
2300
|
1 535
|
1 331
|
|
Текущий налог на прибыль
|
2410
|
-108
|
-66
|
|
в т.ч. постоянные налоговые
обязательства (активы)
|
2421
|
-116
|
-64
|
|
Изменение отложенных
налоговых обязательств
|
2430
|
208
|
37
|
2450
|
52
|
14
|
|
Чистая прибыль (убыток)
|
2400
|
1 687
|
1 296
|
1.4.2 Анализ рентабельности транспортных услуг
Рентабельность деятельности предприятия находится на удовлетворительном
уровне, однако в 2012 г. наметились тенденции по снижению уровня рентабельности
(табл.1.11 [38]) при увеличении оборачиваемости капитала.
Таблица 1.11
Наименование показателя
|
2011, 9 мес.
|
2012, 9 мес.
|
Выручка, тыс.руб.
|
222 722
|
244 715
|
Валовая прибыль, тыс.руб.
|
85 187
|
46 658
|
Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс.руб.
|
4 900
|
11 687
|
Рентабельность собственного
капитала, %
|
24.8
|
12.51
|
Рентабельность активов, %
|
1.58
|
0.58
|
Коэффициент чистой
прибыльности, %
|
2.37
|
0.83
|
Рентабельность продукции
(продаж), %
|
10.92
|
4.8
|
Оборачиваемость капитала
|
1.38
|
1.91
|
1.5 Организационно-управленческий анализ ОАО
«Совтрансавто-Москва»
.5.1 Анализ системы целей
Миссия ОАО «Совтрансавто-Москва» - оказывать содействие бизнесу клиентов,
обеспечивая надежное комплексное решение их транспортно-логистических задач в
сфере доставки грузов [38].
Основная стратегическая цель ОАО «Совтрансавто-Москва» - рост капитализации
за счет увеличения масштабов и эффективности бизнеса.
ОАО «Совтрансавто-Москва» стремится использовать свои конкурентные
преимущества для обеспечения роста доходов и рентабельности, оставаясь ведущим
российским поставщиком транспортно-логистических услуг и интегрированных
логистических решений.
1.5.2 Анализ организационной структуры и
кадрового обеспечения
Проведенный анализ положения предприятия ОАО «Совтрансавто- Москва» на
рынке автомобильных перевозок в г.Москве и Центральном регионе России показал,
что ОАО «Совтрансавто-Москва» является одним из предприятий
транспортно-логистического холдинга «РУСТА» в который входят следующие
предприятия России и Белоруссии [38]:
- ОАО «Совтрансавто-Москва»;
-
ОАО СП «Веставто» <#"667324.files/image008.jpg">
20 футов Норма
загрузки - 17.8 т Внутренняя полезная вместимость - 32.1 куб. м.
|
|
Анализ данных, приведеных в табл.2.3, а также на рис.2.9, показывает, что
в 40-футовый контейнер(внутренняя длина 12,0 м) по габаритам помещаются 2
внедорожника Lexus классов GX,RX,LX или 2 седана класса GS (габаритная длина
4,8 - 5,0 м) стоимостью от 60 до 150 тыс. долларов США и весом от 1,8 т. до 2,7
т.. При этом, внутренняя габаритная высота контейнера -1,95 м. является
критической, поскольку всего на 3 см больше высоты самого большого внедорожника
Lexus LX - 570 (1,92 м). Поскольку минимальная высота Lexus класа «седан»
составляет не менее 1,43 м, транспортировка этих машин в 2 яруса в контейнере
невозможна. Технологическая внутренняя ширина контейнера - 2,4 м позволяет
разместить и свободно обслужить места раскрепления автомобилей Lexus при их
габаритной ширине от 1,82 до 1,98 м.
Таблица 2.3
Основные весогабаритные характеристики наиболее импортируемых в Россию
моделей автомобилей LEXUS в 2010 - 2011 гг. [32]
№ п/п
|
Модель
|
Длина, м
|
Ширина, м
|
Высота, м
|
Вес снаряженный, кг
|
1
|
Lexus RX-350
|
4.77
|
1.89
|
1.69
|
2085
|
2
|
Lexus RX -450
|
4.77
|
1.89
|
1.69
|
2205
|
3
|
Lexus GX -460
|
4.81
|
1.89
|
1.85
|
2410
|
4
|
Lexus LX - 570
|
4.99
|
1.97
|
1.92
|
2660
|
5
|
Lexus GS- 460
|
4.83
|
1.82
|
1.43
|
1800
|
Анализ стоимости и весогабаритных характеристик других марок автомобилей
Японии и Южной Кореи (рис.2.10), показывает целесообразность перевозки в
контейнере автомобилей марок - Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Land Cruiser
200, Huindai Equus, Huindai Genesis, KIA Mohave, Mazda CX-7, Mitsubishi Lancer
EvoX - со стоимостью от 45 тыс.долларов США.
При этом, маркетинговый анализ показывает, что наибольшая часть
дорогостоящих внедорожников и седанов класса “Lexus” завозятся в г. Москву и
Московскую область(рис.2.11).
Рис. 2.10. Оценка средней продажной стоимости импортируемых автомобилей
Японии и Южной Кореи для рекомендаций применения транспортировки в контейнерах
[31]
2.4 Логистика транспортировки импортных
автомобилей Японии в порты России с заводов по производству на территории разных
стран мира
В Россию японские автомобили импортируются из 10 стран. Подавляющая часть
приходит с японских заводов, следом идет Англия и США [30]. Остальные страны
поставляют в РФ лишь по одной-две модели.
ООО «Тойота Мотор РУС» - официальный представитель компании Toyota в
России - реализует в РФ автомобили, собранные на японских и европейских
заводах. На сегодняшний день у нас официально продается 10 моделей. И большая
их часть привозится напрямую из Японии.Corolla. Все авто этой марки,
предназначенные для продажи в РФ, собираются на заводе Такаока в Японии. Тут же
собирают Toyota Vitz - для Японии и Toyota Yaris - для России.Camry. До
последнего времени все продаваемые в России автомобили Toyota Camry, собирались
на японском заводе Цуцуми (город Тоёда). На одной сборочной линии с ними
выпускаются Toyota Prius (правый и левый руль), Toyota Premio (правый руль) и
Scion tC (левый руль, для рынка США). С введением в строй завода в Шушарах
(Санкт-Петербург) Toyota Camry для рынка РФ выпускается там. Работники завода
перед началом производства проходили стажировку на заводе в Цуцуми.Land
Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado и Toyota RAV4 в Россию попадают с японского
завода Тахара. Есть, правда, и отдельная линия - для автомобилей Lexus, но и на
ней в ряд стоят левый (экспортный) и правый (японский) автомобили.
Все
модели бренда Lexus <#"667324.files/image011.gif">
Таблица 3.2
Стоимость доставки грузов в контейнерах из Владивостока по
железнодорожным магистралям Транссиба до Москвы в 2010 году [42]
Как показывает совместный анализ данных, приведенных в табл.3.1 - 3.2,
доставка морем контейнера в Северо-Западный регион России в среднем в 2 раза
дешевле, чем доставка контейнера по железной дороге, однако время доставки
морским транспортом в 2 раза больше, что некритично для автомобилей
(непортящийся груз). При этом доставка контейнера в ближайший к границе
Финляндия - Россия порт Котка на 400 долларов США (около 20%) дешевле, чем
доставка в порт Санкт-Петербурга, поэтому грузопоток автомобилей из Японии и
Южной Кореи в Россию идет через порты Финляндии, а оттуда перевозится автомобильным
транспортом в Россию.
Таким образом, целесообразно расширение возможностей нового морс-кого
торгового «Усть-Луга» на Балтике (г.Кингисепп Ленинградской области) для
создания конкуренции финским портам Котка, Ханко, Турку по приему морских контейнерных
перевозок автомобилей, а также и морских автовозов и паромов класса «ROLL-
ROLL» (самостоятельный въезд на борт - съезд автомобилей с борта).
В настоящее время мало кто из транспортников сомневается в актуальности
контейнерных перевозок автомобилей. Легковые автомобили и машинокомплекты для
контейнеров не относятся к массовым грузам. В отдельный сегмент их стали
выделять только в 2005-2006 годах, после того как ОАО «Новая перевозочная
компания» и ГК «Евросиб» объявили о начале реализации проектов по перевозке
машин в «коробках» (в контейнерах). В настоящее время количество автомобилей,
транспортируемых в контейнерах, постоянно увеличивается.
Угрозу для компаний, занимающихся перевозкой автомобилей в контейнерах,
представляет массовое строительство автомобильных терминалов на российской
части побережья Балтийского моря. Эти проекты рассчитаны исключительно на
«ro-ro» и практически не предполагают возможную перевалку машин в контейнерах.
Так, в прошлом году группа компаний «Осло Марин» запустила первый автотерминал
в Санкт-Петербурге, рассчитанный на перевалку 60 тыс. машин. За I квартал 2011
через него прошло около 6 тыс. иномарок. В порту Усть-Луга в скором будущем
будут введены в эксплуатацию мощности по перевалке 360 тыс. машин. Рядом с
Усть-Лугой, в Вистино, готовится к реализации конкурирующий проект,
рассчитанный на перевалку 250 тыс. автомобилей. Инвесторы собираются также
построить здесь площадки для обработки контейнеров, однако непосредственно
автомобили будут переваливаться традиционным, накатным, способом [45].
Контейнеры могут использоваться не только для импорта автомобилей, но и
для перевозки техники по стране. В первую очередь это обусловлено отсутствием
хороших автомобильных дорог и ростом благосостояния населения и как следствие
ростом спроса на дорогую автомобильную технику не только в Москве и
Санкт-Петербурге, но и регионах. В основном в контейнерах перевозят дорогие
легковые машины стоимостью от $20 тыс. и выше.
Для перевозок контейнеров необходим подвижной состав, пригодный для перевозки
универсальных контейнеров, согласно разрешённых габаритов и веса. Подвижной
состав также должен соответствовать типу дорог, которые соединяют пункты
отправления и получения грузов с контейнерным терминалом.
Перемещение универсальных контейнеров, как правило, производится
автопоездами, состоящими из седельного автотягача и полуприцепа-контейнеровоза.
Седельные автотягачи должны быть трёхосными с колёсной формулой 6х2, 6х4 и 6х6,
формула 6х2 - с подъёмной осью, полуприцепы-контейнеровозы также должны иметь
три оси, одна из них подъёмная, что позволит сократить износ покрышек при
движении без груза. Такая колёсная формула при работе автопоездов позволит
проводить перевозки контейнеров с минимально возможным вредом для дорог, а
также обеспечить перевозки по грунтовым дорогам. Трёхосный автотягач в
сочетании с трёхосным полуприцепом-контейнеровозом позволит сократить нагрузки
на оси при движении с грузом до семи тонн на ось, что позволит эксплуатировать
дороги в щадящем режиме.
Российская автомобильная промышленность не производит автотягачи с
рабочей высотой сцепного седельного устройства 1,00-1,02м, которые необходимы
для перевозок контейнеров высотой 2,9м. Автотягач необходимо обеспечить не
рессорной, а пневматической подвеской, для сохранения разрешённой габаритной
высоты, до 4,0м, при движении как с грузом, так и без груза. Автотягачи должны
быть, как правило, с дневной кабиной, оборудованные необходимыми отопителем и
кондиционером, комплектоваться различными по мощности двигателями, в
зависимости от типа дорог в регионе использования. Пневмоподвеска на автотягаче
также упростит процесс прицепки/отцепки полуприцепа-контейнеровоза, а также
устройство подъёмной оси, на трёхосном автотягаче, при движении без груза. Вес
автотягача должен быть не более 7,0-7,2 тонн в снаряженном состоянии, топливо -
дизельное или сжатый газ.
Полуприцеп-контейнеровоз должен быть также трёхосным, оборудован
пневмоподвеской осей, с одной подъёмной осью, погрузочная высота 1,08-1,09 м,
собственный вес должен быть не более 3,5-4,0 тонн в снаряженном состоянии.
Полуприцеп-контейнеровоз должен иметь откидные опоры для отцепки и съёмные
задние фонари. Отдельно производятся полуприцепы-контейнеровозы для перевозок
20 или 40/45-футовых контейнеров. Полуприцеп-контейнеровоз должен быть оборудован
счётчиком пройденного расстояния.
Для подачи контейнеров к месту выгрузки массовых навалочных грузов может
применяться полуприцеп-контейнеровоз с подъёмной рамой, что позволит исключить
ручной труд, а перемещение контейнера на основной части маршрута производить
обычным подвижным составом.
В табл.3.4 - 3.5 и на графиках рис. 3.5 - 3.7 представлены предложения
дипломного проекта по обоснованию целесообразности внедрения проекта
приобретения ООО «Совтрансавто-Москва» контейнеровозов вместо открытых «автовозов»
с целью освоения перспективного маршрута контейнерных пере-возок автомобилей
класса LEXUS с терминалов «сухого» порта при новом морском порте «Усть-Луга» на
российском побережии Балтики (г.Кингисепп Лениградской области) в
г.Санкт-Петербург [167 км вместо 258 км из Котки (Финляндия)] и г. Москву[ 822
км вместо 992 км из Котки (Финляндия)] по территории России без возможных
простоев на таможенных постах «Ваалимаа» (Финляндия) и «Торфяновский» (Россия)
при пересечении границы.
логистический поставка транспортировка маршрут
Таблица 3.4
Основные характеристики маршрутов транспортировки импортных автомобилей в
контейнерах и открытыми автовозами из портов Финляндии в Россию [33]
Морской порт
|
Место доставки в России
|
Расчетная длина трассы по
автодорогам, км
|
Расчетное время движения
|
Средняя скорость
|
Котка (Финл.)
|
Санкт-Петербург
|
258
|
6:17
|
70
|
Котка (Финл.)
|
Москва
|
992
|
21:30
|
70
|
Котка (Финл.)
|
Ярославль
|
1074
|
21:43
|
70
|
Котка (Финл.)
|
Псков
|
557
|
12:53
|
70
|
Котка (Финл.)
|
Вологда
|
624
|
18:24
|
70
|
Турку (Финл.)
|
Санкт-Петербург
|
546
|
10:19
|
70
|
Турку (Финл.)
|
Москва
|
1280
|
25:32
|
70
|
* В расчетах приняты следующие временные факторы [33]:
Погрузка-разгрузка - 120 мин.;
Таможня - 60 мин.;
Задержки в городе > 1,5 млн. жителей - 90 мин.
Задержки в городе < 0,5 млн. жителей - 30 мин.
Таблица 3.5
Основные характеристики маршрутов транспортировки импортных автомобилей в
контейнерах из нового контейнерного порта «Усть-Луга» (Россия) [33]
Морской порт
|
Место доставки в России
|
Расчетная длина трассы по
автодорогам, км
|
Расчетное время движения
|
Средняя скорость
|
Усть-Луга(Россия)
|
Санкт-Петербург
|
167
|
4:17
|
70
|
Усть-Луга(Россия)
|
Москва (через Санкт-
Петербург)
|
901
|
19:30
|
70
|
Усть-Луга(Россия)
|
Москва (через Лугу)
|
822
|
16:32
|
65
|
Таблица 3.6
Стоимость доставки автомобиля из Котки (Финляндия) автовозами по
направлению Москва, С.- Петербург, Поволжье, Урал, Сибирь [38]
Наименование
|
Стоимость, рублей
|
|
Седан
|
Универсал
|
Внедорожник
|
Котка (Финляндия) →
Москва
|
25 000
|
27 000
|
28 000
|
Котка (Финляндия) →
С.-Петербург
|
15 000
|
17 000
|
18 000
|
Котка (Финляндия) →
Нижний Новгород
|
30 000
|
33 000
|
39 000
|
Котка (Финляндия) →
Казань
|
40 000
|
44 000
|
52 000
|
Котка (Финляндия) →
Набарежные Челны
|
42 500
|
46 800
|
55 250
|
Котка (Финляндия) →
Уфа
|
45 000
|
49 500
|
58 500
|
Котка (Финляндия) →
Челябинск
|
47 000
|
51 700
|
61 100
|
Котка (Финляндия) →
Екатеринбург
|
49 000
|
53 900
|
63 700
|
Котка (Финляндия) →
Пермь
|
45 000
|
49 500
|
58 500
|
Котка (Финляндия) →
Самара
|
40 000
|
44 000
|
52 000
|
Котка (Финляндия) →
Тольяти
|
40 000
|
44 000
|
52 000
|
Котка (Финляндия) →
Пенза
|
35 000
|
38 500
|
45 500
|
Котка (Финляндия) →
Саратов
|
36 000
|
39 600
|
46 800
|
Котка (Финляндия) →
Воронеж
|
36 000
|
39 600
|
46 800
|
Котка (Финляндия) →
Курган
|
51 000
|
56 100
|
66 300
|
Котка (Финляндия) →
Тюмень
|
54 000
|
59 400
|
70 200
|
Котка (Финляндия) →
Омск
|
60 000
|
66 000
|
78 000
|
Котка (Финляндия) →
Новосибирск
|
67 500
|
72 500
|
75 000
|
Котка (Финляндия) →
Кемерово
|
71 000
|
78 100
|
92 300
|
Котка (Финляндия) →
Томск
|
71 000
|
78 100
|
92 300
|
Котка (Финляндия) →
Барнаул
|
71 000
|
78 100
|
92 300
|
Котка (Финляндия) →
Красноярск
|
80 000
|
88 000
|
104 000
|
Котка (Финляндия) →
Иркутск
|
93 500
|
102 850
|
121 550
|
Таблица 3.7
Основные характеристики автомобильных контейнеровозов на базе седельных
тягачей DAF [34]
№ п/п
|
Характеристики
контейнеровозов
|
|
1.
|
Марка тягача DAF
|
DAF FT XF 105.410 Е5
|
2.
|
Объем/Мощность двигателя,
л/ л.с.
|
12,9/410
|
3.
|
Стоимость тягача, руб.
|
3 500 000
|
4.
|
Объем топливного бака, л
|
850,0
|
5.
|
Температурный диапазон
експлуатации
|
Исполнение для холодного
климата с температурой зимой ниже минус 18 С.
|
6.
|
Собственный вес тягача, кг
|
20500
|
7.
|
Максимальный вес
загруженного контейнеровоза с грузом к транспортировке, кг
|
44500
|
8.
|
Максимальный вес
транспортируемого загруженного контейнера с транспортировочной площадкой, кг
|
24000
|
9.
|
Расход дизтоплива тягача
при «холостом пробеге», л/100 км
|
27,0
|
10.
|
Расход дизтоплива тягача
при полной загрузке, л/100 км
|
33,0
|
11.
|
Стоимость контейнерного
автоприцепа ROLFO для транспортировки 40-футового контейнера, руб.
|
125 000
|
12.
|
Стоимость нового
40-футового контейнера (с выдвижной платформой) для перевозок автомобилей,
руб.
|
155 000
|
13.
|
Внутренний габариты
40-футового (Flat Rack/ platform 40` - 1АА) контейнера для мультимодальных
перевозок (длина, ширина, высота), м
|
12,0*2,41*1,95
|
14.
|
Собственный вес контейнера,
кг
|
5000
|
15.
|
Максимальный вес полезной
нагрузки в контейнере, кг
|
18600
|
16.
|
Максимально допустимый вес
брутто загруженного контейнера для морских перевозок. Кг
|
24000
|
17.
|
Максимальная скорость
движения загруженного контейнеровоза по автомагистрали, км/ч
|
85,0
|
.4 Проектирование логистических характеристик
маршрута транспортировки порт Новороссийск(Черное море) - г.Москва
Транспортировка контейнеров автомобильным транспортом из порта
Новороссийск осуществляется, в основном по автомагистрали М-4 «Дон» ( Москва -
Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск) [33].
Магистральная федеральная автомобильная дорога М-4 "Дон" Москва
- Воронеж - Ростов-на-Дону имеет протяженность 1544 км. На основном протяжении
дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-9 м. Дорога
пересекает значительные реки, мосты длиной более 50 м имеют грузоподъемность
60-80 т. Значительная часть трассы М4, от Москвы до Краснодара, входит
европейский маршрут Е 115.
Таблица 3.8
Результаты расчета логистических характеристик маршрута Новороссийск -
Москва (кратчайший вариант)[33]
4. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ
МАРШРУТОВ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ИМПОРТНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОАО
«СОВТРАНСАВТО-МОСКВА»
4.1 Оценка экономических показателей
логистического маршрута транспортировки легковых автомобилей №1 «порт Японии -
морской паром «ро-ро»/контейнеровоз - Японское море - порт Владивосток -
Транссибирская железная дорога - Москва»
В табл.4.1 - 4.2 представлена стоимость морского
фрахта из портов Китая и Японии во Владивосток и стоимость железнодорожной
перевозки контейнера на условиях «Порт отгрузки Японии - Владивосток - Москва
(Силикатная)», действительные по 31 декабря 2012 года для неопасных грузов
(ставки включают НДС).
Таблица 4.1
Стоимость перевозки автомобилей в контейнерах по
логистическому интермодальному маршруту порт Китая - порт Владивосток - Москва
[51]
В ставки в табл.2.1 включено:
Морской фрахт из портов Японии, Кореи до порта
Владивосток;
Железнодорожный фрахт до станции Силикатная;
контейнер класса FlatFee;
Нормативный срок использования контейнера в порту - 14
дней
Таблица 4.2
Стоимость перевозки автомобилей в контейнерах по
логистическому интермодальному маршруту порт Японии - порт Владивосток - Москва
[51]
В ставки в табл.4.1 - 4.2 включено:
Морской фрахт из портов Японии, Кореи до порта
Владивосток;
Железнодорожный фрахт до станции Силикатная;
контейнер класса FlatFee;
Нормативный срок использования контейнера в порту - 14
дней
Срок свободного использования контейнера в пункте
назначения - 10 дней.
В ставки не включено:
Сверхнормативное использования контейнеров ФЕСКО. В
случае превышения нормативного срока взимается посуточная оплата за
сверхнормативное использование контейнеров в следующем размере:
Сбор за охрану груза при перевозке по железной дороге
(в случае, если груз подлежит охране, дополнительно будет взиматься 2961 рубля
за 20-футовый контейнер и 5345 рублей за 40-футовый контейнер, включая НДС
18%).
Хранение в порту Владивосток:) 14 дней - бесплатно;) с
15 по 25 день - 582 руб/20, 1164 руб/40, в день;)свыше 25 дней - 1164 руб/20,
2328 руб/40, в день.
МИДК (рентгеновское обследование) - 5231,23 за один
контейнер.
Услуги таможенной площадки (для таможенного досмотра)
6500 руб. за один контейнер. Если таможенный досмотр требует выгрузки груза из
контейнера, все расходы, связанные с этим, взимаются по факту и зависят от
упаковки груза, его веса, времени потраченного на выгрузку и т.п.
Расходы по креплению груза в порту: 10587,5 руб/20’,
12245 руб/40’. Дополнительно при требовании станции изготавливается эскиз
крепления. Стоимость эскиза согласовывается отдельно.
Иные расходы , связанные с организацией экспедирования
в порту.
Указанные выше расходы в порту облагаются НДС 18%.
Таким образом, с учетом таможенных процедур (рентген контейнера) и всех
сервисов FESCO в порту при отправке контейнера 40-фут в Москву (с охраной)
стоимость логистического маршрута контейнера составит 7800 USD.
В 40 -футовом контейнере могут быть доставлены либо 2 автомобиля
представительского класса седан или внедорожники «Lexus», либо 4 автомобиля
класса седан «Мitsubishi», «Subary».
Суммарные затраты ОАО «Совтрансавто-Москва» на доставку 1 внедорожника
«Lexus» в контейнере из Японии в г.Москву через порт Владивосток составят
7800$/2 = 3900$.
4.2 Оценка экономических показателей
логистического маршрута транспортировки легковых автомобилей №2 «порт Японии -
морской контейнеровоз - Черное море - порт Новороссийск - автомобильный
контейнеровоз - Москва»
Экономические показатели логистического маршрута № 2 состоят из:
расходов по транспортировке в контейнере автомобилей из портов Японии в
порт Новороссийск;
расходов по подаче тягача и платформы в порт Новороссийк и расходов по
транспортировке контейнера с автомобилями в г.Москву.
Таблица 4.3.
Ставки на перевозку морскими контейнерами из основных портов, Японии до
Новороссийска в 2010 году [44].
Страна
|
Порт
|
Контейнер
|
Линия
|
Стоимость морского фрахта и
всех сборов, USD
|
Экспедирование, ВТТ, там.
досмотр в Новороссийске, USD
|
Япония
|
Nhava Sheva
|
40DC
|
ZIM
|
3830
|
390
|
Япония
|
Nhava Sheva
|
40HC
|
ZIM
|
3930
|
390
|
Япония
|
Kobe
|
20DC
|
ZIM
|
3070
|
390
|
Япония
|
Kobe
|
40DC
|
ZIM
|
5110
|
390
|
Япония
|
Kobe
|
40HC
|
ZIM
|
5210
|
390
|
Япония
|
Nagoya
|
20DC
|
ZIM
|
3070
|
390
|
Япония
|
Nagoya
|
40DC
|
ZIM
|
5110
|
390
|
Япония
|
Nagoya
|
40HC
|
ZIM
|
5210
|
390
|
Япония
|
Osaka
|
20DC
|
ZIM
|
3020
|
390
|
Япония
|
Osaka
|
40DC
|
ZIM
|
5010
|
390
|
Япония
|
Osaka
|
40HC
|
ZIM
|
5110
|
390
|
Япония
|
Tokio
|
20DC
|
ZIM
|
3020
|
390
|
Япония
|
Tokio
|
40DC
|
ZIM
|
5010
|
390
|
Япония
|
Tokio
|
40HC
|
ZIM
|
5110
|
390
|
Япония
|
Yokohama
|
20DC
|
ZIM
|
3020
|
390
|
Япония
|
Yokohama
|
40DC
|
ZIM
|
5010
|
390
|
Япония
|
Yokohama
|
40HC
|
ZIM
|
5110
|
390
|
Доставка автомобилей в регионы Дальнего Востока осуществляется преимущественно
российскими и японскими паромами типа RO-RО (roll in-roll out). Отгрузка
автомобилей по направлениям Новороссийск, Санкт-Петербург, СНГ, Европа
выполняется только контейнерами.
Таблица 4.4
Ставки японских перевозчиков 2012 г. на доставку автомобилей из Японии в
Россию, Украину и Финляндию с учетом страховых сборов и тарифов про проходу
Суэцкого канала, проливов Босфор и Дарданеллы
(<#"667324.files/image017.gif">
Приложение В