Комплексный анализ текста как средство подготовки учащихся к ЕГЭ

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексный анализ текста как средство подготовки учащихся к ЕГЭ

МОУ Исетская СОШ №1











Творческий отчет

«Комплексный анализ текста как средство подготовки учащихся к ЕГЭ»

учителя русского языка

Бабатенко О.Н.









Исетское, 2009

План

обоснование выбора темы.

Что такое комплексный анализ текста? Разновидности КАТа.

Из опыта работы.

Сравнительный анализ сдачи учащимися ЕГЗ (2004, 2007, 2008)

Приложение.

Литература.

Обоснование выбора темы

Впервые о комплексном анализе текста заговорили в связи с устным экзаменом по русскому языку в 9 классе. Данный подход позволил учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявить возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла (другими словами, учащиеся демонстрируют свои теоретические и практические навыки, полученные за 9 лет обучения).

Наиболее актуальной эта тема стала в 2004 году, когда был введен (тогда еще в качестве эксперимента) экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ.

Задания А29-А31, В1-В8, С направлены на работу с большим текстом, который является центральным звеном второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных учащихся. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым-сочинение - рассуждение.

Учащимся предлагаются задания, проверяющие

-       понимание текста, адекватное авторскому замыслу;

-       владение основными речеведческими понятиями, умение определять стиль текста, тип речи, средства связи предложений в тексте;

-       умение видеть языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи, в том числе используемые автором изобразительно-выразительный средства;

-       умение создавать на основе проанализированного текста собственное связное высказывание, писать сочинение-размышление.

Т.о., данная тема является актуальной. Умение анализировать текст комплексно необходимо не только на рабочих уроках русского языка, но и при подготовке к ЕГЭ.

Что такое комплексный анализ текста?

В процессе обучения на уроках литературы учащиеся, наверное, не раз убеждались в том, что изучение идейно-эстетического содержания произведения в отрыве от языка, первоэлемента словесного искусства, не может дать адекватного представления о замысле автора. И наоборот, изучение языка писателей (нужно сказать, что в школах преподавание русского языка ведется на примерах, взятых, как правило, из художественных произведений, которые представляют собой лучшие образцы русского литературного языка) должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка. Именно поэтому сейчас в преподавании русского языка стало все больше внимания уделяться тексту как такому феномену языка, в котором содержание неразрывно связано со словесным, языковым его выражением, иначе - с формой.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА включает в себя вопросы, связанные со стилистикой, грамматикой и синтаксисом.

Существуют разные уровни комплексного анализа художественных текстов, у каждого из которых свой предмет и свои задачи.

Существование этих уровней объясняется сложной структурой текста.

Данная схема наглядно показывает, что компоненты структуры определяются двумя главными составляющими: категорией содержания и категорией формы. Идея художественного произведения, согласно схеме, задается темой и материалом действительности, который автор выбирает для ее раскрытия. Сюжет определяется композиционным расположением автором фактов действительности прием - композиционным расположением языковых единиц.

Комплексный анализ текста может осуществляться в разных направлениях: от содержания к форме и, наоборот, от определенных языковых средств к основной идее рассматриваемого текста.

Анализ языкового материала исходит из представления о языке как о системе, имеющей различные уровни:


Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

Таким образом, вспомнив теорию, потренировавшись на тестах, учащиеся смогут применить свои знания в больших объемах, т. к. тексты взяты и из произведений художественной литературы, и из научно-популярной, т. е. эти тексты являются образцами устной и письменной речи.

Разновидности КАТа

Первая группа включает в себя 2 части:

1.      текст, в который нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания (может быть только орфография, пунктуация или и то, и другое, в зависимости от целей, поставленных учителем)

10 класс

единица язык текст речь


2.      ряд вопросов, на которые нужно ответить. На вопросы требуется ответить кратко или развернуто

1. Озаглавьте текст.

. Определите тему и основную мысль текста.

. Каким типом речи является данный текст? Обоснуйте свое мнение.

. Определите стиль текста, докажите свое мнение.

Далее следует ряд вопросов, касающихся каждого из 5 разделов языкознания

ЛЕКСИКА

. Подберите синонимы к слову большого.

. Подберите антонимы к словам: близко, мокрый, широкий.

ОРФОГРАФИЯ, ПУНКТУАЦИЯ

. Вставьте пропущенные орфограммы, выделите графически ту часть слова, в которой была пропущена орфограмма.

. Расставьте знаки препинания в последнем предложении.

СИНТАКСИС

. Объясните постановку знаков препинания в предложении, обозначенном знаком.

. В 1-ом предложении найдите грамматическую основу. Над каждым словом надпишите, какая это часть речи.

МОРФОЛОГИЯ

. Произведите морфологический разбор одного причастия.

ФОНЕТИКА

. Произведите фонетический разбор слова листья.

МОРФЕМИКА

Разберите набежавший, (не)мигающий по составу.

Может быть задание по стилистике

- укажите предложение, в котором автор использует эпитеты, метафору, инверсию;

-       укажите средства выразительности, использованные в 6 предложении.

Иногда последним заданием может быть создание творческой работы (сочинения-размышления по тексту, сочинения-рецензии на данный текст - отношение к проблеме, поднятой автором, оценка речевого оформления текста).

(Приложение 1)

Вторая группа также включает 2 части

1.      текст, в который нужно вставить пропущенные буквы (или знаки препинания, или комплексно - орфография и пунктуация)


2.      ряд тестовых вопросов, касающихся стилистики (определи стиль и тип речи - 4 варианта, один правильный), орфографии и пунктуации (сколько запятых пропущено в тексте), синтаксису (какая характеристика соответствует выделенному предложению)

2. Смысловой тип данного текста - это:

а) повествование;                  б) описание;                 в) рассуждение.

. Текст относится к следующему стилю:

а) официально-деловому;              б) публицистическому;

в) научному;                                   г) художественному.

. Какое сочетание слов служит грамматической основой в первом предложении?

а) вернется лето;          б) захватит осень;                 в) вернется лето и захватит.

. Среди 1 - 4 предложений найди предложение, которое связано с предыдущим с помощью повтора слов и союза. Укажи номер.

. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте? Выпиши по 1-2 примера.

а) метафора;                 б) сравнение;      в) эпитет;            г) олицетворение

. В 6 предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: . Выпиши это слово.

(Приложение 2)

Третья группа состоит из:

1.      текста, в котором нет пропущенных букв и знаков препинания (или нужно найти один пропущенный знак препинания - запятую, тире, двоеточие…)

2.      и заданий разных уровней:

-       задания тестового характера с выбором ответа (обычно касаются основной мысли и темы текста, стиля текста и типа речи, лексики - синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д.);

-       задания с кратким ответом на вопрос (морфемика - способ образования слова; морфология - выписать нужную часть речи; синтаксис - способ подчинительной связи в словосочетании, стилистика - средства художественной выразительности).

Именно такие задания используются на экзамене в формате ЕГЭ.

(Приложение 3)

Из опыта работы

На своих уроках КАТ я использую в течение 5 лет.

Началось знакомство с этой темой с покупки рабочих тетрадей по русскому языку для 5-11 классов. Автор их - Малюшкин А.Б.

(Приложение 4)

Второй шаг - это создание программы Элективного курса для 11 класса «Комплексный анализ текста» для подготовки к ЕГЭ. Курс рассчитан на 34 часа. В него включено повторение основных разделов языкознания, зачеты по определенным темам, с так же мини-тесты, результатом работы должно стать самостоятельное выполнение КАТа.

(Приложение 5)

Третий шаг - создание авторских (собственных) контрольных работ в формате КАТа:

1.      текст + задание

Например, 6 класс, тема «Лексика»

-     текст с пропущенными буквами и знаками препинания;

-       задания с кратким ответом (озаглавить, определить тему текста, основную мысль, стиль текста и тип речи);

-       задания с развернутым ответом (докажите, что это текст, определите лексическое значение слова, объясните правописание слов, произведите фонетический, морфологический разбор)

(Приложение 6)

2.      текст + тест

Например, 5 класс, тема «Морфемика»

-     текст с пропущенными буквами;

-       задания с тестовыми вопросами (9 вопросов, 4 варианта ответа, один правильный)

(Приложение 7)

Сравнительный анализ сдачи ЕГЭ

Год

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во %

Кач-во %

2004 уч.год

11 б

15



2007 уч.год

11 а, б

23+28=51



2008 уч.год

11 а, б





Приложение

Стили и типы речи

Чтобы правильно определить функциональный стиль речи, во-первых, стоит понять, в какой речевой ситуации можно использовать текст, написанный в данном стиле. Итак, в официально-деловом стиле будут написаны заявления, договоры, уставы, т. е. разного рода деловые бумаги и документы, в научном - монографии, пособия, учебники, энциклопедические словари, т. е. научная и учебная литература. Художественный стиль - это стиль художественной литературы. Публицистический стиль используется в средствах массовой информации (газеты, журналы), а разговорный - в повседневной жизни, неофициальной обстановке.

Во-вторых, посмотреть, характерные черты какого из стилей доминируют в предложенном тексте, какие лексические, морфологические и синтаксические особенности текста указывают на его принадлежность к определенному стилю.

Напомним, что если текст строится по готовым шаблонам и образцам, если слова в нем употреблены в прямом значении, отсутствует экспрессивная и оценочная лексика, если часто используются отглагольные существительные и клишированные обороты, а местоимения заменены собственными именами существительными или специальными обо значениями (например, «Заказчик»), если текст содержит полные названий фирм, организаций, точные даты, а при членении текста (не всегда) используются пункты или пара графы, то можем с уверенностью сказать, что он написан в официально-деловом стиле.

Пример. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Логика изложения, насыщенность содержания, упорядоченная система связей между частями высказывания, объективность, а также наличие терминов, частое использование отглагольных существительных, причастных и деепричастных оборотов, цитат и ссылок и при этом отсутствие восклицательных предложений, местоимений «я» и «ты» указывает на то, что приведенный текст написан в научном стиле.

Пример. Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. (...) Языковый знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее обусловлен в конечном счете процессом познания реальной действительности.

Публицистическому стилю тоже присуща логика изложения, но, в отличие от научного, он строится по принципу чередования экспрессии и стандарта - в нем художественный образ сосуществует с документально подтвержденной, актуальной информацией, а художественный стиль переплетается с разговорным. Итак, для передачи информации о происходящем используется нейтральная лексика (общественно-политическая, экономическая и пр.), а для оценки про исходящего - экспрессивная (в том числе, тропы речи). В публицистическом стиле встречаются экспрессивные синтаксические конструкции (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и пр.), которые имитируют своеобразный диалог с читателем.

Пример. В последнее время в российском обществе зарождается тревога за судьбу русского языка. Не превратится ли наш язык в мертвый, сохраняющийся только в письменных источниках? Не станет ли языком, обслуживающим массовую культуру, - с убогой грамматикой, бедным интернационализированным словарным составом, разрушенной фразеологией? Черты именно такого языка становятся все более заметными и в нашей разговорной речи, и в публичных выступлениях, и в публицистических материалах, и даже в песнях. («Литературная газета»)

Образность, изобразительность, выразительность ведущие стилевые черты художественного стиля. Все языковые средства (тропы и фигуры речи, многозначные слова, оценочная лексика и др.) могут быть вплетены в художественный текст с целью создания наиболее яркого отображения авторского мировосприятия. Художественный стиль допускает использование жаргона, просторечной лексики, диалектизмов, если это соответствует художественному замыслу (например, для создания образа персонажа).

Пример. Язык - таинство естественное и природное. Он вбирает в себя, он исторгает, он сохраняет свою общую, недоступную усилью одного человека цельность, он своим состоянием, даже повергающим кого-то в тревогу и отчаяние, отражает именно современную жизнь много больше, чем способен и самый лучший и славный писатель. (А. Битов)

Содержание текста может быть представлено в типовых речевых формах (типах речи). Основные из них: описание, повествование, рассуждение.

Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир - предметы, явления, человек.

Пример. Вода была черной под мостом, а дальше белой, и в лед вмерзли отдельные бревна. На горбатом деревянном мосту был лед, и по нему беспомощно взбиралась лошадь. На широкой приземистой телеге с резиновыми толстыми колесами горой высились металлические сетки с бутылками, и бутылки звенели. У лошади была седая от мороза морда и огромными шарами вырывался пар. (А. Битов)

Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности.

Пример. Я пошел по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошел тише. (А. Куприн)

Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.


Литература

1.  Божко Н.М. Русский язык . 9 класс: проверочные и контрольные тесты.-2007.

2.      Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - стр.144-145.

.        Егораева Г.Т. ЕГЭ. Репетитор. Русский язык. - 2007.

.        Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. - М.: «Экзамен», 2008.-стр.298-392.

.        ЕГЭ. 2007. Русский язык. - М.: Интеллект- Центр, 2007.- стр.114-157.

.        Казбек - Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы.- М.: «Айрис-пресс», 2005.

.        Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс. - 2005.

.        Козулина М.В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки. 2008. - Саратов: «Лицей», 2007. стр.22-27.

.        Кузьма А.Я. Русский язык. Комплексная подготовка к ЕГЭ. - М.: «Айрис-пресс», 2006. - стр. 142-171.

.        Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5,6,7,8,9, 10-11 классы. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

.        Малюшкин А.Б. Русский язык: ЕГЭ. - 2006.

.        Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. - 2005.

.        Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10,11 класс.- М.: ВАКО, 2007, стр.135-254.

.        Роговик Т.Н. ЕГЭ. Репетитор. Литература. - 2006.

.        Русский язык для поступающих в десятый лицейский класс: Варианты конкурсных заданий. - М.: «Экзамен», 2006.

.        Русский язык: реальные тесты и ответы. - 2006.

.        Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ - 2008. - Ростов н/Д: «Легион», 2008. - стр. 278-336.

.        Сергушева С.В. Комплексный анализ текста.- СПб: «Литера», 2005г.

Похожие работы на - Комплексный анализ текста как средство подготовки учащихся к ЕГЭ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!