Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры















Реферат

Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры

Введение

Говоря об истории инквизиции, нельзя не поразиться массовым истреблениям людей и очень низкой оценкой человеческой жизни и личности. Люди в невероятных количествах гибли, задыхаясь в дыме и пламени инквизиционных костров, погибали в мучениях в тёмницах и на поле боя. По Европе текли ручьи, реки и едва ли не моря человеческой крови. В свое время Инквизиция была тем, чего боялись: одно слово или жест, и тебя могли схватить и упечь туда, откуда уже не возвращаются. Но что ужаснее всего, так это то, что все изощренные жестокости и кровавую резню нередко устраивали во имя Создателя и во славу Божию.

Религия в то время имела огромную власть над людьми. Люди обращаются к религии с целью обрести душевный покой, найти себя и свое счастье. Верующий человек должен отвергнуть все разновидности безбожия. Вера во что-то неотделима от человека. Но, иногда эта вера переходит все границы. Пронизанные злобой и нетерпимостью к другим, люди наполнены безбожием. Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве может она принести какое-либо благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает гнев и становится безбожником.

Так давайте же посмотрим, к чему может привести массовая истерия народа, его безграмотность и сочетание фанатичной веры с «умелыми» правителями.

1. Создание инквизиции

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков.

. Цели и средства

инквизиция ведьма социальный жертва

Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки. Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к колдовству, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с демонами, отреклись от христианского учения и с помощью Дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что Дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.

. Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

1. Додоминиканский этап (преследования еретиков до XII века), суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер. Зародыши Инквизиции можно найти ещё в первые века христианства - в обязанности диаконов входило разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. Угроза смертной казнью впервые была произнесена Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям. В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI веке, в Италии, их деятельность отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков. Наиболее строгим наказанием еретиков уже в ту пору было сожжение на костре.

2. Доминиканский период. Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух монахов, объездить окрестности Франции и Испании, для искоренения ереси. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. Установленные в 1233 г. Инквизиционные суды вызывали народные восстания, но всё же продолжали действовать. Тем же Григорием IX инквизиция введена была в других европейских странам, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Но не везде инквизиция отличаясь одинаковою силой и характером. Наибольшего развития и ее сила достигла в Риме. Пик итальянской инквизиции приходится на XVI век, при папах Пии V и Сиксте V.

. Испанская инквизиция. В Испании средневековая инквизиция отличалась исключительной свирепостью по отношению к еретикам-христианам, мусульманам и евреям. Испанская инквизиция была учреждена доминиканцем Томасом де Торквемада (1420-1498), назначенным правителями страны великим инквизитором и утвержденным в этой должности папой. Первоначально испанские правители использовали инквизицию против мусульман и евреев, однако позднее она превратилась в орудие борьбы с политическими противниками. Но, каковы бы ни были ее задачи, испанская инквизиция оставила кровавый след в истории своей страны. По своим методам и процедуре судопроизводства она не слишком сильно отличалась от средневековой инквизиции, однако ее жертвы исчислялись тысячами. Испанский король Филипп II (правил в 1556-1598) укрепил испанскую инквизицию с намерением искоренить малейшие признаки ереси и протестантизма в своей стране. В октябре 1559 он принял решение лично наблюдать за сожжением 12 еретиков. Инквизиция Филиппа с особой жестокостью преследовала. Процессы по делам еретиков происходили тайно, так что те, кто был ложно обвинен и подвергнут пыткам, не могли обратиться даже к местному духовенству. Как и прежде, жертвами этих процессов становились также и известные люди.

. Римская инквизиция. Папа Павел III в 1542 учредил римскую инквизицию. Действие римской инквизиции ограничивалось пределами Италии. Тридентский собор (1545-1563) призвал инквизицию к большей активности, однако даже ревностные католики из числа европейских государей отказывались развернуть религиозную войну против своих собственных подданных. На практике католические государи казнили лишь самое малое число протестантов и только в тех случаях, когда их протестантизм заключал в себе политическую угрозу. Однако в Италии инквизиция под давлением папы Павла IV (правил 1555-1559) немало способствовала искоренению протестантизма. В еще большей степени она помогла искоренить распущенность нравов, приобретенную итальянцами в эпоху Возрождения.

4. Знаменитые жертвы инквизиции

Инквизиционный процесс Жанны дАрк проходил в Руане в январе-мае 1431. Жанна была признана виновной по всем основным пунктам обвинения как вероотступница и еретичка, после чего сожжена на костре. 23 мая Жанне были оглашены 12 пунктов её основных заблуждений. В грамоте указывалось, что слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых-либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов. Явление ангела, принёсшего корону королю Карлу - вымысел и посягательство на ангельский чин. Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых. Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела. Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду. Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей. Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей. Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству. Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры. Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему. Она - идолопоклонница, вызывающая демонов. Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях. На заседании суда 29 мая судьи подтвердили факт рецидива ереси и постановили передать Жанну светскому правосудию. Соотечественники боготворили Жанну и переносили на нее черты Пресвятой Девы Марии, целомудрием спасающей от бед родную Францию. Но если французы считали Жанну святой, то англичане уверяли, что она ведьма и в страхе бежали с поля боя. Англичане утверждали, что простая крестьянка не может вести себя на поле боя как истинный воин и опытный военачальник.

мая окончательный приговор об отлучении от Церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на площади Старого Рынка в Руане. В тот же день последовала казнь.

Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном и мыслитель. Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. Начал он с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентричную систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. В те времена считалось, что в центре мира находится Земля, а вокруг нее движутся Солнце, звезды и планеты. Такую систему называли геоцентричной. Коперник же постепенно пришел к созданию новой гелиоцентричной системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центрально положение, Земля же является одной из планет, обращающихся вокруг своей оси. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» - «солнце».

Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Труд ученого вышел в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности.

Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.

Джордано Бруно родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Ему предлагали отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

Ученый оказался прав: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник - человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Галилео Галилей. Он сделал ряд важных научных открытий в области механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной, физическую однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» в 1632 году ученый был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер. Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы были разосланы во все университеты католической Европы.

Великий писатель, итальянский поэт Данте Алигьери (1265-1321) был истинным борцом за свои убеждения.

Все знают его «Божественную комедию» - поэму, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы. Поэма написана от первого лица. Её герой - сам Данте - странствует по кругам Ада, Чистилищу и Раю, общается с душами умерших, однако неземное зачастую оказывается неотделимо от мира реального.

Данте был католиком, верил в Бога и чтил высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в Аду. Но как истинный гуманист он не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа.

Естественно, что подобное осуждение Божественной воли не могло не раздражать инквизицию, которая была тем более недовольна «Божественной комедией», что догмат о Чистилище был введен и утвержден католической Церковью намного позже создания поэмы. Описание путешествия Данте по Чистилищу уже было чистой воды ересью.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поэма была немедленно запрещена католической цензурой.

Данте был неугоден католической Церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой Римской и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. За противодействие папской политике правителе города он был вынужден бежать в 1302 году из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

Данте боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила поэту вернуться на родину, но при этом выдвинула такие унизительные условия и отречение от собственных взглядов, что Данте отклонил это предложение.

Последние годы жизни он провел в городе Равенне, где скончался и был похоронен. Флоренция неоднократно обращалась к властям Равенны, в том числе в наши дни, с просьбами перезахоронить прах Данте в итальянской земле, однако Равенна неизменно отвечала отказом.

Это только одни из самых известных жертв инквизиции, но общее число жертв это «святой организации» огромно. Далеко не все они были сожжены на костре, но все были ущемлены в правах, всем была нанесена глубокая душевная травма и испорчена жизнь.

6. Молот ведьм

Руководство по охоте на ведьм состояло из трех частей.

Первая часть была направлена на психологический и социальный аспект судей, в ней была изложена точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось.

Вторая часть предназначена для потенциальных жертв и охотников, она охватывает собой теорию существования и деятельности ведьм. Это самая большая и важная часть книги, она содержит восемнадцать глав о способах ведьминского вредительства и еще восемь глав о способах устранения колдовства.

Третья часть состоит из 35 вопросов и полностью посвящена юридической стороне этих вопросов (по структуре похожа на кодекс) - доказательства виновности в колдовстве, правила судебных процессов, способы вынесения приговоров пыток, допросов и т.д.

Данная книга очень поверхностно связана с церковными заповедями, но авторы, затуманили людям умы, что привело к роковым последствиям.

Инквизиция уничтожила, от нескольких десятков до сотен тысяч невинных женщин.

Заключение

Инквизиция сыграла огромную и весьма противоречивую роль в истории Средних Веков. С одной стороны инквизиция весьма способствовала укреплению власти королей, помогла сплотить население под знаменем католической веры. С другой стороны на совести инквизиции было подавление всякого вольнодумства, прогрессивной мысли, обстановка ненависти и нетерпимости, недоверия и взаимной слежки. По инициативе инквизиции были устроены гонения на трудолюбивых и преуспевающих людей, изгнание которых для страны стала весомым ударом по её благосостоянию. Возможно, наука получила бы более раннее развитие, не имея за плечами инквизиции. Католическая церковь подверглась бы более ранней реформации и не сыграла бы такой огромной роли в жизни человечества.

Но, пожалуй, самым тяжёлым последствием инквизиции стало то, что некоторые страны Средневековой Европы приобрели статусы отсталых, жестоких и диких. Тысячи невинных людей гибли из-за массовой истерии народа, невежества пап и епископов. Женщина, особенно красивая, приобрела статус дьявольского создания - ведьмы. Именно поэтому, Европа растеряла основу женского генофонда и природных красавиц.

Я считаю, что выполненная мной работа актуальна в наше время. Прошлое осталось позади. Инквизиция своим террором и человеческими жертвами способствовала извращению умов, развитию в народе невежества, фанатизма и жестокости, исчезновению инициативности и великодушия. Безусловно, меня радует тот факт, что общество динамичная система, которая не стоит на месте и постоянно развивается. И мы, как гуманные и современнее люди можем и будем учится на ошибках своих предков.

Список использованной литературы

инквизиция ведьма социальный жертва

1.Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970. 560 с.

2.Камен Г.Х. Испанская инквизиция. М.: Миф. 2000, 450 с.

.Плавскин З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. СПб.: Слово, 2000. 198 с.

.Рассел Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб.: Евразия, 2001. 480 с.

.http://ru.wikipedia.org

Похожие работы на - Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!