Причалы
|
№
|
Специализация
|
Длина. м.
|
Глубина. м.
|
1
|
Нефтеналивной
|
490
|
24
|
2
|
|
250
|
14,50
|
3
|
|
205
|
11,50
|
4
|
|
146
|
4,50
|
5
|
|
146
|
9,75
|
6
|
|
250
|
13,50
|
7
|
|
250
|
13,50
|
8
|
|
146
|
9,75
|
.3 Роды обрабатываемых в
порту грузов
Контейнеры
Специализированный комплекс ОАО
«НМТП» обрабатывает контейнеры компаний ZIM, Forcon и др. Ежегодная перевалка
контейнеров достигает уровня 16 000 TEU.
Портом обрабатываются как импортные,
так и экспортные контейнеры всех стандартных типоразмеров.
К контейнерному комплексу порта
непосредственно примыкают ж/д и автомобильные подъездные пути. Помимо
стандартных контейнеров для сухих грузов, ОАО «НМТП» способно перерабатывать
танк-контейнеры, рефконтейнеры и контейнеры с опасными и навалочными грузами.
Контейнерными экспресс-поездами
Новороссийский порт связан с Москвой и Алма-Аты.
Цветные металлы
Один из наиболее динамично
развивающихся грузопотоков, проходящих через порт. Его основу составляют медь,
цинк и алюминий таких известных компаний как Казахмыс, Казцинк, Уралмедь, АГМК,
Русский Алюминий, Таджикский алюминиевый завод и др.
ОАО «НМТП» традиционно
перерабатывает крупнейшие объемы экспорта катодной меди в пачках, а так же
алюминий в чушках и слитках, цинк и свинец в пачках.
Цветные металлы поступают на склады
порта в универсальных крытых вагонах. Выгрузка меди производится в крытые
склады, цинк и алюминий размещаются на открытых площадках. Как на крытых, так и
на открытых складских площадках обеспечивается круглосуточная надежная охрана
груза.
Погрузка цветных металлов на суда
выполняется по поручению клиента. Размер судовой партии обычно составляет 0,5-5
тыс. тонн.
Черные металлы
Ежегодно ОАО «НМТП» обрабатывает до
5 млн. тонн и более чёрных металлов.
Среди крупнейших клиентов нашего
порта всемирно известные металлургические компании НЛМК, НТМК, ММК, НОСТА и
др..
ОАО «НМТП» осуществляет перевалку практически всего экспортируемого из России
сортамента черных металлов. В номенклатуре перерабатываемых грузов преобладают
горячекатанная и холоднокатанная рулонная сталь, слябы, стальной лист
отдельными местами и в пачках, заготовка, различный профильный металлопрокат и
катанка.
Черные металлы поступают в наш порт
почти исключительно ж/д транспортом в полувагонах и на спецплатформах.
Из железнодорожных вагонов сталь
выгружается на портовые склады силами и средствами порта.
Металлопродукция в нашем порту
преимущественно хранится на открытых площадках, однако для видов стали,
чувствительных к атмосферным осадкам, имеются крытые складские площади.
После накопления судовой партии и
получения поручений на отгрузку порт производит погрузку металла на судно.
Размеры судовых партий, как правило, находятся в диапазоне 1-40 тыс. тонн.
Наиболее крупные отгрузки достигают 60 тыс. тонн.
Сахар - сырец
Через причалы ОАО «НМТП» ежегодно
проходит около половины всего импорта сахара-сырца в СНГ.
Основу комплекса по переработке
сахара составляют причалы №№10,12 и 13 Центрального района порта.
Сахар-сырец поступает в Новороссийск
из стран Латинской Америки, Азии и Австралии на судах вместимостью до 50 тыс.
тонн и более.
Выгрузка сахара производится из
судовых трюмов непосредственно в вагоны-хопперы. Перед началом и после
окончания погрузки сахара в вагоны предусмотрено взвешивание ж/д состава на
весах порта.
Из порта сахар кратчайшим путём по
железной дороге доставляется на заводы Северного Кавказа, Южной России,
Поволжья и Средней Азии.
Бумага / целлюлоза
Наш порт активно перерабатывает
бумагу и целлюлозу, экспортируемые в регионы Средиземноморья и Азии.
Клиентами ОАО «НМТП» являются
крупнейшие российские предприятия - Котласский, Усть-Илимский, Балахнинский и
другие целлюлозно-бумажные комбинаты.
Бумага и целлюлоза поступают к нам в
крытых универсальных вагонах.
Через рампу бумага и целлюлоза
выгружаются в крытые склады порта с использованием специальных рулонных и
киповых захватов.
Крытые складские помещения порта
обеспечивают наилучшую сохранность груза вплоть до его погрузки на судно. Для
наиболее высококачественных сортов бумаги имеется возможность затарки и
отгрузки в контейнерах. После подачи клиентом поручения на отгрузку партии
бумаги и целлюлозы отгружаются на суда, как правило г/п 0,5-2 тыс. тонн.
Благодаря наиболее современному перегрузочному оборудованию и качественным
хранению и перевалке, ОАО «НМТП» является одним из лидеров в обслуживании этого
грузопотока.
Химические удобрения
Объём перевалки химических удобрений
в таре и навалом через ОАО «НМТП» превышает 1 300 000 тонн в год.
Номенклатура перерабатываемых нами
удобрений включает: карбамид, аммиачную селитру, нитроаммофос и многие другие.
ОАО «НМТП» обрабатывает хим.
удобрения как насыпью, так и в таре.
Погрузка хим. удобрений насыпью
производится непосредственно из спецконтейнеров и вагонов-минераловозов в трюм
судна.
Удобрения в таре могут грузиться как
сразу из вагонов в трюма судна, так и через крытый склад.
ОАО «НМТП» лидирует в перевалке
российских сухих химических удобрений через порты Черного моря. С января 2001
г. на Восточном районе действует специализированный терминал по перевалке
азотных и комплексных удобрений мощностью 2 млн. тонн в год.
1.4 Технология
погрузо-разгрузочных работ
Все погрузо-разгрузочные работы,
проводимые в порту, происходят по средством специализированных перегрузочных
средств.
Приспособления,
использующиеся в порту бывают:
§ Грузозахватные
(перенос груза с одного места на другое)
- стальные тросы;
- синтетические тросы (кольцевые, двухпетлевые)
На грузозахватные синтетические и
стальные тросы вешаются специальные бирки с указанием характеристик и схемой
строповки. Подлежат осмотру каждые 10 дней.
§ Грузозахватные
(перенос груза с одного места на другое, применительно для бочек, бумаги в
рулонах и др.)
- захваты (поддерживающие -
зажимные, стропы, Т - образные, вилочные, комбинированные; зажимные - полис
пасные, рычажные, эксцентриковые, комбинированные; притягивающие - вакуумные,
магнитные, электромагнитные);
подвески (без рамные, с прижимной
рамой или балкой, с распорной рамой или балкой, с несущей рамой или балкой,
комбинированные).
Технологическая карта
(схема) - документ, содержащий описание
способов и средств переработки конкретного груза, сведения о численности и
расстановке докеров и перегрузочного оборудования, нормы выработки докеров и
подъемно - транспортных машин. Карта содержит указания по охране труда при
производстве перегрузочных работ, поэтому разрабатывают типовые технологические
карты, которые отражают условия и способы производства работ.
Такие карты способствуют
эффективному использованию ресурсов порта. Они утверждаются начальником порта и
проходят экономическое обоснование.
У производителей грузовых работ
должны иметься сборники типовых технологических карт, так как в процессе
обработки судов с однородными или различными грузами приходится пользоваться
различными вариантами и схемами.
Необходимо, чтобы постоянно
разрабатывались новые технологические схемы, изучались особенности перевалки
грузов на перегрузочных комплексах.
2. Организационная
структура управления портом
порт складской груз
Управление ОАО «Новороссийский
морской торговый порт» возглавляется Советом директоров, под подчинением
которого находится генеральный директор, возглавляющий всю структуру. От
генерального директора исходят пять веток управления: директор по эксплуатации,
по экономике, по персоналу, по нефтеналиву, главный инженер. Также генеральному
директору подотчетны:
§ Юрисконсульты;
§ Комитет по
совершенствованию производства;
§ Помощник
генерального директора по ТБ;
§ Военно-мобилизационный
отдел;
§ Спецподразделение
по предотвращению загрязнения и очистке акватории порта;
§ Помощник
генерального директора по внешним связям и общим вопросам.
Директор по эксплуатации возглавляет
такие отделы порта, как:
§ Диспетчерская
порта;
§ Отдел
коммерческо-правовой и договорной работы;
§ ТЭК;
§ Отдел технологии;
§ Помощник
генерального директора по ж.д. операциям.
ТЭК - работа экспедитора в этом
отделе начинается только после поступления документов из таможенной службы.
Содержание пакета документов: коносамент (несколько копий и оригинал), грузовой
план, люковая записка, карантин растений.
Коммерческий отдел - структурное
подразделение порта, состоящее из восьми инженеров. Отдел разрабатывает
коммерческо - правовые договоры. Задачами отдела являются - организация и
совершенствование коммерческой работы, руководство и контроль над транспортно -
экспедиторской и складской работой погрузочных районов, разработка ставок и
тарифов за погрузочно - разгрузочные работы, разработка договоров на перевозку
экспортно - импортных и каботажных грузов. Разработка новых и совершенствование
действующих правил и инструкций по переработке и хранению груза, осуществление
учета и анализа в случае не сохранности груза. Также согласование договоров на
перевозку грузов, подготовка пакета документов на получение лицензий на все
виды деятельности в порту, анализ и заключение по коммерческим бракам и
разработка предложений на дальнейшую работу.
Производит лицензирование
(подготовка пакета документов для лицензирования; лицензирование
погрузо-разгрузочной деятельности по опасным грузам на морском, железнодорожном
транспортах).
Занимается реализацией
бездокументных грузов, расследование случает повреждения грузов.
Также директор по эксплуатации
отвечает за работу Западного, Центрального, Восточного грузовых районов;
автохозяйство и Морской порт Анапа.
Вышеперечисленные отделы и их
директор имеют непосредственную связь с директором по экономике и его
подразделениями. А именно с отделами:
§ Планово-экономический
отдел;
§ Валютно-финансовый;
§ ООТ и З;
§ Отдел ценных бумаг;
§ Отдел маркетинга.
ООТ и З занимается определением
размеров должностных окладов в соответствии с нормативными документами. Штатное
расписание согласовывается с руководителем и утверждается генеральным
директором. На его основе составляется персональное замещение. Персональное
замещение - основной документ для выплаты заработной платы. В порту имеет место
коллективный договор. Его главная цель - повышение социального уровня
работников. Также в порту имеют место льготы.
Главный бухгалтер возглавляет:
§ Отдел технического
надзора;
§ Зам.главного
инженера;
§ Технический отдел;
§ ОКС;
§ Отдел снабжения;
§ КБ;
§ Отдел главного
энергетика;
§ Отдел механизации.
Заместитель генерального директора
по нефтеналиву - начальник нефтерайона возглавляет:
§ ИВЦ;
§ Нефтерайон.
Подотчетными директору по персоналу
являются:
§ Детские дошкольные
учреждения;
§ Отдел по управлению
кадрами и трудовому управлению;
§ УК;
§ База отдыха
«парус», п/л «Эльбатрос».
3. Коммерческая работа
порта
3.1 Экспорт груза
Экспорт производится посредством
выгрузки груза на склад, который поставляется в порт по железнодорожным
накладным (90%) и автомобильным транспортом по товарно-транспортным накладным в
контейнерах. Прием груза на склад сопровождается составом тальманской расписки
в одном экземпляре. На основании тальманской и накладной создается приемный акт
в трех экземплярах: один поступает на склад; один отправляется в ТЭК порта;
один (оригинал приемного акта вместе с накладной) направляется экспедитору или
грузовладельцу.
По поручению экспедитора
производится отгрузка на судно. Перед началом погрузки составляется
предварительный грузовой план, который подписывают капитан судна и старший
стивидор. При отгрузки груза на судно составляется тальманская, на основании
которой создается исполнительный грузовой план, подписываемый представителем
порта и капитаном по окончанию погрузки судна. Поручение, по которому отгружен
груз, также подписывается капитаном и передается в коносаментную группу для
оформления штурманской расписки или коносамента. На основании тальманской
составляется список погруженных грузов. Тальманскую проверяет и подписывает
магазинер.
.2 Импорт груза
Перечень необходимых для выгрузки
документов:
§ Коносамент;
§ Манифест;
§ Грузовой план;
§ Копия разнарядки со
штампами таможни;
§ Разнарядка, в
которой указывается адрес, необходимый для отправки груза и данные коносамента.
Все эти документы передаются через
экспедитора.
При приеме груза с судна
составляется тальманская, на основании которой составляется справка на складе.
Эта справка передается в экспортную группу для составления генерального акта и
акта - извещения. Генеральный акт составляется в любом случае, а акт -
извещение - если имеются расхождения с коносаментом. Их подписывает капитан
судна, представитель порта, получатель и таможня (девять экземпляров). Отгрузка
грузов производится по разрядке. Сдача груза получателю оформляется расходным
ордером. (приложение 5).
3.3 Маркировка груза
. Маркировка груза должна
соответствовать требованиям ГОСТ 14192 - 77, ГОСТ 19433 - 81 и дополнительным
требованиям, установленным настоящими Правилами и ГОСТ 26653 - 85.
. Маркировка груза, предъявляемого к
перевозке морем, должна содержать в отдельной рамке номер контракта или номер
заказ - наряда, номер грузового места и число мест по контракту, выделяющихся
от остальной маркировки, по ГОСТ 14192 - 77.
При необходимости номер заказ -
наряда может помещаться на другом месте поля маркировки.
Маркировка не должна портить груз.
Запрещается маркировка краской, приготовленной на керосине, скипидаре и т.п., а
также любой другой краской, издающей запах и способной проникнуть в содержимое
грузовых мест.
При применении тары, бывшей в
употреблении, старая маркировка должна уничтожаться отправителем.
Маркировка экспортных грузов должна
производиться латинским шрифтом.
Отправительская маркировка
экспортных грузов должна содержать: сокращенное (условное) наименование
экспортера, номер заказа - наряд, номер места, массу нетто / брутто, размеры,
количество мест, специальную маркировку (если груз требует специального
обращения при грузовых работах или перевозке).
Маркировка импортных грузов должна
помещаться в квадрате (или треугольнике) такого же цвета, как и вся маркировка,
и содержать реквизиты: номер контракта, номер партии (лота) и через дробь -
порядковый номер места в данной партии, наименование получателя и его
местонахождение.
Аналогичная маркировка должна быть
перенесена в коносаменты, с указанием общего количества мест в данной партии.
3.4 Терминология
Коносамент (Морской, океанский коносамент; Bill of Lading (B/L); Marine Bill of Lading (Marine B/L); Ocean
Bill of Lading (Ocean B/L); фр. Connaissement) -
документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта
принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю
в порту назначения.
В коносаменте указываются:
наименование судна (если груз принят
к перевозке определенным судном);
наименование перевозчика, место
приема груза к перевозке, наименование отправителя;
место назначения или направление
судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной
коносамент, ордерный коносамент);
наименование, маркировка, состояние,
внешний вид и свойства груза;
количество мест и / или вес и / или
объем груза;
данные о фрахте и других
причитающихся перевозчику платежах;
количество составленных экземпляров
коносамента;
подпись капитана или иного
представителя перевозчика.
Манифест (Грузовой, судовой манифест; Manifest; Manifest of cargo; Ship's manifest) - документ, содержащий
перечень коносаментов. Представляется судовой администрацией таможенным
органам, стивидорным компаниям в порту назначения. Манифест составляется по
данным выписанных коносаментов и содержит: наименование судна, порт погрузки,
номера коносаментов, наименование, массу, объем и количество груза по каждому
коносаменту, наименование отправителей и получателей груза, маркировку груза,
ставку и сумму фрахта.
Расходный кассовый ордер - документ, по которому касса предприятия выдает наличные деньги.
Тальманская расписка (Tallyman’s receipt) - грузовой документ, удостоверяющий количество груза и его
состояние при приеме на судно или сдаче в порту назначения. На основе
документов по учету грузов происходит разбор претензий и исков, связанных с
недостачей груза.
Генеральный акт - документ, которым оформляется приемка импортного груза портом
РФ от судна по количеству мест, массе и качеству. По импортному грузу, поставка
которого осуществляется на условиях СИФ, Г.а. подтверждает выполнение
обязательств со стороны продавца товара.
Грузовой план или
Карго-план (Cargo plan; Stowage plan) - план размещения
груза на судне, составляемый перевозчиком перед погрузкой в целях лучшего
использования грузовых помещений, сохранения устойчивости судна. Карго-план
представляет собой схематичный чертеж судна в разрезе с указанием расположения
груза на судне раздельно по коносаментам и виду товара.
Карго-план позволяет грузополучателю
заблаговременно подготовиться к приему груза: заказать подвижной и плавучий
состав и т.п. В случае аварии карго-план позволяет быстро выявить поврежденные
грузы.
Поручение (Instruction; Commission; Commission contract) - договор, согласно
которому одна сторона (поверенный) обязуется от имени и за счет другой стороны
(доверителя) произвести определенные действия.
Отгрузочное поручение - документ, который в зависимости от условий поставки
выписывается грузоотправителем либо грузополучателем обычно на бланке
транспортно-экспедиторской фирмы и содержит перечень поручаемых экспедитору
операций и подробные инструкции по их выполнению.
Поручение на отгрузку - документ, который выписывается при воздушных перевозках. В нем
указываются подробные данные о партии товара, которые позволяют авиалинии или
ее агенту подготовить авиагрузовую накладную
Поручение на покупку - документ, выдаваемый на предприятии для покупки изделий или
материалов, необходимых для производства или изготовления товаров, которые
заказаны покупателем или будут предложены на экспорт.
4. Складское хозяйство
ОАО «НМТП»
4.1 Склады и их
характеристика. Виды складов
В производственном процессе
порта важное место занимают операции складирования и хранения грузов, их
внутрипортового размещения. Эффективность погрузо-разгрузочных работ и
обработки судов во многом зависит от уровня организации складских операций
размещения, хранения, приема и выдачи грузов.
В силу ряда причин
(несогласованность прибытия в порт подвижного состава различных видов
транспорта, особенности комплектации и перевозки экспортно-импортных грузов,
необходимость дополнительных работ с грузами по исправлению тары, маркировке)
значительная часть грузов, прибывающих в порт, проходит через склады.
Основное назначение
складов в морских портах - временное хранение грузов с момента их прибытия до
момента отгрузки на судно или другой вид транспорта, или получателю;
обеспечение сохранности перегружаемых грузов; осуществление рациональных
погрузо-разгрузочных и внутри складских работ с минимальными затратами труда и
денежных средств.
Возглавляет работу складского
хозяйства на грузовых районах заместитель начальника района по складской части.
Отдельные склады возглавляют начальники грузовых складов, им подчиняются
сменные заместители начальника склада (магазинеры).
Основные принципы специализации
складов: специализация по родам грузов; специализация по направлениям
перевозок.
Специализация складских помещений
также зависит от грузооборота порта и частоты завоза грузов.
Виды складов:
От места расположения - прикордонные и тыловые.
- По устройству - открытые и закрытые.
- От рода строительного
материала - металлические, каменные,
железобетонные, деревянные.
- По конструкции - одноэтажные и многоэтажные.
- По составу хранимого
груза - универсальные и
специализированные.
4.2 Краткая
характеристика западного района и его складской деятельности
Место прохождения практики - склады
№1,2,3, которые находятся на Западном районе.
Западный район, самый крупный из
трех сухогрузных терминалов, располагает десятью причалами. Именно здесь
находятся мощности НМТП по обработке контейнеров и роллкерных судов (Причал
№14). Контейнерный терминал располагает значительными площадями для хранения
контейнеров, в том числе со скоропортящимися грузами. Здесь предлагаются также
услуги по расформированию и загрузке грузов в контейнеры, а также мелкий ремонт
контейнеров. На Западном районе перерабатываются большие объемы металлов, в
частности рулонной стали и слябов. Кроме того, здесь производится обработка
значительного количества экспортируемых минеральных удобрений навалом.
Располагающий несколькими причалами
зерновой комплекс был модернизирован с целью обеспечения возможности как
разгрузки, так и погрузки судов с использованием специализированного
конвейерного и пневмооборудования.
Два причала специализируются на
обработке вин, растительных масел и других жидких продовольственных и
химических грузов наливом.
На Западном районе наибольшие в
рамках НМТП глубины у сухогрузных причалов, которые обеспечивают обработку
судов с осадкой до 13 м. Он также располагает значительными крытыми и открытыми
складскими площадями.
На Западном районе осуществляется
обработка порядка 5 миллионов тонн груза в год.
Краны
|
Количество кранов определенной грузоподъемности
|
Грузоподъемность (в тоннах)
|
4
|
5/6
|
4
|
10
|
3
|
10/20
|
9
|
16/32
|
5
|
16/40
|
Склады закрытого хранения
|
№1 / 2
|
14266 кв. м.
|
№3 /4
|
14429 кв. м.
|
Склады открытого хранения
|
№5 / 16
|
34500 кв. м.
|
№17
|
35000 кв. м.
|
|
|
|
4.3
Требования безопасности при выполнении складских операций
На складах, в служебных помещениях
и, на открытых площадках, на видных местах должны быть помещены стенды (щиты) с
указанием высоты складирования грузов и допустимых нагрузок на квадратный метр
покрытия склада или причала, максимальная масса допускаемых к работе
подъемно-транспортных средств.