изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.
Современный мир - это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляется тенденцией к технизации. Человек окружает себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека происходит с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.
Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.
Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок - это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания.
Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.
Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.
Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, что позволило создать атомную бомбу. История атомной бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер руководствовались высокой целью борьбы с беспримерными в истории человечества преступниками - с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых остановить это ужасное дело оказались тщетными.
Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врожденными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Также природно-эволюционно истолковывается и стремление человека к образованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.
На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач-пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за него и даже не информировать о его состоянии и перспективах лечения.
Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.
Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.
. Этические аспекты профессиональной деятельности литературоведа
Например, в период кардинальных общественно-политических перемен в России второй половины 1980-1990-х годов, когда вектор общественного развития резко изменился, поменял направление от идей социализма к капиталистической идеологии, когда актуализировалась и стала официально востребованной острая критика советского образа жизни, в литературной критике, в целом в литературоведении этого периода мгновенно сформировалась нигилистическая идеология по отношению к советской литературе, к советской классике.
Политизировалась и сама теория литературы, как это было в начальный период формирования советской культуры, когда защитники пролетарской идеологии (например, теоретики Пролеткульта) ориентировали писателей на создание «новой», «пролетарской», «социалистической» литературы, культуры «с чистого листа», отрицающих литературно-художественную классику XIX века. Тогда, уже в начале 1930-х годов, появился и откровенно политизированный литературоведческий термин «социалистический реализм», ставший в конце 1980-1990-х годов предметом «нападок» и разоблачений одновременно с подобным отношением к М. Горькому, М. Шолохову, В. Маяковскому или другому классику литературы советского периода, вместо попыток разобраться в теории нового реализма, обозначившей в свое время реально существовавшее на протяжении целого полувека направление яркого художественного творчества.
Когда с целью разоблачения социалистического реализма приводились примеры из произведений писателей весьма второстепенных (во все времена этот писательский планктон существовал наряду с классикой), то достаточно было ответить на подобные выпады репликой: «Так это не только не социалистический реализм, а вообще не литература или писатели далеко не первого ряда и ничего в подлинной истории литературы не определявшие, обозначавшие какие-то приметы лишь в текущих литературных процессах».
В теории социалистического реализма современным ученым предстояло разобраться и по-новому осмыслить литературу, традиционно объединяемую этим понятием. Однако для пересмотра ошибочных теорий и их терминов, нового прочтения советской классики недостаточно было ни личностного фактора филолога, ни его высокой профессиональной квалификации. Нужны были новые пути исследования, некое абстрагирование от господствующей современной идеологии, взвешенное отношение к уже известным и вновь появившимся литературно-художественным и историко-литературным фактам.
К новому осмыслению советской классики и самой теории социалистического реализма располагало в первую очередь прикладное литературоведение, учебная литература для учащейся молодежи. Оно торопило процесс этого осмысления. Насколько труден и сложен он был (написание новых учебных пособий), показывают учебные издания ведущих вузов России, К примеру, Московского государственно университета имени М.В. Ломоносова. Эти факты современной литературной жизни молодые филологи должны не только знать, но и уметь их оценивать: ибо именно новейшая вузовская учебная литература дает начинающему филологу первые и запоминающиеся методологические ориентиры в общих вопросах истории литературы и оценках творческих индивидуальностей. И вчерашний студент, ныне аспирант, запоминает эти оценки, они входят в «сосуды» его профессиональной деятельности без осознания источников «заражения», порожденных главным образом спецификой общественно-политической конфронтации эпохи. И, может быть, эта учебная литература, написанная талантливыми, однако ангажированными своими политическими страстями и пристрастиями литературоведами, - самый наглядный пример, свидетельствующий о роли личности, о личностном факторе в создании историко-литературных концепций. Личность создателя концепции или научной истории литературы начинает восприниматься как оценочный критерий его опубликованного труда.
В становлении, развитии науки и ее результатах колоссальную роль играют объективные и субъективные факторы. Принято считать, что у каждого исследователя есть положенный ему профессиональный предел, точнее даже можно сказать, «удел»: по уровню профессиональной подготовки, по возникающим жизненным ситуациям и тому подобное. «В пространстве научных исследований, говорил Ю.М. Лотман, - гуманитарные наиболее связаны с личностью автора… Между исследователем и изучаемым им писателем складываются сложные диалогические отношения, в каком-то смысле подобные отношениям между палачом и жертвой. Чтобы изучить творчество писателя, даже при сознательном стремлении к предельной объективности, ученый должен найти в нем нечто созвучное себе, некое зеркальное пространство, в котором он сам может отразиться [2: 124].
Требования объективности не противоречат этому. Ограничив себя узкой сферой изучения (например, одним каким-либо писателем), филолог-литературовед может увлечься «самоотражением» в материале; расширение же изучаемого пространства (если он обладает достаточной степенью автокритицизма и широтой исследовательских знаний) невольно внесет коррекцию, предохраняющую от субъективизма.
Для достижения научного результата огромное значение имеет так называемый личностный фактор, предполагающий природные, генетические данные человека, его способность формировать себя. Молодой ученый, филолог еще в школьные годы, а потом и в период студенческой жизни обязательно ощутит склонность к процессам познания, можно сказать, испытает страсть к знанию как одну из самых сильных страстей, одну из самых возвышенных потребностей мыслящего человека. Таким образом, потенциальный ученый имеет, так сказать, предрасположенность к научно-исследовательской деятельности, к творческому поиску.
Истинный исследователь в процессе работы испытывает прилив радости, связанный с ощущением появившихся догадок или открытий. Именно чувство радости становится рычагом раскрытия индивидуальных способностей человека, которые необходимо постоянно развивать. Это сопряжено с трудолюбием и такими личностными качествами, как честность и чувство ответственности.
Заключение
профессиональный этика ученый литературовед
Резюмируя вышесказанное можно наметить основные этические критерии профессиональной деятельности литературоведа:
.Корректное определение авторства;
.Недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;
.Корректное цитирование и использование ссылок;
.Научная добросовестность, нейтральность;
.Недопустимость оскорблений и догматизма в полемике;
.Осознание личной профессиональной ответственности за результаты исследования;
.Уважение к исследованиям коллег и работам предшественников;
.Свобода от личной выгоды.
1.Кохановский В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Ростов н/ Д, 2010.
2.Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.
.Полякова Л.В. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию. Авторский курс лекций для аспирантов. Тамбов, 2012.
.Пригожин И.Р. Природа науки и новая рациональность//Философия и жизнь. 1991. №7.
.Философский энциклопедический словарь. М., 1997.