Искусство прений на суде присяжных

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,99 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Искусство прений на суде присяжных

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра международного права



Контрольная работа по дисциплине

Ораторское искусство юриста


Выполнил: Смирнова Анастасия Алексеевна

студент 1 курса (3 года) спец. юриспруденция

группа В4/Б7021 № зачетной книжки ПЛ363/12







Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Формальные условия судебного красноречия

Художественно-выразительные и риторические средства воздействия на суде присяжных

Рефрейминг как способ положительного манипулирования

Заключение

Список литературы

Введение

Этимологически слово прения связано со старославянским словом распря, спор, в настоящее время чаще употребляется в значении дебатов или спора по какому- либо вопросу, как правило возникающего в ходе публичной дискуссии или обсуждения. В юридической практике прения являются одним из основных этапов судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. С формальной точки зрения прения в суде проходят в два этапа. Сначала в присутствии присяжных заседателей стороны защиты и обвинения ведут спор относительно доказанности или недоказанности фактических обстоятельств дела, которые вменяются в вину подсудимому, а затем решаются юридические вопросы, не относящиеся к компетенции присяжных. К таким вопросам относятся, например, определение квалификации преступления, мера наказания, удовлетворении гражданского иска.

Вышеперечисленные характеристики суда присяжных закреплены законодательно, но на ход и результат прений распространяется целый ряд законов и правил не юридического характера, относящихся к другим областям, таким как логика, риторика и психология, составляющих ораторское искусство. В силу того, что главным для судебного процесса является способность убеждать, а не принуждать, от красноречия и владения юристом речевых приемов и техник зависит тот или иной исход дела. Особенно это важно на суде с участием присяжных заседателей, не являющихся специалистами, а, следовательно, апеллирующими в первую очередь своими субъективными представлениями о деле, сформированными под влиянием речи государственного обвинителя или стороны защиты.

В данной работе мы рассмотрим и проанализируем основные приемы убеждающего воздействия, особенности изложения дел на суде присяжных, риторические и художественно - выразительные средства, которые используют в ходе прений для установления эмоционального и психологического контакта со слушателями. Сделаем вывод о том, что же такое искусство прений, и в чем его заключается его необходимость при установлении объективной оценки по делу. Кроме того, в некоторых случаях будут приведены примеры словесных конструктов для наглядной иллюстрации. В конце работы мы вкратце обратимся к рассмотрению современных проблем ораторского искусства на примере использования рейфреминга в судебных прениях.

прение суд красноречие риторический

Формальные условия судебного красноречия

В первой части работы, мы ненадолго вернемся к тому, о чем уже было заявлено во введении, к особенностям прений сторон с участием присяжных заседателей. После судебного следствия участники судебного разбирательства, исходя из полученных данных, обосновывают свою позицию по данному делу. Прения сторон состоят из речей государственного обвинителя и защитника потерпевшего, либо самого потерпевшего. В их задачу входит ясное и четкое изложение своей позиции по делу для того чтобы повлиять на присяжных заседателей и сформировать у них убежденность в виновности или невиновности подсудимого.

Стратегии поведения профессиональных участников уголовного процесса, прокурора и адвоката различны; так если прокурор должен соответствовать полностью критерию объективности и опираться только на доказанные факты, даже если они опровергают обвинение, то действия адвоката обоснованы преимущественно необходимостью защиты. В идеале, цели у суда общие - установление истины по делу и вынесение справедливого приговора, на деле они зачастую не совпадают, и прокурор с адвокатом выступают в роли принципиальных антагонистов. От того, чья речь более совершенна с логической точки зрения и суггестивна способен с наибольшей вероятностью повлиять на решение судьи и присяжных заседателей. Профессиональная и общечеловеческая этика, не позволяет превратить судебное разбирательство в острую полемику, а тем более открытый конфликт сторон, но она недостаточна сама по себе в силу не строгой обязательности своих норм, так же как недостаточны установленные правила ведения спора, в данном случае надежным гарантом может стать только формальная логика.

Законы логики универсальны так как отражают общие законы мышления, то есть не зависят от каждого конкретного случая и индивидуальных способностей судебных ораторов. К основным формально-логическим законом относят закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания, базовый для теории аргументации. Задача заключается в том, чтобы уметь ими пользоваться при построении своей речи и опровержении оппонента, это и составляет логическую культуру оратора. Логичность речи обеспечивается:

четкой структурой выступления, содержащей вступление, основную часть и заключение;

последовательным изложением материала;

выполнением законов логики

Подробно на законах формальной логики в данной теме мы останавливаться не будем, тем не менее, можно утверждать, что знание и правильное применение законов формальной логики является базовой составляющей ораторского искусства юриста. Проблема заключается в том, что использование и апелляция исключительно к законам логики недостаточно для судебных прений с участием присяжных, как не всегда бывают убедительны научные статьи или публичные речи, безупречные с логической точки зрения, но достаточно сухие и неубедительные в силу бедности языковых средств и приемов. Как было уже сказано, адвокат и прокурор должны уметь направлять в нужную для себя сторону не только мысли, но и чувства присяжных и судьи, кроме рационального воздействия должно быть эмоциональное, без которого логическая аргументация может быть не достаточно воздействующей. На этапе прений сторон для того чтобы иметь шансы на успех судебный оратор должен уметь при помощи речи эффективно решать следующие взаимосвязанные задачи, с целью убедить в своей правоте присяжных заседателей и председательствующего судьи:

доказать правильность и справедливость выдвигаемого тезиса (выражающему суть отстаиваемой позиции в суде) посредством корректной аргументации и демонстрации того, как из приведенных аргументов вытекает истинность тезиса;

расположить внимание участников судебного процесса к себе и ходу рассуждения, доказывающего основной тезис выступлении

направить мысли и чувства присяжных заседателей и судьи в нужную для оратора сторону, с целью оправдания или наказания обвиняемого.

Из данных целей, хорошо видно, что первая относится к стратегии убеждающего воздействия, наиболее приемлемого с точки зрения, как законов логики, так и профессиональной этики, тогда как две другие, в особенности последняя - к стратегии внушения, и даже манипулирования. В социальной психологии эти два способа влияния называются; прямой способ убеждения (непосредственный или центральный) и косвенный (опосредованный, периферийный) способ убеждения. Как было выше продемонстрировано, первый способ убеждения, основанный на применение и следование законам логики, является необходимым элементом ораторского искусства юриста, теперь перейдем к средствам риторического и психологического воздействия на слушателей.

Художественно-выразительные и риторические средства воздействия на суде присяжных

Наиболее корректными средствами эмоционального воздействия на присяжных заседателей и председательствующего судью являются различные художественно-изобразительные средства, делающие речь наиболее образной и живой. Кроме того, существует целый набор средств усиливающих экспрессивность речи, которые могут касаться как интеллектуального, так и эмоционального содержания. К ним относятся: убыстрение и замедление темпов речи, интонационное выделение слов, использование фразеологических оборотов и вопросительных конструкций, инверсий. Ритмически организованная речь обеспечивает наилучший результат, так как заставляет обратить на себя внимание, а значит, лучше запоминается.

«Экспрессивно произнесенная судебным оратором речь подчиняет судей и аудиторию своей воздействующей силой, она не только передает мысли оратора, но дает возможность пережить чувство соприкосновения с чужим горем....экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоциональность речи. Выражение эмоций в речи всегда экспрессивно, но экспрессия в речи не всегда эмоциональна».

Последнее представляется особенно важным для судебного разбирательства, так как излишняя ярко выраженная эмоциональность и избыток изобразительных средств, использованных в речи оратора может иметь прямо противоположный эффект, отвлекать от существа вопроса и раздражать своей навязчивостью присяжных заседателей и судью. Н.Н. Ивакина в своей работе "Основы судебного красноречия" выделяет несколько «интеллектуализированных» эмоциональных средств языка, позволяющих не прямым образом воздействовать на слушателя. Рассмотрим некоторые из них:

Точность словоупотребления. Выступающий должен умело привлекать внимание суда к важным явлениям и фактам, точно выбирает синонимы и эпитеты для уточнения состояний и действий.

Использование терминов оценочного суждения. Использование оценочных понятий, таких как «грубое», «злостное», «вредоностное», по мысли автора оказывает профилактической воздействие. Кроме того, оценка является способом авторского отношения оратора, что позволяет привлечь участников судебного заседания к ходу своих рассуждений. Авторская оценка может выражаться конструкциями я полагаю, я считаю, я отвергаю, я глубоко убежден и.т.д

Воссоздание внутреннего диалога преступника. Психологический анализ личности преступника в момент совершения им преступления дается посредством артикуляции внутреннего диалога подсудимого, раскрывающего мотивы его действий.

Риторические фигуры (риторический вопрос, речевой повтор, анафоры, эпифора, градация, антитеза). Риторические вопросы и повторы можно встретить почти в каждой обвинительной или защитительной речи, а вот использование градации не так часто можно встретить, тем не менее, расположение слов при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени интенсивности, действует весьма убедительно на слушателей. Подходящий словесный конструкт для данного приема - «он не только…,, но и…».

Это далеко не полный список косвенных средств убеждения и поддержания интереса к речи оратора. Современный нейролингвисты, например, подробным образом описывают механизм воздействия каждой их фигур речи на внимание человека, и формирование в его сознание определенного конструкта, влияющего на принятие им того или иного решения по делу. Неслучайно, мы в начале работы, использовали понятие манипуляции, когда речь шла о косвенных способах убеждения. Дело в том, что все косвенные способы убеждения можно отнести к языковым манипуляциям, то есть к использованию особенностей языка и принципов его употребления с целью скрытого, неосознаваемого адресатом воздействия в нужном для оратора направлении. Чуть позже мы еще вернемся к нейролингвистическому программированию и его роли в современных практиках ораторского искусства на суде.

Художественно-изобразительные средства языка обладают более ярко выраженной эмоциональностью, чем фигуры речи, и в современном судопроизводстве используются не часто. В дореволюционной России красивый образный язык считался нормой, художественное использование метафор, эпитетов, сравнений, придающих речи эстетическую форму было скорее плюсом, чем недостатком. Читая речи дореволюционных ораторов, ловишь себя на мысли, что грань между чтением фактического источника и художественной литературой очень тонкая. Рассмотрим и проанализируем некоторые приемы, которые приводит Ивакина в своей работе, в том числе из речей дореволюционных юристов:

Цитирование художественных произведений для подтверждения своих мыслей, приведение исторических примеров, пословиц и поговорок;

Использование литературных тропов (метафоры, сравнения, эпитеты, метонимия);

Ирония;

Драматизация. Намеренное придание драматизма речи при воссоздании картины преступления, с тем чтобы создать у слушателей эффект присутствия.

Относительно первого пункта следует отметить, что уместное и точное использование цитат из литературных и исторических источников, позволяет не только сделать нужный акцент и избежать эффекта утомления у публики, но и позитивно скажется на формирование образа оратора, как эрудированного специалиста в глазах участников судебного слушанья.

Это, так называемый элемент вербального поведения, который наравне с невербальными, такими как внешность, мимика, создают положительный имидж для оратора.

Особое внимание нужно уделить литературным тропам, формирующим в сознание слушателей конкретно-чувственные представления. Выраженные в образной форме рациональные аргументы обладают большей убедительностью для слушателей с разными уровнями восприятия. Так, например, метафоры и сравнения помогают сделать более доступными понятия психологии, использующиеся при описании внутреннего мира человека. Современная социальная психология отмечает, что образные средства речи, влияют на процесс принятия решений в проблемных ситуациях. Таким образом, удачные художественные приемы, задействованные в речи оратора, не только делают наглядными логические понятия, вызывают чувства и привлекают внимание, но и влияют на принятие решений. Специалисты в нейролингвистическом программировании считают, что при доказывании в условиях информационной недостаточности удачные примеры, сравнения и метафоры являются своего рода ключом или как еще называют «гомеопатической таблеткой» к преодолению присяжными заседателями психологического замешательства, обусловленного противоречивыми оценками сторон.

Что касается, третьего пункта, иронии, то в использовании данного приема нужно проявлять особую осторожность. Прием, суть которого в том, что бы слова и выражения употреблялись в смысле противоположном буквальному, применяется в основном для усиления полемического характера речи и создания эффекта легкой насмешки. Использованная не к месту и усиленная грубым замечанием, ирония вызовет противоположный эффект, может оскорбить присяжных и судью. Наиболее уместным является использование легкой иронии в ответ на необоснованный выпад оппонента, тогда она может иметь двойной эффект; прибавить собственной речи оратора убедительность, и лишить ее речь оппонента. Для того чтобы не попасть в конфузную ситуацию в случае употребления иронической шутки или замечания, нужно помнить, что в суде присяжных неуместна грубость и несдержанность, кроме того запрещаются замечания о телесных, умственных и других недостатках. Особенно это касается нападок на подсудимого, потерпевшего, свидетеля.

Что касается последнего пункта, драматизации, он, прежде всего, относится к воссозданию картины преступления, для более эффективного привлечения внимания слушателя используются глаголы настоящего времени в значении прошлого, это создает впечатление, что картина разыгрывается на глазах у присутствующих. Как и в предыдущем пункте, данный психологический прием лучше использовать с осторожностью, для того чтобы избежать нарочитой театральности при изложении фактов.

В данной части работы мы привели лишь некоторые из возможных риторических и художественно - изобразительных средств языка. Грамотное и уместное их использование должно способствовать достижению двух последних поставленных перед оратором целей - расположению слушателей и направление их мыслей и чувств в нужную сторону. Тем не менее, следует помнить, что изобразительные средства не спасут изначально слабую и несостоятельную с точки зрения аргументации речь, так как являются лишь средством для достижения главной цели- справедливого вердикта. Более того они оказывается действенны только при умелом и уместном их использование, что наряду с со способностью логически непротиворечиво выстраивать систему доказательств является элементом ораторского искусства юриста.

До того как мы перейдем к практической части работы, где мы проанализируем обвинительную речь и речь защиты Прасковьи Качки, хотелось бы ненадолго остановиться на современных подходах к ораторскому искусству юриста. Ранее уже было упомянуто о нейролингвистическом программировании, и том новшестве, которые привнесли разработки в этой области в исследование речевых средств убеждения и внушения.

Все рассмотренные нами во второй части работы классические риторические и художественные приемы с точки зрения нейролингвистического программирования являются техническими приемам. Существенная разница лишь в том, что нейролингвисты рассматривают язык не просто как инструмент ораторского мастерства, а как способ задействования всех репрезентативных систем человека, посредством которых он обрабатывает внешнюю информации, и преобразует ее в соответствие с заданными целями. Соответственно, в суде присяжных разработки НЛП используются для эффективного решения задач, связанных с процессом убеждения присяжных заседателей. Одним из таких специфически нейролингвистическим приемом является рефрейминг.

Рефрейминг как способ убеждения в суде присяжных

прение суд красноречие риторический рефрейминг

Изменять негативное восприятие на позитивное;

Переключать внимание человека и направлять его мышление в нужное русло;

Обращать внимание на особый смысл привычного, для того чтобы "невзрачная" картина стала более привлекательна;

Изменять представление и мнение человека о той или иной ситуации, делая недостаток преимуществом.

Различные виды рефрейминга, основанные на использовании языковых средств и механизмов вариативной интерпретации действительности применяются судебными ораторами для освещения ими в более выгодном свете определенных событий, фактов, обстоятельств и характеристик участников событий. Применение рефрейминга судебными ораторами позволяет им эффективно решать основные задачи прений.

Иногда рефрейминг называют "психологическим редактированием" в сознание присяжных заседателей и председательствующего судьи впечатления от представленных противоположной стороной доказательств и доводов. В этом смысле он является близким к понятию манипуляции, смысл которой также в использовании мнений и представлений людей для собственных целей. Существует только один способ в условиях состязательного судопроизводства избежать злоупотребления рефреймингом с противоположной стороны - публично разоблачить использование языковой манипуляцией.

Различают два вида рефрейминга - рефрейминг содержания и рефрейминг контекста. Первый заключается в изменении точки зрения на реальность путем переопределения смысла одной и той же ситуации, события, факта. Второй - заключается в том, чтобы определенному событию, факту, ситуации придать иное значение вербально помещая его в другой контекст, в котором он выполняет противоположную функцию. По сути эти два вида рефрейминга связаны, так как изменение контекста, в котором событие начинает приобретать другой смысл, и есть изменение содержания. Чаще основанием для деления выступают языковые средства и способы вариативной интерпретации действительности, которые выступают в качестве смысловых рамок. По данному принципу, можно выделить следующие виды рефрейминга:

Основанный на варьировании степени подробности описания фактических обстоятельств дела. Так невыгодные для стороны обстоятельства могут оттеняться при помощи очень краткого описания или искажения;

Основанный на риторических вопросах;

Основанный на общих положениях. Когда сторона защиты или обвинения использует в речи рассуждения об общих вопросах, таких как право, закон, справедливость. Общие места, содержащие общие мысли помогают или наоборот мешают присяжным в принятии решения;

Рефрейминг основанный на значимом языковом варьировании. Из множества возможных языковых средств выбираются те, которые несут необходимые оттенки значения, выставляя ситуацию в том или ином свете. Например, замена таких слов как "истязание", " следы побоев" на "телесные наказания", "знаки на теле".

Рефрейминг основанный на "оживлении" неодушевленных предметов. Так, чаще всего оживляют оружие, создавая впечатления автономного его действия и бессознательности преступника на момент совершения преступления.

Приведенные выше виды рефрейминга по сути только обобщают и конкретизируют риторические и художественно-изобразительные средства, о которых мы говорили в предыдущих главах. Отличает эту технику от классических средств убеждения применяемых на суде присяжных ее большая манипуляционная мощность, что с одной стороны говорит об ее потенциальной эффективности, а с другой об опасности ее недобросовесного использования процессуальными противниками. Так, для того чтобы искусство оратора не было превращено в манипулирование, следует внимательно относиться как к доказательной силе собственных аргументов, так и к речи оппонента.

Заключение

В заключение теоретической части обобщим сделанные в ходе работы выводы и подведем основной итог. В начале работы были рассмотрены характерные особенности суда с участием присяжных заседателей, особенности прений на суде присяжных, цели и задачи, которые ставят перед собой основные процессуальные участника. Был сделан вывод о том, что главной задачей, которую ставят перед собой ораторы в ходе прений, является убеждение слушателей в обоснованности представляемой позиции.

В первой части работы мы рассмотрели базовую составляющую ораторского искусства, выраженную в способности четко и последовательно выстраивать свою речь и приводить аргументы, соблюдая основные законы формальной логики. Был сделан вывод о необходимости, но недостаточности использования логики в ходе судебных прений с участием присяжных заседателей, в силу ее излишней рационализированности.

Во второй части были проанализированы основные художественно-выразительные и риторические средства языка применяемые для придания большей экспрессивности эмоциональности, для того чтобы вызвать чувства и привлечь внимание слушателей к сути вопроса. Сделан вывод, что использование в речи художественно-выразительных средств корректно, только в случае соблюдения всех правил аргументации. Таким образом, можно подвести общий итог работы: искусство прений на суде присяжных заключено в профессиональном применении законов формальной логики для доказательств и опровержений и уместном использовании художественно выразительных средств языка для усиления аргументации и удержания внимания присяжных заседателей.

Кроме того, в данной работе в вкратце рассмотрены современные разработки в области ораторского искусства и речевых техник воздействия. Сделан вывод об опасности нелегитимного использования данной практики в силу ее манипуляционного потенциала.

Список основной литературы

Валласк Елена Владимировна. Ораторское искусство юриста: Конспект лекций для специальности 030501 Юриспруденция. Файл OIUr_lek.pdf/ Кафедра международного права.-- СПб: СПбГИЭУ, 2011.-- 968 КБ

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 384 с.

Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных: Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.

Трунов И.Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных. - М.: Издательство Юрайт; 2012 -- 662 с.

Истина и закон: Судебные речи известных российских и зарубежных адвокатов / Под ред. Козаченко И.Я..- СПб: Юридический центр Пресс, 2003.- 1115 с.

Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде.- Тула.: Автограф, 1999. - 320 с.

Судебные речи знаменитых русских адвокатов. Составитель и редактор Е.Л. Рожникова. - М.:1997. - 392 с.

Судебные речи: Сборник/ Автор-сост.М.Ф.Чудаков.- Минск: ООО "Новое знание", 2002.- 779 с.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарика, 2005.-270 с.

Фуко М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году. --- СПб.: Наука, 2011. -432 с.

Похожие работы на - Искусство прений на суде присяжных

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!