Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,45 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

Кафедра международного частного и европейского права







Дипломная работа

на тему

«Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов»


Выполнил:

студент 5 курса, 5 группы,

специальности «Международное право»

Романенко Андрей Владимирович

Научный руководитель:

Денисенко Марина Александровна

кандидат юридических наук, доцент

Минск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Общие положения о договоре перевозки грузов

Понятие договора перевозки грузов

.2 Международная автомобильная перевозка грузов. Сходство и различие с перевозкой грузов внутри страны в сущности и правовом регулировании

.3 Источники правового регулирования перевозки грузов

Глава 2 Заключение и исполнение договора перевозки грузов

.1 Порядок заключения и оформления договора перевозки. Грузосопроводительные документы

.2 Существенные условия договора перевозки

.3 Исполнение договора перевозки

.3.1 Принятие груза перевозчиком

.3.2 Распоряжение грузом, находящимся в пути

.3.3 Выдача груза получателю

Глава 3 Ответственность по договору перевозки грузов

Заключение

Список использованных источников

международная перевозка груз ответственность

Введение

Автомобильные перевозки грузов являются наиболее оперативным и контролируем способом доставки грузов. В Европе треть всех грузов перевозится автомобильным транспортном. Доля автомобильных перевозок на территории Республики Беларусь не так велика, как в странах Западной Европы, но она неуклонно растёт.

Необходимость более пристального изучения правовых вопросов перевозки грузов обусловлена, прежде всего, потребностями практики. При этом вопросы собственно правового регулирования перевозки грузов пока мало исследованы в белорусской юридической науке. Отдельные аспекты были освещены в работах Д.В. Авчинкина, В.А. Витушко, И.И. Карбановича, В.Н. Седюкевича. Из российских авторов, занимавшихся исследованием проблем перевозки, можно назвать Е.В. Сарафанову и А.А. Евсееву.

В последние годы появилось немало публикаций, посвященных правовым аспектам перевозки грузов, которые помогают разобраться в каверзных моментах, связанных с регулированием перевозки грузов.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существуют недостаточно разработанные и нерешенные вопросы.

В силу указанных обстоятельств в качестве цели настоящего исследования была определена комплексная разработка правовых аспектов договора автомобильной перевозки грузов, а именно раскрытие понятия этого договора, исследование положений правовых актов в сфере перевозки, изучение судебной практики по делам, вытекающим из договора автоперевозки, а также внесение предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в этой сфере.

В регулирование отношений автомобильных перевозок активно вовлекается национальное законодательство, на которое собственно и возлагается основное нормативное регулирование указанных отношений. Поэтому в работе значительное место уделено исследованию национального законодательства о перевозке Республики Беларусь, проблемам применения национальных коллизионных норм и договорной регламентации соответствующих отношений.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи курсовой работы:

раскрыть понятие и основные признаки договора автомобильной перевозки груза;

проанализировать основные источники правового регулирования договора перевозки груза, изучить специфику публично-правового регулирования перевозки по законодательству Республики Беларусь;

проанализировать субъектный состав, форму, особенности предмета, существенные и иные условия договора автомобильной перевозки груза;

рассмотреть особенности регулирования прав, обязанностей и ответственности участников отношений по автомобильной перевозке груза;

проанализировать проблемы правоприменительной практики и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области регулирования национальной перевозки.

Теоретическую базу исследования составили труды белорусских и российских ученых-правоведов: Д.В. Авчинкина, М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Г.К. Дмитриевой, Е.Б. Леанович, Я.И. Функа, В.Ф. Чигира, В.А. Витушко, К.В. Холопова, Л.А. Лунца, А.С. Огнева, О.Н. Садикова, В.Н. Седюкевича, В.Г. Тихини и др.

В целях изучения практических проблем, связанных с заключением и исполнением договоров автомобильной перевозки грузов с участием белорусских субъектов хозяйствования, использовались материалы судебной практики. Кроме того, во время прохождения преддипломной практики при получении первого высшего образования в одной из белорусских организаций я имел возможность ознакомиться с практическими аспектами и правовыми проблемами осуществления перевозок грузов автотранспортом в Республике Беларусь.

Курсовая работа состоит из введения, 4 глав и составляющих их 8 параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Общие положения о договоре перевозки грузов

.1 Понятие договора международной автомобильной перевозки грузов автотранспортом

Эффективное экономическое развитие любого государства невозможно без активной интеграции его транспортной системы. По мере развития этого процесса масштабы сотрудничества расширяются, соответственно увеличиваются и объемы перевозок, осуществляемых в национальном транспортном сообщении.

Правоотношения между заинтересованными сторонами в транспортном процессе оформляются договором перевозки грузов.

Предметом договора перевозки грузов являются услуги по доставке - перемещению в пространстве грузов от пункта отправления до пункта назначения. Договор считается заключенным с момента принятия груза к перевозке и поэтому является реальным.

Заинтересованными сторонами в этом договоре выступают транспортная организация (перевозчик), с одной стороны, грузоотправитель - с другой.

Договор автомобильной перевозки грузов - двухстороннее соглашение. В соответствии с таким договором одна сторона (перевозчик), берет на себя обязательство перевезти на определенных условиях вверенный ей отправителем груз от места погрузки (отправления) до места выгрузки (назначения) и передать его законному грузополучателю, а вторая сторона (грузоотправитель) обязуется возместить перевозчику транспортные расходы, оплатить обусловленную в соглашении провозную плату.

Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения, в соответствии с которой договор автомобильной перевозки грузов - трехстороннее соглашение. В соответствии с трехсторонним договором одна сторона (перевозчик) берет на себя обязательство перевезти на определенных условиях вверенный ей отправителем груз от места погрузки (отправления) до места выгрузки (назначения) и передать его законному грузополучателю, а вторая сторона (грузоотправитель) обязуется передать груз перевозчику для перевозки. Третья сторона (грузополучатель) обязуется возместить перевозчику транспортные расходы, оплатить обусловленную в соглашении провозную плату.

Договор перевозки груза - возмездный договор, поскольку предполагается использование услуг транспортной организации за определенную плату.

Перевозка включает не только период перемещения груза из пункта отправления в пункт назначения, а все время с момента приема груза к перевозке и до момента его выдачи законному грузополучателю. По законодательству многих стран право перевозчика на получение провозной платы обычно возникает только по достижении цели договора перевозки, т.е. после доставки обусловленного груза в пункт назначения. Однако это не исключает возможности по усмотрению сторон определить иной порядок получения провозной платы.

.2 Международная автомобильная перевозка грузов. Сходство и различие с перевозкой грузов внутри страны в сущности и правовом регулировании

Международная автомобильная перевозка грузов автомобильным транспортом обладает рядом особенностей, которые отличают ее от перевозки грузов внутри государств. Основным признаком международного перевозочного правоотношения следует признать наличие в нем «иностранного элемента».

В международном частном праве выделяют три группы международных имущественных отношений, имеющий в своем составе иностранный элемент:

Имущественные отношения, субъектом которых выступает, сторона, по своему характеру являющаяся иностранной;

Имущественные отношения, когда все их участники принадлежат к одному государству, но объект, в связи с которым возникают соответствующие отношения, находится за границей;

Имущественные отношения, возникновение, изменение или прекращение которых связаны с юридическим фактом, имеющим место за границей (заключение договора и др.).

Следует отметить, что в силу специфичности перевозочного процесса, осуществляемого в международном транспортном сообщении, представляется весьма сложным рассматривать его с позиции предложенных групп имущественных отношений с участием иностранного элемента. Встречаются международные автомобильные перевозки, в субъектном составе которых отсутствует иностранное физическое или юридическое лицо. Кроме этого, возможна иная ситуация, при которой одной из сторон может выступать иностранное лицо, однако такая перевозка не будет признана международной, если она будет осуществляться лишь на территории одного государства. Что касается объекта находящегося за границей, то в данном случае объектом перевозок будет являться услуга по транспортировке, т.е. перемещение в пространстве грузов, направленное за пределы территории одного государства. В отношении юридического факта, имеющего место за границей, следует отметить, что и он в большинстве случаев может отсутствовать при международных автоперевозках грузов.

Таким образом, прослеживается ситуация, при которой международный перевозочный процесс не охватывается рамками приведенных выше групп имущественных международных отношений с участием иностранного элемента.

Основываясь на изложенном, следует признать, что главным признаком международного перевозочного правоотношения является наличие в нем «иностранного элемента», представленного в форме соответствующего транспортного сообщения между государствами. Вместе с этим «иностранным элементом» не обязательно должен являться пункт назначения, который находиться на территории другого государства, а им (иностранным элементом) может быть и территория иностранного государства, по которой должно проследовать транспортное средство.

Следует отметить, что в юридической литературе, посвященной исследованию иностранного элемента при международной перевозке высказываются и иные мнения. Так, О.Н. Садиков придерживается точки зрения, что «одной из сторон договора международной перевозки является иностранное физическое или юридическое лицо (грузовладелец, пассажир, перевозчик). Что же касается тех ситуаций, когда в международных перевозках сторонами являются лица только одного государства, то эти ситуации рассматриваются как исключения».

Отличительной чертой договора международной автомобильной перевозки груза является вопрос о правовом регулировании такого договора. Договор международной автоперевозки регламентируется, прежде всего, международными соглашениями и конвенциями. По вопросам, неурегулированными международными источниками, к международным перевозкам применяется национальное право.

В ходе исполнения договоров международной автомобильной перевозки грузов широко применяются коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправлении груза следует руководствоваться законом страны отправления груза, CMR оформляется в соответствии с законодательством страны отправления, и т.д.)

Еще одна особенность - сложность исполнения договора. Поскольку международные автоперевозки грузов - перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств, они связаны с дополнительными обременениями, которые обусловлены, прежде всего, с осуществлением контроля за перевозками со стороны государства посредством таможенных органов. Поэтому специфика договора международной перевозки грузов проявляется в том, что в договоре стороны должны оговорить, как будут распределяться обязанности по предоставлению документов для таможенного оформления груза, по уплате таможенных платежей и сборов. По общему правилу на грузоотправителя возлагается обязанность предоставить товаросопроводительные и разрешительные документы на груз, необходимые для прохождения грузом таможенного, санитарного и иного государственного контроля. Грузоотправитель несет риск неблагоприятных последствий, вызванных неправильным оформлением или не предоставлением документов на груз. Перевозчик в этом случае отвечает только за сохранность предоставленных документов. Вместе с тем, поскольку перевозчик является профессиональным субъектом хозяйствования, он должен добросовестно относиться к исполнению принятых на себя обязательств и делать все возможное для надлежащего исполнения договора перевозки.

Особенностью правоотношений, связанных с международной автомобильной перевозкой грузов является кроме прочего и возможность досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров между получателем (отправителем) и перевозчиком. Предъявление претензии перевозчику не является для получателя (отправителя) обязательным. В то же время соблюдение претензионных процедур соответствует правилам коммерческой этики и поэтому целесообразно во всех случаях досудебного урегулирования споров.

1.3 Источники правового регулирования автоперевозки грузов

Каждая сфера гражданско-правовых отношений имеет свою нормативную базу, осуществляющую правовое регулирование взаимоотношений всех участвующих в них сторон. Не является исключением и перевозочные отношения, возникающие по поводу перемещения грузов автомобильным транспортом в пространстве, и имеющие свою основу правового регулирования.

В законодательстве Республики Беларусь существует ряд нормативно-правовых актов, под предмет регулирования которых подпадают непосредственно вопросы автомобильной перевозки грузов. Важнейшими из них являются:

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности».

Закон республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 132-З «О дорожном движении».

Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530 «О страховой деятельности».

Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов».

Согласно Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Данное положение устанавливает, что вступившие в силу в соответствующем порядке международные соглашения подлежат обязательному применению при осуществлении перевозок между странами, принимающими участие в таком соглашении. Более того, в случае ратификации соглашения Республикой Беларусь, в котором некоторые нормы могут не совпадать либо прямо противоречить нормам, прописанным в национальном законодательстве Республики Беларусь, высшую иерархическую силу будут иметь нормы данного соглашения, если таковые не противоречат Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, к числу источников правового регулирования автоперевозок на территории Республики Беларусь можно отнести и международные соглашения, договоры, конвенции и другие источники международного права, ратифицированные в установленном порядке.

В настоящее время важная роль в развитии автоперевозок грузов принадлежит ряду специализированных организаций, которые оказывают значительное влияние на функционирование системы автомобильных перевозок грузов в национальном сообщении. В Республике Беларусь это - Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозок (БАМАП) - создана 24 апреля 1992г. и Белорусская ассоциация экспедиторов - создана в феврале 1995г. Эти организации оказывают содействие в развитии автомобильных перевозок грузов и пассажиров в как в международном так и в национальном сообщении, занимаются разработкой рекомендаций по правилам, регулирующим автомобильные перевозки и оказанием консультационных услуг по вопросам осуществления транспортной деятельности. Более того они принимают непосредственное участие в разработке транспортного, налогового, таможенного законодательства, регулирующего перевозки автомобильным транспортом.

Глава 2.Заключение и исполнение договора международной перевозки груза автомобильным транспортом

.1 Порядок заключения и оформления договора международной автомобильной перевозки. Грузосопроводительные документы

Заключение договора международной автомобильной перевозки грузов может осуществляться в форме совместно подписанного документа или безусловного акцепта оферты.

Договор перевозки в форме совместно подписанного документа, как правило, составляют в том случае, когда стороны имеют намерения установить долгосрочные отношения, связанные с перевозками грузов. Такой договор чаще всего именуют бланкетным договором или «Генеральным соглашением». В этом соглашении стороны стараются оговорить все возможные аспекты отношений друг с другом, связанные с вопросами организации и осуществления перевозок, а также вопросами ответственности сторон по условиям договора перевозки груза.

Договор перевозки в форме безусловного акцепта оферты оформляется, как правило, в случаях начальных или же эпизодических контактов между сторонами. Разовый договор перевозки также может быть заключен в форме отдельно составленного договора. Однако в силу специфики транспортной деятельности на практике это не выполняется. Договор считается заключенным, когда конкретное адресное предложение (оферта) одной из сторон полностью принято (акцептовано) другой. Как правило, при таких взаимоотношениях письменная форма договора означает кроме прочего телекс, факс и иные регистрируемые формы передачи и приема сообщений.

Сложности при использовании данного способа заключения договора связаны с тем, что зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме.

При использовании любого из видов заключения договора автомобильной перевозки грузов необходимо соблюдать основное правило: договор перевозки должен иметь письменную форму. Форма договора находится в тесном единстве с его содержанием. Регулируя форму договора, законодатель устанавливает требования к ней и последствия их несоблюдения в целях конкретизации отношений сторон, четкости определения их прав и обязанностей.

Заключению договора автомобильной перевозки могут предшествовать различного рода процедуры, такие как, например, направление заявки на выполнение перевозки. Они носят консенсуальный характер. Чаще всего заявка направления по факсу или электронной почте, которая подтверждается или исполняется перевозчиком. Причем подтверждение может выражаться как в проставлении на заявке штампа организации перевозчика и направлении заявки по факсу обратно заказчику, так и просто указанием номера транспортного средства, ответом по электронной почте или по телефону. Такая заявка порождает обязанность перевозчика предоставить транспортное средство и обязанность отправителя предъявить груз, пригодный для перевозки (затаренные надлежащим образом и т.д.). После того, как вместе с грузом перевозчику будет вручена товарно-транспортная накладная, договор перевозки будет заключен.

Накладная является доказательством prima facie заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком. Отсутствие, утеря накладной или неправильно составленная накладная не влияют на действительность заключенного договора. В этом случае стороны могут доказывать наличие договора перевозки другими доступными им доказательствами.

Однако, как показывает практика, доказать существование договора без наличия накладной представляется практически невозможным. В этой связи можно обратиться к Решению Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 03.12.2008. По данному делу суд отказал в возмещении убытков, понесенных истцом в результате международной автомобильной перевозки грузов, основываясь на том, что истцом не был предоставлен оригинал товарно-транспортной накладной, которая могла бы быть признана в качестве надлежащего доказательства выполнения заявки на перевозку груза.

Если договор перевозки устанавливает основные условия взаимоотношений между его сторонами (отправителем и перевозчиком), то каждая накладная не только подтверждает факт наличия договора, но и конкретизирует каждый конкретный грузовой рейс. Термин prima facie означает, что накладная будет подтверждать наличие договора перевозки до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Кроме указанной выше функции, накладная выполняет еще одну важную функцию в коммерческом обороте. Автомобильный перевозчик не является стороной договора купли-продажи, однако подписанная им накладная является одним из основных банковских документов. Факт принятия груза перевозчиком придает накладной функции документа, подтверждающего поставку товаров по договорам купли-продажи. Чистая накладная, то есть без мотивированных оговорок перевозчика относительно количества, качества и состояния принятого им груза, представляется продавцом в банк наряду с другими необходимыми документами, подтверждающими поставку товара на установленных в договоре купли-продажи условиях.

Интересным представляется вопрос о содержании накладной и сравнительной характеристике между реквизитами накладной, предусмотренными Конвенцией КДПГ, и реквизитами товарно-транспортной накладной, которые должны в ней содержаться в силу требования ст. 6 и Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

Согласно ст. 6 Конвенции накладная должна содержать следующие существенные условия договора перевозки:

) место и дата ее составления;

) наименование и адрес отправителя;

) наименование и адрес транспортного агента;

) место и дата приемки груза к перевозке и место его доставки;

) наименование и адрес получателя;

) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов - их обычно признанное обозначение;

) количество грузовых мест;

) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные сборы);

) инструкции, необходимые для выполнения таможенных процедур, и иные указания.

При необходимости в накладной должны содержаться следующие условия:

) запрещение перегрузки груза;

) расходы, которые отправитель берет на себя;

) заявленная стоимость груза и сумма его дополнительной ценности при доставке;

) инструкция отправителя перевозчику по поводу страхования груза;

) дополнительный срок осуществления перевозки;

) перечень документов, переданных перевозчику.

Статья 6 Конвенции позволяет сторонам на их усмотрение вносить в накладную и другие необходимые данные, которые будут признаны ими необходимыми.

Законодательство Республики Беларусь и национальные законодательства других стран, которые также являются участниками Конвенции, следуют ей и содержат аналогичные перечни условий, которые должны отражаться в накладной.

Сравнительный анализ Конвенции и Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" показывает, что при транспортировке груза по договору международной перевозки любой товаросопроводительный документ будет отвечать критериям "накладной международного образца", если реквизиты этого документа, перечисленные в законодательстве страны, в котором он составлен, идентичны реквизитам, указанным в Конвенции КДПГ.

2.2 Существенные условия договора перевозки

Возникновение договорных отношений возможно при наличии двух обстоятельств: 1) достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, 2) придание этому соглашению определенной формы, если это необходимо в силу законодательства или соглашения сторон. Первое обстоятельство является основным, поскольку без него не обходится ни один договор, в то время как второе не во всех случаях влияет на установление факта заключения договора.

Если говорить о существенных условиях любого договора, то таковыми являются: условие о предмете договора (наименование передаваемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и т.п.); иные условия (цена, сроки исполнения, количество, местонахождение имущества, его состав, пределы использования имущества и др.), которые могут быть отнесены к существенным в случаях, если они:

названы в качестве таковых в законодательстве для договоров данного вида;

определены как существенные самими сторонами при заключении договора или по заявлению одной из сторон по этим условиям должно быть достигнуто соглашение;

вытекают из сущности договора данного вида".

Предметом договора автомобильной перевозки являются услуги. Если предмет договора сторонами не согласован, то договор считается незаключенным. В то же время наличие в договоре только предмета не всегда является достаточным для констатации факта действительности договора.

Рассматривая вопрос о существенных условиях договора автомобильной перевозки, следует обратиться к ст. 739 ГК: «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной».

Из приведенного определения можно выделить следующие существенные условия договора перевозки груза: предмет договора (услуга по доставке и выдаче уполномоченному лицу вверенного отправителем груза - со стороны перевозчика и оплата услуги - со стороны отправителя), стороны договора (перевозчик и отправитель). Из содержания пункта второго ст. 739 ГК вытекает, что иные существенные условия договора перевозки должны содержаться в транспортной накладной.

Во всяком случае, такого мнения со ссылкой на других российских авторов придерживается профессор Витрянский В.В.: "По общему правилу транспортная накладная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора". Еще более категорично об этом писал Егиазаров В.А.: "Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами".

Если говорить о договоре перевозки, который заключен на основании договора об организации перевозки, то в нем стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, маршрут и условия перевозки; требуемый тип подвижного состава; подробный адрес места погрузки, разгрузки, таможни назначения; дата и время подачи автомобилей под погрузку; вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение таких обстоятельств в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

Когда перечень существенных условий законодательством не предоставляется, таковыми помимо предмета и условий, согласованных по заявлению одной из сторон, будут условия, вытекающие из сущности договоров данного вида (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров).

Кроме того, условия любого договора субъекта Республики Беларусь, т.е. условия договора не могут противоречить налоговому, таможенному, валютному, антимонопольному законодательству, регламентирующему порядок осуществления деятельности субъектов Республики Беларусь и т.д.

2.3 Исполнение договора международной перевозки

.3.1 Принятие груза перевозчиком

Основная обязанность, которая возлагается на перевозчика по договору автомобильной перевозке грузов - доставка груза в сохранности и в срок.

Порядок приемки груза к автомобильной перевозке и оформления товарно-транспортной в Беларуси регулируются Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970. Данные правила в значительной мере соответствуют правилам приемки и оформления грузов на других видах транспорта, однако они имеют ряд своих особенностей. Так, например, по сравнению с железнодорожной перевозкой грузов, в автомобильной перевозке вопрос о том, кто оформляет товарно-транспортную накладную, не имеет принципиального значения. Важно, чтобы перевозчик проверил соответствие записей в накладной и фактически принятого груза.

Как правило, при обнаружении недостачи или порчи груза при его приемке должен составляться так называемый коммерческий акт. В других случаях составляются общие и иные акты. При автомобильной же перевозке во время приемки груза коммерческий акт не составляется. Обнаруженные при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками в товарно-транспортной накладной и скрепляются подписями грузополучателя и перевозчика. При отказе перевозчика от подтверждения недостачи и повреждения груза получатель составляет акт приемки продукции согласно Положению о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2006 N 990.

При принятии груза перевозчик обязан проверить записи в накладной, касающиеся числа грузовых мест, их маркировки и нумерации, а также внешнее состояние груза. Если возможность проверить правильность этих сведений отсутствует (например, груз сдается в контейнере), перевозчик должен сделать обоснованную оговорку об этом в накладной. Считается, что если в накладной перевозчик не сделал никаких мотивированных оговорок относительно числа грузовых мест, их маркировки и нумерации, а также внешнего состояния груза и его упаковки, то груз в момент его приема перевозчиком находился в коммерчески исправном состоянии, соответствующем условиям перевозки. Судебная практика полностью соответствует данному положению. Например, можно привести Решение Хозяйственного суда Гродненской области от 19.10.2007 в котором суд постановил, что поскольку груз был принят перевозчиком к перевозке без каких-либо оговорок либо замечаний по вопросу упаковки, размещения либо крепления груза в транспортном средстве, требования о возмещении перевозчиком ущерба, причиненного при перевозке груза при невозможности его восстановления, подлежат удовлетворению в полном объеме в размере стоимости поврежденного груза.

Отправитель вправе распорядиться грузом в любой момент перевозки. Однако если к моменту получения его инструкций второй экземпляр накладной уже был выдан получателю, отправитель теряет это право. Кроме того, при составлении накладной он (отправитель) может сделать оговорку о том, что право распоряжаться грузом передается получателю. В этом случае правом распоряжаться грузом во время перевозки обладает получатель.

Отправитель имеет также право потребовать проверки перевозчиком веса брутто груза или его количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также потребовать проверки содержимого грузовых мест. Это делается для того, чтобы впоследствии перевозчик не смог воспользоваться ограничениями своей ответственности. После выполнения указанных проверок перевозчик не сможет впоследствии сослаться на то, что не имел достоверных сведений о массе, объеме или количестве принятого им груза, а также, что не знал и не мог знать о том, какой в действительности груз находился внутри объявленных мест и какое было его реальное состояние к моменту начала перевозки. Результаты проверок заносятся в накладную и подписываются правомочными представителями сторон. При этом перевозчик вправе потребовать возмещения расходов, которые связаны с такими проверками.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком, и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной.

Грузоотправитель несет ответственность за ненадлежащее оформление товаротранспортных документов. Ненадлежащее оформление товарно-транспортных документов грузоотправителем может привести к невозможности доказательства принятия груза перевозчиком к перевозке. Такие случаи очень часто встречаются на практике. В качестве примера можно привести Решение Хозяйственного суда Могилевской области от 04.04.2008. Суд постановил, что доказательства принятия экспедитором в свое ведение груза отсутствуют из-за того, что не была выполнена обязанность по своевременному и надлежащему оформлению товарно-транспортных документов грузоотправителем (он не принимал участия в предъявлении груза к перевозке и оформлении товаросопроводительных документов). В результате чего, основания для возложения ответственности за утрату груза на экспедитора отсутствую.

2.3.2 Распоряжение грузом, находящимся пути

Особое внимание следует уделить вопросам распоряжения грузами. Отправитель имеет право распоряжаться грузом (потребовать прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или выдачи груза не тому получателю, который указан в накладной). Отправитель теряет право распоряжения грузом с момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю (имеется в виду, когда получатель принимает от перевозчика груз и/или документы на груз). Таким образом, получатель может вступить в договор перевозки и реализовывать свои права распоряжаться грузом в тех случаях, когда примет от перевозчика груз и/или документы на груз (в том числе и второй экземпляр накладной).

Изначально только отправитель является для перевозчика правомочным по договору лицом. Перевозчик обязан исполнять любые указания отправителя в рамках, установленных договором, и применимых норм права. Любое указание отправителя должно быть реально осуществимо по месту и времени его исполнения и не должно причинять ущерба сторонам договора перевозки и третьим лицам.

Если по какой-либо причине выполнение договора на определенных в накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к месту, предназначенному для его сдачи, перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом.

Причины могут быть самыми разными, например: вынужденное изменение маршрута перевозки из-за закрытия или ограничения пропускной способности автомобильных дорог и изменение срока доставки груза. В том случае, если обстоятельства позволяют выполнить перевозку на условиях, отличных от предусмотренных в накладной, и если перевозчик не смог в разумный срок получить инструкций от лица, имеющего право распоряжаться грузом, перевозчик должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах лица, имеющего право распоряжаться грузом.

О возможности исполнения договора перевозки на каких-либо иных условиях перевозчик извещает правомочное лицо с помощью средств связи или операций, фиксирующих запрос. Понятие «разумный срок» означает то время, в течение которого отправитель или получатель имеют возможность принять решение по поводу сложившейся ситуации и дать ответ перевозчику.

Если перевозчик все же принимает решение исполнить договор перевозки на условиях, отличных от указанных в накладной, то в этом случае, он обязан будет впоследствии доказать правомочному по договору лицу, что его действия были обоснованными, целесообразными и направленными на обеспечение интересов данного лица. Только тогда перевозчик может претендовать на возмещение своих расходов, которые покрываются суммами, изначально указанными в накладной.

Для того чтобы исключить возможные коллизии при составлении договора перевозки, сторонам рекомендуется вносить в него соответствующую оговорку на основании. На наш взгляд, можно, например, предусмотреть в договоре положение, регламентирующее порядок информирования перевозчиком правомочного лица об изменениях существенных условий договора, сроки и порядок получения ответных инструкций, возможные действия перевозчика в случае неполучения указаний и пр.

И отправителю и получателю груза следует учитывать, что их указания не могут выходить за рамки работ и услуг, предусмотренных в договоре перевозки, а лишь должны конкретизировать их. Дополнительное указание на исполнение услуг, не предусмотренных договором, реализуется перевозчиком за дополнительное вознаграждение, размер которого конкретно оговаривается сторонами до исполнения услуги.

Накладная не является товарораспорядительным документом. С помощью накладной продавец (отправитель) не может передавать права собственности на товар покупателю (получателю), а тот еще какому-либо третьему лицу по передаточной (переуступочной) надписи в накладной. Это означает, что накладную нельзя индоссировать. Поэтому лицо, желающее осуществить свои права распоряжаться грузом, должно дать указание перевозчику относительно его дальнейших действий, в том (первом) экземпляре накладной, какой перевозчик выдал отправителю в момент приема груза. Обычно первый экземпляр накладной, после перечисления банковских платежей за товар продавцу по договору купли-продажи, пересылается покупателю, который, являясь получателем, и вносит в нее соответствующие инструкции перевозчику.

Отказ перевозчика от выполнения инструкций лица, имеющего право распоряжаться грузом (отправителя или получателя), должен быть мотивированным и документально обоснованным.

Если перевозчик не выполнил инструкций правомочного по договору лица в пределах ранее вмененных перевозчику обязанностей, считается, что он ненадлежащим образом исполнил договор перевозки.

Требование предъявления перевозчику первого экземпляра накладной имеет смысл только тогда, когда правомочным по договору лицом является отправитель, а дополнительные указания перевозчику дает получатель. Если перевозчик выполнит указания получателя без требования предъявления ему первого экземпляра накладной, он рискует тем самым нанести ущерб отправителю и будет обязан последнему его возместить.

Перевозчик, выдавший груз постороннему лицу, будет отвечать перед отправителем или получателем в том же размере, что и за полную утрату всего груза.

2.3.3 Выдача груза получателю

Принятие груза получателем и право распоряжения таким грузом определяется следующим образом: по прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза, причем им (получателем) выдается соответствующая расписка в принятии груза. Таким образом, декларируется право получателя вступить в договор перевозки и распоряжаться грузом после того, как он примет груз от перевозчика и распишется во втором экземпляре накладной.

Если груз получателю не доставлен, то это, тем не менее, не ограничивает его права предъявлять перевозчику соответствующие претензии и иски.

Перевозчик имеет право осуществлять свое залоговое право на груз и не выдавать его получателю до тех пор, пока последний полностью не рассчитается с перевозчиком за все работы и услуги по исполненному договору перевозки. Размер задолженности определяется не только платежами, изначально указанными в накладной, но и фактической стоимостью дополнительных целесообразных работ и услуг, исполненных перевозчиком в интересах правомочного по договору лица.

При возникновении обстоятельств, препятствующих сдаче груза после его прибытия на место, предназначенное для сдачи, перевозчик должен запросить инструкции у отправителя. На практике основными препятствиями сдачи груза после прибытия транспортного средства на место назначения являются отказ получателя от приема груза, отсутствие получателя по указанному адресу, неправильный или неточный адрес доставки и другое. Принятие груза от перевозчика является правом, но не обязанностью получателя. Получатель вправе отказаться от приема груза независимо от его состояния без объяснения причин вследствие того, что изначально он не является стороной договора перевозки. Если получатель откажется принять груз, отправитель имеет право распорядиться грузом, не будучи обязанным потребовать предъявления ему первого экземпляра накладной.

Если отправитель дает указание перевозчику, как ему в дальнейшем следует распорядиться грузом, то подразумевается, что отправитель обязуется возместить перевозчику все расходы, связанные с надлежащим выполнением данных им инструкций.

Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции. Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, о чем удостоверяется соответствующим образом на накладной. Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены записями в товарно-транспортной накладной.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза. Кроме того, просрочка получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной приемкой.

Если возникают обстоятельства, препятствующие сдаче груза или по какой-либо причине выполнение договора на определённых в накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к месту, предназначенному для его сдачи, перевозчик может немедленно выгрузить груз за счёт лица, имеющего право распоряжаться грузом, и после такой выгрузки перевозка считается законченной. В таком случае перевозчик осуществляет хранение груза для лица, имеющего право распоряжаться грузом. Он может, однако, доверить хранение груза третьему лицу, и в этом случае несёт ответственность лишь за осмотрительный выбор этого третьего лица. Платежи, предусмотренные накладной, и все другие расходы остаются подлежащими оплате против выдачи груза. На практике подтверждением исполнения перевозчиком его обязанностей является чистый складской документ, принятый в обычной практике работы складов. Перевозчик обязан передать складской документ правомочному по договору лицу после осуществления последним всех окончательных расчетов за произведенные работы и услуги.

Второй случай, когда сам перевозчик имеет право распоряжения грузом: перевозчик может продать груз, не ожидая инструкций от лица, имеющего право распоряжаться грузом, если груз является скоропортящимся или если того требует его состояние, или же если расходы по хранению груза оказались бы несоразмерны со стоимостью груза.

Глава 3 Ответственность по договору международной автоперевозки грузов

Основополагающее правило, касающееся ответственности перевозчика сформулировано следующим образом: перевозчик несёт ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке.

Момент приема груза определяется по дате в накладной. Момент выдачи груза определяется датой в накладной, проставленной во втором ее экземпляре получателем при приеме им груза. Состояние груза в момент приема груза к перевозке и в момент его выдачи получателю определяется:

наличием или отсутствием в накладной мотивированных оговорок, сделанных соответственно перевозчиком и получателем;

признанием этих оговорок, соответственно, отправителем и перевозчиком;

содержанием претензии получателя, поданной в установленные сроки.

В законодательстве Республики Беларусь названы обстоятельства, при которых перевозчик освобождается от ответственности в случае утраты, повреждения груза, просрочки в его доставке. Такими обстоятельствами являются:

наличие вины заявителя требования (В качестве примера можно привести ненадлежащие действия отправителя или получателя в случаях, когда погрузка, выгрузка, крепление груза производились соответственно отправителем или получателем.);

вследствие инструкции заявителя требования, не вызванной виной перевозчика;

дефект, свойственный грузу (например, естественные свойства груза в результате которых возможно ржавление, самовозгорание, появление насекомых, химическая реакция с тарой или упаковкой и т.п.);

обстоятельства, которые перевозчик не мог избегнуть и последствия которых не мог предотвратить, т.е. форс-мажорные обстоятельства под которыми, как правило, понимаются стихийные бедствия, пожары, запрет экспорта или импорта, бандитские действия, военные действия, забастовки, конфискационные действия властей и подобные обстоятельства, которые лежат вне разумного контроля сторон договора.

В случае полной или частичной утраты, повреждения, порчи груза или при просрочке в его доставке априори виновен перевозчик, поэтому бремя доказывания своей невиновности лежит именно на нем.

Кроме вышеперечисленного нормативными документами предусмотрен перечень конкретных рисков, при ссылке на которые перевозчик может быть освобождён от ответственности, если докажет, что хотя бы один из этих рисков явился причиной повреждения, порчи или утраты груза.

Среди прочего такими рисками являются:

использование открытых брезентовых транспортных средств, если такое использование было специально согласовано сторонами;

недостаточность или неудовлетворительность маркировки или нумерации грузовых мест;

естественные свойства некоторых грузов, вследствие которых они подвержены полной или частичной утрате или повреждению, в частности, вследствие боя, коррозии, самопроизвольного гниения, усушки, нормальной усадки или воздействия паразитов и грызунов;

обработка, погрузка, укладка или выгрузка груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя; и др.

При всех вышеназванных обстоятельствах следует учитывать одну важнейшую особенность. В случае если перевозчик не сможет доказать полное отсутствие своей вины, он будет обязан возместить ту часть ущерба, которая произошла по его вине.

Обстоятельствами, при которых перевозчик не освобождается от ответственности, являются:

дефект транспортного средства, которое используется перевозчиком;

вина лица, у которого автомобиль был взят в аренду или агентов и служащих последнего.

При повреждении, порче, полной или частичной утрате груза, а также при нарушении сроков его доставки, перевозчик не может ссылаться нормы законодательства, ограничивающие или исключающие его ответственность, если не докажет, что к моменту начала рейса эксплуатируемое им транспортное средство находилось в технически исправном состоянии.

Особого внимания заслуживает вопрос просрочки в доставке груза. Считается, что имела место просрочка в доставке, если:

груз не был доставлен в согласованный срок (Конкретный срок доставки обычно указывается в накладной и договоре.)

в отсутствии согласованного срока фактическая продолжительность перевозки с учётом её конкретных обстоятельств не превышает время, которое разумно должно бы быть предоставлено добросовестному перевозчику. Как указывается в литературе, «… для того чтобы определить, доставил перевозчик груз вовремя или нет, необходимо установить, какое время следует признать разумным для выполнения конкретной перевозки по конкретному маршруту в конкретных обстоятельствах. Для этого учитываются кратчайшее расстояние перевозки, норматив суточного пробега, наличие очередей на пограничных переходах, криминальная обстановка на маршруте доставки, ремонт и временное закрытие определенных участков дорог, влияние атмосферных явлений на состояние дорожного покрытия и тому подобное».

Кроме указанных случаев при осуществлении перевозок грузов может наступить ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий с участием транспортного средства, осуществляемого перевозку.

Согласно законодательству Республики Беларусь при осуществлении международных автоперевозок владелец транспортного средства до выезда из Республики Беларусь должен заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на весь период использования транспортного средства за границей, но не менее чем на 15 дней. Заключение такого договора является обязательным условием осуществление международной перевозки грузов и регулируется на территории Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 N 530 «О страховой деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».

Заключение

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы перевозки стали неотъемлемой частью развития экономики во многих странах. Большое значение в настоящее время приобретают договоры автомобильной перевозки грузов, заключение которых обусловлено развитием сотрудничества в разных сферах хозяйственной жизни. Этим предопределяется необходимость надлежащего правового обеспечения эффективной деятельности по перевозке грузов.

В Республике Беларусь принят ряд важных нормативных актов, направленных на устранение различного рода барьеров при выполнении перевозок, улучшение транзита по территории страны. Республика Беларусь присоединилась к 14 основным международным Конвенциям и Соглашениям ЕЭК ООН в области автотранспорта, внесены предложения по присоединению еще к четырем.

В работе рассмотрены различные точки зрения, изложенные в зарубежной и отечественной юридической литературе, относительно правовой природы договора автомобильной перевозки грузов, определены признаки, которые отличают такой договор от договора перевозки груза внутри государства. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что главным признаком международного перевозочного правоотношения является наличие в нем «иностранного элемента», представленного в форме соответствующего транспортного сообщения между государствами. Вместе с этим «иностранным элементом» не обязательно должен являться пункт назначения, который находиться на территории другого государства, а им (иностранным элементом) может быть и территория иностранного государства, по которой должно проследовать транспортное средство.

В работе четко прописаны правила, касающиеся принятия груза к перевозке и его оформления, момент перехода рисков, основания и предел ответственности по договору автоперевозки, сформулированы основные рекомендации по заполнению накладной, несоблюдение которых может привести к неблагоприятным последствиям для обеих сторон и возникновению ряда недоразумений в процессе перевозки.

Особое внимание уделено практической проблеме, в соответствии с которой выполнение договора на определенных в накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к месту, предназначенному для его сдачи. Чтобы исключить возможные коллизии при исполнении договора перевозки, автором работы предлагается сторонам вносить в договор соответствующую оговорку. На наш взгляд, можно, например, предусмотреть в договоре положение, регламентирующее порядок информирования перевозчиком правомочного лица об изменениях существенных условий договора, сроки и порядок получения ответных инструкций, возможные действия перевозчика в случае неполучения указаний и пр.

В области национального правового регулирования необходимо принятие мер по формированию в стране правового поля деятельности международных автомобильных перевозчиков в соответствии с международными Конвенциями и Соглашениями, совершенствованию законодательства, стимулирующего использование на перевозках транспортных средств, отвечающим европейским стандартам и безопасности перевозок. В частности, предлагается осуществить приведение Правил перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь для белорусских международных перевозчиков в соответствие с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Решение обсужденных проблем, по мнению автора, будет способствовать дальнейшему совершенствованию и развитию перевозок в Республике Беларусь, устранению барьеров при их осуществлении, а вместе с тем социально-экономическому развитию государства, росту объема внешней торговли и развитию внешнеэкономических связей.

Список использованных источников

Автомобильные перевозки / В.Ф. Ванчукевич, В.Н. Седюкевич. - Минск: Высш. шк, 1988. - 157 с.

Авчинкин, Д.В. Правовое регулирование международных перевозок грузов и пассажиров / Д.В. Авчинкин. - Минск: Право и экономика, 2005. - 345 с.

Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский; под ред. М.И. Брагинского. - Москва: Статут, 2003. - 910 с.

Брагинский, М.И. Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский; под ред. М.И. Брагинского. - Москва: Статут, 1997. - 682 с.

Витушко, В.А. Правовое регулирование договора международной перевозки / В.А. Витушко // Право Беларуси. - 2004. - № 2. - С. 83-87.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/ О.М. Козырь [и др.]; под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - Москва. - 1996. - 846 с.

Гражданское право: Учебник / А.П. Сергеев [и др.]; под общ. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - Ч. 2. - Москва: 1998. - 784 с.

Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие / В.А. Егиазаров.- Москва, 1999. - 368 с.

Канашевский, В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование / В.А. Канашевский // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Москва, 2010.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, 19 мая 1956 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Конвенция о дорожном движении, 19 сент. 1949 г., // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, 24 мая 1980 г., // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Комментарий к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки груза/ К.В. Холопов. - Москва: Интел-синтез, 2000. - 26.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, 11 апр. 1980 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Леанович, Е.Б. Международное частное право: учеб. пособие для учебных заведений по юридическим специальностям / Е.Б. Леанович. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 360 с.

Лунц, Л.А. Международной частное право / Л.А. Лунц. - Москва: Юриздат, -1949. - 368 с.

Международные автомобильные перевозки/ Учредитель: Ассоц. междунар. автомобил. перевозчиков (АСМАП). - Москва: АСМАП. - 2009. - №5.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): Кодекс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., N 71-З: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобрен Советом Республики 18 дек. 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2007 г., N 278-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов: Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, 26 апр. 2005 г., № 13 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Об основах транспортной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., N 140-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.11.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной CMR и инструкции по её заполнению: Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 24 июня 2004 г., № 23: в ред. постановления Минтранса от 20.10.2004 N 41 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 3 сент. 2008 г., N 1290 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 июня 2008г., N 970: в ред. постановления Совмина от 15.12.2008 N 1936 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 года N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Респ. Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 06.04.2005 г., N 7 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О дорожном движении: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., N 313-З: в ред. от 08.05.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О мерах по повышению безопасности дорожного движения: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 ноября 2005 г., N 551: в ред. от 17.12.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., N 17: в ред. от 19.12.2008 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., N 178: в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 19.02.2009 N 104 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О применении Конвенции о договоре международной перевозки грузов: Разъяснение Высшего хозяйственного суда Респ. Беларусь, 21 фев. 2003 г., № 03-25/402 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

О применении Конвенции о договоре международной перевозки грузов: Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 21 февр. 2003 г., N 03-25/402

О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 1999 г., N 16: в ред. постановлений Пленума ВХС от 26.09.2008 N 11 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Основные условия выполнения международных автомобильных перевозок грузов/ Бел. ассоц. междунар. автомобил. перевозчиков (БАМАП). - Минск: Грандстиль, 2001 .- 187 с.

О страховой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., N 530 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Протокол о дорожных знаках и сигналах, 19 сен. 1948 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих автомобильные перевозки грузов и пассажиров; сост. Г.Б. Дашкевич, Н.Н. Борисенко. - Минск: Парадокс, 2009. - 348 с.

Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 4 янв. 2007 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Тихиня, В.Г. Международные перевозки грузов и пассажиров / В.Г. Тихиня. - Минск: Право и экономика, 1998. - 151 с.

Функ, Я.И. Курс внешнеторгового права: Основные внешнеторговые сделки / Я.И. Функ, Д.А. Калимов, В.П. Сергеев; под общ. ред. Я.И. Функа - Москва: Узд-во деловой и учебной литературы, 2007. - 656 с.

Похожие работы на - Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!