Формирование структуры и численности штатов организации на примере отдела социальной защиты населения территориального управления Калининского административного района г. Санкт-Петербурга

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование структуры и численности штатов организации на примере отдела социальной защиты населения территориального управления Калининского административного района г. Санкт-Петербурга

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ЧИСЛЕННОСТИ ШТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

студентки Харитоновой Юлии Викторовны

Научный руководитель: Иванова Вера Ивановна

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

Глава 1. Организационные основы социальной защиты населения в России

§ 1. Организационные структуры управления

§ 2. Федеральные и региональные органы социальной защиты Населения

.1 Федеральные органы социальной защиты населения

.2 Структура региональных органов социальной защиты населения на примере г. Санкт-Петербурга

§ 3. Районные Отделы социальной защиты населения - первичная ступень реализации государственной социальной политики

Глава 2. Организационная структура районного Отдела социальной защиты населения

§ 1. Аппарат управления

§ 2. Структура секторов(филиалов) ОСЗН Калининского района

Глава 3. Формирование штата ОСЗН Калининского района

§ 1. Должностные обязанности специалиста районного Отдела социальной защиты населения

§ 2. Особенности набора и отбора кадров в Отделе социальной защиты населения Калининского района г. Санкт-Петербурга

§ 3. Формирование численности персонала

§ 4. Повышение квалификации и профессионального уровня персонала Отдела социальной зашиты населения Калининского района

Заключение

Список литературы

Введение

Конституция Российской Федерации, определяя наше государство как социальное государство, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Функции социальной защиты, социального обслуживания населения в РФ осуществляют, прежде всего, специальные государственные органы и службы.

В настоящее время в России продолжается процесс преобразования системы социального обеспечения в систему социальной защиты населения. Сложилось три уровня государственной системы социальной защиты населения, управляемые соответствующими органами. Это: федерация, регион, трудовой коллектив. Так же можно выделить еще один уровень - негосударственные (в т.ч. благотворительные) общественные организации. Соответственно определяются органы управления. Федерация - Министерство труда и социального развития, органы управления социальной защиты населения республик в составе РФ. Региональный уровень - органы социальной защиты населения краев, областей, автономных областей, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга, комитеты, управления, отделы, департаменты социальной защиты населения в составе соответствующих администраций. В системе социальной защиты важную роль играют профессиональные союзы, администрация, структуры самоуправления, трудовые коллективы, негосударственные общественные организации. Организационная деятельность органов отдела социальной защиты населения всех уровней строится на основе принципов: целенаправленности, законности, демократизма, стимулирования, единства полномочий и ответственности, контроля и проверки исполнения и т.п.

Принцип целенаправленности означает, что эффективной может быть только четко спланированная, скоординированная по горизонтали и по вертикали деятельность всех структур и звеньев, ведущая к достижению поставленной цели.

Принцип законности требует строгого исполнения законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Принцип демократизма служит предпосылкой наиболее полного выявления творческого и социального потенциала всех звеньев системы социальной защиты населения.

Принцип стимулирования способствует побуждению исполнения к осознанной деятельности по удовлетворению социальных потребностей населения.

Принцип единства полномочий и ответственности требует строго определенных полномочий каждого подразделения, исполнителя установления рациональных информационных потоков между подразделениями и службами социальной защиты.

Принцип контроля и проверки исполнения, его смысл заключается в необходимости обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезности социальной напряженности свидетельствуют следующие факты. В настоящее время до 70 % населения находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей территории России. Растет число детей рожденных вне брака. Ежегодно остается без одного родителя около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившихся психологических стрессов, заболеваний и т.д.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи. Для этого и существуют организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Неуклонный рост числа пенсионеров по отношению к общему числу жителей не только в Санкт-Петербурге, но и по России в целом, требует прогрессирующей системы социальной защиты населения, совершенствования и повышения эффективности деятельности органов социальной защиты населения, совершенствования и повышения эффективности деятельности органов социальной защиты населения.

Реализацию государственной политики в области социальной защиты населения осуществляют районные Отделы социальной защиты населения. По количеству и характеру обращений в районные ОСЗН можно судить о социально-экономической ситуации в районе, городе, регионе. Районные ОСЗН обеспечивают правильное и своевременное назначение пособий и компенсационных выплат в соответствии с действующим законодательством, осуществляют мероприятия, направленные на реализацию законодательства РФ в области социальной защиты населения.

Отдел социальной защиты населения является структурным подразделением администрации, осуществляющим государственную политику Российской Федерации в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, материнства и младенчества, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке групп населения.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с заинтересованными отделами и управлениями, ведомствами и общественными организациями, администрациями городов.

Задачами данной работы являются:

1 рассмотрение структуры и деятельности органов, осуществляющих управление социальной защиты населения на местном уровне;

2 на примере органов социальной защиты населения территориального управления Калининского административного района Санкт-Петербурга проанализировать деятельность новой для районов города, организационной структуры Отдела в условиях его децентрализации;

3 описание особенностей набора и отбора кадров и формирования численности штата в ОСЗН Калининского района.

Глава 1. Организационные основы социальной защиты населения в России

§ 1. Организационные структуры управления

Определенная организация наблюдалась еще на стадии индивидуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда.

Главными факторами формирования организационной структуры управления были разделение труда и появление функции управления.

По определению Е.Е.Вершигоры: «структура управления организацией - это соподчиненность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления. Она характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями». Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения - каждого исполнителя. При формировании организационных структур главное внимание уделяется приданию им динамичности, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.

Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связей они подразделяются на: линейные, функциональные и комбинированные. Остановимся более подробно на функциональной структуре управления (рис.1.1.) и линейной структуре управления (рис.1.2), т.к. именно эти структуры присущи государственной службе. Сущность функциональной структуры управления заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов. Специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения системы управления и принимают решения, которые обязательны для подразделений.








Рис.1.1. Функциональная структура управления

Недостатком функциональной структуры управления является то, что команды управления поступают от многих функциональных служб в одно подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей вследствие обезлички. При линейной структуре во главе звена любого уровня стоит руководитель - единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление.

Исполнители                                                 Исполнители

Рис.1.2. Линейная структура управления

Это структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет только один канал связи (по вертикали), каждый подчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена.

Эта структура характерна для малых организаций, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного.

§ 2. Федеральные и региональные органы социальной защиты населения

2.1 Федеральные органы социальной защиты населения

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруд России).

Минтруд России образован Указом Президента РФ от 14.08.96 года № 1176 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и является правопреемником упраздненных Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости населения России.

Основными задачами Минтруда России являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по: решению комплексных проблем социального развития народонаселения; повышения уровня жизни и доходов населения; развитию социального страхования, кадрового потенциала; организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, социальной защите семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов; совершенствованию законодательства о социальной защите населения и др.

Минтруд России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет полную персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществлением своих функций.

Структура Министерства предусматривает: руководство в составе министра, до 11 заместителей, в том числе 3 первых, коллеги в количестве 25 человек, различные департаменты и управления. К структурным подразделениям Министерства относятся Департаменты: комплексного анализа и прогнозирования социального развития; правовой; доходов, оплаты труда и социального страхования; условий и охраны труда; по вопросам государственной службы; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; народонаселения и политики занятости; профессионального обучения и развития человеческих ресурсов; по вопросам пенсионного обеспечения; по делам семьи, женщин детей; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по делам ветеранов и пожилых людей. А также Управления: мониторинга и координации научных исследований; финансового обеспечения программ занятости (Государственный фонд занятости); социальной поддержки безработных; взаимодействия с территориями и развития региональных органов; международного сотрудничества; автоматизации и информационных технологий; финансирования; бухгалтерского учета и отчетности; планово-бюджетное; кадров и учебных заведений; общественных связей и информации; по работе с обращениями граждан и другие. В Министерстве труда и социального развития РФ образуется Коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав Коллегии могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; организаций, ученые и специалисты.

Коллегия на заседаниях рассматривает важнейшие вопросы труда, занятости и социальной защиты населения и деятельности самого Министерства. Решения Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь постановлениями Министерства, приказами и распоряжениями Министра. Министерство осуществляет финансирование подведомственных организаций, а также федеральных программ и мероприятий социальной защиты населения. В реализации государственной политики по социальной защите населения принимают участие и такие государственные органы как Министерство образования, Министерство высшего образования, Миграционная служба, Министерство здравоохранения.

2.2 Структура региональных органов управления социальной защиты населения на примере г.Санкт-Петербурга

В осуществлении управления социальной сферой все большее значение приобретают региональные органы и органы местного самоуправления.

Структуры региональных органов управления социальной защиты населения многообразны. Остановимся более подробно на рассмотрении структуры Комитета по труду и социальной защите населения (далее - Комитет) г.Санкт-Петербурга.

Комитет по труду и социальной защите населения образован в результате слияния Комитета по социальным вопросам, Департамента труда и Департамента социальной защиты населения г.Санкт-Петербурга в соответствии с приказом Губернатора г.Санкт-Петербурга от 14.12.1996 г. № 40-П «О внесении изменений в приказ губернатора г.Санкт-Петербурга от 01.11.1996 г. № 31-П «О мерах по реализации закона г.Санкт-Петербурга «О структуре Администрации г.Санкт-Петербурга».

Комитет подчинен губернатору г.Санкт-Петербурга, является юридическим лицом, имеет счета в банках, печать с изображением герба г.Санкт-Петербурга и своим наименованием.

Комитет возглавляет председатель Комитета, который назначается на должность и освобождается от должности губернатором г.Санкт-Петербурга. Председатель Комитета осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач. Председатель Комитета имеет первого заместителя, заместителей, назначение на должность и освобождение от должности которых производится председателем Комитета по согласованию с губернатором г.Санкт-Петербурга.

При председателе Комитета в качестве совещательного органа создается Коллегия. «Положение о Коллегии» и ее состав утверждается председателем Комитета.

Финансирование Комитета осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

В структуру Комитета входят:

управление пенсий, пособий и социальных выплат;

управление социальной помощи населению;

управление по делам ветеранов и инвалидов;

управление по труду и социальному партнерству;

управление по охране труда и условиям труда;

управление экономики и финансирования;

управление бухгалтерского учета, отчетности и контроля;

управление социального развития;

информационно-правовое управление;

управление делами;

отдел управления персоналом.

Предметами ведения Комитета являются: обеспечение социальной защиты населения, в том числе, организация социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным, организация содержания домов для престарелых и инвалидов, осуществление мероприятий по социальной защите граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях; координация работы органов Администрации г.Санкт-Петербурга по разработке и реализации социальных программ; взаимодействие с общественными благотворительными организациями, оказывающими социальную помощь гражданам; организация выплаты пенсий и иных социальных платежей; осуществление других функций в сфере охраны труда и социальной защиты населения г.Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством.

§ 3. Районные Отделы социальной защиты населения - первичная ступень реализации государственной социальной политики

Первой инстанцией, куда обращаются граждане по вопросу назначения пособия на ребенка, оказания материальной помощи или за предоставлением компенсационной выплаты являются районные Отделы социальной защиты населения. Именно сюда идут ветераны и инвалиды, малообеспеченные граждане за помощью и поддержкой в критические периоды своей жизни. Общее ухудшение демографической обстановки как в стране, так и в Санкт-Петербурге, обострение экономического кризиса, снижение жизненного уровня населения, а особенно лиц пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей, многообразие и сложность действующего законодательства, вступление в силу с 01.01.2011 г. Федеральных законов № 166-ФЗ от 15.12.2001. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и № 173- ФЗ от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также вступление в силу в Санкт-Петербурге с 01.01.1998 г. в полном объеме законов «О ветеранах» и « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» привело к резкому увеличению потока граждан в районные Отделы социальной защиты населения (далее Отделы или ОСЗН).

Таким образом, именно в районных управлениях создаются условия для сбора и анализа информации о социально-экономической ситуации в районе, в городе.

Районные Отделы создают и обеспечивают эффективную систему социальной защиты населения в районе и контролируют деятельность общественных организаций, учреждений и предприятий социальной направленности в соответствии с действующим законодательством; координируют деятельность всех структур, действующих в сфере социальной защиты; разрабатывают методические и руководящие документы для секторов Отдела социальной защиты и общественных организаций в сфере задач и функций Отдела.

Районные Отделы социальной защиты населения являются структурными подразделениями территориальных управлений административных районов и в своей деятельности подчиняются Главам районных администраций. Комитет по труду и социальной защите населения г.Санкт-Петербурга осуществляет методическое руководство районными ОСЗН.

ОСЗН, а также подведомственные ему учреждения социального обслуживания, социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства, детства, развития системы социального обслуживания населения являются частью социальной политики государства.

ОСЗН в своей деятельности руководствуются федеральными законами, нормативными актами министерств, ведомств, администрации г.Санкт-Петербурга, актами Глав районных территориальных управлений, а также положениями об ОСЗН.

Отделы социальной защиты населения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления (далее - МСУ, органы МСУ). Например, в ОСЗН территориального управления Калининского административного района разработан план мероприятий по координации деятельности ОСЗН с органами МСУ в области социальной защиты населения.

В план включены такие мероприятия, как встречи представителей ОСЗН и МСУ для выявления вопросов, требующих совместных решений, совместные поздравления долгожителей с юбилейными датами, незамедлительное информирование органов МСУ о выявленных детях, оставшихся без надзора родителей и др.

Основные задачи районных ОСЗН:

а) участие в разработке прогнозов социального экономического развития района и проектов программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения;

б) разработка на основе прогнозирования социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения;

в) разработка мероприятий, направленных на реализацию законодательства РФ в области социальной защиты населения;

г) обеспечение правильного и своевременного назначения пособий и компенсационных выплат в соответствии с действующим законодательством;

д) взаимодействие в работе с государственными, общественными, благотворительными структурами по оказанию всесторонней помощи ветеранам, инвалидам и другим льготным категориям граждан.

Основные функции районного ОСЗН:

а) полностью и своевременно претворяет в жизнь указы Президента РФ, постановления и распоряжения Федерального Собрания России и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Правительства РФ, приказы и указания министерства и начальника Отдела социальной защиты;

б) с учетом социально-демографических особенностей региона и потребностей различных категорий и групп населения вносит предложения о создании на правах юридических лиц;

в) осуществляет реализацию материалов, ревизий, проверок, контроль за выполнением приказов вышестоящих органов, планов и мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков;

г) производит выплату пособий, а также компенсационных выплат;

д) оформляет документы для помещения престарелых граждан, инвалидов, детей - инвалидов соответствующие дома-интернаты;

е) оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации;

ж) осуществляет организацию санаторно-курортного лечения;

з) осуществляет прием документов на кресла-коляски и другие функции.

Возглавляет ОСЗН начальник Отдела, который назначается Главой и подчиняется Главе Территориального административного района. Начальник ОСЗН несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел задач и осуществление им своих функций.

Для успешной реализации задач поставленных перед ОСЗН необходимо всемерно повышать эффективность их деятельности, совершенствовать систему управления районными службами социальной защиты населения. Процесс управления определенным образом организует, через распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановку кадров, выработку методов и средств управления, обеспечивающих достижение результатов, обратную связь, учет, контроль, проверку исполнения. Таким образом, управление социальной службой - это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей.

Глава 2. Организационная структура районного Отдела социальной защиты населения

§ 1. Аппарат управления

Под структурой управления любой организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям, которые в свою очередь носят линейный и функциональный характер.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятия управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно права и ответственность за их выполнение. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а также функциональное разделение труда и объем полномочий работников, которые расширяются в направлении более высоких уровней управления. Структура управления должна соответствовать социально-культурной сфере, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей придется функционировать. ОСЗН имеют формальные (иерархические или бюрократические) структуры управления, что определено строгой регламентированностью их деятельности. Структура ОСЗН Калининского административного района имеет существенное отличие от организационных структур Отделов социальной защиты других районов г.Санкт-Петербурга, что вызвано следующими причинами:

разрыв линии метрополитена между станциями «Площадь Мужества» - «Лесная» затруднил доступ жителей окраинной части района к учреждениями социальной защиты, расположенным в центральной части района (ОСЗН, Центра социального обслуживания);

проведение (в соответствии с Программой социально-экономического развития Калининского административного в 1996-2000г.г) политики приближения служб района к местам проживания населения.

Процесс децентрализации ОСЗН был начат в октябре 1994г., когда был открыт филиал ОСЗН № 1. В июне и ноябре 1996г. были открыты филиалы № 2 и № 3 ОСЗН, в декабре 1997г.- № 4, в апреле 1998г.- № 5 и № 6. В апреле 1998г. программа реформирования и децентрализации органов социальной защиты Калининского административного района была завершена и окончательно сформировалась структура Отдела социальной защиты населения.

Отдел социальной защиты населения является структурным подразделением Территориального управления Калининского административного района (далее - ТУКАР) и в своей деятельности подчиняется Главе ТУКАР.

Руководит деятельностью Отдела социальной защиты населения начальник Отдела.

Деятельность руководителя в системе социальной защиты выступает как «ведущая сила», «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность. Начальник ОСЗН руководит деятельностью Отдела на правах единоначалия, определяет в установленном порядке компетенцию заместителей, начальников секторов (филиалов), вносит предложения Главе, координирует деятельность структурных подразделений Отдела и контролирует их работу, производит найм, увольнение и перемещение работников. В пределах своей компетенции издает приказы инструкции, назначает на должность и освобождает от должности работников Отдела.

Начальник ОСЗН имеет двух заместителей:

заместитель начальника ОСЗН по вопросам назначения пособий, по вопросам развития;

заместитель начальника ОСЗН по материально-бытовым вопросам.

Заместители начальника ОСЗН ведут методическую и координационную работу по своим направлениям; являются председателями постоянно действующих комиссий; осуществляют контроль за деятельностью секторов (филиалов) по своим направлениям; организуют техническую учебу специалистов; принимают участие в подборе кадров.

Заместители начальника ОСЗН готовят отчетную документацию по указанию вышестоящего руководства; готовят проекты распоряжений Главы; исполняют другие обязанности в соответствии с указаниями начальника Отдела.

Начальник ОСЗН и его заместители ведут прием граждан.

К аппарату управления ОСЗН ТУКАР относятся начальники секторов (филиалов).

Начальник сектора осуществляет и планирует деятельность сектора и контролирует его работу, ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы, и принимает по ним необходимые меры.

Начальник сектора (филиала) несет ответственность за соблюдение правильности применения норм действующего законодательства в своей профессиональной повседневной деятельности; проводит практические занятия с сотрудниками отдела; готовит отчетную документацию по указанию вышестоящего руководства; готовит начальнику управления предложения по социально-бытовому и материальному обслуживанию и предоставления льгот; обеспечивает правильное применение законодательства при назначении пособий, по вопросам социально-бытового и материального обслуживания жителей района; принимает участие в работе комиссий, исполняет другие обязанности в соответствии с указаниями начальника управления и Главы.

Следует отметить, что среди руководителей Отдела преобладают женщины и коллективы в основном женские. Это накладывает определенный отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимодействий, эмоциональный фон и т.д. Начальникам секторов (филиалов) приходится осуществлять различные функции - хозяйственника, организатора, администратора, психолога, юриста, политика, специалиста высшей квалификации. На должность начальника сектора (филиала) назначались высококвалифицированные специалисты, не имеющие опыта руководящей работы. Процесс становления руководителя, приобретения в этой связи необходимых профессиональных качеств, требует определенного времени. Но условия работы, требования, которые предъявляет жизнь, не дают возможности переориентироваться, а заставляют набираться опыта в процессе работы; не дают времени на плавный переход из одних условий работы в другие. В то же время переход квалифицированных специалистов в ранг руководителей ослабляет другие должностные группы и несколько снижает качество работы.

§ 2. Структура секторов (филиалов) ОСЗН Калининского района

В апреле 1998г. завершилась децентрализация Отдела социальной защиты населения ТУКАР, начавшаяся в 1994г. Организовано 6 секторов (филиалов), занимающихся работой по всем основным вопросам:

социального развития;

организации государственной социальной помощи;

социального обслуживания;

по делам инвалидов;

социальной защиты семьи и детства;

пособий;

информационно-правовым;

финансово-административным (только на секторе № 6).

Сектора (филиалы) скомпонованы по почтовым отделениям, на территории которых проживают получатели пенсий и пособий.

Численность граждан, состоящих на учете в ОСЗН Калининского района г.Санкт-Петербурга по секторам (филиалам) показана в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1. Численность граждан, состоящих на учете в ОСЗН


Сектор № 1

Сектор № 2

Сектор № 3

Сектор № 4

Сектор № 5

Сектор № 6

Всего по ОСЗН

Численность граждан

34695

52936

20258

42740

35354

3914

190987


Как видно из таблицы численность обслуживаемого населения секторами (филиалами) различна, что является причиной некоторых различий в структурах отделов.

Функции филиалов, кроме 6-го, одинаковы и определены «Положением о секторах (филиалах) ОСЗН ТУКАР».

Сектора (филиалы) являются структурными подразделениями ОСЗН, подчиняются начальнику ОСЗН. В своей деятельности отделы руководствуются федеральным законодательством, нормативными актами министерств и ведомств, администрации Санкт-Петербурга, Главы ТУКАР и «Положением о ОСЗН».

Сектора (филиалы) имеют 1 круглую печать, штампы и бланки с наименованием ТУКАР, Отдела и своим собственным наименованием. Сектор (филиал) оформляет и выдает документы от имени Отдела социальной защиты населения.

Основная задача - осуществление мероприятий по социальному обслуживанию населения района в целях его социальной защиты. Возглавляет сектор - начальник сектора (филиала), который подчиняется начальнику Отдела и руководит деятельностью филиала; несет ответственность за выполнение стоящих перед филиалом задач; распределяет обязанности между работниками филиала в соответствии с квалификацией и должностными инструкциями; участвует в подборе кадров; имеет право подписи документов, оформляемых филиалом.

Основные функции секторов (филиалов) можно разделить на три группы:

.        назначение пособий и компенсаций согласно действующему законодательству;

.        предоставление всех видов, предусмотренных законодательством, материально-бытовых льгот (выдача удостоверений о праве на льготы, выдача листов-талонов для проезда на междугороднем транспорте и вкладышей на бесплатный проезд, выдача путевок в санаторно-курортные учреждения и дома отдыха и т.д.);

.        разъяснение и контроль за соблюдением законодательства о социальной защите населения.

Функции сектора (филиала) № 6, расположенного в здании администрации на Арсенальной наб.,13/1, несколько отличаются от деятельности остальных пяти секторов (филиалов).

Фактически сектор (филиал) № 6 - информационно-правовой центр Отдела, выполняющий функции организации, координирования и управления работы всего отдела:

сектор занимается разработкой целевых программ для инвалидов, малообеспеченных, одиноко проживающих;

создает и принимает участие в комиссиях о предоставлении дополнительных льгот малоимущим, инвалидам;

осуществляет представительство в судах по вопросам соблюдения законности и защите интересов граждан;

производится прием и оформление документов на присвоение звания «Ветеран труда» не пенсионерам- жителям Калининского района;

в структуру отдела входит «сектор писем» Отдела;

ведёт справочно-кодификационную работу Отдела;

организует работы по оказанию помощи семье и детям, предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

осуществляет прием документов для назначения (перерасчета) ежемесячной доплаты государственных пенсий в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.06.2000г. № 334-33 « О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и государственных служащих Санкт- Петербурга»;

проводит дачную компанию;

осуществляет связь с Комитетом по труду и социальной защите населения (КТСЗН) - получение путевок, бланков строгой отчетности и т.д.

Необходимо отметить, что в структурах секторов (филиалов) имеют небольшие различия, но общим является то, что во всех филиалах наблюдается разграничение деятельности, специализация сотрудников. В филиалах выделены группы, специализирующиеся на вопросах назначения пособий, и группы по материально-бытовому обслуживанию. Как правило группы материально-бытового обслуживания подчиняются непосредственно начальникам филиалов, это связано с необходимостью постоянного контроля за деятельностью группы (начальник филиала несет персональную ответственность за правильность выдачи удостоверений на льготы, распределение путевок в санаторно-курортные учреждения, выдачу, учет и хранение других бланков строгой отчетности).

Сложившиеся в настоящее время структуры филиалов не являются окончательным и неизменными. В процессе деятельности филиалов возникает необходимость вносить коррективы и изменения. Так, в период с ноября по март 1998г., когда органы социальной защиты производили массовый прием документов для организации выплаты пособий на детей до 16-тилетнего возраста, возникла необходимость создания усиленных групп по оформлению пособий. Таким образом, в зависимости от текущей ситуации, осуществляется перемещение сотрудников для оперативного решения возникших задач. Систематически проводимый анализ деятельности секторов (филиалов) позволяет выявлять, какая организационная структура наиболее приемлема.

Личное мнение автора данной работы заключается в том, что наиболее оптимальной была бы следующая структура:

на каждом филиале оставить 2-4 одинаковых функций, наиболее востребованных (например: назначение пособий на детей, оказание материальной помощи и т.п.);

остальные функции закрепить за каждым отдельным филиалом.

Плюсы такой организационной структуры заключаются в том, что специалистам будет необходимо знать небольшой объем нормативных документов, не надо будет распределяться между всеми функциями, а вести что-то одно. При существующей структуре бывают моменты, когда специалиста, закрепленного за какой-либо функцией, при его уходе на больничный или в отпуск, некем заменить, т.к. никто больше не владеет информацией по его делам.

Глава 3. Формирование штата ОСЗН Калининского района

§ 1. Должностные обязанности специалиста районного Отдела социальной защиты населения

социальный защита кадр персонал

Эффективность деятельности органа социальной защиты зависит от профессионализма и компетенции кадрового состава органа социальной защиты населения. В связи с этим важнейшей стороной управленческой деятельности является набор, подбор кадров, воспитание и обучение специалистов, контроль, проверка исполнения и оценка эффективности деятельности специалистов и органа в целом.

Кадры социальной защиты населения - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.

По признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям их можно классифицировать на:

аппарат республиканских, краевых, областных и окружных организаций социальной защиты населения;

аппарат центров по начислению и выплате пенсий и пособий;

аппарат районных органов социальной защиты населения.

Для кадров органов социальной защиты населения «требуемыми личными качествами» являются: здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено тем, что работа в данной области была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Специалисты ОСЗН сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни - старостью, инвалидностью, беззащитностью, болезнями и т.д.

Компетентность сотрудников представляет собой соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленных правами; наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; умение работника практически действовать и достигать требуемых результатов.

Компетентность сотрудников обеспечивается базовым образованием, самообучением в ходе практической деятельности, «заимствованием опыта» у своих коллег, различными формами краткосрочной учебы - курсы, семинары, разовые программы и т.д. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация - завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.

Профессионализм - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие соответственно высокое качество труда и его результатов.

Основным документом, определяющим задачи, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя является должностная инструкция. Должностные инструкции разрабатываются на основе положений о структурных подразделениях с учетом квалифицированного разделения труда.

В районных ОСЗН разработаны должностные инструкции на все должности сотрудников, предусмотренных штатным расписанием, кроме начальника ОСЗН, поскольку права и обязанности последнего определяются «Положением об Отделе социальной защиты населения».

Должностные инструкции сотрудников ОСЗН составлены в соответствии с типовыми методиками разработки должностных инструкций и содержат все основные разделы.

Первый раздел должностной инструкции - «Общие положения», определяет: подчиненность специалиста, условия найма и освобождения от занимаемой должности, квалификационные требования, нормативные документы, которыми специалист руководствуется в своей деятельности, расположение рабочего места.

Во втором разделе детализированы требования к уровню знаний.

Третий раздел - «Обязанности», содержит полный перечень выполняемых работ.

В пятом разделе - «Ответственность», определяется персональная ответственность за принимаемые решения.

Анализируя должностные инструкции, необходимо отметить, что в должностных инструкциях ведущих специалистов отсутствует работа, связанная с назначением пособий, а у специалистов первой категории должностная инструкция предусматривает деятельность, связанную как с материально-бытовым обеспечением так и с другими видами работы. Таким образом, можно сделать вывод, что в секторах отсутствуют специализации сотрудников, а это противоречит действительности.

В процессе проведения децентрализации ОСЗН преследовалась цель ликвидировать специализацию работников. В связи с этим были разработаны представленные должностные инструкции, но практика показала, что один работник не может совмещать функции специалиста по назначению пособий и специалиста по материально-бытовому обслуживанию. Таким образом, перед кадровой службой и руководителями ОСЗН стоит задача разработки должностных инструкций на основе тщательного анализа содержания работы и описания должности.

§ 2. Особенности набора и отбора кадров в Отделе социальной защиты населения Калининского района г. Санкт-Петербурга

«Исходный этап в процессе управления персоналом - набор и отбор кадров. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами, а так же эффективность работы как персонала, так и организации в целом».

В предыдущем параграфе были проанализированы должностные обязанности специалиста Отдела социальной защиты населения, которые и являются первым этапом в процессе набора и отбора кадров.

Следующим этапом этой работы является составления требований к исполнителю. Остановимся на духовно-нравственном портрете работника ОСЗН.

Кроме соответствующего профессионального образования специалисту Отдела социальной защиты населения необходима личная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Особенно такие личностные качества, как интеллектуальность, общекультурный и нравственный потенциал. Благодаря формированию и закреплению этих качеств работник ОСЗН может более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях, предвидеть последствия своих действий, контактировать с разными категориями людей (инвалидами, престарелыми и т.д.), вызывать симпатию у клиентов, их доверие, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и эмоциональную устойчивость при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, сохраняя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Все это требует действительно неординарных личностных качеств. Необходимо отметить такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострение чувства добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, сопереживание, готовность понять другого и прийти к нему на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества специалиста ОСЗН можно подразделить на три группы:

психологические характеристики, которые являются составной частью способности к данному виде деятельности;

психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста как личности;

психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятие, память, воображение, мышление); психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия); вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе относятся самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества: физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе относятся коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам), визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и т.д.

Работа органов социальной защиты населения является универсальным видом деятельности, в связи с этим от специалистов ОСЗН требуются знания в различных областях и умение применять их на практике.

Подобрать кандидата, обладающего всеми перечисленными выше качествами практически невозможно, да и проявляются они в процессе работы. В связи с этим, устанавливается минимум требований, которым должен удовлетворять претендент.

Основными источниками найма персонала для Отдела социальной защиты населения Калининского района являются:

)        выпускники Санкт-Петербургского социального техникума, который готовит юристов по пенсионному и трудовому законодательству;

)        Государственная служба занятости, направляющая граждан в органы социальной защиты населения для выполнения общественных работ;

)        случайные претенденты, самостоятельно обратившиеся по поводу работы;

)        граждане, рекомендованные сотрудниками ОСЗН.

При отборе претендентов предпочтение отдается первым двум категориям граждан. Это вызвано тем, что выпускники техникума направляются в ОСЗН для прохождения производственной практики и сотрудники Отдела имеют возможность в течение длительного времени (4-5 месяцев) наблюдать за их работой и в итоге составить наиболее полное представление о возможном кандидате.

О гражданах, направляемых Центром занятости на общественные работы (продолжительность общественных работ - 2 месяца) также складывается определенное мнение, позволяющее рассматривать их как претендентов на вакантные должности. Рекомендации кандидатам, из указанных групп, дают начальники секторов, в которых они работали или проходили практику. Основным методом отбора кандидатов является собеседование, которое проводится начальником ОСЗН и одним из заместителей по специализации. В ходе отборочного собеседования руководитель стремится получить ответы на три основных вопроса:

.        сможет ли кандидат выполнять данную работу?

.        будет ли он ее выполнять?

.        подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)?

Отобранные кандидаты направляются в сектор ОСЗН. При отборе кандидата, необходимо помнить, что люди ищут не просто какую-либо работу, а именно ту, которая их устраивает. Кроме этого претендент должен вписаться в существующую рабочую обстановку, в коллектив, где ему предстоит работать. Для того чтобы кандидат имел более полное представление о предстоящей работе (это, в основном, относится к третьей и четвертой группе претендентов), ему предлагается в течение 5-10 дней присутствовать на приеме населения и наблюдать за работой специалиста ОСЗН. В ряде случаев, кандидат, оценив свои возможности, отказывается от устройства на данную работу.

Необходимо отметить, что при отборе кандидатов учитываются предложения и мнения линейных руководителей (руководителей и начальников секторов).

Все вышеизложенное относится к набору и отбору кандидатов на должность специалистов первой категории. При появлении вакантных должностей ведущих и главных специалистов, начальников секторов, заместителей начальника Отдела, главным источником набора является внутренний (из работников ОСЗН).

Преимуществами этого источника являются:

организация знает достоинства и недостатки работника;

реализуются возможности работника;

на должность назначается специалист уже адаптированный к условиям работы Отдела.

В таблице 3.2.1. показаны источники и методы набора специалистов на вакантные должности в Отдел социальной защиты населения Калининского района:

Таблица 3.2.1. Источники и методы набора персонала в ОСЗН Калининского района

Наименование должности

источник

метод

1

Начальник Отдела

Внешний

Десантирован вышестоящим органом

2

Заместитель начальника Отдела

Внутренний

Продвижение по службе, перевод из начальников сектора

3

Начальник сектора

Внутренний

Продвижение по службе, перевод из главных специалистов

4

Главный специалист

Внутренний

Продвижение по службе, перевод из ведущих специалистов и специалистов первой категории

5

Ведущий специалист

Внутренний

Продвижение по службе, перевод из специалистов первой категории;

6

Специалист первой категории

Внешний

- Выпускник техникума; - граждане из Центра занятости; - по предложению сотрудника ОСЗН; - самостоятельное обращение.


Новый человек, пришедший в организацию, обладает приобретенным опытом и знаниями, взглядами, которые могут вписываться или не вписываться в нормы функционирующей организации. В связи с тем, что ожидания работника не всегда совпадают с реальностью, нужен некоторый период притирки и адаптации. В результате этого человек лучше понимает, что ожидает от него организация, а руководитель - стремления и надежды работника.

По определению Кибанова А.Я.: «адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».

Для того, чтобы процесс адаптации был менее болезненным, принятый в ОСЗН сотрудник (на должность специалиста первой категории) прикрепляется на две недели к опытному специалисту, который знакомит вновь принятого с основными приемами работы, необходимыми для выполнения возложенных на него функций. Только после этого новый сотрудник приступает к работе на закрепленном за ним участке.

§ 3. Формирование численности персонала

Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными качественными и количественными характеристиками (структура, опыт, стаж и пр.) и выполняет различные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штатах, называется кадрами.

Обычно персонал формируется целенаправленно. Это позволяет установить его оптимальную профессиональную и квалификационную структуру, обеспечить рациональное распределение трудовых функций и загрузку работников.

Численность определяется содержанием, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, то есть количеством сотрудников, которые официально работают в организации на данный момент.

В списочный состав работников на каждый календарный день включаются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам.

В реальных условиях при расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава работающих.

В явочный состав персонала включаются все работники, явившиеся на работу.

Списочный состав персонала превышает по численности явочный состав примерно на 5-10 %. Величина этого превышения устанавливается исходя из фактически сложившихся данных за предыдущие периоды и зависит от ряда факторов, прежде всего от демографического состава персонала и условий труда. Так, в организациях, где преобладает женский труд, где значительный удельный вес в общей численности занимают лица пожилого возраста, где неблагоприятны условия труда, различия в численности между списочным и явочным составами неизбежно возрастают.

Списочная численность персонала в связи с приемом и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учете определяют среднесписочную численность.

Среднесписочная численность за месяц определяется путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления результата на число календарных дней в месяце. При этом списочная численность в выходные и праздничные дни берется по предшествующему рабочему дню. Среднесписочная численность персонала за квартал (год) рассчитывается как сумма среднемесячной численности за этот период, деленная на соответствующее число месяцев.

Нормирование численности работающих является ключевым опорным звеном всей системы управления персоналом. Грамотное, научно обоснованное решение возникающих здесь проблем позволяет не только рассчитать потребную численность работающих по профессиям, квалификации, осуществить расстановку людей по подразделениям и тем самым заложить количественную базу для формирования системы управления персоналом. Оно в значительной мере предопределяет успешность всей производственной деятельности коллектива организации. Расчеты численности потребуются уже на стадии заключения договоров на поставку, при определении сроков выполнения заказов, допустимых предельных издержек на рабочую силу, цены выпускаемой продукции. Без расчетов численности работающих невозможно правильно организовать само производство, определить производственные мощности подразделений, осуществить взаимоувязку в их работе.

Вместе с тем расчеты численности работающих имеют не только экономическое, но и важное социальное значение. Практика убедительно показала, что большинство конфликтов в организациях возникают именно из-за ошибок в нормировании труда, в расстановке людей, из-за существования так называемых «выгодных» и «невыгодных» норм и расценок.

В российских организациях для расчета численности работников применяются следующие виды норм: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма времени обслуживания, нормы численности.

В практике работы организаций наиболее часто применяются нормы времени, так как рабочее время является всеобщим измерителем количества затраченного труда. Кроме того, затраты рабочего времени закладываются и в основу расчетов норм выработки, норм обслуживания и норм численности персонала.

Под нормой времени понимаются общественно необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации. Расчет численности работающих производится по следующей формуле:

=

где Q - объем работ данного вида и сложности;

к - коэффициент, учитывающий уровень выполнения нормы;

 - продолжительность смены.

Норма выработки применяется для расчета численности работающих, планирования производительности труда, организации заработной платы в таких видах производств, где продукт труда является однородным и может быть измерен в натуральных величинах, - штуках, литрах, тоннах и т.д.

Численность работающих рассчитывается по формуле:

=

где  - норма выработки.

Нормы обслуживания применяются для нормирования труда и расчета численности основных рабочих-многостаночников, а также ряда профессий вспомогательных рабочих. При этом под нормой обслуживания понимается количество единиц оборудования, производственных площадей, число рабочих мест или других объектов, которые должны обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации.

В общем случае явочная численность работающих рассчитывается с помощью норм обслуживания по такой формуле:

=

где  - норма обслуживания,

 - коэффициент сменности работы на обслуживаемом оборудовании.

Нормы времени обслуживания позволяют учитывать трудоемкость работ по обслуживанию единицы оборудования, производственных площадей и других объектов в течение определенного периода времени.

Явочную численность можно рассчитать по следующей формуле:

=

где  - количество ремонтных единиц,

 - норма времени обслуживания на ремонтную единицу в смену,  - коэффициент сменности работы оборудования.

Под нормой численности понимается число рабочих или других категорий работающих определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для обслуживания крупных агрегатов, складов и других объектов или выполнения определенного круга работ.

Особую сложность представляют нормирование труда и расчеты численности управленческого персонала. При этом чем выше удельный вес творческого труда в общих затратах рабочего времени, тем сложнее устанавливать нормы для управленцев. Основным объектом нормирования труда управленцев является выполняемая ими функция - определенный состав работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления.

По характеру, сложности и ответственности выполняемых работ управленческий персонал делится на три группы: руководители, специалисты и другие служащие. Их трудовые функции и содержание труда существенно различаются, прежде всего, по таким признакам, как удельный вес творческого труда, степень повторяемости отдельных элементов работы, неравномерность загрузки в течение рабочего дня. Так, для руководителей и специалистов характерной особенностью трудовых процессов является значительный удельный вес элементов творческого труда, отсутствие многократной повторяемости работ и операций. Содержание трудовых процессов других служащих характеризуется регулярной повторяемостью рутинных работ и таких операций, например, как прием и выдача документов, работа операторов на вычислительных машинах, машинописные работы и т.п. Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для различных категорий управленцев.

Для нормирования повторяющихся работ, выполняемых другими служащими и расчетов потребной их численности могут применяться нормы времени и нормы выработки.

В тех случаях, когда другие служащие выполняют работы, не стабильные по объему, но с наличием периодически повторяющихся элементов, для нормирования труда и расчета численности персонала следует использовать нормы обслуживания.

Нормирование труда линейных и функциональных руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости (под такой нормой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель).

Внутри служб и подразделений организации в целях рациональной организации труда и расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидностью норм управляемости. Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника другой должности или квалификации. С помощью норм соотношений устанавливаются, прежде всего, оптимальное соотношение между отдельными должностными группами внутри этих категорий. Нормы соотношений выражаются отношением, приведенным к единице, либо в виде размерных цепочек.

Штат Отдела социальной защиты населения Калининского административного района - 95 человек: 1 начальник ОСЗН; 2 заместителя начальника ОСЗН; 6 начальников секторов (филиалов); 20 главных специалистов; 17 ведущих специалистов; 43 специалиста 1 категории; 1 сотрудник аппарата отдела, 3 сотрудника бухгалтерии, 2 сотрудника кадровой службы.

Штатная численность сотрудников секторов (филиалов) определена в зависимости от численности обслуживаемого населения.

Численность сотрудников ОСЗН и их распределение по секторам (филиалам) показана в таблице 3.3.1:

Таблица 3.3.1. распределение сотрудников по секторам ОСЗН

Количество обслуживаемого населения

Общий штат сотрудников, включая начальника сектора

Главные специалисты

Ведущие специалисты

Спец. 1 кат.

1

34695

13

3

3

6

2

53936

19

4

3

11

3

20258

9

2

2

4

4

42740

16

3

8

5

35354

13

3

1

8

6

3914

16

4

5

6

Итого

190897

86

20

17

43


Численность главных специалистов определена с помощью норм соотношений 1 : 3 или 1 : 1: 2, то есть на одного главного специалиста должно приходится в среднем три специалиста первой категории или один ведущий специалист и два специалиста первой категории.

§ 4. Повышение квалификации и профессионального уровня персонала Отдела социальной защиты населения Калининского района

Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми руководишь, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроением, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. После принятия на работу обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы.

Обучение не является чем-то внешним по отношению к основным функциям ОСЗН, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении основных стратегических целей. В связи с тем, что деятельность Отделов социальной защиты населения осуществляется в быстро меняющихся условиях, умения и знания сотрудников, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в настоящее время становится непрерывным. Поэтому обучение подчиненных занимает большое место в работе не только руководителей ОСЗН (начальника Отдела и его заместителей), но и начальников секторов. Ведь только непосредственный руководитель может располагать детальными знаниями о меняющихся требованиях, предъявляемых к выполняемой работе, а также навыках, требующихся каждому подчиненному. Потребность в обучении персонала ОСЗН определяется на различных уровнях.

На первом уровне она определяется общей политикой Территориального управления по планированию рабочей силы. В настоящее время требования Территориального управления Калининского административного района к образовательному уровню специалистов приведены в соответствие с Законом Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и государственных служащих Санкт-Петербурга» № 334-33 от 29.06.2000 года. Так, условием найма на должности начальника Отдела, заместителей начальника Отдела, начальников секторов, главных и ведущих специалистов является наличие высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» или равноценное высшее образование.

Второй уровень - определение потребности в обучении коллектива ОСЗН в целом. Для этого анализируется текущая ситуация в Отделе, выявляются существующие недостатки в работе Отдела.

Третий уровень - определение потребности в обучении сотрудников секторов ОСЗН. На этом уровне анализируются основные показатели деятельности сектора (количество ошибок, допущенных при назначении пособий, качество даваемых консультаций, наличие жалоб на некомпетентность специалиста и др.).

До 1991 года основным источником специалистов Отдела социальной защиты населения являлся Ленинградский социальный техникум, который готовил специалистов для работы в органах социальной защиты по специальностям: «юрист» и «бухгалтер». Выпускники этого техникума, а также лица, не имеющие специального образования, в основном и составляли коллективы районных Отделов социального обеспечения. С принятием 20 ноября 1990 года Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» начался новый этап развития социального обеспечения. Введение нового закона вызвало необходимость резко увеличить численность специалистов в области пенсионного обеспечения. В период с 1991 по 1994 года штат районных ОСЗН был увеличен почти в два раза.

В этот период наблюдался большой приток лиц, потерявших работу в связи с конверсионными процессами в ВПК и имеющих высшее техническое образование.

Так в 1994 году в Отделе социальной защиты населения Калининского района работало (при общей численности сотрудников - 103 человека):

специалистов с высшим юридическим образованием - 2 человека;

специалистов с высшим техническим образованием - 10 человек;

специалистов со средним специальным образованием (юрист, бухгалтер) - 28 человек.

Многообразие и сложность законодательства по социальной защите населения вызвало необходимость в повышении, как образовательного уровня сотрудников, так и их квалификации. В период с 2002 по 2012 года сотрудники, занимавшие должности ведущего специалиста, главного специалиста, начальника сектора получили высшее образование по специальности «государственное управление» или по специальности, соответствующей их должностным обязанностям.

В настоящее время в Отделе социальной защиты населения Калининского административного района работает 60% специалистов с высшим образованием, некоторые имеют два высших образования, остальные либо являются учащимися ВУЗов, либо имеют среднее техническое образование.

С этой целью в Отделе были разработаны планы проведения технических учеб с вновь принятыми сотрудниками, главными специалистами и специалистами Отдела. Для этих сотрудников организовался цикл лекций по всем институтам отрасли права социального обеспечения. Перед началом лекции проводилось проверочное тестирование по теме предыдущей лекции.

В связи с необходимостью быстрой адаптации новых сотрудников и скорейшего включения их в общий ритм работы, обучение новых сотрудников проводилось в сжатые сроки: 2 раза в месяц на протяжении трех с половиной месяцев.

В настоящий момент отбор персонала ведется в соответствие с Федеральным Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ от 31.07.1995 г. и Законом Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и государственных служащих Санкт-Петербурга» № 334-33 от 29.06.2000 года. Поэтому необходимости в проведении таких циклов лекций в Отделе нет, так как все вновь принятые сотрудники имеют высшее образование по специальностям: «государственное и муниципальное управление» и «юриспруденция» или среднее специальное образование.

Однако законодательство Российской Федерации постоянно меняется. И в Отделе социальной защиты населения своевременно проводятся технические учебы.

Для главных специалистов разрабатывается план технического обучения по тематическим направлениям с углубленным изучением предмета и анализом практики применения законодательства.

При проведении технической учебы производится обзор разъяснений Министерства труда и социального развития РФ, методических указаний Комитета по труду и социальной защите населения г.Санкт-Петербурга, публикаций журналов «Пенсия» и «Социальная защита». Такие технические учебы проводятся для всех главных специалистов Отдела не реже одного раза в месяц. На основе вышеуказанной технической учебы проводится обучение специалистов секторов. Начальник сектора анализирует деятельность своего подразделения и составляет план технического обучения для сотрудников сектора. Занятия проводятся один раз в месяц.

Для проведения совещаний и технического обучения в Отделе социальной защиты населения Калининского района выделен один методический день в неделю - пятница.

Огромное значение в обучении кадров имеет такая форма обучения как консультирование. Консультирование используется в повседневной работе ОСЗН и проводится на трех уровнях: консультация главного специалиста, консультация начальника сектора, консультация заместителя начальника отдела по специализации. В этой связи следует отметить, что отрицательным моментом, связанным с децентрализацией ОСЗН, является невозможность оперативного получения консультации. При невозможности решения вопроса на уровне сектора, в большинстве случаев, получение консультации заместителя начальника ОСЗН растягивается на 2-4 дня, так как по телефону достоверную консультацию невозможно получить без просмотра представленных документов.

Заключение

На этапе реформирования системы социального обеспечения в систему социальной защиты населения сложилось три уровня государственной системы социальной защиты населения, управляемые соответствующими органами.

Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управления в области социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

На региональном уровне осуществляется исполнение решений, принятых на федеральном уровне с их расширением и углублением. Региональные органы наделены правом законодательной инициативы, направленной на создание законов об улучшении социальной защиты отдельных слоев населения. Разрабатывают программы, финансируемые региональными бюджетами.

Реализацию государственной политики в области социальной защиты населения осуществляют районные Отделы социальной защиты населения.

Для успешной реализации задач, поставленных перед ОСЗН Калининского района и повышения эффективности их деятельности необходимо совершенствовать управление районными службами.

При построении структуры управления ОСЗН Калининского административного района возникла необходимость приблизить службы района к местам проживания населения, поскольку разрыв линии метрополитена между станциями «площадь Мужества» - «Лесная» отрезал 186983 получателей пенсий и пособий от центральной части района, в которой были расположены основные социальные службы района.

Проведение децентрализации органов социальной защиты Калининского административного района завершилось в апреле 1998г., в результате чего было создано 6 секторов (филиалов), расположенных в разных частях района. Вновь созданная структура усложнила процесс управления деятельностью Отдела, вызвала необходимость создания должностей начальников секторов (филиалов) и увеличения штата, что, безусловно, является отрицательным моментом.

В связи с различной численностью обслуживаемого населения, а следовательно, различием в штатных расписаниях секторов (филиалов), наблюдаются различия в организационных структурах филиалов. Сложившиеся в настоящее время структуры филиалов не являются окончательными и неизменными. В зависимости от текущей ситуации в секторах (филиалах) возможно перемещение сотрудников для оперативного решения возникающих задач.

Эффективность деятельности органа социальной защиты населения зависит от компетентности и профессионализма кадрового состава.

Основным документом, определяющим основные задачи, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя является должностная инструкция. Анализируя должностные инструкции, разработанные в ОСЗН Территориального управления Калининского административного района, необходимо отметить, что перед руководством ОСЗН и кадровой службой стоит задача по дальнейшему совершенствованию данных документов на основе тщательного анализа содержания работы.

Руководством Отдела социальной защиты населения Калининского административного района большое внимание уделяется работе по набору и отбору кадров. При отборе претендентов предпочтение отдается кандидатам, о которых работники ОСЗН имеют представление. В Отделе проводятся мероприятия по исключению принятия на работу «случайных» людей, а также обеспечение продвижения по службе наиболее квалифицированных сотрудников. В работе начальника ОСЗН, его заместителей, начальников секторов большое место занимает управление обучением персонала, повышение его квалификации. Разработанная система технического обучения направлена на повышение профессионального уровня сотрудников. Одной из форм обучения кадров, наиболее распространенной в органах социальной защиты населения, является консультирование. В связи с децентрализацией ОСЗН оперативное получение консультации начальника ОСЗН и его заместителей весьма затруднено, что усложняет работу специалистов.

Систематические отчеты о работе групп, секторов (филиалов) и Отдела в целом, показывают высокую эффективность работы ОСЗН.

Несмотря на трудности периода становления новой организационной структуры ОСЗН Калининского района, повышенную сложность управления децентрализованной организацией, Отдел социальной защиты населения успешно выполняет стоящие перед ним задачи, что доказывает жизнеспособность подобной организационной структуры.

Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации;

.        Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.1996 г. № 1176;

.        Постановление Правительства РФ № 480 от 23.04.1997 г. «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации», Российская газета от 15.05.1997;

.        Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ от 31.07.1995 г.;

.        Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., Собрание Законодательства РФ - 1995 № 50, ст.4873;

.        Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;

.        Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ;

.        Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995, Сборник Законодательства РФ - 1995 № 3, ст. 168;

.        Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., Собрание законодательства РФ - 1995 № 48, ст.4563;

.        Закон Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и государственных служащих Санкт-Петербурга» от 29.06.2000 г. № 334-33;

.        Приказ Губернатора г.Санкт-Петербурга № 40-П от 14.12.1996 «О внесении изменений в приказ губернатора Санкт-Петербурга от 01.11.1996 № 31-П «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга» «О структуре Администрации Санкт-Петербурга»;

.        Приказ Губернатора г.Санкт-Петербурга № 52-П от 23.12.1996 г. «Об утверждении положения О Комитете по труду и социальной защите населения г.Санкт-Петербурга»;

.        Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2000 г.;

.        Генкин Б.М. Основы управления персоналом. Учебник. М.: Высшая школа, 1996 г.;

.        Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах, СПб, 1998 г.;

.        Дятлов В.А., Кибанов А.Я. Управление персоналом. М.: Приор, 1998 г.;

.        Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. М.: ИНФРА, 1997;

.        Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000 г.;

.        Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: Юнити, 1997 г.;

.        Поляков В. Статья «Найми лучших», журнал «Социальная защита» № 11-12/1998 г., стр.55-58;

.        Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: 1998 г.

Похожие работы на - Формирование структуры и численности штатов организации на примере отдела социальной защиты населения территориального управления Калининского административного района г. Санкт-Петербурга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!