Управление стрессами на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,4 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление стрессами на предприятии

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты управления стрессами на предприятии

.1 Сущность стресса и его особенности

.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки

. Особенности управления стрессами в ооо «сантушти»

.1 Организационно-экономическая характеристика

.2 Анализ существующего уровня стресса в ООО «Сантушти»

. Совершенствование управления стрессами на предприятии

Заключение

Список использованных источников

Введение


Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия.

Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам. Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ.

Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в стресс. Каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и приводит к неизбежному стрессу.

Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объект исследования - ООО «Сантушти».

Предмет исследования - управление стрессами на предприятии.

Цель работы - оценка уровня стресса в ООО «Сантушти» и разработка предложений по совершенствованию управления стрессами.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

. Рассмотреть теоретические аспекты управления стрессами на предприятии;

. Исследовать особенности управления стрессами в ООО «Сантушти»;

. Разработать пути совершенствования управления стрессами на предприятии.

1. Теоретические аспекты управления стрессами на предприятии


1.1 Сущность стресса и его особенности


В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (например, автомобильная авария). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс - от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму - они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.

Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: стресс - это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения [15, c. 67].

Наиболее общая и полная схема жизненного стресса, который влияет на личность в ее повседневной жизни, представлена на рисунке 1.1.

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Рисунок 1.1 - Области стресса в повседневной жизни

Следующая область - внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса.

Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи.

В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней - работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т.п. [7, c. 194].

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий - загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности.

В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:

. «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.

. «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.

. «Львы» - лица, которых стресс мобилизует, и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей [10, c. 129].

В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью.

Ими выделены два основных типа:

. Тип А - лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов.

. Тип В - лица, сосредоточенные на саморазвитии и самосовершенствовании, не склонные к бурным проявлениям успеха.

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и поведенческим изменениям у работников организации.

 

.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки


Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стрессы возникают под действием стрессоров - это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.

Можно привести следующую классификацию стрессоров:

) По характеру:

а) физиологические (это экстремальные воздействия внешней среды - неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и пр.);

б) психологические (психологическое напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и пр.).

) По содержанию:

а) организационные (перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью и пр.);

б) личностные (события личной жизни негативного или позитивного характера).

) По источнику:

а) внешние (находятся за пределами организации - международные события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы, напряженность в обществе и пр.);

б) внутренние (связаны с организацией и самим работником - несовершенные организационная структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте и пр.).

) По специфике воздействия:

а) общие (характерны для типичных ситуаций - хронические, часто повторяющиеся проблемы);

б) специфические (связанны с особенностями личности, ситуации).

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

) факторы стресса вне организации;

) групповые факторы стресса;

) факторы стресса, связанные с организацией [16, c. 212].

Рассмотри их подробнее.

) Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

) Групповые факторы стресса.

К групповым факторам стресса можно отнести следующие:

.1 отсутствие групповой сплоченности - отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

.2 наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов - наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

) Факторы стресса, связанные с организацией.

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

.1 неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

.2 невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;

.3 характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;

.4 ролевая двусмысленность и ролевой конфликт - оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

.5 специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

.6 стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

.7 давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [11, c. 254].

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Далее необходимо сказать о внешних признаках стресса в организационном поведении и о психических состояниях, которые под воздействием стрессоров проявляются в различных эмоциональных формах.

Условно различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса:

. Физиологические - негативные воздействия на все жизненно важные функции и здоровье человека (неврологические, эндокринные расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения и др.);

. Психологические - отрицательные психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность и др.);

. Поведенческие - негативные изменения в поведении человека (снижение производительности труда, нарушение дисциплины, конфликтность, антисоциальное поведение, злоупотребление алкоголем и др.).

Психические состояния персонала в результате стрессов выступают в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

. Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Утомление проявляется в нарушениях основных функций и процессов, трансформации мотивов деятельности, падении качества работы.

. Монотония - временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления монотонии аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется. Наступление монотонии в значительной степени носит индивидуальный характер.

. Психическая напряженность - состояние возбуждения вследствие ожидания неблагоприятного развития событий, которое быстро приводит к утомлению.

Психические состояния под воздействием стрессов проявляются в организационном поведении в эмоциональных формах пяти основных видов:

. гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы;

. возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды;

. переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом;

. грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь;

. страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека [4, c. 78].

В заключение можно отметить, что для снижения негативного влияния психических состояний на организационное поведение персонала менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.

2. Особенности управления стрессами в ООО «Сантушти»

 

.1 Организационно-экономическая характеристика

стресс персонал поведение работоспособность

Туристическая фирма «Сантушти» была основана 11 февраля 2005 года. По организационно - правовой форме фирма является обществом с ограниченной ответственностью.

Свою деятельность фирма «Сантушти» начала как малоизвестное туристическое агентство, занимающееся реализацией и продвижением туристического продукта, созданного туроператором. Деятельность фирмы осуществлялась на основании лицензии на турагентскую деятельность, выданной от 16.06.2006 под №487/ Министерством спорта и туризма РБ. Затем фирма получила туроператорскую лицензию.

Это дало фирме право выполнять функции организаторов и создателей комплексного туристического продукта для группового и индивидуального туризма, предлагать путешествия различной стоимости и продолжительности по различным направлениям и в разное время года, разрабатывать туристские маршруты, обеспечивать их услугами, организовывать рекламу, рассчитывать и устанавливать цены на туры, продавать их турагентствам для выпуска и реализации путевок на них. В 2007 году прошла добровольную сертификацию туристических услуг, что в дальнейшем способствовало повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Туристическая фирма ООО «Сантушти» является многопрофильным оператором и работает как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и занимается въездным и выездным туризмом. Фирма разрабатывает и реализует турпродукты, которые включают в себя:

туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.);

товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, буклеты, сувениры и др.).

Фирма предлагает большой ассортимент турпродукта:

Автобусные туры: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Варшава, Вена, Прага, Париж, Рим и др.

Экскурсии по Праге, Лейпциге, Отдых на черноморском побережье: Сочи, Анапа, Туапсе, Лазаревское и др.

Отдых за рубежом: Турция, Египет, Италия, Испания, Кипр, ОАЭ и др.

Организационная культура

Корпоративная культура турфирмы имеет следующие особенности:

- Отношения работников строятся по принципу «большая семья», что обеспечивает высокую мотивацию на проявление активности и вовлеченность всех в общее дело.

По сравнению с предприятиями, где заняты тысячи людей, в малых организациях каждый работник на виду. Каждому предоставляется возможность в полной мере проявить свой потенциал активности, выдвинуться, почувствовать свою востребованность и занять должное место в иерархии компании.

«Сантушти» является малой организацией, поэтому ей проще в управлении и эффективном использовании ресурсов, она быстрее адаптируются к изменениям во внешней среде. И ее отличает большая жизнеспособность. Все это в полной мере относится к туристским компаниям. Они, как и все малые предприятия, способны создать сильную корпоративную культуру. Парадоксально, но в большинстве своем турфирмы не хотят либо не могут этим воспользоваться.

Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка. Управление туристской структурой представляет собой распределение задач между структурными подразделениями и работниками, в том числе наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристской деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации.

ООО «Сантушти» возглавляет директор. Общая управленческая структура представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Общая управленческая структура ООО «Сантушти»

Она является линейно-функциональной.

Линейно-функциональная структура органов управления состоит из:

линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу (основные подразделения);

специализированных обслуживающих функциональных подразделений (функциональные подразделения).

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

В ООО «Сантушти» директор является главной фигурой, которой подчиняются все отделы и подразделения. Старший менеджер является заместителем директора по туризму, у которого в подчинении находятся 3 отдела:

отдел внутреннего туризма;

отдел внешнего туризма;

экскурсионный отдел.

Все эти отделы находятся на одном уровне и свободно взаимодействуют друг с другом.

Также в подчинении у директора находится заместитель директора по транспорту, который контролирует работу специалистов по авиа и ж/д билетам и автобусным маршрутам. Транспортный отдел взаимодействует с остальными отделами фирмы.

Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «Сантушти» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Показатели деятельности ООО «Сантушти»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Динамика 2012/2010, млн. руб.

Темп роста 2012/2010, %

Выручка от реализации, млн. руб.

22666

27422

28614

5948

126,2

Себестоимость реализации товаров,  продукции (работ, услуг), млн. руб.

21611

26146

26941

5330

124,7

Расходы на реализацию, млн. руб.

829

1003

1348

519

162,6

Прибыль от основного вида деятельности,  млн. руб.

226

273

325

99

143,8

Прибыль (убыток) от операционной деятельности,  млн. руб.

1

23

24

23

2400,0

Сальдо по внереализационным операциям,  млн. руб.

6

8

11

5

183,3

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

233

304

360

127

154,5

Чистая прибыль, млн. руб.

174

230

273

99

156,9

Рентабельность предприятия, %

0,77

0,84

0,95

0,18

123,4


Из данных таблицы видно, что в 2012 г. по сравнению с 2010 г. выручка от реализации ООО «Сантушти» увеличилась на 5948 млн. руб.

Рисунок 2.2 - Динамика прибыли ООО «Сантушти»

Прибыль от реализации (прибыль от основного вида деятельности) тоже увеличилась на 99 млн. руб., или на 43,8%. Прибыль отчетного периода ООО «Сантушти» увеличилась на 54,5%.

Рентабельность деятельности ООО «Сантушти» увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 0,18 п.п.

2.2 Анализ существующего уровня стресса в ООО «Сантушти»


В ООО «Сантушти» было проведено исследование на выявление существующего уровня стресса у персонала организации. Исследование на наличие стресса у персонала организации проводилось с использованием теста на оценку стрессоустойчивасти, который был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета Бостона.

Данный тест предлагалось пройти двадцати специалистам ООО «Сантушти», выбранным произвольно. Работникам было предложено ответить на двадцать следующих вопросов теста:

) Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

) Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

) Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

) В пределах пятидесяти км. у вас есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться.

) Вы упражняетесь до пота хотя бы 2 раза в неделю.

) Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

) За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

) Ваш вес соответствует вашему росту.

) Ваш доход полностью удовлетворяет ваши основные потребности.

) Вас поддерживает ваша вера.

) Вы регулярн6о занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

) У вас много друзей и знакомых.

) У вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете.

) Вы здоровы.

) Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда вы злы или обеспокоены чем-либо.

) Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми вы живете, ваши домашние проблемы.

) Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

) Вы можете организовать время эффективно.

) За день вы потребляете не более 3-х чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

) У вас есть немного времени для себя в течении каждого дня.

На предложенные вопросы необходимо было ответить одним из следующих вариантов ответов: почти всегда; часто; иногда; почти никогда или никогда. И в соответствии с каждым данным ответом присваивалось определенное количество баллов. Если человек набирал меньше 10 очков, то это свидетельствовало о высокой стрессоустойчивости к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм.

Если итоговое число при тестировании превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на жизнь тестируемого. Если сотрудник набирал более 50 очков, то ему следует очень серьезно задуматься над своим образом жизни и попытаться принять меры, поскольку такие люди очень уязвимы для стресса.

Далее в таблице 2.2 приведены результаты тестирования специалистов ООО «Сантушти», их специальности и имена. Также приведена месячная заработная плата, т.к. это может сыграть определенную роль при сопоставлении уровней стресса. Еще одним интересным критерием сравнения является пол работника, поэтому таблица 2.2 разделена на две части: в первой части расположены данные сотрудников женского пола, прошедших тестирование, а во второй - данные сотрудников мужского пола.

Таблица 2.2 - Результаты тестирования сотрудников ООО «Сантушти»

Фамилия

Имя

Отчество

Должность

Оклад, тыс. руб.

Баллы

Женский пол



1

Ведутенко

Елена

Викторовна

Глав. бухгалтер

5500

17

2

Устименко

Наталья

Николаевна

Зам. гл. бухгалтера

4200

20

3

Таранкевич

Галина

Леонидовна

Бухгалтер 1-й категории

3600

26

4

Куртнезирова

Диляра

Юнусовна

Менеджер по авиабилетам

3200

34

5

Аносова

Ольга

Петровна

Начальник отдела внутреннего туризма

5500

19

6

Храмых

Людмила

Михайловна

Заместитель директора по транспорту

5500

25

7

Нешева

Ольга

Федоровна

Менеджер по внутреннему туризму

4700

56

8

Сейтмамбетова

Ирина

Павловна

Менеджер по внешнему туризму

4700

43

9

Рузанкина

Лариса

Михайловна

Начальник экскурсионного отдела

5500

32

10

Тынчерова

Любовь

Николаевна

Начальник отдела внешнего туризма

5500

17

Средний результат тестирования работников женского пола:

28,9 баллов

Мужской пол


11

Дыкань

Сергей

Николаевич

Менеджер по кадровой работе

4700

22

12

Колмык

Леонид

Федорович

Начальник транспортного отдела

5500

16

13

Корнеев

Игорь

Владимирович

Экономист

4900

18

14

Щербаков

Алексей

Николаевич

Менеджер по экскурсиям

4700

35

15

Кутмин

Владимир

Михайлович

Менеджер по внешнему туризму

4700

24

16

Ревнивых

Владимир

Александрович

Гл. специалист отдела внешнего туризма

4400

17

Топчи

Сетмер

Усеинович

Гл. специалист отдела внутреннего туризма

4400

22

18

Зайцев

Александр

Филиппович

Менеджер по транспорту

4700

32

19

Каленик

Николай

Иванович

Консультант по правовым вопросам

4100

38

20

Мишин

Сергей

Васильевич

Менеджер по авиабилетам

3200

32

Средний результат тестирования работников мужского пола:

25,7 баллов


Таким образом, из результатов тестирования видно, что средние результаты тестирования работников и женского и мужского пола не превышают 30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне стресса, но необходимо все же обратить внимание, что итоговые средние результаты очень близки к значению 30. Поэтому необходимо в обязательном порядке проводить мероприятия по предупреждению стрессов, по их психогигиене. Обратить внимание на здоровье работников необходимо не только руководству, но и самим работников для достижения минимального уровня вредных воздействий стрессов.

Если рассматривать конкретных работников, то особое внимание нужно обратить на результат Нешевой Ольги Федоровны (7), который составил 56 баллов. Этот сотрудник подвержен стрессу чрезмерно, что может оказаться губительным для ее здоровья. Также результаты выше среднего показали Куртнезирова Диляра Юнусовна (4), Сейтмамбетова Ирина Павловна (8) и Рузанкина Лариса Михайловна (9).

Среди работников мужского пола никто не набрал более 50 баллов, что является положительным показателем. Но результаты тестирования таких работников, как Щербаков Алексей Николаевич (14), Зайцев Александр Филиппович (18), Каленик Николай Иванович (19) и Мишин Сергей Васильевич (20), показали, что уровень стресса в их жизни выше среднего. На это также следует обратить внимание. Еще необходимо отметить следующий отрицательный момент: ни один из тестируемых не набрал менее 10 баллов. Это говорит о том, что никто не обладает высокой стрессоустойчивостью и низким влиянием стресса на организм.

Что касается половых различий сотрудников, то необходимо заметить, что у работников женского пола уровень стресса выше, чем у работников мужского пола. Но это различие столь незначительно, что ему не следует предавать значения. Можно предположить, что оно вызвано психологическими особенностям личностей.

Если сопоставить уровень среднемесячной зарплаты и результаты тестирования, то можно заметить, что, как правило, у работников с уровнем зарплаты от 4100 тыс. руб. и ниже уровень стресса выше, чем у работников с более высоким уровнем зарплаты. Руководству ООО «Сантушти» необходимо обратить на это внимание и выяснить причину повышения уровня стресса, поскольку повышенный уровень стресса не позволяет персоналу работать наиболее эффективно, с полной отдачей.

3. Совершенствование управления стрессами на предприятии


В ООО «Сантушти» необходимо осуществлять деятельность по управлению стрессами. Такая деятельность производится на основе использования способов элиминирования факторов стресса - действий, которые либо смягчают негативные состояния персонала вследствие дистрессоров, либо уменьшают частоту их появления.

Основные способы элиминирования можно разделить на 2 группы: применяемые непосредственно самим работником и применяемые менеджером по отношению к подчиненным. Обе группы этих методов необходимо применять по отношению к работникам организации для снижения уровня стресса.

Даже методы управления стрессом, применяемые непосредственно самим работником, должны быть донесены до него его руководством. В ходе опроса персонала в ООО «Сантушти» не осуществляется деятельность по ознакомлению персонала с методами управления стрессом в самом себе. А это в значительной степени усложняет решение задачи по снижению стресса, поскольку работники организации подвержены влиянию личностных, внешних и других стрессоров, действие которых трудно устранить менеджеру.

Таким образом, первый шаг, который необходимо сделать управляющему персоналу в ООО «Сантушти» по снижению воздействия стресса на своих работников - донести методы по снижению стресса, которые работник может применять непосредственно по отношению к самому себе.

Такие методы могут быть описаны в шуточной форме на плакатах, которые следует расположить в комнатах отдыха или, если позволяет рабочая обстановка, в кабинетах, или же в виде небольших памяток на рабочих столах. Такие методы описаны в многочисленных источниках, например в книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Вторая группа методов борьбы со стрессом включает те, которые должен применять менеджер по отношению к своим подчиненным. В первую очередь, это организация профессионального подбора персонала на соответствие личностных характеристик, черт характера, темперамента и других особенностей личности будущих сотрудников их рабочему месту и характеру выполняемой работы.

По результатам опроса такая деятельность также не осуществляется в ООО «Сантушти». Но это очень важно, поскольку значительные стрессы возникают у людей, которые недовольны своей работой. В деле, которое человеку по душе, он более успешен, потому что человек стремиться повторять то поведение, которое приносит ему положительные эмоции.

Также было выяснено, что в ООО «Сантушти» не проводится такой деятельности по профилактике конфликтов, как формирование рабочих групп на основе психологической совместимости. Известно, что конфликтные ситуации в значительной степени провоцируют стрессовые ситуации. И если сотрудники по психологическим характеристикам несовместимы, то они не смогут достичь продуктивного сотрудничества и эффективной деятельность, а также в силу низкой сплоченности могут возникать конфликты на рабочем месте и, как следствие, стрессы.

Таким образом, в ООО «Сантушти» необходимо внедрить систему формирования рабочих групп на основе психологической совместимости, проводить корпоративные вечеринки, совместный досуг в нерабочее время.

Стало известно в ходе опроса, что в ООО «Сантушти» не уделяется особое внимание созданию наиболее комфортных условий труда. Это очень важно для профилактики стрессов, т.к. некомфортные для организма уровень температуры, освещения, давления зачастую приводят к возникновению нежелательного уровня стресса. В ООО «Сантушти» не во всех рабочих кабинетах установлены сплит-системы, также кроме общего освещения требуется, чтобы на каждом рабочем столе были лампы местного освещения. Это требование также не везде соблюдено, что негативно сказывается на уровне стресса.

ООО «Сантушти» является крупной организацией со значительным числом работников. В этих условиях руководству по мере возможности нужно уделять как можно больше внимания своим работникам, для того чтобы не допустить патологического уровня стресса, поскольку стресс легче предупредить, чем потом бороться с его негативными последствиями.

Для того, чтобы вовремя выявить стрессовые состояния у персонала в крупной организации обязательно должна работать группа психологов, или хотя бы один психолог. В ООО «Сантушти» такой практики нет, но она необходима. Поэтому, если нет возможности ее внедрить, руководящий состав должен взять на себя эти функции. Необходимо периодически проводить устные опросы или опросы в форме анкетирования на выявление стрессовых состояний у персонала и, если это необходимо, после этого применять соответствующие меры.

Также в современных организациях часто применяются такие передовые методы борьбы со стрессом, как занятия физкультурой в течение недолгих перерывов на работе. Ученые доказали, что ничто так не помогает справиться с психологическим стрессом, как оптимальная физическая нагрузка. В ООО «Сантушти» прилегающая к рабочим зданиям и помещениям территория достаточно велика. Поэтому можно попробовать создать комнату отдыха для работников умственного труда, которая содержала бы несложный спортивный инвентарь, теннис, бадминтон, мячи и пр.

Руководящему персоналу ООО «Сантушти» также следует применять такие меры по снижению стресса у персонала, как оценка способностей, потребностей и склонностей работников и попытка выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам; необходимо разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания; нужно четко описать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации и пр.

Давать рекомендации по снижению стресса протестированным работникам очень сложно, т.к. неизвестно, что стало причиной их стресса. Но, проанализировав ответы протестированных работников на конкретные вопросы теста, можно сделать вывод, что человеку, набравшему максимальное количество баллов в ответе на конкретный вопрос, необходимо обратить внимание на ту сторону жизни, о которой говорилось в вопросе. Очевидно, что именно эта сторона жизни значительно провоцирует стрессовые состояния у человека, и ему необходимо попытаться изменить ее.

Например, Нешева О. Ф. (7) набрала максимальное количество баллов на таких вопросах, как 1, 2, 5, 18, 19. Это говорит о том, что она ведет неправильный образ жизни, который во многом является источником ее стресса. Этому работнику обязательно надо обратить внимание на свой образ жизни и постараться изменить его на бесстрессовый.

У Куртнезировой Д. Ю. (4) такое же положение в ответах на вопросы. Ей тоже необходимо изменить свой образ жизни. А вот у Сейтмамбетовой И. П. (8) причина стресса иная. Она набрала максимальное количество баллов на вопросах 3, 10, 11, 12, 15, 16. Это говорит о том, что этот человек испытывает значительные психологические стрессы во взаимоотношениях с окружающими, замкнут, сдерживает свои эмоции, не давая им выхода. Этому работнику следует работать над собой, чтоб изменить некоторые характеристики своей личности или же попробовать изменить свое отношение к происходящим событиям. Каленик Н.И. (19), набравший 38 баллов, также имеет трудности с образом жизни. Ему следует обратить внимание на стороны жизни, отраженные в вопросах 2, 5, 6, 7, 8, 19. Такие же рекомендации можно дать и Щербакову А. Н. (14).

Таковы рекомендации по снижению стресса, данные предприятию ООО «Сантушти» в целом и некоторым его работникам в частности.

В современных условиях важное значение приобретает квалификация специалистов. В связи с этим рекомендуется отправить менеджеров предприятия на курсы повышения обучения управлению стрессом.

Рассчитаем экономический эффект от повышения квалификации специалистов предприятия.

Для оценки эффективности необходимо рассчитать затраты на повышение квалификации, затраты на оплату труда специалистов до и после повышения квалификации, определить прирост объема продаж и рассчитать эффективность.

Расчет затрат на обучение работников.

Отправить на обучение необходимо трех специалистов. Стоимость обучающих курсов составляет 15,0 млн. руб., курсы будут проводиться консалтинговой группой ООО «Лидер».

Рассчитаем затраты на оплату труда данных работников до повышения квалификации.

Таблица 3.1 - Исходные данные для расчета оплаты труда специалистов

Показатель

Обозначение

Единица измерения

Значение

Количество работников

Ч

чел.

3

З/п одного работника

з/п

млн. руб.

3,5

Норма доплаты к з/п

Нд

%

10


Тогда затраты на оплату труда определим по следующей формуле:

Зот = (з/п + з/п × Нд) * 12 * Ч

Итого затраты на оплату труда составляют:

Зот = (3,5 + 3,5 * 0,1) * 12 * 3 = 138,6 млн. руб.;

Определим начисления на заработную плату:

Нфсзн - отчисления в фонд социальной защиты населения − 34 %:

Нфсзн = 138,6 * 0,34 = 47,1 млн. руб.;

Ндр - отчисления страховых платежей от несчастных случаев - 0,9%:

Ндр = 138,6 * 0,9 / 100 = 1,2 млн. руб.;

Итого сумма отчислений из заработной платы составляет:

Нзп = 47,1 + 1,2 = 48,3 млн. руб.;

Итого затраты на оплату труда (включая налоги):

Зт = 138,6 + 48,3 = 186,9 млн. руб.

В результате повышения квалификации специалистам будет повышена надбавка к заработной плате на 10%.

Итого затраты на оплату труда после повышения квалификации составят:

Зот = (3,5 + 3,5 * 0,2) * 12 * 3 = 151,2 млн. руб.;

Нфсзн = 151,2 * 0,34 = 51,4 млн. руб.;

Ндр = 151,2 * 0,9 / 100 = 1,4 млн. руб.;

Нзп = 51,4 + 1,4 = 52,6 млн. руб.;

Зт = 151,2 + 52,6 = 203,8 млн. руб.

Таким образом, увеличение затрат на заработную плату в результате повышения квалификации составит:

,8 - 186,9 = 16,9 млн. руб.

Итого затраты на повышение квалификации специалистов можно представить в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Затраты по обучение и содержание сотрудников, млн. руб.

Статьи затрат

Сумма

затраты на повышение квалификации

15,0

увеличение затрат на оплату труда

16,9

Всего

31,9


Итого общие затраты составят 31,9 млн. руб.

Расчет выгоды от повышения квалификации специалистов.

В результате повышения квалификации предприятие сможет снизить уровень стресса на предприятии, улучшить социально-психологическую обстановку, что позволит повысить производительность труда и, как следствие, увеличить прибыль предприятия. По данным экономистов прирост прибыли предприятия в результате повышения квалификации составит 50,0 млн. руб.

Далее для расчета эффективности повышения квалификации персонала составим проект. Проект рассчитываем на 2 года, разбивая по кварталам. Денежные средства будут привлечены из собственных фондов.

Статический срок окупаемости находим по формуле:

Т = З / ЧФП,

где    З - затраты,

ЧФП - чистый финансовый поток.

Т = 31,9 / 50,0 = 0,6 года;

,6 * 12 = 7,2 месяцев.

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

Lt = 1 / (1 + i)t,

где    i - годовая ставка дисконтирования, равная 30%;- номер года, результаты и затраты которого приводятся к расчетному.

Для расчета дисконтирования по кварталам ставку дисконтирования (0,3) и чистый финансовый поток разделим на 4 (число кварталов в году).

Квартальная ставка будет составлять: 30/4 = 7,5%.= 1 / (1 + 0,075)0 = 1; Lt = 1 / (1 + 0,075)1 = 0,93;= 1 / (1 + 0,075)2 = 0,87; Lt = 1 / (1 + 0,075)3 = 0,80;= 1 / (1 + 0,075)4 = 0,75; Lt = 1 / (1 + 0,075)5 = 0,70; = 1 / (1 + 0,075)6 = 0,65; Lt = 1 / (1 + 0,075)7 = 0,60.

Чистый финансовый поток в квартал = 50,0 / 4 = 12,5 млн. руб.

Текущие затраты = 16,9 / 4 = 4,2 млн. руб.

В таблице 3.3 представим расчет эффективности повышения квалификации специалистов.

Таблица 3.3 - Расчет эффективности внедрения проекта, млн. руб.

Наименование показателя

Значение показателя по годам


2013

2014


1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Сумма капвложений

15,0

-

-

-

-

-

-

-

Текущие затраты

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

Чистый финансовый поток

-

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

Расчетный квартал

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

6,0

7,0

Динамическое сальдо

-15,0

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

Коэффициент дисконтирования

1,00

0,93

0,87

0,80

0,75

0,70

0,65

0,60

Чистый дисконтированный финансовый поток

-15,0

11,6

10,9

10,0

9,4

8,8

8,1

7,5

Экономический эффект нарастающим итогом

-15,0

-3,4

7,5

17,5

26,9

35,6

43,8

51,3

Итого ЧДД

51,3

Срок окупаемости (кварталы)

2,3


Чистый дисконтированный доход (ЧДД) как правило, рассчитывается при постоянной ставке дисконтирования на время реализации проекта.

                                                           

ЧДД = ∑(Sn - Cn) * 1 / (1 + i),

где    Sn - результаты (доходы) на n-ом шаге расчета; - затраты на n-ом шаге расчета; - ставка (норма) дисконта.

Таким образом, ЧДД проекта равен 51,3 млн. руб., что является высоким показателем для данного вида проекта. Так как ЧДД больше нуля - проект повышения квалификации специалистов эффективен. Затраты на повышение квалификации окупятся в третьем квартале 2013 г.

Заключение


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Стресс - это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса.

Стрессы возникают под действием стрессоров - это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.

Туристическая фирма «Сантушти» была основана 11 февраля 2005 года. По организационно - правовой форме фирма является обществом с ограниченной ответственностью. Туристическая фирма ООО «Сантушти» является многопрофильным оператором и работает как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и занимается въездным и выездным туризмом.

В ООО «Сантушти» директор является главной фигурой, которой подчиняются все отделы и подразделения. Права, обязанности и ответственность директора определяются законодательными и правовыми актами, Уставом и договором (контрактом), заключенным между ним и ООО «Сантушти». Директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества и подотчетен общему собранию участников. Рентабельность деятельности ООО «Сантушти» увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 0,18 п.п.

В ООО «Сантушти» было проведено исследование на выявление существующего уровня стресса у персонала организации. Исследование на наличие стресса у персонала организации проводилось с использованием теста на оценку стрессоустойчивасти, который был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета Бостона.

Данный тест предлагалось пройти двадцати специалистам ООО «Сантушти», выбранным произвольно.

Из результатов тестирования видно, что средние результаты тестирования работников и женского и мужского пола не превышают 30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне стресса, но необходимо все же обратить внимание, что итоговые средние результаты очень близки к значению 30. Поэтому необходимо в обязательном порядке проводить мероприятия по предупреждению стрессов, по их психогигиене. Обратить внимание на здоровье работников необходимо не только руководству, но и самим работников для достижения минимального уровня вредных воздействий стрессов.

В ООО «Сантушти» необходимо осуществлять деятельность по управлению стрессами. Такая деятельность производится на основе использования способов элиминирования факторов стресса - действий, которые либо смягчают негативные состояния персонала вследствие дистрессоров, либо уменьшают частоту их появления.

Основные способы элиминирования можно разделить на 2 группы: применяемые непосредственно самим работником и применяемые менеджером по отношению к подчиненным. Обе группы этих методов необходимо применять по отношению к работникам организации для снижения уровня стресса.

Даже методы управления стрессом, применяемые непосредственно самим работником, должны быть донесены до него его руководством. В ходе опроса персонала в ООО «Сантушти» не осуществляется деятельность по ознакомлению персонала с методами управления стрессом в самом себе. А это в значительной степени усложняет решение задачи по снижению стресса, поскольку работники организации подвержены влиянию личностных, внешних и других стрессоров, действие которых трудно устранить менеджеру.

В современных условиях важное значение приобретает квалификация специалистов. В связи с этим рекомендуется отправить менеджеров предприятия на курсы повышения обучения управлению стрессом.

ЧДД проекта равен 51,3 млн. руб., что является высоким показателем для данного вида проекта. Так как ЧДД больше нуля - проект повышения квалификации специалистов эффективен. Затраты на повышение квалификации окупятся в третьем квартале 2013 г.

Список использованных источников


1.     Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / Веснин В.Р. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 2010. - 512 с.

2.      Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие / Вершигора Е.Е. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Инфра-М, 2009. - 283 с.

.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. 4-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Экономистъ, 2009. - 670 с.

4.     Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 102 c.

5.      Дементьева А.Г., Соколова М.И. Управление персоналом: учебник / Дементьева А.Г., Соколова М.И. - М.: Магистр, 2009. - 287 с.

6.     Егоршин А.П., Мазин А.Л. Методология управления трудовыми ресурсами / А. П. Егоршин, А. Л. Мазин, И. В. Гуськова, А. М. Озина [и др.]; под редакцией А. П. Егоршина, И. В. Гуськовой. - Нижний Новгород: НИМБ, 2009. - 352 с.

7.      Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник / Зельдович Б.З. 2-е изд., стереотипное. - М.: Экзамен, 2010. - 575 с.

.        Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Зайцева Т.В., Зуб А.Т. - М.: Форум: Инфра-М, 2010. - 336 с.

.        Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие для вузов / Кибанов А. Я., Дуракова И. Б.; Государственный университет управления, Воронежский государственный университет. - М.: Инфра-М, 2010. - 301 с.

.        Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учебное пособие / Костин В. А., Костина Т. В. - М.: Гардарики, 2009. - 334 с.

11.   Лялин А.М., Филиппов А.В. Менеджмент: учебник / Лялин А. М., Филиппов А.В., Якутин Ю.В. и др.; ред. разу М.Л. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Кнорус, 2010. - 472 с.

.       Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие / Набиев Р. А., Локтева Т. Ф. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 368 с.

13.    Маркова В.Д. Маркетинг. Менеджмент: учебное пособие / Маркова В.Д. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Омега-Л, 2010. - 204 с.

.        Орлова О.С. Управление персоналом современной организации: учебное пособие / Орлова О.С.; Московская академия экономики и права. - М.: Экзамен, 2010. - 286 с.

.        Переверзев М.П., Шайденко Н.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов / Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.; Ред. Переверзев М.П. - 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Инфра-М, 2009. - 330 с.

.        Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник для студентов вузов / Тебекин А.В., Касаев Б.С. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Кнорус, 2009. - 416 с.

17.   Чоудхари С. Менеджмент XXI века: когда-нибудь мы все будем так управлять / Ред. Чоудхари Сабира; перевод с английского. - М.: Инфра-М, 2010. - 448 с.

Похожие работы на - Управление стрессами на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!