Причины конфликтов и их роль в управлении организацией

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    81,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Причины конфликтов и их роль в управлении организацией














Реферат

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

Причины конфликтов и их роль в управлении организацией

Содержание

Введение

1. Проявление конфликта в трудовых коллективах

1.1 Понятие конфликта и его составляющие

1.2 Причины конфликтов

2. Значение конфликтов в трудовой деятельности

2.1 Функции конфликта

2.2 Управление конфликтами для достижения необходимого эффекта

Заключение

Список литературы

Введение

В мире бизнеса конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, в рамках одной организации. Эти конфликты называют организационными, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия.

В ранних трудах по управлению конфликты рассматривались как очень негативное явление. Однако сегодняшние исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и позитивно решить проблему. Поэтому полное отсутствие конфликтов в организации - не только невозможное явление, но и нежелательное.

Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. И главной задачей в управлении организаций становится решение конфликтов, извлечение пользы для дела. А для этого необходимо знать природу конфликта в организации, его причины, закономерности его протекания, типы, последствия, методы разрешения.

Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться, в конечном счете, положительного исхода и предотвращения возможных негативных последствий. Этим определяется актуальность темы конфликтов в управленческой деятельности.

Целью данной работы является изучение причин конфликтов и их роли в управлении организацией.

Эта цель определяет решение следующих задач:

1. Рассмотрение понятия и причин организационных конфликтов.

2.      Изучение значения конфликтов и их влияния на трудовую деятельность.

Теоретической основой исследования послужили электронные учебники и словари с различных интернет ресурсов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, вывода по каждым главам, заключения, списка использованной литературы и двух схем.

1. Проявление конфликта в трудовых коллективах

1.1 Понятие конфликта и его составляющие

Существует множество определений понятия «Конфликт». Наиболее полно значение данного понятия можно сформулировать так:

Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

Схема 1. Структура конфликта

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

-  предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта

-       конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт

-       разрешение конфликта (полное или частичное).

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

·    внутренние (личностные конфликты);

Такого рода конфликт обычно связан с низкой удовлетворенностью сотрудника работой, малой уверенностью в себе и в организации, а также стрессом.

·    внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

Межличностные конфликты возникают между сослуживцами, подчиненым и руководителем, руководителями различных подразделений.

Конфликт между личностью и группой возникает когда ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

Межгрупповой конфликт возникает между группами в пределах одного коллектива или между группами разных подразделений.

Виды конфликтов по характеру:

·    объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;

·              субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям:

·    конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;

·              деструктивные, разрушающие организацию. (1)

Теперь, основываясь на рассмотренном в этой главе материале, можно определить и исследовать причины возникновения конфликтов.

1.2 Причины конфликтов

Анализ причин возникновения конфликтов позволяет выявлять проблемы, которые могут перерасти в более масштабные, что приведут к большим издержкам для организации. Можно выделить 3 группы причин, способствующих началу разногласий:

1. Объективные причины конфликтов

Распределение ресурсов

Люди всегда стремятся получать больше тех или иных ресурсов, что всегда связано с глубоким переживанием собственных проблем и поверхностным отношением к проблемам других. (2) Таким образом, формируются искаженные представления о справедливости, в результате чего неизбежно возникают конфликты

Взаимозависимость задач

Вероятность конфликта существует везде, где выполнение задач одного человека или группы зависят от действий другого человека или группы.

Различия в целях

В результате глубокого разделения труда подразделения сами начинают формулировать свои цели и основное внимание уделять их достижению, нежели достижению целей организации. (2)

Различия в способах достижения целей

Члены организации могут иметь отличные друг от друга взгляды на способы достижения общих целей. При этом каждый считает, что его методы самые лучшие, а это часто является основанием для конфликта.

Неудовлетворительные коммуникации

Нарушенная передача информации может быть причиной конфликта, а может действовать как катализатор, мешая отдельным сотрудникам или группам понимать ситуацию или точки зрения других. (2)

2. Социально-психологические причины конфликтов

Неблагоприятный социально-психологический климат

Конфликты с большей вероятностью возникают в коллективах, в которых наблюдается низкая сплоченность группы.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива

Это может быть обусловлено индивидуальными особенностями поведения новичка, уровнем сплоченности коллектива. (2)

Аномия социальных норм

Возникновение двойных стандартов: руководство само не придерживается поведения, которого требует; кому-то из сотрудников все прощается, с кого-то спрашивается.

Территориальность

Подразумевает занятие личностью или группой некоторого рабочего пространства и установление своего контроля над ним и находящимися в нем объектами. (2)

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре организации

Создается неформальная группа со своим лидером, где распоряжения формального руководства принимаются только с одобрения «теневого лидера».

Респондентная агрессия - возмущение направленное не на источник страдания, а на окружающих. (2)

3. Личностные причины конфликтов

Особенности протекания когнитивных процессов - обработка информации, принятие решений и пр. У людей возникают несовместимые оценки относительно существующей ситуации, что приводит к выработке сторонами противоречивых стратегий. (2)

Особенности личности

Принято выделять следующие характеристики конфликтной личности:

·  Стремление к доминированию;

·        Излишняя принципиальность;

·        Излишняя прямолинейность в высказываниях;

·        Склонность к недостаточно аргументированной критике;

·        Склонность к раздражительности и депрессиям;

·        Консерватизм убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;

·        Бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;

·        Несправедливая оценка чужих действий других;

·        Неуместная инициатива.

Помимо этого, значение имеет ситуация, в которой возникают конфликты. В одних случаях может способствовать конфликту, в других тормозить его. Поводом для конфликта на работе могут служить: события, произошедшие в нерабочее время, повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня.

Неизбежность существования конфликтов в трудовой деятельности вынуждает рассматривать данное явление с разных сторон, искать положительные моменты, определять возможности и влияние тех или иных конфликтов, т. е. исследовать функции явления.

социальный личностный организационный противоречие

2. Значение конфликтов в трудовой деятельности

.1Функции конфликта

В трудовой деятельности существование конфликтов играет огромную роль как положительную, так и отрицательную. Но в том и в другом случае значение конфликтов можно представить в ряде функций, которые выполняет рассматриваемое явление. Условно все функции можно разделить на две группы:

·    конструктивные (функциональные или положительные) - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

·    деструктивные (дисфункциональные или негативные) - появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. (3)

К позитивным функциям конфликта относятся:

1. Контролирующая функция. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют развитию. «Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям». (3)

2.      Стабилизирующая функция. Данная функция снижает напряжение внутригрупповых и межгрупповых отношений, приводит к разрядке напряженности между сторонами конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

3.      Инновационная функция. Конфликт «многократно увеличивает интенсивности связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации». В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий. (3)

4.      Информативная функция. Создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах выхода их конфликта.

5.      Интегративная функция. Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива, установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в установлении неформальной иерархии в группе, в том числе выявление неформальных лидеров. Производственный конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует группообразованию. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействия между ними.

Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт может привести к неудовлетворенности и снижению производительности, непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в конфликте, нежели решению реальной проблемы. Конфликт также может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем. (3)

Негативные функции или отрицательное влияние конфликта:

1. Конфликт часто ведет к беспорядку и нестабильности.

2.      Организация не в состоянии обеспечить мир и порядок.

.        Борьба может продолжится насильственными методами.

.        Следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери.

.        Возникает угроза жизни и здоровью сотрудников.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. (3)

2.2 Управление конфликтами для достижения необходимого эффекта

Какой результат будет достигнут от конфликта зависит от того, насколько эффективно этим конфликтом управляют. Таким образом, если функции конфликта показывают значение и влияние конфликтов, то управления рассматриваемым явлением позволяет создавать необходимый эффект.

Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.) (4)

Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. (4)

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

К структурным методам относят:

·    Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.

·              Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений. (5)

·              Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.

·              Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

Межличностные стратегии управления конфликтами

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

Схема 2. Достижение необходимого результата

Стратегии поведения участников конфликта

·    Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. (5)

·              Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим. (5)

·              Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он, скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными. (5)

·              Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

·    Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». (5)

Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться, в конечном счете, положительного исхода и предотвращения возможных негативных последствий.

Заключение

В мире бизнеса конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, в рамках одной организации.

В ранних трудах по управлению конфликты рассматривались как очень негативное явление. Однако сегодняшние исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и позитивно решить проблему. Поэтому полное отсутствие конфликтов в организации - не только невозможное явление, но и нежелательное.

Причины конфликта могут быть разнообразны: социально-психологические причины, причины морально-этического порядка, причины конфликтов по информационным факторам, причины конфликтов по структурным факторам и т.п. Однако каким бы не был источник конфликта, при правильном контроле, конфликт будет носить конструктивный характер. Анализ причин возникновения конфликтов позволяет выявлять проблемы различных последствий.

Помимо этого, значение имеет ситуация, в которой возникают конфликты. В одних случаях может способствовать конфликту, в других тормозить его. Поводом для конфликта на работе могут служить: события, произошедшие в нерабочее время, повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня.

Неизбежность существования конфликтов в трудовой деятельности вынуждает рассматривать данное явление с разных сторон, искать положительные моменты, определять возможности и влияние тех или иных конфликтов, т. е. исследовать функции явления.

В трудовой деятельности существование конфликтов играет огромную роль как положительную, так и отрицательную. Но в том и в другом случае значение конфликтов можно представить в ряде функций, которые выполняет рассматриваемое явление.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться, в конечном счете, положительного исхода и предотвращения возможных негативных последствий.

Похожие работы на - Причины конфликтов и их роль в управлении организацией

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!