Формы профилактики наркотизации, проводимые в старшем школьном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    645,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы профилактики наркотизации, проводимые в старшем школьном возрасте

ВВЕДЕНИЕ

девиантный поведение наркомания старшеклассник

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44 % мальчиков и 25 % девочек попробовали хотя бы раз наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть. На сегодняшний день наркомания захватила, как минимум, от 15 до 30 % школьников. Так же неутешительные прогнозы о том, что после того как человек стал наркоманом, он живет 5-10 лет. Подавляющая же часть наркоманов не доживают до 30 лет. Не стоит забывать и о том, что один наркоман в год может вовлечь в свою среду не один десяток человек. Значит, большая часть сегодняшнего поколения 15 - 17-летних практически обречена. Профилактика - это одна из ведущих мер устранения проблемы наркомании в современном обществе. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших. Большая нагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.

Данная работа посвящена формам профилактики наркомании. Цель - выявить формы профилактики наркотизации, проводимые в старшем школьном возрасте.

Объект исследования: наркотизация

Предмет исследования: формы профилактики

Для достижения данной цели было необходимо решение нескольких задач:

)Интерпретация основных понятий: девиантное поведение, наркомания.

)Выявление наиболее эффективные в оценке старшеклассников формы профилактики наркомании.

)Разработка анкеты по выявлению форм профилактики в школе.

)Анализ полученные данные и выявить эффективные формы профилактики наркомании.

Гипотеза:

)        Отношение старшеклассников к формам профилактики наркомании - нейтральное.

)        К эффективным формам профилактики наркомании, по мнению старшеклассников можно отнести:

-проведение антинаркотических мотивационных акций;

- анализ конкретных историй жизни (случаев);

интерактивное действие;

наглядное иллюстрирование;

лекции учителя;

.       
АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИКОВ В РОССИИ

.1 Употребление наркотиков как вид девиации

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимается: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Под понятием девиации подразумевается - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). В первом случае девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором-предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения.

В социологической теории существует заметная и настойчивая тенденция относить неудовлетворительное функционирование социальной структуры в первую очередь на счет присущих человеку повелительных биологических влечений, которые недостаточно сдерживаются социальным контролем. С этой точки зрения социальный порядок - всего лишь инструмент для «регулирования импульсивных действий», «социальной переработки» напряжений. Следует отметить, что эти импульсивные действия, прорывающиеся сквозь социальный контроль, рассматриваются в качестве проявления биологически обусловленных влечений.

Предполагается, что стремление к неподчинению коренится в самой природе человека. Подчинение, таким образом, представляет собой результат либо практического расчета, либо механического кондиционирования.

Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых     способов достижения         этих целей. Этого рода регулятивные нормы и моральные императивы не обязательно совпадают с нормами, определяющими техническую целесообразность или эффективность этих способов. Многие способы, которые отдельным лицам представляются наиболее эффективными для достижения желаемых ценностей, такие, как незаконные операции с акциями нефтяных компаний, кража, мошенничество, исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор подходящих средств ограничен институционными нормами.

Когда мы утверждаем, что эти два элемента - определяемые культурой цели и институционные нормы - действуют совместно, мы не подразумеваем при этом, что соотношение между альтернативными способами поведения и целям и является неизменно постоянным. Значимость определенных целей может изменяться, независимо от степени значимости институционных средств. Могут иметь место случаи непропорционального, иногда по существу исключительного подчеркивания ценности определенных целей в сочетании со сравнительно малой озабоченностью относительно институционно одобряемых средств их достижения. Своего крайнего выражения подобная ситуация достигает в том случае, когда выбор альтернативных способов ограничивается только техническими, а не институционными соображениями. В такого рода гипотетическом полярном случае были бы разрешены все и любые средства, способные обеспечить достижение исключительно важных целей. Таков один тип несогласованности элементов культуры Распределение статусов и ролей посредством соревнования должно быть организовано таким образом, чтобы для любой позиции в рамках установленного распределением порядка существовал положительный фактор, стимулирующий соответствие каждой своей роли и выполнение обязательств, связанных со статусом. Поэтому отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствам и их удовлетворения.

Из типов групп, формирующихся в результате независимых изменений в соотношении двух фаз социальной структуры, нас интересуют главным образом группы первого типа, именно те, в которых непропорционально большое ударение ставится на целях. Это положение следует переформулировать в надлежащей перспективе. Нет таких групп, в которых отсутствовали бы кодексы, регулирующие поведение, однако существуют различия в степени, в которой обыкновения, нравы и институционный контроль   эффективно сочетаются с менее отчетливо определенными целями, составляющими часть культурной основы общества. Эмоциональные убеждения могут группироваться вокруг комплекса признанных обществом целей, лишая одновременно своей поддержки определенные данной культурой средства их достижения. Определенные аспекты социальной структуры могут породить противонравы и антисоциальное поведение именно вследствие различия в значении, придаваемом целям и нормам, регулирующим их достижение. В крайних случаях эти последние могут быть настолько подорваны чрезмерным акцентом на целях, что выбор способов поведения будет ограничиваться только соображениями технической целесообразности.

Вследствие этого единственным вопросом, имеющим значение, становится          вопрос о том, насколько эффективны наличные средства овладения социально          апробированными ценностями.

Способ, наиболее практичный с технической точки зрения, независимо от того, законен он или нет, получает предпочтение перед институционно предписанным поведением. По мере развития этого процесса интеграция общества ослабевает и развивается аномия. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция, считающая источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях достаточно острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Некоторые социологи выделяют такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.

Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, с ростом числа психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы). Этот паразитизм представляет опасность в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.

К основные формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику, но конкретно мы остановимся на наркомании.

Наркомания, долгие годы в нашей стране считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.

Наркомания - (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте».

Обнаруживается, что сегодня население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: 12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием; но в подростковом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребление наркотиками, обозначаемое как аддкитивное поведение.

Танцевальная культура пришедшая к нам с Запада способствует употреблению наркотиков. Активно стали употребляться в ночных клубах таблетки экстази. Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, в метро, дискотеках, школах, ВУЗах. Следовательно они стали более доступными.

.2.Программы профилактики употребления наркотиков.

Теория мотивации.

Если человек не приходит к пониманию необходимости постоянных изменений своего мышления и стиля жизни, его жизнь сложится неудачно. Иными словами, он обречен на психическую и социальную дезадаптацию. Как будет проявляться эта дезадаптация - вопрос обстоятельств, скорее внешних, чем внутренних. Ясно одно, что риск приобщения его к наркотикам и другим психоактивным веществам резко увеличивается, проблема формирования зависимости от них становится более актуальной, а если зависимость уже сформирована, то лечение и реабилитация будут сопровождаться большими трудностями.

В связи с этим становится очевидной необходимостью работа с мотивацией на позитивное изменение и развитие на всех этапах и стадиях жизни человека, а тем более его выздоровления.

Методы работы с мотивацией здоровых людей в процессе профилактики, а также зависимых от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в процессе лечения стали развиваться в последние десять лет, когда обнаружилась абсолютная очевидность того, что формирование мышления и образа жизни здорового человека, а также лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не приводит к позитивным результатам. В то же время стал очевидным факт, что люди, употребляющие психоактивные вещества или еще не переступившие этого порога, имеют право на помощь в формировании мотивационной готовности на лечение, изменение своего поведения, жизненного стиля и выздоровление.

Сформулируем основные положения, характеризующие мотивацию к позитивному изменению в наркологии.

1       Мотивация (побуждение) - первоначальный и ключевой элемент визменении поведения человека.

2       Мотивация имеет сложную многокомпонентную структуру.

3       Составные компоненты мотивации могут быть определены и измеренысовременными психодиагностическими методами.

4       Мотивация - не статическое состояние, а динамический процесс,колеблющийся во времени и пространстве в зависимости от состоянияличности и среды.

5 Мотивация находится под влиянием внешних и внутреннихвоздействий, причем ведущим, как правило, является внутреннее воздействие(внутреннее побуждение). Внешние воздействия выступают в виде «социальной почвы».

6       Мотивация может быть изменена.

         Мотивация на изменение поведения и жизненного стиля в целом можетизменяться под влиянием родителей, педагогов, врача, психолога, консультанта, социальной среды.

8       Стиль взаимодействия психолога всегда влияет на мотивацию кизменению.

9       Задача психолога - определить уровень мотивации человека кизменениям в его жизни и укрепить ее в позитивном на правлении.

10     Мотивация на изменение зависит от того, готов ли человек кизменениям и в какой степени.

Основные принципы, лежащие в основе формирования мотивации на позитивные изменения: Повышение осознания, Социальная поддержка, Высвобождение эмоций, Обязательства, или внутренний контроль, Внешний контроль, Поощрение. Наказание

В наркологии рассматриваются пять стадий изменения человека, идущего по пути преодоления проблемы зависимости от наркотиков. Каждая из этих стадий может быть предсказана или достаточно четко определена. Она занимает определенный период времени и задает серию задач, которые должны быть выполнены перед тем, как становится возможным переход на следующую стадию. Каждый предыдущий этап вовсе не обязательно ведет к следующему - на каждом из них возможно застревание. Но осознание всей последовательности стадий и понимание специфических задач на каждой из них позволит контролировать долгий путь изменений, идти по нему быстрее и эффективнее, с меньшими затратами и страданиями.

Однако путь развития и изменений должен пройти каждый человек, а не только зависимый от наркотиков. Особенно важно понимать, что такой путь - главнейшая, если не основная, составляющая подготовки специалистов в области профилактики и психотерапии зависимости от наркотиков. Именно изменение собственного поведения является не только моделью, но и функцией взаимодействия врача с пациентом, родителя с ребенком. Это взаимодействие в динамике развития.

Д. Прохазка и К.Ди Клементе выделяют шесть стадий изменения поведения. Однако шестая стадия - «завершение» - является теоретической. В наркологической практике используется пятистадийная модель.

1.  Стадия стабильного поведения (предваряющая). Готовность изменитьсуществующее положение вещей отсутствует.

2.  Размышление о необходимости изменения своего поведения.

3.  Подготовка. Совершение первоначальных небольших действий (шагов)по изменению своего поведения.

5. Сохранение результата. Осознание происходящих изменений и ихподдержка.

Неверно считать, что все изменения по стадиям выглядят линейно: предварительная стадия-размышления-подготовка- активные действия- сохранение результата-завершение. В реальности все происходит сложнее. Линейное движение возможно, но осуществляется не так уж часто. Большинство людей «срываются» в какой-нибудь точке, возвращаясь к стадии размышления, а иногда даже к предварительной стадии, после чего снова возобновляют свои попытки. Практика показывает, что человек, вставший на путь изменения себя, вынужден не один раз возвращаться к пройденным этапам. Преодоление непростого пути от стадии размышления до стадии сохранения результата требует непрерывной работы, выработки стратегий борьбы с рецидивами и правильного понимания процессов изменения. Несмотря на лучшие намерения, рецидив остается скорее правилом, чем исключением. При этом человек думает, что потерпел полный провал и все его тяжкие усилия потрачены впустую. Однако это - не движение по кругу, а восходящая спираль.

Теория жизненных навыков

Жизненные навыки - личные, межличностные и физические - позволяют людям контролировать и направлять свою жизнь, развивать умения жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую социальную среду. Данная теория базируется на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения. Этот теоретический подход был сформулирован на стыке двух этиологических теорий - теории социального научения А. Бандуры и теории проблемного поведения Р. Джессор. Первая связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая - с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте, в том числе употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.

Впервые профилактические программы развития жизненных навыков были разработаны Д. Ботвином и продолжают развиваться и совершенствоваться под его руководством. Цель этих программ - повысить устойчивость подростков к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, а также индивидуальную компетентность путем обучения личностным и социальным навыкам.

Программы развития жизненных навыков имеют три компонента.

Первый компонент - информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления.

Второй компонент представляет собой развитие самоуправляемого поведения, сфокусирозанного на выбранном жизненном стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников. Участники программ также обучаются различным техникам, редуцирующим тревогу, способствующим самоуправлению и релаксации, когда это необходимо.

Третий компонент - обучение различным социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, а также отказа от предложений употребить психоактивное вещество и отстаивания своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей.

Оценка эффективности профилактических программ, основанных на этом подходе, показала хорошие результаты. В сравнении с кругами подходами данная модель рассматривается, как имеющая шансы быть наиболее успешной. Этот подход хорошо разработан и демонстрирует в различных исследованиях постоянную эффективность с точки зрения формирования позитивных изменений в поведении молодежи. Отмечается редукция первого экспериментального курения, прекращение курения в начальной фазе аддикции. Полученные результаты свидетельствуют о существенных изменениях в знаниях и отношениях: повышается субъективный контроль над своим поведением, возрастает уверенность в себе и чувство самоэффективности от адекватных решений, принятых самостоятельно, и изменений жизненного стиля в сторону укрепления здоровья.

Главными достоинствами теории жизненных навыков являются концептуальная четкость и простота, эмпиризм и рациональность, высокая и наглядная эффективность методов.

Теория деятельности, альтернативнойнаркотизации

Теоретическая концепция альтернативы наркотикам базируется на следующих позициях:

· психологическая зависимость от наркотика является результатом егозаместительного эффекта;

· многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, -результат изменения настроения или сознания личности;

- люди не прекращают употреблять психоактивные вещества,улучшающие настроение, или искать удовольствия до тех пор, пока не имеютвозможности получить взамен что-то лучшее;

-        альтернативы наркотикам являются и альтернативами дистрессам идискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающемуповедению. В данном направлении подчеркивается важная роль среды и делается попытка уменьшить риск употребления наркотиков посредством развития специфической активности. Концепция альтернатив направлена на развитие осведомленности личности, ее значимых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности.

В целом выделяют четыре варианта программ альтернативной активности:

1.      Предложение специфической активности (например, путешествия сприключениями), которая предполагает преодоление различных препятствийсреды.

2. Комбинация специфических потребностей со специфическойактивностью (например, потребность в поиске ощущений, свойственнаялюдям, рискующим быть вовлеченными в употребление наркотиков илиалкоголизацию, удовлетворяется посредством занятий экстремальнымивидами сперта (прыжки с парашютом и т.д.).

3.      Поощрение участия во всех видах специфической активности.

4.      Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о своейжизненной позиции.

Данные программы особенно эффективны при работе с группами высокого риска употребления психоактивных веществ.

.3 Виды профилактики наркомании

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии. Основой концептуальной модели профилактики зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ являются рассмотренные выше превентивные подходы [Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1994]. Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов Сирота Н.А., Ялтонский В.М., личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, не специфической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей. В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирование числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье ч предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты

Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия - дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Контингенты воздействия - семья (родители); учителя; дети, подростки в школьных коллективах и вне их; дети, не посещающие школу; дети, лишенные семьи и постоянного места жительства.

Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Континенты воздействия - дети, подростки, молодежь в учебных заведениях и вне их; учителя; родители (семья).

Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

Контингенты воздействия - дети, подростки и молодежь в учебных коллективах и вне их; учителя; родители (семья).

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

воздействие средств массовой информации;

антинаркотическое обучение;

использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные просоциальные организации и т.д.);

проведение антинаркотических мотивационных акций;

организация деятельности социальных работников и волонтеров;

мозговой штурм;

- анализ конкретных историй жизни (случаев);

классная дискуссия;

драматические представления;

индивидуальные и групповые исследования;

индивидуальные и групповые выступления;

применение проектора с демонстрационными материалами;

просмотр видеоматериалов;

панельные дискуссии;

ролевое моделирование;

лекции учителя;

рабочие листки.

Психологические технологии первичной профилактики:

развитие личностных ресурсов;

формирование социальной и персональной компетентности;

развитие адаптивных стратегий поведения;

формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс • (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида - как фактор риска наркомании или алкоголизма

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.

Контингента воздействия - дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия - дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

формирование мотивации на изменение поведения;

развитие проблем-преодолевающего поведения;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Психологические технологии:

преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, рас познавание и модификация стратегии избегания);

анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентации когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействииоднако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведения третичной профилактики.

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Контингенты воздействия - лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингенты воздействия - лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Третья стратегия - осознание ценностей личности. Контингенты воздействия - лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля. Контингенты воздействия - лица, зависимые от алкоголя, нар котиков, других психоактивных веществ.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков

Контингенты воздействия - лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Шестая стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия - члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии

формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

осознание личных целей и путей их достижения;

осознание влечения и зависимости; i

формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

изменение жизненного стиля в целом;

развитие коммуникативной и социальной компетентности;

развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские    технологии        заключаются        в          грамотном

психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

профилактика в организованных общественных группах населения;

профилактика с помощью средств массовой информации;

профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

систематическая подготовка специалистов в области профилактики;-

мотивационная профилактическая работа;

профилактика рецидивов;

терапия социальной средой;

профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.

Таким образом, под девиантным поведением мы будем понимать - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

К основные формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику, но конкретно мы остановимся на наркомании

Наркомания - (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория.

Ученые разработали многие программы профилактики употребления наркотиков. В работе мы затронули самые важные. Это и теория мотивации, - которая нацелена на работу с мотивацией на позитивное изменение и развитие на всех этапах и стадиях жизни человека, а тем более его выздоровления.

Следующая теория-это теория жизненных навыков. Данная теория базируется на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения.

И последняя теория - это теория деятельности, альтернативной наркотизации. Концепция альтернатив направлена на развитие осведомленности личности, ее значимых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности.

В связи с программами профилактики употребления наркотиков, выделяют основные формы профилактики. Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных направлений. Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной.

2. Исследование

.1 Характеристика метода исследования и выборки

Наше исследование основывалось на социологическом анализе выявления форм профилактики наркотизации в старшем школьном возрасте на базе школы №13 г. Новокузнецка Новоильинского района.

В нашем исследовании сбор данных осуществлялся с помощью метода опроса (анкетирования). Выбор данного метода связан с организационной доступностью и оперативностью опроса.

Опрос - метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентами. Источником информации служит словесное или письменное суждение индивида. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистическими закономерностями и формулируются в виде вероятностных утверждений. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, - регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки и поведение людей, задавая им вопросы. Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности - анкетирование и интервью. Интервью - проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы. Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста.

Для реализации поставленных целей и задач, а также для подтверждения гипотезы была разработана анкета, включающая в себя 27 вопросов, из них: 6 открытых, 4 полузакрытых и 17 закрытых вопроса (5 с несколькими вариантами ответов и 14 с одним вариантом ответа).



Из них было опрошено 48% мальчиков и 52% девочек.


Среди респондентов преобладают люди в возрасте от 14 до 17 лет. Эта категория людей наиболее подвержена риску употребления наркотиков.


Так как проблема наркомании в современном обществе является важной, то мы решили выяснить, что же подразумевают старшеклассники под Наркоманией.


В результате мы получили, что 16,3% респондентов считают, что это зависимость, 14,2% считают, что это ужас и 13,2% респондентов считают , что это болезнь. Некоторые старшеклассники, а именно 8,2% думают, что наркомания это модная привычка.

В настоящее время о наркотиках можно узнать из разных источников. Мы задали такой вопрос, а откуда старшеклассники узнали о наркотиках и получили на него ответ.


Больше всего информации о наркотиках поступает из СМИ, на втором месте это информация поступает из фильмов, а на третьем- от друзей. Меньше всего информация поступает от педагогов.

Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня состовляет 13-14 лет, Так считают 46% старшеклассников. 38% респондентов думают что впервые подросток пробует наркотики в 15-16 лет. 16% опрошенных предполагают ,что знакомство с наркотиками происходит в 17-18 лет.


Употребление наркотиков среди молодежи, это проблема реально существующая. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.


% респондентов ответили, что это проблема реально существующая, 10% оветили,что такая проблема не существует и 10% вообще затруднились ответить. В анкете был поставлен вопрос о наиболее частых причинах употребления наркотиков, где мы увидели:


Первое место поделили две причины это жажда новых ощущений и желание уйти от проблем, так ответили 27,6% старшеклассников. 25,2% думают, что не менее важной причиной является любопытство. Есть еще одна причина это не отстать от других, так думают 11,4% респондентов.

На сегодняшний день наркомания захватила, как минимум , от 20 до 50% школьников. На вопрос: « Знаете ли Вы случаи употребления наркотиков среди школьников?» ответы расположились так:


% старшеклассников знают об употреблении наркотиков среди школьников. Это показывает то, что проблема наркомании стоит остро в современном обществе. 28% респондентов не знают о подобных случаях.

Скорее всего, когда подросток первый раз пробует наркотики он не в полной мере владеет информацией об их вреде. Так считают 52% опрошенных. 30% респондентов не думают, что прием наркотиков возникает из-за недостатка информации об их вреде.


Профилактика-это одна из ведущих мер устранения проблемы наркомании в современном обществе. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших. В нашей работе мы задали вопрос, а важна ли профилактика в работе с подростком.


% опрошенных считают, что профилактика важна, а 16% думают, что профилактика не нужна в работе с подростком.

Старшеклассникам нужно было попарно оценить, какие из двух форм профилактики являются эффективными в борьбе с наркоманией. Из полученных результатов, мы можем увидеть, что беседы спецалистов-наркологов занимает лидирующее положение. На втором месте распологается проведение классных часов. На нисших позицях стоят- это проведение театральных представлений и организация конференций по данной проблеме


Анализ полученных данных показал, что основными формами профилактики наркомании являются:


разработка наглядных материалов по данной проблеме, так ответило 30% респондентов, 24% к основным формам профилактики относят подготовку аудио-видео материалов. 18 % старшеклассников считают, что массовые шествия и акции являются основными формами профилактики.

Респондентам был задан вопрос о предложении профилактических мероприятий, которые могут сократить употребление наркотиков среди школьников. В результате мы получаем информацию о том, что 18% школьников предложили устраивать встречи с бывшими наркоманами. 14% респондентов предлагают просмотр фильмов по данной проблеме. 12% старшеклассников думают , что встречи с врачами наркологами могут сократить употребление наркотиков среди школьников. Данные результаты отражены на диаграмме.


По результатам анкетирования можно сделать вывод, что основными формами профилактики наркомании в школе №13 Новоильинского района являются:


классные часы, так ответило 33% респондентов, затем беседы специалистов-наркологов 21,5%, наглядные материалы 17,2%, театральные представления 11%, 7,5% старшеклассников отвечают, что конференции преобладают в качестве основных форм профилактики в школе.

Из анализа полученных данных, мы можем проследить с какой периодичностью проводятся формы профилактики наркомании в школе.


% респондентов ответили, что профилактика наркомании проводится 1 раз в пол года. 16% старшеклассников отметили, что 1 раз в месяц. 10% каждую неделю. Никогда не проводят антинаркотические мероприятия , отметили всего лишь 4% опрашиваемых.

В анкете содержится вопрос, а в каких формах профилактики наркомании участвовали лично Вы? Этот вопрос отражает нам, что 29% старшеклассников участвуют в классных часах. 16% респондентов принимают участие в театральных представлениях, что говорит о их творческом и креативном характере. 10% опрошенных участвуют в митингах посвященным проблеме наркомании. 9% старшекласников готовят наглядные материалы, а именно плакаты, рисунки на данную тему.


Многие респонденты играли различные роли в антинаркотических мероприятиях. 44% старшеклассников являются зрителями, 39% -это участники антинаркотических мероприятий. 17% опрошенных, были организаторами проводимых антинаркотических мероприятий.

Из всего вышесказанного и увиденного хочется сделать вывод, а что дают старшеклассникам эти проводимые атинаркотические мероприятия.


% школьников-старшеклассников отмечают, что проводимые антинаркотические мероприятия дают знания о вреде наркотиков и о их последствиях. Для 30% антинаркотические мероприятия-это знания о проблеме наркомании. 10% респондентов не получают никаких знаний от проводимых антинаркотических мероприятий в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕИОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия [Текст] / А.Л. Арефьев. // Социологические исследования. - 2002. - № 8. - С. 97-105.

.        Большой толковый социологический словарь [Текст] В 2-х т. Т.1. А-О. / Девид Джери, Дж. Джери - М.: Вече. АСТ, 2001. - 400 с.

. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. [Текст] / С.Б. Белогуров .- Спб.: Университетская книга, 1998.

. Валентик Ю.В. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. [Текст] / Ю. Валентик, Н.А. Сирота. - М., 2002.

.        Волков Ю.Г. Социология учебник для вузов [Текст] / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 2000. - 432 с.

. Гаврилова Т.П. Психологическая помощь детям и подросткам с девиантным поведением. [Текст] / Т.П. Гаврилова.- М., 1996.

.        Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Текст] / Я.И. Гилинский // Социология в России / под ред. В.А. Ядов. - 2-е изд. - М., 1998

. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». [Текст] / Я. И. Гилинский. - Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков [Текст] / А.Я. Гришко. // Социологические исследования. - 1990. - № 2. - С. 100-102.

. Дюркгейм Э. Самоубийство [Текст] / Э. Дюркгейм Социологический этюд. Пер. с фр. с сокр. / под ред. В.А. Базарова.- М.: Мысль. - 1994.-С. 399.

.        Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи [Текст] / Л.А. Журавлева. // Социологические исследования. - 2000. - № 6. С. 43-48.

.        Иванова Т.В. Отклоняющееся поведение и употребления подростками наркотиков [Текст] / Т.В. Иванова. // Социологические исследования. - 1992. - № 7. - С. 103-105. [Статья]

.        Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения [Текст] / Л.А Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 80 - 90.

. Латышев Г.В. Организация мероприятий по профилактике наркоманий. [Текст]/ Г.В. Латышев, М.А. Бережная.- СПб.: Центр профилактики наркоманий среди молодежи, 1997.

. Лисовский В.Т. Наркотизм как социальная проблема. [Текст] / В.Т. Лисовский, Э.А. Колесникова.- СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001-437с.

.        Мертон Р.К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р.К. Мертон // Альманах социальных исследований. - 1992. - №2. -С.89-105.

. Павлова Ю.С. Будущее без наркотиков. Курс профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в образовательных учреждениях. [Текст] / Ю.С. Павлова, Ю.А. Творогова.- СПб.: 1998.

. Пятницкая И.П. Подростковая наркология [Текст]/ И.П. Пятницкая, Н.Г. Найденова. - М., 2002.

. Радугин А.А. Социология: курс лекций. [Текст] / А.А. Радугин, К.А. Радугин // - М.: Центр, 2000.

. Руководство по наркологии. [Текст] / Под ред. Н.Н. Иванца.- В 2 т., - М., 2002.

. Сирота Н.Я. Конинг - поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков [ Текст] / Н.Я Сирота , Б.М Ялтонский // Обозр. психиатр, и мед. Психолог. - 1994. - № 1. - С 63-74.

. Сирота Н.А. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических программ [Текст] / Н.А. Сирота, Б.М. Ялтонский. // Вопросы наркологии. - 1996. - №4.- С. 59-67.

. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов Н.Ю. и Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В Виноградова.- 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник. - 2000. - 244 стр.

.Социология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.


Анкета для старшеклассников.

Уважаемые старшеклассники! Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании по организации профилактических мер в распространении наркотиков среди школьников г. Новокузнецка. При заполнении анкеты придерживайтесь следующих правил: внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант наиболее близкий Вам и отметьте его любым знаком. В каждом вопросе возможен только один вариант ответа, если не указано иное.

1)      Продолжите предложение.

Наркомания - это

2) Откуда вы впервые узнали о наркотиках? (возможны несколько вариантов ответов)

- от друзей

от лиц употребляющих наркотики

из фильмов

из СМИ

от родителей

от педагогов

другой источник

) Что представляет наибольшую опасность?

алкоголь

наркотики

никотин

) В каком возрасте, по Вашему мнению, чаще всего подросток пробует наркотики в первый раз?

) Как Вы относитесь к людям, употребляющим наркотики?

нормально, они такие же люди, как мы.

безразлично, так как употреблять наркотики - это личное дело каждого.

отрицательно, считаю, что они не могут быть членами общества.

затрудняюсь ответить.

) Считаете ли Вы, что употребление наркотиков среди молодежи проблема реально существующая?

да

нет

затрудняюсь ответить.

) Какие на Ваш взгляд наиболее частые причины употребления наркотиков? (возможны несколько вариантов ответов)

любопытство

жажда новых ощущений

желание не отстать от других

желание испытать себя

желание уйти от проблем

другие причины

) Знаете ли Вы случаи употребления наркотиков среди школьников?

да

нет

затрудняюсь ответить.9) Насколько широк круг людей, с которыми Вы общаетесь в свободное время?

у вас много друзей

у вас мало друзей

у вас нет друзей

10) Где Вы чаще всего встречаетесь с друзьями? (возможны несколько вариантов ответов)

- у себя дома

дома у друзей

в кафе, баре

в школе

на улице во дворе

другое

)Среди ваших знакомых есть подростки, употребляющие наркотики?

да

нет   

затрудняюсь ответить.

) Как Вы считаете, прием наркотиков возникает из-за недостатка информации об их вреде?

да

- нет 

- затрудняюсь ответить

) Как Вы считаете, профилактика наркомании важна в работе с подростком?

да

- нет 

- затрудняюсь ответить

14) На Ваш взгляд, какие основные формы профилактики наркомании? (возможны несколько вариантов ответов)

- разработка наглядных материалов по данной проблеме

подготовка аудио-видио материалов

массовые шествия, акции

театральные представления

организация конференции

) С Вашей точки зрения, какие из форм профилактики являются наиболее эффективными в борьбе с наркоманией? (проранжируйте. в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю очередь)

беседы специалистов-наркологов

различные акции, посвященные проблеме наркомании

классные часы

организация конференции по данной проблеме

) Предложите профилактические мероприятия, которые могут сократить употребление наркотиков среди школьников?

) Оцените попарно, какие из двух форм являются наиболее эффективными? (Подчеркнуть нужное)- беседы специалистов-наркологов или проведение классных часов

проведение классных часов или организация конференции по данной проблеме

конференции по данной проблеме или театральные представления

) Как Вы считаете, какие из двух форм являются наиболее эффективными в борьбе с наркоманией? (оцените попарно, подчеркните нужное)

театрализованные представления или разработка наглядных материалов

театрализованные представления или массовые шествия, акции;- театрализованные представления или беседы специалистов-наркологов

) Какие формы профилактики преобладают в Вашей школе?

) Как часто в Вашей школе проводятся антинаркотические мероприятия?

каждую неделю

1 раз в неделю

1 раз в пол года

никогда не проводят

другое

)В каких формах профилактик наркомании участвовали лично Вы ?

) Какую роль играли Вы в антинаркотические мероприятиях? (возможны несколько вариантов ответов)

организатор

зритель

) Что дают Вам эти проводимые антинаркотические мероприятия у Вас в школе?25) В какой школе Вы учитесь?26) Сколько Вам лет?

) В каком классе Вы учитесь?

) Ваш пол?

мужской

женский

Благодарим за участие!

Похожие работы на - Формы профилактики наркотизации, проводимые в старшем школьном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!