Управление нововведениями в организации
Управление нововведениями
в организации
Введение
Организационное поведение - это поведение работников,
вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы,
темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам.
Эти процессы, с одной стороны, направляются усилиями руководителей всех звеньев
управления, а с другой - реализуются в поведении непосредственных участников,
т.е. работников разного управленческого уровня.
Актуальность темы.
Актуальность изменений и нововведений обусловлена
необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды,
к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях
рыночной экономики. Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается
примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество
новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию
важности задач управления преобразованиями.
Объект исследования - ИП Зверева Л.Ю.
Предмет исследования - конкретные закономерности
управления нововведениями в организации.
Цель данной работы состоит в анализе
управления нововведениями в организации (на примере ИП Зверева Л.Ю.).
Для достижений этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть понятие изменений и нововведений.
. Исследовать общую характеристику организации
. Проанализировать нововведения в организационном
поведении в ИП Зверева Л.Ю.
. Рассчитать экономический эффект нововведений.
1. Понятие изменений и нововведений
нововведение
социальный управление
Под изменениями и нововведениями в организационном поведении
понимается процесс обновления (преобразования) организации, основанный на
внедрении инноваций в организационные процессы.
Основными объектами организационных изменений и нововведений
являются:
- цели деятельности персонала и организации
в целом;
- структура управления организацией;
- технология и задачи трудовой деятельности
персонала;
- состав персонала.
Незначительные корректировки основных параметров
организационной среды (структура, задачи, процессы, персонал и др.)
рекомендуется проводить в организации регулярно, крупные - с периодичностью
один раз в четыре-пять лет. Цель изменений - осуществление прогрессивных
преобразований для перевода организации в высокоэффективное состояние.
Причины организационных изменений и нововведений могут быть
экономическими, идеологическими, организационными, информационными, кадровыми и
др. Наиболее распространенными являются изменение внешних условий работы
(действия конкурентов), появление прогрессивных технологий решения
управленческих задач (автоматизация и компьютеризация), бюрократизация аппарата
управления (увеличение управленческих расходов).
Диагностические признаки, определяющие необходимость
изменений, могут быть прямыми и косвенными: ухудшение или стабилизация
показателей эффективности работы организации, проигрыши в конкурентной борьбе,
пассивность персонала, неаргументированный протест против любых инноваций,
отсутствие процедуры отмены неэффективных управленческих решений, разрыв между
формальными обязанностями персонала и его конкретной работой, высокая частота
наказаний при отсутствии поощрений и др.
Т.И. Захарова предлагает подразделять нововведения на 3
группы:
) технико-технологические (новые оборудования,
приборы, технологические схемы и т.д.);
) продуктные (переход на выпуск новых изделий,
материалов);
) социальные, к которым относятся:
- экономические (новые материальные стимулы,
показатели системы оплаты труда);
- организационно-управленческие (новые
организационные структуры, формыорганизации труда, выработки решений, контроля
за их выполнением и т.д.);
- собственно социальные, то есть
целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров,
мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например,
наставничество, создание новых общественных органов и т.д.);
- правовые, главным образом выступающие как
изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве
Иногда экономические, организационные, правовые нововведения
объединяются понятием «управленческие».
Возможные положительные воздействия нововведений:
- снижение издержек;
- снижение вредности труда;
- повышение квалификации и др.
Возможные отрицательные воздействия нововведений:
- финансовые затраты на их проведение;
- снижение эффективности работы на начальном
этапе;
- социальная напряженность и др.
Для успешного осуществления преобразования необходимо
анализировать их причины, объекты, положительные и отрицательные стороны, четко
формулировать цели и только затем проводить изменения.
Любые нововведения как определенные изменения в трудовом
процессе неизбежны, поскольку обусловлены, главным образом, объективными
факторами. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что реорганизация не самоцель,
а средство реализации новых задач и направлений деятельности.
Реорганизация предприятия может осуществляться в различных
формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование,
сокращение, перепрофилирование. При каждом из указанных видов происходит
соответствующая перестройка системы управления, которая влечет за собой
изменения в структуре, технологиях, кадрах, органиационной культуре и других
существенных параметрах функционирования организации.
Управление изменениями в организации следует рассматривать в
двух аспектах: тактическом и стратегическом. С тактической точки зрения
управление изменениями означает возможность провести их в адекватные сроки,
достичь поставленных целей, снизить сопротивление изменениям, повысить к ним
адаптацию работников. В стратегическом контексте управление изменениями
означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы
они стали привычными и ожидаемыми для всего персонала организации. Именно
обеспечение стратегического управления изменениями может привести к
существенному повышению конкурентоспособности организации.
Таким образом, приоритетной целью изменений и нововведений
следует считать достижение более высоких результатов, освоение передовых
средств и приемов труда, устранение рутинных операций, осуществление
прогрессивных изменений в системе управления.
2. Общая характеристика предприятия
Наименование рассматриваемого предприятия: Индивидуальный
предприниматель Зверева Л.Ю. Сокращённое: ИП Зверева Л.Ю.
Государственная регистрация и дальнейшая деятельность
индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
№129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также
отдельными постановлениями Правительства РФ.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица с момента государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя.
Важной особенностью осуществления предпринимательской
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что
гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом,
за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть
обращено взыскание.
Юридический
адрес: 603019, г. Нижний Новгород, просп. Кораблестроителей, 5.
Виды и направления производственной деятельности:
·
разработка,
производство и продажа изделий автоэлектроники,
·
услуги
населению по ремонту, отладке и установке изделий автоэлектроники.
Основные виды продукции: контролёр КМ-101, КМ-102, КМ-103.
Миссия ИП Зверева Л.Ю.: «Разработка и
производство изделий автоэлектроники, сочетая доступность и качество,
отвечающее международным стандартам».
Генеральная цель: «Долгосрочное
конкурентное преимущество на региональном рынке автоэлектроники».
Основные поставщики ИП Зверева Л.Ю.: Siemens, STMicroelectronics, ООО «ЭЛКАР», ООО
«Гамма-СПо».
Поставка изделий ИП Зверева Л.Ю. на автозаводы осуществляется
по заключенным договорам поставок, владельцам частных автомобилей - через
центры автотехобслуживания.
3. Анализ нововведений в организационном
поведении в ИП Зверева Л.Ю.
Важнейшая проблема ИП Зверева Л.Ю. - отсутствие службы
маркетинга, имеющей реальную возможность координировать деятельность других
подразделений данного предприятия, ориентируя их на требования рынка. В
настоящее время отмечается не регулярное выполнение отдельных маркетинговых
функций специалистами отдела сбыта.
Проведение мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта
позволит существенно увеличить в ИП Зверева Л.Ю. валовый доход, а службе
маркетинга - «оправдать» собственную необходимость и эффективность, и покрыть
первичные расходы на собственное формирование и содержание.
Служба маркетинга ИП Зверева Л.Ю. должна поддерживать и
развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь признаки
функциональной организации.
Наиболее полно приведенным требованиям отвечает
функциональная организация службы маркетинга, представленная на рис. 2
В предлагаемой оргструктуре директор по маркетингу и продажам
руководит отделом маркетинга ИП Зверева Л.Ю., организует и управляет всей
деятельностью завода в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта.
Функционально он входит в состав совета директоров завода и подчиняется
непосредственно генеральному директору. Ему напрямую подчинены специалисты
отдела маркетинга, а в специальном отношении - директора подразделений и служб,
выполняющие маркетинговые функции и задачи на заводе.
Специалист маркетингового планирования и контроля отвечает за
стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности завода. Он
осуществляет контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями завода,
которые структурно не входят в состав отдела маркетинга. На него же возложена
задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности на
предприятии.
Специалист маркетинговых исследований отвечает за
планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов
маркетинговых исследований, проводимых отделом маркетинга. При этом, сферой
исследований может выступать любой элемент как внешней та и внутренней
маркетинговой среды предприятия. При необходимости, этот специалист может
привлекать внешние ресурсы (компании) к проведению маркетинговых исследований.
Специалист экономического анализа и ценовой политики
осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия. При
этом в его задачу не входят задачи финансового анализа и планирования
деятельности. Он определяет ценовую политику компании, политику скидок,
составляет прайс-листы компании.
Специалист рекламы и стимулирования сбыта, предназначен для
планирования, организации и контроля рекламной деятельности завода,
деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На него
возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей предприятия.
Специалист управления товарными марками отвечает за
координирование всего комплекса маркетинга торговых марок и определение
товарной политики завода по каждой товарной марке.
Предложенная структура отдела маркетинга и уровень полномочий
его сотрудников максимально адаптированы к особенностям и потребностям ИП
Зверева Л.Ю. на данном этапе деятельности. Не исключено, что в процессе
внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции отдельных
подразделений.
Необходимо отметить, что на первом этапе развития службы
маркетинга в ИП Зверева Л.Ю. будет происходить экстенсивный рост связей отдела
маркетинга с подразделениями предприятия. Взаимодействие с субъектами
управления возможно будет ограничиваться сбором исходной информации,
соответствующей ее интерпретацией и передачей отчетов высшему руководству.
Поэтому перед службой маркетинга необходимо поставить более
широкую задачу: стратегические вопросы, например исследование рынка,
конкурентов и т.д. Тогда экстенсивный рост контактов отдела маркетинга с
другими подразделениями может послужить катализатором для возникновения новых
качественных свойств такого взаимодействия и появления эффекта синергии за счет
этих контактов.
В качестве перспективного направления интенсификации взаимодействия
можно рассматривать установление наряду с вертикальными горизонтальных связей
(часто неформальных). Это позволяет создать условия для взаимовыгодного
сотрудничества отдела маркетинга с различными подразделениями. Например, для
отдела сбыта ИП Зверева Л.Ю. такое взаимодействие может быть представлено в
табл. 1.
Таблица 1. Форма взаимодействия отдела маркетинга и сбыта в
ИП Зверева Л.Ю.
Функции
|
Мотивация
отдела сбыта
|
Отдел
маркетинга
|
Отдел сбыта
|
|
Сбор и анализ
отчетов по продажам; выявление причин ухода отдельных клиентов; разработка
планов продаж
|
Подготовка
отчетов по продажам
|
Получение
информации: о динамике продаж; о темпах роста или спада продаж по отдельным
клиентам; о рентабельности заказов
|
Опрос текущих
потребителей; анализ рекламаций
|
Предоставление
контактной информации
|
Получение
информации: о причинах ухода; о мотивации клиентов при совершении покупок
|
Опрос
потенциальных потребителей
|
Совместный
анализ возможности выхода на новые рынки
|
Перспектива
экстенсивного роста объемов продаж
|
Анализ цен
конкурентов; разработка прайс-листов
|
Совместный
анализ полученных результатов
|
Возможность
увеличения выручки за счет повышения или снижения цен
|
Продолжение
таблицы 1
|
Проведение
анкетирования и опроса персонала; разработка программ мотивации
|
Участие в
проводимых опросах
|
Возможность
повышения заработной платы; получения дополнительного материального и
нематериального вознаграждения
|
Создание
рекламных материалов и сообщений
|
Содействие в
подготовке соответствующей информации
|
Получение новых
заказов; расширение клиентской базы и возможность выхода на новые рынки сбыта
|
Разработка
программ подготовки к выставкам, рекламным акциям
|
Участие в
совместных тренингах, семинарах
|
|
Регистрация
заказов, полученных после проведения рекламных мероприятий
|
Обработка заказов,
полученных отделом маркетинга
|
|
Анализ
полученной информации; корректировка программ продвижения
|
Регистрация
новых клиентов - контакты, источник, из которого узнали о компании
|
Дополнительное
премирование
|
4. Экономический эффект нововведений и их
социальные последствия
Рассчитаем экономический эффект предложенных направлений
совершенствования маркетинговой деятельности ИП Зверева Л.Ю.
1. Затраты на обучение.
При создании службы маркетинга важнейшим является вопрос
обучения кадров. Мы предлагаем пригласить преподавателей и провести курсы
повышения квалификации специалиста-маркетолога без отрыва от производства, на
которых будут обучаться по одному представителю от каждой группы из
предложенной нами службы маркетинга.
Затраты на обучение (6 чел. по 5000 руб.) составят:
Sобуч. = 6*5000 = 30000 руб.
2. Затраты на автоматизацию маркетинга.
ИП Зверева Л.Ю. мы предлагаем приобрести программу для
автоматизации маркетингового учета, анализа и планирования - Marketing
Analytic.
Программный комплекс Marketing Analytic является
полнофункциональной системой, предназначенной для решения задач, возникающих в
процессе учета маркетинговой деятельности (включая учет продаж), маркетинговом
анализе, включающем обработку результатов маркетинговых исследований (внешних и
внутренних факторов), а также в процессе разработки стратегического и
оперативного планов маркетинга, приводящем к построению и контролю
маркетинговых бюджетов (бюджет продаж и коммерческих расходов).
Система включает следующие модули:
– C-Commerce:
инструментарий учета, краткосрочного планирования и бюджетирования
маркетинговой деятельности предприятия.
– Analyzer: инструмент
анализа продаж и маркетинговой деятельности по многим измерениям (клиентам,
товарным группам, каналам сбыта, конкурентам) и их аналитическим признакам.
– Predictor:
специализированный инструмент практического прогнозирования, нацеленный на
решение задач прогноза сбыта продукции на конкурентных рынках.
– Portfolio: инструмент
стратегического анализа и планирования маркетинга.
– Geo: инструмент
пространственного анализа данных с помощью цифровых географических карт.
Система автоматизации маркетинга позволит:
– наглядно представить
процессы маркетинга, их изменения, обеспечить их прозрачность и эффективность;
– упростить документооборот,
формировать оперативную аналитику для руководителей (измерять результаты и
показатели);
– контролировать целевое
использование бюджета на маркетинг;
– сократить издержки, и
ошибки, вызванные человеческим фактором;
– оперативно управлять маркетинговыми
и рекламными проектами;
– упростить сбор и анализ
данных (исследований, акций, мерчандайзинга, торговых точек и др.);
– отслеживать активность
конкурентов;
– создать эффективное
взаимодействие между отделами;
– увеличить рациональность
использования рабочего времени;
– повысить
производительность каждого звена процесса.
Стоимость лицензионной программы Marketing Analytic - 3330
руб. (с доставкой).
Sавт. = 3330 руб.
3. Затраты на рекламный раздаточный материал.
В научной литературе отмечается: «Одна из важнейших задач
рекламодателей при медиа-планировании заключается в том, чтобы передать
рекламную информацию наибольшему количеству потенциальных потребителей при
наименьших финансовых затратах».
) Sк.к - затраты на создание карманного календаря (полноцветная
печать, ламинированные, закругленные углы): 1000 шт. по 4 руб.к.к =1000 шт. х 4
= 4000 руб.
) Sк.д. - затраты на календари «домики» с перекидными
листами: 500 шт. по 35 руб.: Sк.д. = 35х500=17500 руб.
) Sр.л. - затраты на ручки с логотипом ИП Зверева Л.Ю. (2
цвета): 1000 шт. по 4,2 руб.: Sр.л. = 4,2*1000 = 4200 руб.
) Sп - затраты на пакеты полиэтиленовые (с донной складкой,
прорубной ручкой) с логотипом компании: 1000 шт. по 10,0 руб.л. =
10,0*1000=10000 руб.
4. Затраты на фасадную рекламу (Sф.р.) - объёмные буквы с
подсветкой: 24750 руб.
Итого затраты составят:рекл. =
30000+3300+4000+17500+4200+2500+10000+24750 = 96250 руб.
В результате проведённых мероприятий ожидается рост продаж
как минимум на 20% (табл. 2).
Таблица 2. Динамика показателей ИП Зверева Л.Ю.
№ п/п
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
До рекомендаций
|
После
рекомендаций
|
1
|
Средняя
стоимость изделий
|
руб.
|
5400
|
5400
|
2
|
Объём
|
шт.
|
1061
|
1273
|
3
|
Выручка
|
руб.
|
5729400
|
6874200
|
4
|
Затраты
|
руб.
|
4320666
|
4752732
|
5
|
Маркетинговые
затраты
|
руб.
|
2000
|
96250
|
6
|
Прибыль от
продажи продукции
|
руб.
|
1406734
|
2025218
|
7
|
Налог на
прибыль
|
руб.
|
281346,8
|
405043,6
|
8
|
Чистая прибыль
|
руб.
|
1125387,2
|
1620174,4
|
9
|
Рентабельность
|
|
32,5
|
41,8
|
Экономический эффект в результате предложенных мероприятий
составит: 1620174,4-1125387,2=494787,2 руб.
Рентабельность затрат повысится на 9,3% (41,8-32,5) (рис.).
Затраты на проведение мероприятий окупятся за 1 месяц.
Динамика рентабельности затрат в результате предложенных
мероприятий
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать
следующие выводы.
Приоритетная цель изменений и нововведений в организации -
достижение более высоких результатов, освоение передовых средств и приемов
труда, устранение рутинных операций, осуществление прогрессивных изменений в
системе управления.
Проведённый анализ показал, что важнейшая проблема ИП Зверева
Л.Ю. - отсутствие службы маркетинга, которая бы координировала деятельность других
подразделений данного предприятия, ориентируя их на требования рынка.
Наше предложение - изменение организационной структуры ИП
Зверева Л.Ю. путём выделения маркетинговой службы в самостоятельное
подразделение.
В результате проведения обучения персонала ИП Зверева Л.Ю.
основам маркетинга, автоматизации процесса маркетинга, организации рекламных
кампаний в ИП Зверева Л.Ю. увеличится валовый доход, а служба маркетинга -
«оправдает» собственную необходимость и эффективность, и покроет первичные
расходы на собственное формирование и содержание.
В результате внедрения предложенных мероприятий экономический
эффект составит: 494787,2 руб. Рентабельность затрат повысится на 9,3%.
Социальные последствия реализации нововведений для
рассматриваемого предприятия. Это:
– повышение
содержательности труда;
– реализация и развитие
индивидуальных способностей сотрудников;
– повышение
конкурентоспособности персонала;
Список литературы
нововведение
социальный управление
1. Захарова
Т.И. Организационное поведение. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.
2. Ишина
И.В., Белогородский А.А. Экономическое обоснование инвестиций в рекламу:
эффект, эффективность, результативность. // Аудит и финансовый анализ. - 2006.
- №4.
3. Красовский
Ю.Д. Организационное поведение. - М., 2011.
. Хохлова
Т.П. Организационное поведение. - М., 2005.
5. Арутюнова
Л.М., Пирогова Е.В. Теория организации: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ,
2007.
. Мункоев
А.К. Организационное поведение. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2009.
. Дорофеев
В.Д., Шмелёва А.Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: Учебное пособие.
- Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2012.