Планирование производственно-хозяйственной деятельности
Содержание
1.
Система показателей плана производственно-хозяйственной деятельности
2.
План материально-технического обеспечения
Задача
(Вариант 5)
Список
использованной литературы
1. Система показателей плана
производственно-хозяйственной деятельности
Исходными данными для разработки плана
производственно - хозяйственной деятельности промышленного предприятия являются
[3]:
данные расчетов производственной мощности
предприятия;
договора с заказчиками и другими предприятиями;
протоколы согласований объемов работ;
титульные списки;
графики выдачи проектно-сметной документации:
а) проект организации производства;
б) проект производства работ;
в) смета затрат производства;
графики выдачи в монтаж оборудования и
материалов, поставляемых заказчиком;
ведомость объемов работ;
распределение объемов работ по исполнителям.
В плане производственно - хозяйственной
деятельности содержатся следующие основные показатели объем реализации
продукции;
объем товарной продукции;
номенклатура продукции (план производства продукции
в натуральном выражении).
Основным показателем общего объема продукции
является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и
неизменных ценах.
Наряду с этим основным показателем для
планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных
показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной
продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех
изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной
продукции изделия зачисляются после того, как они полностью закончены
обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в
соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой
продукции. Товарная продукция - это продукция, изготовленная за соответствующий
период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной
продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена. Поэтому величина
товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной
деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот объем,
является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая
сумма товарной продукции и изменения стоимости остатка незавершенного
производства за соответствующий период. Если за этот период величина
незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине
будет больше товарной и, наоборот [5].
Как товарная, так и валовая продукция может быть
выражена либо в текущих ценах (то есть ценах, действующих в соответствующий
период), либо в неизменных (стабильных) ценах. В практике планирования и учета
на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для
обоснования финансовых результатов деятельности предприятия. На ее основе
разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по
реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило,
выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение
показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики.
Этим целям более соответствует применения неизменных цен.
Реализованная продукция - это продукция,
изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав реализованной
продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий
период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой
стороны, часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот
есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на
конец периода.
Таким образом, реализованная продукция может
быть определена как товарная продукция, увеличенная на величину входных и
уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров
отгруженных.
Показатели планового объема производства
определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном
выражении.
Таким образом, наиболее значимыми показателями
производственной программы промышленного предприятия выступают [6]:
ввод в действие производственных мощностей. Это
показатель характеризует конечные результаты;
объем продукции, подлежащей реализации.
. План материально-технического обеспечения
В условиях функционирования рыночных отношений
предприятия изучают конъюнктуру рынка, возможности потенциальных партнеров,
движение цен и на их основе организуют материально-техническое обеспечение
собственного производства, приобретая ресурсы на рынке товаров и услуг.
Приобретение ресурсов осуществляется на основе договоров либо непосредственно у
производителей, либо во взаимодействии с посредническими организациями, на
товарных биржах, ярмарках и аукционах по свободным ценам.
В организации обеспечения предприятия
материальными ресурсами ведущая роль принадлежит плану материально-технического
снабжения, определяющему потребность в ресурсах на плановый период и источники
ее покрытия.
Существует несколько классификаций планов МТО
[2].
. По длительности планового периода:
текущие планы;
перспективные планы.
. По стадии разработки:
предварительные планы;
окончательные планы.
. По масштабу действия:
планы предприятий;
планы структурных подразделений, цехов.
Целью разработки плана МТО является оптимизация
потребности предприятия в материально-технических ресурсах и ее удовлетворения.
Задачами плана МТО являются:
своевременное и полное удовлетворение
потребности предприятия в материально-технических ресурсах;
обеспечение высокого качества поставляемых
ресурсов;
минимизация затрат на приобретение, доставку и
хранение товароматериальных ценностей;
определение оптимальных сроков поставки и
размеров партий приобретаемых материальных ресурсов;
определение оптимального уровня запасов
материально-технических ресурсов;
разработка политики экономии материальных
ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья,
опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов
продукции и технологий.
Планирование материально-технического снабжения
включает анализ снабжения в предплановом году, выявление недостатков и путей их
устранения, формирование плана снабжения на предстоящий год, организацию и
контроль за его выполнением, анализ выполнения плана. Годовой план состоит из
двух взаимосвязанных, сбалансированных частей: потребности во всех видах
материальных ресурсов и источники покрытия потребности. Работа по обеспечению
производства материальными ресурсами не завершается разработкой годового плана.
Необходимо обеспечить выполнение плана и, кроме того, обеспечивать потребности
предприятия в условиях отклонений от плана производства и реализации продукции
из-за нарушений поставщиками сроков поставки материалов и т.д. Поэтому на
предприятиях, кроме годовых планов материально-технического снабжения,
разрабатываются квартальные планы, в которых детализируются показатели годового
плана и учитываются изменения, происшедшие в течение года. Каждое предприятие
является одновременно и потребителем, и поставщиком. На основе договоров с
поставщиками предприятие составляет план материально-технического обеспечения
своего производства, а на основе договоров с заказчиками - план сбыта
продукции, поставки ее потребителям (заказчикам) - другим предприятиям,
организациям материально-технического снабжения или оптовой торговли.
Исходной информацией для разработки плана МТО
являются данные плана производства и сбыта продукции, объемы на
ремонтно-эксплуатационные нужды, объемы по изготовлению технологической
оснастки и инструмента, объемы работ по плану развития науки и техники,
нормативы расхода материальных ресурсов. Разработка плана МТО предприятия осуществляется
в два этапа. На первом из них составляется проект плана в форме заявок,
содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. На
втором этапе проект плана МТО корректируется на основе уточненной
производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и
проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода материалов и
производственных запасов, фактических остатков материалов на складе.
Разрабатываются планы МТО отделами снабжения
предприятий. В этой работе также участвуют плановый, производственный отделы,
отделы главного механика и главного энергетика и др.
План материально-технического обеспечения
представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена
потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников
удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО - это важнейшая
часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее
экономического развития. Стоимость необходимых для потребления ресурсов
определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов
[3]:
цен оптовых поставщиков. Они определяют величину
предложения первичных продавцов - владельцев ресурсов и стоимость единицы
сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;
железнодорожных тарифов, которые играют
немаловажную роль при определении фактической цены приобретаемого сырья. Они
также находят свое отражение в конечных ценах и определяют величину
себестоимости доставки;
снабженческо-сбытовой организации, которая
перекупает у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их по
завышенным ценам. В них она включает стоимость собственных услуг
посредничества. Таким образом, ее прибыль составляет разницу между оптовой
ценой ресурсов и ее собственной;
издержек по таре, которые включают все денежные
затраты, связанные с упаковкой;
расходов по доставке на предприятие - это
денежные средства, которые организация оплачивает за доставку непосредственно
на склад предприятия или непосредственно в его подразделения (цеха) для
последующей обработки.
Номенклатура-ценник - наиболее полный документ
предстоящих расходов. Благодаря его наличию организация соотносит необходимое с
возможным и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет
удовлетворить потребности производства и в то же время будет оптимальной по
цене. Условиями разработки обоснованных планов материально-технического
обеспечения являются прогрессивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода
оборотных средств - это наибольшая цена, ее максимально допустимая величина,
которая устанавливается в соответствии с определенными производственными
условиями материальных затрат на производство единицы продукции.
Задача (Вариант 5)
Показатели
|
Варианты
|
|
5,15
|
Планируемый
объем продукции: за год, тыс. изделий цена 1 изделия, руб.
|
1400
240
|
Остатки
продукции на складе: на начало года, тыс. изделий на конец года, тыс. изделий
|
100
50
|
Услуги
промышленного характера, тыс. руб.
|
Себестоимость
1 изделия, руб.
|
200
|
На основе информации, приведенной в таблице,
определить:
Планируемую годовую балансовую прибыль по
предприятию.
Построить график обеспечения безубыточной работы
предприятия (условно-постоянные расходы в себестоимости составляют 58%).
Решение:
Определим планируемый объем реализации
продукции: 1400 тыс.изд. + 100 тыс.изд. - 50 тыс.изд. = 1450 тыс.изд.
Определим себестоимость планируемого объема
реализации изделий: 1450 тыс.изд. * 200 руб. = 290000 руб.
Определим объем выручки от планируемого объема
реализации изделий: 1450 тыс.изд. * 240 руб. = 348000 руб.
Определим общую сумму прибыли: (348000 руб. -
290000 руб.) + 10000 руб. = 68000 руб.
Уровень условно - постоянных расходов в
себестоимости - 58% = 290000 руб. *0,58 = 168200 руб.
Следовательно переменные расходы равны: 290000
руб. - 168200 руб. = 121800 руб.
Переменные расходы на единицу продукции = 121800
руб. / 1450 тыс.изд. = 84 руб.
Определим точку безубыточности:
-объем продаж за расчетный период,
З - постоянные затраты за расчетный период,
Ц - цена реализации единиц продукции,
Зпер. - переменные затраты в единицу продукции=
168200 руб./(240 руб. - 84 руб.) = 1078,2 тыс.изд.
Ниже графически представим точку безубыточности.
Графический способ
Вправо от точки - это зона прибыли. Влево от точки
- зона убытка.
Список использованной литературы
планирование производственный
снабжение прибыль
1.
Ансофф И. "Стратегическое управление" [Текст] / И. Ансофф - М.:
Экономика, 2005- ISBN 5-0039-2933
.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: [Текст] / Т.Б. Бердникова - Учеб. Пособие. - М., 2007. - ISBN
51-2029-1993
.
Бернстайн Л.А. Планирование на предпиятии.[Текст] / Л.А. Бернстайн -М.: Финансы
и статистика, 2003. - ISBN 529-10029-102
.
Бляхман Л.В Предпринимательство в России. Экономика и организация [Текст].Л.В.
Бляхман - СПб, СПб ГУ, 2007. - 384с. - ISBN 5-205-54110-10
.
Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента [Текст] Л.В.
Бляхман Уч. пос. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 380 с. - ISBN 5-882-10293-1
.
Бородина Е.И. Планирование и прогнозирование:[Текст] / Е.И. Бородина - Учебное
пособие / Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. 300с. - ISBN 5-392-2019-12
.
Васин Ф.П. Системы организации управленческого учета: стандарт-кост, нормативный
учет, директ-кост [Текст] / Ф.П. Васин - Бухгалтерский вестник, 2007.-356с. -
ISBN 5412-203-1029