Технологии социальной работы с девиантными подростками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технологии социальной работы с девиантными подростками

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в России остро стоит проблема девиантного поведения подростков, об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. С 2009 года по 2010 год число преступлений совершённых несовершеннолетними и при их соучастии увеличилось на 7,4 процента и составляет 16,3 тысячи преступлений на второй квартал 2010 года. Об остроте данной проблемы в нашем регионе свидетельствуют следующие данные: в Челябинской области на 2009 год было зафиксировано 3382 преступления совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, это меньше чем в 2008 году (3639 преступлений). Однако, если сравнивать с другими регионами равными Челябинской области по численности населения мы можем проследить, что проблема девиантного поведения подростков в нашем регионе является более выраженной. Так в Республике Татарстан (на 2009 год - 3769 тыс. жителей) 2100 преступлений в год, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, тогда как в Челябинской области (на 2009 год - 3508 тыс. жителей) - 3382 преступлений в год, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, это на 1282 преступления больше.

Для преодоления данной проблемой в регионе используются различные технологии социальной работы с девиантным поведением подростков. Примером может служить деятельность Центра социального сопровождения «Компас» [40] и других учреждений социальной помощи населению. Однако приведённые данные свидетельствуют о неэффективности технологий социальной работы с девиантными подростками, используемых в регионе.

Неэффективность данных технологий определяется тем, что социальная работа как наука и вид профессиональной деятельности в России появилась сравнительно недавно (90-е годы ХХ века), поэтому, не смотря на наличие собственных методов работы с девиантными подростками, используется опыт таких наук как: социология, психология, девиантология, педагогика и юриспруденция. Весьма обширный выбор технологий работы с девиантными подростками не только расширяет пути решения проблемы, но и оказывает негативное воздействие на социального работника, «путая» его при принятии решения и затмевая первичное деталями выбора.

Таким образом, необходимо изучить технологии социальной работы с девиантными подростками и проанализировать их применение в учреждениях социальной помощи города.

Объект: девиантные подростки

Предмет: технологии социальной работы с девиантными подростками.

Цель: проанализировать технологии социальной работы с девиантными подростками применяемые в учреждениях социальной поддержки г. Челябинска.

Задачи:

рассмотреть девиантное поведение как социальное явление;

описать особенности девиантного поведения подростков;

рассмотреть технологии социальной работы с девиантными подростками;

разработать программу исследования;

исследовать организации социальной помощи, работающие с проблемой девиантного поведения подростков г. Челябинска

проанализировать технологии социальной работы с девиантными подростками, используемые организациями социальной помощи в г. Челябинске.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

.1 Девиантное поведение как социальное явление

Социальное явление - это элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; всё то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является[2].

Для того что бы рассмотреть девиантное поведения подростков, нам необходимо рассмотреть весь спектр причин девиантного поведения.

Большая группа причин девиантного поведения, выделяемая учёными - это биологические причины девиантного поведения.

Так Ч. Ломброзо предложил биосоциологическую теорию [11], в которой связал преступные действия человека с особенностями его анатомического строения. Представителями данного направления так же считаются Э. Кречмер, В. Шелдон [20 с. 252-261] в работах которых присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. В дальнейшем данное направление хоть и вошло в историю научной мысли, но было признано научно не состоятельным.

Ч. Дарвин - эволюционный подход, основанный на законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода говорят о человеческом поведении как проявлении видовых наследственных программ, в то время как критики данного подхода считают некорректным перенос законов поведения животных на психологию поведения человека.

Этологический подход К. Лоренца [15 с.6]. Ученый считает, что существует внутривидовая агрессия, которая одновременно является и стимулом развития человечества и его главным «стопором» [15 с.37].

В рамках биологического подхода девиантность изучается так же и психогенетикой, представителями которой являются Г. Мендель и

Ф. Гальтон [21с. 18] в 1865 году они опубликовали результаты первых исследований в области психогенетики, или евгеники, в данной науке говориться о наследственном характере девиации.

В биокриминологии предпринимаются попытки установления связи между девиантным поведением и наследственными особенностями человека, например наличием лишней Y- хромосомы у мужчин и преступной аномалии у них в исследованиях У. Пирса.

Д. Даббс и А. Моррис обнаружили связь между гормонами (тестостерона) и склонностью к антиобщественному поведению.

Так же ученые выделяют «синдром трудного темперамента» [21 с. 241] - это генетически заданная индивидуальность динамических характеристик, проявляющаяся с 9 месяцев и сохраняющая свое влияние в первые годы жизни.

Но, не смотря на все разнообразие биологических теорий девиантного поведения, исследования показали, что все природно-обусловленные факторы лишь увеличивают вероятность формирования девиантности, например импульсивность [9 с. 49]. Но не предопределяют полностью отклоняющееся поведение человека, поэтому рассмотрим и другие теории возникновения девиантного поведения: психоаналитические теории и социологические, или культурные теории [23].

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивид может стать девиантным, из-за неправильной социализации, которая негативно отражается на внутренней структуре личности [11 с. 13-14]. Причиной неправильной социализации может быть явление, названное Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, стабильности в выборе линии нормативного поведения. Р. Мертон внес некоторые изменения в данную концепцию. Он считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей, он может прибегнуть к обману, и другим средствам не одобряемых обществом.

В теории стигматизации авторами которой являются Э. Лемерт, Г. Беккер [13.с.15] говорится, что девиации - следствие наклеивания на личность ярлыков (это совершает социум) путем соотнесения действия конкретного человека с абстрактными правилами постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться данной роли. И. Гофман выделяет три типа стигм: физическая (врожденные физические повреждения); дефекты воли (алкоголизм, душевные расстройства); расовые стигмы («черные»).

А. Сазерленд в 1939 году сформулировал теорию дифференцированной ассоциации, по которой девиантное поведение - форма интеракции (взаимодействия).

Наконец, можно сказать о теории личностных норм (Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободится от моральных требований, и оправдать себя, человек может отрицать вред своего поведения, отрицать свою ответственность, перекладывать вину на провокацию со стороны общества [11 с. 15].

Таким образом, социологические и близкие к ним теории полемистичнее, чем биологические в вопросах формирования отклоняющегося поведения личности и рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Однако процессы происходящие внутри личности социологические теории не рассматривают данный вопрос нам помогут рассмотреть психологические теории отклоняющегося поведения личности.

Психологические теории отклоняющегося поведения личности можно рассмотреть через существующие подходы изучения личности в психологии.

Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению В. Франкла говорит о том, что специфические человеческие характеристики - это прежде всего духовность, свобода и ответственность [26]. Каждый человек формируют свой смысл жизни, и вышеперечисленные качества помогают ему в этом, их отсутствие приводит к аномальной позиции личности - фаталистической. Данная позиция характеризуется «полным» примыканием человека к ценностям общества, в котором он живёт, не разбирая их на позитивные и негативные, преобладание вторичного над первичным (базисным, духовным) приводит к девиации. [26 с. 37].

К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические теории, например клиентоцентрированная психология (психотерапия) К. Роджерса. Ключевое место занимают понятия самости и самоактуализации. Самоактуализация - стремление личности к развитию, в соответствии с ее врожденным потенциалом. Нормальная личность - это человек стремящийся к самоактуализации [22]. У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован. Главная проблема такого человека в условных ценностях - он хорошо относится к человеку, только если тот соответствует определенным стереотипам. Однако у индивидуума всегда есть свои потребности, поэтому возникает внутренний конфликт между своими потребностями и условными ценностями и как неизбежность проблема в поведении.

Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А. Маслоу. Согласно его взглядам человек действует, опираясь на врожденные потребности, реализуемые под влиянием социальных условий. Причина девиации блокировка потребностей. Если в силу разных причин нормальная самоактуализации через любовь и творчество невозможна, она заменяется самовыражением через девиантное поведение.

По мнению следующего учённого - Э. Фромма, человек стремясь к гармонии с собой и природой, вынужден преодолевать ценностные противоречия - это дихотомия жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни; чувство одиночества и связанность с другими людьми. Девиантный человек, по мнению Э. Фромма - это человек не способный адекватно (без ущерба для своей индивидуальности, без разрушения мира, без проявления садизма) преодолеть данные противоречия.

Таким образом, в экзистенциально-гуманистической психологии можно выделить две основные причины девиантного поведения личности:

нарушение в области духовной сферы

невозможность самовыражения и самоактуализации через социально одобряемые действия.

Психоанализ 3.Фрейда, раскрывает бессознательные механизмы человеческого поведения. Однако описание отклоняющегося поведения в психоаналитических терминах требует предварительного введения в основные понятия и модели психической жизни.

З. Фрейд в психической жизни человека выделил сознательное (Супер-эго), предсознательное (Эго) и бессознательное (Ид) [27]. Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.

Девиация выражается у человека в том случае, если взаимодействие Ид, Эго и супер-Эго нарушено, отклоняющееся поведение проявляется в действии защитных механизмов (процессов направленных на видимое урегулирование взаимодействия трёх уровней психики) [16 с. 130].

А. Адлер (индивидуальная психология) считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде - это цель достижения превосходства над другими, слабость же переживается как чувство неполноценности, оно обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды.

Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни пытаются подавлять других или используют насилие. Другие прибегают к «легальным» способам - успеху, власти, объединению в группы.

При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. А. Адлер распространил данный механизм на широкий круг аномальных и нормальных явлений. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных поведенческих проблем (девиации), так и внутренним стимулом для личностного развития.

Если психоаналитический подход ориентирован преимущественно на изучение внутренней динамики развития личности, то теории, вышедшие из бихевиоризма, изучают непосредственно наблюдаемое поведение.

Поведение формируется на основе безусловных рефлексов и инстинктивных программ (наследственные, шаблонные реакции организма как целого).

Основным механизмом формирования поведения человека является научение. Научение - процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию [19]. Искажающее научение приводит к девиантному поведению личности.

С теорией научения связанно когнитивное направление, также выросшее на почве бихевиоризма. Согласно когнитивной модели А. Бека и рационально-эмотивной теории А. Эллиса, в основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы. Неадекватные когниции запускают неадекватные чувства и действия. То, как люди интерпретируют стрессовые ситуации, определяет их поведение.

Таким образом, согласно рассмотренных теорий девиантное поведение характеризуют следующие факторы:

деформации в ценностно-мотивационной системе;

эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;

проблемы саморегуляции;

когнитивные искажения;

неадекватное научение.

В случае отклоняющегося поведения, как правило, имеют место несколько из перечисленных психологических проблем, которые, как правило, влияют на личность подростка и формируют её специфическим (девиантным) образом.

Таким образом, девиантное поведение включает в себя следующий ряд причин:

биологические;

социальные (или культурные);

психологические;

Однако если говорить о девиации подростков как социальном явлении то стоит учитывать, что существуют и специфические причины девиантного поведения подростков, связанные с возрастными особенностями подросткового периода.

1.2 Особенности девиантного поведения подростков

девиантный поведение подросток помощь

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасту [34].

Понятие девиантного поведения не так однозначно, например зарубежные учёные под девиантным поведением определяют соответствие или несоответствие поведения человека социальным нормам-ожиданиям. То есть, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальные ожидания данного общества.

В отечественной науке под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимают - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [2 c. 52].

Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию [6 с. 149].

Позитивная девиация - это отклоняющееся поведение, не вызывающее неодобрения у общества. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, особое усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т.д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. К таким относятся: терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т.д.

В узком смысле девиантное поведение часто путают с делинквентным, оно, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающий правовые нормы. А девиантное поведение - это различные негативные, неодобряемые отклонения от общепринятых норм, родовое понятие по отношению к деликтвентному.

В нашей работе внимание будет привлечено, именно к негативной девиации, или девиации в узком смысле, так как именно она является опасной для формирования здоровой личности подростка. Следовательно, девиантный подросток - это юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасту совершающий различные негативные, нарушающие социальные нормы поступки.

В данном параграфе будут рассмотрены специфические причины формирования девиантного поведения подростков, связанные с возрастными особенностями данной категории.

Безусловно, общие причины девиантного поведения личности влияют и на формирование девиантного поведения подростков, но существующие специфические причины характерные лишь для данного возрастного периода которые оказывают влияние на формирование отклоняющегося поведения данной категории.

Так С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат «социопатогенеза», идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши [31 с. 182].

Выделяется 3 типа причин девиантного поведения именно подростков [5], это: физиологические причины, психологические и социальные.

. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. В пример приводится, что акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом [24].

. Психосоциальные стрессоры семьи это: длительный супружеский конфликт, конфликт между супругами в сфере воспитания, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка, потеря значимого для подростка члена семьи, физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм, наркоманию.

Психосоциальные стрессоры, связанные с обстоятельствами жизни: смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень семьи.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.

Делая вывод можно сказать, что девиантное поведение подростков - это социальное явление, отличающееся различными негативными, неодобряемыми отклонениями в поведении подростка от общепринятых норм. Подростковая девиация многофакторна и отличается рядам общесоциальных причин (биологические, социальные, психологические) в совокупностями со специфическими причинами обусловленными возрастными особенностями подростков. При различном сочетании причин девиантного поведения у подростков формируются различные виды отклоняющегося поведения.

Однозначной классификации видов девиантного поведения подростков нет, но в соответствии с целью работы, для более удобного изучения технологий социальной работы с девиантными подростками мы предлагаем следующую классификацию.

Согласно Е. В. Змановской [4 с. 206] можно выделить следующие виды девиантного поведения:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду с чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи. Во взаимоотношениях с взрослыми такие подростки не чувствуют дистанции, та же ситуация наблюдается и при общении со сверстниками.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Проявляется в антисоциальном или агрессивном поведение, проявляющемся исключительно во взаимоотношениях с родителями и родственниками. В литературе отмечают такие характерные поступки, как: воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений со сверстниками. Это проявляется отсутствием продуктивного общения с ними, в изолированности от коллектива, отверженности, непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических (чувственных, близких) связей с ровесниками. По отношению к взрослым несоциализированное поведение подростков характеризуют как: жестокое, грубое, особо не доверительное даже по отношению к близким. Явным признаком таких подростков выделяют одиночество. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия.

Социализированное расстройство поведения. Это противоположность вышеуказанной девиации. Отличие в том, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных подростков. Такие подростки описываются как «зачинщики» антисоциального, групповые лидеры. Вместе с тем говорится о тяжёлых внутриличностных конфликтах данных девиантов: «Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья» [4 с. 221].

Делинквентное поведение. Это действие конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Причины такого поведения приводятся в процентном соотношении, например у 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией [35].

Аддиктивное поведение. Это ранняя алкоголизация и наркотизация [3 с. 118]. Является подростковым эквивалентом бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. В раннем возрасте это особо опасно, так например, среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками [7 с. 156]. Интересно просмотреть мотивы употребления, так как они отличаются от взрослых - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Однако предоставленного перечня видов девиантного поведения не достаточно для полной классификации методов психосоциальной работы с девиантными подростками, поэтому мы так же предлагаем для рассмотрения следующие виды девиаций: девиации сексуального поведения; проституция; психогенное патологическое формирование личности; аутодеструктивное поведение.

Девиации сексуального поведения проявляются у подростков как недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.

Проституция. Термин «проституция» происходит от латинского слова осквернение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

. Род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

. Характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

. Мотив занятий - заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки. Личностная опасность заключается в нравственном падении девушки, утраты стыда и эстетических идеалов.

Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием: уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов; дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Аутодеструктивное поведение - это разновидность девиантного поведения <#"justify">2.2 Организации социальной помощи, работающих с проблемой девиантного поведения подростков г. Челябинска

Для выполнения первой задачи исследования «выявление организаций социальной помощи, работающих с проблемой девиантного поведения подростков в городе Челябинска» из всех учреждений социальной помощи города Челябинска мы выявили ряд организаций занимающихся проблемой девиантного поведения подростков:

)Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости населения;

)Челябинская региональная общественная организация Всероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»;

)МУ центр постинтернатной адаптации выпускников детских домов, школ-интернатов, профессиональных училищ;

)Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской;

)Центр социально профилактического сопровождения «Компас».

Выбор данных учреждений обоснован на различии специфики их работы с девиантным поведением подростков, что можно проследить в следующей таблице:

Таблица 1 - Краткая характеристика учреждений

Название учрежденияКонтактыДеятельность123Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости населенияАдрес: 454085, Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. 1 Пятилетки, д. 17 Телефон: (351) 1) профессиональная ориентация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации; 2) содействие развитию предпринимательства, малого бизнеса; 3) психологическая поддержка, 7750141 Директор: Назаренко Владимир Михайловичпрофессиональная реабилитация инвалидов; 4) дополнительное образование;Челябинская региональная общественная организация Всероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»Адрес: ул. Артиллерийская, д. 126 Телефон: (351) 265-22-65 Руководитель: Смирнов Владислав ВалентиновичЦель: содействие всестороннему развитию молодого человека, раскрытию и реализации его потенциала, защита интересов и прав членов организации. Деятельность по направлениям: организация мероприятий по разработке и изданию ежемесячного сборника о реализации молодежной политики в Челябинской области; организация и проведение мероприятий, направленных на оказание консультативной помощи обучающимся в высших учебных заведениях; организация и проведение мероприятий, направленных на развитие системы взаимодействия общественных объединений работающей молодежи; организация и проведение мероприятий, направленных на развитие студенческого самоуправления; организация и проведение фестиваля студенческого творчества «Весна студенческая»; организация и проведение акции «Георгиевская ленточка» посвященная Дню Победы;организация и проведение мероприятий посвященных Дню Молодежи России (24-30.06. 2007г.); организация и проведение мероприятия по развитию кибер-спорта; «Кубок Урала по кибер-спорту»; организация и проведение полевых туристических лагерей для подростков; социальная реклама в учебных заведениях области; издание методических материалов для общественных молодежных организаций и органов по делам молодежи; проведение бесплатных юридических консультаций для учащейся молодежи;МУ центр постинтернатной адаптации выпускников детских домов, школ-интернатов, профессиональных училищАдрес: 454012, Челябинск, ул. Пирогова <#"justify">Центр досуговых программ и праздников <#"justify">В данной таблице мы видим:

)указанные организации находятся в разных районах города Челябинска, что даёт более полную картину о технологиях социальной работы с девиантными подростками в городе, чем, если бы указанные учреждения социальной помощи находились в одном районе;

)ни одна из представленных организаций социальной помощи в городе Челябинске не специализируется на коррекции или профилактике девиантного поведения подростков, а лишь работает с ними, как с одной из категорий клиентов, согласно цели учреждения;

)так как данные организации рассматривают девиантное поведение подростков лишь с одного аспекта т.е исходя из целей своей деятельности, то можно сказать об отсутствии комплексного подхода к рассмотрению девиантного поведения подростков в городе Челябинске

Таким образом, из анализа учреждений социальной помощи города Челябинска мы видим, что на всей территории города (на 2009 год - 3508 тыс. жителей) находятся 5 организаций социальной помощи, занимающихся девиантным поведением подростков, однако ни одна из данных организаций не занимается девиантным поведением подростков как много факторным явлением. В свою очередь мы в первой главе своей курсовой работы показали, что девиантное поведение подростков полиаспектно: включает в себя множество причин и видов девиаций, поэтому к данной проблеме необходим комплексный подход, но в ходе работы таковой вявлен не был, что свидетельствует о неэффективности технологий социальной работы с девиантными подростками применяемых на практике в городе Челябинске.

2.3 Технологии используемые организациями социальной помощи, работающие с проблемой девиации подростков в г. Челябинске

Для того, что бы наглядно рассмотреть технологии социальной работы с девиантными подростками, применяемые в учреждениях социальной помощи города Челябинска мы составили таблицу 2.

Таблица 2 - Технологии работы с девиантными подростками в учреждениях социальной помощи города Челябинска

123456Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости населенияЧелябинская региональная общественная организация Всероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»МУ центр постинтернатной адаптации выпускников детских домов, школ-интернатов, профессиональных училищМуниципальное учреждение дополнительного образования детей Дворец пионеров и школьников им. Н.К. КрупскойЦентр социально профилактического сопровождения «Компас»технология общественного влияниякоррекция активно-волевых дефектовкоррекция страховметод игнорированияметод культуры здорового смехакоррекция навязчивых мыслей и действийкоррекция бродяжничествасамокоррекцияспециальные или частно-педагогические методыкоррекция недостатков поведения детейкоррекция нервного характераметод коррекции через трудметод коррекции путем рациональной организации детского коллективапсихотерапевтический методвнушение и самовнушениегипнозметод убежденияпсихоанализ

При анализе таблицы 2, мы видим:

технологии работы с девиантными подростками в городе Челябинске используются полностью, однако не в полной мере, так как не прослеживается применение всех методов представленной технологии;

ни в одном учреждении не применяется практика использования более одной технологии социальной работы с девиантными подростками, что свидетельствует об отсутствии комплексной социальной работы по данному направлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно государственной статистике явление девиантного поведения подростков приобрело общероссийский характер.

На сегодняшний день и в Челябинской области стоит острая проблема отклоняющегося поведения подростков, для решения которой необходимо комплексное использование технологий социальной работы с девиантными подростками.

Для того что бы проанализировать технологии социальной работы с девиантными подростками применяемые в учреждениях социальной поддержки г. Челябинска мы сформулировали следующие задачи:

рассмотреть девиантное поведение как социальное явление;

описать особенности девиантного поведения подростков;

рассмотреть технологии социальной работы с девиантными подростками;

разработать программу исследования;

исследовать организации социальной помощи, работающие с проблемой девиантного поведения подростков г. Челябинска

проанализировать технологии социальной работы с девиантными подростками, используемые организациями социальной помощи в г. Челябинске.

Для реализации первой задачи мы рассмотрели причины отклоняющегося поведения личности и выявили, что девиантное поведение это многофакторное явление зависящее от совокупности различных факторов девиации, которые можно разделить на 3 группы: биологические причины девиации, социальные (или культурных) и психологические.

Для реализации второй задачи исследования мы рассмотрели понятия: девиантное поведение, подросток и девиантный подросток; а так же изучили специфические причины девиантного поведения подростков. В результате изучения работ различных авторов мы обнаружили различные факторы влияющие на возникновение девиантного поведения подростков:

гиперкинетическое расстройство поведения;

расстройство поведения, ограничивающееся семьей;

несоциализированное расстройство поведения;

социализированное расстройство поведения;

аддиктивное поведение;

девиации сексуального поведения;

проституция;

психогенное патологическая сформированность личности;

аутодеструктивное поведение.

При реализации третьей задачи нашей работы мы рассмотрели различные технологии социальной работы с девиантными подростками и выявили, что для эффективной работы с данными технологиями необходимо рассматривать исследуемый материал в рамках одной классификации. Единственной классификацией технологий социальной работы с девинтными подростками является система Ю.А Клейберга, она включает в себя всю совокупность рассмотренного материала и является уневерсальной.

Для реализации четвёртой задачи нашей работы мы разработали план научного исследования по изучению технологий социальной работы применяемых в учреждениях социальной помощи города Челябинска, а так же выявили цель, задачи и средства предстоящего исследования.

Для реализации пятой и шестой задачи исследования были разработаны таблицы 1 и 2 с помощью которых был осуществлён анализ проблемы. Согласно задачам.

В итоге нашей работы можно сказать, что в городе Челябинске нет учреждения социальной помощи специализирующегося по проблеме девиантного поведения подростков, как многофакторного явления, а организации затрагивающее проблему девиантного поведения подростков не используют технологии в полной мере, что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода социальной помощи девиантным подросткам.

Поэтому для повышения эффективности решения проблемы девиантного поведения подростков в городе Челябинске необходимо создание комплексного центра социальной помощи подросткам с отклоняющимся поведением, направленного на решение биологических, социальных и психологических причин девиантного поведения подростков. А так же работающего отдельно с каждым видом девиации. При использовании совокупности технологий социальной работы с девиантными подростками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 1993.

2.Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева. - М., 1999.

.Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А. Габиани. - М., 1990.

.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж (альманах социальных исследований) / Я.И. Гилинский. - СПб., 1992. № 2.

.Гилинский Я.И. Типология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие / Я.И. Гилинский. - СПб., 1993.

.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие / Я.И. Гилинский., В.С. Афанасьев. - СПб., 1993.

.Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств. Социс / Я.И. Гилинский., Л.Г. Смолинский - СПб., 1988. № 5.

.Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса / И.А. Голосенко., С.И. Голод. - СПб., 1998.

.Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М., 2008.

.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал / В.Н. Иванов - 1995. № 2.

.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М., 2001.

.Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей/ - СПб., 1998.

.Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов / А.И. Кравченко - М., 1999.

.Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс / С.М. Курганов - 1989. № 5.

.Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц - М., 1994.

.Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильяме - М., 1998.

.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон - СПб., 2000.

.МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств / - Женева., 1956.

.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс - СПб., 2000.

.Психология индивидуальных различий: Тексты/ - М., 1982.

.Равич-Щербо И.В и др. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо - М., 2002.

.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс - М., 1994.

.Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение /И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - Ростов-на-Дону., 2005.

.Словарь-справочник по СР. Под редакцией Холостовой Е.И. / Е.И. олостова - М., 1997.

.Сонин В.А. Классики мировой психологии / В.А. Соснин, Л.В. Шиловский. - СПб., 2001.

.Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл - М., 1990.

.Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд - М., 1989.

.Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций / З. Фрейд - М., 1984.

.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд - М., 1993.

.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм - М., 1994.

.Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб пособие / Т.А. Хагуров - Ростов-на-Дону, 2003.

.Энциклопедия социальной работы. Том 3/ - М.,1994.

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://compas.74.ru

Похожие работы на - Технологии социальной работы с девиантными подростками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!