Планирование и организация технической эксплуатации подвижного состава АТП

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование и организация технической эксплуатации подвижного состава АТП















РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту на тему:

«ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АТП»

Содержание

Введение

. Определение производственной программы АТП по ТО и диагностированию

.1 Выбор и корректирование периодичности ТО

.2 Определение годового пробега автомобиля

.3 Определение годовой программы ТО и диагностики автомобилей

.4 Выбор и корректирование нормативных значений трудоемкости ТО и ТР

.5 Расчет годовых объемов работ по ТО и ТР

. Определение потребности АТП в узлах и агрегатах

.1 Расчет потребности АТП узлах и агрегатах

.2 Расчет потребности в запасных частях

. Распределение трудоемкости ТО и ТР по месяцам года

. Расчет штатов АТП для ТО и ТР автомобилей

. Расчет количества постов ТО и ТР

. Определение потребности АТП в технологическом оборудовании

. Расчет площадей зон ТО и ТР

. Обоснование методов организации работ по ТО и ТР автомобилей

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ

трудоемкость производства диагностика автотранспортное предприятие

Задание

К курсовому проекту на тему: «Планирование и организация технической эксплуатации подвижного состава АТП»

Таблица 1 - Исходные данные

Марки автомобилей

Пробег, доли/км

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

lо

0,40

0,40

0,40

0,40

0,40

0,80

0,80

0,80

0,80

0,90

0,90

0,90


lсс

150

150

150

150

150

130

130

130

130

130

130

130

МАЗ - 5549

lо

0,10

0,10

0,10

0,10

0,60

0,60

0,60

0,60

0,60

0,80

0,80

0,80


lсс

180

180

180

180

150

150

150

150

150

140

140

140

ГАЗ - 53-12

lо

0,10

0,10

0,30

0,30

0,30

0,30

0,50

0,50

0,50

0,90

0,90

0,90


lсс

170

170

160

160

160

160

160

160

160

130

130

130


Примечание: lо - пробег от начала эксплуатации в долях от lкр;сс - среднесуточный пробег автомобилей, км.

Дополнительные исходные данные:

число дней работы АТП - Др = 365 дн.;

категория условий эксплуатации - III;

климатический район - умеренно-холодный;

коэффициент технической готовности автомобилей - αт = 0,90.

Структура графической части:

Лист 1 - Годовая программа ТО, ТР и диагностирования (таблицы количества воздействий, трудоемкости воздействий и распределение трудоемкости по видам работ);

Лист 2 - Планировка поста ТО-1 с расстановкой оборудования.

Введение

Качество реконструкции, расширения, технического перевооружения и нового строительства во многом определяется качеством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к капитальному строительству. Основное требование заключается в обеспечении высокого технического уровня и высокой экономической эффективности проектируемых предприятий, зданий и сооружений путем максимального использования новейших достижений науки и техники с тем, чтобы новые или реконструируемые АТП в период их ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели производительности, и условий труда, уровня механизации, себестоимости и качеству производства, по эффективности капитальных вложений [2].

Задача повышения эффективности капитальных вложений и снижения стоимости строительства является частью проблемы рациональной организации автомобильного транспорта и охватывает широкий круг эксплуатационных, технологических и строительных вопросов.

Решение этой задачи обеспечивается в первую очередь высококачественным проектированием предприятий, которое в значительной мере предполагает рациональное использование основных фондов и высокую эффективность капитальных вложений, а также планированием и организацией технической эксплуатации подвижного состава.

На решение планирования и организации технической эксплуатации подвижного состава грузового автотранспортного предприятия и направлен данный курсовой проект.

1. Определение производственной программы АТП по ТО и диагностированию

1.1 Выбор и корректирование периодичности ТО

Для расчета производственной программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные значения пробегов подвижного состава до капитального ремонта (КР) и периодичности ТО-1 и ТО-2, которые установлены положением для определенных, наиболее типичных условий автомобилей, умеренного климатического района.

Нормативный пробег до КР Lкр и периодичность ТО-1 и ТО-2 Li определяются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации - k1; модификацию подвижного состава - k2; климатические условия - k3, т.е [III].

 (1.1)

где  - пробег до капитального ремонта для I категории условий эксплуатации, км;

к1 - коэффициент корректирования норматива пробега до капитального ремонта (КР), учитывающий категорию условий эксплуатации;

к2 - коэффициент корректирования норматива пробега до КР в зависимости от модификации подвижного состава и организацию его работы;

к3 - коэффициент корректирования норматива пробега в зависимости от климатических условий эксплуатации.

Результирующие коэффициенты корректирования пробега до КР (к=к1×к2×к3) и периодичности ТО (к=к1×к3) должны быть не менее 0,5 [1].

Значения , к1, к2, к3, для каждой марки автомобилей определяются по справочно-нормативным данным [III].

для ЗИЛ-131:  = 300000 км, к1 = 0,8; к2 = 1,00; к3 = 0,9.кр = 300000·0,8·1,00·0,9 = 216000 км.

для МАЗ-5549:  = 320000 км, к1 = 0,8; к2 = 0,85; к3 = 0,9.кр = 320000·0,8·0,85·0,9 = 195840 км.

для ГАЗ-53-12:  = 250000 км; к1 = 0,8; к2 = 1,00; к3 = 0,9.кр = 250000·0,8·1,00·0,9 = 180000 км.

Пробег до ТО i-ого вида (Li) рассчитывается по формуле [1]

 (1.2)

где - нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2).

Значения , , к1, к3 для каждой марки автомобилей определяются по справочно-нормативным данным [1].

Для ЗИЛ-131:  = 2500 км;

 = 12500 км;

 = 2500·0,8·0,9 = 1800 км;

 = 12500·0,8·0,9 = 9000 км.

Для МАЗ-5549:

 = 4000 км;

 = 16000 км;

 = 4000·0,8·0,9 = 2880 км;

 = 16000·0,8·0,9 = 11520 км.

Для ГАЗ-53-12:

 = 4000 км;

= 16000 км;

= 4000·0,8·0,9 = 2880 км;

= 16000·0,8·0,9 = 11520 км.

Производят уточнение полученных расчетом значений пробега до КР и периодичности ТО со среднесуточным пробегом автомобилей (автопоездов). Уточнение необходимо для удобства составления графика ТО и ремонта и заключается в подборе численных значений пробега до КР и периодичности ТО, кратных между собой, и среднесуточному пробегу. Полученные значения пробега и периодичности не должны отличаться от их расчетных значений более чем на ±10%.

Для уточнения принимают [1]

, (1.3)

где LЕО - периодичность ЕО автомобилей, км; lcc - среднесуточный пробег, км. Определяют уточняющие коэффициенты по формулам [3]:

   (1.4)

Значения коэффициентов округляют до целых чисел.

Уточняющие коэффициенты для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равны:

Примем  Результаты расчета уточняющего коэффициента  приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Результаты расчета уточняющего коэффициента

Марки автомобилей

Уточняющий коэффициент ТО-1

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

121212121214141414141414



























МАЗ - 5549

161616161919191919212121



























ГАЗ - 53-12

171718181818181818222222




























Результаты расчета уточняющего коэффициента  приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Результаты расчета уточняющего коэффициента

Марки автомобилей

Уточняющий коэффициент ТО-2

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

606060606069696969696969



























МАЗ - 5549   64







82













 















ГАЗ - 53-12   686872





89













 
















Результаты расчета уточняющего коэффициента  приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Результаты расчета уточняющего коэффициента

Марки автомобилей

Уточняющий коэффициент КР

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

144014401440144014401662166216621662166216621662



























МАЗ - 5549

108810881088108813061306130613061306139913991399



























ГАЗ - 53-12

105910591125112511251125112511251125138513851385




























Вычисляют кратные среднесуточному пробегу значения пробега до КР и периодичности ТО по формулам [3]:

   (1.5)

Значения пробега до КР и периодичности ТО, кратные среднесуточному пробегу, для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равны

км;

км;

км.

Результаты расчета скорректированного пробега до ТО-1 автомобилей приведены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Скорректированный пробег до ТО-1

Марки автомобилей

Скоррек- тированный пробег до ТО-1, км

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

LТО-1

1800

1800

1800

1800

1800

1820

1820

1820

182 0

1820

1820

1820















МАЗ - 5549

LТО-1

2880

2880

2880

2880

2850

2850

2850

2850

2850

2940

2940

2940















ГАЗ - 53-12

LТО-1

2890

2890

2880

2880

2880

2880

2880

2880

2880

2860

2860

2860
















Результаты расчета скорректированного пробега до ТО-2 автомобилей приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Скорректированный пробег до ТО-2

Марки автомобилей

Скоррек- тированный пробег до ТО-2, км

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

LТО-2

9000

9000

9000

9000

9000

8970

8970

8970

8970

8970

8970

8970















МАЗ - 5549

LТО-2

11520

11520

11520

11520

11550

11550

11550

11550

11480

11480

11480















ГАЗ - 53-12

LТО-2

11560

11560

11520

11520

11520

11520

11520

11520

11520

11570

11570

11570
















Результаты расчета скорректированного пробега до КР автомобилей приведены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Скорректированный пробег до КР

Марки автомобилей

Скорректированный пробег до КР, км

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

Lкр

216000

216000

216000

216000

216000

216060

216060

216060

216060

216060

216060

216060















МАЗ - 5549

Lкр

195840

195840

195840

195840

195900

195900

195900

195900

195900

195860

195860

195860















ГАЗ - 53-12

Lкр

180030

180030

180000

180000

180000

180000

180000

180000

180000

180050

180050

180050
















Проверяют кратность периодичности ТО и пробега до КР между собой по формулам [3]:

   (1.6)

Расчетные значения g1, g2 и g3 должны быть целочисленными.

1.2 Определение годового пробега автомобиля

Плановый годовой пробег автомобиля подсчитывают по формуле [3]

 (1.7)

где Др - число рабочих дней автомобиля в году, по заданию Др = 365 дней; aТ - коэффициент технической готовности автомобиля, по заданию aТ = 0,9.

Плановый годовой пробег для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равен км.

Результаты расчета годовых пробегов автомобилей приведены в таблице 1.7

Таблица 1.7 - Годовые пробеги автомобилей

Марки автомобилей

Годовой пробег, км

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

Lг

49275

49275

49275

49275

49275

42705

42705

42705

42705

42705

42705

42705















МАЗ - 5549

Lг

59130

59130

59130

59130

49275

49275

49275

49275

49275

45990

45990

45990















ГАЗ - 53-12

Lг

55845

55845

52560

52560

52560

52560

52560

52560

52560

42705

42705

42705
















1.3 Определение годовой программы ТО и диагностики автомобилей

Определим число КР по каждому автомобилю в отдельности по формуле [3]

 (1.7)

где lо - пробег автомобиля от начала эксплуатации или ее возобновления после КР до начала планируемого года, км;пл.г - плановый годовой пробег автомобиля, км.

Число КР для первого автомобиля ЗИЛ-131 равно

.

Результаты расчета количества КР парка автомобилей за год приведены в таблице 1.8

Таблица 1.8 - Количество КР парка автомобилей за год

Марки автомобилей

Кол-во КР за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

Nкр

0,628

0,628

0,628

0,628

0,628

0,998

0,998

0,998

0,998

1,098

1,098

1,098

3
















МАЗ - 5549

Nкр

0,402

0,402

0,402

0,402

0,852

0,852

0,852

0,852

0,852

1,035

1,035

1,035

3
















ГАЗ - 53-12

Nкр

0,410

0,410

0,592

0,592

0,592

0,592

0,792

0,892

0,892

1,037

1,037

1,037

3

















Число первых (ТО-1), вторых (ТО-2), сезонных (СО) и ежедневных (ЕО) технических обслуживаний определяют по формулам [1]:

 (1.8)


где Nсп - списочное число автомобилей данной марки, ед.;пл.г - планируемый годовой пробег автомобиля, км;ТР - периодичность текущего ремонта автомобилей данной марки, км.

 ед.;

ед.;

ед.; ед.

Примем NТО-1 = 22 ед.; NТО-2 = 5 ед.; NСО = 2 ед.; NЕО = 329 ед.

Результаты расчета количества ТО-1 парка автомобилей за год приведены в таблице 1.9

Таблица 1.9 - Количество ТО-1 парка автомобилей за год

Марки автомобилей

Кол-во ТО-1 за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

NТО-1

22

22

22

22

22

19

19

19

19

19

19

19

243
















МАЗ - 5549

NТО-1

15

15

15

15

13

13

13

13

13

12

12

12

161
















ГАЗ - 53-12

NТО-1

14

14

14

14

14

14

14

14

14

11

11

11

159

















Результаты расчета количества ТО-2 парка автомобилей за год приведены в таблице 1.10

Таблица 1.10 - Количество ТО-2 парка автомобилей за год

Марки автомобилей

Кол-во ТО-1 за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

NТО-2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60
















МАЗ - 5549

NТО-2

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

52
















ГАЗ - 53-12

NТО-2

5

5

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

47

















Результаты расчета количества СО парка автомобилей за год приведены в таблице 1.11

Марки автомобилей

Кол-во СО за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

NЕОс

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24
















МАЗ - 5549

NЕОс

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24
















ГАЗ - 53-12

NЕОс

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

















Результаты расчета количества ЕО парка автомобилей за год приведены в таблице 1.12

Таблица 1.12 - Количество ЕО парка автомобилей за год

Марки автомобилей

Кол-во ЕО за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

NЕОт

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

3948
















МАЗ - 5549

NЕОт

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

3948
















ГАЗ - 53-12

NЕОт

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

329

3948

















Диагностика, как отдельный вид воздействий не планируется, а объем работ по диагностированию подвижного состава входит в объем работ ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации диагностирование автомобилей может производиться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО, поэтому в данном случае число диагностических воздействий определяется для последующего расчета постов диагностирования и его организации. На АТП в соответствии с Положением предусматривается диагностирование подвижного состава Д-1 и Д-2.

Диагностирование Д-1 предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения. Д-1 предусматривается для автобусов при ТО-1. после ТО-2 (по узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения, для проверки качества работ и заключительных регулировок) и при ТР (по узлам, обеспечивающим безопасность движения). Число автомобилей, диагностируемых при ТР принимают равным 10% от программы ТО-1 за год. Диагностирование Д-2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей, а также для выявления объемов работ по ТО-2. Д-2 проводится с периодичностью диагностируемых при ТР принимают равным 20% от годовой программы по ТО-2, т.е. количество Д-1 и Д-2 определяют по формулам [4]:

 (1.9)

Количество Д-1 и Д-2 для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равно:

ДТ-1 = 1,1·22+5 = 29,2 ед.;

ДТ-2 = 1,2·5 = 6,0 ед.

Примем ДТ-1 = 29 ед.; ДТ-2 = 6 ед.

Результаты расчета количества ДТ-1 парка автомобилей за год приведены в таблице 1.13

Таблица 1.13 - Количество ДТ-1 парка автомобилей за год

Марки автомобилей

Кол-во ДТ-1 за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

ДТ-1

29

29

29

29

29

26

26

26

26

26

26

26

327
















МАЗ - 5549

ДТ-1

22

22

22

22

18

18

18

18

18

17

17

17

229
















ГАЗ - 53-12

ДТ-1

20

20

19

19

19

19

19

19

19

15

15

15

218

















Результаты расчета количества ДТ-2 парка автомобилей за год приведены в таблице 1.14

Таблица 1.14 - Количество ДТ-2 парка автомобилей за год

Марки автомобилей

Кол-во ДТ-2 за год, ед.

Наличие автомобилей

Итого



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


ЗИЛ - 131

ДТ-2

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

72
















МАЗ - 5549

ДТ-2

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

5

5

64
















ГАЗ - 53-12

ДТ-2

6

6

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

59

















Результаты расчета годовой производственной программы технических обслуживаний и ремонтов приводятся в таблице 1.15

Таблица 1.15 - Годовая производственная программа ТО и ремонта АТП

Марки автомобилей

Количество технических воздействий, ед.


ЕО

ТО-1

ТО-2

СО

КР

ДТ-1

ДТ-2

ЗИЛ - 131

3948

243

60

24

7

327

72









МАЗ - 5549

3948

161

52

24

3

229

64









ГАЗ - 53-12

3948

159

47

24

3

218

59









Всего

11844

563

159

72

13

774

195


1.4 Выбор и корректирование нормативных значений трудоемкости ТО и ТР

Годовой объем работ определяется в единицах затрат труда (человеко-часах) и включает работы по ЕО, ТО-1, ТО-2, СО, ТР и самообслуживанию АТП.

Расчет годовых объемов работ по ТО производится исходя из годовой программы воздействий указанных видов и их трудоемкости [1].

Годовой объем работ по ТР определяют исходя из планового годового пробега автомобиля и удельной трудоемкости текущего ремонта на 1000км пробега. Следовательно, для расчета годового объема работ необходимо предварительно определить трудоемкости отдельных видов ТО и удельную трудоемкость ТР [1].

Скорректированные нормативы трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО определяют по формулам [4]:

 (1.10)

где , , ,  - нормативная трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО для I категории условий эксплуатации, чел.-ч;

к2 - коэффициент корректирования нормативной трудоемкости технического обслуживания, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы;

к5 - коэффициент корректирования нормативной трудоемкости технического обслуживания, учитывающий размеры автотранспортного предприятия и количество технологически совместимых групп подвижного состава.

Удельную скорректированную трудоемкость текущего ремонта определяют следующим образом [4]

 (1.11)

где  - нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта для I категории условий эксплуатации, чел.-ч/1000км пробега;

к1 - коэффициент корректирования нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости от условий эксплуатации;

к3 - коэффициент корректирования нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости от природно-климатических условий;

к4 - коэффициент корректирования нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.

При отсутствии нормативно-справочных данных о трудоемкости сезонного технического обслуживания автомобилей конкретной марки, их следует принимать в долях трудоемкости ТО-2, т.е. [3]

 (1.12)

где a - коэффициент, принимаемый: a=0,5 - для очень холодного и очень жаркого климатических районов, a=0,3 - для холодного и жаркого сухого районов и a=0,2 - для всех прочих районов.

Нормативные трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2, СО и ТР, а также коэффициенты к1 - к5 приведены в таблице 1.16.

Таблица 1.16 - Нормативные трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2, СО и ТР, а также коэффициенты к1 - к3, к5.

Марки автомобилей  ,

чел.-ч,

чел.-ч

чел.-ч

чел.-ч

чел.-ч/1000кмК1К2К3К5









 











ЗИЛ - 131

0,50

3,70

14,50

2,90

6,30

1,20

1,00

1,10

1,15











МАЗ - 5549

0,50

3,50

13,70

28,50

6,30

1,20

1,15

1,10

1,15











ГАЗ - 53-12

0,42

2,20

9,10

3,80

1,20

1,00

1,10

1,15












Значения коэффициента к4 зависит от пробега с начала эксплуатации, поэтому подбирается для каждого автомобиля в отдельности. Значения коэффициента к4 приведены в таблице 1.17.

Таблица 1.17 - Значения коэффициента к4

Марки автомобилей

Коэффициент

Наличие автомобилей



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

К4

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2















МАЗ - 5549

К4

0,4

0,4

0,4

0,4

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,2

1,2

1,2















ГАЗ - 53-12

К4

0,4

0,4

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

1,2

1,2

1,2
















Трудоемкость диагностирования Д-1 и Д-2 включена в нормативы трудоемкости ТО и ТР, однако в случае, когда ее необходимо определить отдельно, используют следующие рекомендации.

Скорректированные нормативы трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2, и СО для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равны:


Если диагностирование Д-1 выполняется на отдельных постах, то его трудоемкость составляет примерно 15% от скорректированной трудоемкости ТО-1, т.е. [3]

 (1.13)

В случае совмещения процесса диагностирования Д-1 с процессом ТО-1, трудоемкость работ по диагностированию составляет 10% от скорректированной трудоемкости ТО-1, т.е. [3]

 (1.14)

Трудоемкость работ по диагностированию Д-1 для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равна

Диагностирование Д-2 выполняется на отдельных постах. Его трудоемкость зависит от типа подвижного состава и составляет 10-20% от скорректированной трудоемкости ТО-2, т.е. [3]

 (1.15)

При этом принимают [3]:

 - для автобусов и грузовых автомобилей большой грузоподъемности;

 - для легковых автомобилей и грузовых малой и средней грузоподъемности.

При определении tД-2 для автопоездов трудоемкость tТО-2 принимается только для автомобиля-тягача.

Трудоемкость работ по диагностированию Д-2 для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равна

Результаты расчета скорректированных нормативов трудоемкости ТО и Д приведены в таблице 1.18

Таблица 1.18 - Скорректированные нормативы трудоемкости ТО и Д

Марки автомобилей

tЕО, Чел.-ч

tТО-1, Чел.-ч

tТО-2, Чел.-ч

tСО, Чел.-ч

tД-1, Чел.-ч

tД-2, Чел.-ч








ЗИЛ - 131

0,58

4,26

16,68

3,34

0,43

3,34








МАЗ - 5549

0,66

4,63

18,12

37,69

0,46

1,81








ГАЗ - 53-12

0,48

2,53

10,47

2,09

0,25

2,09









Удельная скорректированная трудоемкость текущего ремонта для первого автомобиля марки ЗИЛ-131 равна

 = 6,30·1,20·1,00·1,10·0,7·1,15 = 6,69 чел.-ч/1000 км.

Результаты расчета скорректированных трудоемкостей ТР приведены в таблице 1.19.

Таблица 1.19 - Скорректированные удельные трудоемкости ТР

Марки автомобилей          ,

чел.-ч/1000

кмНаличие автомобилей


 



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ - 131

6,696,696,696,696,6911,4811,4811,4811,4811,4811,4811,48



























МАЗ - 5549

4,404,404,404,4011,0011,0011,0011,0011,0013,2013,2013,20



























ГАЗ - 53-12

2,312,314,044,044,044,044,044,044,046,926,926,92




























1.5 Расчет годовых объемов работ по ТО и ТР

Объем работ по ЕОс, ЕОт, То-1 и ТО-2 (ТЕОс, ТЕОт, ТТО-1, ТТО-2) по затратам труда в год определяют как произведение нормативного скорректированного значения трудоемкости на расчетное количество технических обслуживаний в год по формуле [3]

ТЕО,Тог=NЕО,ТОг·ti, (1.16)

Общий годовой объем работ по диагностированию Д-1 и Д-2 приблизительно составит [3] Результаты вычислений годового объема работ по ТО, Д и ТР приведены в таблице 1.21

Таблица 1.21 - Годовой объем работ АТП по ТО, Д и ТР

Марки автомобилей

ТЕО, чел.-ч

ТТО-1, чел.-ч

ТТО-2, чел.-ч

ТСО, чел.-ч

ТТР, чел.-ч

ТД-1, чел.-ч

ТД-2, чел.-ч









ЗИЛ - 131

2289,84

1035,18

1000,80

80,16

5080,00

140,61

240,48









МАЗ - 5549

2605,68

745,43

942,24

904,56

5572,04

105,34

115,84









ГАЗ - 53-12

1895,04

402,27

492,09

50,16

2630,94

54,50

123,31









Всего по АТП

6790,56

2182,88

2435,13

1034,88

13282,98

300,45

479,63


Общая трудоемкость ТО, диагностики и ТР определим по формуле [3]

 (1.19)

где М - число марок (моделей) автомобилей в составе парка АТП, ед.

Общая трудоемкость ТО, диагностика и ТР равна

То = 6790,56+2182,88+2435,13+1034,88+13282,98+300,45+479,63=

= 2656,51 чел.-ч.

Годовой объем вспомогательных работ определим по формуле [3]

 (1.20)

Годовой объем вспомогательных работ равен

 чел.-ч.

Общий годовой объем работ по ТО и ТР подвижного состава в АТП подсчитывают следующим образом [3]

 (1.21)

Общий годовой объем работ по ТО и ТР равен

 чел.-ч.

Рассчитанные по формулам (1.16), (1.17), (1.18) и (1.20) трудоемкости годовой производственной программы предприятия распределяют по видам работ и месту их выполнения. Распределение осуществляют в форме таблиц в процентном соотношении [3]

 (1.22)

где a - установленный процент распределения трудоемкости i-го вида воздействий; Тгi - годовая трудоемкость воздействия i-го вида (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО, ТР, Д-1, Д-2), чел.-ч. Распределение объема работ ЕО по видам представлено в таблице 1.22.

Таблица 1.22 - Распределение объема работ ЕО по видам

Виды работ

Доля работ,%

Трудоемкость, чел.-ч.

Всего по АТП, чел.-ч.


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12


Уборочные (включая сушку-обтирку

35

27

35

801,44

703,53

663,26

2168,24

Моечные

65

73

65

1448,40

1902,15

1231,78

4622,32

Итого

100

100

100

2289,68

2605,68

1895,04

6790,56


Распределение объема работ ТО-1 совместно с Д-1 по видам представлено в таблице 1.23.

Таблица 1.23 - Распределение объема работ ТО-1 совместно с Д-1 по видам

Виды работ Д-1 совместно с ТО-1

Доля работ,%

Трудоемкость, чел.-ч.

Всего по АТП, чел.-ч.


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12


1.Контрольно-диагностические

15

15

15

176,37

127,62

68,52

372,5

2.Крепежные

33

33

33

388,01

280,75

150,73

819,5

3.Регулировочные

8

8

8

94,06

68,06

36,54

198,67

4.Смазочные

20

20

20

235,16

170,15

91,35

496,67

5.Электромеханичекие и аккумуляторные

12

12

12

141,09

102,09

54,81

298,00

6.По системе питания

5

5

5

58,79

42,54

22,84

124,17

7.Шинные

7

7

7

82,31

59,55

31,97

173,83

Итого

100

100

100

1175,79

850,77

456,77

2483,33


Распределение объема работ Д-2 по видам представлено в таблице 1.24.

Таблица 1.24 - Распределение объема работ Д-2 по видам

Виды работ Д-2

Доля работ,%

Трудоемкость, чел.-ч.

Всего по АТП, чел.-ч.


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12


1.Контрольно-диагностические

40

40

40

96,19

46,34

49,32

191,85

2.Крепежные

0

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

3.Регулировочные

0

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

4.Смазочные

0

0

0

0,00

0,00

0,00

5.Электромеханичекие и аккумуляторные

40

40

40

96,19

46,34

49,32

191,85

6.По системе питания

20

20

20

48,10



95,93

7.Шинные

0

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

Итого

100

100

100

240,48

115,84

123,31

479,63


Распределение объема работ ТО-2 по видам представлено в таблице 1.25.

Таблица 1.25 - Распределение объема работ ТО-2 по видам

Виды работ ТО-2

Доля работ,%

Трудоемкость, чел.-ч.

Всего по АТП, чел.-ч.


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12


1.Контрольно-диагностические

6

6

6

60,05

56,53

29,53

146,11

2.Крепежные

44

44

44

440,35

414,59

216,52

1071,46

3.Регулировочные

9

9

9

90,07

84,80

44,29

219,16

4.Смазочные

16

16

16

160,13

150,76

78,73

389,62

5.Электромеханичекие и аккумуляторные

5

5

5

50,04

47,11

24,60

121,76

6.По системе питания

3

3

3

30,02

28,27

14,76

73,05

7.Шинные

17

17

17

170,14

160,18

83,66

413,97

Итого

100

100

100

1000,80

942,24

492,09

2435,13


Распределение объема работ СО по видам представлено в таблице 1.26.

Таблица 1.26 - Распределение объема работ СО по видам

Виды работ ТО-2

Доля работ,%

Трудоемкость, чел.-ч.

Всего по АТП, чел.-ч.


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12


1.Контрольно-диагностические

6

6

6

4,81

54,27

3,01

62,09

2.Крепежные

44

44

44

35,27

398,01

22,07

455,35

3.Регулировочные

9

9

9

7,21

81,41

4,51

93,14

4.Смазочные

16

16

16

12,83

144,73

8,03

165,58

5.Электромеханичекие и аккумуляторные

5

5

5

4,01

45,23

2,51

51,74

6.По системе питания

3

3

3

2,40

27,14

1,50

31,05

7.Шинные

17

17

17

13,63

153,78

8,53

175,93

Итого

100

100

100

80,16

904,56

50,16

1034,88


Распределение объема работ ТР по видам представлено в таблице 1.27.

Таблица 1.27 - Распределение объема работ ТР по видам

Виды работ ТР

Доля работ,%

Трудоемкость, чел.-ч.

Всего по АТП, чел.-ч.


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12


1

2

3

4

5

6

7

8

Текущий ремонт (постовые работы)

1.Диагностические

1,5

1,5

1,5

76,20

83,58

39,46

199,24

2.Регулировочные

1,5

1,5

1,5

76,20

83,58

39,46

199,24

3.Разборо-сборочные

35

35

35

1778,00

1950,21

920,83

4649,04

4.Сварочно-жестяницкие

2

2

2

101,60

111,44

52,62

265,66

5.Малярные

5

5

5

254,00

278,60

131,55

664,15

Итого

45

45

45

2286,00

2507,42

1183,92

5977,34

Текущий ремонт (участковые работы)

1.Агрегатные

19

19

19

965,20

1058,69

499,88

2523,77

2.Слесарно-механические

12

12

12

609,60

668,64

315,71

1593,96

3.Электротехнические

5

5

5

254,00

278,60

131,55

664,15

4.Аккумуляторные

1

1

1

50,80

55,72

26,31

132,83

5.Ремонт приборов системы питания

3

3

3

152,40

167,16

78,93

398,49

6.Шиномонтажные

1

1

1

50,80

55,72

26,31

132,83

7.Вулканизационные

1

1

1

50,80

55,72

26,31

132,83

8.Кузнечно-рессорные

3

3

3

152,40

167,16

78,93

398,49

9.Медницкие

2

2

2

101,60

111,44

52,62

265,66

10.Сварочные

1

1

1

50,80

55,72

26,31

132,83

11.Жестяницкие

1

1

1

50,80

55,72

26,31

132,83

12.Арматурные

1

1

1

50,80

55,72

26,31

132,83

13.Деревообделочные

3

3

152,40

167,16

78,93

398,49

14.Обойные

2

2

2

101,60

111,44

52,62

265,66

Итого

55

55

55

2794,00

3064,62

1447,02

7305,64

Всего

100

100

100

5080,00

5572,04

2630,94

13282,98


Распределение объема вспомогательных работ по видам представлено в таблице 1.28.

Таблица 1.28 - Распределение объема вспомогательных работ по видам

Виды работ

Распределение, %

Трудоемкость, чел.-ч.




1.Электротехнические

25

1656,7

2.Механичесике

10

662,7

3.Слесарные

16

1060,3

4.Кузнечные

2

132,5

5.Сварочные

4

265,1

6.Жестяницкие

4

265,1

7.Медницкие

1

66,3

8.Трубопроводные

22

1457,9

9.Ремонтно-строительные и деревообделочные

16

1060,3

Итого

100

6626,6

2. Определение потребности АТП в узлах и агрегатах

2.1 Расчет потребности АТП в узлах и агрегатах

Запас автошин определяется по формуле [7]

Зш = Аи·· lсс·Хк·Дз/Lп, (2.1)

где Хк - число колес автомобиля без запасного, ед.;п - средний пробег покрышки, км.

Принимаем, согласно [5]: Lп - 70000 км; для ЗИЛ-131 Хк = 6 ед., lсс = 138 км; для МАЗ-5549 Хк = 6 ед., lсс = 158 км; для ГАЗ-53-12 Хк = 6 ед., lсс = 154 км; дней запаса Д3 = 10 дн.

Запас автошин равен:

Зш ЗИЛ-131 = 12·0,9·138·6·10/70000 = 1,281 ед.;

Зш МАЗ-5549 = 12·0,9·158·6·10/70000 = 1,461ед.;

Зш ГАЗ-53-12 = 12·0,9·154·6·10/70000 = 1,431 ед.

Зш = 1+1+1=3 ед.

Запас агрегатов рассчитывается по формуле [7]

Gагр = Аи·Кагр·qагр/100, (2.2)

где Кагр - число агрегатов на 100 автомобилей одной марки по нормативам Положения [2], ед.;агр - масса агрегата, кг.

Необходимые данные по числу агрегатов на 100 автомобилей одной марки и массе этих агрегатов представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Число агрегатов на 100 автомобилей и их масса


Запас двигателей для автомобиля ЗИЛ-131 равендвЗИЛ-131 = 12·4·600/100 = 288 кг.

Результаты расчета хранимого запаса агрегатов приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Хранимый запас агрегатов на АТП

Марки автомобилей

GДВ, кг

GКПП, кг

GП.М, кг

GС.М, кг

GЗ.М, кг

GК.В, кг

Gрад, кг

GагАТП, кг










ЗИЛ - 131

288

37

110

144

108

18

8











МАЗ - 5549

478

103

197

0

396

21

10











ГАЗ - 53-12

194

13

27

0

92

10

5











Всего

960

153

334

144

596

49

23

2259


2.2 Расчет потребности в запасных частях

Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материала рассчитываются отдельно. Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов Gi (кг) рассчитывается по формуле [8]

Gi = (Аи·· lсс/1000)·(а· Gа/100)·Дз, (2.3)

где Gа - масса автомобиля, кг,

а - средний процент расхода запасных частей, металлов и других материалов от массы автомобиля на 10000 км пробега.

Принимаем: Дз = 20 дней [1]; Gазил-131 =6700 кг; GаМАЗ-5549 =8400 кг; GаГАЗ-53-12 =3250 кг [5]; средний процент расхода запасных частей, металлов и других материалов принимаем согласно [6].

Хранимый запас запасных частей автомобиля ЗИЛ-131 равенз.Чзил-131 = 12·0,9·138·1,8·6700·20/1000000 =359 кг.

Результаты расчета хранимого запаса запасных частей, металлов, лакокрасочных изделий и химикатов и прочих материалов приведены в таблице 2.3

Таблица 2.3 - Хранимый запас запасных частей, металлов, лакокрасочных изделий и химикатов и прочих материалов на АТП

Марки автомобилей

Gз.ч, кг

Gм.е, кг

Gлк, кг

Gпр, кг

Всего по АТП







ЗИЛ - 131

359

240

40

40








МАЗ - 5549

516

344

57

57








ГАЗ - 53-12

195

130

22

22








Всего

1070

714

119

119

2022


3. Распределение трудоемкости ТО и ТР по месяцам года

Большая часть автомобилей в зимний период времени не эксплуатируется. В Центральной европейской части России начало массовой эксплуатации автомобилей приходится на апрель. А окончание на октябрь (рисунок 3.1) [3].

Рисунок 3.1 - Интенсивность эксплуатации автомобилей в течение года

Согласно интенсивности эксплуатации автомобилей в течение года (рисунок 3.1) произведем распределение годового объема работ по ТО и ТР в % по месяцам года (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Распределение годового объема работ

Согласно рисунку 3.2 распределим трудоемкости ТО, Д и ТР по месяцам года. Результаты представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Распределение трудоемкости ТО, Д и ТР по месяцам года

Месяц

ЕО

ТО-1 совм.с Д-1

ТО-2

СО

Д-2

ТР

ТО и ТР

Январь

312,37

114,23

112,02

47,60

22,06

611,02

1219,30

Февраль

325,95

119,2

116,89

49,67

23,02

637,58

1272,31

Март

441,39

161,42

158,28

67,27

31,18

863,39

1722,92

Апрель

679,06

248,33

243,51

103,49

47,96

1328,30

2650,65

Май

780,91

285,58

280,04

119,01

55,16

1527,54

3048,25

Июнь

780,91

285,58

280,04

119,01

55,16

1527,54

3048,25

Июль

780,91

285,58

280,04

119,01

55,16

1527,54

3048,25

Август

780,91

285,58

280,04

119,01

55,16

1527,54

3048,25

Сентябрь

665,47

243,37

238,64

101,42

47,00

1301,73

2597,64

Октябрь

638,31

233,43

228,90

97,28

45,09

1248,6

2491,61

Ноябрь

353,11

129,13

126,63

53,81

24,94

690,7

1378,34

Декабрь

251,25

91,88

90,10

38,29

17,75

491,47

980,74

ИТОГО

6790,56

2483,33

2435,13

1034,88

479,63

13282,98

26506,51


4. Расчет штатов АТП для ТО и ТР автомобилей

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное - годовой производственных программ по ТО и ТР [1].

Технологически необходимое (РТ) и штатное (Рш) число рабочих рассчитывается по формулам [5]:

РТ = Тгодiт,

Рш = Тгодiш,

где Тгодi - годовой объем работ по зоне ТО и ТР или участку, чел.-ч;

Фт - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, ч;

Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, ч.

В практике проектирования для расчета технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени Фт принимают 2070 ч - для производств с нормальными условиями труда, 1840 ч - для производств с вредными условиями труда [1]. Годовой фонд времени штатного рабочего определят фактическое время отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени штатного рабочего Фш меньше фонда технологического рабочего Фт за счет выходных, праздничных дней. Отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (выполнение государственных обязанностей, по болезням и др.), принимаем: Фшм = 1610ч - для маляров; Фшост = 1820 ч - для всех остальных рабочих [1].

Годовой фонд времени технологического рабочего на постах ТР рассчитывается по формуле [4]

Фт = (Фтн. у·а+ Фтвр. у·b)/(а+ b), (4.3)

где а,b - число работ с нормальными и вредными условиями труда, % (см. таблицу 1.27).

Годовой фонд времени Фт на постах ТР

Фт = (2070·(45-5)+1830·5)/45 = 2043 ч.

Годовой фонд времени штатного рабочего на постах ТР рассчитывается по формуле [4]

Фш= (Фшост·с+ Фшм· d)/(с+ d), (4.4)

где с, d - количество работ всех рабочих и маляров, % (см. таблицу 1.27).

Годовой фонд времени Фш на постах ТР

Фш=(1820·(45-5)+1610·5)/45 = 1797 ч.

Годовой фонд времени технологического рабочего на участки ТР рассчитывается по формуле (4.3):

Фт = (2070·(55-(1+3+2+1))+1830·(1+3+2+1))/55 = 2039 ч.;

Фш=1820 ч.;

Результаты расчета численности производственных рабочих приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Результаты расчета численности производственных рабочих

Виды работ

Трудоемкость Тri, чел.-ч

Фсп

Рсп,чел.

Ф

Ряв, чел.




Расчетное

Принятое


Расчетное

Принятое

Уборочные (включая сушку-обтирку)

2168,24

2070

1,05

1

1840

1,18

1

Моечные

4622,32

2070

2,23

2

1840

2,51

3

ТО-1 совместно с Д-1

2483,33

2070

1,20

1

1840

1,35

1

Д-2

479,63

2070

0,23

1

1840

0,26

2

2435,13

2070

1,18

1

1840

1,32

2

СО

1034,88

2070

0,50

1

1840

0,56

1

ТР (постовые работы)

5977,34

2043

2,93

3

1797

3,33

3

ТР(участковые работы)

7305,64

2039

3,58

4

1820

4,01

4

Итого

26506,51

-

12,90

13

-

14,52

15


Кроме производственных рабочих, непосредственно участвующих в ТО и ремонте автомобилей, на предприятии работают вспомогательные, инженерно-технические работники, служащие и младший обслуживающий персонал. Их число определяют по формулам [3]:

 (4.5)

где РВ, РИТР, РСП, РМОП - численность вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала, чел. Данные по составу и количеству работающих на АТП приведены в таблице 4.2.

Таблица 4.1 - Состав и количество работающих на АТП

Группы работающих

Количество работающих, чел.


расчетное

принятое

Производственные рабочие

14,52

15

Вспомогательные рабочие

2,90

3

Инженерно-технические работники

2,70

3

Младший обслуживающий персонал

0,72

1

Итого

20,84

22

5. Расчет количества постов ТО и ТР

Техническое обслуживание автомобилей проводят в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижно состава автомобильного транспорта [2].

Ежедневное техническое обслуживание выполняют на общих постах и линиях перед выездом автомобиля на линию, и после возвращения его.

В зависимости от сменной программы работ техническое обслуживание (диагностирование) выполняется линиях или тупиковых постах, а текущий ремонт - на универсальных и специализированных постах.

Техническое обслуживание и текущий ремонт проводится на поточных линиях при сменной программе не менее [4]:

для ТО-1 - 12…15;

для ТО-2 - 5…6 обслуживающий технологически совместимых автомобилей;

для ТР - 2…3.

При меньшей сменной программе ТО и ТР работы выполняют на постах.

Ежедневное обслуживание проводят на поточных линиях.

Поэтому для обоснованного выбора способа организации работ по каждому виду воздействий определяют сменную программу по формулам [3]:

 (5.1)

где Дз - число дней работы зоны в году, по заданию, Дз = 365 дн.;

с - число смен работы зоны ТО или ТР, с=1.

Количество ТО за смену равно:


Т.к. количество ТО за смену мало, поэтому количество поточных линий периодического действия для проведения работ по техническому обслуживанию и диагностированию не рассчитываем.

Рассчитываем числа поточных линий непрерывного действия для ЕО.

При выполнении на линии работ вручную, предусматривается механизация моечные работ, остальные выполняются вручную, то такт линии tЕО рассчитывается с учетом скорости перемещения автомобилей (2-3 м/мин.), обеспечивающий возможность выполнения работ вручную в процессе движения автомобиля [4]

 (5.2)

где nк - скорость перемещения автомобиля м/мин.

Примем для МАЗ-5549 La = 7,25 м [5], а = 2 м [1], nк = 2,5 м/мин.

Такт линии ЕО равен

 мин.

Ритм линии RЕО рассчитывается по формуле [4]

RЕО = (60·Tвоз)/(0,7·NEOc), (5.3)

где Tвоз - время возврата автомобилей с линии, ч,

принимаем согласно [2] Tвозв = 1,4 ч.

Ритм линии ЕО равен RЕО = (60·1,4)/(0,7·32,45) = 3,7 мин.

Число линий обслуживания  определяется по формуле [4]

 (5.4)

Число линий обслуживания равно ед.

Принимаем 1 линию ЕО поточного действия.

Число рабочих, занятых на постах и выполняющих ручные работы, определяют по формуле [4]


где tЕО - трудоемкость работ ЕО, выполняемых вручную, чел.-ч.

Число рабочих, занятых на постах и выполняющих ручные работы равно

чел.

Примем = 2 чел.

Число универсальных постов (рабочих мест) для выполнения ТО и ТР определяется соотношением годовой трудоемкости работ, выполняемых на данном посту (участке) и годовым фондом рабочего времени поста (участка) [4]

Хi = (Ti·j)/(Ф·Рп) = (Ti·j)/(Др.г·Тсм·с·Рп·hп), (5.6)

где  - годовая трудоемкость работ, чел.-ч;

j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей, j = (1,0…1,8) [1];

Ф - годовой фонд рабочего времени поста, ч.;

Рп - число рабочих на посту, чел.;

Др.г - число рабочих дней поста (участка) в году, дн.;

Тсм - продолжительность смены, ч;

с - число смен;

hп - коэффициент использования рабочего времени поста, характеризующий уровень технологии и организации работ, hп = (0,85…0,95) [1].

Для расчета количества постов ЕО принимаем [1]: Тсм = 8 ч.; с = 1; j = 1,8; ТЕО = 6790,56 чел.-ч; Рп = 1 чел.; hп = 0,9; Др.г = 365 дн.

Число постов ЕО равно

ХЕО = (6790,56·1,8)/(365·8·1·1·0,9) = 4,65 ед.

По результату расчета постов ЕО, примем: 5 постов для уборочно-моечных, заправочных и контрольно-диагностических работ на линии ЕО и 1 пост ожидания.

Для расчета количества постов ТО-1, ТО-2 и СО принмаем [1]: Тсм = 8 ч.; с = 1; jТО = 1,4; ТТО-1и Д-1 = 2483,33 чел.-ч; ТТО-2 = 2435,13 чел.-ч; ТСО = 1034,88 чел.-ч; Рп = 2 чел.; Др.г = 365 дн.

Число постов ТО-1 совместно с Д-1 равно

ХТО-1с Д-1 = (2483,33·1,4)/(365·8·1·2·0,9) = 0,66 ед.

Число постов ТО-2 равно

ХТО-1 = (2435,13·1,4)/(365·8·1·2·0,9) = 0,65 ед.

Число постов СО равно

ХСО = (1034,88·1,4)/(365·8·1·2·0,9) = 0,39 ед.

При известном годовом объеме диагностических работ число диагностических постов рассчитывается по формуле [4]

Xдi = Tдi / Др· Тсм·c·hд· Рп , (5.7)

где Tдi - годовой объем диагностических работ, чел.-ч;

hд- коэффициент использования рабочего времени диагностического поста, принимаются hд = 0,9 [1].

Примем: Tд-2 = 479,63 чел.-ч.; Др.г =365 дн.; Тсм = 8 ч.; с = 1; Рп = 1 чел.

Число постов общей и углубленной диагностики равнод-2 =479,63/(365·8·1·1·0,9) =0,18 ед.

Ввиду небольшого годового объема диагностических работ их целесообразно выполнять на других предприятиях, или же пост диагностики необходимо совместить с постом ТО. Но при втором варианте приобретение диагностического оборудования не будет иметь экономического эффекта из-за малого объема работ. Поэтому при совмещении поста ТО и диагностики, приобретение диагностического оборудования должно сводиться к недорогому универсальному варианту.

По результатам расчетов примем 2 поста для всех работ по ТО-1, Д-1 и Д-2, а также для работ по ТО-2 и СО.

Для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР, т.к. число воздействий по ТР неизвестно.

Расчет количества постов ТР производится по формуле [4]

Хi = (TТР·jТР ·КТР)/(Драб·Тсм·с·Рп·hп), (5.8)

где TТР - годовой объем работ, выполняемых на постах ТР, чел.-ч;

jТР - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР;

КТР - коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемую на постах ТР в наиболее загруженную смену;

hп - коэффициент использования рабочего времени поста.

Примем согласно [1]: TТР = 5977,34 чел.-ч; Рср = 2 чел.; hп = 0,9; Тсм = 8 ч.; с = 1; Др.г =365 дн.; КТР = 1,0.

Коэффициент jТР рассчитывается по формуле [4]

jТР = (j1 ·а+j2·b)/(а+ b), (5.9)

где j1 - коэффициент, учитывающий регулировочные, разборочно-сборочные и окрасочные работы;

j2- коэффициент, учитывающий сварочно-жестяницкие работы;

а и b - коэффициент, учитывающие долю соответствующих работ в общем объеме.

Принимаем согласно [1]: j1 = 1,8; j2 = 1,4; а = 41,5; b = 2.

Коэффициент jТР равен:

jТР = (1,8 ·41,5+1,4·2)/(41,5+ 2)= 1,78.

Количество постов ТР равно

ХТР = (5977,34·1,78·1,0)/( 365·8·1·2·0,9) = 2,02 ед.

Общее количество постов ТР принимается равным ХТР = 2 ед.

6. Определение потребности АТП в технологическом оборудовании

К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы), необходимые для обеспечения производственного процесса АТП. Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское [4].

Количество основного оборудования определяют или по трудоемкости работ и фонду рабочего времени оборудования, или по степени использования оборудования и его производительности.

Определяемое расчетом по трудоемкости работ число единиц основного оборудования определим по формуле [4]

Qоб = Тоб/ (Фоб·hоб) = Тоб/( Драб·Тсм·с·hоб·Роб), (6.1)

где Тоб - годовой объем работ по данной группе или виду работ, чел.-ч.;

Фоб- годовой фонд времени рабочего места (единицы оборудования), ч;

Роб- число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования;

Драб.г- число рабочих дней в году, дн.;

Тсм - продолжительность рабочей смены, ч;

с - число рабочих смен;

hоб - коэффициент использования оборудования по времени, hоб = 0,75-0,90. Количество оборудования, которое используется периодически, т.е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка, например, табели оборудования карбюраторного, аккумуляторного и электрического участков.

Количество подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО, ТР и линий ТО, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным в проекте уровнем механизации производственных процессов (использование кран-блок, тельферов и других средств механизации).

Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.п.), который используется практически в течение всей рабочей смены. Определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене. Количество складского оборудования определяется номенклатурой и объемом складских запасов.

При подборе оборудования пользуются «Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента», каталогами, справочниками и т.п. В Табеле дан примерный перечень оборудования для выполнения различных работ ТО и ТР и его количество в зависимости от типа и списочного числа автомобилей на АТП. Приведенные в Табеле номенклатура и количество технологического оборудования установлены для усредненных условий. Поэтому номенклатура и число отдельных видов оборудования для проектируемого АТП могут корректироваться расчетом с учетом специфики работы предприятия (принятых методов организации работ, числа постов, режима работ зон и участков и т.п.).

При проектировании необходимо рассчитать количество основного оборудования, на котором выполняют основные, наиболее сложные и трудоемкие технологические операции ремонта машин, агрегатов и восстановления деталей.

Площади производственных участков (цехов) рассчитывают по формуле [4]

Fц = fоб ·кп, (6.2)

где fоб - площадь участка (цеха), занимаемая оборудованием, м2;

кп - коэффициент плотности расстановки оборудования.

Значения кп для производственных участков [3]:

слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонт приборов системы питания кп = 3,5-4,0;

агрегатный, шиномонтажный, ремонт оборудования кп = 4,0-4,5;

сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный кп = 4,5-5,0.

На технологических планировках должны показываться строительные элементы здания, оказывающие влияние на расстановку оборудования, технологическое и подъемно-транспортное оборудование, местоположение рабочих при выполнении работы, места подвода электроэнергии, сжатого воздуха, воды, пара, газа и т.д.

Определение площадей расстановкой макетов оборудования на чертеже технологической планировки участков - наиболее точный способ, но трудоемкий. На листе 2 графической части произведена расстановка технологического оборудования. Расстановка оборудования должна осуществляться с учетом порядка технологических операций, производимых на участке с целью сокращения времени на перемещение рабочего по цеху, удобства работы, соблюдения техники безопасности.

Согласно рекомендациям [19-24] принимаем оборудование для АТП, приведенное в таблице А.1 приложения А.

7. Расчет площадей зон ТО и ТР

Площадь зоны ТО или ТР находится по формуле [4]

Fз = fa·Xз·Кп, (7.1)

где fa - максимальная площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;з - число постов зоны, ед.;

Кп - коэффициент плотности расстановки постов.

Площадь, занимаемая автомобилем в плане, рассчитывается по формуле [4]

fa = la·ba, (7.2)

где la - длина автомобиля, м;a - ширина автомобиля, м.

Коэффициент Кп равен [1]:

при одностороннем расположении постов Кп = 6…7;

при двухстороннем расположении постов и поточном методе Кп = 4…5. Автомобили в парке имеют габаритные размеры [6], представленные в таблице 7.1. Площадь горизонтальной проекции автомобиля МАЗ-5549 определяется по формуле (7.2) и равна fa = 7,25·2,50 = 18,13 м2.

Площади других автомобилей рассчитываются аналогичным способом. Результаты расчета приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1 - Габаритные размеры в парке и площадь их горизонтальных проекций.

Параметр

Подвижной состав


ЗИЛ-131

МАЗ-5549

ГАЗ-53-12

Длина автомобиля, м

7,04

7,25

6,68

Ширина автомобиля, м

2,50

2,50

2,38

Площадь горизонтальной проекции,м2

17,60

18,13

15,90


Максимальную площадь горизонтальной проекции имеет автомобиль МАЗ-5549, равную fa =18,13 м2.

Площадь зоны ЕО определяется по формуле (7.1) и равна

= 18,13·(5+1) ·4 = 435,12 м2.

Площадь зоны ТО определяется по формуле (7.1) и равна

 = 18,13·2·6 = 217,56 м2.

Площадь зоны ТР определяется по формуле (7.1) и равна

 = 18,13·2·6 = 217,56 м2.

Общая площадь производственной зоны равна

 = 435,12+217,56+217,56 = 870,24 м2.

8. Обоснование методов организации работ по ТО и ТР автомобилей

Основным структурным элементом производственных подразделений (зон, цехов и участков) автотранспортных предприятий является рабочее место. Представляющее собой зону трудовой деятельности одного или нескольких рабочих.

Рабочее место - часть пространства, приспособленная к выполнению работником производственного задания по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Рабочие места включают в себя зону трудовой деятельности, основное и вспомогательное производственное и технологическое оборудование, технологическую оснастку, приспособления и инструмент. При организации рабочих мест учитывается антропометрические данные, передовой опыт, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.

Рабочий пост представляет собой рабочее место, на площади которого устанавливается один или несколько автомобилей. При работе на посту нескольких исполнителей данное рабочее место квалифицируется как коллективное. Выбираем организацию работ по ТО и ТР автомобилей на универсальных постах. Преимуществом технического обслуживания на универсальных постах является возможность выполнения на каждом посту различного объема работ, обслуживания автомобилей различных моделей, выполнения ТО и ТР различной продолжительности. Недостатки данной формы организации работ необходимо многократно дублировать технологическое оборудование, что ограничивает возможность оснащения предприятия высокопроизводительными средствами труда; повышаются затраты на ТО и ТР автомобилей и технологическое оборудование, требуется ремонтные рабочие более высокой квалификации и с совмещением профессий, ограничивается возможность специализации рабочих и специализации труда.

Наличие и сочетание универсальных постов ТО и ремонта определяют уровень специализации постовых технологических процессов в зависимости от возможностей производственно-технической базы.

В зависимости от способа постановки автомобилей посты бывают тупиковые и проездные, напольные, на осмотровых канавах, подъемниках и эстакадах. Выбираем способ установки автомобилей на тупиковых постах.

Объем работ текущего ремонта выполняется на разборочно-сборочных и кузовных постах, на последних проводятся сварочно-жестяницкие и окрасочные работы по кузову автомобиля.

Для производственно-цеховых работ ТР на предприятии существуют следующие производственные участки, отделения и цехи: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, топливной аппаратуры, аккумуляторный, сварочный, жестяницкий, медницкий, арматурный, обойный, малярный, шиномонтажный, вулканизационный или шиноремонтный, и другие.

Наибольшее применение при обслуживании и ремонте автомобилей получили следующие методы организации производства [4]: специализированных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый.

Метод специализированных бригад предусматривает закрепление всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными бригадами рабочих. Применение этой прогрессивной формы организации труда возможно при достаточно интенсивном поступлениями автомобилей, необходимом для обеспечения полной загрузки бригад, и при наличии специализированных с поточными линиями ТО-1, ТО-2 и зоной ТР, как правило, создают специализированные бригады, а в остальных случаях комплексные.

Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ по ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают рабочими различных специальностей, необходимых для выполнения закрепленных за бригадой работ. Преимуществом комплексных бригад является полная ответственность бригады за качество работ. Наличие в бригаде рабочих всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ во времени. Бригадир может переводить рабочих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей, и наоборот.

Метод комплексных бригад может быть реализован при том условии, что в бригаде должно быть два и более человек. Такое возможно в данном случае только при использовании совмещенных работников. Одна бригада должна состоять из четырех человек и выполнять все работы ТО и диагностике, три человека будет выполнять постовые работы по ТР.

Агрегатно-участковый метод состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяют между специализированными производственными участками, специалист которых полностью ответственны за качество и результаты своей работы. Эти участки являются осиновыми звеньями производства. На каждом из производственных участков выполняются работы по всем видам ТО и ТР одного или нескольких агрегатов, узлов, систем, механизмов и приборов. При таком методе организации устанавливается строгая ответственность за качество выполненных работ.

Высокая специализация позволяет эффективно применять высокопроизводительное оборудование, механизировать и автоматизировать работы. Недостатком этого метода является трудность маневрирования автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени и тем самым ограничивает его применение на практике [3].

В данном случае наиболее эффективными методами организации труда работников будут являться метод комплексных бригад при проведении технического обслуживания и агрегатно-участковый метод при проведении работ по текущему ремонту на производственных участках (4 человека). Для выполнения большего объема постовых работ возможно участие одного работника с производственных участков предприятия.

Заключение

В результате проведенной работы для данного парка автомобилей рассчитали и спроектировали зоны ежедневного обслуживания, технического обслуживания, текущего ремонта, с детальной разработкой поста ТО-1 (определение занимаемой площади, подбор и расстановка технологического оборудования, определения количества рабочих). Общий годовой объем работ составил 33133,11 чел.-ч. Расчетами получено: в зоне ЕО 1 поточная линия непрерывного действия с 5 постами и 1 постом ожидания, в зоне ТО два поста (ТО-1 с Д-1 и Д-2, ТО-2 и СО), в зоне ТР два поста. Рассчитана программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту, распределена трудоемкость по видам работ, также рассчитано количество штатных (13 человек) и технологически необходимых (15 человек) рабочих. Ознакомились с методикой расчета потребности АТП в агрегатах, узлах и запасных частях. Дано обоснование метода организации работ по ТО и ТР автомобилей. Провели распределение трудоемкости ТО и ТР по месяцам года.

Библиографический список

1. ОНТП Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта: М.: Росавтотранс/ Гипроавтотранс, 2008. - 184с.

. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Минтранс РСФСР. - М.: Транспорт, 2006. - 73с.

. Планирование и организация технической эксплуатации АТП: Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей»/ Иван.гос.архит.-строит.унив.; Сост.: В.А. Масленников, Е.Л. Орешков. - Иваново, 2007. - 34 с.

. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2006. - 271 с.

. Напольский Г.М., Пугин А.В. Основные положения и нормативы технологического проектирования автотранспортных предприятий. Уч.пособие. - М.: МАДИ, 2002. - 89 с.

. Краткий автомобильный справочник. - 10-е издание, перер. и доп. - М.: Транспорт, 2005. - 220 с.

. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. Учебник для техникумов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2010. - 171 с.

. Кравченко И.Н., Гатаууллин Р.М., Гладков В.Ю. и др. Основы проектирования эксплуатационных баз: Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию для вузов. - М.: Изд-во ВТУпри Федеральном агентстве специального строительства, 2008. - 182с.

. Напольский Г.М. Технологический расчет и планировка АТП: уч.пособие к курсовому проектированию. - М.: МАДИ (ГТУ), 2008. - 42 с.

. Афанасьев Л.Л. и др. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей (Альбом чертежей). - М.: Транспорт, 2008.- 192 с.

Приложение А

Таблица А.1 - Технологическое оборудование и оргоснастка необходимая для организации системы ТО и ТР на грузовом автотранспортном предприятии

Наименование оборудования




Площадь, м2


Краткая характеристика оборудования

Кол-во

Размеры, м*м

единицы

общая

1

2

3

4

5

6

ТО, ТР и смазочные

1.Нагнетатель смазочный, мод.С-321 м

Тип пневматический. Давление номинальное 25 Мпа, максимальное 35Мпа; емкость бака 40л; мощность электродвигателя 0,55 кВт; масса 20 кг

1

087*0,16

0,14

0,14

2.Установка заправочная передвижная для масел мод.С-233

Подача при 40 двойных ходах в минуту 3 л; объем бака 0,035 м3; масса 20 кг

1

0,54*0,37

0,20

0,20

3.Установка передвижная для сбора отработавших масел мод.С-508

Объем бака 0,063 м3; длина сливного шланга 600 мм; масса 34кг

1

0,73*0,55

0,40

0,40

4.Компрессор передвижной мод.К-2

Производительность 0,63 м/мин; давление сжатого воздуха 1 Мпа; объем ресивера 0,15 м3; мощность электродвигателя 5,5кВт; масса 270 кг

1

1,30*0,62

0,81

0,81

5.Стенд для регулировки и сборки сцепления мод.Р-748

Тип настольный, масса 57 кг

1

0,63*0,57

0,36

0,36

6.Шкаф для инструмента и материала

Металлический разборный, масса 20кг

1

0,88*0,50

0,44

0,44

7.Слесарный верстак

Масса 95 кг

2

1,42*0,60

0,85

0,85

1

2

3

4

5

6

 

Кузовные, арматурные, обойные

 

1.Шлифовальный станок

Тип настольный, электромеханический, мощность 3,7 кВт; масса 40 кг

1

0,31*0,07

0,02

0,02

 

2.Стол газоэлектросварщика

Металлический разборный, масса 40кг

1

1,30*0,80

1,04

1,04

 

3.Сварочный трансформатор

Мощность 20кВт; напряжение тока 380 В; максимальный ток сварки 200 А; постоянный ток 100А

1

1,05*0,40

0,42

0,42

 

4.Противопожарный щит

Металлический передвижной, масса 28кг

1

-

-

-

 

5.Камера для сушки грузовых автомобилей 8042

Температура сушки 80-110С. Общая мощность нагревателей 115кВт

1

12,00*4,00

48,00

48,00

 

6.Краскораспылитель для распыления лакокрасочных материалов сжатым воздухом С-512А

Производительность до 50м3/ч. Расход воздуха 2,5 м3/ч

1

0,19*0,15

0,03

0,03

 

7.Ванна моечная ОМ-1316А

Передвижная, вместимость ванны 0,06 м3

1

1,25*0,62

0,78

 

Регулирование по установке углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов, диагностические

 

1.Диагностический стенд К-455

Передвижной. Масса 40 кг

1

0,72*0,55

0,40

0,40

 

2.Передвижной домкрат П-310

Тип гидравлический, грузоподъемность 2,5 т; Масса 75 кг

1

0,20*0,20

0,04

0,04

 

3.Компрессометр мод.179

Переносной. Ручной, измерительный. Предел измерения 10 Па, цена деления шкалы 0,5 Па

1

-

-

-

 

4.Газоанализатор "Автотест СО-СН-Д"

Переносной. Ручной, измерительный.

1

-

-

-

 

1

2

3

4

5

6

 

Ремонт узлов, систем и агрегатов

 

1.Электровулканизатор мод.6140

Электрический, напряжение 220В, масса 14,5 кг

1

0,45*0,45

0,18

0,18

 

2.Стенд для демонтажа шин, мод.Ш-516

Источник питания 380В, масса 260 кг

1

1,00*0,52

0,52

0,52

 

3.Вилка нагрузочная ЛЭ-2

Емкости проверяемых батарей: 40-135 А*ч

1

-

-

-

 

4.Установка для ускоренного заряда аккумуляторных батарей и пуска двигателей Э-410

Передвижная. Питание 220 В. Зарядный ток до 50 А, 12 В. Ток при пуске 220 А

1

0,71*0,54

0,38

0,38

 

5.Прибор для проверки карбюраторного и топливных насосов НИИАТ-577Б

Настольный с подводом воздуха от ручного насоса, масса 20 кг

1

0,37*0,32

-

-

 

6.Пост для технического обслуживания системы питания дизельных двигателей ППД-3

Передвижной. В состав поста входят 4 наименования специализированных приборов и инструмента. Масса 80 кг

1

0,95*0,50

0,48

0,48

 

Слесарно-механические

 

1.Стеллаж для деталей

Собственного изготовления

1

1,40*0,45

0,63

0,63

 

2.Реечный ручной пресс

Стационарный

1

0,80*0,60

0,48

0,48

 

3.Настольный сверлильный станок НС-12А

Стационарный

1

0,80*0,60

0,48

0,48

 

4.Заточный станок 3А64

Стационарный

1

0,80*0,60

0,48

0,48

 

Уборочно-моечные

 

1.Установка для мойки автомобилей КЕРХЕР

Ручная с подогревом воды. Мощность электродвигателя 2 кВт

1

-

-

-

 

2.Пылесос

Переносной, ручной, электрический.

1

-

-

-

 

1

2

3

4

5

6

 

Инструмент

 

1.Комплект гаечных ключей, двусторонних, мод.Н-153

9 ключей размером от 7 до 30 мм, масса 17 кг

1

-

-

-

 

2.Комплект ключей с приводными часами, мод.2336 м-1

9 торцевых головок от 10 до 27 мм, ключ трещоточного типа, шарнирная рукоятка, удлинитель, вороток и шарнир, масса 4,3 кг

1

-

-

-

 

3.Комплект ключей кольцевых, мод.Н-153

9 ключей размером от 7 до 30 мм, масса 1,5 кг

1

-

-

-

 

4.Комплект инструмента механика, мод.Н132

7 гаечных ключей, 11 сменных торцевых головок, шпильковерт, шарнир и др.инструмент, масса 59 кг

1

-

-

-

 

5.Набор оборудования и инструмента для ручной правки кузова мод.Н-151-1

14 наименований, рихтовальные молотки. Оправки, масса 18 кг

1

-

-

-

 

6.Ключ моментный. Мод.Н332

Диапазон измерения 25-140Н*м, масса 0,82 кг

1

-

-

-

 

7.Дрель электрическая

Частота вращения 800 об/мин, мощность 0,18 кВт, масса 2 кг

1

-

-

-

 

8.Набор инструментов для обработки местных повреждений шин, мод.Ш-308

Набор состоит из вспомогательного инструмента. Всего 39 наименований, масса 12,5 кг

1

-

-

-

 

9.Комплект инструментов для ремонта и ТО электрооборудования

Переносной

1

-

-

-

 

10.Комплект инструментов регулировщика-карбюраторщика мод.2445


1

-

-

-

 

ИТОГО

-

-

-

-

58,42

 


Похожие работы на - Планирование и организация технической эксплуатации подвижного состава АТП

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!