Стандартизация инновационной деятельности в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    692,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стандартизация инновационной деятельности в Республике Беларусь

Введение

"Инновация отличает лидера от догоняющего"

Стив Джобс <#"666290.files/image001.gif">

Рисунок 1.1 - Жизненный цикл инноваций

Инновации, которые стали стандартами:

·              MS Windows - является де-факто стандартом операционных систем для ПК;

·              MPEG - стандарт сжатия/кодирования видеосигнала;

·              CD/DVD/Blue ray - стандарты хранения данных на сменных носителях;

·              Web 2.0 - стандарт для современных интернет-ресурсов.

Зачастую стандарты становятся "общим знаменателем" для участников глобальных инвестиционных проектов, затрагивающих несколько стран или регионов, поскольку их успешная реализация предполагает применение признанных всеми сторонами целых комплексов стандартов, в которых содержатся положения по вопросам:

·              единого понимания терминологии;

·              обеспечения безопасности продукции и услуг;

·              охраны жизни, здоровья людей;

·              охраны окружающей природной среды;

·              применения способов и методов ведения работ (оказания услуг);

·              оценки и подтверждения соответствия качества продукции и услуг уровню принятому лучшими мировыми практиками;

·              охраны труда (правил безопасности).

Государственные органы прикладывает значительные усилия для разработки механизмов стимулирования участия в работах по стандартизации инвестиционных и инновационных (внедренческих) компаний.

.1 Инновация и перспективы европейской стандартизации

На 3-ем ежегодном заседании CEN-CENELEC в Лимасоле (Кипр) обсуждалась стратегия европейской стандартизации, дальнейшие шаги по усилению общих ценностей и принципов европейской системы стандартизации. Первое заседание было посвящено стандартизации, исследованиям и инновациям. Цель - продемонстрировать, что стандартизация поддерживает инновации для доступа на рынок. На втором заседании "Будущая перспектива европейской стандартизации" были представлены результаты сотрудничества CEN и CENELEC. Принято решение по образованию группы европейской системы стандартизации с целью создания четких правил разработки европейских стандартов. Также на заседании рассматривались вопросы формирования механизма разрешения технических проблем, возникающих в результате взаимодействия стандартизации с новыми технологиями. Европейская система стандартизации должна стать основой для поддержки инноваций и интегрированного подхода к стандартизации.

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы

Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.

Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла "наука - техника - производство".

2.1 Концепция ГПИР на 2011-2015 годы

Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

Достижение главной стратегической цели инновационной политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики будет разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - Государственная программа). Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - Концепция). Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (одобрен Постановлением Общего собрания Национальной академии наук Беларуси от 9 октября 2009 г. № 7). Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения "Администрация Парка высоких технологий", учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц.

.2 Основные задачи реализации Государственной программы

Достижение цели инновационной политики предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:

·              организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;

·              формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития;

·              привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;

·              обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.

При формировании институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается:

·              изменение модели государственного управления промышленностью и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода;

·              формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий (далее - ПВТ);

·              содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора.

В рамках Государственной программы предусматривается выполнение 235 важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь.

Свыше 900 инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологическому переоснащению производств в целях освоения и выпуска новой продукции, предстоит реализовать в рамках программ развития видов экономической деятельности, а также программ развития областей и г. Минска.

Объем финансирования проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составит 57 422,97 млрд. рублей. Для этого планируется привлечение кредитов банков, заемных средств организаций, собственных средств организаций, иностранных инвестиций, а также средств республиканского и местных бюджетов.

Реализация мероприятий Государственной программы направлена на достижение в 2015 году следующих прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы:

·              увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 - 21 процента;

·              увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, - не менее 40 процентов;

·              рост внутренних затрат на научные исследования и разработкидо 2,5-2,9 процента от ВВП;

·              рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) - не менее 7950 млн. долларов США;

·              увеличение объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,54-1,60 раза;

·              снижение импортоемкости промышленного производства до 30 процентов (2010 год - 34,5 процента);

·              снижение материалоемкости произведенной в 2015 году продукции в организациях промышленности и сельского хозяйства на 5-7 процентов по сравнению с 2010 годом;

·              снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29-32 процента по сравнению с 2010 годом.

3. Развитие инновационной деятельности на предприятиях

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционная деятельность.

Инновационная деятельность включает в себя инновационный процесс и систему организационных, производственных и коммерческих мероприятий, направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического процесса, получение прибыли. Благодаря четкой организации инновационной деятельности происходит ускорение технологического развития общества, быстрейшее внедрение всех достижений научно-технического процесса.

Стратегическое управление инновационной деятельностью - это такое управление организацией, которое, опираясь на научно-технический потенциал, ориентирует её инновационную деятельность на запросы потребителей, осуществляет всесторонний анализ продукции, моделирование ситуаций, на основе чего проводит гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие состоянию внешней и внутренней среды, что в совокупности позволяет организации выжить и достигнуть своей цели в долгосрочной перспективе.

Существуют определенные условия вывода инновационной продукции предприятия на рынок:

•        Обеспечение безопасности осуществляется через соответствие требованиям технических регламентов;

•        Регламентация свойств продукции - стандартизация продукции в национальных или корпоративных стандартах

•        Оценка соответствия свойств продукции требованиям нормативных документов осуществляется через сертификацию в аккредитованных органах и надзор за рынком.

Для реализации рыночных возможностей в организации должно быть введено стратегическое планирование инновационной деятельности.

Рисунок 3.1 - Влияние стандартов на рынок

Под воздействием фактора конкуренции формируются уровень рыночных цен, а также непосредственно имидж предприятия и его конкурентные преимущества. Всё это - инструменты механизма стимулирования инновационной деятельности предприятия. Международная конкуренция также способна активизировать инновационную деятельность субъектов хозяйствования. В условиях открытости внутреннего рынка и усиливающегося фактора глобализации экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на "пассивный" внутренний рынок и "активный" внешний, достаточно сложно.

Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения "выживания" в условиях конкуренции.

Говоря о глобализации, нельзя не отметить тот факт, что инструментами, которые воздействуют на активизацию инновационной деятельности предприятий, являются и предложение на мировом рынке, и международные нормы, стандарты в данной области, заключаемые международные договора, уровень цен на мировом рынке.

К примеру, международные стандарты содержат в себе определённые положения, которые являются обязательными для предприятий-экспортёров. Чтобы соответствовать этим требованиям международных стандартов, многие предприятия внедряют инновации.

В связи с все более возрастающими требованиями мировых стандартов к качеству и безопасности выпускаемой продукции для массового потребления необходимость внедрения систем менеджмента качества на современных предприятиях является очевидной и не вызывает никаких сомнений.

Наиболее распространенными являются системы менеджмента качества (СМК), основанные на международных стандартах серии ISO 9000. Цель международных стандартов в области систем менеджмента заключается в том, чтобы допускать на рынок только тех производителей, деятельность которых отвечает не узким или односторонним, а широким (в идеале - абсолютно непротиворечивым) потребностям. Система обеспечения качества является сама по себе управленческой инновацией, служит организующим "стержнем" для проведения технических и технологических инноваций на предприятии. Также её можно рассматривать как маркетинговую инновацию для завоевания новых рынков.

4. О перспективах инновационного развития Республики Беларусь

Деятельность Министерства экономики Республики Беларусь в области инновационного развития будет сосредоточена на следующих направлениях.

Во-первых, работа по доработке проекта Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (ГПИР) как ключевого инструмента инновационного развития.

В рамках данного документа предусмотрена реализация 211 проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь. Определены задания госзаказчикам на 2011-2015 гг. по обеспечению достижения запланированных параметров по объему экспорта высокотехнологичной продукции, в том числе и по выходу в 2015 г. - на 7,95 млрд. долл. США.

создание высокотехнологичного сектора;

создание благоприятной институциональной среды для инновационного развития;

инновационное развитие традиционных отраслей национальной экономики;

формирование дееспособной и эффективной национальной инновационной системы.

Во-вторых, разработка проекта Национальной инновационной стратегии развития Республики Беларусь на 2011-2025 г.

Основными целями разработки данной Стратегии являются:

формирование системного видения места Беларуси в современном мире на сегодняшний день;

проектирование миссии и желательного места Беларуси в мире к 2025г. с учетом влияния внешних и внутренних факторов развития;

определение стратегии практических действий белорусского государства на средне- и долгосрочную перспективу в контексте необходимости обеспечения национальной конкурентоспособности как основы национальной безопасности страны.

Разработку Национальной инновационной стратегии развития Беларуси предполагается осуществить с использованием методологии Форсайта.

В- третьих, в рамках формирования и развития высокотехнологичного сектора национальной экономики предусмотрена работа по формированию институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, которая включает:

разработку модели государственного управления промышленностью и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода;

формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания Национального научно-технологического парка в области нано- биотехнологий и фармацевтики "Биоград" (далее - "Биоград"), имеющему статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий. Развитие "Биограда" предполагает организацию стратегического альянса с рядом крупных международных/транснациональных компаний Российской Федерации, Индии, КНР, Кубы с целью последующей организации совместных предприятий по производству фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики Беларусь, а также с приглашением на постоянное место жительства в Беларусь перспективных исследователей из стран СНГ и ЕС, и формирование на этой основе новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий;

содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора:

·        химический кластер в г. Гродно (ядро: ОАО "Гродно Азот", ОАО "Гродно Химволокно", УО "Гродненский государственный университет");

·        нефтехимический кластер в г. Новополоцк (ядро: ОАО "Нафтан" и УО "Полоцкий государственный университет");

·        агромашиностроительный кластер в г. Гомель (ядро: РУП "Гомсельмаш" и УО "Гомельский государственный технический университет им.П.П.Сухого");

·        автотракторостроительный кластер в г. Минск (ядро: РУП "Минский тракторный завод", РУП "Минский автомобильный завод", РУП "МЗКТ", РУП "Минский моторный завод", Белорусский национальный технический университет);

·        химико-текстильный кластер в г. Могилев (ядро: ОАО "Могилев Химволокно", ОАО "Моготекс", УО "Могилевский государственный университет продовольствия");

·        ИТ-кластер в г. Минск (ядро: резиденты Парка высоких технологий, ГНУ "Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси", БГУ, УО "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники").

В-четвертых, привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов предусматривает установление ежегодных заданий госзаказчикам:

по привлечению прямых иностранных инвестиций;

по установлению долгосрочных партнерских отношений с международными/транснациональными компаниями, работающих в сфере новых и высоких технологий, на предмет реализации масштабных инновационных проектов;

по объему экспорта высокотехнологичной продукции.

В-пятых, обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями, предусматривает установление контрольных цифр приема студентов в государственные учреждения образования, обеспечивающие получение высшего образования на период 2012-2015 гг.:

в области информационных технологий -12,5 тыс. человек;

в области биотехнологий - 3,2 тыс. человек;

в области нанотехнологий - 1,65 тыс. человек.

Заключение

"Международные стандарты преумножают возможности государства, общества и бизнеса по усилению позитивных аспектов глобализации, а также позволяют обеспечить распространение инноваций во всем мире" из выступления генерального секретаря ИСО Алана Бридена на Международном экономическом форуме в Давосе в 2006 году

Инновации - это внедрение новых идей, открытий, результатов научно-технического прогресса в нашу жизнь. И стандартизация призвана содействовать развитию инновационных процессов. В стандартах устанавливаются прогрессивные нормы, являющиеся результатом обобщений научно-технических исследований и передовых разработок. Стандартизация взаимоувязывает технические решения и обеспечивает межотраслевую кооперацию деятельности, обеспечивая эффективное внедрение наукоемких технологий в производство. В процессах инновационного развития экономики стандартизация задает тот уровень, на который должны ориентироваться производители товаров и услуг, совершенствуя свои технологии.

Значение стандартизация в инновационной деятельности:

·              Стандарты содействуют инновациям;

·              Стандарты создают новые рынки;

·              Стандарты обеспечивают качество продукции;

·              Стандарты повышают информированность;

·              Стандарты развивают торговлю;

·              Стандарты укрепляют регулирование;

·              Стандарты повышают экологическую безопасность;

·              Стандарты обеспечивают признание продукта на рынке;

·              Стандарты ускоряют выход на рынок.

Расширение и повышение эффективности стандартизации, основанной на инновациях, как одного из действенных инструментов развития экономики, невозможно без активной государственной поддержки. В создании инновационной экономики страны важную роль предстоит сыграть международным стандартам, являющимся эффективным инструментом передачи на рынок новых знаний и высоких технологий. (см. прил. 1)

стандартизация инновационный государственный беларусь

Список использованных источников

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. - Минск: ГУ "БелИСА", 2011. - 164 с.

2. Круглов, М. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью / М. Круглов. - М.: Дело АНХ, 2009. - 336 с.

3 Ламоткин, С.А. Основы стандартизации и сертификации: учебное пособие / С.А. Ламоткин, Г.М. Власова. - Минск: БГЭУ, 2007. - 283с.

3. Никитенко, П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие: теория и методология / П.Г. Никитенко. - Мн., 2004. - 92с.

4. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., №262-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - №2/1011.

5. Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. статей III Межд. науч. конф., Брест, 26-28 мая 2012 г. / Брестский гос. техн. ун-т; редкол.: А.М. Омельянюк (отв. ред.) [и др.] - Брест: Издательство БрГТУ, 2012. - с. 336.

6. Сайт Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Республики Беларусь. - Режим доступа: <http://www.belgiss.org.by/>

. Сайт Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.gosstandart.gov.by/ru-RU/index.php.

. Сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: <http://www.economy.gov.by/ru/news/>

9. Сидоров, М. Гонка на выжимание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epr-magazine.ru/prompo- litics/maintheme/raceforsurvive/. - Дата доступа: 12.04.2012.

10. Сыцко, В.Е. Основы стандартизации и сертификации товарной продукции: учебное пособие / В.Е. Сыцко. - Минск: Выш. школа, 2007. - 176с.

. Техническое нормирование и стандартизация. Термины и определения: СТБ 1500-2004. - Введ. 01.07.2005. - Минск: Госстандарт, 2004. - 42 с.

12. Техническое нормирование и стандартизация: учеб. Пособие/ В. В. Паневчик [ и др.]; под ред. В. В. Паневчика. - Минск: БГЭУ, 2012. - 382 с.

Похожие работы на - Стандартизация инновационной деятельности в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!