Стандартизация инновационной деятельности в Республике Беларусь
Введение
"Инновация отличает лидера от
догоняющего"
Стив Джобс
<#"666290.files/image001.gif">
Рисунок 1.1 - Жизненный цикл инноваций
Инновации, которые стали
стандартами:
· MS Windows - является де-факто
стандартом операционных систем для ПК;
· MPEG - стандарт
сжатия/кодирования видеосигнала;
· CD/DVD/Blue ray - стандарты хранения
данных на сменных носителях;
· Web 2.0 - стандарт для
современных интернет-ресурсов.
Зачастую стандарты становятся
"общим знаменателем" для участников глобальных инвестиционных
проектов, затрагивающих несколько стран или регионов, поскольку их успешная
реализация предполагает применение признанных всеми сторонами целых комплексов
стандартов, в которых содержатся положения по вопросам:
· единого
понимания терминологии;
· обеспечения
безопасности продукции и услуг;
· охраны
жизни, здоровья людей;
· охраны
окружающей природной среды;
· применения
способов и методов ведения работ (оказания услуг);
· оценки
и подтверждения соответствия качества продукции и услуг уровню принятому
лучшими мировыми практиками;
· охраны
труда (правил безопасности).
Государственные органы прикладывает
значительные усилия для разработки механизмов стимулирования участия в работах
по стандартизации инвестиционных и инновационных (внедренческих) компаний.
.1
Инновация и перспективы европейской стандартизации
На 3-ем ежегодном
заседании CEN-CENELEC в Лимасоле (Кипр) обсуждалась стратегия европейской
стандартизации, дальнейшие шаги по усилению общих ценностей и принципов
европейской системы стандартизации. Первое заседание было посвящено
стандартизации, исследованиям и инновациям. Цель - продемонстрировать, что
стандартизация поддерживает инновации для доступа на рынок. На втором заседании
"Будущая перспектива европейской стандартизации" были представлены
результаты сотрудничества CEN и CENELEC. Принято решение по образованию группы
европейской системы стандартизации с целью создания четких правил разработки
европейских стандартов. Также на заседании рассматривались вопросы формирования
механизма разрешения технических проблем, возникающих в результате
взаимодействия стандартизации с новыми технологиями. Европейская система
стандартизации должна стать основой для поддержки инноваций и интегрированного
подхода к стандартизации.
2. Государственная
программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы
Мировой опыт показывает, что
государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных
экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную
политику.
Государственная инновационная
политика является составной частью государственной политики научно-технического
и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к
инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти в цепи событий цикла "наука - техника - производство".
2.1 Концепция ГПИР на
2011-2015 годы
Белорусская модель формирования
социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития
предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики.
С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового
кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие
производства и предприятия.
Достижение главной стратегической
цели инновационной политики - формирование конкурентной экономики - возможно за
счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в
промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве,
транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых
достижений науки и техники.
В целях продолжения работы по
созданию инновационной экономики будет разработана Государственная программа
инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее -
Государственная программа). Ее формирование предусматривает принятие в
установленном порядке Концепции Государственной программы инновационного
развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - Концепция).
Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений
научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы
(одобрен Постановлением Общего собрания Национальной академии наук Беларуси от
9 октября 2009 г. № 7). Концепция обеспечит единый согласованный подход к
разработке Государственной программы органов государственного управления
Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси,
облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения
"Администрация Парка высоких технологий", учреждений и организаций
народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных
заинтересованных физических и юридических лиц.
.2 Основные задачи
реализации Государственной программы
Достижение цели инновационной политики
предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по
следующим направлениям:
· организационно-структурное
развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;
· формирование
институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и
технологического развития;
· привлечение
инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;
· обучение
и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и
производственными технологиями.
При формировании институциональной
среды, благоприятной для инновационного и технологического развития,
предусматривается:
· изменение
модели государственного управления промышленностью и переход к формированию
государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного
подхода;
· формирование
в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и
фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического
парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий
(далее - ПВТ);
· содействие
формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе
предприятий, организаций и учреждений государственного сектора.
В рамках Государственной программы
предусматривается выполнение 235 важнейших проектов по созданию новых
предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного
развития Республики Беларусь.
Свыше 900 инновационных проектов по
созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения
инновационных технологий, технологическому переоснащению производств в целях
освоения и выпуска новой продукции, предстоит реализовать в рамках программ
развития видов экономической деятельности, а также программ развития областей и
г. Минска.
Объем финансирования проектов по
созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для
инновационного развития Республики Беларусь, составит 57 422,97 млрд. рублей.
Для этого планируется привлечение кредитов банков, заемных средств организаций,
собственных средств организаций, иностранных инвестиций, а также средств
республиканского и местных бюджетов.
Реализация мероприятий
Государственной программы направлена на достижение в 2015 году следующих
прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011-2015 годы:
· увеличение
удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным
видом экономической деятельности которых является производство промышленной
продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 - 21 процента;
· увеличение
доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным
видом экономической деятельности которых является производство промышленной
продукции, - не менее 40 процентов;
· рост
внутренних затрат на научные исследования и разработкидо 2,5-2,9 процента от
ВВП;
· рост
объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ,
услуг) - не менее 7950 млн. долларов США;
· увеличение
объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в
1,54-1,60 раза;
· снижение
импортоемкости промышленного производства до 30 процентов (2010 год - 34,5
процента);
· снижение
материалоемкости произведенной в 2015 году продукции в организациях
промышленности и сельского хозяйства на 5-7 процентов по сравнению с 2010
годом;
· снижение
энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29-32 процента по сравнению с
2010 годом.
3. Развитие
инновационной деятельности на предприятиях
Инновационная деятельность -
деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и
разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества
выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их
изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и
зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными
вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционная деятельность.
Инновационная деятельность включает
в себя инновационный процесс и систему организационных, производственных и
коммерческих мероприятий, направленных на создание или усовершенствование
продукта, технологического процесса, получение прибыли. Благодаря четкой
организации инновационной деятельности происходит ускорение технологического
развития общества, быстрейшее внедрение всех достижений научно-технического
процесса.
Стратегическое управление
инновационной деятельностью - это такое управление организацией, которое,
опираясь на научно-технический потенциал, ориентирует её инновационную
деятельность на запросы потребителей, осуществляет всесторонний анализ
продукции, моделирование ситуаций, на основе чего проводит гибкое регулирование
и своевременные изменения в организации, отвечающие состоянию внешней и
внутренней среды, что в совокупности позволяет организации выжить и достигнуть
своей цели в долгосрочной перспективе.
Существуют определенные условия вывода инновационной продукции предприятия
на рынок:
• Обеспечение безопасности
осуществляется через соответствие требованиям технических регламентов;
• Регламентация свойств
продукции - стандартизация продукции в национальных или корпоративных
стандартах
• Оценка соответствия свойств
продукции требованиям нормативных документов осуществляется через сертификацию
в аккредитованных органах и надзор за рынком.
Для реализации рыночных возможностей
в организации должно быть введено стратегическое планирование инновационной
деятельности.
Рисунок 3.1 - Влияние стандартов на рынок
Под воздействием фактора конкуренции
формируются уровень рыночных цен, а также непосредственно имидж предприятия и
его конкурентные преимущества. Всё это - инструменты механизма стимулирования
инновационной деятельности предприятия. Международная конкуренция также
способна активизировать инновационную деятельность субъектов хозяйствования. В
условиях открытости внутреннего рынка и усиливающегося фактора глобализации
экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно
изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять
инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на "пассивный"
внутренний рынок и "активный" внешний, достаточно сложно.
Для развития инновационных отношений
необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость
внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения
нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и
качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как
неизбежные вложения для обеспечения "выживания" в условиях
конкуренции.
Говоря о глобализации, нельзя не
отметить тот факт, что инструментами, которые воздействуют на активизацию
инновационной деятельности предприятий, являются и предложение на мировом
рынке, и международные нормы, стандарты в данной области, заключаемые
международные договора, уровень цен на мировом рынке.
К примеру, международные стандарты
содержат в себе определённые положения, которые являются обязательными для
предприятий-экспортёров. Чтобы соответствовать этим требованиям международных
стандартов, многие предприятия внедряют инновации.
В связи с все более возрастающими
требованиями мировых стандартов к качеству и безопасности выпускаемой продукции
для массового потребления необходимость внедрения систем менеджмента качества
на современных предприятиях является очевидной и не вызывает никаких сомнений.
Наиболее распространенными являются
системы менеджмента качества (СМК), основанные на международных стандартах
серии ISO 9000. Цель международных стандартов в области систем менеджмента
заключается в том, чтобы допускать на рынок только тех производителей,
деятельность которых отвечает не узким или односторонним, а широким (в идеале -
абсолютно непротиворечивым) потребностям. Система обеспечения качества является
сама по себе управленческой инновацией, служит организующим
"стержнем" для проведения технических и технологических инноваций на
предприятии. Также её можно рассматривать как маркетинговую инновацию для
завоевания новых рынков.
4. О
перспективах инновационного развития Республики Беларусь
Деятельность
Министерства экономики Республики Беларусь в области инновационного развития
будет сосредоточена на следующих направлениях.
Во-первых,
работа по доработке проекта Государственной программы инновационного развития
Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (ГПИР)
как ключевого инструмента инновационного развития.
В рамках данного
документа предусмотрена реализация 211 проектов по созданию новых предприятий и
производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития
Республики Беларусь. Определены задания госзаказчикам на 2011-2015 гг. по
обеспечению достижения запланированных параметров по объему экспорта
высокотехнологичной продукции, в том числе и по выходу в 2015 г. - на 7,95
млрд. долл. США.
создание
высокотехнологичного сектора;
создание
благоприятной институциональной среды для инновационного развития;
инновационное
развитие традиционных отраслей национальной экономики;
формирование
дееспособной и эффективной национальной инновационной системы.
Во-вторых,
разработка проекта Национальной инновационной стратегии развития Республики
Беларусь на 2011-2025 г.
Основными целями
разработки данной Стратегии являются:
формирование
системного видения места Беларуси в современном мире на сегодняшний день;
проектирование
миссии и желательного места Беларуси в мире к 2025г. с учетом влияния внешних и
внутренних факторов развития;
определение
стратегии практических действий белорусского государства на средне- и долгосрочную
перспективу в контексте необходимости обеспечения национальной
конкурентоспособности как основы национальной безопасности страны.
Разработку
Национальной инновационной стратегии развития Беларуси предполагается
осуществить с использованием методологии Форсайта.
В-
третьих, в рамках формирования и развития
высокотехнологичного сектора национальной экономики предусмотрена работа по формированию
институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического
развития, которая включает:
разработку модели
государственного управления промышленностью и переход к формированию
государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного
подхода;
формирование в
Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической
промышленности посредством создания Национального научно-технологического
парка в области нано- биотехнологий и фармацевтики "Биоград"
(далее - "Биоград"), имеющему статус и правовой режим, аналогичный
Парку высоких технологий. Развитие "Биограда" предполагает
организацию стратегического альянса с рядом крупных
международных/транснациональных компаний Российской Федерации, Индии, КНР, Кубы
с целью последующей организации совместных предприятий по производству
фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики
Беларусь, а также с приглашением на постоянное место жительства в Беларусь
перспективных исследователей из стран СНГ и ЕС, и формирование на этой основе
новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий;
содействие
формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе
предприятий, организаций и учреждений государственного сектора:
· химический
кластер в г. Гродно (ядро: ОАО "Гродно Азот", ОАО "Гродно
Химволокно", УО "Гродненский государственный университет");
· нефтехимический
кластер в г. Новополоцк (ядро: ОАО "Нафтан" и УО "Полоцкий
государственный университет");
· агромашиностроительный
кластер в г. Гомель (ядро: РУП "Гомсельмаш" и УО "Гомельский
государственный технический университет им.П.П.Сухого");
· автотракторостроительный
кластер в г. Минск (ядро: РУП "Минский тракторный завод", РУП
"Минский автомобильный завод", РУП "МЗКТ", РУП
"Минский моторный завод", Белорусский национальный технический
университет);
· химико-текстильный
кластер в г. Могилев (ядро: ОАО "Могилев Химволокно", ОАО
"Моготекс", УО "Могилевский государственный университет
продовольствия");
· ИТ-кластер
в г. Минск (ядро: резиденты Парка высоких технологий, ГНУ "Объединенный
институт проблем информатики НАН Беларуси", БГУ, УО "Белорусский
государственный университет информатики и радиоэлектроники").
В-четвертых,
привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов предусматривает установление ежегодных заданий госзаказчикам:
по привлечению прямых
иностранных инвестиций;
по установлению
долгосрочных партнерских отношений с международными/транснациональными
компаниями, работающих в сфере новых и высоких технологий, на предмет
реализации масштабных инновационных проектов;
по объему экспорта
высокотехнологичной продукции.
В-пятых,
обучение и подготовка кадров, владеющих современными
организационно-управленческими и производственными технологиями, предусматривает установление контрольных цифр приема студентов в
государственные учреждения образования, обеспечивающие получение высшего
образования на период 2012-2015 гг.:
в области
информационных технологий -12,5 тыс. человек;
в области
биотехнологий - 3,2 тыс. человек;
в области
нанотехнологий - 1,65 тыс. человек.
Заключение
"Международные
стандарты преумножают возможности государства, общества и бизнеса по усилению
позитивных аспектов глобализации, а также позволяют обеспечить распространение
инноваций во всем мире" из выступления генерального секретаря ИСО Алана
Бридена на Международном экономическом форуме в Давосе в 2006 году
Инновации - это
внедрение новых идей, открытий, результатов научно-технического прогресса в
нашу жизнь. И стандартизация призвана содействовать развитию инновационных
процессов. В стандартах устанавливаются прогрессивные нормы, являющиеся
результатом обобщений научно-технических исследований и передовых разработок.
Стандартизация взаимоувязывает технические решения и обеспечивает межотраслевую
кооперацию деятельности, обеспечивая эффективное внедрение наукоемких
технологий в производство. В процессах инновационного развития экономики
стандартизация задает тот уровень, на который должны ориентироваться
производители товаров и услуг, совершенствуя свои технологии.
Значение
стандартизация в инновационной деятельности:
· Стандарты содействуют инновациям;
· Стандарты создают новые рынки;
· Стандарты обеспечивают качество продукции;
· Стандарты повышают информированность;
· Стандарты развивают торговлю;
· Стандарты укрепляют регулирование;
· Стандарты повышают экологическую безопасность;
· Стандарты обеспечивают признание продукта на рынке;
· Стандарты ускоряют выход на рынок.
Расширение и повышение эффективности
стандартизации, основанной на инновациях, как одного из действенных
инструментов развития экономики, невозможно без активной государственной
поддержки. В создании инновационной экономики страны важную роль предстоит
сыграть международным стандартам, являющимся эффективным инструментом передачи
на рынок новых знаний и высоких технологий. (см. прил. 1)
стандартизация
инновационный государственный беларусь
Список
использованных источников
1. Государственная программа инновационного развития Республики
Беларусь на 2011-2015 годы. - Минск: ГУ "БелИСА", 2011. - 164 с.
2. Круглов, М. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью
/ М. Круглов. - М.: Дело АНХ, 2009. - 336 с.
3 Ламоткин, С.А. Основы стандартизации и сертификации: учебное
пособие / С.А. Ламоткин, Г.М. Власова. - Минск: БГЭУ, 2007. - 283с.
3. Никитенко, П.Г. Инновационная
деятельность и устойчивое развитие: теория и методология / П.Г. Никитенко. -
Мн., 2004. - 92с.
4. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ.
Беларусь, 5 янв. 2004 г., №262-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
- 2004. - №2/1011.
5. Перспективы инновационного
развития Республики Беларусь: сб. науч. статей III Межд. науч. конф., Брест,
26-28 мая 2012 г. / Брестский гос. техн. ун-т; редкол.: А.М. Омельянюк (отв.
ред.) [и др.] - Брест: Издательство БрГТУ, 2012. - с. 336.
6. Сайт Белорусского государственного института стандартизации и
сертификации Республики Беларусь. - Режим доступа:
<http://www.belgiss.org.by/>
. Сайт Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при
Совете Министров Республики Беларусь. - Режим доступа:
http://www.gosstandart.gov.by/ru-RU/index.php.
. Сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Режим
доступа: <http://www.economy.gov.by/ru/news/>
9. Сидоров, М. Гонка на выжимание [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.epr-magazine.ru/prompo- litics/maintheme/raceforsurvive/. -
Дата доступа: 12.04.2012.
10. Сыцко, В.Е. Основы стандартизации и сертификации товарной
продукции: учебное пособие / В.Е. Сыцко. - Минск: Выш. школа, 2007. - 176с.
. Техническое нормирование и стандартизация. Термины и
определения: СТБ 1500-2004. - Введ. 01.07.2005. - Минск: Госстандарт, 2004. -
42 с.
12. Техническое нормирование и
стандартизация: учеб. Пособие/ В. В. Паневчик [ и др.]; под ред. В. В.
Паневчика. - Минск: БГЭУ, 2012. - 382 с.