Социальное рыночное хозяйство как объект стратегического управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    113,48 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное рыночное хозяйство как объект стратегического управления

Специальность: Государственное и муниципальное управление










Курсовая работа

По дисциплине «Стратегический менеджмент»

Тема: «Социальное рыночное хозяйство как объект, стратегического управления»

Содержание

Введение

. Социальное рыночное хозяйство

. Стратегическое управление

.1 Сущность стратегического управления

.2 Категория стратегического управления

.3 Регион как объект стратегического управления

.4 Стратегические варианты развития региона

. Социальное рыночное хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа

.1 Общая характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа

.2 Сценарии, стратегическая цель и задачи развития Ямало-Ненецкого автономного округа

.3 Социальное рыночное хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа и перспективы его развития

Заключение

Библиография

Введение

Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления - это план управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Стратегия управления современной организацией охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки.

Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей организации, в единый узел.

Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

Цель работы: рассмотреть социальное рыночное хозяйство как объект стратегического управления.

Задачи работы:

Изучить особенности социального рыночного хозяйства.

Изучить сущность стратегического управления.

Определить категории стратегического управления.

Рассмотреть регион как объект стратегического управления.

Определить варианты стратегического развития региона.

Выяснить сценарии, цели и задачи развития Ямало-Ненецкого автономного округа.

Дать характеристику социальному рыночному хозяйству Ямало-Ненецкого автономного округа и определить перспективы его развития.

Объект исследования: социальное рыночное хозяйство.

Предмет исследования: социальное рыночное хозяйство ЯНАО.

1. Социальное рыночное хозяйство

В настоящее время в развитых странах существует социальное рыночное хозяйство, или социально ориентированное рыночное хозяйство. Такая трансформация рыночного хозяйства произошла под воздействием изменившихся внутренних и внешних условий развития.

Социальное рыночное хозяйство - это форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка, государственного регулирования экономики, а также общественных институтов и гарантирующая социально-экономическую стабильность в обществе. Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард. Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель -это, так называемый, «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость. Социальную ориентацию экономики можно обеспечить, лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики можно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей (рис. 1), реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

Рисунок 1 - Основные цели социального рыночного хозяйства

Условия реализации целей социального рыночного хозяйства:

эффективная система отношений собственности, обеспечивающая взаимоотношения между государственной и частной собственностью;

денежный и валютный порядок;

конкурентный порядок;

финансовый порядок;

налоговый порядок;

порядок внешнеэкономической деятельности;

порядок в сфере труда и социальных отношений.

Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др. Взаимосвязь между составными элементами социального рыночного хозяйства отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Характерные признаки социального рыночного хозяйства

В настоящее время в России создаются предпосылки для перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству. К таким предпосылкам можно отнести:

обеспечение экономической свободы;

наличие многообразия форм собственности; развитие конкурентной среды;

формирование механизма свободного ценообразования;

создание рыночной и социальной инфраструктуры;

государственное регулирование экономики;

формирование открытой модели экономики при соблюдении национальных интересов страны;

эффективная система социальной защиты населения.

2. Стратегическое управление

.1 Сущность стратегического управления

В настоящее время отмечается повышение интереса в сфере бизнеса к стратегическому управлению. Разработке проблем стратегического управления были посвящены работы таких авторов как, например, И. Ансофф, М. Старр, Б. Карлоф и др. Во многих работах рассматривается традиционное представление о стратегии как специфическом процессе управления организацией. Выделяется, как правило, следующее:

стратегия в своём развитии имеет два этапа (разработку и внедрение);

стратегия состоит из множества решений;

стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации.

Наиболее важные на сегодня две концепции - стратегического планирования и стратегического управления. Стратегическое планирование характеризуется как особый механизм регулирования плановых решений (оформленных в виде стратегий, концепций, приоритетов). Принципиальное отличие стратегического планирования от стратегического управления - в принципиально разных альтернативных моделях «корпоративного менеджмента»: планирование и развитие организации, согласно мышлению, «от прошлого - через настоящее - к будущему» или стратегическое управление - «от образа будущего бизнес-успеха - к настоящему». Еще более четко подразделил эти концепции П. Друкер: «стратегическое планирование - это управление по планам, а стратегический менеджмент - управление по результатам».

Стратегия - это функциональное средство организации деятельности людей и распределения ресурсов, позволяющее достигать стратегические цели; в стратегии выделяются статическая и динамическая составляющие, и она характеризуется направленностью, набором правил, взаимосвязью её элементов с механизмом управления организацией и системообразующими её факторами; стратегия взаимосвязана с тактикой и решает проблемы. Анализ практики стратегического управления подтверждает, что реализуемая функция стратега и тактика вписана в систему деятельности, определена целью организации, соответствует ее структуре, имеющимся средствам и ресурсам. Стратег, получив заказ от политика, переосмысливает политическую цель в военную или экономическую, наполняет ее своим содержанием и трансформирует ее в необходимую для тактика форму. Согласовав внешние цели деятельности подчиненной организации с имеющимися ресурсами, стратег начинает строить планы войны или бизнеса, детализируя их в тактические единицы деятельности.

Исходя из полученного анализа, под стратегией можно понимать:

модель деятельности людей при достижении стратегической цели (статическая составляющая);

Практическая реализация статической и динамической составляющих стратегии требует от управленца специфической профессиональной подготовки и, в первую очередь, развитого стратегического мышления.

.2 Категории стратегического управления

В соответствии с проведенными исследованиями стратегия:

определяет перспективные направления и траекторию движения организации во времени и пространстве;

организует формы, технологии, методы, способы, приемы деятельности людей;

это динамическая модель целесообразной, системной деятельности людей, учитывающая воздействие факторов внешней и внутренней среды;

это обособившаяся функция управления.

Стратегия определяется целью организации и влияет на изменения структуры. Стратегия является звеном в цепочке «принципы управления - цели - стратегии - методы - приемы». Стратегия является организующим началом всех приемов, методов, технологий, позволяющим достичь целей при условии ее соответствия объективным законам. Стратегия опирается на представления о сущности деятельности, о состоянии системы в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем. «Стратегию и людей связывает цель…цель и работу связывает планирование (метод)». Стратегия и организационная культура связаны через миссию. Отмеченная шведскими специалистами связь соответствует взаимосвязи категорий. Стратегия, как правило, задаётся абстрактно заданной нормой (целью, программой, проектом, планом, методом и т.п.). Под методом понимается организация приемов и способов достижения конкретной цели. Стратегии разрабатываются в соответствии с требованиями объективных законов управления и правилами их реализации в практической деятельности (принципами) и организуют, объединяют приемы и способы деятельности людей по достижению ими согласованных целей.

Результаты исследований показывают, что стратегия определяет структурные и поведенческие взаимосвязи между подразделениями, работниками организации, организует системную деятельность по достижению ее целей.

При этом рациональная структура организации предполагает:

реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;

политику руководства и методы управления персоналом;

полномочия и функции работников на иерархических уровнях управления.

Исходя из положений теории организации, при создании и совершенствовании организаций на стратегическом уровне (макроуровне):

изучаются условия и предпосылки поведения организации;

общая эффективность и возможности для достижения целей;

исследуются варианты оптимизации структуры;

прогнозируется структура персонала организации.

На тактическом уровне (микроуровне) исследуется:

поведение индивидуумов и групп;

влияние базовых и индивидуальных ценностей, профессионального образования, мотивации, личных качеств на стратегическое и тактическое управление.

Стратегия выступает в функции средства построения и преобразования конкретных норм деятельности. В стратегии, прежде всего, усматривается будущее действие, а не ее средственно-мыслительная основа, как в методе. Метод отвечает за правильность мыслительных процедур, стратегия - за организующее начало будущего и последующего действия. Стратегии и методы имеют одну логико-мыслительную генетическую базу, но с разными фокусировками, связанными с различием заказа на нормативные обобщения.

Методы - результат осознаваемой деятельности абстрактного мышления, при конкретизации которого мы имеем методики и технологии.

Стратегия совместно с методом, опираясь на концепцию, исповедуемые ценности, осуществляет самоопределение человека, коллектива, общества и целенаправленную деятельность. Стратегия изучает закономерности и характер борьбы в военной области, в бизнесе, разрабатывает теоретические основы планирования и проведения операций на полях сражений, в сфере бизнеса и часто между людьми.

Теоретически под стратегией можно понимать категорию теории управления, показывающую организационную и технологическую взаимосвязь между целями организации, создаваемыми структурами и средствами достижения цели (методами, технологиями). Стратегия - организующее начало деятельности людей, обеспечивающее целостность организации, ее направленность на достижение стратегических целей. Анализ практики показывает, что выделяется статическая и динамическая составляющие, как в стратегии, так и деятельности персонала, являющейся объектом стратегии. Стратегия действует совместно с методом реализации интегрирующей и координирующей функции в сфере управления. Стратегия - модель достижения потребностного будущего, динамически изменяющаяся во времени и сохраняющая пространственную ориентировку, заданную системой координат, базовыми и индивидуальными ценностями. Стратегия реализуется в тактике, в повседневной деятельности, через комплекс социальных и психологических технологий, приемы и способы управления персоналом, механизм управления организацией.

Стратегия - это абстрактная норма и задается в виде плана, программы, проекта, технологии и т.п. Элементы стратегии обосновываются расчетами и учитываются во взаимосвязи.

Стратеги всех времен выделяли в стратегическом управлении статическую и динамическую составляющие, центральной составной частью стратегии определяли человека, придавали большое значение форме (соотношению характеристик противоборствующих сил) и главным системообразующим фактором определяли цель деятельности. В процессе стратегической деятельности решают проблемы, а в тактической - повседневные задачи, определенные стратегией.

.3 Регион как объект стратегического управления

В период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества актуальным является разработка стратегии развития административно-территориального региона.

Регион является важнейшей единицей административно-территориального деления. С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

региональное хозяйство, включая всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;

агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

сфера государственных органов, включающая совокупность национальных, региональных и муниципальных органов власти и контроля в регионе.

В состав каждой макроподсистемы входят 4-8 подсистем региона, которые обеспечивают решение задач стратегического управления. Каждая из крупных макроподсистем включает в себя подсистемы, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля образование, культура и т.п.) или предмету управления ( экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.).

стратегический управление автономный округ

2.4 Стратегические варианты развития региона

Стратегическое управление предполагает наличие пяти элементов: умение смоделировать ситуацию (выбрать проблему); умение выявить необходимость изменений (идеи развития); умение разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать в ходе изменений различные способы воздействия (методы управления); умение воплощать стратегию в жизнь (управление изменениями).

Типовые стратегии разбиты по трём вариантам развития региона.

. Пессимистичный, когда имеет место сложное экономическое состояние региона, наличие ресурсов и доходы бюджета не позволяют вести расширенное производство и главная цель заключается в недопущении спада и стагнации отраслей экономики. В этом варианте целесообразно применять стратегии «тушения пожара», «отступления», «партизанской войны», «сокращения » и «ликвидации».

. Реалистичный вариант наиболее целесообразен для положения, когда регион находится в стадии зрелости, на вторых или третьих ролях в регионе («пантера») и, несмотря на кризисное состояние экономики, удерживает свои позиции на достигнутом уровне, обеспечивая необходимый уровень жизни населения. Для этого следует применять стратегии «фокусирования», «дифференциации», «сбор урожая», «ответный удар», «оборона и укрепление».

. Оптимистический, когда доходы бюджета и наличные ресурсы, твёрдое социально-экономическое положение региона и высокий уровень жизни населения позволяют осуществлять расширенное воспроизводство и проводить агрессивную маркетинговую политику, сохранять лидирующее положение в отдельных отраслях экономики.

Предложенные стратегии развития крупных макроподсистем региона необходимы для принятия альтернативных управленческих решений по выводу из кризиса отдельных отраслей народного хозяйства в зависимости от состояния внешней среды и наличных ресурсов. Стратегии нужны для разработки целевых комплексных программ развития экономики.

3. Социальное рыночное хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа

3.1 Общая характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа

Ямало-Ненецкий автономный округ, располагая значительными запасами и ресурсами природного газа, известен всему миру как основной поставщик «голубого топлива». Ямало-Ненецкий автономный округ начала третьего тысячелетия − стабильно и динамично развивающийся регион Российской Федерации. Его ресурсный потенциал составляет 23,7% мировой добычи газа. Добывая из недр своего округа 91% общероссийских запасов природных газов, 14% нефти и нефтегазового конденсата, ямальцы обеспечивают благополучие и безопасность РФ. В осадочном чехле северных и арктических районов Западной Сибири открыто 76 месторождений горючих газов, из которых 18, по запасам содержащегося в них углеводородного сырья, относятся к категории гигантских. В пределах горной части автономного округа − на Полярном Урале, открыты промышленные скопления золота, свинца, железной руды, цветных и редких металлов: марганца, платины, меди, цинка, молибдена, вольфрама, тантала и др., а также баритов, фосфоритов, уникальных сортов мрамора и т. д.. Запасы хромовых и марганцевых руд способны полностью обеспечить потребности металлургической и ферросплавной промышленности РФ на долгие годы.

Ямало-Ненецкий автономный округ, обеспечивая страну сырьем и млрд. валютными поступлениями, занимает лидирующие позиции среди регионов России по темпам экономического роста: I место − по добыче газа; по объему инвестиций на душу населения, по производству внутреннего регионального продукта на душу населения: II место − по объему промышленного производства.

Автономный округ занимает территорию площадью 750,3 тыс. км2, большая часть которой находится за Северным Полярным кругом. Автономный округ - историческая территория проживания коренных малочисленных народов Севера − ненцы, ханты, селькупы. Численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 1 января 2008 года составила 542,7 тыс. человек. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 году, численность коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, не превышает 7% от населения автономного округа в целом. Наиболее многочисленные этнические группы представлены русскими (58,9% от общего числа жителей в округе), украинцами (13%), татарами (5,9%). Вместе с тем, округ является территорией традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера: ненцев, ханты, селькупов. На момент переписи их численность составляла около 7% населения автономного округа.

В городах проживает 84,8%, а в селах - 15,2% населения. Доля трудоспособного населения в округе - 71,9%, старше трудоспособного возраста - 5,5%, моложе - 22,7%. Средний возраст жителей - 31,1 год (по Тюменской области - 33,5). В отличие от ситуации, сложившейся в целом по России, которая характеризуется сокращением численности населения за счёт естественной убыли, в автономном округе за данный период отмечается естественный прирост населения. Более половины жителей Ямало-Ненецкого автономного округа относится к экономически активному населению. Из них 93,5% заняты в различных отраслях экономики. Удельный вес валового регионального продукта Ямало-Ненецкого автономного округа в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 2,7.

.2 Сценарии, стратегическая цель и задачи развития Ямало-Ненецкого автономного округа

Долгосрочные перспективы развития экономики автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда определяются его ролью и значением, как крупнейшего поставщика углеводородов на внутрироссийский и международный рынки.

Наращивание добычи углеводородного сырья требует вовлечения в экономический оборот новых ресурсов. В инерционном сценарии предполагается, что основными центрами нефтегазодобычи в перспективе будут месторождения суши полуострова Ямал (Бованенковское, Харасавейское, Крузенштерновское, Тамбейская группа), Тазовского района (Большехетская впадина), развитие добычи углеводородов в староосвоенном добывающем районе (Надым-Пур-Тазовское междуречье и Красноселькупский район). В основе сценария лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития, причем эксплуатация природно-ресурсной базы осуществляется с помощью трудовых ресурсов, работающих вахтовым методом, что не требует создания качественной социальной инфраструктуры. Базовыми районами для освоения становятся южные, более благоприятные для проживания территории, выполняющие соответствующие сервисные функции, включая транспортно-логистические.

Активный сценарий предполагает помимо указанных центров дальнейшее продвижение на континентальный шельф северных морей и на восток автономного округа, а именно освоение шельфа Карского моря (Крузенштерновское, Харасавейское, Ленинградское, Русановское) и западной части Гыданского полуострова. Крупномасштабное освоение полезных ископаемых Полярного Урала может начаться после завершения строительства железной дороги «Полуночное - Обская - Салехард». Вероятное в этом случае повышение уровня инфраструктурной обеспеченности и транспортной доступности открывает возможность комплексного развития территорий и создания благоприятных условий для работающего и проживающего населения, что соответствует социально-ориентированной модели развития Российской Федерации на инновационной основе. Она предполагает добычу и переработку не только наиболее рентабельных полезных ископаемых, но и минерально-сырьевых ресурсов среднего качества, сохраняя экологическую систему региона, способствуя созданию здесь устойчивой структуры расселения с постоянно закрепленными высококвалифицированными кадрами и диверсифицированным в экономически оправданных размерах производством. Основной упор в этом случае делается на сохранение и развитие накопленного производственного, трудового, инфраструктурного потенциала, использование его для освоения новых районов, расширения диапазона добываемых природных ресурсов, развития сферы услуг и элементов сервисной экономики.

При безусловном исполнении своей миссии автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации, которые обеспечат высокий уровень и качество жизни людей в регионе.

Таким образом, целью Стратегии социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Для достижения стратегической цели развития автономного округа предстоит решить ряд задач, среди которых:

обеспечение устойчивых темпов развития экономики автономного округа;

развитие экономической инфраструктуры;

максимальная диверсификация экономики автономного округа в условиях доминирования деятельности нефтегазового комплекса;

обеспечение занятости населения;

сохранение традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера автономного округа и экологического равновесия;

ликвидация ветхого и аварийного жилья, развитие жилищного строительства;

создание региональной научной базы;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3.3 Социальное рыночное хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа и перспективы его развития

Интенсивное развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа обусловлено ростом экономической интеграции с Ханты-Мансийским автономными округами, Тюменской обл., Уралом, другими территориями Западной Сибири и Российской Федерации в целом; формированием благоприятных условий для инвестиций в основной капитал, включая зарубежных инвесторов; созданием мощностей по переработке углеводородного сырья и новых объектов энергетики.

Одно из важных политических событий для автономного округа − мегапроект национального масштаба «Урал промышленный − Урал Полярный», благодаря которому полярноуральская часть Ямала и Приполярный Урал станут крупнейшим в России центром горнорудной промышленности, обеспечивающим сырьём металлургическую отрасль соседних областей. Развитие минерально-сырьевого комплекса Урала тесно связано со строительством транспортного коридора по восточному склону Уральских гор. Крупномасштабный проект, работающий в интересах Российского государства − завершение строительства железной дороги Станция Обская−Бованенково−Харасавэй, проходящей по запад-северо-западной части полуострова Ямал.

Ямалу, основному газодобывающему региону страны, отводится ключевая роль в Стратегической программе развития топливно-энергетического комплекса России, цель которой обеспечить к 2020 г. добычу газа около 6000 млрд. м3, а добычу нефтегазового конденсата довести до 65 млн т в год. Действующее экономическое пространство Ямала в третьем тысячелетии составляют традиционные и новые отрасли хозяйствования.

Интенсивное развитие и наращивание темпов экономики Ямала связано также с переходом ко второму этапу промышленного освоения его ресурсной базы, которое сопровождается опережающим развитием транспортной и газоперерабатывающей инфраструктуры. Строительство магистральных трубопроводов, формирование опорной сети областных, федеральных автомобильных и железных дорог облегчают доступ к новым источникам природных ресурсов. Набирает темпы строительство новых и реконструкция возведённых ранее комбинатов и заводов по переработке добываемого в автономном округе углеводородного сырья, в том числе, попутного газа нефтяных месторождений и низконапорного газа, извлекаемого на выработанных участках Надымского района.

Ямало-Ненецкий автономный комплекс в последние годы является одним из российских лидеров по темпам и объемам строительства − одной из важнейших отраслей промышленного комплекса, от которого зависит подъем уровня жизни и культуры населения Ямала. Приоритетной задачей в этой области является создание и развитие современной социальной инфраструктуры, обеспечивающей строительство качественного комфортабельного жилья, социально важных объектов коммунального, производственного, общегражданского назначения, здравоохранения, образования, культуры, национальной экономики.

Приоритетные направления промышленного освоения недр автономного округа в третьем тысячелетии - развитие добычи твердых полезных ископаемых и создание нового в РФ горнорудного промышленного района в зоне Полярного Урала. Общая оценка стоимости рудного потенциала месторождений Полярного Урала составляет свыше 220 млрд долларов США. В недрах горной части автономного округа содержатся руды многих химических элементов, входящих в таблицу Менделеева. Уже начато освоение баритовых залежей, месторождений каменных строительных материалов. По оценкам специалистов запасы меди в недрах Полярного и Приполярного Урала достигают 2,5 млрд. т, что намного превышает запасы этого стратегического сырья др. месторождений России.

Особенности географического положения Ямала: обширность территории, низкая плотность населения (0,7 человека на 1 км2 при средней по России - 8,7 человек), отсутствие развитой наземной транспортной инфраструктуры - предопределили важное значение воздушного транспорта для экономики округа. В автономном округе действуют пять аэропортов с твёрдым искусственным покрытием в гг. Надым, Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск и ведомственный аэропорт в пос. Ямбург; с грунтовым покрытием − в г. Тарко-Сале, с. Красноселькуп, Толька и на Мысе Каменном. Многие населённые пункты имеют вертолётные площадки. Пассажирские авиаперевозки в округе и за его пределами осуществляют шестнадцать российских авиакомпаний. Инфраструктура воздушного транспорта совершенствуется в соответствии с современными требованиями, улучшается состояние и техническая оснащенность аэропортов и авиакомпаний.

Более 50% территории Ямала расположено за Северным полярным кругом, которая малопригодна для развития сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, составляющие 4,7% всех угодий Тюменской области, в основном используются под пастбища. Коренное население Ямала - ненцы, ханты, селькупы, коми и др. традиционно занимаются оленеводством, рыболовством, пушным промыслом. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня пасётся одно из самых крупных в России и в мире стадо домашних северных оленей - 575 тысяч голов.

Прогноз ежегодных объёмов продукции сельского хозяйства и рыбной отрасли на период до 2020 года предусматривает в среднем производство:

скот и птица в живом весе - 8,0 тыс. тонн;

производство молока - 1,9 тыс. тонн;

добыча рыбы - 10,0 тыс. тонн;

выпуск пищевой рыбной продукции - 11 тыс. тонн.

На начало третьего тысячелетия агропромышленный комплекс округа представлен сельскохозяйственными организациями, рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями; общинами коренных малочисленных народов Севера; хозяйствами, частными хозяйствами населения и предпринимателями без образования юридического лица.

В реках Ямала водится ценнейшая белорыбица − нельма, муксун, ряпушка. За путину 2010 года рыбаками было выловлено 6453 т рыбы. Ямал издревле известен во всем мире первосортными мехами. На звероводческих фермах разводят норку и лисицу. Основные объекты пушного промысла в автономном округе − соболь, белка, ондатра, песец, лисица, колонок, горностай.

В автономном округе большое внимание уделяется созданию местной промышленности на базе переработки сырья традиционного хозяйственного комплекса с возможной реализацией продукции на межрегиональном и международном рынках сбыта: кожевенно-меховая, рыбная и др., что позволяет сохранить и развить национальное достояние Ямала.

Северный олень при получении только первичной товарной продукции по современным технологиям может быть переработан на 95%. Общий объем первичной продукции оленеводства в перспективе может составить до 4,5 млрд. руб. ежегодно, учитывая тот факт, что поголовье оленей на территории региона составляет 660 тысяч голов.

С учетом же вторичной переработки и использования этого ценного биологического сырья в фармакологии и косметологии объем продукции может быть увеличен, как минимум, на порядок.

Система организации, основанная на современных технологиях и доведении продукции оленеводства от выпаса оленей до конечного потребителя, может дать новый импульс успешному устойчивому экономическому развитию традиционных отраслей аборигенных народов Севера. Все это позволит повысить рентабельность оленеводческих хозяйств всех форм собственности, тем самым поднять заинтересованность оленеводов к устойчивому экономическому развитию на основе рыночных отношений и специализации отрасли в направлении глубокой переработки и повышении рентабельности (мясному, пантовому направлениям; переработка шкур; племенной работы). Поэтому в перспективе значение оленеводства как источника ценных и экологически чистых видов биологического сырья будет расти.

Приоритетное направление экономики Ямала - постоянное повышение уровня жизни населения. Ямало-Ненецкий автономный округ традиционно лидирует по объёмам среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной плате одного работника, среднему размеру месячных пенсий.

Здравоохранение - одно из приоритетных направлений деятельности органов власти автономного округа. Суровые природно-климатические условия Ямала делают этот регион зоной экстремального проживания. При этом Ямал сегодня - регион, где показатель рождаемости один из самых высоких в России: 14,2% по сравнению с 9,8% в России; показатель смертности - один из самых низких в России: 5,9%по сравнению с 16,3% в России.

В относительно короткий срок в автономном округе завершили модернизацию материально-технической базы учреждений здравоохранения, прежде всего в отдалённых северных сёлах: среди них современные больницы и поликлиники с лучшим на сегодня медицинским оборудованием, школы с бассейнами, зимними садами и др. Практически в каждом муниципальном образовании автономного округа строятся объекты здравоохранения.

На перспективу намечено строительство и реконструкция спортивных объектов, несколько десятков дошкольных образовательных учреждений, школ и зданий для размещения учреждений начального и среднего профессионального образования.

В Ямало-Ненецком автономном округе действуют 255 учреждений культуры.

Художественное образование подрастающее поколение ямальцев получает в 40 учреждениях дополнительного образования - детских школах искусств, музеях и художественных школах. Совокупный фонд муниципальных библиотек составляет 1 463 тыс. экземпляров книг. Значительным событием в культурной жизни Ямала стало создание Национальной электронной библиотеки. В третьем тысячелетии деятельность населения автономного округа ориентирована на обеспечение достойного уровня жизни, решение новых сложных задач, диктуемых временем.

Заключение

Таким образом, устойчивое социально-экономическое развитие автономного округа в данный период стало возможно благодаря расширению сфер промышленно-хозяйственного освоения на территории Ямала, комплексному развитию округа, в том числе: освоению минерально-сырьевой базы, повышению эффективности использования недр, рациональному природопользованию, сохранению культурного и исторического наследия коренного населения, повышению уровня занятости населения, созданию более комфортных условий его жизни, расширению масштабов окружных социальных программ, обеспечивающих эффективное функционирование всех отраслей и сфер экономики, повышающих, в конечном итоге, качество жизни ямальцев.

Развитие базовой отрасли экономики и производственной инфраструктуры создадут предпосылки для более активного развития других отраслей экономики и формирования новых нетрадиционных кластеров экономической деятельности.

Устойчивый экономический рост в течение долгосрочного периода в базовом секторе приведет к развитию на территории автономного округа конкурентоспособных видов экономической деятельности в сфере сервиса нефтегазодобычи и в нефтегазохимии.

Условием успешной реализации стратегического управления является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых стратегических задач.

Библиография

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., Питер,2009.

2.      Виханский О.С. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Гардарика, 2000.

.        Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М., Изд: Юнити, 2009.

.        Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. - СПб, Питер, 2003.

.        Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. - М. Изд: Аспект Пресс, 2002.

.        Парахина В. Н. Стратегический менеджмент (Учебник ) М., Изд: КноРус, 2005.

.        Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1982.

.        Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. - СПб.: «Наука», 1996.

.        Семь нот менеджмента. 5-е издание, доп. - М.: «ЭКСМО», 2002.

.        Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий. - М., Инфра-М, 2000.

.        Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа М., Изд: Вильямс, 2003.

.        Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебное пособие М., Изд: Тандем, 2002.

.        Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебно-методическое комплексное пособие. - СПб.: Изд. МБИ, 2004.

.        Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Похожие работы на - Социальное рыночное хозяйство как объект стратегического управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!