Социология как наука, как учебная дисциплина и как профессия: развитие понятий

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология как наука, как учебная дисциплина и как профессия: развитие понятий

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии








Доклад

Тема: Социология как наука, как учебная дисциплина и как профессия: развитие понятий


Выполнила :

студентка 1-ого курса

Дневного отделения

Специальность : " Социология"

Соболева А.А.

Научный руководитель:

Зорин Григорий Викторович


Санкт - Петербург, 2013 г.

Введение

М. Вебер в своей статье "Наука как призвание и профессия" говорит, что в настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знали прежде. Отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации. Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа - в наши дни всегда специальная работа.

"Личностью" в научной сфере является лишь тот, кто служит лишь одному делу. И это касается не только области науки.

Немецкий мыслитель Макс Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века. В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение.

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в семье чиновника, который занимал весьма высокое положение в бюрократической иерархии и политическом истеблишменте Германии того времени, используя которое наслаждался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами Кальвинизма, постоянно озабоченной возможностью божественного избрания и спасения души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

В начале жизни Вебер отдавал предпочтение ценностным ориентациям своего отца. Он получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. В течении года Вебер находился на военной службе сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии. Но интересы к экономике, истории и социологии взяли вверх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни, подобно тому, какой вела его мать, хотя так и не став верующим, и погружается в науку. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал "Архив социальной науки и социальной политики". В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность он совмещал с практической политикой - выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог специально изучил русский язык, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий.

Социология как наука

Последние годы в России активно развивается социология, которая является необходимой, фундаментальной наукой об обществе и человеке. Важную сторону этого процесса составляет социологическое образование, которое является её основой. Сегодня в университетах и институтах России уже работают более 50 факультетов и отделений социологии, свыше 300 кафедр. Социологический анализ и социологическое мышление активно внедряются в российскую действительность.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины : "социальная философия", "Социальная наука", "социальная физиология", "социальная физика". Он считал себя автором последнего термина и до определённого момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение, по мнению Конта, стало неправильно использоваться прежде всего бельгийским учёным Адольфом Кетле, который в своём труде " О человеке и развитии его способностей" применил его к "простой статике". Подобное словоупотребление, на его взгляд, явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано. Употребив его впервые, он в примечании обосновывает, точнее, оправдывает его введение следующим образом: "Я должен отныне отважиться на использование этого нового термина, целиком тождественного моему уже введенному выражению "социальная физика",с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним названием ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям.

Необходимость такого наименования, имея в виду специальное назначение этого тома (IV том "Курса", так же, как и V и VI тома, посвящен разработке социальной науки), надеюсь, извинит меня в данном случае, если я в последний раз воспользуюсь законным правом, которым, я думаю, я всегда пользовался со всей подобающей осмотрительностью, постоянно испытывая глубокое отвращение к привычке систематически вводить неологизмы". Впрочем, и после введения нового термина Конт наряду с ним продолжал использовать и старые для обозначения новой науки.

Становление социологии как самостоятельной науки

Голландский социолог П. И. Боуман (1955) различает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки:

. Социология как часть общей философии социума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиозно-нормативную систему.

. Социология сближается с естественнонаучным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.

. Социология уже существует как самостоятельная наука, которая, однако, использует методы других наук, прежде всего естественных.

. Социология представляет собой самостоятельную науку со своими методами, предметами и понятиями.

Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления.

К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то время как Платон разрабатывал свое идеальное государство, философы хотели сделать из государства общество верующих.

Вторая, представленная Боуманом, стадия относится по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной стороны, индивидуализм мышления Возрождения и различные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с другой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и общественного строя. Социологическое мышление этого периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

Третья стадия является продолжением предыдущей и относится к XVIII столетию. Первыми представителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тогда естественнонаучный позитивизм. К более поздним представителям социологии этого периода относятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруднительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер социологии проявляется в том, что объекты исследования анализируются здесь с помощью собственных понятий и методов данной области науки.

Огюст Конт

Родился в Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей.

В лицее особенно успевал в математике. Поступив в Политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В 1816 году студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. Вследствие этого школа была временно закрыта, а Конт выслан в родной город. Через год он против воли родителей вернулся в Париж, где с трудом существовал уроками математики. Попытки его найти какое-нибудь определённое положение были неудачны. Вскоре он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова "Catéchisme des Industriels", под заглавием "Проспект научных работ необходимых для реорганизации общества" (1822 год; 2-е издание 1824). Здесь уже обнаружилось существенное разногласие между учителем и учеником. Сен-Симон находил, что Конт становится на исключительно научную (аристотелевскую) точку зрения, оставляя в стороне "сентиментальную" и религиозную часть системы, а Конт, в свою очередь, заявлял (впоследствии), что его философские убеждения находятся в непримиримом противоречии с новыми религиозными тенденциями Сен-Симона. Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; в 1818 году он сошёлся с женщиной значительно старше его, от которой имел дочь; в 1821 году он познакомился в одном увеселительном заведении с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825 год). Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но вместе с тем, по свидетельству Конта, подтверждаемому её позднейшим поведением, ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства. Разойдясь с сен-симонистами, Конт решил упрочить своё положение в учёном мире. К этому его поощрял успех его вышеназванного сочинения, которое заслужило одобрительные отзывы, между прочим, от Гизо, Брольи, Сэ, Карно, Ламеннэ и Гегеля. В общем, говоря о личности Конта, можно сделать вывод, что этот выдающийся человек был маргиналом (стоящий на краю). Он находился на грани между академическими и неакадемическими мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией. Всё это не могло не сказаться на его социологическом мышлении. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

Социлогия как учебная дисциплина

Для того, чтобы понять, что такое социология как учебная дисциплина, нужно иметь представление о том, что же такое социология как наука, о чём сейчас мы и рассуждали. Важно понять, что представляет из себя такая дисциплина как социология, какими функциями обладает, как она связана с другими науками, какую роль играет в нашей повседневной жизни.

Функции социологии

Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.

Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают научные выводы. В результате социология обогащается новыми понятиями, терминами и определениями, создаются те или иные теории. В итоге общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.

Прогностическая функция - на основании фактического материала и его теоретического осмысления ученые разрабатывают научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах.

Прикладная функция - использование первичных данных, теоретических разработок, социологических прогнозов для решения практических задач. Так, работы социологов могут помочь в выработке конкретных рекомендаций по предотвращению и решению конфликтов, совершенствованию управления фирмой, предприятием и т. д.

Макросоциология и микросоциология

Социология условно делится на макро и микро социологию. Макросоциология, в свою очередь, рассматривает более широкие связи, например: социальные образования, коллективы, государства, нации, общество в целом, союзы, организации, партии, церковь, соц. слои, общественные классы. Объектами макросоциологии являются структура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований.

Микросоциология уделяет особое внимание интересам, мотивам, отношениям ожиданиям, чувствам и взаимодействиям в малых единицах в том случае, если они представляют собой социальную группу.

Граница между макро- и микро социологией условна, однако методолгически оправданна.

Близкие к социологии науки

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. к таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками. Наиболее близкой к социологии представляется антропология. Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, различным сторонам физического сосуществования индивидов.

Исследованием культуры также занимается археология и социология.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека, капитал. Социология стремится разработать модели экномического поведения раздичных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Эта отрасль называется "экономической социологией".

Соц. психология исследует человека кк члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

Профессия социолог

В какой бы сфере деятельности не был задействован социолог - всюду ему понадобятся знания методов проведения социологических исследований, основы инженерной или социальной психологии, а также навыки планирования социального развития предприятия. В большинстве своём, социологи работают в научных учреждениях. Но, в последнее время, больше случаев трудоустройства этих специалистов в средствах массовой информации, маркетинговых агентствах. Здесь этот специалист полезен для работы в позиции аналитика, сотрудника полевого отдела или специалиста по работе с информацией.

Социолог занимается изучением явлений общественной жизни в семье, образовательных учреждениях, организациях, а также событий страны или региона. Перед тем, как приступить к работе, он составляет программу социологических исследований. В своей деятельности он применяет методы анкетирования, анализа документов, интервьюирование. После проделанной работы специалист обобщает полученные результаты, подготавливает рекомендации или мероприятия, которые помогут ответить на вопросы социального характера.

Социолог может построить свою карьеру в области управления или научно-исследовательских разработок. Для этого молодому специалисту необходимо поступить в аспирантуру. Помимо этого, социолог может реализовать себя в сфере культуры, рекламы или туристическом бизнесе.

В широком смысле это учёный, который, прибегая к математическим методам обработки полученных при опросе населения данных, составляет детальную картину развития общества, ищет негативные явления и разрабатывает план по стабилизации и улучшению сложившейся ситуации.

Своё развитие профессия социолога получила благодаря основателю соответствующей науки французскому учёному Эмилю Дюркгейму. В своих работах он дал описание многих социологических методов исследования, что на сегодняшний день считается основополагающими принципами классической социологии.

Для поиска информации и проведения социологических исследований понадобятся навыки организатора, эрудированность, самостоятельность и аналитически способности. Чтобы провести интервью или собрать аудиторию, необходима не только коммуникабельность, но и креативный подход к делу. Социолога часто сравнивают с психологом. И это не зря. Социолог должен уметь слушать и понимать своего собеседника. Он проводит исследование в процессе изучения человеческого поведения, поэтому не стоит забывать о толерантности и эмпатии.

Вывод

Я считаю, что социология очень важна, так как социология помогает правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Многие думают, что их не касаются эти проблемы. Но ведь мы все живем в обществе, каждый из нас - это маленькая частица, составляющая общество, невозможно отделить одно от другого. Анализ современного общества показывает, что количество проблем, стоящих перед человечеством с каждым годом все более увеличивается, а значит, знание основ социологии необходимых каждому. К тому же рассматриваемая наука помогает человеку найти себя как личность, понять свое место и роль в современном обществе, четко представлять его структуру, что тоже немало важно, ведь социальные структуры состоят из человеческих действий и взаимоотношений.

социология кант наука эмпирический

Литература

1) Э. Асп " Введение в социологию"

) А. Б. Гофман " 7 лекций по истории социологии"

) М. Вебер " Наука как призвание и профессия"

) Социология (Под ред. акад.В. Осипова)

Похожие работы на - Социология как наука, как учебная дисциплина и как профессия: развитие понятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!