используемые методы, методика и техника социологического познания.
На каждом этапе решаются проблемы, обусловленные социальным контекстом их существования: каждый раз на первый план выдвигается то одна, то другая сторона социологии и соответствующий стиль социологического мышления. Например:
этап - (ранний классический период: 1830-1880-е гг.) формирование позитивистского направления по образу и подобию естественных (объясняющих) наук на основе органистического, натуралистического подходов к пониманию общества как природного организма.
этап - (поздний классический период: 1880-1910-1920-е гг.) становление психологического направления по образу и подобию «понимающей психологии», с парадигмальным переходом к антропологическим конструкциям и психологическим методам.
этап - (1920-1930-е гг.) формирование эмпирического направления в первой половине XX в. с увеличением объема прикладной социологии.
этап - (1940-1960-е гг.) возврат к академической социологии.
этап - (1970-е - середина 1980-х гг.) - расширение сферы теорий среднего уровня; становление социологии постиндустриального развития, переход на основе кибернетизации прогностических моделей развития социальных явлений. [3, с. 41]
этап - с середины 1980-х гг. - современные движения и теории в социологии.
Национальное направление, в основе которого лежит европоцентристский подход, однако учитывающий факторы, коренящиеся в истории, в традициях и национальных особенностях народа. Именно поэтому правомерно различие национальных школ социологии вплоть до 50-х гг. XX в.: австро-германской; французской, американской, итальянской, английской, русской.
Проблемное направление позволяет рассматривать социологию под углом зрения истории развития и решения определенных социальных проблем, выдвигаемых либо социальной практикой, либо социологическим познанием. Проблемное исследование истории социологии имеет большое эвристическое значение: позволяет раскрывать глубинные, сущностные характеристики знания, позволяет проследить его приращение.
Персонифицированное направление позволяет представить не только череду ярких и самобытных имен, но и процесс формулировки отдельных идей и понятий до создания социологических и методик в рамках учения теорий того или иного социолога. [9, с. 27]
Обращение к личности социолога, биографии мыслителя позволяет проникать в творческую лабораторию мысли, в собственную историю его идей. Биографический анализ позволяет также проникнуть в самоподвижничество мыслителя в отстаивании новой концепции, социально значимое воплощение его идей. Тем самым биография доводит до наглядности активный характер человеческого познания, «выстраданность» идеи субъективным носителем, связанной с различными страдательными творческими актами (крушением иллюзий, разочарованием, раскаиванием и т.п.). Главный эффект биографического анализа заключается в том, чтобы вовлечь социологов прошлых лет в нынешние дискуссии в качестве собеседников или провинциальных наставников.
На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа. [10, с. 16]
Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII - начале XIX вв., когда социальные изменения приобрели глобальный характер:
.переход от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни;
.процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина.
К середине XIX в. потребности социального развития стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. [9, с. 27]
Идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии:
. возникновение и развитие частных общественных наук:
политической науки (Аристотель, Платон);
науки о праве (Цицерон, Юстиан);
политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо);
. внесение в историю философского начала (Д. Вико, Ж. Кондорсе);
. достижения в области естествознания:
создание клеточной теории (М. Шлейден, Т. Шванн);
открытие закона сохранения и превращения энергии (Р. Майер, Г. Гельмгольц, Дж. Джоуль);
создание эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин);
. разочарование в рационалистических теориях XVIII в. после Великой французской революции;
. развитие социалистических идей в обществознании (К. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн);
. формирование позитивного стиля мышления (А. Кетле и А. де Сен-Симон).
Социально-экономические предпосылки возникновения социологии:
. промышленный переворот и подъем капитализма в странах Западной Европы (Англия, Германия, Франция);
. Великая французская революция 1789-1794 гг.;
. изменение положения господствующего класса в обществе;
. формирование рабочего класса и нарастание кризиса общественных отношений (восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии);
. рост радикальных движений за социальные и политические реформы.
Социология как наука возникла не в результате умозаключений того или иного мыслителя, а во многом была обусловлена определенными (перечисленными выше) теоретическими, социальными, экономическими, политическими и другими предпосылками и условиями развития общества, то есть появление социологии как науки было социально обусловлено. [9, с. 31]
Советская социология возникла в борьбе с официальным определением советской реальности. Им полагалось изучать процесс коммунистического строительства, а они (большинство из них) вместо этого доказывали, что этого строительства не существует. В тот момент заявить, что труд не превратился в первейшую жизненную необходимость, и что не получилось перегнать Запад по уровню жизни, считалось политическим подвигом. Западные социологи, у которых такой жестко заданной официальной реальности не было, часто, поэтому не понимали вообще, почему советские социологи так гордятся тем, что говорят очевидные, в общем-то, вещи.
Социология в Советском Союзе возникла на экспорт. В отличие от сегодняшнего дня, тогда существовала одна социологическая ассоциация, один головной институт и один журнал - и всё это было под контролем. После того, как контроль рухнул, стали появляться разные экономические базы и разные группы, которые осваивали эти базы. Представители старой сети советской социологии собраны в Москве, которая стала её основным центром, главным образом, благодаря Институту социологии РАН, а также Высшей школе экономики. [4, с. 98]
В советский период, существовали исследовательская и, отчасти, образовательная профессиональные ниши социологии, и за то, чтобы занять эти ниши, существовала серьёзная конкуренция. Позже этих ниш стало намного больше, они развивались в разных направлениях. Причем потери при переходе в другое направление гораздо больше, чем потенциальный выигрыш. Возьмем пример Петербурга. В нем есть две полярные точки: Европейский университет и НИИКСИ СПбГУ (Научно исследовательский институт комплексных социальных исследований). Они отличаются политическими настроениями и источниками финансирования.
На «западной» стороне (Европейский университет и т.п.) мы обнаруживаем набор классических либеральных установок: от одобрение модели западных демократий до принятия однополых браков. В 90-х основным источником финансирования были иностранные гранты, которые теперь стали существенно менее важны, но недоброжелатели все равно о них припоминают. [4, с. 98]
«Восточная» сторона, прежде всего, представлена образовательными учреждениями - в 90-х годах было, кафедры научного коммунизма в массовом порядке переименовывались в кафедры социологии. В этой части нашей карты преобладает сильный преподавательский это-с. Там считают, что накопление исследовательского материала не должно быть приоритетной целью академической жизни. Настоящий профессор должен синтезировать собранные другими знания и создать свою картину мира, а в дальнейшем изложить собственную теорию в лекционных курсах или учебных пособиях. Для «восточной» части главной целью является «гумбольдтовский» идеал. Наука появляется как приложение к образованию, ориентированному на воспитание гармонической личности.
Социология была гораздо более интернациональной в момент своего возникновения в XIX веке. Социальных мыслителей было мало. Вся Европа и США читали Спенсера, Милля и Конта. Среда была интернациональной, но достаточно узкой, Европа считалась единственным интеллектуальным пространством. Затем наступил период национализации. Тем не менее, если брать «западную» часть российской социологии, то она тесно связана с англо-американской славистикой и опирается на сети поддержки оттуда. [4, с. 101]
2. Объект и предмет социологии, ее структура, функции
Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей. [2, с. 21]
Предмет социологии - система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.
Объект какой-либо науки это то, на что направлено процесс исследования, а предмет те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, непосредственно подлежат анализу и изучению. Объектом социологии выступает социальная реальность во всей многогранности ее качественных характеристик. Но поскольку эта реальность переменная, то предмет социологии также не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии и становлении. Меняются эпохи развития человечества, один тип общества сменяется другим, на первый план выходит та или иная сторона социальной жизни, изменяются также потребности общества, социальные нужды и т. п. Соответственно и в социологии в разное время ее существования менялись представления о ее предмете, о том, что она изучает.
С самого начала развития социологии как науки превалирует макросоциологический теоретический подход. Его суть заключается в трактовке предмета социологии как науки о целостности и системности общества социального организма и в выделении таких главных аспектов предметной области, как социальная структура, культура, социальные институты, глобальные социальные процессы и изменения. При этом на первый план выдвигается все то, что присуще обществу в целом, а не отдельным индивидам, из которых оно состоит.
Микросоциологических теоретический подход, наоборот, акцентирует внимание на сфере человеческого поведения и сознания, ставит в центр своего внимания человека в его повседневной жизни, особенности взаимодействия с другими людьми. Тут на первом плане понятие социального поведения индивида.
В структуре социологии выделяют следующие элементы:
. Микро - и микросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Микросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.
. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления. [5, с. 27]
Выделяют три уровня социологических теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.
Функции социологической науки:
. познавательная функция - изучение и объяснение закономерностей социального развития на различных уровнях общественной системы, разработка теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки информации;
. прогностическая функция - построение прогнозов, определяющих перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.;
. функция социального проектирования - разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления;
. социально-технологическая функция - создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, изучение социально-психологической обстановки в коллективах, управление социальными конфликтами и т. п.;
. управленческая функция - разработка методов управленческой деятельности;
. идеологическая функция - формирование представлений о состоянии общества. [8, с. 36]
Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.
Социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. [2, с. 40]
. Практические задания
.На уровне здравого смысла мы делим факты на:
а) биологические (сон, еда, дыхание);
б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);
в) социальные. Приведите 4-5 примеров социальных фактов.
Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.
Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.
Примеры социальных фактов:
. панк-молебен в Храме Христа Спасителя участниц группы Pussy Riot (вид: действие, поступки людей);
. террористический акт «Норд-Ост» в Москве (вид: действие, поступки людей);
. первая линия Московского метрополитена, открытая в мае 1935 года (вид: продукты человеческой деятельности);
. «Пришел, увидел, победил» - оценка Цезарем своего успеха в одном из сражений (вид: словесные действия, мнения, суждения).
.Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения - психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук? Какие проблемы они стали бы изучать?
а) психолог.
Психолога могут заинтересовать мотивация проведения отпуска всей семей, взаимоотношения между детьми и родителями между супругами, между детьми в отдельности, отношения матери и сына, отца и дочери и т.п.
Проблемы, которые может изучать психолог в рамках семейных отношений:
наличие или отсутствие кризиса семейной жизни,
наличие или отсутствие конфликтов между детьми и родителями,
между братьями-сестрами или супругами,
провести оценку семьи как психологически «здоровой», то есть такой, в которой семейные правила являются гласными, принимаются всеми и служат для роста и развития, как отдельных членов семьи, так и семейной системы в целом.
б) экономист.
Экономист бы заинтересовала стоимость приобретения путевки, возможности ценовой категории семьи, предоставление дополнительных платных услуг. Проблем, которые могу бы изучать экономист: актуальность внедрения скидок при приобретении путевок на всю семью, изучение финансовых возможностей с целью изучения частоты приобретения путевок на всю семью, а также для выбора категории пансионата.
в) Социолог.
Социолога могут интересовать следующие явления:
степень информированности семьи о возможностях полноценной отдыха в пансионатах;
степень удовлетворенности условиями отдыха в пансионате;
степень удовлетворенности организацией питания в пансионате;
степень удовлетворенности организацией досуга;
факторы, побудившие провести отдых всей семьей.
Основные проблемы, которые бы он стал изучать:
. научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности семейного отдыха, разработкой методов социологических исследований;
. проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на процесс выбора семенного отдыха.
социология наука факт
Заключение
В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.
Список использованной литературы
1. Аберкромби, Николас (1944). Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева; Пер. с англ. И.Г. Ясавеева. - М.: Экономика, 2000. - 428 с.
. Бабосов, Е.М. Общая социология [Текст] : учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - 3-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2006. - 637 с.
. Глотов, М. Б. Общая социология [Текст]: учебное пособие для вузов / М.Б. Глотов. - М.: Академия, 2010. - 393 с.
4. Димке Д.В. <https://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=y2683fe3f78c1bf768f3a70591cfa759a&url=http%3A%2F%2Fwww.isras.ru%2Fsocis_2012_06.html> "Классики без классики: социальные и культурные истоки интеллектуального стиля советской социологии". Социологические исследования, № 6. 2012. С. 97 - 107.
. Добреньков, В. И. Социология [Текст] : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 623 с.
. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2004. - 134c.
. Кузнецова, Л.А. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие / Л.А. Кузнецова, Е. Н. Елисеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Челяб. гос. унт, 2008. - 105 с.
. Соколов М.М. <https://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=y2683fe3f78c1bf768f3a70591cfa759a&url=http%3A%2F%2Fwww.soclabo.org%2Frus%2Fjournal%2F5%2F3%2Fvers%2F40%2F> "Российская социология после 1991 года: Интеллектуальная и институциональная динамика «бедной науки»"//Журнал социальных исследований, №1. 2012. 20-57.
. Социология [Текст]: тексты лекций / сост. Ф.Н. Садриева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 95 с.
. Леонова О.В. История классической социологии: учебно-методическое пособие / О.В. Леонова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - 90 с.10.