Денежно-кредитная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры и, тем более в условиях финансового кризиса, значение и роль денежно-кредитной политики, как составной части экономической политики государства неуклонно возрастает. Проведение взвешенной денежно-кредитной политики способно обеспечить создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия банковского сектора и субъектов экономики, содействовать решению комплекса социально-экономических задач, стоящих перед страной.

К сожалению, новейший этап экономической истории России не отличался стабильностью. В то же время за последние 10-15 лет существенных преобразований в модернизации ДКП государства в ответ на вызовы времени не наблюдалось. Известно, что Банк России придерживался традиционных подходов, основанных преимущественно на так называемой монетаристской парадигме. В 2001 - 2009 гг. в России де-факто применялся монетарный режим, основанный на управлении реальным эффективным курсом рубля. Реализованная в этот период денежно-кредитная политика оказывала стабилизирующее воздействие на экономику, снижая неопределенность уровней инфляции и эффективного курса рубля. Как показала практика, продолжение подобной политики стало невозможным в условиях развертывания кризисных явлений и фундаментального изменения внешних и внутренних экономических условий.

Не случайно, сбои в функционировании мировых финансовых рынков подтолкнули денежные власти в странах с рыночной экономикой к активному поиску путей и средств противодействия нарастающей дестабилизации денежно-кредитной сферы. В условиях глобализации и вовлеченности России в мирохозяйственные связи аналогичные задачи становятся все более актуальными для национальной экономики. Вопросы совершенствования денежно-кредитной политики особенно актуальны в период реализации антикризисной экономической политики государства.

Современный этап функционирования российской экономики характеризуется потребностью в качественно новой парадигме денежно-кредитного управления, направленной на проведение денежно-кредитной политики, органично встроенной в программу единой государственной социально-экономической политики, нацеленной на выполнение целого спектра не только экономических, но и социальных задач. Первостепенной задачей российских денежных властей и научного сообщества становится решение комплекса вопросов, связанных с уточнением целей, принципов и приоритетов российской денежно-кредитной политики, реализуемой в кризисный и посткризисный период.

Особой проблемой современной денежно-кредитной политики стало реформирование системы подходов, методов и инструментов ее воздействия на состояние и развитие экономики. В настоящее время практически во всех странах центральные банки вводят новые инструменты денежно-кредитной политики, призванные преодолеть наиболее острые проблемы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы. По этой причине модернизация инструментария Банка России может стать одним из рычагов повышения эффективности отечественной денежно-кредитной политики.

Степень разработанности проблемы. Анализ экономической литературы показывает наличие большого интереса и зарубежных ученых к изучению денежно-кредитной политики. Среди отечественных исследователей следует отметить: М.А. Абрамову, Ю.А. Бабичеву, Г.Н. Белоглазову, Э.Я Брегеля, А.Ю. Викулова, Ю.С. Голикову, А.И. Жукова, А.В. Ивантера, К.Н. Корищенко, В.Э. Кроливецкую, О.И. Лаврушина, А.А. Максютова, И.Д.Мамонову, Р.Моисеева, А.В. Улюкаева, С. Сулакшина, Г.А. Тосуняна, Г.Г. Фетисова, М.А. Хохленкову и других.

Разработкой отдельных проблем денежно-кредитной политики в зарубежных странах разное время занимались У.Аллен, Л. Брю, К.Р. Макконнелл, Ф. Мишкин, Н. Могуд, Ринхарт, Ж. Сатер, В. Смит, Л. Харрис, Д.Л. Хикс, Г. Хогарт, Й. Шумпетер и другие авторы.

Вместе с тем, ряд аспектов исследования денежно-кредитной политики, в частности, пути повышения ее эффективности, современные тенденции и факторы развития ДКП, ее инструменты, их адекватность требованиям времени не нашли должного отражения в отечественной экономической литературе и недооценены банковской практикой как инструменты экономического роста.

Изучение трудов ведущих российских и зарубежных ученых по вопросам содержания и перспектив денежно-кредитной политики выявило необходимость систематизации существующих представлений о денежно-кредитной политике и более полного раскрытия ее экономического содержания.

Отсутствием комплексного теоретического и практического анализа современных особенностей, тенденций и проблем совершенствования денежно-кредитной политики, поиском направлений решения данных проблем обусловлен выбор темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в расширения представлений о денежно-кредитной политике и ее методов и инструментов в современных условиях.

Исходя из цели, в работе ставятся следующие задачи:

-   определить экономическое содержание денежно-кредитной политики в России с учетом особенностей современного этапа развития страны;

-       определить место денежно-кредитной политики в системе экономического регулирования с учетом анализа и обобщения позиций российских и зарубежных авторов;

-       выявить выбор целей и инструментов денежно-кредитной политики в России;

-       выявить современные проблемы развития денежно-кредитной политики.

Объект исследования - денежно-кредитная политика Банка России.

Предметом исследования является методологический аппарат процессов, протекающих в денежно-кредитной сфере, а также основные инструменты и методы реализации денежно-кредитной политики.

Методология исследования базируется на системном анализе, что обеспечивает его целостность и всесторонность, на единстве теории и практики. В процессе работы использовались ретроспективный, трендовый, факторный, сценарный анализ.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ


1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики, и ее место в системе экономического регулирования

Проведение соответствующей денежной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.

Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

В теории денежно-кредитной политики схематически различают две крупные школы - кейнсианскую и монетаристскую. Основная цель кейнсианцев - доказать, что любая макроэкономическая теория обязательно является денежной, отсюда чрезвычайная важность денежного феномена в макроэкономическом анализе. Монетаристы делают упор на роль денег в объяснении колебаний экономической активности и инфляции. Если кейнсианцы сводят роль денежно-кредитной политики в пользу либо бюджетной политики, либо политики контроля над доходами, то монетаристы отдают явное предпочтение денежно-кредитной политике. Разногласия между ними обусловлены различной методологией: первые судят об эффективности политики на основании каждого частного случая, вторые - на основании всего комплекса результатов1.

Поэтому, если государственные органы используют в своей практике экономическую политику, представляющую собой сочетание двух школ, то неизбежно выделяется наиболее эффективная, доминирующая, при которой другая играет роль вспомогательной. Неэффективность применяемой политики не в меньшей мере может быть обусловлена запаздыванием в принятии решений, неуверенностью в результатах действия, отсутствием четко определенной стратегии и тактики.

Основополагающей целью денежной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах.

Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.

Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия - внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.

Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность, за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур).

Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов.

Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.

В регулировании платежного баланса с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.

Прямое регулирование с помощью денег рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.

Ставка на фактор запасов денег, связанная с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах с избытком. Норма процента имеет тенденцию к повышению в первых странах, тогда как, во-вторых, она ориентирована на понижение. Повышение стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.

1.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики

В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что - средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должна ли денежно-кредитная политика носить дискреционный характер или она должна представлять собой некие правила, закрепленные законодательством. Эти проблемы денежно-кредитной политики сказались на Федеральном законе о Центральном банке.

В принципе, любую операцию Центрального банка <#"666018.files/image001.gif">


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд. рублей)*


1.01.2010 (оценка)

2010 год

2011 год

2012 год


59,5 долларов США за баррель

I вариант (45 долларов США за баррель)

II вариант (58 долларов США за баррель)

III вариант (68 долларов США за баррель)

IV вариант (80 долларов США за баррель)

I вариант (45 долларов США за баррель)

II вариант (59 долларов США за баррель)

III вариант (74 доллара США за баррель)

IV вариант (87 долларов США за баррель)

I вариант (45 долларов США за баррель)

II вариант (60 долларов США за баррель)

III вариант (81 доллар США за баррель)

IV вариант (95 долларов США за баррель)

Денежная база (узкое определение)

5008

5428

5789

5858

6002

6566

6790

6973

6780

7617

7929

8305

- наличные деньги в обращении (вне Банка России)

4909

5321

5597

5674

5741

5885

6436

6654

6831

6649

7466

7766

8133

- обязательные резервы

99

107

113

115

117

117

130

136

141

131

151

163

172

Чистые международные резервы

12095

11858

12549

13246

14142

11968

13185

14752

16756

12268

14074

16706

19891

- в млрд. долларов США

411

403

427

451

481

407

449

502

570

417

479

568

677

Чистые внутренние активы

-7086

-6430

-6840

-8284

-5966

-6619

-7962

-9784

-5488

-6458

-8777

-11586

Чистый кредит расширенному правительству

-4867

-2593

-3104

-3359

-4011

-1947

-2345

-3353

-4789

-1309

-1615

-3370

-5443

- чистый кредит федеральному правительству

-4047

-1723

-2184

-2439

-3091

-1027

-1375

-2383

-3819

-339

-595

-2350

-4423

- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

-820

-870

-920

-920

-920

-920

-970

-970

-970

-970

-1020

-1020

-1020

Чистый кредит банкам

159

-1088

-1100

-1555

-1746

-1025

-1431

-1816

-2154

-976

-1827

-2053

-2454

- валовый кредит банкам

1355

1022

952

924

951

905

878

788

861

830

800

750

- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-1195

-2110

-2051

-2478

-2575

-1976

-2336

-2694

-2942

-1836

-2657

-2853

-3204

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2379

-2749

-2636

-2543

-2527

-2994

-2843

-2793

-2840

-3204

-3016

-3354

-3689

* Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2009 года

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!