Государственное регулирование экономики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,36 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: Экономической теории и национальной экономики










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»


Выполнил студент:

Попова И.Н.

Группа ЗМО-51

Проверил: Буданов Г.А.



Вологда 2009

Содержание:

Введение

  1. Состав и задачи топливно-энергетического комплекса (ТЭК)

1.1 Состав ТЭК

.2 Задачи ТЭК

  1. Функции государственных органов, регулирующих ТЭК
  2. Регулирование энергосбережения
  3. Топливно-энергетический баланс

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.

В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.

Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.

Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна - северная (2/3 ее территории относится к зоне Севера) и поэтому значительная часть производимой энергии тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. Учитывая огромную протяженность России с востока на запад (почти 8 тыс. км), можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2-3 раза больше, чем в странах Европы.

Поэтому, актуальность данной темы является очевидной, также как очевидна важность ТЭК в хозяйственной жизни нашей страны.

1.Состав и задачи топливно-энергетического комплекса (ТЭК)

1.1Состав ТЭК

Топливно-энергетический комплекс представляет собой сложную систему - совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.

В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая), добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехнической, атомной отраслями промышленности и со всеми отраслями - потребителями топлива и энергии. [5, c. 7]

Газовая промышленность. Мировые запасы природного газа распределены еще более неравномерно, чем нефтяные - всего на три страны (Россия, Иран и Катар) приходится почти 60% его достоверных запасов, на страны ОПЕК-51%. По состоянию на 01.01.2007 г. мировые достоверные запасы газа составили 175.1 трлн. куб. м. [4, с. 17]

Резервы газа продолжают увеличиваться благодаря усиленной разведке на шельфе Мирового океана и в глубинных слоях земной коры. В зарубежных странах самой значительной является концентрация газа в странах Ближнего и Среднего Востока, где выявлено более 31 трлн. м3 этого сырья. Особенно велики ресурсы в Иране, Саудовской Аравии, на акватории Персидского залива. Уникальны месторождения Западной Сибири. Россия по ресурсам газообразного топлива занимает первое место в мире.- [3]

В Западной Европе повышение спроса на газ и, следовательно, рост капвложений в его транспортировку связаны с:

переходом на газ в коммунальном и коммерческих секторах;

строительством новых магистральных и распределительных газопроводов в районах, традиционно связанных с потреблением жидкого топлива;

ростом потребления газа на установках когенерации;

ростом спроса на газ на ТЭС.

В 2006 г. быстрыми темпами развивалась торговля сжиженным природным газом (СПГ): из поступивших в каналы международной торговли 748 млрд. куб. м газа на него приходилось 211 млрд. куб. м, или 28%, причем поставки СПГ на мировой рынок составили 111.8% к прошлому году, а природного газа, поставляемого по трубопроводам, - 100.8% .

Помимо интенсивного развития мировой промышленности СПГ и торговли им, газовое хозяйство характеризуется дальнейшим совершенствованием трубопроводных систем. Соответственно все более масштабными становятся проекты по трубопроводной транспортировке газа. Так, одобрен проект крупнейшего южноамериканского газопровода из Венесуэлы (достоверные запасы на начало 2006 г. - 4.3 трлн. куб. м) в Бразилию и Аргентину с ответвлениями в Боливию, Перу и Чили. С протяженностью свыше 8 тыс. км и среднегодовой пропускной способностью в 55 млрд. куб. м он обойдется примерно в 17-20 млрд. долл. [4, с. 17]

С 2008 г. с полной нагрузкой работает самый протяженный в мире (1.2 тыс. км) подводный морской газопровод от месторождения Ормен в Норвежском море до терминала Изингтон в Великобритании. Помимо рекордной протяженности, он имеет и весьма высокие эксплуатационные характеристики, включая рабочее давление в 158 атм на участке Слейпнер-Изингтон и 255 атм - на участке от берегового терминала к Слейпнеру. Морские газопроводы являются эффективным решением проблем надежности поставок, диверсификации маршрутов и транзита природного газа. Так, ОАО "Газпром" отводит им приоритетную роль в развитии новых экспортных маршрутов. Таковы проекты "Северный поток" и "Южный поток", замыкающий Южноевропейское газовое кольцо. [4, с. 18]

Энергетика. Ежегодная потребность мирового хозяйства в энергии оценивается в 11,7 млрд. т нефтяного эквивалента.

Таким образом, несмотря на применение прогрессивных энергосберегающих технологий, потребление энергии в мире возрастает: расширение масштабов мирового производства и потребления увеличивает и потребность в энергии (особенно в развивающихся странах).

Гидроэнергетический потенциал является тем природным даром, который можно поставить в один ряд с запасами топлива.

Мировой экономический гидроэнергетический потенциал достигает 9,7-9,8 трлн кВт/ч (т.е. та его часть, использование которой в настоящее время экономически оправдано) и используется в настоящее время на 21%. Степень освоения гидроэнергетического потенциала особенно велика в Западной и Центральной Европе (70%), в Северной Америке и России она ниже (соответственно 38 и 20%).[3, с. 117]

Использование возобновляемых источников энергии для производства электроэнергии может возрасти в основном за счет гидроэнергии. В России гидроэнергетика будет развиваться в основном в Сибири и на Дальнем Востоке. В период 2011-2020 гг. должно быть закончено сооружение Богучанской, Нижнее-Бурейской и Вилюйской ГЭС на Дальнем Востоке, Заромагской, Зеленчукских и Черкесских на Северном Кавказе. В европейской части страны намечается продолжить сооружение гидроаккумулирующих электростанций.[1, с. 27]

В условиях научно-технического прогресса (НТП) возросла роль атомной энергии в топливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства, (развитие этого источника сдерживается его не безопасностью для окружающей среды).

Ядерная энергия сегодня в принципе является реальным, существенным и перспективным источником обеспечения потребностей человечества в долгосрочном плане. Ведь доля гидроэнергии составляет около 20%, а альтернативных источников (геотермальная и солнечная энергия, энергия ветра и биомассы) - не более половины процента мирового производства электроэнергии.

Разумеется, ядерная энергетика не безаварийна (Чернобыльские события 1986 г.), не застрахована от технических сбоев, сопряжена с отходами, требующими особого обращения. Но эти реальные проблемы поддаются современным и надежным техническим решениям, призванным гарантировать максимальную безопасность.

Нефтяная промышленность. Специфика отраслей нефтяной промышленности в первую очередь проявляется в значимости этой отрасли в мировом ТЭК. И, во-вторых, в специфике сырья для нужд отрасли.

Ископаемая нефть - наиболее важный и экономически эффективный вид топливного сырья, отличающийся не только высокой калорийностью и теплотворностью, но и низким содержанием загрязняющих соединений.

Мировые достоверные запасы нефтяного сырья на начало 2007 г. составили 179.7 млрд. т, из которых на страны Ближнего Востока пришлось 56.1 %, Восточной Европы и страны бывшего СССР - 7.6 (в том числе Россия -4.6), Азиатско-Тихоокеанского региона - 2.5, Западной Европы - 1.1. Доля государств ОПЕК (организация стран - экспортеров нефти создана главными нефтедобывающими странами Азии, Африки, Латинской Америки в 1960 г. для усиления коллективной защиты интересов этих стран, поддержания единых цен на нефть, повышения прибыли от ее реализации на мировом рынке, поощрения нефтеразведки и нефтедобычи) в мировых запасах нефтяного сырья составила 68.5 %. [4, с. 16]

Истощимость запасов углеводородного сырья и прежде всего нефти - одна из глобальных проблем. В структуре энергопотребления США, например, доля нефтепродуктов составляет около 40%, в ЕС - свыше 40, в Японии - около 55, в мире же в целом -до 40%. Это делает именно нефть основным энергоносителем глобальной экономики. В то же время при нынешнем уровне добычи нефти на территории Соединенных Штатов и их шельфовой зоны ее разведанным запасам грозит полное истощение через 10-15, а то и менее лет. Мировые резервы тоже небеспредельны - их может хватить лет на 60-100 при современном уровне добычи, а при растущем - и того меньше. При темпах прироста добычи нефти примерно на 2% в год, что вполне реально с учетом потребностей новых экономических гигантов, глобальный нефтяной кризис может наступить уже к 2040 г.

Подобные прогнозы делались и ранее. Известную надежду человечеству оставляет и мнение ряда геологов о том, что нефть имеет неорганическое происхождение. В последнее время эта гипотеза получила подтверждение в результате бурения глубоких и сверхглубоких скважин: нефть была найдена на таких уровнях, где по теории "органиков" ее не могло быть в принципе. Таким образом, все нынешние оценки резервов углеводородов могут быть опровергнуты.

Однако даже при таком оптимистическом подходе неизбежно встает вопрос: а не слишком ли дорогой станет нефть при добыче ее с глубин в несколько километров и окупится ли при этом добыча? В итоге перед человечеством встает дилемма: либо к середине нынешнего столетия распрощаться с нефтью как основным энергоносителем, либо перевернуть всю нынешнюю экономику, допустив безудержный взлет цен на этот вид сырья. [2, с. 3]

Отметим, что для мобильных транспортных средств (авиация, автотранспорт, корабли и суда) реальной альтернативы жидкому, основанному на нефтепродуктах топливу пока не существует. [2, с. 4]

Угольная промышленность.

В общем объеме потребления и производства первичных энергоресурсов (ПЭР) за углем сохранится третье место. Из всех видов ПЭР органического происхождения уголь наиболее распространенный, и его запасы на порядок превышают суммарные запасы нефти и газа. Извлекаемые запасы угля в мире составляют около 1100 млрд. т, что при объеме потребления в 2005 г. в 3380 млн. т означает обеспеченность примерно на 325 лет. Месторождения угля довольно широко распространены в мире, но 67% извлекаемых запасов сосредоточено в четырех странах - США, России, КНР и Индии; остальные запасы в порядке убывания - в Австралии, Канаде, Германии, ЮАР, Великобритании, Польше и др.

В 1990-2000 гг. природный газ, обладающий высокими потребительскими свойствами, оказался самым дешевым. Это привело к вытеснению угля и снижению спроса на него в электроэнергетике и других отраслях. [1, с. 25]

В настоящее время мировые цены на уголь могут вырасти с 25-27 долл. за т у.т. до 30-35 долл. к 2015 г. в связи с намечаемым строительством многих тепловых электростанций на угольном топливе. В последующие годы прогнозируемое повышение производительности труда в угледобыче может привести к медленному снижению цены угля до уровня, существовавшего в начале прогнозируемого периода.[1, с. 20]

В период до 2030г. потребление угля вырастет с 3380 млн. т до 5060 млн. т, а ежегодные темпы прироста составят около 1.5%. Наиболее быстро вырастет потребление угля в развивающихся странах - с 1610 млн. т до 3055 млн. т. Наибольший объем прироста потребления угля - 1160 млн. т - ожидается в КНР. Там и сейчас темпы его роста -3.4% - самые высокие в мире. Уголь как основной источник энергии в промышленности сохранит свое положение из-за ограниченных запасов нефти и газа. В России после резкого падения потребления угля в 1991-2000 гг. (более 5.6% в год) ожидается ежегодный рост порядка 1.5%.[1, с. 25]

1.2Задачи ТЭК

Необходимо отметить следующие серьезные угрозы развитию ТЭК России:

·недостаточная инвестиционная активность в газовой и угольной промышленности (прежде всего в геологоразведке) и электроэнергетике;

·слабая инновационная активность нефтегазовых, угольных и энергетических компаний;

·низкий технологический уровень предприятий нефтегазового и угольного машиностроения;

·большие потери энергоносителей и энергии при добыче, подготовке, транспорте и переработке нефти, газа и угля;

·низкие глубина переработки нефти и качество производимых на российских НПЗ нефтепродуктов;

·недостатки в законодательной и нормативной базе, в частности отсутствие документов, которые реально стимулировали бы воспроизводство запасов, добычу, глубокую переработку нефти и качество нефтепродуктов, переработку газа и развитие нефте-, газо- и углехимической промышленности;

·отсутствие государственной программы совершенствования нефте-, газо- и углепереработки, увеличения ее глубины, повышения качества нефтепродуктов, развития нефте-, газо- и углехимической промышленности;

·неэффективная работа жилищно-коммунального хозяйства, особенно в области экономичного газо- и теплоснабжения, недостаточная активность в области современных технологий децентрализованного (автономного) энергообеспечения; [6]

·недостаточный для решения перспективных задач ТЭК уровень образования и специальной подготовки кадров;

·длительное отставание ВМСБ от уровней добычи нефти и газа.

Для решения стоящих перед энергетическим и нефтегазовым комплексом страны проблем необходимо резко повысить эффективность государственного регулирования, выполнить научное обоснование параметров функционирования ТЭК и его отраслей.

С учетом ситуации в экономике и энергетике России и устойчивых международных тенденций энергетическая политика России должна быть направлена на решение следующих основных задач:

2)повышение эффективности использования энергетических ресурсов за счет их глубокой переработки;

3)рост энергонасыщенности экономики и бытовой сферы для обеспечения технологического развития экономики и повышения уровня жизни населения;

)диверсификация структуры ТЭБ и обеспечение региональной сбалансированности энергообеспечения за счет увеличения роли угля и атомной энергии в европейской части страны, газификации восточных регионов;

)диверсификация экспорта энергоносителей по направлениям, способам и маршрутам поставок, в первую очередь развитие восточного (азиатско-тихоокеанского) направления экспорта нефти, газа, угля, продуктов их переработки;

)обеспечение расширенного ВМСБ энергоносителей, прежде всего нефти и газа. [6]

2.Функции государственных органов, регулирующих ТЭК

Топливно-энергетический комплекс является не самодовлеющей величиной, а, естественно, пусть важнейшей, но лишь структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Одним из ключевых вопросов экономической политики должно являться создание целостной системы управления государственным имуществом, с четким определением границ государственной собственности, исходя из целей обеспечения национальной безопасности и задач государственного регулирования экономики. А также обеспечение конкурентоспособности государственного сектора экономики как основы реализации программ ускоренной модернизации национального капитала в целом. Следующий шаг - законодательное закрепление механизмов и ряда процедур управления госсобственностью и пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, в том числе установление ответственности управляющих за финансовое положение предприятий и поступление части прибыли в доход федерального бюджета. [7]

Правительство Российской Федерации осуществляет следующие функции по регулированию ТЭК:

определение основных направлений развития электроэнергетической отрасли (структурная и инвестиционная политика);

определение основ ценовой политики;

определение основ экспортно-импортной политики, инвестиционного сотрудничества;

определение основных положений о лицензировании отдельных видов деятельности;

управление федеральной собственностью.

К функциям Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго) относятся:

выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса;

осуществление функций федерального органа по техническому регулированию;

осуществление правового регулирования в сфере ТЭК;

координация и контроль деятельности Федерального агентства по энергетике, Федерального агентства по промышленности.

Минпромэнерго в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.[8]

Федеральное агентство по энергетике (ФАЭ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов, находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

ФАЭ не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ) является косвенным регулятором и оказывает воздействие на отрасль в целом и отдельных ее субъектов при подготовке программ и планов государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации, утверждаемых Президентом или Правительством Российской Федерации.

МЭРТ не осуществляет непосредственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, за исключением случаев принятия решений, связанных с контролем за соблюдением экспортных правил (при экспортировании электрической энергии).

МЭРТ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в деятельности субъектов естественных монополий.

ФАС не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

ФСТ не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.[8]

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах энергетики.

Федеральное агентство атомной энергетики (ФААЭ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции

по проведению государственной политики в сфере атомной энергетики,

нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере атомной энергетики,

управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии,

развития и безопасного функционирования атомной энергетики.[8]

3.Регулирование энергосбережения

Принцип энергосбережения является основой энергетической политики и ее правового регулирования. Более того, энергосбережение - это еще и рост доходов бюджетов: снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции повышение конкурентоспособности организаций и соответственно расширение налогооблагаемой (бюджетоформирующей) базы региональной экономики.

В числе приоритетов энергетической стратегии России можно назвать снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.

Основы формирования нормативно-правовой базы энергосбережения были заложены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.95 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года». Согласно Указу энергосбережение было определено в качестве одного из основных направлений развития топливно-энергетического комплекса России, а проблема повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, перевод экономики на энергосберегающий путь поставлены во главу угла энергетической политики России.

Сегодня основу нормативно-правовой базы энергосбережения составляет Федеральный закон от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (с изменениями от 05.04.03 г.). Данный закон впервые легитимно определил содержание понятия «энергосбережения».

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.[9]

В Федеральном законе «Об энергосбережении» также определяется понятие энергосберегающей политики государства. Это правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения. То есть, государство регулирует деятельность в сфере энергосбережения путем правового, организационного и финансово-экономического воздействия.

Анализ инструментов воздействия, с помощью которых государство может регулировать отношения в этой сфере показывает, что нормативно-правовая база для их использования в целом имеется, правовые предпосылки для реализации государственной политики в сфере энергосбережения в настоящий момент созданы.

Правовое государственное регулирование энергосбережения выражается в закреплении в нормативных правовых актах:

1) основополагающих понятий, таких, как энергосбережение, эффективное использование энергетических ресурсов, рациональное энергопотребление и т.д.;

) роли государства в решении проблемы энергосбережения;

) основных направлений реализации энергосбережения;

) системы органов управления энергосбережением;

) методов стимулирования, поощрения и наказания.

Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, определяющих границы применения финансово-экономических механизмов, стандартов и сертификации, обязательность проведения на предприятиях энергетических обследований для оценки использования топливно-энергетических ресурсов.[9]

В Федеральном законе от 14.04.95 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями от 30.12.04 г.) определены принципы государственного регулирования тарифов. Во исполнение вышеуказанного Закона начали действовать Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, которые решают задачи государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях соответственно. Главной задачей действующей тарифной политики является утверждение экономически выгодных тарифов для потребителей, которые способствовали бы хозяйственному развитию предприятий в условиях рынка. Государственное регулирование тарифов на потребляемую энергию должно быть объективным, однозначным, бесспорным и прогнозируемым. Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 2 названного Федерального закона предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Эти предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Данная норма Федерального закона должна неукоснительно выполняться.

При этом регулирование экономических отношений между производителями и потребителями энергии должно осуществляться путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики. Руководители всех уровней должны знать перспективу повышения тарифов для построения энергосберегающих планов предприятий.

На региональном уровне также принимается ряд мер, например:

утверждаются региональные законы об энергосбережении и концепции обеспечения энергетической безопасности;

принимаются программы использования местных, нетрадиционных и возобновляемых видов ТЭР;

создаются специализированные государственные предприятия;

создаются региональные фонды.[9]

4.Топливно-энергетический баланс (ТЭБ)

топливный энергетический баланс

Развитие хозяйства связано с непрерывным ростом ТЭК при одновременном проведении жесткой политики энергосбережения. Чтобы учитывать пропорции в добыче различных видов топлива, производстве энергии и распределении их между различными потребителями, используют соотношение добычи различных видов топлива и выработки энергии (приход) и использовании их в экономике (расход) (ТЭБ).

Энергия, получаемая при сжигании разного топлива, неодинакова, поэтому для сравнения разных видов топлива его переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 тыс. ккал. Так, если 1 т каменного угля приравнивается к 1 т условного топлива, то 1 т нефти - к 1,5 т условного топлива, а 1 т торфа - к 0,5 т условного топлива.

ТЭБ увязывает в единое целое частные балансы различных видов топлива и энергии, дает характеристику общего объема и структуры их добычи (производства), распределения и использования.

Расчетный топливно-энергетический баланс представляет собой аналитическую таблицу, содержащую перечень видов топливно-энергетических ресурсов и основные показатели, характеризующие источники формирования ресурсов и направления их использования.

Этот баланс, несмотря на ограниченные размеры, в основных чертах повторяет сводный отчетный ТЭБ страны, содержит все основные показатели его, но имеет меньшую степень детализации и ряд отличий.

Например, в расчетном балансе:

в разделе "Природное топливо" строка "Уголь-всего" раскрывается двумя позициями: "Уголь каменный" и "Уголь бурый", а в отчетном ТЭБе эти данные, кроме того, детализируются по бассейнам и месторождениям;

в разделе "Продукты переработки топлива" агрегированные группы энергоресурсов "Прочие продукты переработки твердого природного топлива " и "Прочие продукты переработки природного и попутного газа" представлены одним показателем, а в отчетном ТЭБе, эти группы ТЭР представлены отдельными балансовыми строками;

в разделе "Ресурсы" добыча (производство) ТЭР представлены как в валовом выпуске, так и товарной продукцией, а в отчетном ТЭБе - в валовом выпуске;

в разделах "Ресурсы" и "Распределение" сводные показатели представлены в двух итоговых строках: "Баланс первичных топливно-энергетических ресурсов" и "Баланс котельно-печного топлива", а в отчетном ТЭБе эти балансовые строки не расcчитываются.

Номенклатура ТЭР, учитываемая в расчетном балансе, значительно сокращена по сравнению со сводным отчетным ТЭБом.[10]

Схема расчетного ТЭБа, представленная ниже, отражает процесс формирования ресурсов отдельных видов топлива и энергии и их использование по основным целевым направлениям.. РЕСУРСЫ - всего

. Добыча (производство) - всего

в том числе:

.1. Добыча (производство) без потерь

. Изменение запасов

.1. у поставщиков

.2. у потребителей

. Импорт-всего

в том числе:

из ближнего зарубежья

из дальнего зарубежья

. Прочие поступления и перечисления из других видов топлива

. Перечисления в другие виды топлива. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - всего

в том числе:

. Потреблено в народном хозяйстве - всего

в том числе израсходовано:

.1. на преобразование в другие виды энергии

.2. в качестве сырья

.2.1. на переработку в другие виды топлива

.2.2. на производство химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции

.3. в качестве материала на нетопливные нужды

.4. непосредственно в качестве топлива или энергии

. Экспорт

в том числе:

в ближнее зарубежье

в дальнее зарубежье

. Накопление запасов и резерва у потребителей

. Потери на стадии потребления.

Расчетный ТЭБ разрабатывается как совокупность балансов отдельных видов топлива и энергии, которые сгруппированы в шесть основных групп.

В первую группу "Природное топливо" включены такие виды топлива, как уголь каменный и бурый, газ природный и нефтяной, нефть с газовым конденсатом, торф топливный, сланцы горючие, дрова для отопления, прочие виды природного топлива.[10]

Ко второй группе "Природные энергетические ресурсы" относятся: гидроэнергия, атомная и геотермальная энергия, учитываемые по количеству выработанной на их базе электро- и теплоэнергии.

Третья группа "Продукты переработки топлива" является самой большой и состоит из 25 наименований топливных ресурсов.

Топливно-энергетические ресурсы, составляющие эту группу, выделены в 3 подраздела.

Подраздел "А" охватывает номенклатуру ТЭР, используемых в качестве котельно-печного топлива (мазут топочный и флотский, топливо печное бытовое, керосин для технических целей, керосин осветительный, газ горючий искусственный коксовый, газ нефтеперерабатывающих заводов сухой, газ сжиженный и т.д.) [10]

В подразделе "Б" отражены энергоресурсы, используемые как моторные топлива - это дизельное топливо, топливо газотурбинное, топливо моторное, бензин автомобильный, авиационный, топливо для реактивных двигателей, котельно-печное топливо, израсходованное как моторное топливо.

В подразделе "В" дается характеристика по группе "Прочие нефтепродукты" куда входят кокс нефтяной, бензин газовый нестабильный и стабильный, широкая фракция стабилизации нефти.

В четвертой группе "Горючие (топливные) побочные энергоресурсы" объединены продукты комплексной переработки энергоресурсов в различных технологических процессах. Сюда входят побочные горючие газы плавильных печей, горючие отходы технологических процессов производства.

Пятую и шестую группу представляют, соответственно, "Электроэнергия" и "Теплоэнергия".

Все показатели расчетного баланса приводятся как в натуральном (физическом) выражении, так и в пересчете в условное топливо. Пересчет в условное топливо необходим при сопоставлении различных видов топлива, сравнительной оценке эффективности их использования в различных производственных процессах, определении расходов ТЭР на производство различных видов продукции. Все виды натурального топлива пересчитываются в условное, как правило, по их фактическим калорийным эквивалентам, определенным как отношение низшей теплотворной способности рабочего топлива данного вида к теплотворной способности 1кг условного топлива, т.е.7000 ккал/кг. Перевод натурального топлива в условное определяется путем умножения количества натурального топлива на соответствующий калорийный эквивалент.[10]

Электроэнергия и теплоэнергия пересчитываются в условное топливо по среднему уровню фактического расхода топлива на отпущенные 1 кВт.ч электроэнергии и 1 Гкал теплоэнергии. Гидроэнергия, атомная и геотермальная энергия учитываются в балансе по количеству выработанной на их базе электроэнергии и теплоэнергии и отпущенной потребителям с аналогичным пересчетом их в условное топливо (как электроэнергия и теплоэнергия).

В разделе "Ресурсы" баланса содержится перечень статей, характеризующих источники формирования ТЭР, а именно: добыча (производство) - всего; добыча (производство) без потерь; запасы на начало года у поставщиков; запасы на конец года у поставщиков; изменение запасов у поставщиков: вовлечение (+), отложение (-); запасы на начало года у потребителей; запасы на конец года у потребителей; изменение запасов у потребителей: вовлечение (+), отложение (-); импорт, включающий поставки ТЭР из ближнего (страны СНГ) и дальнего зарубежья (статья расшифровывается в приложении к балансу); прочие поступления и перечисления из других видов топлива; перечисления в другие виды топлива (-); итоговые данные о наличии энергоресурсов, которые определяются как сумма отдельных показателей ресурсной части баланса.

В разделе "Распределение" отражены : поставка топлива и энергии на экспорт, где учитываются поставки топлива как в ближнее (страны СНГ), так и дальнее зарубежье (статья расшифровывается в приложении к балансу); накопление запасов топлива у потребителей и резерва; общее потребление ТЭР в народном хозяйстве, которое, в свою очередь, подразделяется на целевые направления их использования, а именно: расход топлива и энергии на преобразование в другие виды энергии (электрическую и тепловую энергию), расход топлива в качестве сырья на переработку в другии виды топлива (эти целевые направления использования расшифровываются в приложениях к балансу), расход топлива в качестве сырья на производство химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции, расход топлива в качестве материала на нетопливные нужды, расход непосредственно в качестве топлива или энергии - всего, в том числе: потребление в отдельных отраслях народного хозяйства, отраслях промышленности и отдельных видах транспорта, а также на коммунально-бытовые нужды населением. Кроме того, учитываются потери топлива на стадии потребления (включая потери при хранении и транспортировке), а для электроэнергии и теплоэнергии - в сетях общего пользования.

Балансы отдельных видов ТЭР формируются путем достижения равенства ресурсной и распределительной части.

Информационной базой расчетного ТЭБа служат фактические данные ежегодных статистических отчетов о производстве, потреблении, экспорте, импорте, состоянии запасов и потерь ТЭР, разрабатываемых Госкомстатом России, и ряд расчетных данных.[10]

Методика расчетного ТЭБа обеспечивает возможность формирования ежегодного ТЭБа России по системе показателей, характеризующих основные направления производства и потребления ТЭР, исходя из требований отечественной экономической практики, а также пересчет показателей ТЭБа в соответствии с требованиями международных статистических стандартов.

Методические расхождения в формировании схемы и структуры баланса, системы показателей и методов их расчета по методологии ООН от принятых в отечественной практике заключаются в разном подходе к агрегированию видов ТЭР, к иному выделению стадий потребления.

В мировой практике разработки ТЭБа используется 17 позиций, где учитываются либо отдельные виды энергоресурсов, либо агрегированные группы. В отечественной практике принята очень широкая номенклатура - примерно 100 наименований (с учетом угля по бассейнам и месторождениям добычи) в отчетном ТЭБе и 37 видов ТЭР в ежегодном расчетном балансе.

Топливно-энергетический баланс, сформированный по методологии ООН, балансируется не по разделам "Ресурсы" и "Распределение" (как принято в отечественной методологии), а по итоговым статьям: "Валовое потребление первичной энергии и ее эквивалентов", "Преобразованная энергия", "Конечное потребление".

Общий расход ТЭР рассчитывается в международных единицах энергии - тераджоулях.

В Госкомстате России разработаны ключи перехода от расчета показателей ТЭБа по отечественной методологии к методам расчета, учитывающим требования международной практики.[10]

Заключение

Топливно-энергетический комплекс играет огромную роль в хозяйстве. Снабжая топливом и электроэнергией все отрасли, он обеспечивает развитие хозяйства. Продукция ТЭК в настоящее время - основная статья экспорта России. В состав ТЭК входят отрасли по добыче и переработке различных видов топлива (топливная промышленность) и электроэнергетика (производство, транспортировка и распределение электроэнергии).

Одним из ключевых вопросов экономической политики должно являться создание целостной системы управления государственным имуществом, с четким определением границ государственной собственности, исходя из целей обеспечения национальной безопасности и задач государственного регулирования экономики. А также обеспечение конкурентоспособности государственного сектора экономики как основы реализации программ ускоренной модернизации национального капитала в целом. Следующий шаг - законодательное закрепление механизмов и ряда процедур управления госсобственностью и пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, в том числе установление ответственности управляющих за финансовое положение предприятий и поступление части прибыли в доход федерального бюджета. [7]

Принцип энергосбережения является основой энергетической политики и ее правового регулирования. Более того, энергосбережение - это еще и рост доходов бюджетов: снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции повышение конкурентоспособности организаций и соответственно расширение налогооблагаемой (бюджетоформирующей) базы региональной экономики.

В числе приоритетов энергетической стратегии России можно назвать снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.

Развитие хозяйства связано с непрерывным ростом ТЭК при одновременном проведении жесткой политики энергосбережения. Чтобы учитывать пропорции в добыче различных видов топлива, производстве энергии и распределении их между различными потребителями, используют соотношение добычи различных видов топлива и выработки энергии и использовании их в экономике (ТЭБ).

Список использованной литературы

1. Банков, Н.М., Безмелышцына, Г.А., Гринкевич, Р.Н. Перспективы развития мировой энергетики до 2030г. // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 5 - С. 19-30

5.Мазин, А.В. Ресурсы и конфликты // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 8 - С. 3-9

6.Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - С. 113-125

7.Сергеев,П.А. Проблемы мировой энергетической безопасности. // Мировая экономика и международные отношения.- 2007. - № 12 - С 15-24

5. Экономика предприятий энергетического комплекса: Учеб. для вузов/

В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003.

6. <http://www.geoinform.ru/?an=mrr0506a>

. <http://www.rusoil.ru/opinions/o22.12.06_7.html>

. <http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=649>

. <http://74.125.77.132/search>

. <http://www.gks.ru/scripts/free/1c.exe?XXXX10F.4.8.3.1/000410R>

Похожие работы на - Государственное регулирование экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!