Русская церковь в период опричнины

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская церковь в период опричнины

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Кафедра истории России







Русская церковь в период опричнины


Контрольная работа

студентки 1 курса 111 группы исторического факультета

направление «история»

Донченко Елены Евгеньевны

доцент Тотфалушин В.П.






Саратов 2013

Содержание

Введение

Глава I. Митрополиты русской церкви в 60-70-е гг. XVI в

Глава II. Монастыри и земельные владения церкви во время опричнины

Глава III. Карательные меры против Новгородской епархии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Православная церковь всегда была на особом положении в России, как хранительница благочестия и русских традиций. Благодаря стойкости православия, Русь смогла противостоять многочисленным иноземным вторжениям и сохранить культурные традиции.

Фактически в XVI в. началось открытое противостояние двух направлений в политической власти: в лице своего первого царя Российская держава обрела не только установителя, но и нарушителя тех самых принципов, на которых должно основываться православное царство. Его программы укрепления монархической власти не могли дать положительного результата, если их претворение в жизнь не сочеталось с глубокой православной духовностью, носителем и гарантом которой должен был выступать в первую очередь сам самодержец. Но в правление Ивана Грозного подлинно духовная жизнь на Руси все более угасала. Благодаря тирании Ивана Грозного этот процесс духовного оскудения многократно ускорился. Опричнина с ее массовыми казнями и террором катастрофически обесценила человеческую жизнь, которая вопреки Евангелию перестала быть мерилом ценностей.

В настоящей работе использовалось несколько источников: решения Стоглавого собора о земельных владениях церкви; интересными источниками стали документы, посвященные периоду опричнины, особенно поведению, внешнему облику и образу жизни в опричных войсках. Особо стоит отметить труд, посвященный жизни причисленного к лику святых митрополита Филиппа, убитого по приказу Ивана Грозного. К данному источнику примыкает исследование Г.П. Федотова, который исследовал наиболее яркие страницы жизни митрополита, становление его личности. Также изучению истории православной церкви посвящены труды А.В. Карташева, Р.Г. Скрынникова. В них исследуются наиболее интересные факты, связанные с деятельностью митрополитов в XVI в., с проблемами выживания церкви и ее деятелей в годы опричного террора. Особо стоит сказать о работе слависта Б.Н. Флори, который написал труд, посвященный жизни и правлению Ивана Грозного, уделив внимание его положительным и отрицательным сторонам. Особняком стоит труд Р.Г. Скрынникова «Трагедия Новгорода», в которой изучаются все стороны политики Ивана Грозного по отношению к вольным городам Новгороду и Пскову, в работе уделено внимание разгрому православных церквей и монастырей новгородской и псковской епархий.

Целью настоящей работы станет исследование положения православной церкви в годы правления Ивана Грозного, особенно в период опричного террора.

церковь опричнина митрополит монастырь

Глава I. Митрополиты русской церкви в 60-70-е гг. XVI в.

в. можно считать одним из наиболее сложных периодов в существовании русской православной церкви. На положении церкви влияли политические процессы, проходящие в обществе - процесс централизации русских земель вокруг Московского княжества, усиление власти московских князей, противостояние светской и духовной власти, интерес светских правителей к земельным владениям русской православной церкви (московские князья были заинтересованы в изъятии части церковного имущества, которое они могли бы использовать в качестве земельных пожалований служилому дворянству), жесткое правление Ивана Грозного и его попытка установить абсолютную власть монарха.

Развитие критического отношения светской власти к русской православной церкви и митрополитам начали складываться еще в период правления Ивана III, когда московский князь стремился назначать на митрополичий престол единомышленников, способных помочь в решении важных политических вопросов (митрополит Филипп, митрополит Геронтий).

Однако, та же светская власть была заинтересована в благословении церкви. Именно в церковной среде, игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей, создал теорию «Москва - третий Рим», обосновав преемственность Москвы от Византии, павшей в 1453 г. от турок-османов.

В XVI веке сложные взаимоотношения светской власти и митрополитов русской православной церкви отразились в личных взаимоотношениях Ивана IV и митрополитов - Макария (1542 - 1563), Афанасия (1564 - 1566), Филиппа (1566 - 1568), Кирилла IV (1568 - 1572), Антония (1572 - 1581).

Митрополит Макарий был рукоположен в сан митрополита 19 марта 1542 г. Его влияние распространялось на Ивана Грозного в наиболее значимый период его правления, когда русский царь находился под влиянием Избранной рады и его внутренняя и внешняя политика отличались взвешенностью. Именно Макарию была предоставлена честь венчать на царствие в 1547 г. Ивана IV. Под его влиянием и под прямым руководством прошел Стоглавый собор 1551 г. Решения собора касались как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом:

«Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей <#"justify">Глава II. Монастыри и земельные владения церкви во время опричнины

К середине XVI в. русская православная церковь и монастыри превратились в крупнейших феодалов, так как в их владении находились огромные богатства и земельные владения. Складывание монастырского землевладения началось почти с принятия христианства на Руси. Так же следует отметить и тот фактор, что эти церковные владения у нас, как и в Западной Европе, были так называемыми владениями «мёртвой руки», т. е. не подлежали вообще отчуждению и обороту. В то время как вотчинные владения могли раздробляться, продаваться и переходить из рук в руки с правом последующего выкупа вотчинником, земли, пожертвованные или приобретённые церковью, закреплялись за ней навсегда. Это «вечное» закрепление соответствовало идеологической форме закрепления на «вечное поминовение», благодаря чему даже наследники пожертвованной монастырю вотчины лишались права выкупа её у монастыря. Вследствие этого монастырское землевладение и хозяйство становились весьма важными и крупными факторами в распределении земли и сельскохозяйственном производстве. Церковь и монастыри не ограничиваются указанными весьма обильными источниками своих земельных приобретений и их расширения. Они активно участвуют в захвате новых заимок, ничьих, «божьих» земель, что является важным моментом в деле первоначальной колонизации и хозяйственного освоения земель.

Исследователь XVI в. Скрынников писал, что «монастыри осваивали не только «лучшие и приятнейшие места в государстве», но и глухие лесные территории на Севере, в Поморье, на островах белого моря, мало пригодные для земледелия. Наряду с крупными монастырями с хорошо поставленным хозяйством имелось множество обителей, братия которых с трудом могла прокормить себя. Вследствие экономических трудностей такие монастыри нередко закрывались, а иноки уходили в мир кормиться Христа ради».

Однако, общее количество церковных и монастырских земель явно превышало государственные земли, что не могло не волновать царя. Продолжающийся процесс увеличения земельных владений у церквей и монастырей, в тот момент когда у светских правителей возникала насущная проблема создания служилого дворянства, которые за службу получали поместье, не могло не вызвать проблем в отношениях между светскими и духовными властями.

На первом этапе Иван Грозный пошел на аграрный переворот и ослабление крупного вотчинного землевладения. Он объявляет о создании опричнины, государевой вотчины, в которую произвольно включает земли, в основном в центральных районах земли. При этом землевладельцы, которые жили в этих областях, должны были либо вписаться в опричнину, с согласия царя, но он брал не всех, либо их выгоняли из нажитого места, в чем были. И не всегда давали компенсацию, некоторых выгоняли вообще на улицу. Чужие дома заселяли теми, кто был вписан в опричнину.

Затем встает вопрос о церковных и монастырских земельных владениях. Уже на Соборе 1551 г. был поднят вопрос о церковном землевладении. Во избежание перехода светских земельных владений в монастырские, царь предпринимает меры по отмене правил передачи земельных владений в качестве поминовения. К уже написанным ста главам соборного документа была добавлена 101 глава, которая четко оговаривала земельные приобретения церкви и монастырей: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии приговорил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Русии и со архиепископы и епископы, и со всем собором, что впредь архиепископом и епископом, и монастырем вотчин без царева великаго князя ведома и без докладу не покупати ни у кого. А князем и детем боярским, и всяким людем вотчин без докладу им не продати же. А кто купит, или кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца - вотчина. А взяти вотчина на государя и великого князя безденежно. А которые люди наперед сего и по ся места вотчины свои давали в монастыри по своих душах и родителей своих по душах в вечной поминок, или которые впредь учнут потому же вотчины давати в вечной же поминок, а тех вотчин у монастырей никому никак не выкупати. А которые люди вотчины свои в монастыри по ся места давали, да и впредь которые учнут вотчины свои давати в монастыри, а напишет кто в духовной в даных и во всяких крепостях, кому будет до их вотчины роду их и род их скуп дадут столко, сколко в духовной, или в иных в которых крепостех написано дати скупу. И те вотчины вотчичем выкупати по духовным и по даным, и по иным крепостем по старине, по тем же старинным указом, как было при великом князе Иване Васильевиче всея Русии. А которые царевы великого князя поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у християн и насильством поотнимали владыки и монастыри, или которые земли писцы, норовя, владыкам и монастырем подавали. А называют владыки и монастыри те земли своими, а иные и починки поставляли на государевых землях - и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодия, и оброчные деревни после великого князя Василия боляре подавали архиепископом и епископом и монастырем, и, того сыскав, учинити так, как было при великом князе Василии. А в которые будут монастыри или к которым церквам и нищим в ругах и в милостынях придача ново после великого же князя Василия, и те руги и милостыни новопридачные сыскав оставити, а учините по старине, по тому же, как где давали ругу при великом князе Иване и при великом князе Василье Ивановиче всея Руси».

Фактически как явствует из данного текста источника, царь предлагал заменить земельные вклады на денежные, равноценные стоимости земель, помимо этого все земли, которые перешли во владения церкви за долги должны были быть возвращены хозяевам. Тем самым, Иван IV стремился ограничить земельные приобретения церкви и монастырей.

Данная практика была продолжена и на других Соборах, которые проходили в правление Ивана Грозного. Как уже упоминалось выше, при митрополите Антонии (1572 - 1581) на соборе 1573 г., было подтверждено решение о прекращении выделения вотчин крупным монастырям, а малым выдачу вотчин разрешать только с ведома государя.

Таким образом, в правление Ивана Грозного опричнина стала началом пересмотра земельных владений в Московском государстве. Данная проблема затронула и светские и церковные земельные владения. Под достаточно сильным нажимом со стороны царя церковь вынуждена была отказываться от права приобретать новые земельные пожертвования за помин души, вместо этого им предлагались денежные вклады. Наследникам вотчин, перешедших во власть церкви и монастырей, разрешалось выкупать данные земли. Тем самым Иван Грозный сосредотачивал в своих руках значительные земельные ресурсы, которые мог использовать при укреплении служилого сословия - дворянства, которое становилось главной опорой царя вместо боярства и удельных князей.


Одним из наиболее позорных деяний в правление Ивана Грозного в период опричнины стал разгром Новгорода. Новгород был центром Новгородских земель, которые были известны своими вольнолюбивыми традициями. Новгородские земли избежали татаро-монгольского нашествия, они смогли защититься от агрессии шведских феодалов и немецких рыцарей, город, в котором все вопросы решались на народном вече. Присоединение Великого Новгорода к Московскому княжеству произошло при Иване III, когда в 1478 г. принимает подданство Москвы. В городе назначались великокняжеские наместники, которые правили от имени Москвы.

Но Иван IV учиняет самый настоящий разгром Новгороду. Причиной погрома послужил донос об измене, якобы новгородцы хотят перейти под власть польского короля.

Разгром Новгорода опричным войском в 1569 - 1570 гг. возглавил сам Иван Грозный. Царь попытался получить церковное благословение на данный поход от митрополита Филиппа, но не получил его.

В Новгород царь прибыл с войском 8 января 1570 г. «На Волховском мосту его встречало духовенство с крестами и иконами. Но торжество было испорчено в первые же минуты. Царь назвал местного архиепископа изменником и отказался принять от него благословение. Однако, будучи человеком благочестивым, царь не пожелал пропустить службу. Церковники должны были служить обедню, невзирая на общее замешательство. После службы Пимен повел гостей в палаты - «хлеба ясти». Коротким оказался тот невеселый пир. Возопив гласом великим «с яростью», царь велел страже схватить хозяина и ограбить его подворье. Опричники ограбили Софийский собор, забрали драгоценную церковную утварь и иконы, выломали из алтаря древние Корсунские врата».

Как видим, первый же удар был направлен на деятеля церкви, хотя царь считал себя человеком богобоязненным. Фактически его деяния в Новгороде продолжили череду беззаконий, направленную против церкви и ее деятелей. Следственное дело по готовящейся измене новгородцев выглядит сфабрикованным, скорее это было сделано в целях оправдать разгул жестокостей, творимых в новгородских землях. Так, Б.Н. Флоря писал: «Наши сомнения в существовании новгородского заговора еще более усилятся, если мы примем во внимание ряд особенностей положения Новгородской земли. Она, как и весь северо-запад России, представляла собой край средних и мелких поместий. Лишь причины исключительной важности могли подвигнуть рядовых служилых людей - новгородских помещиков - на участие в заговоре. Таких причин, однако, указать невозможно. На русском северо-западе не было родовых вотчин, принадлежавших потомкам Гедимина и Рюрика. Опричные переселения и связанные с ними различные отрицательные явления практически не затрагивали Новгородскую землю. Более того, новгородским и псковским помещикам приносила выгоды внешняя политика царя Ивана. Именно они получали новые поместья в «немецких городах», на завоеванных в Ливонии землях. Новгородскому купечеству также импонировала политика царя: в 60-е гг. XVI в. оказавшаяся под русской властью Нарва превратилась в крупный центр международной торговли, который посещали суда из многих стран Западной Европы, и новгородские купцы активно участвовали в этой торговле». На епископские должности в Новгород назначались лица достаточно лояльные к московским властям, так как это было выгодно самой Москве, чтобы упрочить связи новгородских земель с центром. Возникает закономерный вопрос - зачем нужен был новгородский разгром и творимые там жестокости? Какие цели реально преследовал Иван Грозный?

Описания новгородских погромов ужасают: Людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов <#"justify">Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000.

Епископ Леонид. Жизнь святого Филиппа митрополита // Душеполезное Чтение. 1861. Ч. II.

Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал. 1922. Кн. 8.

Штаден Г. Записки немца-опричника / Пер. И. И. Полосина; сост. и коммент. С. Ю. Шокарева. М., 2002.

Исследования

Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т.1.

Стоглав [Электронный ресурс] // #"justify">Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991.

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.

Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999.

Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский // Федотов Г.П. Собр. соч.: в 12 тт. М., 2000. Т. 3.

Похожие работы на - Русская церковь в период опричнины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!