Анализ процесса модернизации системы здравоохранения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    307,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ процесса модернизации системы здравоохранения















Дипломная работа

Анализ процесса модернизации системы здравоохранения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Здравоохранение, медицинская наука и промышленность XXI в. предоставляют практикующим врачам принципиально новые медицинские технологии, лекарственные средства, медицинские приборы, инструментарий и устройства, что, казалось бы, должно существенным образом повлиять на конечные показатели здоровья населения: смертность, заболеваемость, инвалидность. Многие страны из года в год увеличивают расходы на здравоохранение, однако должной отдачи от этих вложений нет.

Проблемы Достижение здоровья населения является одной из главных задач государства,

В рамках демографического перехода к современному способу воспроизводства населения происходит реструктуризация патологии: нарастают ресурсоемкие нозологические формы (в первую очередь хронические заболевания), снижается удельный вес патологий, лечение и профилактика которых требуют гораздо меньших затрат. Эти и другие причины (инфляция, внедрение новых, более дорогих технологий и медикаментов) обусловливают рост расходов на здравоохранение, выражающийся в его увеличении на 1% ВВП каждое десятилетие. Так, если в 20-е годы XX в. цивилизованный мир тратил на нужды здравоохранения 0,7-1,2% ВВП, то в настоящее время в странах Европы эти затраты составили уже 7-9%, а в США - около 15%.

Некоторым государствам в результате проведенных реформ в сфере здравоохранения (внедрение стандартов лечения, переход к гарантированным объемам бесплатной помощи, контроль за расходами) удалось на несколько лет стабилизировать расходы на эту отрасль. Однако в 2012 г. США будут вынуждены увеличить расходы на здравоохранение до 16% ВВП, а Швеция - до 10% ВВП. Другие страны демонстрируют похожую картину потребности в увеличении расходов на здравоохранение, но не все могут себе это позволить. Можно предположить, что общество, не имеющее возможности вкладывать значительные средства на развитие здравоохранения и охрану здоровья граждан, не может иметь здоровое население («больная экономика - больное общество»).

В то же время эффективность здравоохранения (отношение результатов к затратам) по мере увеличения выделяемых на него средств продолжает снижаться. Так, если в начале XX в. (до 20-х годов) увеличение расходов на здравоохранение на 10% обусловило увеличение показателей общественного здоровья на 12%, то в дальнейшем это соотношение постоянно уменьшалось, и в 80-е годы увеличение затрат на здравоохранение на те же 10% приводило в развитых странах к улучшению общественного здоровья лишь на 1,8%. Более того, известно, что увеличение суммы средств, вкладываемых в здравоохранение, свыше 12% ВВП вообще не дает никаких конкретных результатов по показателям здоровья на уровне популяции. Другими словами, рост расходов на здравоохранение уже не приводит к параллельному улучшению здоровья населения. Это подтверждает мысль о том, что традиционная система здравоохранения во многом исчерпала свои возможности, и необходимо ее реформировать.

Цель работы - провести анализ особенностей модернизация в здравоохранении на примере МУЗ Кормиловская ЦРБ.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.       Рассмотреть теоретические аспекты модернизации здравоохранения в России

2.      Дать оценку процесса модернизации системы здравоохранения в Омской области

3.      Выделить направления совершенствования программы модернизации здравоохранения в России и Омской области

Объект исследования - МУЗ Кормиловская ЦРБ.

Предметом исследования в работе является - модернизация системы здравоохранения применительно МУЗ Кормиловская ЦРБ.

Период исследования - 2009-2011гг.

Для реализации поставленных целей и задач использованы учебники и учебные пособия по экономике, а также статьи периодических изданий посвященные проблемам модернизации системы здравоохранения в России.

В работе представлены также статистические материалы. Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности медицинских учреждений убедительно свидетельствует об усилении необходимости модернизации здравоохранения..

В написании исследования применялись такие методы как статистический, математический, наблюдение, анализ, сравнение.

Работа включает в себя три главы.

Во второй главе проведена характеристика МУЗ Кормиловская ЦРБ, применение программы модернизации к деятельности больницы.

В третьей главе рассмотрены мероприятия по увеличению эффективности программы модернизации системы здравоохранения в России и в МУЗ Кормиловская ЦРБ.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней разработаны основные направления модернизации здравоохранения, которые позволят медицинским учреждениям оказывать качественные медицинские услуги населения и тем самым повысить продолжительность жизни здоровья населения, а также уровень качества жизни граждан России.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

1.1    Сущность и значение здравоохранения на современном этапе

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения [5,с.69].

Здравоохранение - система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

Основные принципы российской системы здравоохранения:

соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья человека;

приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и управлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья [32,с.47].

Правовыми основами Российского Законодательства о здравоохранении являются:

Соответствующие положения Конституции Российской Федерации

Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и другие законы Российской Федерации («О медицинском страховании граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.);

Указы и другие нормативные акты Президента России;

Постановления Правительства Российской Федерации,

Приказу, Инструкции и Положения Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Правовые акты субъектов Российской Федерации.

Кроме перечисленных нормативных актов, являющихся правовыми основами законодательства о здравоохранении, деятельность медицинских работников постоянно соприкасается со многими отраслями права. К таким отраслям права относятся:

трудовое законодательство (регулирует общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью граждан);

законодательство о браке и семье (определяет юридические основы семейно-брачных отношений);

природоохранительное законодательство (закрепляет нормы природопользования и экологической безопасности);

административное законодательство (регулирует отношения в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и управления);

уголовное законодательство (регулирует отношения по защите граждан от преступных посягательств на их права).

Необходимо учесть, что исходным юридическим началом законодательства о здравоохранении является Конституция Российской Федерации и Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Таким образом, государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. В законе говорится, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социально-культурного, научно-медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья с обеспечением ее доступности и высокой квалификации.

При этом подчеркивается, что приоритетом являются профилактические меры в области охраны здоровья.

Государство обеспечивает и социальную защищенность граждан. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Дополнительные медицинские услуги осуществляются на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений, личных средств граждан и иных источников. Многим группам населения предоставляются различные льготы по протезированию, лечению в санаториях, бесплатному медикаментозному обеспечению. В случае утраты здоровья государство обеспечивает выплату пособий по временной нетрудоспособности, инвалидности, утери кормильца, пособия при рождении, смерти и пр.

Законодательным актом предусмотрено и повышение ответственности должностных лиц независимо от формы собственности за обеспечение прав граждан в области охраны их здоровья. Законодательство об охране здоровья регулирует отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов, субъектов всех систем здравоохранения (государственной и частной) в области охраны здоровья граждан. В законе четко определена компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, Республик в составе Российской Федерации, автономных областей, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления. Стержневым вопросом основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является раздел организации охраны здоровья граждан Российской Федерации, где определены полномочия высших органов государственной власти, система финансирования здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия; здесь определены понятия и регламентированы полномочия органов и учреждений государственной, медицинской и частной систем здравоохранения, определен порядок и условия выдачи лицензий на право их функционирования. В законе регламентированы права граждан и права отдельных групп населения (права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, лиц пожилого возраста, инвалидов и пр. В области охраны здоровья заслуживают внимания права граждан при оказании медицинской помощи, т.е. права пациента, порядок согласия на медицинское вмешательство от медицинского вмешательства, оказания медицинской помощи без согласия граждан. Важным разделом в законе является медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека - искусственное оплодотворение, искусственное прерывание беременности, медицинская стерилизация [12,с.47].

Значительное место в законе отводится гарантиям осуществления медико-социальной помощи - первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной помощи, помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, а также заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

В законе строго регламентирован порядок применения новых методов диагностики, профилактики и лечения больных, новых лекарственных средств, а также система обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

В Основах законодательства зафиксированы принципиально важные положения по определению момента смерти человека, изъятие органов и тканей человека для трансплантации, проведение патологоанатомических вскрытий и различных медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза).

Основы законодательства содержат очень важные разделы - права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников: в нем определены права на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью; порядок и условия выдачи лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности; право на занятие частной медицинской практикой, народной медициной. Особое внимание привлекают положения: лечащий врач - его права и обязанности, семейный врач, врачебная тайна. По закону все выпускники медицинских вузов дают клятву врача и несут за ее выполнение соответствующую ответственность.

В законе четко регламентирована социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников и система оплаты их труда.

Для анализа системы здравоохранения и выявления общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом,

-    «все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья»

-       меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг,

-       более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды.

Таким образом, понимание того, что представляет собой система здравоохранения может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, так как бы не рассматривалась система здравоохранения - более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается - пока во всяком случае - ее основой.

Традиционно ВОЗ оценивает вклад медицинской помощи в поддержание здоровья населения в 20 процентов, отдавая решающую роль образу и условиям жизни, экологии, питанию и т.д. Однако в последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности в связи с развитием новых технологий возможно, больше. В связи с этим появилось понятие «смертей, которые можно избежать» (avoidable mortality). Это важно, так как обеспечение доступа к медицинской помощи - своевременно и качественно - это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как другие включают сферу личной жизни человека, на которую влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение:

-    права на охрану здоровья;

-       возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Таким образом, здравоохранение - отрасль деятельности государства <#"665829.files/image001.gif">К их числу можно отнести проблему с вакцинацией. Добровольность вакцинирования во многих странах и ложное чувство безопасности, когда в условиях высокого уровня вакцинирования снижается риск заболевания и родители отказываются от прививок, может в свою очередь привести к снижению уровня вакцинирования, повышению риска заболеваемости и возникновения эпидемий. Эволюция вирусов и повышение их устойчивости к соответствующим лекарствам ведет к появлению новых и возобновлению уже известных инфекционных заболеваний. Появились эпидемии таких инфекций, как ВИЧ и птичий грипп. Другая сторона рисков связана с деятельностью человека. Жизнь общества стала в значительной степени зависеть от атомной энергии и химических процессов. Поэтому эпидемиологическая обстановка зависит от безопасности соответствующих мощностей и правильного использования получаемых продуктов.

Парадоксально, но лакмусовой бумажкой проблем системы российского здравоохранения стал Национальный проект «Здоровье». Получается, что все последние достижения российского здравоохранения сводятся к тем результатам, которые были достигнуты в рамках выполнения задач, поставленных в данном проекте. При этом часто утверждается, что некоторая стабилизация в системе здравоохранения в 2005-2007 гг. была достигнута за его счет. Однако многие демографы и эксперты прямо указывают, что рост рождаемости в последние годы напрямую связан с вступлением в активный репродуктивный возраст девушек и юношей, родившихся в конце 80-х годов ХХ века. Возникает вопрос и по поводу роли в происходящих позитивных изменениях остальной части системы здравоохранения, которая не была включена в национальный проект. Хотя последний и принес некоторые положительные результаты, но они были достигнуты не в рамках существующей системы здравоохранения, а вне ее, что фактически подтверждает тот факт, что она неэффективна и в целом не способна реализовать положительные изменения без дополнительного толчка извне, например, в форме национального проекта [8,с.53].

Другой вопрос связан с проблемой поддержания и развития системы здравоохранения. На сегодняшний день известны три базовые модели организации и финансирования здравоохранения, причем автором одной из них (модель Семашко) стала Россия. Конкретные формы определяются спецификой функционирования системы, которую может позволить себе страна в зависимости от характеристик своего развития. Новые модели здравоохранения возникали в мире тогда, когда происходили изменения в мировоззрении, меняющие постановку и видение проблемы. Предлагаемые варианты развития российского здравоохранения, в том числе и проект Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 г., разработанный под эгидой Минздрава РФ, или проект, предложенный Общественной палатой, подстраиваются под ситуацию, в которой Россия оказалась сегодня и которая была задана в начале 90-х годов ХХ века. Но скорость общественных изменений требует, чтобы функция прогнозирования, определяющая как поведет себя та или иная система в долгосрочной перспективе, стала ведущей. Создание «однодневок» в этих условиях может дорого обойтись обществу. Представляется, что наступление кризиса не самое подходяще время для глобальных изменений. Уроки можно извлечь и из опыта начала 90-х, когда большая часть неудач в реформе здравоохранения связана именно с тем, что система страхования вводилась в сложных экономических условиях, когда заведомо сужается база для страховых взносов.

Поэтому в современных условиях неотъемлемой составной стратегии развития российского здравоохранения должна стать разработка механизмов адаптации к кризисным ситуациям.

Существуют объективные факторы системообразующего характера, которые потенциально вызовут проблемы в развитии здравоохранения России как системы. От того, насколько они будут учтены при формировании стратегии реформ, зависит успех проводимых мероприятий.

Одна из угроз связана с объемом и методом финансирования здравоохранения в России. Вопрос о том, сколько средств должна тратить Россия на здравоохранение остается открытым. Казалось бы, что следует приветствовать рост расходов на здравоохранение. Однако возникает феномен, который можно условно назвать ловушкой роста финансирования. Это означает, что выбираемый в условиях ограниченности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, вариант изначально оказывается затратным и ведет к необходимости увеличения в будущем финансирования здравоохранения.

Основной мотив реформ здравоохранения в 90-е гг.- недостаток государственных средств и необходимость мобилизации ресурсов из других источников. Но парадокс российской здравоохранительной политики состоит в том, что, с одной стороны, бюджетной медицине нет равных в сдерживании расходов на здравоохранение, с другой стороны, россиянам все время внушают, что средств на здравоохранение не хватает, но при этом выбирают изначально затратный вариант (страхование), игнорируя или даже открыто отрицая относительно менее затратную (бюджетную) систему.

Под относительно менее затратной имеется ввиду, что такая система обеспечивает равные и относительно более высокие показатели здоровья населения в целом при относительно более низких расходах. В качестве примера можно привести Великобританию и США. Сравнение показателей финансирования здравоохранения и состояния здоровья в этих странах показывает, что хотя США тратят на здравоохранение почти в два раза больше, чем в Великобритания при значительной доли частных источников финансирования, показатели состояния здоровья в этих странах сопоставимы, а некоторые даже несколько лучше в Великобритании. Например, материнская смертность и Великобритании ниже, чем в США (11 и 14 на 100000 живорожденных в 2010 г., соответственно), а продолжительность здоровой жизни при рождении выше ( 69 лет у мужчин и 72 года у женщин в 2010 году в Великобритании и 67 лет и 71 год, соответственно в США). В последние годы серьезной проблемой общественного здоровья в США стало ожирение, которым страдает почти одна треть населения, как мужчин, так и женщин старше 15 лет [22,с.74].

Существуют различные подходы к определению доли расходов на здравоохранение с учетом готовности населения его финансировать. Можно установить нормативы минимальных расходов государства с учетом мирового опыта. Однако важно не только то, сколько средств расходуется, но и с помощью какого механизма финансирования осуществляется перераспределение. В России речь идет о хроническом недофинансировании и о необходимости повышения расходов на здравоохранение, в то время как в развитых странах вопрос стоит о сдерживании роста расходов на здравоохранение. С учетом мировых тенденций, нашей стране необходимо изначально выбирать вариант системы финансирования, который позволит превратить выделяемые средства в эффективную систему оказания качественной медицинской помощи населению, а не просто наращивать расходы на здравоохранение.

Здесь уместно вспомнить такой подход как менеджериализм, который широко признан в мире и утверждает, что совершенствование управления и организации является важным резервом повышения эффективности работы любой структуры. В этом контексте речь может идти о широком спектре действий, начиная с изменения структуры системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, до «медицины с человеческим лицом» или «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать человеческое отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах.

В этой связи спорным с экономической точки зрения представляется и утверждение о том, что если есть спрос на медицинские услуги (подразумевается со стороны высокодоходных групп населения), то нужно обеспечить его удовлетворение. Представляется, что особенности медицинской услуги как товара, которые широко известны и описаны в мировой литературе, ставят на первое место вопрос об удовлетворении потребности, а не спроса. Росту расходов будет также способствовать привязка оплаты работников медицинских учреждений к объему и качеству оказываемой помощи.

Преимущества государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют сдерживать рост расходов на здравоохранение. Очевидно, что бюджетная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки, однако анализ различных систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, приведет к возникновению ряда новых проблем.

Другая угроза для целостности и соответственно эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества, связана с ростом неравенства в обществе, как его общего уровня, так и в состоянии здоровье. При этом мировая теория и практика убедительно доказывают, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.

Одним из важных факторов неравенства в здоровье выступает уровень дохода. При высоком уровне неравенства по доходу, которые сейчас сложился в России - в 2006 г. коэффициент Джини в среднем по России составил 0, 410 - объективно возникают существенные различия в социально-экономическом статусе пациентов. В условиях принципиального расслоения российского общества уже сложно найти "среднего пациента"-- богатые и бедные имеют разные запросы и финансовые возможности для получения медицинской помощи. Наличие состоятельных людей, имеющих возможность платить за медицинские услуги, стимулирует развитие частного сектора. Причем в этой связи необходимо иметь ввиду два аспекта. Один из них связан с мотивом прибыли в здравоохранении, а другой - с инновационным потенциалом предпринимательства.

Обычно частная медицина развивается как дополнительная по отношению к более социализированным формам. Однако ситуация складывается неоднозначная, так как имеет место процесс «снятия сливок» или отбора лучших клиентов. Например, в Великобритании частный сектор, включая добровольное медицинское страхование, достаточно недорогой именно ввиду наличия развитого государственного сектора. Большинство пациентов используют дополнительно Национальную службу здравоохранения (НСЗ), даже если имеют добровольное страхование, особенно если у пациента сложная проблема и частная больница просто не имеет возможностей для ее лечения; обычно дополнительное страхование получают на работе это молодые, здоровые и хорошо оплачиваемые люди, то есть группа минимального риска.

Особая роль отводится бизнесу как лидеру инноваций в медицине. Инновационный потенциал предпринимательства хорошо описан, однако в медицине этот процесс также не может быть оценен однозначно. Развитие медицинских технологий это дорогостоящий процесс, который является одним из основных факторов роста расходов на здравоохранение в развитых странах. Поэтому может возникнуть противоречие следующего порядка. Бизнесу с точки зрения получения прибыли более выгодны высокие технологии так как они более дорогие, а обществу с точки зрения эффективного и справедливого распределения ограниченных ресурсов более выгодно развитие относительно более дешевой первичной медицинской помощи. Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России предлагается искать на пути государственно-частного партнерства [37,с.63].

Пока частный сектор является дополнительным и служит для расширения выбора потребителя. Но если он будет расти выше определенного уровня, то возможна ситуация, когда наиболее требовательные потребители выйдут из государственного сектора, снижая тем самым давление на государство в направлении увеличения расходов на здравоохранение. Это приведет к формированию двухступенчатой системы-- высококачественная медицинская помощь в частном секторе для состоятельных и низкокачественное обслуживание в государственной системе для остальных. Подобная ситуация создает опасность разрыва системы здравоохранения и маргинализации бедных слоев населения. Поэтому в настоящее время необходимо выбирать систему здравоохранения, которая позволит удержать здравоохранение России как систему для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению при сохранении базового принципа социальной солидарности.

Опыт развитых стран показывает, что, несмотря на либеральные реформы, роль государства в обеспечении населения социальными услугами и перераспределении по-прежнему на повестке дня. Либеральная политика провела к росту социального разделения и поэтому возникла необходимость в стратегии интеграции в рамках рыночной экономики. В этих условиях государственная система здравоохранения может стать основой социального консенсуса и преодоления социальной разобщенности российского общества.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

1.3 Этапы и направления модернизации здравоохранения в России

Понятие модернизация имеет несколько определений. Модернизация:

1) усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера <#"665829.files/image004.gif">

Похожие работы на - Анализ процесса модернизации системы здравоохранения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!