Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    422,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза

















Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза

внешнеэкономический европейский союз

Введение

Европейский союз объединяет 27 стран, является крайне влиятельным участником мирового сообщества. В настоящий момент Европейский Союз - один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. ЕС сегодня является крупнейшей мировой торговой державой, осуществляя четверть мировой торговли и играя роль крупнейшего мирового импортера сельскохозяйственной продукции и сырья. В целом, ЕС имеет дипломатические отношения более чем со 140 странами мира, имеет статус наблюдателя ООН, и оказывает значительную помощь и поддержку странам третьего мира.

Сочетая в себе признаки государства и международной организации, Европейский Союз является уникальным международным образованием. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль. Именно большая степень влияния ЕС на мировые отношения и уникальность ЕС, как единицы международных отношений, делают тему данной курсовой работы - внешнеэкономическая стратегия ЕС - безусловно, актуальной и интересной.

Целью данной работы является выявление основных положений внешнеэкономической стратегии Европейского Союза, раскрытие содержания внешнеэкономической стратегии по различным направлениям, а также выявление внешнеэкономических проблем и перспектив ЕС.

При написании данного труда автор использовал информацию из монографий специалистов, касающихся темы работы, периодических изданий, официальных статистических сайтов, официального сайта Евросоюза.

1. Экономико-политическая характеристика ЕС

.1 Суть Европейского Союза

Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания).

Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % - от ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности.

Создание региональных экономических блоков часто объясняется преимуществами свободной торговли на крупных рынках, что позволяет добиться большей экономии средств в условиях конкуренции и оптимизации производства. Однако то же самое достигается через интернационализацию экономики, либерализацию рынков, уменьшение государственного вмешательства. Процесс интеграции Европы начался в мировом масштабе тогда, когда экономики европейских стран стали открытыми. Создание ОБСЕ, участие в переговорах по ГАТТ и других переговорах, на которых часто обсуждались вопросы торговых отношений, вели к либерализации международных рынков.

В итоге, с помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан валютный союз, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Итак, ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства; однако формально он не является ни тем, ни другим. Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой. При этом важно также отметить, что страны, входящие в состав союза, разнородны и обладают разной степенью интеграции в мировое хозяйство.

1.2 Общая характеристика экономики ЕС

По официальным данным, страны Евросоюза с показателем ВВП 14,772.542 млрд. долларов США, занимают первое место в мире. За ними следуют США и Китай (см. прил.1). Наибольший вклад в аккумулированный ВВП ЕС вносят Германия, Великобритания, Франция и Италия, производя соответственно 19, 14 и 12% продукции ЕС. (см. прил.2 и 3). Что касается структуры ВВП, то основная часть произведенной продукции приходится на услуги (67%), промышленные товары составили 31%, и продукция аграрного сектора - всего около 2%. Нужно также отметить, что наблюдается стабильная тенденция роста доли услуг в ВВП стран ЕС (рис.1).

Рисунок 1. Доля услуг в ВВП ЕС

В характеристике стран ЕС важно подчеркнуть, что серьезное влияние на экономическое развитие западноевропейских стран оказывают интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне.

Интеграция - это форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств их переплетения и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Охватывает внешнеэкономический обмен и сферу производства, включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок - зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.). На характер и движущие силы интеграции влияют особенности стран. Основная причина интеграции - требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств.

Что касается ЕС, то интеграция имеет для союза следующие положительные последствия: увеличение размеров рынка (эффект от масштабов производства, особенно, для стран с малой емкостью национального рынка), возрастание конкуренции между странами, обеспечение лучших условий торговли, расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры, а также распространение передовой технологии. Среди отрицательных последствий можно отметить отток ресурсов (факторов производства) из менее развитых стран в более сильные, олигопольный сговор между ТНК стран и, как следствие, повышение цен, эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономики, что приводит к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни. Национальные государства постепенно отказываются от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.

Наряду с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что уже само по себе является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно решает и другие финансовые, экономические и социальные задачи.

Однако, несмотря на стремление к объединению и стиранию границ, страны имеют свои особенности. Это касается не только культурно-национального аспекта, но и экономической сферы стран: их экономические показатели зачастую достаточно разные (см. прил.4). По уровню экономического развития, структуре экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредоточивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона. Прочие государства относятся к малым промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции.

Страны достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню экономического развития. Например, в Ирландии, Греции, Испании национальный доход на душу населения не превышает 60% от среднего показателя для всех стран ЕС, а в Португалии - половину от среднего показателя ЕС. Не менее существенны и различия в структуре хозяйства. В Италии, Греции, Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, тогда как в карликовых государствах доминирует сфера услуг.

Описывая ЕС со стороны экономики, прежде всего, нужно заметить, что ограниченность собственной минерально-сырьевой базы предопределяет большую зависимость западноевропейского региона от внешнего мира в этой области. Западная Европа импортирует более 2/5 энергоносителей и около 3/4 других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

В то же время Западная Европа в достатке или даже избытке обеспечена другими факторами производства - рабочей силой соответствующей квалификации, денежными капиталами. Явный избыток имеется, прежде всего, на рынке труда, т.к. норма безработицы составляет в отдельных западноевропейских странах, как правило, 10-12%, что создает известную социальную напряженность в обществе.

Что касается традиционных базовых отраслей (металлургия, машиностроение и металлообработка и т.д.), Западная Европа никак не уступает США и Японии по технологическому уровню их развития, а в химической промышленности является явным лидером (в первую очередь, Германия). Вместе с тем, она все еще отстает от них в таких новейших областях, как микроэлектроника, робототехника, биотехнология, новые материалы и оптическая электроника. Региональный экспорт высокотехнологичной продукции развивается в основном за счет ФРГ.

Наибольшая степень открытости западноевропейской экономики выражается, прежде всего, в состоянии внешней торговли. Так, экспортная и импортная квоты (отношение товарного экспорта и импорта к ВНП) стран - членов ЕС находится вблизи 30%-ной отметки, тогда как США - 9-11%, Японии - 11-13%. Это во многом обусловлено отмеченной выше ограниченностью ресурсной базы региона и узостью внутренних рынков западноевропейских стран. Открытость такого рода ставит западноевропейскую экономику в сильную зависимость от изменения ее конкурентоспособности в рамках мирового хозяйства, а подчас и от временных экзогенных факторов неэкономического характера, например, от военно-политической ситуации на Ближнем Востоке.

Обобщая вышесказанное, можно охарактеризовать Европейский союз как экономически развитое объединение стран, являющееся сильным игроком на мировой арене. Особая черта экономики ЕС - открытость. Это во многом объясняется стремлением союза восполнить недостаток природных ресурсов и расширить рынки сбыта. В свою очередь, Евросоюз может предложить другим странам мира высокотехнологичную продукцию, т.к. обладает большим научно-технологическим потенциалом.

1.3 Положение Евросоюза в системе международных экономических отношений

ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН.

ЕС принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (сейчас ОБСЕ). Но самое главное то, что после введения валюты "евро", ЕС стал основным и сильным конкурентом США на мировой экономической арене.

Новая валюта, евро, была введена в странах ЕС 18 декабря 2001г. В течение первого же месяца торговли новая валюта оттеснила доллар на второе место на международном рынке облигаций. Евро избрали в качестве валюты номинирования для 49% международных выпусков облигаций ($ 69,3 млрд.), в то время как доллар - только для 40% ($ 55,7 млрд.). Саймон Медоуз, руководитель подразделения глобальных синдицированных долговых обязательств в инвестиционном банке Credit Suisse First Boston, в этой связи заявил: "Если судить по рынку облигаций, то мы теперь живем в мире двух валют".

В своей статье «Внешнее восприятие Европейского Союза в международных торговых отношениях» (Outsiders’ Perceptions of the EU in International Trade Relations), Оли Эльгстром (Ole Elgstroem, шведский политолог, профессор Лундского Университета) анализирует восприятие ЕС другими странами и его положение на мировой арене. По его мнению, ЕС, являясь одним из самых влиятельных членов ВТО, вместе с США признается «супер-силой» в торговых отношениях. Но, в то же время, сила не обязательно предполагает позицию лидера.

Что касается отношений к странам третьего мира, Эльгстром отмечает, что достаточно длительная колониальная практика прошлых веков обуславливает лучшее понимание проблем третьего мира Европейским Союзом, а также чувство ответственности за судьбу менее развитых стран. Как следствие, программа помощи ЕС развивающимся странам довольно щедрая, и стратегия ЕС склоняется к мультилатерализму. В целом, отношение к ЕС - положительное, а его многосторонний подход признается верным.


2. Направления внешнеэкономической стратегии ЕС

Внешнеэкономическая стратегия является частью внешней политики. Говоря о внешней политике ЕС, справедливо отметить, что вопрос о применимости данного термина к Европейскому Союзу достаточно спорный. В своей книге «Внешняя политика Европейского Союза» (The Foreign Policy of the European Union) Стефан Кёкеле и Дженнифер Макнотан (Stephan Keukeleire, Jennifer MacNaughtan) делают вывод, что говорить о полноценной внешней политике Европейского Союза можно. Ей свойственны определенные ограничения, однако и оценивать ее следует по иному, нежели в случае с внешней политикой государств, набору критериев. Из аморфной суммы внешних политик стран-членов Европейского Союза за последние полтора десятилетия вырастает цельный курс субъекта с собственными интересами, инструментами и ресурсами.

Итак, сегодня ЕС поддерживает дипломатические отношения в общей сложности более чем со 140 странами мира. Быстрый экономический рост Сообщества и масштабы его влияния на международную жизнь превратили его в один из трех основных центров современного мира. Главными экономическими партнерами ЕС по результатам прошедшего года (2009) стали США, Китай, и Россия на долю которых приходилось 14,1%; 8,6% и 17,3% соответственно (см. прил. 5).

Как уже было отмечено ранее, на территории Сообщества нет сколько-нибудь существенных природных ресурсов. Поэтому его хозяйственная жизнедеятельность зависит от свободы мировой торговли. Таким образом, неудивительно, что торговая политика Сообщества всегда отличалась либерализмом. Его внешние таможенные пошлины на промышленные товары не превышают 20% и являются одними из самых низких в ВТО.

Что касается политики ЕС в отношении соседей (государств Восточной Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока), она проводится исходя из единой цели и заключается, по словам председателя Европейской комиссии Р. Проди, в «создании окружающей ЕС зоны стабильности и процветания, состоящей из дружественных государств от Марокко до России». Помимо обеспечения ресурсами и предотвращения неконтролируемой миграции, стремление ЕС обеспечить стабильность в зоне Средиземноморья и на Ближнем Востоке определяется наличием диаспор выходцев из этих регионов. В Европейском Союзе принято думать, что чем выше благосостояние исламских государств, тем менее они подвержены влиянию радикализма.

В целом, можно выделить три важнейших направления внешнеэкономической деятельности Европейского Союза: 1) общая торговая политика, основой которой является регулирование внешнего таможенного тарифа; 2) сотрудничество в целях содействия развитию; 3) ассоциация с заморскими странами и территориями с целью расширения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию. В Ниццском договоре 2001 также выделяется пункт "Экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами".

2.1 Основные торговые партнеры Европейского Союза

По данным Евростата, основными торговыми партнерами ЕС являются США, Китай и Япония.

Максимальная доля экспорта из стран ЕС в 2009г. - экспорт продукции в США (18,7% или 204,7 млрд. евро), немного меньшая доля экспорта в Китай - 7.4% (81.6 млрд. евро). На третьем месте находится Япония с показателями 3.3% или 35.9 млрд. евро. Импорт продукции ЕС осуществляет также в основном из Китая (214.8 млрд. евро - 17% от всего импорта ЕС), США (159.5 млрд. евро - 13.3%) и Японии (55.8 млрд. евро - 4.6%).

Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транспортного оборудования - около 45%, сырья - около 10%. Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, - транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специальное оборудование.

Около 80% общего импорта стран ЕС из США приходится на долю промышленных товаров. Производственное и транспортное оборудование - наиболее важная группа товаров, импортируемых из США. Импорт сырья составляет 13,5% общего

импорта стран ЕС из США. Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара.

Согласно мнению вице-президента ЕЦБ Витора Констанцио, наиболее перспективным направлением международных отношений для европейского сообщества сейчас является китайское. Страны ЕС, как отмечено выше, импортируют наибольшее объем продукции из Китая. Если рассматривать структуру импорта, то 33,3% ввозимой в ЕС продукции обрабатывающей промышленности ввозятся из Китая, 30% - машинного оборудования и транспортных средств, 7,1% - химической продукции. Экспортируются в Китай, в основном, сырье(18%), оборудование(8,9%), химическая продукция и продукция обрабатывающей промышленности.

Объем японского экспорта в ЕС примерно вдвое выше, чем объем закупок Японии в Союз. Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование, аудио- и телеаппаратура), которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств. Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.

2.2 Помощь Евросоюза развивающимся странам

ЕС - крупнейший единый экономический партнер развивающихся стран. (По официальным данным, на страны ЕС приходится более 56 % из всей поддержки развития стран третьего мира, которую оказывают основные развитые страны). Проводимая в отношении этой группы государств политика Сообщества включает помощь на цели развития и модернизации экономики и специальные торговые соглашения, нацеленные на обеспечение доступа товаров развивающихся стран на территорию Сообщества. Члены ЕС вместе с другими развитыми государствами участвуют в оказании срочной продовольственной помощи развивающимся странам, чье население страдает от голода. Параллельно ЕС финансирует стратегические продовольственные программы, направленные на снижение зависимости третьего мира от внешних источников снабжения продуктами питания.

Исторические узы, в ряде случаев - колониальное прошлое, стали тем фундаментом, на котором сейчас строятся отношения ЕС с 69 странами Африки и Карибско-Тихоокеанского бассейна (страны АКТ). Юридической базой этих отношений служит Ломейская конвенция, в которую входит большинство беднейших и наименее развитых стран мира.

По данным Комиссии ЕС, с 2007 по 2009 год ЕС предоставил развивающимся государствам продовольственную помощь на 850 млн евро, особенно после возникновения глобального продовольственного кризиса в 2008 году ЕС принял 3-летний план помощи на общую сумму 1 млрд. евро в целях оказания развивающимся государствам помощи в развитии сельского хозяйства до 2010 года и преодолении продовольственного кризиса.

Ключевым документом в области содействия развитию ЕС является Европейский консенсус по содействию развитию (The European Consensus on Development). Консенсус определяет общие ценности, цели, принципы и обязательства, которые собираются исполнять как Европейская Комиссия, так и страны-члены ЕС в рамках политики содействия развитию. Программы, реализуемые ЕС в рамках содействия развитию, осуществляются на основе европейских демократических ценностей: уважение к правам человека, демократия, основные свободы, а также право закона, устойчивое управление, гендерное равенство, солидарность, социальная справедливость, а также эффективное международное содействие через институты ООН.

2.3 Экономические отношения ЕС и России

Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны различные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед.

Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.

Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идеала. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран имеющих, как это тогда называлось, централизованной экономикой.

Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом. В основном, Россия экспортирует энергоресурсы и сырье.

Роль России как торгового партнера для Евросоюза и США гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC, но по торговле с США находится только на 31 месте. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. В торговле с США аналогичные показатели меньше 1%. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.

Итак, ЕС в отношении России более всего заинтересован в поддержке политической и экономической стабильности Федерации; сохранении стабильного энергоснабжения; в дальнейшем сотрудничестве в сфере правосудия и внутренних дел; окружающей среды и ядерной безопасности, с целью преодоления «мягкой» угрозы безопасности.

Что касается бывших советских республик (а именно 6 стран: Арменией, Грузией, Азербайджаном, Молдовой, Украиной и Беларусью), то ЕС стремится укрепить с ними связи, так же как и с Россией. План подразумевает увеличение финансирования этих стран и предлагает им перспективу соглашений о свободной торговле в том случае, если они проведут политические и экономические реформы. Страны, которые получат выгоду от восточного партнерства - транзитные страны нефти и газа в Европу. Но все они сталкиваются с серьезным препятствием на пути к демократии и принципу господства права.

3. Внешнеэкономические проблемы и перспективы Европейского Союза

.1 Внешнеэкономические проблемы Евросоюза

Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза связаны с ведением экономической деятельности ЕС. Среди проблем и спорных вопросов, с которыми столкнулся ЕС, следует выделить проблему финансирования социальной сферы, государственную задолженность и дефицит бюджетов некоторых стран-участниц ЕС, вопросы, касающиеся аграрной политики и т. д. Рассмотрим подробнее каждую из проблем.

Во-первых, западноевропейские развитые экономики столкнулись с проблемой финансирования государственной социальной сферы. В основном вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация. Рождаемость падает, продолжительность жизни возрастает по сравнению с предыдущими десятилетиями. Для экономической системы это означает, что все меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий поступает за счет отчислений с заработной платы. Становится все меньше работников, финансирующих системы страхования. В Германии, к примеру, во времена основания Федеративной Республики, 7 работников финансировали 1 пенсионера. В последние годы уже 2 работника должны делать отчисления на выплату пенсии 1 пенсионеру.

В конечном итоге, такое развитие показывает, что современная система социальных гарантий в настоящем ее виде уже не может существовать. Отчисления с заработной платы должны быть тогда настолько большими, что возникнет опасность потери конкурентоспособности экономики Германии и ее экспорта на международных рынках.

Во-вторых, насколько важен Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), можно наглядно увидеть на примере государственной задолженности и дефиците госбюджета Германии и Франции. Правительства этих стран превысили критерии ЕС по задолженности, и если бы не вмешательство и предупреждения о возможных штрафных санкциях ЕЦБ, то государственный долг продолжал бы расти.

В-третьих, тревогу вызывает аграрная политика ЕС. Несмотря на то, что страны ЕС ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС однозначно находится в полном противоречии с этими принципами. С принятием новых государств в ЕС эта проблема только усложнится. В ЕС крестьянам и фермерам гарантирована покупка сельскохозяйственной продукции по стабильной цене. При этом механизм рыночного регулирования цен перестает действовать с последующими негативными последствиями. Примерно 50% бюджета ЕС растрачивается на субсидии сельскому хозяйству.

В-четвертых, необходима реформа механизмов принятия решения в ЕС, так как прежде все важные решения в ЕС требовали консенсуса, или единогласия. Без введения механизма принятия решений большинством голосов в органах ЕС возникает опасность недееспособности ЕС.

В-пятых, вступление новых стран в ЕС, которые в связи с экономической ситуацией внутри этих стран могут рассчитывать на поддержку региональных и структурных фондов, может привести к конфликтам по поводу перераспределения средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в эти фонды. С другой стороны, страны, которым в ЕС до сих пор оказывали содействие, такие как Ирландия, Испания, Португалия, хотят и в дальнейшем получать средства из фондов.

К внешнеэкономическим проблемам ЕС относят также проблему гармонизации налогов в странах ЕС.

Следующая финансовая проблема в еврозоне привела к расколу в ЕС. Дело в том, что в зону евро имеют право войти все члены ЕС, удовлетворяющие определенным требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Евросоюза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условиям вступления в союз. Одиннадцать стран Европейского союза, пока не использующих евро: Дания, Швеция, Великобритания, Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния.

Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум.

Швеции фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать Маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это государство и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов еврозоны.

До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов.

Польша и Румыния планируют вступить в еврозону позже всех - после 2013 года. Другие не вступившие в еврозону страны столкнулись с проблемой инфляции, которая вынудила их (в частности, Эстонию) перенести планы вступления с 2007 года примерно на 2011 год. Проблемы экономического и финансового характера также потребовали от других европейских государств пересмотреть сроки вступления в еврозону.

Таким образом, к внешнеэкономическим проблемам Европейского Союза относят проблемы финансирования государственной социальной сферы стран ЕС; проблемы государственного долга стран ЕС и дефицита бюджета некоторых стран ЕС; проблему перепроизводства сельскохозяйственной продукции стран ЕС; финансовую проблему в еврозоне, которая расколола ЕС; проблему гармонизации и приведения к единообразию торгово-экономического законодательства стран ЕС; проблемы, связанные с введением «евро» в наличное обращение.

3.2 Влияние мирового кризиса на Европейский Союз

Ввиду высокой степени интеграции в мировое сообщество, страны Европейского союза достаточно сильно подверглись влиянию мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008г. В первую очередь, это выражается в резком росте долговых обязательств стран союза. Они стали результатом значительного роста заимствований. Большинство государств не соблюдали так называемые Маастрихтские критерии, согласно которым отрицательное сальдо по бюджету не должно было составлять более 3 процентов ВВП, а величина госдолга - не превышать 60 процентов. Фактически же дефицит госбюджетов по зоне в среднем вырос с 0,6 процента в 2007 году до 6,3 процента в 2009 году. По расчетам Европейского статистического управления (Eurostat), дефицит бюджета Греции достиг 13,6% ВВП в прошлом году. Еще больший показатель у Ирландии - здесь дефицит бюджета достиг 14,3% ВВП. Следом идет Великобритания, дефицит которой составил 11,5% ВВП, Испания (11,2%), Португалия (9,4%), Латвия (9%), Литва (8,9%), Румыния (8,3%), Франция (7,5%), Польша (7,1%), Словакия (6,8%), Бельгия (6%), Чехия (5,9%). Добиться необходимых показателей удалось лишь Швеции (0,5% ВВП), Люксембургу (0,7%), Эстонии (1,7%), Финляндия (2,2%), Дании (2,7%). В Германии недостача казны составила 3,3% ВВП, в Австрии - 3,4%, Венгрии - 4%, в Италии и Нидерландах - 5,3%. Средний уровень дефицита 27 стран Евросоюза увеличился до 6,8% ВВП против 2,3% ВВП в 2008 году, размер госдолга достиг 73,6% ВВП против 69,4% ВВП годом ранее.

Как следствие, глобальный кризис и кризис в зоне евро привели к заметному возрастанию роли МВФ в мировой финансовой сфере. В рамках ямайской валютной системы МВФ надолго был переключен на координацию помощи развивающимся странам. В результате финансового кризиса в зоне евро МВФ оказался востребован в качестве источника финансовой помощи европейским государствам, и он стремится закрепиться в такой роли.

Что касается влияния кризиса на развитие интеграции в ЕС, то он не вызовет исключения каких-либо стран из ЕС или их отказ от евро. Это не только натолкнулось бы на массу юридических препятствий, но и усугубило бы экономическое положение соответствующих государств. Но в то же время, кризис усложнит и сделает более долгим как процесс перехода других членов ЕС на евро, так и расширение Европейского союза.

В 2011 году вероятно введение евро в Эстонии, которая полностью соблюдает Маастрихтские критерии. Но в данном случае речь идет, скорее, о демонстрационном эффекте, а небольшие размеры страны исключают серьезное воздействие на функционирование зоны. Дальнейшее расширение зоны евро состоится не раньше 2016-2017 годов. Более того, с учетом опыта Греции можно предположить: даже после выполнения Маастрихтских критериев страны, претендующие на вступление в зону евро, будут несколько лет подвергаться мониторингу качественных преобразований в экономике.

Что касается вступления новых государств в ЕС, то наибольшие шансы имеет Хорватия. Перспективы других балканских стран пока не ясны. Турция в обозримой перспективе, по мнению участников ситуационного анализа, не станет членом ЕС. Исландия может стать членом ЕС при урегулировании банковского долга с британскими и нидерландскими вкладчиками, а также с преодолением оппозиции присоединения к ЕС внутри страны.

По мнению экономистов, корни проблем в Евросоюзе уходят далеко в глубину еще к истокам создания этой организации. Первые страны, которые вступили в союз, были с сильной экономикой, среди них была и Германия. После объединения к организации стали примыкать и другие страны, однако руководство ЕС помимо правил, которые были приняты для вступления в Евросоюз не предусмотрело жесткий контроль за их выполнением. Экономически примыкающие к ЕС страны были разными. Поэтому часть, из них отказавшись от своей национальной валюты, и пользуясь легкостью получения сильной европейской валюты для хождения внутри страны, за время накопили большое количество долгов. Не было жесткого мониторинга бюджетов как недавно вступивших в союз стран, так и тех, кто уже состоял в ЕС, и это привело к еще большей бесконтрольности и различию экономических позиций внутри Евросоюза. Именно эту причину в настоящее время называют главной в развитии долгового кризиса в Европе.

3.3 Перспективы Европейского Союза

Важно подчеркнуть, что Европейский Союз на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. Экономические отношения между странами ЕС постепенно поднимаются на новую ступень развития, основанную на взаимном уважении интересов и ускорении интеграционных процессов между странами. Страны ЕС демонстрируют искреннее желание к сотрудничеству, благодаря наличию экономической основы, мощи и влияния в мире.

К 2020 г. интенсивность внешнеэкономических связей европейских стран усилится. Внешняя торговля стран-членов (кроме Великобритании и Ирландии)), как и прежде, в основном (не менее чем на две трети), будет происходить в рамках расширенного ЕС, однако, она претерпит некоторые изменения по сравнению с началом XXI века, поскольку, безусловно, будет расти (и уже растет бурными темпами) торговля с Китаем и Россией. В более отдаленной перспективе (после 2012-2015гг.) значимым партнером европейских стран может стать и Индия (причем, не только внешнеторговым, но и как реципиент инвестиций). Однако в прогнозный период основным экономическим партнером из стран за пределами ЕС останутся США с долей 17-19%. В то же время для Великобритании будет характерным продолжающееся перемещение центра тяжести внешнеэкономических связей в Европу (торговля со странами ЕС к середине прогнозного периода превысит 50% британского товарооборота).

Доля России в европейском внешнеторговом обороте может повыситься - при условии сохранения стабильно высоких цен на энергоресурсы - до 4-5%, в том числе за счет наращивания торговли с новыми странами-членами.

Объемы экспорта и темпы его роста будут весьма высокими (хотя и неравномерными по годам), достигая более 35% ВВП в крупных и более 60% в малых странах-членах (при средних темпах роста около 6 %). Товарная структура экспорта будет постепенно меняться за счет уменьшения доли традиционных товаров (продукции металлургии и металлообработки, основной химии, в меньшей мере - автомобилестроения) и увеличения доли высокоспециализированной, наукоемкой продукции (средства связи, информатизации и автоматизации, авиакосмическая техника и т.д.).

Импорт будет расти медленнее (в частности, из-за медленного увеличения внутреннего спроса в старых странах-членах), что позволит на весь прогнозный период сохранить существенное положительное сальдо торгового баланса (в случае если не произойдет нового серьезного всплеска цен на энергоресурсы). Главной проблемой остается зависимость экономик стран ЕС от импорта энергоносителей, тем более что собственные ресурсы (британские, нидерландские, норвежские) к концу прогнозного периода, скорее всего, начнут иссякать. И даже если Россия убедит партнеров в своей надежности и гарантирует поставки нефти и газа, то европейцы все равно не откажутся от поиска возможностей диверсификации источников энергопоставок. Очевидно, они будут находиться главным образом в районе Ближнего и Среднего Востока при условии политической стабилизации в регионе.

В целом открытость экономики ЕС и его членов (особенно Германии, Бельгии, Нидерландов и др.) останется на высоком уровне, ожидать усиления протекционистских тенденций со стороны Европы не приходится. Европейские страны будут бороться за большую четкость правил ВТО и их совершенствование в направлении либерализации мировой торговли. Однако ЕС, как и прежде, будет активно инициировать меры по упорядочению процессов на мирохозяйственной арене.

Заключение

В заключение, хотелось бы еще раз отметить, что ЕС - уникальное образование в системе мировых отношений, имеющее мощную экономическую и политическую силу. Экономике Евросоюза характерна открытость, благодаря чему преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка, увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышаются темпы экономического роста, а также (за счет увеличения экспорта) создаются новые рабочие места.

Основываясь на анализе мнений специалистов и данных статистики, можно выделить следующие базовые цели внешнеэкономической политики ЕС: создание и ведение общей торговой политики, содействие развитию стран мира, поддержанию демократических ценностей и свободной торговли, а также сотрудничество с заморскими странами и территориями с целью расширения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию. С помощью общей торговой политики Европейский Союз последовательно расширяет свою внешнеэкономическую экспансию в мире и укрепляет завоеванные позиции во взаимоотношениях с третьими странами и международными экономическими организациями. ЕС является крупнейшим в мире донором развития.

Среди проблем Евросоюза можно отметить значительную неоднородность стран, входящих в состав союза. Отсутствие эффективного контроля показателей экономик стран-членов ЕС, в особенности тех, которые присоединились к союзу позже и не отличались экономической стабильностью, является причиной противоречий внутри союза. Этот факт также во многом объясняет уязвимость всего Евросоюза перед мировым кризисом 2008-2010гг. Реакцией ЕС на данные обстоятельства стало ужесточение условий приема стран-кандидатов в союз и введения евро в экономики стран.

Итак, на сегодняшний день ЕС занимает первое место в мире по размерам своей экономики среди интеграционных группировок. С введением единой европейской валюты влияние ЕС на международные экономические процессы существенно возросло. В итоге Евросоюз стал одним из сильнейших игроков в международных организациях, он активно отстаивает свои интересы на различного рода международных форумах и встречах на высшем уровне. И как итог, ЕС играет роль стимулятора интеграционных процессов в других регионах мира. В будущем ожидается продолжение усиления позиций ЕС на мировой арене.

Список литературы

1.Курочкин Д. Н. Евро: новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. - Минск, 2004.

.Ротфельд А.Д. Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза.- Москва, 2004.

.Харламова В. И. Международная экономическая интеграция.- Москва, 2007.

.Чубарьян А.О. Европа XX века: проблемы мира и безопасности. - Москва, 2008.

.Шумшов В. М. Европейское экономическое пространство. Международное экономическое право. - Москва, 2005.

.Под ред. Дынкина А. А. Мировая экономика: прогноз до 2020г. - Москва, 2008.

.Палкина Н. Евросоюз - Россия // Экономика и жизнь, 2010. № 4

.Пищик В.Я. Процесс становления евро, проблемы и перспективы.- Москва, 2006.

.Сафонов И. А. Перспективы общеевропейского интеграционного процесса // Внешнеэкономический бюллетень - 2008 - №6.

.Закат Европы?ЕС!//Профиль - 2010 - №25(676).

.Перспективы развития Европейской экономики // БИКИ - 2001 - № 20.

.Проблемы Европейского союза // Тоday - 2006 - № 4.

.Begg, Fischer, Dornbusch. Economics, seventh edition - McGraw-Hill Education (UK), 2003.

.Prodi R. The European Union’s role after enlargement. Speech at the High-Level Conference on the future of transatlantic relations. - Brussels. March 3, 2004.

.Stephan Keukeleire, Jennifer MacNaughtan. The Foreign Policy of the European Union. - Hampshire, New York: Palgrave Macmillan, 2008.

.Curran, L. The impact of the crisis on EU business source complete// Intereconomics - 2009 - Vol.44, № 5.

.External and intra-European Union trade Monthly statistics - 2009,№ 7.

.Elgstroem, Ole. Outsiders’ Perceptions of the European Union in International Trade Negotiations // Journal of Common Market Studies - 2007 - Volume 45, № 4.

.External Relations // European Policy Analyst - 2009 - № 5.

.UK 2005. The official Yearbook of the UK of Great Britain and Northern Ireland. - London: TSO, 2004.

21.Wirtschaftliche und finanzielle Beziehungen zwischen dem Euro-Waehrungsgebiet und Russland // Europaeische Zentralbank - 2005, Monatsbericht Nr.11.

22.World Economic Outlook Database//#"665768.files/image002.gif">

Рис.

Приложение 2

Таблица. Показатели ВВП (по ППС) стран Евросоюза за 2009г.

Austria

322,537

Belgium

383,057

Bulgaria

89,940

Cyprus

22,714

Czech Republic

253,022

Denmark

197,464

Estonia

23,719

Finland

179,003

2094,048

Germany

2811,771

Greece

333,060

Hungary

185,632

Ireland

172,510

Italy

1737,657

Latvia

32,316

Lithuania

55,198

Luxemburg

38,815

Malta

9,852

Netherlands

658,971

Poland

687,916

Portugal

240,927

Romania

254,831

Slovakia

115,098

Slovenia

55,369

Spain

1357,682

Sweden

334,306

The UK

2125,128



Приложение 3

Рис. Доля ВВП стран-членов ЕС в суммарном ВВП Евросоюза

Приложение 4

Таблица. Некоторые показатели структурного отставания Южной Европы от других стран зоны евро

Страна

Почасовая производит. труда от средней по зоне евро,%

Доля хайтека в общем экспорте, %

Доступ домохозяйств к сети к Интернету, %

Португалия

56

7

48

Греция

71

6

38

Италия

89

6

53

Испания

93

5

54

Ирландия

104

29

67

Германия

110

14

79

115

18

63

Нидерланды

122

18

90


Приложение 5

Главные экономические партнеры ЕС по результатам 2009 года

Рис.

Приложение 6

Торговля ЕС по основным товарным группам, доли торговых партнеров, 2009г.

Рис.

Похожие работы на - Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!