Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    711,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь

Введение

Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д.

Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Большая экономическая зависимость страны означает отсутствие некоторых товаров, услуг и технологий. Ни одна страна сейчас не стремится к полной независимости, но большинство стран старается так сформировать структуру внешней торговли, чтобы в минимальной степени подвергаться опасности иностранного контроля над спросом и предложением. Отсюда вытекают различные меры и инструменты внешнеторговой политики: различные таможенные пошлины (например, фискальные, протекционистские), квоты экспорта/импорта, нетарифные барьеры (лицензирование, неоправданные стандарты качества или безопасности поставок, ограничения на поставку конкретных видов товаров и т.д.), добровольные экспортные ограничения. Более подробная информация об инструментах внешнеторговой политики отображена в моей курсовой работе.

Основными задачами внешнеторговой деятельности Республики Беларусь на данном этапе развития и в будущем являются создание условий для обеспечения устойчивого сбалансированного экономического роста и повышение уровня благосостояния народа.

Реализация этих задач предопределяет необходимость:

¾      создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;

¾      дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;

¾      развития взаимоотношений с международными экономическими и финансовыми организациями;

¾      повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

¾      ускоренного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

¾      совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Актуальность изучаемого вопроса выражается в том, что любое государство стремиться наладить рациональную и эффективную внешнюю торговлю, однако это достаточно проблемно и трудоемкое мероприятие при реализации которого государство сталкивается с множеством вопросов и проблем: какой вид внешней торговли выбрать, какими инструментами реализовывать внешнюю торговлю, какие из них наиболее оптимальный для данного государства, какие социально-экономические цели должна реализовывать внешне торговая политика государства и т.д. Хорошо развития внешняя торговля не только способствует экономическому росту республики, но а также стимулирует организации производить более качественную, современную, доступную по цене отвечающую требования потребителей национального и зарубежного рынка продукцию, т.е. конкурентоспособную продукцию, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. А это в свою очередь сделает Республику Беларусь наиболее инвестиционно привлекательно, повысит поступление валюты в государство, повысит уровень жизни населения и др.

Цель курсовой работы - изучение внешне торговой политики в системе макроэкономического регулирования.

Исходя из поставленной цели для ее достижения необходимо выполнения ряда задач:

¾      изучение понятия «внешняя торговля», изучение ее целей и инструментов;

¾      изучение видов внешне торговой политики;

¾      анализ и изучение социально-экономических последствий внешне торгового регулирования;

¾      анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях мирового кризиса по средства изучения торгового баланса Республики Беларусь в динамике с 2010 года по первое полугодие 2012 года;

¾      анализ и описание внешнеторговых результатов Республики Беларусь на сегодняшний день.

Предмет изучения - внешняя торговля в системе макроэкономических показателей. Объект изучения - внешнеторговая политика Республики Беларусь в условиях мирового кризиса.

Метод исследования - общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция, дедукция, связь исторического и логического) и частные методы познания (математический, графический, функциональный анализы).

Важнейшим шагом на пути интеграции в мировую экономику является реализация мер по вступлению нашей страны во Всемирную Торговую Организацию. Беларусь в качестве члена данной организации получит необходимый инструментарий, а также опыт защиты и отстаивания своих торговых интересов в рамках международной правовой системы, чего не хватает нашему государству сегодня. Существующие тарифные и нетарифные ограничения, особенности протекционистской политики страны, комплекс мер по вступлению во ВТО, а также некоторые результаты внешней торговли Республики Беларусь освящены также в курсовой работе.

В структура курсовой работы входить введение, три раздела с теоретическим освещением изучаемой проблемы и проведением анализа по изучаемой проблеме в условиях мирового кризиса. Тема данной курсовой хорошо освещена в научной литературе. Так, например, в учебном пособии «Макроэкономика» под редакцией М. И. Плотницкого и статье Богомазова «Открытые экономические модели».

1. Внешнеторговая политика в системе макроэкономического регулирования. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля страны, государства с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта). [2, с. 276]

Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Основные цели внешнеторговой политики:

¾      изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

¾      изменение объема экспорта и импорта;

¾      изменение структуры внешней торговли;

¾      обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией)

¾      изменение соотношения экспортных и импортных цен

Задачи внешнеторговой политики Республики Беларусь на современном этапе:

¾      опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;

¾      замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;

¾      выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;

¾      формирование механизмов, обеспечивающих снижение разрывов финансирования платежного баланса;

¾      создание благоприятной бизнес-среды и организационных структур для привлечения прямых иностранных инвестиций;

¾      освоение новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами. [5 ]

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты <#"665763.files/image001.gif">

Рисунок 3.1 - Структура счета текущих операций платежного баланса Республики Беларусь за 2008 - 2011гг., в % к ВВП

Сложившийся профицита счета текущих операций определен положительной величиной баланса внешней торговли товарами и услугами в размере 3,7 млрд. долларов (13,3% ВВП), за 2011г. дефицит составлял 2,2 млрд. долларов (7,9% ВВП).

Внешнеторговый оборот товаров и услуг за январь - июнь 2012г. составил 52,5 млрд. долларов и увеличился по сравнению с январем - июнем 2011 г. на 17%.

Сальдо внешней торговли за январь - июнь 2012г. сформировалось положительным в размере 2,2 млрд. долларов. Со странами Таможенного союза дефицит внешней торговли товарами составил 6,8 млрд. долларов, в том числе с Россией - 7,1 млрд. долларов. Результаты торговли с другими странами положительный в размере 9 млрд. долларов.

Товарооборот Республики Беларусь со всеми странами составил 47,6 млрд. долларов и вырос относительно 2011г. на 17,4%. Из него 46,9% пришлось на страны Таможенного союза, включая Российскую Федерацию (45,9% общего товарооборота), на страны ЕС - 31,9%, на остальные страны - 21,2%.

Экспорт товарами составил 24 380,4 млн. долларов (54,5% ВВП) и вырос на 22,9%. Увеличение стоимости в 2007 году было вызвано как ростом средних цен экспорта, которые по сравнению с 2006 годом выросли на 16,8%, так и увеличением физического объема на 5,6%.

Экспорт товаров в 2009 году составил 21 339 млн. долларов (43,6% ВВП) и уменьшился на 35%. Сокращение стоимости экспорта было вызвано как снижением средних цен экспорта, которые по сравнению с 2008 годом сократились на 26,2%, так и сокращением физического объема на 11,5%.

Экспорт товаров в 2011 году составил 41 409,5 млн. долларов (75,8% ВВП), что в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. Физический объем экспорта увеличился на 29,5% при росте средних цен на 23,1%. 2011 год характеризовался изменением условий поставок нефти и нефтепродуктов (беспошлинно внутри Таможенного союза).

Экспорт товаров оценен в размере 24,9 млрд. долларов (89,9% ВВП), что на 34% больше, чем за январь - июнь 2011г. Физический объем экспорта увеличился на 29,1% при росте средних цен на 3,6%.

Экспорт энергетических товаров составил 9,2 млрд. долларов (37% экспорта), что на 44,6% больше, чем за январь - июнь 2011г. по сравнению с первым полугодием 2011г. наиболее существенно выросли физические объемы поставок энергоносителей за рубеж - на 35,9%, в то время как средние цены на них - на 6,4%.

Экспорт остальных товаров (без учета энергетических) сложился в размере 15,7 млрд. долларов и вырос на 28,4%. При этом увеличение физических объемов поставок данных товаров составило 25,5% средние цены выросли на 2,2%.

Рисунок 3.2 - Структура экспорта товаров Республики Беларусь (по основным товарным разделам) за 2011 - 2012гг.

Основой белорусского экспорта товаров являлись нефтепродукты, экспорт которых составил 8,4 млрд. долларов. Их удельный вес в товарных поставках за границу вырос 29,8% в 2011г. до 33,3% в 2012г. растворителей и разбавителей сложных органическ5их поставлено на экспорт 2,5 млрд. долларов (10%), калийных удобрений - на сумму 1,5 млрд. долларов (их доля в экспорте снизилась с 8,7% до 5,8%).

Товары белорусского производства поставлялись на рынки 145 государств. В Российскую Федерацию продано 30,6% общего объема экспорта Республики Беларусь, из которых 38,2% составили поставки транспортных средств, машин и оборудования, 24,4% - сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В страны ЕС было поставлено 45,6% общего объема экспорта товаров, при этом доля минеральных продуктов в экспорте в эти страны составила 58,7%.

За экспорт товаров поступило денежной выручки на сумму 23,6 млрд. долларов (прирост на 29,5%). Поступления в долларах составили 41,6% всех денежных поступлений от экспорта товаров (за январь - июнь 2011г. - 24,7%), в евро - 30,1% (38%) и в российских - рублях -27,6% (31,7%).

Импорт товаров в 2007 году составил 28 364,8 млн. долларов (63,4% ВВП) и увеличился на 28,3%. При этом средние цены импорта увеличились на 19,8%, физический объем - на 7,1%. Рост импорта наблюдался по всем товарным группам.

Импорт товаров в 2009 году составил 28 310,3 млн. долларов (57,8% ВВП) и сократился на 27,5%. При этом средние цены импорта уменьшились на 17%, физический объем на 12,6%.

Импорт товаров в 2011 году составил 45 125,9 млн. долларов (82,6% ВВП) и вырос на 30,9%. При этом средние цены импорта увеличились на 13,2%, физический объем - на 15,8%

Импорт товаров составил 22,7 млрд. долларов (81,9% ВВП) и вырос на 3,4%. При это средние цены импорта сократились на 5,9%, физический объем увеличился на 9,1%.

Импорт энергетических товаров сложился на уровне 10,5 млрд. долларов (46,1% импорта) и по сравнению с первым полугодием 2011г. увеличился на 22,3%. При этом физический объем импортируемых энергоносителей увеличился на 35,3% средние цены - уменьшились на 9,6%.

Импорт остальных товаров (без учета энергетических) составил 12,3 млрд. долларов, что на 8,7% меньше, чем за январь - июнь 2011г. физический объем поставок данной группы товаров сократились на 5,7% а средние цены - на 3,7%.

Рисунок 3.3 - Структура импорта товаров Республики Беларусь (по основным товарным группам) за январь - июнь 2011 - 2012 годов

Ведущие позиции в поставках товаров из-за границы занимали нефть сырая (19,5% импорта), нефтепродукты (16,6%) и природный газ (7,8%).

Импорт товаров осуществлялся из 169 государств. Основными поставщиками товаров оставались Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 63,3%. Из России поставлялись преимущественно минеральные продукты (68,6% импорта из этой страны) и недрагоценные металлы (9,2%) доля импорта товаров из стран ЕС составила 17,6%. Из этих стран осуществлялись поставки главным образом машин и оборудования (30,5% импорта из стран ЕС), продукции химической промышленности (14,7%) и сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (13,5%).

Оплата импорта товаров составила 22,4 млрд. долларов (рост на 14,6%). Платежи в долларах США соответствовали 49,6% от всех денежных поступлений за импорт товаров (за январь - июнь 2011г. - 41,5%), в российских рублях - 25,1% (22,2%) и в евро - 24,4% (34,8%).

Положительное сальдо услуг, отражающее превышение экспорта страны над ее импортом, сложилось в размере 1,5 млрд. долларов (5,3% ВВП). Международный оборот торговли услугами составил 4,9 млрд. долларов, превысив уровень первого полугодия 2011г. на 13%.

Услуги транспорта и услуги по статье поездки, по которым сформировалось положительное сальдо в размере 1 млрд. долларов и 0,3 млрд. долларов соответственно, являлись важнейшими в формировании профицита услуг. Наибольшее отрицательное сальдо сложилось по статьям: строительство (113,8 млрд. долларов) и финансовые услуги (76 млрд. долларов)

Рисунок 3.4 - Структура экспорта и импорта услуг Республики Беларусь за январь - июнь 2012 года

Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 июня 2012г. сложилась отрицательной в размере 26,8 млрд. долларов (49% годового ВВП). Это означает, что в таком объеме обязательства перед внешним миром превысили имеющиеся у страны внешние активы.

В 2012г. отрицательная величина международной инвестиционной позиции уменьшилась на 2 млрд. долларов (на 6,9%). В том числе внешние активы Республики Беларусь увеличились на 1,6 млрд. долларов (на 9,3%) и сложились в размере 19 млрд. долларов. Обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миров уменьшилась на 0,4 млрд. долларов (на 0,8%) и составили 45,7 млрд. долларов.

Сокращение объема валового внешнего долга Республики Беларусь 2012г. обеспечено внешнеэкономическими операциями органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов.

Благоприятная конъюнктура на внешних рынках в текущем году, т.е. в 2012 году, способствовала увеличению стоимости объема белорусского экспорта по основным экспортным товарам. За 2012 год наибольший прирост наблюдается по ключевым экспортным позициям текущего года - нефтепродуктам, растворителям сложным органическим и маслам смазочным, что обеспечило свыше 90% абсолютного прироста всего белорусского экспорта.

В 2012 году наблюдается сдержанный рост импорта товаров по сравнению с аналогичным периода 2011 года.

Рисунок 3.5 ¾ Динамика экспорта и импорта инвестиционных товаров за 2009 -2011гг.

Из рисунка 3.5 видно, что в 2009 и 2010 годах импорт превышал экспорт, однако в 2011 году ситуация изменилась в пользу экспорта и отрицательное сальдо инвестиционным товаров в отчетном году, т.е. в 2011, изменилось на положительное. Данная тенденция является положительной и характеризуется тенденцию к улучшению внешнеторговой деятельности Республик Беларусь.

Что же касается экспорта и импорта промежуточных товаров то на протяжении 2009 - 2011 годов импорт превышает экспорт, что отражается отрицательное сальдо за весь анализируемый период по промежуточным товарам, что и проиллюстрировано на рисунке 3.6:

Рисунок 3.6 ¾ Динамика экспорта и импорта промежуточных товаров за 2009 -2011гг.

На рисунке 3.7 отображена динамика экспорта и импорта потребительских товаров со следующей характеристикой: в течение 2009 - 2010гг. импорт превышал экспорт, одна к 2010 году заметно существенное снижение темпов роста импорта в сравнении с 2009 годом, однако в 2011 году количество импортируемого товара уступит количеству экспортируемого товаров в разрезе потребительских товаров, что является положительной тенденцией для Республики Беларусь.

Сальдо по потребительским товаров из отрицательного в 2009 году приблизиться к нули, а в 2011 году достигнет положительной отметки.

Рисунок 3.7 ¾ Динамика цен на экспорт и импорт потребительских товаров и услуги за 2006 - 2011гг.

Также стоит отметить, что в внешнеторговой политики Республики Беларусь с целью стимулирования экспорта используется субсидирование экспорта, через экспортное кредитование, т.е. выдача кредита государственными банками Республики Беларусь под ставку процента ниже рыночной, которые выдаются на срок до1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья, сроком от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования и сроком более чем на 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. Однако условием получения экспортного кредита является страхование экспортных рисков.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2006г. № 534 «О содействии развития экспорта товаров (работ, услуг)» предусмотрено развитие следующих направлений страхования экспортных рисков с поддержкой государства:

¾  страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков;

¾      страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;

¾      страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг);

¾      страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного нерезиденту Республики Беларусь для осуществления платежей за поставленную отечественным экспортером продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

¾      страхование экспортных рисков резидентов Республики Беларусь, приобретающих в собственность товары других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям - нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;

¾      страхование инвестиций белорусских юридических лиц в иностранных государствах от политических рисков;

¾      страхование банковских гарантий или иных услуг, предоставляемых банком экспортера иностранным покупателям. [5]

Кроме того, одним из рычагов механизма стимулирования национального экспорта является льготное кредитование национальных экспортеров при условии страхования экспортных рисков с поддержкой государства в Белэксимгаранте. Кредитные ресурсы предоставляются отечественными банками предприятиям-экспортерам (или зарубежным предприятиям для покупки белорусской продукции) в иностранной валюте по льготным коммерчески ориентированным процентным ставкам CIRRs, а в российских рублях - по ставке рефинансирования Центробанка российской Федерации, а потери банков от предоставления льготных кредитов компенсируются из республиканского бюджета. Также государством, в целях обеспечения Белэксимгарантом страховых обязательств ежегодно предусматриваются средства на предоставление бюджетных ссуд для выплаты при необходимости страховых возмещений по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства, если размер страхового возмещения по договору страхования превысит 20% собственного капитала Белэксимгаранта.

Отрицательно сальдо платежного баланс Республики Беларусь негативно сказывается не ее внешнеторговой деятельности, поскольку суммарное поступление в Республику Беларусь иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов является отрицательным, что свидетельствует о том, что мы тратим больше денежным средств, чем мы ими располагаем. Отрицательное сальдо платежного баланса Республики Беларусь могло быть вызвано рядом причин, но в первую очередь превышением импорта в страну над экспортом из страны. Также влияние могло оказать негативная динамика валютного курса и снижение курса национальной валюты.

Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии (2012 - 2015гг.) будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011-2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2-3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Выводы: Внешнеторговая политика Республики Беларусь наиболее сильно нацелена на увеличение темпов роста экспорта, что следует отметить при анализ платежного баланса и статистической отчетности ей удается. Данный вопрос является первостепенным, поскольку в большей степени именно экспорт определяет положительной или отрицательное сальдо платежного баланса Республики Беларусь. Увеличение объема экспорта наблюдается по инвестиционным и потребительским товаров, что позволило сократить отрицательную величину сальдо по выше указанным пунктам. Также для стимулирование экспорта в Республики Беларусь практикуется субсидирование экспорта через экспортное кредитование, что также является не маловажным.

Заключение

При осуществлении внешне торговой деятельности любое государство стремится к реализации следующих целей:

¾      изменение объемов экспорта и импорта;

¾      изменение структуры внешней торговли;

¾      обеспечение страны необходимыми ресурсами и др.

У каждого государства существует своя внешнеторговая политика, которая подразумевает использование различных инструментов для ее реализации как тарифных, так и не тарифных.

Для Республики Беларусь наиболее характерным инструментом реализации направлений внешнеторговой политики являются тарифные методы.

Существует два вида внешнеторговой политики: политика свободной торговли и политика протекционизма. Для Республики Беларусь наиболее характерна политика протекционизма, которая предполагает вмешательства государства во внешнеторговую деятельность страны, что говорить о неконкурентоспособности отдельных товарных групп, однако стоит отметить, что не одно государства не используют тот или иной вид внешнеторговой политики в чистом виде. С переходом к рыночным отношением достаточное место приходится и на политику свободной торговли.

Анализируя внешнеторговую политику развитых стран таких, как например, США видно, что наибольшее применения в последнее время находят нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности. Все большее место в экспорте занимает промышленная продукция высокой степени обработки, особенно высокотехнологичные товары, спрос на которые во всем мире сравнительно устойчиво расширяется и имеет наилучшие перспективы дальнейшего роста, что, как очевидно, обуславливает высокое экономическое развитие данной страны.

В Германии очень развита государственная поддержка, которая например, в сфере НИОКР может достигать до 50% всех расходов фирмы, что является немаловажным в развитии стабильной и процветающей экономики. Франция, например, осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность в режиме свободного ценообразования.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь наиболее сильно нацелена на увеличение темпов роста экспорта, что следует отметить при анализ платежного баланса и статистической отчетности ей удается. Данный вопрос является первостепенным, поскольку в большей степени именно экспорт определяет положительной или отрицательное сальдо платежного баланса Республики Беларусь. Увеличение объема экспорта наблюдается по инвестиционным и потребительским товаров, что позволило сократить отрицательную величину сальдо по выше указанным пунктам. Также для стимулирование экспорта в Республики Беларусь практикуется субсидирование экспорта через экспортное кредитование, что также является не маловажным.

Предстоящая пятилетка нацелена на создание стимулов для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного бизне-климата, развития конкурентно среды, реализацию инвестиционных проектов с целью ускорения инвестиционных процессов, также согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Республики Беларусь в 2015 году должна составлять не менее 30%. В промышленности предполагается опережение процессов производства, выпускающих продукцию с высоким НДС. Что же касается внешнеэкономической политик Республики Беларусь в данную пятилетку планируется увеличение объемов экспорта, поиск и освоение новых рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта.

Список использованных источников

1.     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред.д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова.- 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. - 448 с. - (Серия «Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).

2.      Бондарь А.В., Воробьев В.А., Новикова Л.Н. (и др.).- Макроэкономика- Минск БГЭУ 2007

3.     Варламова Т.П., Васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. - «Большая экономическая энциклопедия» - Москва-Эксмо-2007

4.      Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Общ. ред. Л.С. Тарасевича. - СПб: Изд-во СПб. ГУЭФ, 2007. - 456 с.

.        Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. - М.: Дело, 2008.- 472 с.

.        Колесов В. П., Кулаков М. В. - «Междунородная экономика» - ИНФРА-М 2008.

.        Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учеб. для вузов: [пер. с англ.] / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - М. : Инфра-М. 2003. - 972 с.

.        Макроэкономика : учеб. пособие для вузов / М. И. Плотницкого [и др.] / под ред. М. И. Плотницкого. - М. : Новое знание, 2002. - 462 с.

.        Макроэкономика : учеб. пособие для вузов / Т. С. Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. - Гомель : Белкоопсоюз, Бел. торг.-экон. ун-т потреб. кооп., 2001. - 220 с.

.        Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб.пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т - высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2009. - 510 с.

.        Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб.:Питер, 2007. - 448 с.:

.        Туманова Е.А., Шагас Н.Л. - Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. - ИНФРА-М 2007.

.        Экономическая теория : учеб. для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. - СПб. : ГУЭФ : Питер, 1999. - 544 с.

.        Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 -2015гг.» от 11 апреля 2011 № 136

.        Указом Президента Республики Беларусь «О содействии развития экспорта товаров (работ, услуг)» от 26 августа 2006г. № 534

Приложение

Таблица

Статьи

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Темп роста 2012 к 2011г

I. Счет текущих операций

-1 511,6

-3 037,6

-5 048,8

-6 389,7

-8 492,7

-5774,7

920,5

Х

1. Товары и услуги, сальдо

-1 586,1

-2 822,4

-4 451,4

-5 517,8

-7 425,6

-1 638,1

3 690,3

Х

¾ экспорт

22 137,3

27 608,3

37 303,7

24 865,0

29 826,0

46 670,4

28 103,6

131,7

¾ импорт

-23 723,4

-30 430,7

-41 755,1

-30 382,8

-37 251,36

-48 308,5

24 413,3

103,7

1.1. Товары, сальдо

-2 398,4

-4 071,0

-6 111,2

-6 957,0

-9 118,2

-3 716,4

2 221,0

Х

в том числе:









энергетические товары (Минеральные продукты)

(221,4)

-1 705,4

-1 769,7

-3 370,1

-5 024,3

-4 550,5

-1 238,0

57,0

остальные товары

-2 619,8

-2 365,6

-4 341,5

-3 586,9

-4 093,9

834,1

3 459,0

Х

экспорт (в ценах ФОБ)

19 838,1

24 328,9

33 043,3

21 360,7

25 347,8

41 409,5

24 931,8

134,0

в том числе:









энергетические товары (Минеральные продукты)

7 667,1

8 277,8

12 111,5

7 850,5

6 932,6

14 078,0

9 221,6

144,6

остальные товары

12 171,0

16 051,1

20 931,8

13 510,2

18 415,32

27 331,5

15 710,2

128,4

импорт (в ценах ФОБ)

-22 236,5

-28 399,9

-39 154,5

-28 317,7

-34 466,0

-45 125,9

22 710,8

103,4

в том числе:









энергетические товары (Минеральные продукты)

-7 445,7

-9 983,2

-13 881,2

-11 220,6

-11 956,9

-18 628,5

10 459,6

122,3

остальные товары

-14 790,8

-18 416,7

-25 273,3

-17 097,1

-22 509,1

-26 497,4

12 251,2

91,3

1.2 Услуги, сальдо

812,3

1 248,6

1 659,8

1 439,2

1 692,6

2 078,3

1 469,3

127,0

в том числе:









транспортные услуги

1 206,1

1 445,0

1 699,5

2 288,7

3 006,9

2 006,9

1 021,2

111,1

поездки

-462,7

-281,4

-307,1

-218,0

-160,6

-95,5

303,2

в 10,6 раз

другие

68,9

85,0

267,4

194,2

214,8

166,9

144,9

69,1

экспорт

2 299,2

3 279,4

4 260,4

3 504,3

4 478,2

5 260,9

3 171,8

116,0

в том числе:









транспортные услуги

1 568,0

2 349,5

2 991,5

2 288,7

3 006,9

3 538

1 718,1

101,2

поездки

272,0

324,6

365,3

369,8

411,1

459,4

563,6

188,8

другие

459,2

605,3

903,6

845,8

1 060,2

1 263,5

890,1

120,4

импорт

-1 486,9

-2 030,8

-2 600,6

-2 065,1

-2 785,6

-3 182,6

1 702,5

107,9

в том числе:

-361,9

-904,5

-1 292,0

-825,7

-1 368,5

-1 531,1

696,9

89,5

поездки

-734,7

-606,0

-672,4

-587,8

-571,7

-554,9

260,4

96,5

другие

-390,3

-520,3

-636,2

-651,6

-845,4

-1 096,6

745,2

140,7

2. Доходы, сальдо

-107,3

-405,7

-789,4

-1 113,9

-1 334,2

-1 557,7

-778,2

76,7

кредит

244,6

275,5

394,9

245,3

278,7

578,8

461,4

138,1

дебит

-351,9

-681,2

-1 184,3

-1 359,2

-1 612,9

-2 136,5

1 239,6

92,0

2.1. Оплата труда


151,6

163,8

92,7

128,7

422,8

369,4

143,7

кредит


156,6

175,1

102,7

140,6

135,2

375,7

142,4

дебит


-5,0

-11,3

-10,0

-11,9

-12,4

6,3

91,3

2.2. Доходы от инвестиций


-557,3

-953,2

-1 206,6

-1 462,9

-1 980,5

-1 147,7

90,2

кредит


118,9

219,8

142,6

138,1

143,6

85,5

123,6

дебит


-676,2

-1 173,0

-1 349,2

-1 601,0

-2 124,1

1 233,2

91,9

3. Текущие трансферты, сальдо

181,8

190,5

192,0

242,0

267,1

-2 578,9

- 1991,6

196,6

кредит

301,6

350,2

422,0

473,4

907,4

1 819,4

839,6

101,4

дебит

-119,8

-159,7

-230,0

-231,4

-640,3

-4 398,3

2 831,2

153,8

3.1. Органы государственного управления


102,5

110,5

91,7

128,7

-2 744,3

-2 016,0

188,4

кредит


112,9

124,9

103,4

493,8

1 367,7

663,6

104,8

дебит


-10,4

-14,4

-11,7

-365,1

-4 112,0

2 679,6

157,3

3.2. Другие секторы


88,0

81,5

150,3

138,4

165,4

24,4

43,0

кредит


237,3

297,1

370,0

413,6

451,7

176,0

90,6

дебит


-149,3

-215,6

-219,7

-275,2

-286,3

151,6

110,3

3.2.1 Денежные переводы физ.л.


31,7

7,1

44,4

71,7

106,7



кредит


128,3

164,0

165,2

241,9

256,8



дебит


-96,6

-156,9

-120,8

-170,2

-150,1



II Счет операций с капиталом и финансовых операций

1 760,2

5 333,3

3 939,8

8 301,5

7 416,0

7 014,5



1. Счет операций с капиталом

70,5

92,2

143,2

159,8

143,3

190,1

2,4

Х

кредит

161,4

199,9

279,9

264,2

237,4

266,1

3,4

в 17 раз

дебит

-90,9

-107,7

-136,7

-14,4

9*4,1

-76,0

1,0

250,0

2. Финансовый счет

1 689,7

5 241,1

3 796,6

8 141,7

7 272,7

6 824,4

1 810,7

Х

2.1 Прямые инвестиции

351,0

1 770,0

2 143,4

1 782,2

1 306,6

3 928,4

-683,5

69,6

2.1.1. За границу


-15,2

-8,5

-102,2

-43,3

-57,4



2.1.2 Во внутреннюю экономику


1 785,2

2 151,9

1 884,4

1 350,0

3 985,8



2.1.2.1 Акционерный капитал


1 438,5

1 726,4

1 404,8

856,9

3 206,5



2.1.2.2. Реинвестированные доходы


185,2

261,1

417,7

437,4

566,7

420,0

75,4

2.1.2.3. Прочий капитал


161,5

164,4

61,9

55,7

212,6



2.1 Портфельные инвестиции

-19,1

-38,8

8,1

18,8

1 186,0

854,1

-29,1

3,6

активы

5,6

-41,2

7,6

16,5

-59,0

-10,8

-27,0

Х

обязательства

-24,7

2,4

0,5

2,3

1 245,0

864,9

2,1

0,3

2.3. Производные финансовые инструменты

-12,9

0,0

0,0

0,0

0,0

-592,9

-49,9

Х

активы

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-49,1

Х

обязательства

-13,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-592,9

0,8

х

2.4 Другие инвестиции

1 370,7

3 509,9

1 645,1

6 340,7

4 780,1

2 634,8

2 573,2

Х

активы

-136,8

-1 931,7

-525,6

-507,7

-716,0

-2 722,7

1 263,5

66,7

1 507,5

5 441,6

2 170,7

6 848,4

5 496,1

5 357,5

-1 309,7

Х

2.4.1. Коммерческие (торговые) кредиты

185,7

690,2

-49,6

657,0

1 100,4

560,8



активы

-381,8

-806,9

-*133,5

-620,5

-115,1

-701,5



обязательства

567,5

1 497,1

83,9

1 277,5

1 215,5

1 262,3



2.4.1 Кредиты и займы


3 540,6

2 084,8

4 302,9

3 529,1

2 725,5



активы


-174,0

140,5

-5,4

68,3

-380,4

-18,2

Х

обязательства


3 714,6

1 944,3

4 308,3

3 460,8

3 105,9

150,1

44,5

2.4.3 Наличные деньги, счета и депозиты


-612,9

-255,7

371,6

352,7

-273,4



активы


-785,7

-300,6

152,0

-765,4

-1 449,5



обязательства


172,8

44,9

219,6

1 118,1

1 176,1



2.4.4. Прочие


-108,0

-134,4

1 009,2

-202,1

-378,1



активы


-165,1

-232,0

-33,8

96,2

-191,3



обязательства


57,1

97,6

1 043,0

-298,3

-186,8



III. Статистические расхождения

-250,0

482,4

106,2

531,1

268,2

1 550,8

882,8

Х

IV. Общий баланс

-1,4

2 778,1

-1 002,8

2 442,9

-808,5

2 790,6

-5,0

0,3

V. Финансирование (изменение резервных активов’)

1,4

-2 778,1

1 002,8

-2 442,9

808,5

-2 790,6

-5,0

0,3


Похожие работы на - Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!