разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:
наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
В Конвенции указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. Заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
В Конвенции закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
Международными стандартами предусматривается возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т. п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые к государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения, назначение которой -- координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, -- необходимое условие для их осуществления.
3. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России
международный миграция экономический рабочий
Проблемы экономической безопасности России стали вызывать повышенный интерес исследователей еще в 90-е годы, это было связано с ухудшением социально-экономического положения страны, заметным ослаблением ее экономических позиций в мире. Были сделаны попытки сформулировать концепцию экономической безопасности, определить различные ее составляющие и аспекты, оценить наиболее важные последствия угроз экономической безопасности, наметить стратегию и конкретные меры по ее обеспечению. Еще в 1992г. проблемы экономической безопасности получили некоторое отражение в принятом в законе "О безопасности", в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной в конце 1997 г., в новом ее варианте, принятом в начале 2000 г., и в ряде научных публикаций. В итоге, на то время, выявился весьма широкий спектр представлений практически по всем вопросам, связанным с экономической безопасностью, начиная от определения понятия и предмета и кончая попытками дать количественные оценки состояния и динамики экономической безопасности страны.
Применительно к России наиболее значимыми представляются следующие создаваемые миграцией угрозы:
. Как эмиграция научно-технических кадров, так и некоторые их внутренние перемещения (например, уход в другие сферы деятельности) создают угрозу спаду научно-технического потенциала.
. Миграции, прежде всего внутренние межрегиональные, способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, созданному ранее в том или ином регионе экономическому и трудовому потенциалу.
. По причине вызываемого ими сокращения внутреннего спроса межрегиональные миграции могут также усугубить спад производства в отдельных секторах экономики.
. Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и резким обострением проблемы безработицы на региональном рынке труда.
. По той же причине на региональном уровне может сузиться доступ к жилью и социальным услугам, а это означает, что появятся, во-первых, дополнительные факторы социальной дифференциации населения, во-вторых, угроза маргинализации новой его части и еще большего ухудшения положения групп, уже оттесненных на обочину социальной жизни.
. Так как труд определенных категорий мигрантов используется в теневой экономике, а часть мигрантов-торговцев из стран СНГ и нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья прямо вовлекаются в противоправную деятельность, налицо угроза дальнейшей криминализации российской экономики под влиянием миграции.
. В той мере, в какой внешняя миграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, она может угрожать внешнеэкономическим и финансовым позициям страны-донора.
3.1 Внутренняя миграция страны
На протяжении многих десятилетий, начиная с периода индустриализации 1930-х годов, решение ключевых вопросов рынка труда в России было тесно связано с внутренней миграцией в двух ее взаимосвязанных основных формах: миграция из деревни в город и межрегиональная миграция, позволявшая осваивать новые территории, развивать существующие или создавать новые промышленные и городские центры. Территориальное перераспределение населения в значительной степени управлялось из государственного центра в соответствии с его экономическими планами.
Сейчас это этап остался в прошлом. В современной России государство ограничено в мерах стимулирования миграции в «нужных» направлениях. В условиях повсеместной нехватки населения нет ясности в том, куда необходимо направлять миграционные потоки, а главное, - откуда брать: в России недонаселены не только восточные районы, но и центр европейской части. По расчетам, в европейской части России недостает около 5 млн. человек сельского населения. Для успешного развития сельского хозяйства только в основной сельскохозяйственной зоне Европейской России (без севера) «недостает» 64 больших города с 6-7 миллионами населения.
Излишнего населения, «трудоизбыточности», сегодня нет в России нигде, за исключением ряда республик Северного Кавказа и юга Сибири, но и здесь избыток не очень велик. Высоким переселенческим потенциалом обладают только Дагестан и Чечня, где он составляет несколько сот тысяч человек в рабочих возрастах, которые и будут, скорее всего, постепенно перераспределяться по территории России.
В последние 20 лет направления внутрироссийской миграции имеют устойчивый центростремительный характер: население стягивается в Центральный федеральный округ, прежде всего - в столичный регион. Только за 1989-2009 годы Москва и область получили 2,9 млн. миграционного прироста, частично за счет международной миграции, но на 70-80% - за счет притока населения из других регионов страны, в первую очередь, из самого Центрального округа. Притягивающая роль столичного региона сильно ощущается в пределах всей европейской части страны. Причины столь высокой притягательности Москвы многообразны: это и иное качество городской среды, и большие возможности заработать деньги, и очень диверсифицированный рынок труда, и возможности получить хорошее образование, и т.п. Как бы Москва ни оттягивала население, главным образом молодых, активных людей со всей страны, надо понимать, что миграция в столицу для многих служит альтернативой выезду за рубеж, удовлетворяя их социальные и профессиональные амбиции. С другой стороны выезд молодежи усугубляет многие хронические проблемы малых городов и сельской местности. Особенно серьезным вызовом времени является проблема жизнеобеспечения для пожилого населения в небольших сельских населенных пунктах в условиях сильно разреженного расселения большей части страны.
Притягивающая роль Москвы не ослабеет в будущем, она может только усилиться, так как два ближайших десятилетия будут отмечены очень сильным сокращением численности ее населения в трудоспособном возрасте. П отсутствии миграции (как международной, так и внутренней) в Центральном федеральном округе и в столичном регионе сокращение По данным ФМС РФ только для компенсации потерь населения в трудоспособном возрасте Центральному округу потребуется приток трудовых ресурсов в 6,4 млн. человек, в т.ч. 3,2 млн. понадобится столичному региону. Учитывая, что в потоках внутренней миграции лица в трудоспособном возрасте составляют около 75% общего потока, миграционный прирост, необходимый для компенсации потерь, должен составить 8,5 и 4,3 млн. соответственно. Рост рождаемости и снижение смертности могут скорректировать эти цифры, но ненамного и уже не в этом десятилетии. Источником такого миграционного прироста могут быть либо внутренняя, либо международная миграция, либо и та, и другая.
Власти наиболее миграционно-привлекательных регионов страны, прежде всего - Москвы, уже не первый год говорят о необходимости замены иностранных работников россиянами «из глубинки». Но прогнозные расчеты показывают, что при миграционном приросте населения России на уровне 200-250 тысяч человек в год (нынешний уровень) только для стабилизации численности населения в трудоспособном возрасте в столичном регионе на уровне середины 2000-х годов отток населения из регионов Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов должен в ближайшие полтора десятилетия усилиться. Миграционные потери регионов Сибири и Дальнего Востока, уже и без того значительные (по оценке, за 1990-2009 гг. миграционные потери составили около 1,8-1,9 млн. человек, в последующие годы отток, по данным статистики, был на уровне 50 тыс. в год, т.е. суммарные потери превысили 2 млн. человек), за 2011-2025 годы составят еще около 1,2 млн. человек. При этом на регионы Центрального федерального округа будет приходиться 60-70% прироста за счет внешней миграции, полученной Россией.
Помимо дефицита трудовых ресурсов, существует еще проблема их территориальной мобильности, которая представляет собой один из видов общей мобильности рабочей силы, наряду с отраслевой, профессиональной, квалификационной мобильностью. Мобильность рабочей силы - очень важная характеристика рынка труда, который постоянно меняется, пульсирует, требует от всех участников рынка быстрых реакций, а на российском рынке труда, она крайне низка, этот известный факт лишний раз подтвердили исследования мобильности безработных во время экономического кризиса.
Обобщая сказанное о внутренней миграции, нельзя не прийти к выводу, что ее возможности внести вклад в смягчение напряжений на рынке труда минимальны. В той же мере, в какой этот рынок способен все-таки формировать отдельные устойчивые потоки внутренней миграции, он лишь обнажает скудность наличных демографических ресурсов, приводя к обезлюдению и без того слабо заселенных пространств.
Этот вывод заставляет с особым вниманием отнестись к международной миграции, которая никогда не имела ни для российской экономики, ни для жизни российского общества в целом того значения, какое имела даже в дореволюционном прошлом, а тем более приобрела в ХХ в. внутренняя миграция, но которая сейчас, судя по всему, выходит на первые роли.
В Российской Федерации процессы, относящиеся к внутренней миграции населения, должны стать фактором, который будет способствовать экономическому развитию, безопасности государства, устранению в нем демографических проблем. Государство должно обеспечить свободное самообустройство мигрирующего населения, всесторонне поддерживать его самостоятельность и инициативу.
Российская Федерация должна заниматься регулированием миграции, чтобы гарантировать устойчивое демографическое и социально-экономическое развитие, безопасность нации, удовлетворять запросы экономики относительно трудовых ресурсов, размещать население страны по территории целесообразно, реализовывать трудовые и интеллектуальные способности мигрантов, строить гражданское общество согласно принципам демократии.
3.2 Внешняя миграция страны
Именно вопрос о внешней миграции, точнее об иммиграции - общей и экономической, - порождаемый депопуляционными тенденциями в целом и сокращением ресурсов пополнения экономически активного населения, в частности, неизбежно станет одним из главных, если не самым главным вопросом и демографической, и экономической, и социальной политики ближайшего будущего.
О влиянии иммиграции на общую демографическую ситуацию говорит уже то, что миграционный приток позволил компенсировать примерно половину естественной убыли населения России за 1998-2010 годы, а в 2011 году даже перекрыл естественную убыль и обеспечил пусть и небольшой, но прирост населения страны.
Спад миграции в 2009 году, фиксируемый официальной статистикой, отразил как общее кризисное снижение спроса на рабочую силу, так и ужесточение правил приема трудовых мигрантов, продиктованное желанием защитить национальных работников. Нерегулируемая составляющая, менее зависящая от мер миграционной политики, сократилась значительно меньше, что привело к резкому повышению доли теневой миграции и соответствующему снижению доли официальной ее части.
В целом обвала миграции в регионе не произошло; по оценкам экспертов потоки сократились примерно на 15-20%. Многие мигранты предпочли оставаться в России и занять «выжидательную» позицию.
Труд иностранных работников стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов. Ниши мигрантской занятости в будущем будут углубляться и расширяться. Это приведет к усилению зависимости этих секторов и экономики в целом от привлечения мигрантов.
Увеличению этой зависимости будет способствовать также грядущий спад численности населения в трудоспособном возрасте. Уже в 2008 году, когда этого спада еще практически не ощущалось, а темпы экономического роста еще не были снижены кризисом, неудовлетворенная потребность в работниках по данным Росстата составила 899 тысяч человек или 2,8% от общего числа рабочих мест. Структура этой потребности по отраслям такова: здравоохранение - 19%, обрабатывающие производства - 16%, операции с недвижимостью - 16%, транспорт и связь - 12%, образование - 9%.
В секторе операций с недвижимостью 5,3% всех рабочих мест были вакантными, в секторе гостиниц и ресторанов - 4,4%; в здравоохранении и социальных услугах - 4,2%; в транспорте и связи - 3,2%.
Посткризисный рост экономики увеличил потребность в рабочей силе, что, при сокращении численности трудовых ресурсов, неизбежно создал дефицит труда и предопределил необходимость привлечения работников из-за рубежа. Масштабы необходимого привлечения, согласно прогнозам, составляют более 10 миллионов человек, что может быть реализовано как с помощью развития программ постоянной иммиграции, так и путем расширения каналов временной трудовой миграции и упрощения правил приема для определенных категорий мигрантов, например, высококвалифицированных, либо представителей особо дефицитных профессий.
Задача воспитания терпимости среди граждан страны к людям, относящимся к другим национальностям, - одна из основных для государства в данный период. Это поможет необходимому становлению российского гражданского общества, а также росту гражданского самосознания в то время, когда экономика России особенно остро нуждается в притоке трудоспособного населения из стран, являющихся членами Содружества Независимых Государств
3.4 Миграционная политика России
В стране уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.
Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения Российской Федерации с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. Однако многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации продолжается. Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:
реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, поэтому при раз работке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений. Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для России имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер:
введение специальных депозитных счетов;
продажа земельных участков под строительство;
выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
создание специального пенсионного фонда.
Заключение
Процессы международной миграции трудовых ресурсов оказывают решающее влияние на формирование международного рынка труда. Перераспределение трудовых ресурсов между различными экономическими центрами мира и регионами. Она способствует выравниванию доходов населения на мирохозяйственном уровне. В результате международного перелива рабочей силы происходит определенное выравнивание уровней заработной платы в разных странах. Миграция рабочей силы влечет за собой определенные затраты, издержки миграции. В структуре последних необходимо учитывать, как явные, связанные с переездом и трудоустройством на новом месте, так и скрытые, связанные с утратой дохода во время переезда и устройства в принимающей стране, а также с адаптацией к новому образу жизни. Культуре, языку, климату и др.
Страна, в которой наблюдается устойчивый рост иностранной высококвалифицированной рабочей силы, имеет большую выгоду за счет обеспечения более динамичного экономического развития. Миграция трудовых ресурсов из бедной страны в богатую способствует росту ВНП, увеличению национального дохода, увеличивает доходы бизнеса в принимающей стране, снижает средний уровень заработной платы.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.
Заключение
Процессы международной миграции трудовых ресурсов оказывают решающее влияние на формирование международного рынка труда. Перераспределение трудовых ресурсов между различными экономическими центрами мира и регионами. Она способствует выравниванию доходов населения на мирохозяйственном уровне.
В результате международного перелива рабочей силы происходит определенное выравнивание уровней заработной платы в разных странах. Миграция рабочей силы влечет за собой определенные затраты, издержки миграции. В структуре последних необходимо учитывать, как явные, связанные с переездом и трудоустройством на новом месте, так и скрытые, связанные с утратой дохода во время переезда и устройства в принимающей стране, а также с адаптацией к новому образу жизни. Приступая к рассмотрению влияния современных тенденций миграции на экономику нашей страны, мы исходили из ее определения как способности экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровне. Также стремились фиксировать последствия миграции на индивидуальном, региональном и национальном уровнях экономической безопасности и в смежных областях безопасности, непосредственно влияющих на экономику. С учетом всего этого результаты анализа могут быть представлены следующим образом.
. Влияние миграции - явление неоднозначное. И если говорить о преобладающем влиянии в нынешних российских условиях, то следует признать, что оно заключается в создании и усилении угроз различным составляющим экономической безопасности.
. Вместе с тем существуют и позитивные моменты последствий миграции для состояния экономической безопасности. Когда страна полностью выйдет из экономического кризиса потенциальные возможности миграции будут хорошим вкладом в экономику России.
. Есть и обоснованность предложенного перечня актуальных угроз для различных составляющих экономической безопасности, создаваемых миграцией в целом, вне зависимости от выделенных потоков. Это угрозы демографическому, трудовому и научно-техническому потенциалу, региональным рынкам труда, трудовой мотивации, а также опасность усугубления спада производства в некоторых секторах экономики, усиления криминализации экономики, маргинализации и социальной дифференциации населения.
. Результатом внутренних миграционных процессов являются:
во-первых, уменьшение возможностей для экономического развития регионов нового освоения, начавшаяся в них и грозящая усилиться деградация демографического, генетического, трудового, производственного и ресурсного потенциала,
во-вторых - нерациональное использование образовательного и квалификационного потенциала мигрантов в регионах их преимущественного оседания,
в-третьих - значительное улучшение благодаря миграции демографической ситуации в тех же регионах, постепенное формирование в них довольно мощного кадрового потенциала для будущего экономического роста.
. Последствиями эмиграции из России можно считать реальные и потенциальные потери и приобретения для валютно-финансовой и научно-технической безопасности страны. Иммиграция из дальнего зарубежья отличается по своим последствиям от остальных потоков тем, что сейчас явно доминирует ее негативное воздействие, которое с наибольшей силой сказывается или может сказаться на состоянии здоровья принимающего населения и на соотношении легального и криминального в структуре экономической деятельности.
Список литературы
1. Экономическая теория: учеб. /В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова, и др.; / под. ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд - Во Проспект, 2009. - 576 с.
. Кудина М.В. Основы экономики: учебник. - М.: ИНФРА М, 2006.- 352 с.
. Экономическая теория/ Под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. СПб: Изд СПбГУЭФ, Изд. «Питер паблишинг», 1997. - 480 с.
. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.:Экономистъ,, 2005. - 734 с.
. И. Цапенко, «Ренессанс» экономической миграции на Западе. - журнал «Вопросы экономики». - №11 2002.
. И. Цапенко «Международная миграция специалистов и студентов» - журнал «Вопросы экономики». - №7 2005.
. Алексей Киреев. Международная экономика. Ч. 1. - М.: «Международные отношения», 1999. - 416 с.