Роль образования в формировании человеческого капитала

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль образования в формировании человеческого капитала

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

.1 Социально - экономическая сущность образования

.2 Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда

.3 Конкурентные преимущества экономических систем за счет уровня образованности человеческого капитала

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

.1 Системно - деятельностный подход модернизации образования

.2 Многоуровневая система образования

.3 Интеграционные тенденции в мировом образовании

Раздел 3. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

.1 Современный уровень системы образования в Украине

.2 Стратегические приоритеты развития образования в Украине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы состоит в том, что проблемы образования становятся основными экономическими проблемами современности и ближайшего будущего. При этом, исследование роли сферы образования в обществе должно основываться на анализе сущностных свойств образовательной услуги, как конституирующей основы системы образования. Изучение процесса производства образовательной услуги, как экономической категории, с позиций экономической теории диктует необходимость анализа проблемы с точки зрения определения роли и места этой услуги в системе воспроизводства человеческого капитала.

Возрастание интереса экономической науки к человеческим созидательным способностям, пути их активизации совпадают со всеобщей закономерностью развития современной науки. С точки зрения экономической теории это предполагает переход к «человеческому» измерению жизни общества, постановку индивида как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования и других сфер воспроизводства созидательных качеств человека.

Категория «человеческий капитал» позволяет с единых позиций изучать многие явления рыночной экономики. По мнению ряда ученых, концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Она дает новые возможности изучения таких проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда, мотивация и др.

Объектом исследования является производство и потребление образовательных услуг в процессе формирования человеческого капитала, а предметом исследования - экономические отношения, возникающие в процессе формирования человеческого капитала.

Цель работы - Сформировать теоретические подходы, позволяющие уточнить роль образования в формировании человеческого капитала.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

определить особенности производства образовательных услуг в сфере образования;

выявить роль образовательного потенциала и образовательной услуги в процессе воспроизводства человеческого капитала;

уточнить характеристики процесса формирования регионального рынка образовательных услуг;

доказать значимость источников диверсификации финансирования образования.

Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1.1 Социально - экономическая сущность образования

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление - это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений[12;96].

Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Беглый анализ новейшей истории реформирования образования позволяет заключить, что за гранью различных сценариев развития образования, как правило, оказывались системные социальные и ментальные эффекты, в порождении которых участвует образование:

формирование идентичности человека в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства;

социальная и духовная консолидация общества;

обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества;

конструирование социальных норм толерантности и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

успешная социализация подрастающего поколения;

повышение конкурентоспособности личности, общества и государства[1;127].

Образование представляет собой базовую сферу воспроизводства человеческого потенциала, в которой человек формируется как личность. Получаемые знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, т.к. миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества. Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности. Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение.

Трансформационные процессы в экономике требуют инновационного подхода в системе подготовки будущих специалистов. Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы - важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов и получение определенных практических навыков и умений. Указанные стороны учебного процесса также носят в определенной мере инновационный характер[22].

1.2 Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда

Повышение образовательного уровня более высокой ступени осуществляется вузами, институтами повышения квалификации и переподготовки кадров. В последние годы наблюдается стремление молодежи к получению более высокой квалификации.

Причины такой ситуации, скорее всего, в следующем:

приоритет высшего образования перед средним специальным;

доступность высшего образования, связанная с наличием платной формы обучения;

желание иметь хорошую работу и располагать альтернативным выбором рабочего места;

сложившееся мнение о том, что высокий уровень образования ведет к росту доходов и, в частности, заработной платы[14;122].

Безусловно, человек, обладающий определенным запасом знаний, является более конкурентоспособным и креативным. Обучение же по второй специальности дает возможность снизить дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением, ведь менее востребованная специальность диктует обстоятельства, требующие переподготовки работника, то есть получения новой специальности, наиболее востребованной в регионе. Достоинства системы переподготовки состоят также и в следующем:

обучение второй специальности происходит в более короткие сроки;

получение образования по такой системе позволяет избежать дублирования дисциплин и исключить довольно большой блок общетеоретической подготовки;

традиционная форма лекций имеет меньше преимуществ перед лекциями, имеющим сильную обратную связь, поскольку обучающие лица обладают определенными навыками;

растет человеческий потенциал страны;

расширяются сферы приложения труда;

преподавание теоретического блока дисциплин, осуществляемое наиболее компетентным профессорско-преподавательским составом, способным донести знания определенного предмета в рамках основных идей развития белорусского государства, наиболее тесно увязывается с практическими навыками слушателей.

К тому же новая специальность, во-первых, непрерывно дополняет полученное ранее образование, во-вторых, является проводником инновационных идей и технологий. Анализируя динамику статистических данных, характеризующих занятость и безработицу, следует отметить, что уровень экономической активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием[17;8].

Среди трудоустроенных - все больше лиц, имеющих высшее образование: 22,8% в 2010 г. по сравнению с 16% в 2000 г. В то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием, которая увеличилась за 10 лет на 0,6 процентных пункта (с 9,6% в 2000 г. до 10,2% в 2010 г.). Следует отметить, что увеличение числа выпускников средне-специальных учебных заведений и вузов не является прямым индикатором роста предложения труда со стороны специалистов в масштабах всего экономически активного населения. В частности, поскольку в старших возрастных группах трудоспособного населения, постепенно выбывающих с рынка рабочей силы, доля лиц со средним специальным образованием является весьма высокой, общее предложение труда лиц со средним профессиональным образованием сокращается. Растет и средний возраст безработных, в большей степени у женщин[17;9].

Рост уровня образования ведет к повышению человеческого потенциала страны. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей. В связи с этим переобучение лиц пожилого возраста позволит избежать сокращения данной категории работников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система высшего и послевузовского образования позволяет решать насущные проблемы на рынке труда. Ведь образование вне контекста рынка труда теряет смысл, а профессиональная подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений.

1.3 Конкурентные преимущества экономических систем за счет уровня образованности человеческого капитала

В современных условиях конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые выступают основой экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала ведущими зарубежными и отечественными учеными.

Несмотря на противоречивость понимания структуры человеческого капитала, все исследователи единодушны в признании огромного значения образовательного фактора, т.е. знаний, навыков, умений и способностей к их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает в человеке формальное образование. Многие исследователи пытались отделить влияние фактора образования на рост будущих доходов от влияния здоровья, способностей, социального происхождения. Результаты, к которым пришли разные ученные в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное воздействие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, следовательно 60% доходов человека объясняются уровнем его образования.

Роль образования заключается не только в увеличении уровня доходов, но и в расширении возможностей человека, доступности благ, делающих его жизнь более интересной, содержательной, счастливой. Образование рассматривается как необходимое благо для укрепления здоровья и обеспечения активного долголетия человека, для воспитания более здорового и благополучного потомства, для сохранения благоприятной окружающей среды, для взаимопонимания различных групп населения.

Страны с развитой рыночной экономикой уже давно главной формой завершенных капиталовложений общества рассматривают преимущественное развитие человека, особенно это касается стран, не обладающих запасами сырьевых ресурсов и стран с разрушенной в годы Второй мировой войны материальной базой, таких, как Тайвань, Корея, Япония, Германия[20].

Стратегия, рассчитанная на человеческий фактор, обеспечила и продолжает обеспечивать этим странам высокую динамику экономического развития и высокую степень социализации. В Украине оценка человеческих ресурсов как главного фактора развития и обеспечения конкурентоспособности компаний до сих пор не входит в управленческий инструментарий многих руководителей. В то же время в современных условиях конкурентные преимущества в развитии украинской экономики и ее модернизации напрямую связаны с накоплением и реализацией человеческого капитала.

Важность такой ориентации для Украины очевидна. Человеческий потенциал Украины, ее высокообразованная рабочая сила - это более ценный ресурс, нежели устаревший и сильно изношенный основной капитал. Поэтому актуальность развития и внедрения понятия «человеческий капитал» в социально-экономическую сферу жизнедеятельности украинского общества не вызывает сомнения. Выделение фактора человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста - образование людей. Следовательно, на смену взглядов на образование как не потребляющее и непроизводительное приходит концепция, в которой подчеркивается, что современное образование приобретает особую экономическую роль в жизни общества. В узком смысле одной из составляющих человеческого капитала является образование. Эта составляющая становится частью человека и представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций в человека[6;28].

Понятие человеческого капитала опирается на два определения образования - как ресурса (собственно человеческий капитал) и как системы (в которой происходит его накопление), что позволяет перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию. Экономический подход рассматривает образование как источник экономического роста, дает его оценку с позиций экономической эффективности через повышение качества рабочей силы и производительности труда. Накопление человеческого капитала происходит как в процессе школьного обучения, закладывающего базовые знания и навыки, так и во время обучения послешкольного, нацеленного на получение определенной профессии, а также в рамках профессиональной деятельности. Причем полученные на предыдущих этапах обучения умения и знания повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как следствие, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. Высшее учебное заведение дает определенные профессиональные знания и навыки, возможность их практического применения и получения первоначального представления о профессиональном рынке труда в виде производственной практики.

Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. В макро-масштабе высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны. Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества[8;67].

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Системно - деятельностный подход модернизации образования

В рамках системно-деятельностного подхода выделяются две неотъемлемых друг от друга характеристики - стандартизация образования и вариативность образования.

Эволюционный смысл стандартизации заключается в обеспечении устойчивости процесса трансляции образцов познания, присущих данному уровню развития цивилизации. Можно выделять три аспекта стандартизации:

стандартизация как необходимое условие адаптации подрастающих поколений к решению широкого класса типовых жизненных задач;

стандартизация как инструмент управления знаниями в условиях социального, экономического, этнического и психологического разнообразия различных социальных систем;

стандартизация как условие обеспечения единства образовательного пространства, которое определяется нами как «единство разнообразия» [3;13].

Эволюционный смысл вариативности образования заключается в наращивании творческого потенциала подрастающих поколений.

Вариативность выступает как необходимое условие расширения возможностей развития личности при решении жизненных задач в ситуациях роста разнообразия.

Вариативность обеспечивает управление изменениями в образовательных системах государственного, регионального, и школьного уровней.

Стандартизация образования выступает как тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве как пространстве «единства разнообразия.

Вариативность образования рассматривается как тенденция, характеризующая, во-первых, способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся; во-вторых, возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия.

В целом стандартизация и вариативность образования способствуют как социализации и индивидуализации каждой личности подрастающего поколения, так и управлению функционированием и изменениями в системе образования на государственном, региональном и школьном уровнях[16;218].

С учетом обозначенных выше особенностей природы стандартизации и вариативности как моментов социальной деятельности образования, обеспечивающих устойчивость данной деятельности и её инновационный потенциал, в рамках системно-деятельностного подхода можно выделить базовые ориентиры проектирования стандартов образования:

на определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению и формирование «компетентности к обновлению компетенций»;

на выделение ценностных установок, отражающих требования и гарантии семьи, общества и государства к условиям, обеспечивающим социально ожидаемое качество образования;

на понимание стандартов общего образования как конвенциональных социальных норм, гарантирующих со стороны государства, общества, семьи и школы доступность, качество, эффективность образования и фиксирующих требования к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования, срокам обучения, структуре примерных образовательных программ, процедурам контроля за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах индивидуального развития личности школьников;

на проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных познавательных действий, обеспечивающих решение учебных задач и построение картины мира на разных ступенях образования[21].

Ценностной целевой установкой в обозначенной выше системе координат проектирования стандартов образования является установка на формирование мировоззрения личности и на мотивацию к обучению в качестве ведущей мотивации развития личности. Исходя из этой установки, акцент при проектировании школьных стандартов смещается, прежде всего, на обеспечение личностного результата, достигаемого в ходе обучения и воспитания. В качестве одного из таких личностных результатов образования и выступает обретение идентичности личности, без которой невозможно достичь самодостаточности человека.

образование человеческий капитал конкурентный

2.2 Многоуровневая система образования

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к украинским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие:

реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;

свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

широкие возможности для последипломного образования;

возможность интеграции в мировую образовательную систему[2;97].

В таблице 2.1. приведена сравнительная характеристика многоступенчатой системы

Таблица 2.1.

Сравнительная характеристика различных систем образования

Характер критериевМногоступенчатая системаМоноуровневая системаМногоуровневая системаДля государстваЭкономия средств. Быстрое удовлетворение госзаказа на специалистовЦентрализованное управление образовательной системой. Плановость выпуска специалистов. Реализация госзаказа с шагом в 5 лет.Возможность заполнения социальных ниш специалистами соответствующего уровня. Быстрое реагирование на запросы государстваДля обществаБыстрое повышение профессионального уровня населения (через быструю подготовку профессионалов среднего звена)Высокий культурный уровень населения. Стабильность образовательной системы. Массовая подготовка профессионалов-исполнителейВысокий культурный общеобразовательный уровень населения. Формирование мобильных членов общества. Получение необходимых специалистов в короткие срокиДля личностиНаличие коротких этапов при достижении профессионального роста, 6лизкие целиЧеткая ориентация на профессию, определенность в будущем виде деятельности. Регламентированный процесс обученияВыбор собственной траектории образования. Возможность получения многопрофильной профподготовки. Способность к непрерывному образованиюДля образовательных учреждений (вузов)Развитая сеть вечернего и заочного обучения. Хорошая подготовленность студентов к практическим задачам, связанным с предстоящей деятельностьюУнифицированость подготовки по срокам, уровню, документам об образовании. Жесткая регламентация всего учебного процесса (программ, учебных планов и т.д.)Свобода формирования учебного процесса в вузе, возможность максимальной реализации научно-педагогического потенциала вуза, учета его специфики. Толерантность системы к новациямХарактер критериевМногоступенчатая системаМоноуровневая системаМногоуровневая системаСоотношение между компонентами обученияПрофессиональный компонент доминирует над образовательнымПрофессиональный компонент доминирует над образовательным.Образовательный фундаментальный компонент доминирует над профессиональным (на I - II уровнях)Основные недостаткиНизкий общеобразовательный уровень. Узкая направленность профессиональной подготовки. Специалисты с репродуктивным воспроизведением информацииБольшая длительность образовательного этапа. Слабый учет потребностей личности. Слабо развитые способности к творческой работе, к самообразованию. Формирование иждивенчески настроенной личности и конформизма. Медленная реакция на изменение запросов общества.Возможная излишняя децентрализация системы образования. Потенциальная возможность снижения уровня образования путем «экономии» за счет параллельной подготовки бакалавра и специалиста. Отсутствие разработанного механизма, перехода с одной образовательной программы на другую (между П и III уровнями)

Из приведенной таблицы видно, что границы между системами не являются четкими. Системы имеют много общих черт.

Многоступенчатая система - это совокупность профессионально-образовательных программ, отличающихся уровнями квалификации, приобретаемой обучающимся в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства, имеющими главной задачей узкопрофессиональную подготовку и обеспечивающими рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к следующей. Высшее образование выступает как неделимая единая ступень.

Моноуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ, ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

Многоуровневая система высшего образования - это совокупность последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности.

Особенность многоуровневого образования - появление различных образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для самореализации.

Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности (проблемные и «бесконспектные» лекции, лекции-пресс-конференции и т.д., семинары-диалоги, семинары на ролевой основе и т.д.).

Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения; разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения.

Третья ступень - контекстный подход, для применения навыков и умений в решении квазипрофессиональных задач. Широкое использование активных (включая деловые игры и игровое проектирорвание) и информационных технологий обучения. Подготовка магистров - занятия с элементами исследований, участие в реальных деловых играх (инновационные, проблемно-деловые, организационно-деятельностные).

Приоритетные задачи в области диверсификации образования:

поиск новых наиболее гибких и экономичных структурных форм образования, отражающих имеющиеся потребности общества и возможности существующей системы образования;

проблема взаимодействия отдельных частей образовательной системы;

проблема контроля качества образования и соответствия системы образования поставленным целям и потребностям общества;

наполнение содержанием готовых образовательных конструкций, механизм обеспечения саморазвития системы образования, оптимальное соотношение между образовательными компонентами;

поиск путей интеграции в мировую образовательную систему;

выявление конкретных механизмов реализации образовательных потребностей;

экономическое и правовое обеспечение системы образования.

Как показывает практика, основной движущей силой и опорой конструкции интегрированного непрерывного образования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования - вузы. Все образовательные новации последних десятилетий: различные учебные комплексы, в т.ч. учебно-научно-производственные и комплексы «школа-вуз», среднетехнические факультеты, вновь создаваемые структуры довузовского, дополнительного и послевузовского образования - строятся на интеграции с вузами[2;100].

Можно выделить ряд теоретических проблем, решение которых необходимо для реализации системы многоуровневого образования:

педагогические: формирование содержания образования при ступенчатой системе подготовки; обеспечение завершенности, преемственности и интеграции его с базовым содержанием школы; система критериев аттестации при переходе студентов с одной ступени на другую; сокращение сроков обучения при переходе из одного учебного заведения в другое;

психологические: личность в условиях многоступенчатой подготовки; формирование разных типов профессиональной деятельности на разных ступенях обучения;

социально-психологические: социально-психологический климат в условиях разных уровней притязаний на получение профессиональной подготовки;

экономические: затраты на подготовку специалистов;

управленческие: координация и субординация связей в системе государственно-общественного управления, оптимизация функций механизмов управления.

В таких системах есть несколько положительных моментов: во-первых, существенное расширение социальной базы студенчества за счет лиц:

. способных к усвоению лишь начального профессионального образования.

. склонных лишь к исполнительной деятельности.

. ограниченных временными и финансовыми возможностями.

Во-вторых, возможность создания учебных планов и программ, отличающихся высоким уровнем мобильности и способности удовлетворять широкий спектр меняющихся потребностей сферы культуры, науки и производства.

В третьих, создание единых образовательных профессиональных стандартов.

В четвертых, улучшение качества обучения, так как на каждой ступени доминируется одна ориентация: на первой - на репродуктивную деятельность, на второй - на прикладную продуктивную деятельность, на третьей - на теоретическую продуктивную деятельность.

В пятых, улучшение качества специалистов на каждом уровне, так как поступление на последующую ступень стало вестись на конкурсной основе, т.е. такая система отбора строится в двух общепризнанных принципах: открытости (доступности) и селективности (конкуренции).

В шестых, реализация методов совершенствования учебного процесса:

метода заданий целей обучения; метода отбора необходимого и достаточного; метода определения необходимого качества усвоения материала;

метода выбора рациональной комбинации видов учебной деятельности;

метода построения и реализации системы контроля за ходом и результатом обучения, разработка и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов на каждой ступени обучения;

метода конечных проектов, обеспечивающего интегративную связь предметов внутри одного блока дисциплин и между предметами различных циклов[4;117].

Решить проблемы при переводе с одной ступени на другую, в частности проблему переструктурирования и согласовывания содержания профессионально-теоретической подготовки, позволяет принцип вариативности. Процесс подготовки специалистов разного уровня не является замкнутой системой. Он зависит от многих факторов.

Исходя из того, что содержание изучаемого материала является одним из определяющих факторов, влияющих на выбор форм организации, можно выделить среди факторов, влияющих на варьирование процесса подготовки, управляемые и неуправляемые. К первым он относит уровень подготовленности учащихся, особенности вуза, его техническую вооруженность, ко вторым - социально-экономические изменения в обществе, смену приоритетов в общественном производстве.

Один из ведущих принципов, положенных в основу многоуровневой системы образования, - принцип фундаментализации. Это понятие имеет разнообразное, часто весьма субъективное толкование. Одни авторы понимают ее как более углубленную подготовку по заданному направлению - «образование вглубь». Второе понимание - разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование на основе овладения фундаментальными знаниями - «образование вширь».

2.3 Интеграционные тенденции в мировом образовании

Сегодня знание получает новое общественное измерение, становясь в один ряд с уже привычными «столпами», определяющими развитие общественного производства, - трудом, землей, финансовым капиталом, и выдвигая образование в число глобальных факторов общественного развития, смягчения диспропорций, существующих в мировом хозяйстве, формирования политической стабильности и устойчивого развития. Непосредственно для образования эта его новая роль стала мощным стимулом дальнейшей интернационализации и интеграции.

Как и другие общественные институты, образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации жизни становится все более открытым для международного сотрудничества. Интернационализация образования сопровождается усилением международной составляющей развития его отдельных элементов - национальных, региональных образовательных систем. Это, однако, не означает утраты ими своей самобытности[15;59].

Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, существовавший в различных формах задолго до того, как завершилось формирование наций и национальных образований в их сегодняшнем виде. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, что также имело место и само по себе целесообразно, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивавшимися в мире. К их числу можно отнести: постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мировые хозяйственные связи; новые технологии с их развитой инфраструктурой, делающей доступной для информации практически каждый уголок земного шара; современные глобальные проблемы человечества. Интернационализации образования способствуют и новые тенденции в мировой политике, утвердившиеся на большей части мира идеи свободного рынка, а также универсальность гуманизма, общечеловеческих ценностей[5;63].

С различной интенсивностью процесс интернационализации охватил все ступени образования, достиг своего максимума в высшей школе. По отношению к отдельным регионам мира (Западная Европа) есть основания утверждать, что процесс интернационализации в высшей школе приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политико-правовой надстройки интеграционного комплекса. Безусловно, международная интеграция в образовании, как и в любой другой сфере жизнедеятельности, - сложный, противоречивый и длительный процесс. Более того, многие проблемы, связанные с необходимостью передачи части функций с национального на наднациональный уровень, с известным ограничением суверенных прав государства, решаются здесь особенно трудно.

Международная интеграция в образовании - это результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Для интеграции характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных систем образования, растущая степень их «сцепляемости», синхронизация действий посредством их регулирования соответствующими наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач[7;99].

Конечно, любые определения интеграции не универсальны, поскольку не учитывают всего комплекса элементов, в нее вовлекаемых. Впрочем, и сама интеграция также относительна, ибо это процесс объединения, но еще не само объединение. И нигде в мире ни в одной сфере пока еще не произошло полного объединения. Вместе с тем определенная степень развития и постоянного совершенствования интеграционных процессов - необходимое условие общественного прогресса.

Интеграционные процессы в сфере образования начинают развиваться при наличии как минимум трех необходимых условий: прочного экономического фундамента в определенной группе стран, утвердившегося главенства закона, гарантирующего обязательный характер соответствующих международных договоров, и демократического характера принятия решений, основанного на принципах компромисса и консенсуса.

В целом интеграционные процессы ведут к смещению акцента в сторону нетрадиционных акторов, во все большей мере формирующих международную образовательную политику, не вытесняя, однако, государство как главного участника международного общения. В образовании, являющемся частью мирового социально-экономического комплекса, эти общие тенденции качественных преобразований процесса интернационализации, безусловно, действуют в полной мере[11;7].

В настоящее время в мировом образовании возможно выделить интеграционные объединения нескольких видов и уровней зрелости:

) интеграционные объединения образовательных систем различных групп стран (некоторые арабские государства, европейские средиземноморские страны и др.), ставящие своей целью согласование отдельных элементов образовательной политики, в частности взаимную корректировку и признание учебных курсов, признание дипломов об окончании учебных заведений различных ступеней и ученых степенях, расширение академической мобильности. Как правило, подобные меры регулируются соответствующими конвенциями и являются определенным этапом на пути к более тесной региональной или субрегиональной интеграции в образовании;

) интеграционные объединения, основывающиеся на исторической, культурной общности отдельных стран, на схожести целей и задач образовательной политики на определенных этапах развития. Основные формы деятельности таких объединений - разработка общих стандартов качества подготовки специалистов, мер по предотвращению их массового оттока за пределы регионов. В основе своей эти меры носят протекционистский характер и направлены на защиту национальных образовательных систем от мощного давления извне. Типичные представители - объединения латиноамериканских стран: «Андская группа», «группа Контадора» и др.;

) интеграционные объединения новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии, ставящие своей целью радикальное повышение качества обучения за счет максимально полного использования внутреннего потенциала национальных образовательных систем, новейших технологий, опыта других стран, в том числе и путем массового направления молодежи на учебу за границу.

) интеграционные объединения высшего типа, ставящие своей целью формирование и реализацию единой образовательной политики на всех уровнях обучения, регулирование этого процесса с помощью соответствующих наднациональных органов. В объединениях такого типа образованию (равно как и культуре) отводится роль центрального (цементирующего) звена во всей интеграционной цепи. Часть оперативных функций по управлению образованием в государствах, образующих такие объединения, передается с национального на наднациональный уровень. Государство же в большей мере принимает на себя функции гаранта социальной справедливости в смысле доступа к образованию и его соответствующего качества[9;281].

Как и в других сферах, интеграция в образовании развивается в двух основных и, на первый взгляд, противоречивых направлениях - региональном и глобальном. Региональная интеграция в образовании вырастает из общего процесса его интернационализации. Происходит это под влиянием двух тенденций: с одной стороны, непрерывно растущей потребности к сближению образовательных систем различных уровней развития в разных частях мира, с другой - четко выраженных узкорегиональных потребностей, связанных с усилением конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг. Однако, это противоречие носит объективный характер и является необходимым этапом интеграции, дальнейшее развитие которой, скорее всего, будет проходить под все более определяющим воздействием линии на глобализацию образования.

Основными субъектами интеграции выступают образовательные учреждения различного уровня, которые путем массового включения в реализацию крупных многосторонних международных проектов и программ более эффективно начинают решать как национальные образовательные задачи, так и те, что вытекают из потребностей устойчивого развития все более взаимосвязанного и взаимозависимого мира, из необходимости разрешения глобальных проблем человечества. Именно через активизацию сотрудничества на уровне образовательных учреждений в ходе реализации крупных международных проектов достигается та необходимая "сцепка" национальных образовательных структур, которая и отличает интернационализацию от интеграции.

Кроме образовательных учреждений, субъектами интеграции выступают отдельные национальные образовательные системы, а также различные международные педагогические организации и движения, рассматривающие активизацию межгосударственного сотрудничества в сфере образования как одно из средств его эффективного развития в постиндустриальную эпоху[15;62].

Можно выделить комплексный, многоплановый характер воздействия интеграции в сфере мирового образования на весь ход современного общественного развития. Эта ее черта проистекает из особой, решающей роли знания в современную эпоху.

Опережающий характер международной интеграции в образовании важен и с точки зрения обеспечения необходимой гуманизации, становления нового человеческого профилирования мировой экономики и связанного с этим возможного перераспределения общественных ресурсов как непосредственно в само образование, так и в культуру, здравоохранение и т.п.

Интеграция в образовании способна стать своеобразным стабилизирующим элементом развития интеграционных процессов в экономике, политике и других сферах. Известно, что с конца 70-х гг. прошлого столетия в мировом хозяйстве идет быстрый рост региональных экономических группировок, что является отражением параллельного развития в нем двух процессов - интеграции и дезинтеграции. Масштабы и степень влияния этих группировок на мировое экономическое развитие также стремительно увеличиваются[10;407].

Раздел 3. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1 Современный уровень системы образования в Украине

На современном этапе формирования новой экономической модели Украины развитие и формирование человеческого капитала становится все более важным, поскольку от этого зависят основные факторы экономического роста. В связи с этим, на первый план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал определяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается внимание общества к системе образования как основы производства этого потенциала.

Как сложная интеллектуальная сфера управления, образование и профессиональная подготовка является той движущей силой, которая при должной организации должно стать определяющим фактором экономического и социального развития на всех уровнях. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений.

После признания и распространения теории человеческого капитала образование перестало восприниматься как отрасль непроизводственного потребления. Сейчас она трактуется как инвестиции в один из видов человеческого капитала, что не только приносит прямые экономические и социальные доходы его владельцу, но и стимулирует экономический рост в целом. Расчеты отечественных и зарубежных ученых дают основание утверждать, что вклад образования в прирост ВВП достигает почти 30%. Это обстоятельство побуждает руководство большинства стран мира вкладывать огромные средства в эту сферу формирования человеческого капитала.

Государственные расходы на образование, предусмотренных Государственным бюджетом Украины в 2010 г., составили 6,5% ВВП по сравнению с 4,17% в 2000 г. Однако значение этого показателя все же остается вдвое меньше, чем в развитых странах Европы.

Значительные интеллектуальные ресурсы сосредоточены в высшей школе. Количество студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях в 2009/10 учебном году, возросло почти вдвое и составляет 2813,8 тыс. против 1638,3 тыс. в 1989/90 уч.г. Сегодня в Украине подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 904 высших учебных заведения всех уровней аккредитации и форм собственности, тогда как в большинстве развитых стран их количество редко превышает сотню. Кроме того, большинство вузов имеют обособленные структурные подразделения, которых на сегодня их зарегистрировано 1005 - т.е. больше, чем самих учебных заведений. Высшие учебные заведения государственной формы собственности подчинены 26 министерствам и ведомствам, 10 из которых имеют в подчинении только одно заведение. Такой практики не существует ни в одной европейской стране. Продолжает расти количество частных вузов, в 2010 году составляла 114, в то время как во всех странах Западной Европы их всего 32, т.е. в 3,6 раза меньше, чем в одной Украине.

Проблематичным является также то, что в современных условиях высшее образование в целом не препятствует деформации предложения на рынке труда, происходит дальнейшее обесценивание дипломов с высшим образованием. На отечественном рынке труда не хватает специалистов рабочих специальностей, поскольку современный рынок труда испытывает дефицит в квалифицированных рабочих - выпускниках учреждений профессионально-технического образования (спрос на рабочие специальности превышает предложение в шесть раз).

Кроме общего и профессионального образования, большое значение для создания и развития человеческого капитала имеет обучение и повышение квалификации на производстве. В прошлом году только 6,2% зарегистрированных безработных прошли профессиональное обучение. Достаточно остро стоит проблема повышения квалификации работников. По данным Федерации профсоюзов Украины, периодичность повышения квалификации составляет один раз в 12,5 лет, хотя в странах ЕС повышение квалификации происходит раз в 2-3 года [18].

Следовательно, образование и профессиональная подготовка должны создавать условия накопления и развития совокупного человеческого капитала, который является не просто источником экономических возможностей, а характеризует дееспособность экономики на всех уровнях. Кроме того, государство через систему образования и профессиональной подготовки способствует обеспечению высокого уровня социально-политического развития, а также социальных гарантий лица, косвенно тоже являются фактором экономического развития. К сожалению, в условиях экономического кризиса в Украине вопросы образования и профессиональной подготовки не имеют статуса приоритетных. Такое отношение к этой определяющей сферы провоцирует дальнейшее углубление и затягивания кризиса. Эффективное государственное регулирование процесса подготовки квалифицированных кадров прежде всего управленческих, накопление человеческого капитала может стать действенным фактором ускорения выхода Украины из экономического кризиса.

3.2 Стратегические приоритеты развития образования в Украине

В Украине противоречивость процессов развития образования во многом заключается в том, что обновление общества требует радикальных перемен в сфере, находящейся в кризисном состоянии. В то же время известно, что реализация такого сценария развития, в результате которого Украина стала бы сильным геополитическим субъектом, требует значительного мобилизации всех образовательных ресурсов.

В этих условиях достижения определенного педагогического результата (то есть упор на гуманитаризацию, индвидуализацию, информатизацию образования, порой провозглашаемые целью реформ) явно недостаточно. Стратегические приоритеты образования заключаются в том, что оно должно быть внутренним ресурсом изменения украинского общества, столкнувшегося сегодня с масштабными задачами реформирования, с прессингом глобализации, революцией информационных и коммуникационных технологий и многими другими проблемами. Именно с этой точки зрения должны оцениваться качество обучения, новизна программ, соответствие методического и информационного обеспечения учебного процесса и т.д.[13;45].

Задача соответствия образовательных институтов запросам различных социальных групп, региональным и культурным особенностям в условиях роста дифференциации украинского общества требует соответствующих изменений в системе образования, ее превращение в модель, подлинно открытую многообразию. Среди ее основных характеристик - достижение личностного характера обучения, предполагающего интеграцию способов освоения мира, переход к вариативному образованию, свободное пользование различными информационными системами, новые установки в работе преподавателя и ученика, направленные на диалог, постоянное формирование новых ориентиров образования.

Построение открытой модели образования видится не только в отходе от жесткой централизации, детерминированности системы образовательных учреждений и т.д., но и открытости образования миру, учете в образовательной деятельности нового сочетания глобального, регионального и личностного аспектов.

По своей сути разнообразие систем образования является отражением культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, которое является исключительным достоянием. Помимо специфических содержательных моментов, связанных с отражением в образовательном процессе тенденций универсализации образа жизни современного человека и усилением регионализации развития, большое значение имеют сами организационные формы, которые позволяют совершенствовать образовательную практику. На международном уровне важно, чтобы люди в полной мере могли пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений каждой страны к образовательным ресурсам других государств. В частности, для высшего образование чрезвычайно важным является признание одной страной учебных курсов дипломов, степеней, квалификаций полученных в другой стране, что является одним из элементов права на образование, способствует мобильности взаимоотношений между странами

Приоритетной задачей является достижение эффективности функционирования системы образования в ракурсе социального заказа завтрашнего дня, что включает проблемы как внешней эффективности образования и касается, прежде всего, вопросов его содержания, так и внутренней эффективности, которые связаны с организацией процесса управления.

Динамизм содержания современного украинского образования связан с отталкиванием от исчерпавшей себя парадигмы, отражающей связь формирования единой системы образования и единства культуры. Сегодня целостность культуры уходит, настает время различности, которая предполагает многомерность, активное взаимодействие человека с окружением, конструирование отношений, идей, оценок непосредственно в процессе этого взаимодействия.

Научно-технический прогресс и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества выдвигаются в число главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в современном мире. Понятно, что от их уровня зависит не только экономическое могущество и уровень жизни населения конкретной страны, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности ее участия в интеграционных процессах и т.д. Судьба современных технологий в той или иной стране связана не только с имеющимися материальными предпосылками, но прежде всего с уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить и усваивать новые знания. При этом овладение научными знаниями в целом предстает как весьма противоречивый процесс. Инновативные механизмы их передачи в значительной степени связаны с преодолением устаревших подходов, в то же время существенная доля сложностей возникает из-за того, что новые идеи не сразу входят в жизнь, да и сам путь научных знаний в многоуровневой коммуникации между наукой и образованием имеет свои особенности, правила, логику развития и исключает прямой перенос научных идей в учебную практику.

Роль образования заключается, однако, не только в получении человеком определенных знаний. Одновременно оно выполняет и другую функцию - прививает способность человеку понимать других людей и взаимодействовать с ними. В украинских кризисных условиях задача подготовки мыслящего специалиста должна дополняться не менее важными социокультурными ориентирами. В условиях той угрозы, которую кризис несет духовности человека, упадку его социальных и жизненных сил, остро встают вопросы передачи того, что порой называют «генетическим кодом общества», то есть моральных норм, традиций, ценностей. Сложный социокультурный контекст существования человека важный с точки зрения возможностей его самоопределения, выработки духовно-ценностных ориентаций, которые необходимы для формирования автономной, самоактуализирующейся личности, нынешняя модель образования учитывает лишь в малой степени.

Образовательная система должна претерпеть изменения, связанные с тем, что перед лицом изменений в глобальном масштабе особо остро стоит задача обеспечения расцвета человеческой личности, обладающей творческим мышлением и способностями к саморазвитию, что невозможно без трансляции культурных и этических ценностей, без существования духовных ориентиров, выверенных с позиций перехода от человекозатратной к человекосберегающей эволюции. Опережающее образование тем более должно быть направлено на развитие тех качеств человека, которые могут определять его способности к обучению, к приобретению новых знаний[19].

Таким образом, вхождение в мировые социокультурные процессы требует утверждения новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Дальнейшее развитие образования должно иметь более широкие перспективы, чем стремление к знанию или овладение нормами морали, а новый образ культуры осваиваться человеком в отличие от прежнего традиционного способа присвоения индивидом культуры, рефлексивно, как личный жизненный проект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование ХХI века призвано изменить содержание и форму развития, необходимые для выживания цивилизации. Стратегической целью образования как социального механизма самоорганизации сегодня выступает преодоление опережающего развития социального бытия над общественным сознанием, переход к определяющей роли не материальных, а духовно-познавательных ценностей по мере движения к обществу, основанному на знаниях. Этот процесс должен разумно управляться и способствовать трансформации сознания людей, что возможно в результате изменения структуры образовательного процесса с учетом необходимости целенаправленного конструирования будущего для реализации его наиболее благоприятных сценариев.

Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция «человеческого капитала», авторы которой , считают, что расходы на процесс обучения -это «капиталовложение в человека», а накопление знаний и умений - это процесс накопления «человеческого капитала». В этом случае система образования рассматривается как «отрасль промышленности», которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве.

Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология М., 2006.-321с.

2. Андрусь О. Модульно-проектувальний комплекс: освітні завдання та методологічна основа // Вища освіта України. - 2010. - № 1. - С. 97-101.

. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 2007. С.12-13

4. Баженова B.C. Непрерывное образование в условиях трансформации экономических систем. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2005. - 222 с.

. Беляева Т.Б. Экономическое обоснование взаимодействия вузовской подготовки и рынка труда // Экономика образования. 2009. - № 4. - С. 63-73.

Беккер Г. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // Кадры 2004. - № 6. - С. 29-31.

. Бондаренко Н.В. Рынок труда и профессиональное образование - каков механизм сотрудничества. Мониторинг экономики образования, информационный бюллетень. М.: ГУ -ВШЭ, 2007.- 104 с.

. Винокуров М.А. Процессы самоорганизации рынка труда специалистов в условиях социально-экономический трансформаций. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2005. - 156 с.

. Волков Д. В. Роль образования в формировании человеческого капитала. М.: РГБ, 2003 - 178с.

. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. - 431 с.

. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. -768 с.

. Демченко Т.А. Проблемы оценки человеческого капитала на рынке труда. М.: МАКС - пресс, 2003. - С. 6-9.

. Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Пятигорск, 2007- 118 с.

Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2004- 160 с.

. Евсеенко Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. - 2009. № 3. - С. 114-132.

. Кельчевская Н.Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Университетское управление: практика и анализ. 2008. - № 3(32). - С.59-62.

. Клочков В. В. Человеческий капитал и его развитие. В книге: Экономическая теория. Трансформирующая экономика. / Под ред. Николаевой И. П. - М.: Юнити, 2004 - 417с.

. Табачник Д. «Освіта України», № 57-58 від 1.09. 2011 .-С 8-9

. http://www.ualogos.kiev.ua/fulltext.html?id=228

. http://udau.edu.ua/library.php?pid=795

. http://geopub.narod.ru/student/fokin/2/4.htm

. http://www.careerist.ru

Похожие работы на - Роль образования в формировании человеческого капитала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!