Методы выявления и система управления рисками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы выявления и система управления рисками












КУРСОВАЯ РАБОТА

по финансовому менеджменту

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Сущность управления рисками

.1 Понятие и классификация рисков

.2 Процесс управления рисками, его эффективность

.3 Требования к антикризисному управлению

Глава 2. Выявление рисков в организации

.1 Система контроля в организации и профилактика рисков

.2 Методы выявления рисков

.3 Способы и методы снижения существующих рисков в организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте - носителе риска. Эта первичная стадия носит название "выявления риска" и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Наличие достаточно полной и должным образом структурированной информации о рисках является основой для выработки эффективных мер по управлению ими.

Существует множество методов, каждый из которых помогает получить информацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определенному виду деятельности. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Необходимо постоянно следить за эффективностью использования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.

Невозможно однозначно указать, какие методы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае, но это достигается легче, если риск-менеджер является специалистом-практиком в данной области хозяйственной деятельности, будь то промышленное производство, финансы или коммерция.

Надо отметить, что поставленная задача является достаточно трудоемкой и требует специальных знаний.

Цель работы - изучить методы выявления и систему управления рисками.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

.Рассмотреть понятие и классификацию рисков;

.Рассмотреть процесс управления рисками, его эффективность;

.Изучить требования к антикризисному управлению;

.Рассмотреть систему контроля в организации и профилактику рисков;

.Изучить методы выявления рисков;

.Рассмотреть способы и методы снижения существующих рисков в организации.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

.1 Понятие и классификация рисков

В рыночных условиях необходимо квалифицированно оценивать риски и эффективно снижать либо компенсировать их отрицательные последствия.

Понятие "риск" имеет многофакторную природу, раскрытие которой происходит во взаимосвязи с понятиями "условия риска", "неопределенность", "условия неопределенности", "вероятность". Любая деятельность имеет рисковый характер.

Неопределенность проявляется в тех случаях, когда результатом деятельности выступает набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна. Риск проявляется в том случае, если действие приводит к набору альтернатив, вероятность осуществления которых известна. Таким образом, риск - это неопределенность, которую можно квалифицировать.

Проблема рисков малоисследована, нет достаточно ясных понятий о сущности предпринимательского риска, его разновидностях, областях использования, средствах управления риском.

Риск и неопределенность выступают неотъемлемыми чертами процессов управления. Неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Такая ситуация возникает, когда о воздействующих факторах нельзя получить достоверную информацию. Следовательно, последствия принятого решения трудно предусмотреть. Менеджер, сталкиваясь с неопределенностью, пытается получить дополнительную информацию при помощи экспертных методов, а чаще интуиции, определить вероятность достижения результата.

Определенность связана с условиями выработки и принятия управленческих решений, когда менеджер с достоверностью знает каждый возможный вариант развития событий. Однако, ситуация полной определенности встречается достаточно редко.

В менеджменте понятие "риск" связано с характером и сложностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск нужно рассматривать как характеристику управленческой деятельности, которая осуществляется в ситуации той или иной степени неопределенности вследствие недостаточности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.

Потери организации, их размер представляют собой цену риска, а величина успеха - плату за риск. Риск - это один из конечных результатов деятельности.

Рассмотрим характеристики риска, использующиеся в практике менеджмента:

вероятность риска: степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от 0 до 1. Другими словами, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;

размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;

степень риска: качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают высокую, среднюю, низкую и нулевую степени;

уровень риска: отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения, изменяющийся по величине от нулевого значения до 1, выше которого риск не оправдан;

приемлемость риска: вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);

правомерность риска: вероятность риска находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

Итак, риск - это существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, которая связана с альтернативой управленческого решения.

В кризисных условиях организация может оказаться банкротом, поэтому персоналу необходимо иметь умение в риск-ситуациях избегать неоправданных потерь и действовать смело. Менеджер должен взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей, то есть должен уметь рисковать.

Бывают случаи в практике, когда выбирается вариант небольшого результата, но при отсутствии риска, что приводит к снижению результативности организации. При решении с максимальным результатом, но с высоким уровнем риска необходимо сопоставить возможные потери и ожидаемую выгоду. Перед анализом рисковой ситуации и разработке решений следует установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления.

Из внешних факторов отмечают источники риска, связанные с кризисом экономического развития страны и регионов. Сюда относятся и рыночные источники, связанные с нарушением надежности и трудностями формирования новых отношений с потребителями, поставщиками, с проблемами обеспеченности финансовыми, трудовыми и другими видами ресурсов.

К внутренним признакам выделения риска относятся функциональные особенности рисковой деятельности: финансовой, маркетинговой, производственной. Важным признаком выделения рисков является и содержание риска как результата рисковой деятельности, главными из которых следует отметить: экономические, социальные, организационные, правовые, инновационные.

Наиболее распространенные последствия реализации результатов риск-решений - экологические, социальные, политические, интеграционные.

Классификация рисков служит основой организации управления рисками. В организации должна быть разработана система управления риском, на основе общей, так как состав рисков обманчив.

В зависимости от возможного экономического результата решения риски можно разделить на две группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски - это возможность получить отрицательный результат. Сюда относятся политические, природные, экологические, транспортные, производственные и торговые риски.

Спекулятивные риски - это возможность получения как отрицательного, так и положительного результата. К ним относятся финансовые риски.

Финансовые риски классифицируются на :

инфляцию и дефляцию;

валютные операции и риски ликвидности;

инвестиционные риски;

биржевые, селективные, банкротство.

Оценка риска предполагает обоснование рисков и измерение возможного уровня и вероятности потерь.

.2 Процесс управления рисками, его эффективность

Процесс управления рисками основывается на четырех основных решениях. Эти решения заключаются в вариациях по выбору инструментов, степени воздействия. При анализе рисков менеджер должен осуществить первоначальный выбор из следующих позиций:

избежание риска - это отказ от совершения принятия решений, которые в результате окажутся высоким риском;

контроль и предупреждение риска - это удержание риска при активном воздействии на него со стороны организации, которое направлено на снижение риска или ущерба от наступления риска-события;

сохранение риска - это когда уровень риска приемлемый для организации уровень, а воздействие на этот риск невозможно;

передача риска - осуществляется при помощи страхования, контрактных отговорок, когда воздействие на риск невозможно или экономически не оправдано.

Выделяют следующие инструменты воздействия на риск:

административные решения: воздействие компании на риск за счет принятия управленческих решений и за счет урегулирования бизнес-процессов внутри организации, которые могу минимизировать риск;

Успех менеджера зависит от инструментария, которым он располагает в организационной среде. В арсенал менеджера входят: предотвращение риска; уклонение от риска; воздействие на источник риска; сокращение времени нахождения в опасных зонах; сознательное и неосознанное принятие риска; дублирование операции, объектов или ресурсов; сокращение опасного поведения; сокращение величины потенциальных потерь; технический мониторинг ситуации; сокращение величины фактических потерь; поглощение возможных убытков доходами; распределение риска по разным участникам; разукрупнение риска; распределение рисков во времени; изоляция опасных взаимоусиливающих факторов друг от друга; страховой перенос (трансферт) риска; нестраховой перенос риска; сокращение длительности неопределенности; сокращение вероятности нежелательных событий; финансовые инструменты хеджирования рисков; финансовая инженерия; инновации; упреждающие методы.

К упреждающим методам, в свою очередь, относятся: ценовое регулирование; управление величиной финансового левериджа; ограничение уровня риска; оптимизация налогообложения; управление величиной операционного левериджа; обеспечение возможности получения с контракта по инвестиционной операции дополнительного уровня премии за риск; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций; совершенствование управления оборотными средствами субъекта экономики; информационно-прогнозное обеспечение инвестиционного управления (менеджмента); регулирование учетной и дивидендной политики; планирование оптимально эффективной инвестиционной стратегии и политики экономической системы; контроль над степенью риска и коррекция решений по управлению рискам (мониторинг риска).

Передача риска - это самый надежный способ управления риском. Он представляет собой метод нейтрализации потерь активов через передачу риска партнерам по отдельным хозяйственным операциям путем заключения контрактов.

Предотвращение риска - это заблаговременное изучение каждого вида риска и принятие мер по недопущению развитий событий, ведущих к угрозе и возникновению потерь.

Уклонение от риска - значит не "посещать" зоны или не заниматься деятельностью, где данный вид риска действует в таких масштабах, с которыми данный субъект инвестиционной деятельности не способен эффективно справиться. Данный метод является наиболее простым и радикальным. Он заключается в разработке мероприятий, полностью исключающих конкретный вид риска. Уклонение рассчитано на отказ от определенных ожиданий, рискованных процессов и перекладывание риска на других лиц. На практике оно чаще всего реализуется в форме отказа субъекта экономики от реализации инновационного (венчурного) проекта, совершения инвестиционных операций, связанных с высоким риском, предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов или минимизации рисков (консервативное управление активами и пассивами). Сюда относятся:

отказ от осуществления инвестиционных операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер;

отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных рисков - потери финансовой устойчивости субъектом экономики. Вместе с тем такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, т.е. возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал;

отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах (например, товарно-материальных запасах). Повышение уровня ликвидности таких активов позволяет избежать риска неплатежеспособности субъекта экономики в будущем периоде. Однако подобное избежание риска лишает субъекта экономики дополнительных доходов от расширения объемов продажи новых продукции и услуг в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции;

отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает потери от инфляционного риска, а также риска упущенной выгоды;

отказ от ненадежных партнеров.

Воздействовать на источник риска - значит попытаться изменить поведение источника риска так, чтобы уменьшить угрозу, которая от него исходит.

Принятие риска - значит понимать и оценить риск с вытекающими последствиями в случае непринятия мер по защите от него.

Многие регулярные мелкие риски организации сознательно принимают на себя, периодически списывая потери. Такая политика возможна только в отношении рисков, защита от которых стоит дороже предсказуемых потерь. Под такие риски в бюджеты закладываются нормальные резервы на потери. Дублирование операции, объектов или ресурсов повышает их надежность.

.3 Требования к антикризисному управлению

Сокращение опасного поведения как инструмент управления рисками заключается в ограждении опасных зон, установлении взаимного контроля за поведением сотрудников, дополнительном обучении и инструктировании персонала, установлении штрафов и повышенных ставок страхования для лиц и подразделений, повторно допускающих перерасходы и прочие потери.

Сокращение величины потенциальных потерь состоит в том, чтобы устанавливать абсолютные лимиты на инвестиционные ресурсы, находящиеся в зонах повышенного риска (например, ограничение на вложение капитала в определенных отраслях или регионах). А так же стремиться постепенно сокращать эти лимиты до минимально достаточных для бесперебойной эффективной работы инвестора.

Система согласований и разрешений в процессе принятия решений, в частности, направлена на то, чтобы каждый профессионал оценил риск со своей точки зрения и сообразно с лимитами финансовой ответственности. В общем случае лимиты устанавливаются исходя из того уровня потерь, который согласен понести инвестор в связи с реализацией рисков, и рассчитываются как отношение объема допустимых потерь и вероятности реализации риска.

Технический мониторинг ситуации способствует оценке и быстрому реагированию на такие технические риски, как изменение технологии, ухудшение качества и производительности производства, связанного с проектом, специфические риски технологии, закладываемой в инвестиционный проект, ошибки в проектно-сметной документации.

Воздействовать на риск инвестиционной деятельности возможно путем сокращения величины фактических потерь, т.е. подготовки к деятельности в случаях, когда опасность уже материализовалась. Обычно потери происходят не одномоментно, а нарастают в течение некоторого периода времени. Если коммерческая организация правильно реагирует на первые симптомы развития нежелательного процесса, влекущего за собой потери, то эти потери будут меньше, чем в случае задержек или неправильных действий. Идеология ситуационного управления, штатных и нештатных схем управления вполне пригодна для разработки правил поведения в неблагоприятных ситуациях.

Принцип снижения рисков инвестиционной деятельности посредством поглощения возможных убытков доходами инвесторы применяют в условиях высоких рисков. Он заключается в том, что каждому проекту в одной сфере или отрасли обязательно должен сопутствовать другой проект в другой отрасли или сфере. При этом рост и спад этих отраслей и сфер должны совпадать во времени. Это не значит, что спады всегда будут погашать доходы, средняя доходность в развивающейся экономике будет расти. Но защищенность инвестора при этом значительно возрастает.

Другой метод заключается в распределении рисков между несколькими участниками, переходе к совместному финансированию проектов. Этот подход получил большое развитие за рубежом в последние годы, когда было создано много компаний и альянсов инвесторов, принесших им в сфере рискованных инвестиций крупные доходы. Действия инвесторов в условиях риска будут более эффективны и принесут им успех, если это действия крупных альянсов инвесторов. Распределение риска по разным агентам выражается в процедурном разбиении опасной работы по разным исполнителям, каждый из которых имеет свои рисковые характеристики. В результате некоторые из этих агентов смогут уклониться от своей доли риска, а потери сократятся. Снижение степени риска путем его распределения между участниками (партнерами) или передачи части риска (по отдельным финансовым и иным операциям) участникам (партнерам) инновационного (венчурного) проекта может быть достигнуто посредством заключения многостороннего договора или множества двухсторонних контрактов, регламентирующих ответственность в случае неудачи проекта (индексирование стоимости продукции и услуг; различные формы страхования; залог имущества; система взаимных штрафных санкций; предоставление собственных и получение от контрагентов определенных гарантий, связанных с нейтрализацией негативных финансовых последствий при наступлении рискового события). Например, путем распределения риска между участниками инновационного (венчурного) проекта субъект экономики может осуществить трансферт подрядчикам части рисков, связанных с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством работ, хищением переданных им строительных материалов и некоторых других. Для субъекта экономики, осуществляющего трансферт таких рисков, их управление заключается в переделке работ за счет подрядчика, выплате им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь.

В современной практике риск-менеджмента получили широкое распространение следующие основные направления распределения рисков (трансферта части рисков партнерам).

Распределение между предприятием и поставщиками сырья, материалов и комплектующих риска (прежде всего, финансового), связанного с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузочных работ. Формы такого распределения рисков регулируются соответствующими международными правилами "ИНКОТЕРМС-90".

Распределение риска между участниками лизинговой операции. Так, при оперативном лизинге субъект экономики передаст арендодателю риск морального устаревания используемого (лизингуемого) актива, риск потери им технической производительности (при соблюдении установленных правил эксплуатации) и ряд других видов рисков, предусматриваемых соответствующими специальными оговорками в заключаемом контракте.

Распределение риска (прежде всего, кредитного) между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции, который передастся соответствующему финансовому институту - коммерческому банку или факторинговой компании. Эта форма распределения риска носит для субъекта экономики платный характер, однако позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия.

Качественное распределение (передача части) риска. Подразумевает принятие решения участниками инновационного (венчурного) проекта с учетом организационно-технического потенциала субъекта экономической (предпринимательской) деятельности и форм его присутствия на рынке по расширению (сужению) числа потенциальных инвесторов (участников инновационного проекта). Объединяя усилия в решении проблемы снижения рисков, несколько субъектов экономики могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки. Как правило, поиски партнеров проводятся среди тех субъектов экономики, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы. Степень распределения рисков, а, следовательно, и уровень снижения их негативных финансовых последствий для субъекта экономики является предметом контрактных переговоров с партнерами, отражаемых согласованными с ними условиями соответствующих контрактов.

Разукрупнение риска снижает однократную величину риска и достигается, например, выдачей револьверных кредитов.

Распределение рисков во времени связано с тем, что не следует проводить несколько опасных мероприятий в одно и то же время, иначе совокупность нескольких несокрушительных опасностей может превысить финансовую критическую массу допустимых потерь и уничтожить субъект инвестиционной деятельности.

Изоляция опасных взаимоусиливающих факторов друг от друга является продолжением двух предыдущих способов. Дело в том, что некоторые события, происходящие одновременно, имеют свойство усиливать друг друга. Например, снижение репутации инвестора-реципиента может привести к снижению доходов и ухудшению сервиса, что, в свою очередь, еще больше ухудшит репутацию инвестора-реципиента. Возможность таких "порочных" кругов следует считать особо опасным фактором. При разработке программ управления рисками необходимо закладывать возможности разрыва таких кругов в случае непредвиденных обстоятельств и изоляции взаимоинициирующих и взаимоусиливающих нежелательных процессов как в пространстве, так и во времени, а также и по другим существенным организационным параметрам.

Страховой трансферт риска состоит в том, что риск-возмещение переносится на профессионального контрагента-страховщика, с которым заключается договор страхования.

Нестраховой трансферт риска отличается от страхового тем, что риски по сделке принимает на себя не профессиональный страховщик, а один из партнеров. Условия переноса риска определяются оговорками к договору.

Сокращение вероятности наступления нежелательных событий уменьшает не величину возможных потерь, а их среднее значение на период времени, потому что сокращается их частота. Это важно, так как позволяет организации сократить соответствующие резервы и перевести средства в более прибыльные активы. Сокращение длительности неопределенности предполагает сокращение времени и нахождения в зоне действия риска, и актуальности риска. Иначе говоря, это уменьшение времени взаимодействия с риском.

Покупка финансовых инструментов хеджирования рисков предусматривает операции с ценными бумагами, которые растут или падают в цене в противоположных направлениях. Это отдельный и весьма специфический вопрос, хотя значение и возможности его возрастают по мере развития фондового рынка. В странах с развитой рыночной экономикой и соответственно развитым рынком ценных бумаг многообразные способы хеджирования имеют чрезвычайно большое значение.

Завершающим этапом процесса управления рисками является построение системы мониторинга эффективности управления и корректировка политики и процедур по результатам мониторинга.

Целями мониторинга являются:

контроль за исполнением принятого решения о воздействии на риск;

контроль за изменением оценки риска и корректировка методов воздействия на риск;

контроль за изменением внешней среды;

контроль за эффективностью процесса воздействия на риск (оценка снижения риска и эффективности его финансирования) и корректировка применяемых процедур и инструментов;

выявление новых рисков.

Немаловажным фактором эффективности деятельности риск-менеджера является уверенность в том, что получаемые аналитические результаты являются максимально точными. Правильность любого расчета риска зависит от принятых в модели предположений и допущений. Возможность системы риск-менеджмента определять отличные от нормальных модели поведения факторов риска и приводить их в соответствие с имеющимися историческими данными позволяет значительно повысить уверенность в точности аналитических результатов. Лучшим вариантом будет система, которая сама подберет и оптимизирует наиболее адекватную модель для конкретного временного ряда. Таким образом, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

службу риск-менеджмента желательно создавать в таком составе: информационно-аналитический отдел, включающий в себя подотдел оценки риска, подотдел перспективного развития; отдел планирования и управления рисками с подотделами превентивных мероприятий, самострахования, страхования; отдел контроля и мониторинга с подотделами контроля и мониторинга интегрального и остаточного рисков организации;

службу риск-менеджмента необходимо подчинять непосредственно первому руководителю организации;

служба управления рисками (служба риск-менеджмента) должна дополняться при дивизиональной и адаптивных организационных структурах группами риск-менеджеров - кураторов подразделений и группами методического обеспечения, которые производят необходимые расчеты или детальные исследования. Такая структура становится эффективнее потому, что внешние связи (служба управления рисками - подразделение организации) заменяются на фактически внутренние (непосредственное общение работников организации).

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

.1 Система контроля в организации и профилактика рисков

Система контроля менеджмента является открытой системой, охватывающей все виды деятельности в организации. Она подвержена влиянию управленческого решения.

Целевое управленческое решение направлено в первую очередь на успешное функционирование и развитие главного интегрального системообразующего звена системы - реализации целевых установок организации, ради которых она создана. Оно контролируется на всех этапах, начиная с разработки стандартов, норм, образцов, с которыми должен сравниваться результат деятельности организации. Целевое управленческое решение со всеми этапами связано обратной связью через оценку при сравнении и информацию о необходимости проведения коррекции решения.

Механизмами запуска источника системы выступают управленческие решения. Механизм движущих сил системы контроля складывается из трех основных компонентов: плановых и оценочных показателей деятельности; социальных норм или норм поведения в труде, которые являются эталоном для сопоставления поведения работников; санкций, т.е. средств воздействия на поведение отдельных работников или групп работников. При этом необходимо иметь в виду, что плановые и оценочные показатели деятельности трудовых групп или отдельных работников ориентируют их на достижение определенных целей, задают критерии их трудовой активности. В зависимости от того, насколько они удачно выбраны, наблюдается либо совпадение интересов работников, группы и общества, либо противоречие между ними.

В случае неблагоприятных обстоятельств фирма несёт ответственность своим имуществом и добрым именем. Поэтому важной задачей является не только осознание и определение степени риска, но и разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий.

Основными методами снижения риска в практике планирования рассматриваются: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.

Диверсификация - распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности. Убытки по одному виду деятельности могут быть покрыты за счёт другого. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям во внешней среде.

Страхование - это передача определенных рисков страхований компании, которая и возмещает убытки при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов. Страхование позволяет значительно снизить уровень хозяйственного риска.

В зарубежной практике в бизнес-планах указывают, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.

Резервирование средств - заключается в создании резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов, за счет которых компенсируется риск, возникающий в процессе реализации планов.

Лимитирование предполагает установление лимита определенных сумм расходов, продажи в кредит, вложения капитала и т.п.

Организация может предотвратить риск или значительно снизить его последствия за счет тщательного, обоснованного планирования своих действий. Например, за счет увеличения количества информации, что создаст предпосылки для лучшего прогноза и, следовательно, снизит риск. Или попытаться спланировать соответствующие решения, которые могут быть осуществлены в случае наступления неблагоприятных событий.

2.2 Методы выявления рисков

Выявление риска выражается в осознании риска субъектом, т. е. риск-менеджером, специалистом по управлению рисками.

Существуют разнообразные методы выявления наличия риска в альтернативах. Одни методы основаны на количественном подходе, другие - на качественном. Одни базируются на укрупненном анализе, т. е. более поверхностном, другие - на детальном анализе, с учетом всех особенностей и факторов риска. Целесообразно применение сразу нескольких методов, каждый из которых в той или иной степени помогает получить информацию, требуемую для дальнейшей оценки риска. Кроме того, необходимо отслеживать экономическую эффективность применения того или иного метода выявления риска или их совокупности. В каждом конкретном случае невозможно дать рекомендации относительно того, какие методы будут наиболее эффективными в применении. Правильный выбор подскажет опыт и интуиция менеджера по риску.

Определение наличия риска в имеющихся альтернативах подразумевает выявление:

потенциальных последствий, которые могут наступить в результате реализации данной альтернативы;

побочных эффектов, способных оказать негативное воздействие на конечную эффективность предпринимаемых действий.

Прежде всего необходимо прогнозировать последствия возможных решений, тем более, что потенциальные последствия не лежат на поверхности, и без применения специальных методик их обнаружить чрезвычайно трудно. Для точного и полного уяснения возможных последствий можно использовать следующие средства:

методы экспертного прогнозирования;

предварительно составленные проблемно-ориентировочные таблицы (вопросы).

различные методы прогнозирования.

Предварительно составленные проблемно-ориентировочные таблицы применяются к разным ситуациям. Они могут время от времени изменяться, совершенствоваться.

Для выявления потенциальных последствий конкретных решений используются методы прогнозирования. Одним из таких методов является метод математической оценки тенденций, или метод математической экстраполяции. Суть его заключается в математическом описании закономерности конкретного процесса, наблюдаемого в прошлом, и распространении (экстраполяции) этой закономерности на будущее. Однако следует заметить, что прогнозы будут правильными только в тех случаях, когда закономерности прошлого развития процесса сохранятся в будущем, а непредвиденное изменение поведения процессов в будущем снижает качество прогноза.

Для выявления потенциальных последствий конкретных решений используются также методы экспертного прогнозирования. К числу таких методов относятся сценарный метод и метод Дельфи.

Основными особенностями метода Дельфи являются: полный отказ от личных контактов экспертов, которых опрашивают по конкретной проблеме; обеспечение экспертов необходимой информацией, включая и обмен между ними после каждого тура опроса, при этом сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов данного опроса. Процедура опроса по методу Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью специально составленных опросных листов в несколько туров, с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. На практике обычно ограничиваются 3-4 турами.

В первом туре опроса эксперты дают свои ответы без аргументирования. Ответы обрабатываются с целью выделения среднего и крайних мнений. Экспертам сообщаются эти мнения и проводится второй тур опроса, в ходе которого они пересматривают и при желании изменяют ответы, данные в первом туре. Кроме того, эксперты должны объяснять, почему они изменили или не изменили ответы. Полученные после второго тура новые средние и крайние мнения, а также вся аргументация с сохранением анонимности сообщаются экспертам и проводится третий тур опроса, в ходе которого эксперты снова пересматривают ответы и аргументируют свое решение. Последующие туры аналогичны. Обычно после третьего или четвертого туров опроса ответы экспертов перестают изменяться, это и является сигналом к прекращению опросов. Такая процедура позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых не были осведомлены. По решению организатора опроса обоснование могут представлять лишь эксперты, ответы которых значительно отличаются от мнения большинства. Вопросы, которые предлагаются экспертам, должны быть сформулированы в виде, требующем четких количественных и качественных оценок.

Цель метода Дельфи и состоит в том, чтобы получить прогноз или перечень потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающие гораздо большей степенью надежности, чем анализ, проведенный лишь одним человеком.

Кроме того, к основным методам выявления риска в альтернативах принимаемых решений используются следующие методы: изучение документов; опросные листы; собеседование с ключевым персоналом; составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия; составление и анализ карт технологических потоков торгово-технологических процессов (или составление схемы последовательности технологических процессов); инспекционные посещения подразделений предприятия (в том числе физические осмотры); консультации экспертов, специалистов, а также специализированных консалтинговых и аудиторских фирм. риск диверсификация антикризисный управление

Изучение документов - это не только ознакомление с ежеквартальными и ежегодными бухгалтерскими балансами, отчетами о прибылях и убытках, но и изучение контрактов и соглашений, включая договоры об аренде здания, земли, аренде (лизинге) оборудования, страховые полисы и гарантийные соглашения и др.

Опросные листы похожи по форме и по содержанию на проблемно-ориентировочные таблицы. Они также позволяют выявить риск и потенциальные последствия того или иного рискового решения. Опросные листы бывают двух видов: универсальные (стандартизированные), которые содержат данные общего характера и применимы для большинства предприятий, и специализированные, которые разрабатываются для конкретного предприятия и содержат более детализированный перечень вопросов. Преимуществом этого метода выявления риска является то, что компетентно составленный опросный лист с простыми и понятными вопросами способен извлечь информацию даже не от специалиста по идентификации рисков. Недостатком опросных листов является то, что они не стимулируют опрашиваемых выявлять характерные для их подразделений особенности рисков, выходящие за рамки поставленных в опросном листе вопросов.

Собеседование с ключевым персоналом позволяет в прямой беседе выявить риски, связанные с материально-техническим обеспечением подразделения, торгово-технологическим процессом реализации товаров и услуг. Этот метод позволяет оценить риски в динамике, включая прогноз на перспективу. Однако надо иметь в виду, что такого рода оценки являются чрезвычайно субъективными и зависят от индивидуального отношения человека к риску и его осознания.

Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Конкретный тип структурных диаграмм зависит от вида управления, размера предприятия, организационно-правовой формы и принципов разделения полномочий и функциональных обязанностей; они могут быть различны для разных торговых предприятий. Таким способом можно выявить в основном внутренние риски, связанные с качеством работы аппарата управления предприятия, с выполнением функций руководителей отдельных подразделений. Важным здесь является выявление дублирования тех или иных полномочий и обязанностей; зависимости подразделений друг от друга и налаженной (или слабой) связи между ними, а также концентрации риска на том или ином участке работы или подразделении.

Сущность метода составления и анализа карт технологических потоков торгово-технологических процессов сводится к графическому изображению отдельных технологических процессов и их взаимосвязей. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности предприятия, все внутренние торгово-технологические процессы или отдельную технологическую цепочку. Карты потоков используют в основном для выявления рисков, возникающих при функционировании того или иного торгово-технологического процесса в целом или его элементов, называемых узловыми. Преимуществами карты потоков является то, что она позволяет выявить критические области торгово-технологического процесса, оценить масштабы того или иного сбоя его элементов и найти альтернативные решения возникших проблем. Недостатком этого метода является то, что его нерационально использовать отдельно, следует его применять вместе с какими-то другими методами.

Инспекционные поездки являются методом получения более точной и конкретной информации о возможных рисках. Эффективность проводимой инспекции полностью зависит от квалификации и опыта работников, которые осуществляют инспекцию. Инспекции могут быть плановые и неожиданные. При неожиданной инспекции существует возможность определить реальные отклонения в ту или иную сторону от планового течения торгово-технологического процесса и в применении комплекса мер по снижению рисков. Преимущество этого метода состоит в том, что инспектирующие могут учесть те факторы и аспекты управления риском, которые не были замечены опрашиваемыми по опросным листам или при использовании других методов анализа риска.

Нередко для более тщательного анализа риска целесообразно приглашать экспертов в области анализа и оценки рисков, а также специализированные компании. К помощи экспертов и специализированных компаний следует прибегать в том случае, если у предприятия не хватает своих специалистов в этой области, а так же если предприятие обладает свободными денежными средствами для оплаты недешевых услуг профессионалов.

Каждый из рассмотренных методов выявления риска предоставляет необходимую информацию, которую в дальнейшем при ее надлежащем структурировании и анализе можно использовать для надлежащей оценки риска.

Осуществляя деятельность по выявлению риска, необходимо помнить, что эта работа помогает идентифицировать риски в каждой из имеющихся альтернатив только на конкретный момент времени, и полученная информация уже в ближайшем будущем будет применима не в полном объеме, поскольку ситуация непрерывно меняется, постоянно возникают и исчезают те или иные виды рисков. Тем не менее на предприятии торговли целесообразно создавать базы статистических данных, фиксирующие возможные варианты принятия решений и риска, а также осуществлять непрерывное документирование источников возникновения рисков и факторов, влияющих на их возникновение и развитие.

В условиях неопределенности главным становится не избежание риска, а его предвидение и своевременное обнаружение; и только после этого минимизация возможных негативных последствий до наименьшего уровня или, если это возможно, исключение полностью. Прежде всего, необходимо идентифицировать риски, т. е. их проанализировать.

.3 Способы и методы снижения существующих рисков в организации

Основными задачами системы мер снижения рисков являются:

определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

выявление причин и условий, способствующих реализации рисков;

разработка методик (программ) по выявлению рисков;

оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

накопление (учет) и анализ информации о причинах и условиях, способствующих совершению нарушений, а также о результатах функционирования системы мер снижения рисков;

выработка предложений по стратегии и модернизации оказания услуг.

В организации создаются подразделения, основными функциями которых являются организация и проведение практических мероприятий, направленных на снижение вероятности реализации рисков:

структурное подразделение, отвечающее за правовое обеспечение;

структурное подразделение, отвечающее за информационную безопасность и режим;

структурное подразделение, отвечающее за внутренний контроль и отчетности.

Дополнительно к перечисленным, принимаются следующие меры по видам рисков.

По управленческим и технологическим рискам Приказом Председателя Правления определяются основные направления деятельности и ответственности руководителей высшего звена и организационная структура предприятия; разрабатываются и утверждаются положения о структурных подразделениях; внедряются информационные системы управления предприятием Microsoft Business Solutions-Navision (ERP).

По служебным рискам - контроль со стороны руководства за действиями сотрудников; разделение штатных должностей по принципу: имеющие непосредственное отношение к осуществлению профессиональной деятельности и технические (вспомогательные). Повышение на плановой основе квалификации сотрудников, проведение ежегодной аттестации всех сотрудников. Материальное стимулирование сотрудников, установление надбавок к должностному окладу.

По техническим рискам в работе используются только сертифицированное оборудование и программное обеспечение, прошедшие проверку перед эксплуатацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рыночных условиях необходимо квалифицированно оценивать риски и эффективно снижать либо компенсировать их отрицательные последствия.

Понятие "риск" имеет многофакторную природу, раскрытие которой происходит во взаимосвязи с понятиями "условия риска", "неопределенность", "условия неопределенности", "вероятность". Любая деятельность имеет рисковый характер.

Процесс управления рисками основывается на четырех основных решениях: избежание риска, контроль и предупреждение риска, сохранение риска, передача риска.

Система контроля менеджмента является открытой системой, охватывающей все виды деятельности в организации. Она подвержена влиянию управленческого решения.

Организация может предотвратить риск или значительно снизить его последствия за счет тщательного, обоснованного планирования своих действий.

Существуют разнообразные методы выявления наличия риска в альтернативах. Одни методы основаны на количественном подходе, другие - на качественном. Одни базируются на укрупненном анализе, т. е. более поверхностном, другие - на детальном анализе, с учетом всех особенностей и факторов риска. Целесообразно применение сразу нескольких методов, каждый из которых в той или иной степени помогает получить информацию, требуемую для дальнейшей оценки риска.

В каждом конкретном случае невозможно дать рекомендации относительно того, какие методы будут наиболее эффективными в применении. Правильный выбор подскажет опыт и интуиция менеджера по риску.

Список использованных источников

1.Покупка и продажа бизнеса. Российская практика. - М.: Издательство "Вершина", 2009.

.Андрей Седин. Операционные риски: предупрежден - значит вооружен // Банки и деловой мир. - 2001. - №4(76).

3.Воронцовский А.В. Управление рисками: учебное пособие. - СПбГУ, 2004.

.Гончаренко Л.П., Филин С.А. Риск-менеджмент: учебное пособие. - М.: КноРус, 2007.

.Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.

.Дмитрий Джафаров. Как управлять рисками // РБК daily. - 2011.

.Еремин Б.А., Романенко Д.В. Понятие рисков в экономической деятельности // Сборник докладов СПБГУЭиФ. - 2010.

8.Кригер Е.Г., Началов С.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА -М, 2011. - 223с.

.Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2010.

.Райан Б. Стратегический учет для руководителя.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. - 269 с.

.Романов В., Бутуханов А. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски: сборник "Моделирование и Анализ Безопасности, Риска и Качества в Сложных Системах". - СПб. - НПО "Омега", 2001.

12.Уткин Э. А. Риск-менеждмент. - М.: Экмос, 2010.

.Хохлов Н.В. Управление риском. - М.: Юнити-Дана, 2011.

.Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: учебное пособие. - СПб.: Знание, 2002.

.Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.

.Шаповалов В. Как управлять рисками // Финансовый директор. - 2011. - №9.

17.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Антикризисное управление. -М., ИНФРА-М, 2006. - 119 с.

18.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М., ИНФРА-М, 2003. - 203 с.

19.Романов В.С. Классификация рисков: принципы и критерии [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">20.Романов В.С. Понятие рисков в экономической деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/articles/finance/1.htm

Похожие работы на - Методы выявления и система управления рисками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!