Версия рыночного равновесия А. Маршалла

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Версия рыночного равновесия А. Маршалла

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра бизнес-информатики






Курсовая работа

Учебная дисциплина: Микроэкономика

на тему: «Версия рыночного равновесия А. Маршалла»











Санкт-Петербург 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Версия рыночного равновесия А. Маршалла

.1 Место А. Маршалла в экономической науке

.2 Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла

.3 Факторы производства

Глава 2. Анализ рыночного равновесия на примере ООО «Навигатор»

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности

.3 Анализ рыночного равновесия

Заключение

Список литературы


Введение


Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки.

Он считал, что термин « экономика» рассматривается, как предмет исследования и данная наука рассматривает экономические стороны и условия общественной жизни, побудительные мотивы экономической деятельности. Так как экономика является наукой чисто прикладной, то важно уметь использовать ее на практике. Однако экономика должна быть вне политических влияний, а также государственного вмешательства.

Истины, разработанные классиками, «будут сохранять свое значение, пока существует этот мир» - признавал А. Маршалл. Но многие положения, выдвинутые ранее, нуждаются в уточнении и более полном осмыслении с учетом изменившихся условий.

Длительное и мощное воздействие работы А. Маршалла отчасти связывают с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналисткого направления, в частности, "австрийской школы".

Целью данной курсовой работы является взгляд А. Маршалла на проблему рыночного равновесия.

В данной курсовой работе решаются соответствующие теме задачи, а именно:

·        Рассмотреть точку зрения А. Маршалла на проблему рыночного равновесия;

·        на основе данных ООО «Навигатор» провести практический анализ и показать, что такое рыночное равновесие.

Глава 1. Версия рыночного равновесия А. Маршалла


1.1 Место А. Маршалла в экономической науке


Маршалл был синтезирующей фигурой. Он обладал талантом к систематизации и развитию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоящего.

В своих работах Маршалл пытался поддерживать баланс теории и практики. Он стремился сделать экономическую теорию практически полезной, понятной для бизнесмена и государственного чиновника.

Маршалл, при изложении своих теорий, отводил математике весьма скромное место. Все диаграммы он выносил в сноски, а уравнения в математические приложения. Маршалл видел в математике лишь строгий язык, с помощью которого можно точнее выразить мысль, и отвергал математику как средство анализа. В письме к А.Боули он писал: «В последние годы моей работы у меня росло ощущение, что, связывая хорошую математическую теорему с экономической гипотезой, мы вряд ли получим хорошую экономическую теорию. Поэтому я все больше руководствовался следующими правилами:

1. Используй математику как стенографию, а не средство анализа;

2. Пользуйся математическими записями до конца исследования;

3. Переведи на английский язык;

4. Проиллюстрируй важными примерами из реальной жизни;

5. Сожги математику;

6. Если стадия (4) не удалась, сожги (3).

Последнее мне часто приходилось делать».

В своих трудах Маршалл пытался объединить подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Подобно «классикам» он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения.

Маршалл определил экономику как: «учение о нормальной жизнедеятельности человечества». Этим он показывает, что экономическая теория - это не «искусство для искусства». Альфред Маршалл предполагал ее практическое применение. Свои работы он писал для широкого круга читателей.

Предметом экономической науки, с точки зрения А. Маршалла, являются те побудительные мотивы, которыми руководствуется человек в своей хозяйственной деятельности. Эти мотивы поддаются количественному измерению: сила того или иного стимула, который заставляет человека предпринять какое-то действие, равна денежной плате, необходимой, чтобы человек совершил это действие. В основном экономическая наука сосредоточивает свое внимание на поступках, мотивом которых служит собственный (эгоистический) интерес индивида, поскольку действия, продиктованные чувством долга, альтруизмом или иными мотивами, не основанными на корысти, не поддаются систематизации и количественному выражению.

1.2 Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла


Среди экономистов шли дискуссии вокруг того, что является источником стоимости - затраты труда, полезность, производственные факторы? А. Маршалл перевел споры в иную плоскость, придя к выводу, что надо не искать источник ценности (стоимости), а исследовать факторы, определяющие цены, их уровень, динамику.

Концепция, разработанная А. Маршаллом, явилась своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки. Основная идея, выдвинутая им, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы.

Отдавая дань уважения классической политической экономии, А. Маршалл признает, что предметом экономической науки является богатство. Но если А. Смит и Рикардо анализировали природу богатства нации и источники его возрастания, то А. Маршалла богатство и деньги интересуют в первую очередь потому, что они служат, по его мнению, единственным пригодным средством для измерения мотивов человеческой деятельности. Он пишет, что «…самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату. Она затем может быть израсходована на эгоистические или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег потому главные мотивы хозяйственной деятельности могут быть косвенно измерены в деньгах». Таким образом, у А. Маршалла переход от исследования макроэкономических проблем к микроэкономике, к исследованию побудительных мотивов поведения человека, что составляет один из существенны моментов «маржиналисткой революции». Полемизируя с классиками, которые считали, что богатство нации создается лишь в сфере материального производства и отсюда вытекали их рекомендации по сокращению сферы непроизводительного труда (сферы услуг). А. Маршалл выдвигает тезис, что человек не может создавать материальные предметы как таковые - он создает полезности. Реабилитируя непроизводительный труд, А. Маршалл настаивает, что нет различия между производительным и не производительным трудом, между трудом торговца и столяра - торговец перемещает материю так, чтобы она была пригодной к употреблению, столяр делает то же. Таким образом, оба производят полезности.

Нетрудно предположить, что в основе теоретических построений А. Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или закон убывающей предельной полезности. Он формулирует его следующим образом: «Общая полезность для человека (совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает с каждым приращением блага, но не с такой скоростью, с какой увеличивается этот запас». Это закон лег в основу его концепции ценообразования, пожалуй, самой знаменитой части экономического учения А. Маршалла. Но положение, что цена товара определяется исключительно его предельной полезностью уже было сформулировано представителями «австрийской школы». В чем же новизна подхода А. Маршалла?

А. Маршалл разработал теорию цены, в которой попытался примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школы. Как вы знаете, в классической политической экономии имело место положение о естественной и рыночной цене товара, где последняя объяснялась временным отклонением от естественной цены товара под воздействием различных случайных обстоятельств. Естественная же цена определялась издержками производства и изменялась вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей. По мнению представителей классической политической экономии, естественная цена как бы представляла собою центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров, и эта цена в долгосрочном периоде определялась издержками производства.

В конце XIX - начале XX в. возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм. Это явилось причиной возникновения кембриджской школы. С нею связано развитие нового раздела экономической теории - микроэкономики. В основе этой школы лежит доктрина маржинализма. Ее отличие от австрийской школы состоит, в частности, в том, что сделана попытка устранения противоречий в теории предельной полезности. В этих целях представители кембриджской школы заимствовали многие положения А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Е. Бем-Баверка, Н. Сениора, Дж.С. Милля, У. Джевонса и многих других экономистов.

Наиболее полно основные направления кембриджской школы изложены в трудах ее основателя и главного представителя Альфреда Маршалла (1842-1924), профессора Кембриджского университета. В 1890 г. вышло в свет его главное произведение "Принципы экономической науки".

Считается, что именно этим произведением А. Маршалл положил начало новому направлению в экономической науке - неоклассическому. "Принципы..." А. Маршалла многократно переиздавались и на протяжении многих десятилетий служили основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в ряде других западных стран.

А. Маршалл был не только выдающимся экономистом, но и одновременно "выдающимся знатоком истории и математики, искусным мастером в познании частного и общего, преходящего и вечного". Несмотря на свое величие, А. Маршалл был скромным человеком. Вот какую оценку он дал самому себе: "Чем больше я углублялся в изучение экономической науки, тем больше я осознавал, что полученные мною знания в этой области гораздо меньше чем мне требуется; и теперь, уже почти после полувека изучения практически только этой науки, я осознаю, что обладаю еще меньшими познаниями в ней, чем обладал в начале ее изучения". При чтении "Принципов..." бросается в глаза великое уважение А. Маршалла к экономистам, произведения которых были использованы при написании книги.

В своем произведении А. Маршалл излагает свое видение важнейших экономических категорий и законов и дает им собственную трактовку. По Маршаллу, предметом исследования экономической науки являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Таким побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека.

С этих же позиций Маршалл трактует и экономические законы. Он пишет: "Экономические законы, или обобщения экономических тенденций, - это общественные законы, относящиеся к тем областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной массой".

Ставя вопрос о производительном и непроизводительном труде, Маршалл полагает, что почти всякий труд в известном смысле производителен, если он достигает своего результата безотносительно от сферы своего приложения.

А. Маршалл вводит в экономическую науку много новых категорий, которые "прижились" и вошли в "золотой фонд" экономической теории. Например, категория "квазирента". Под ней понимается доход, извлекаемый из созданных человеком машин и других орудий производства. Следующая категория - "эффективный спрос". Под ним понимается спрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, достигает уровня, при котором продавцы согласны продавать.

В соответствии с традициями классической политической экономии А. Маршалл учитывал в своем анализе широкий спектр объективных закономерностей. Однако и здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отразилось на трактовке стоимости. Формально на протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма "жертв труда" со стороны рабочего и "ожидания " со стороны капиталиста. С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.

Реально же стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стоимостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимости (реальным издержкам), ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения. Послушаем самого А. Маршалла: "Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства на стоимость". Последователи Маршалла (В. Парето и др.) предлагали вообще отказаться от теории стоимости, полностью заменив ее теорией цены.

Анализ закономерностей движения цен в условиях конкурентной экономики, проведенный А. Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавали решающее значение в формировании цены то предложению (например, представители теории факторов производства), то спросу (представители предельной полезности), А. Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии как равнодействующие факторы, влияющие на уровень цен. "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, - пишет он, - регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий "спрос" и "предложение". Со стороны качества они трактуются в психологическом плане, а именно: "спрос" основан на желании покупателя приобрести блага, "предложение" же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н. Сениора).

Для обоснования количественных характеристик этих категорий А. Маршалл вводит в экономическую науку совершенно новые категории - "цена спроса" и "цена предложения" и разрабатывает их. Рассмотрим поочередно эти категории.

Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель согласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.

Далее Маршалл рассматривает не только влияние спроса на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спроса в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его. Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.

Под эластичностью спроса понимается степень колебания спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или повышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса - спрос неэластичен.

После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функциональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства.. Под последними он понимает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматривает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены. Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения.

После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совместил кривые спроса и предложения. Цена равновесия устанавливается на пересечении этих кривых. Маршалл пишет: "Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой".

Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и предложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения. Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.

 



1.3 Факторы производства


В процессе производства полезностей человек использует три главных фактора: труд, землю и капитал. Увеличение использования каждого из этих факторов должно вести к росту выпуска. Однако в первичном секторе выпуск возрастает в меньшей степени, чем увеличиваются затраты. Эта зависимость получила название закона убывающей отдачи (частным случаем которого является известный по учениям классиков закон убывающего плодородия почвы). С другой стороны, во вторичном секторе изменение масштабов производства может принести известные преимущества, благодаря которым становится возможной экономия рабочей силы, машин и сырья. Каковы же преимущества крупномасштабного производства по сравнению с мелким?

Крупное предприятие может применять специализированное оборудование, которое наилучшим образом приспособлено к изготовлению данного вида продукции, а значит, позволяет выпускать его с меньшими издержками. Однако специализированное оборудование, как правило, стоит дороже, чем неспециализированное, поэтому мелкие производители не всегда могут его использовать.

Предприятие может получить преимущество над своими конкурентами благодаря изобретению им нового вида продукции или открытия нового более совершенного технологического процесса. Однако не всякое нововведение оказывается удачным, поэтому перед тем, как внедрить свое нововведение, предприятие должно провести целый ряд испытаний и экспериментов, а значит, затратить немалые средства. Естественно, что у крупного предприятия в этом отношении больше возможностей, чем у мелкого.

Крупное предприятие, осуществляя большие закупки сырья, получает большие скидки со стороны поставщиков, чем мелкое. Больше средств оно может израсходовать также и на сбыт, что во многом предопределяет успех продаж готовой продукции.

Все эти преимущества, которыми обладает крупное предприятие, получили название внутренней экономии от масштабов. Эту зависимость можно суммировать следующим образом: с ростом масштабов предприятия его затраты на единицу выпуска снижаются. Конечно, происходит это не автоматически, а во многом обусловлено личными качествами руководителей предприятия, от того, насколько успешно они ведут дела своей фирмы. Но в качестве общего вывода можно заключить, что, по крайней мере, во вторичном секторе крупные предприятия более эффективны, чем мелкие.

А. Маршалл выступил против примитивного представлении о том, будто предприниматели всегда заинтересованы в понижении заработной платы «Никакое снижение заработной платы не будет неизменно соответствовать интересам работодателей, поскольку оно будет выталкивать квалифицированных рабочих на другие рынки». Кроме того, заработкам плата должна быть достаточно высокой в среднем за год, чтобы привлекать молодых людей к данному виду занятий. Этим устанавливается нижний предел уровня за работной платы, а верхний предел определяете л потребностями, соответствующими предложению капитала. «Однако в какой точке между этими двумя пределами окажется заработная плата, может быть определено лишь путем споров и торговли.

При этом А. Маршалл считал неверным распространенный в профсоюзной среде предрассудок, согласно которому заработную плату можно постоянно поднимать путем ограничения предложения труда. «Наоборот, спрос на работу идет от национального дивиденда работы, т. е. идет от работы. Чем меньше работы одного вида, тем меньше спрос на остальные виды труда, и если труд редок, будет создано меньше предприятий». Этот предрассудок недооценивает влияния предлагаемой меры ни предложение капитала.

Маршал указывает, что во всякой попытке определить реальную заработную плату рабочего какой-нибудь профессии в любом месте и в любое время первым шагом является учет колебаний покупательной силы денег, в форме которых выступает номинальная заработная плата. Этот вопрос нельзя досконально уяснить, пока мы не подойдем к рассмотрению теории денег в целом.

Размер доходов в какой-либо профессии следует брать как среднюю между заработками преуспевающих и неудачливых ее работников, но необходимо приложить большие старания, чтобы вывести подлинную среднюю. Если средние доходы преуспевающих составляют в год 2 тыс. ф.ст., а неудачливых - 400 ф.ст., то средний доход всех работников данной профессии будет равен 1200 ф.ст. лишь в том случае, когда численность обеих групп равна; однако, если число неудачливых в десять раз превышает число преуспевающих, как это, очевидно, имеет место у адвокатов, подлинная средняя составит лишь 550ф.ст.

Маршалл считал, что привлекательность профессии зависит от многих причин, кроме тягости и напряжения выполняемой работы, с одной стороны, и денежных заработков от нее - с другой. Когда считают, что доходы от любой профессии влияют на предложение рабочей силы для этой профессии, или когда говорят, что эти доходы представляют собой цену ее предложения, мы всегда должны помнить, что термин "доходы" употребляется лишь как краткое выражение "чистых выгод" от данной профессии. Следует учитывать те обстоятельства, что одна профессия здоровее или чище другой, что связанная с нею работа выполняется в более здоровой или приятной местности или что она приносит больший общественный престиж; это подтверждается хорошо известным замечанием Адама Смита о том, что отвращение многих людей к работе мясника, а в какой- то степени и к самому мяснику, поднимает заработки мясников выше уровня заработков рабочих других профессий равной трудности.

А. Маршалл стремился исследовать динамику изменения доли труда и доли капитала в совокупном доходе. «Если труд и капитал растут одинаковыми темпами и если законом производства становится постоянная отдача, тогда не будет изменений в ее разделении на долю труда и долю капитала. Если же, однако, капитал возрастает намного быстрее, чем труд, норма процента, вероятно, упадет, и тогда уровень заработной платы поднимется за счет доли данной массы капитала. Тем не менее совокупная доля капитала может при этом расти быстрее, чем совокупная доля труда». Сегодня яти взгляды общеприняты.

Маршалл рассматривает также вопрос о том, к какой рубрике следует относить те дополнительные доходы, которые приносят необычные природные способности. Поскольку они не являются результатом вложения человеческих усилий в фактор производства с целью повышения его производительности, существует, казалось бы, большое основание считать их производительским избытком, проистекающим из обладания дарованным природой дифференциальным преимуществом в осуществлении производства. Но эта аналогия закономерна и полезна лишь тогда, когда мы анализируем составные части дохода, получаемого индивидуумом. Представляет известный интерес выяснение того, какой долей своего дохода преуспевающие люди обязаны счастливому случаю, благоприятно сложившимся обстоятельствам, той или иной конъюнктуре, а какой - хорошему старту в их карьере, как велика прибыль на капитал, вложенный в их специальное обучение, как велико вознаграждение за исключительно упорный труд, а какая часть их доходов остается им в качестве производительского избытка или ренты, источником которой служит обладание редкими природными дарованиями.

А. Маршалл понял также, что происходят значительные и весьма важные изменения в разделении времени на рабочее и свободное. «На протяжении многих поколений индустрия западного мира постоянно становилась все более работящей: число праздников сокращалось, рабочее врем, увеличивалось. Однако эта тенденция теперь ослабевает. В работе любой сложности, включая и высшие ее ступени, люди ценят отдых выше, и все более нетерпимы к усталости, связанной с чрезмерным напряжением». Падение относительной значимости рабочего времени прозорливо связывает с ростом темпов изменений в окружающем мире, повышением роли творческого труда. «Для полной отдачи в труде нужны три жизненно необходимые вещи: свобода, надежда и изменения».

А. Маршалл придерживался концепции трех факторов производства. К земле, труду и капиталу он добавил фактор организации. Согласно Маршаллу уровень ренты, заработной платы, процента и прибыли определяется высотой спроса и предложения, причем в кратковременном аспекте “доходы факторов” как превышение цены над издержками производства и нормальной прибылью имеют характер ренты и названы им квазирентой: “Если какое-либо имущество, например дом, фортепьяно или швейную машину, на время одалживают, плату за его использование часто называют рентой. Экономисты могут без ущерба для себя применять этот термин в тех случаях, когда просматривается доход с позиции индивидуального предпринимателя. Однако, как следует из дальнейшего, как только рассмотрение хозяйственной деятельности переносится с позиции индивидуума на общество в целом, преимущество оказывается на стороне применения термина “рента” по отношению к доходу, извлекаемому из даров природы. Вот почему термин квазирента будет в настоящем труде употребляться по отношению к доходу, извлекаемому из созданных человеком машин и других орудий производства. Иными словами, всякая машина может давать доход, носящий характер ренты и иногда называемый “рентой”, хотя, в общем, представляется более правильным называть его “квазирентой”.

В отличие от своих предшественников, А. Маршалл рассматривал капитал не как совокупность вещей, а как нечто, имеющее невещественную, но тесно связанную с вещами форму. «Никогда не следует рассматривать капитал как какой-то фонд вещей вообще. Его следует рассматривать как фонд только одной вещи, а именно денег, которые должны представлять все другие вещи».

К капиталу относятся и нематериальные блага: деловые способности и профессиональное мастерство, деловые связи предпринимателя и доверие к нему как к личности. «Знание - это наш самый мощный двигатель производства». По это не обязательно производственные знания. «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенными по сравнению с такими качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели».

Маршалл под прибылью понимал процент с капитала и писал: “Плата, которую вносит заемщик за пользование ссудой, скажем, в течение года, выражается в отношении размера этой оплаты к размеру ссуды и называется процентной ставкой. И этот термин применяется в более широком смысле как представляющий денежный эквивалент всего дохода, извлекаемого из капитала. Обычно его выражают в виде определенной процентной доли суммы капитала, предоставленной в заем.…Если человек использует в своем предприятии капитал в виде набора всякого рода товаров, общая стоимость которых оценивается в 10тыс.ф.ст., то при условии неизменной совокупной стоимости капитала, образуемый всеми этими вещами, можно сказать, что 400тыс.ф.ст. составляют процентную ставку в размере 4% на капитал. Однако этот же человек не захочет продолжать вести свое предприятие, если он не будет рассчитывать на то, что чистый доход от него превысит процент на капитал по текущему курсу. Такой доход называется прибылью”.

Каждый из современных методов предпринимательства имеет свои преимущества и недостатки: использование различных методов продолжается до тех пор, пока не достигнут определенного предела, при котором специфические преимущества этого метода в данном применении не превышают более его недостатков.

Однако в действительности та доля нормальных издержек производства любого товара, которая обычно классифицируется как прибыль, таким образом регулируется с каждой стороны в результате воздействия принципа замещения, что она не может на длительное время отклоняться от нормальной цены предложения требующегося капитала, к которой добавлена нормальная цена предложения способностей и энергии, требующихся для управления предприятием, и, наконец, нормальная цена предложения той организации, посредством которой соединяются соответствующие деловые способности и требующийся капитал.

Экономическая наука, как писал А. Маршалл, ставит своей целью, во-первых, приобретать знания для самой себя и, во-вторых, проливать свет на практические вопросы. Это не значит, что следует непосредственно ориентироваться на практическое применение результатов исследования. Научные изыскания должны строиться не в расчете на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены.

А. Маршалл упрекал Рикардо за чрезмерное внимание, которое тот уделял издержкам производства (стоимости), и недостаточное внимание к анализу спроса. Это послужило одной из причин недооценки важности исследования проблем, связанных с анализом человеческих потребностей, проблем потребительского спроса. Именно анализ потребностей, полезностей и спроса выдвигается в качестве главной, определяющей задачи экономической науки.

Спрос связан с оценкой полезностей; в основе спроса лежит полезность. А. Маршалл писал о законе насыщения полезностей или законе убывающей полезности как о привычном, коренном свойстве человеческой натуры.

В соответствии с законом убывающей полезности строятся кривые спроса, имеющие понижающий наклон. Увеличение количество данного блага (товара) понижает полезность его предельной единицы. Кривая спроса согласно выводу А. Маршалла, как правило, должна иметь отрицательный наклон.

По А. Маршаллу, всеобщий закон спроса трактуется следующим образом: количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении ее. Если цена снижается, спрос растет, если цена повышается, спрос падает.

Из сказанного уже можно сделать вывод: английский профессор предложил новую систему науки. Он не разрушил полностью здания, созданного классической школой. Но дал иную интерпретацию многим ее идеям, другие развил, что и позволило ему соединить классиков с новаторами второй половины столетия. Система А. Маршалла стала основой неоклассического направления западной экономической науки XX века.

Субъективно-психологический подход; изучение принципов хозяйствования при ограниченных ресурсах; выведение экономических законов из рационального поведения отдельной экономической единицы - таковы основные принципы микроэкономического анализа, осуществляемого экономистами неоклассиками. Они уже не развивают политическую экономию как историческую и социальную науку. А. Маршалл дал своей книге название «Принципы экономики», возможно, даже не предполагая, что оно войдет во всеобщее употребление и станет названием всей западной экономической науки XX столетия.

Глава 2. Анализ рыночного равновесия на примере ООО «Навигатор»

 

.1 Общая характеристика предприятия

 

ООО «Навигатор» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2009 году.

Целью предприятия является осуществление производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, оказания услуг производственного и непроизводственного характера сторонним организациям и физическим лицам для извлечения прибыли.

Предметом деятельности ООО «Навигатор» является:

·        оптово-розничная продажа товаров народного потребления;

·        оказание платных услуг производственного и непроизводственного назначения;

·        осуществление посреднических операций и сделок;

·        оказание транспортных услуг;

·        осуществление иных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащих предмету и основным задачам деятельности управления.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности


Проведем анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Одним из важнейших факторов успешной работы предприятий является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. В таблице 2.1 показан состав и структура основных средств и их движение.

Таблица 2.1

Состав и структура основных средств ООО «Навигатор»

Показатели

Стоимость, тыс. руб.

Структура, %


2009

2010

2011

2009

2010

2011

1. Здания и сооружения

108

102

98

12,1

11,7

11,7

2. Транспортные средства

340

325

315

37,9

37,4

37,5

3. Машины и оборудование

437

430

415

48,8

49,4

49,4

4. Другие виды основных средств

11

13

12

1,2

1,5

1,4

Итого:

896

870

840

100,0

100,0

100,0


Из таблицы 2 видно, что в течение всего анализируемого периода стоимость основных средств снижалась, так как в результате изношенности некоторые объекты были списаны. Основную часть основных средств предприятия представляют машины и оборудование, доля которых увеличилась с 48,8 до 49,4%, хотя абсолютная величина, наоборот, сократилась. На втором месте по удельному весу стоят транспортные средства. Доля данной группы основных средств в 2011 г. - 37,5%, в 2010 г. 37,4% и 37,9% в 2009 году. Незначительная доля приходится на здания, сооружения и другие виды основных средств.

Как видно из таблицы 2.2, на протяжении всего анализируемого периода наблюдается рост себестоимости на 5833 тыс. руб. или на 22,1%. Увеличение произошло в основном в результате роста материальных затрат на 1885 тыс. руб. в течение трех лет из-за повышения работ в 2011 году на материалоемких объектах, работ по исправлению брака и общего роста цен на расходные материалы. Увеличение затрат на оплату труда на 4138 тыс. руб. в 2011 году по сравнению с 2009 годом объясняется увеличением трудоемкости нормо-часов и повышения среднечасовой зарплаты рабочим.


Таблица 2.2

Динамика выручки, себестоимости и прибыли в ООО «Навигатор»

Показатели

Год

Темп роста



Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %


2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

2010 к 2009

2011 к 2009

2011 к 2010

Выручка от продаж, тыс. руб.

31987

32243

32881

256

894

100,8

102,8

102,0

Себестои-мость, тыс. руб., том числе:

26414

30584

32246

4170

5832

115,8

122,1

105,4

- материаль-ные затраты

14054

16030

15939

1976

1885

114,1

113,4

99,4

- заработная плата рабочих

7020

9728

10886

2708

3866

138,6

155,1

111,9

- отчисления на социальные нужды

3150

2529

2830

-621

-320

80,3

89,9

111,9

- расходы на эксплуатацию оборудования

930

948

1050

18

120

101,9

112,9

110,8

- накладные расходы

1260

1348

1540

88

280

107,0

122,2

114,2

Прибыль, тыс. руб.

5573

1659

635

-3914

-4938

29,8

11,4

38,3

Рентабель-ность, %

21,10

5,43

1,97

-16

-19

25,7

9,3

36,3


Расходы по эксплуатации машин и механизмов повысились за счет того, что объект находится за 50 км от производственной базы и повышения цен на горюче-смазочные материалы, запчасти, а также увеличились расходы на привлечение автотранспорта сторонних организаций. Удельный вес накладных расходов увеличился в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 22,2%.

В ООО «Навигатор» за 2011 год среднесписочная численность работающих составила 143 человека, в том числе: руководители - 4 чел.; служащие и специалисты - 13 чел.; рабочие - 126 чел.

Рассмотрим динамику трудовых ресурсов в ООО «Навигатор», представленную в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Анализ динамики трудовых ресурсов

Категории работников

Год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.


2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

Рабочие

90

121

126

31

36

Руководители

4

4

4

0

0

Специалисты

8

9

9

1

1

Служащие

6

4

4

-2

-2

Итого

108

138

143

30

35


Можно сделать вывод, что в 2011 году общая численность персонала увеличилась по сравнению с 2009 годом на 35 человек, а в 2010 году по сравнению с прошлым годом - на 30 человек в результате расширения штата сотрудников, а именно рабочих (мастера, рабочие, водители), а также специалистов (прорабы).

Анализ фонда оплаты труда в ООО «Навигатор» приведен в таблице 2.4.

Из таблицы 5 видно, что динамика годового фонда оплаты труда на предприятии положительна. В течение всего анализируемого периода наблюдается его увеличение на 43,2% или на 4138 тыс. руб. Наблюдается рост среднемесячной зарплаты с 7,4 до 8,0 тыс. руб. Увеличение заработной платы в месяц рабочих (сдельщиков) вызвано в основном увеличением объемов работ, оплата труда остальных категорий работников была повышена в частности в результате начислений разных доплат, премий, а также по решению директора.

Таблица 2.4

Анализ фонда оплаты труда в ООО «Навигатор», тыс. руб.

Показатели

Год

Темп роста



Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %


2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

2010 к 2009

2011 к 2009

2011 к 2010

Фонд заработной платы, в том числе:

9574

12419

13711

2845

4138

129,7

143,2

110,4

- рабочих

7020

9728

10886

2708

3866

138,6

155,1

111,9

- руководителей

864

1032

1104

168

240

119,4

127,8

107,0

- специалистов

1056

1231

1274

175

218

116,6

120,7

103,5

- служащих

634

427

446

-206

-187

70,5

104,5

Среднемесячная заработная плата в целом по предприятию, в том числе:

7,4

7,5

8,0

0,1

0,6

101,5

108,2

106,5

- рабочих

6,5

6,7

7,2

0,2

0,7

103,1

110,8

107,5

- руководителей

18,0

21,5

23,0

3,5

5,0

119,4

127,8

107,0

- специалистов

11,0

11,4

11,8

0,4

0,8

103,6

107,3

103,5

- служащих

8,8

8,9

9,3

0,1

0,5

101,1

105,7

104,5


Проанализировав бухгалтерский баланс ООО «Навигатор» за период 2009-2011 гг., можно сказать, что баланс максимально приближен к международным стандартам. Активы располагаются по степени ликвидности в порядке убывания ликвидности, а пассивы - по степени погашения в порядке возрастания.

В целом имущество предприятия увеличилось за три года с 3277 до 5422 тыс. руб. или на 65,5%. Так как темп роста имущества (165,5%) опережает темп роста выручки от реализации (102,8), результат такого изменения характеризуется негативно. В составе всего имущества наблюдается снижение удельных весов внеоборотных активов в 2010 году на 7,9%, в 2011 году на 2%. Такие изменения, очевидно, повышают мобильность структуры капитала предприятия, повышая ликвидность баланса. Наблюдается увеличение остатков запасов на складах предприятия на 93,1% за три года. Негативным моментом является увеличение дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев - с 350 до 580 тыс. руб. Ее наличие и достаточно большой объем говорит о нерациональной политике расчетов с заказчиками. При общем увеличении доли оборотных средств на 01.01.2010 г. наблюдается увеличение денежных средств на счете предприятия. Данная ситуация характеризует повышение мобильности активов и, следовательно, степени платежеспособности предприятия по текущим обязательствам.

В пассиве баланса наблюдается резкое увеличение обязательств предприятия. Относительные показатели отражают повышение удельного веса собственного капитала с 95,3% до 96,4% при снижении величины заемного капитала с 4,7 до 3,6%. Такое изменение увеличивает платежеспособность предприятия, независимость от заемных источников. У предприятия наряду с ростом доли запасов, возросла доля кредиторской задолженности в результате роста задолженности перед поставщиками, долги по заработной плате предприятие постепенно погашает. Увеличение кредиторской задолженности возникло в результате наращивания объема запасов сырья и материалов. Для расчетов по своим обязательствам предприятию необходимо активизировать работу по реализации продукции, работ и услуг и дальнейшей оптимизации дебиторской задолженности.

Динамика и структура финансовых результатов предприятия представлена в таблице 2.5.


Таблица 2.5

Анализ финансовых результатов

Наименование

Год

Темп роста



Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %


2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

2010 к 2009

2011 к 2009

2011 к 2010

Выручка (нет-то) от продажи продукции

31987

32243

32881

256

894

100,8

102,8

102,0

Себестоимость проданной продукции

26414

30584

32246

4170

5832

115,8

122,1

105,4

Валовая прибыль

5573

1659

635

-3914

-4938

29,8

11,4

38,3

Коммерческие расходы

198

283

271

85

73

142,9

136,9

95,8

Управленческие расходы

205

336

0

131

-205

163,9

0,0

0,0

Прибыль от продаж

5170

1040

364

-4130

-4806

20,1

7,0

35,0

Прибыль до налогообложения

5132

1021

360

-4111

-4772

19,9

7,0

35,3

Налог на прибыль и пр. обязат. платежи

42

26

48

-16

6

61,9

114,3

184,6

Чистая прибыль

5090

995

312

-4095

-4778

19,6

6,1

31,4


Таким образом, выручка от продажи продукции, работ и услуг предприятия увеличилась в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 894 тыс. руб. или на 2,8%. В 2010 году по сравнению с прошлым годом также наблюдается ее рост на 256 тыс. руб. или на 0,8%. Затраты предприятия также увеличились, причем намного больше, чем выручка от продаж: за три года - на 5833 тыс. руб. или на 5,4%. В связи с ростом коммерческих расходов за три года на 73 тыс. руб. или на 36,9%, прибыль от продаж уменьшилась за этот же период на 4806 тыс. руб.

В составе финансовых результатов предприятия имеют место прочие доходы в 2010 году и аналогичные расходы. В результате налогооблагаемая прибыль предприятия снизилась в 2010 году по сравнению с прошлым годом на 4111 тыс. руб. В 2011 году данный показатель уменьшился на большую величину - на 4918 тыс. руб. в результате прочих финансовых результатов. Величина чистой прибыли предприятия по итогам трех лет сократилась с 5090 до 312 тыс. руб. или на 93,9%. На протяжении трех лет данный показатель снижался, что объясняется уменьшением прибыли от продаж в результате роста себестоимости.

Эффективность хозяйственной деятельности исследуемого предприятия представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ рентабельности ООО «Навигатор»

Показатель

Год

Абсолютное отклонение


2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

Прибыль от продаж, тыс. руб.

5170

1040

364

-4130

-4806

Итог баланса, тыс. руб.

3277

5005

5422

1728

2145

Собственный капитал, тыс. руб.

3122

4798

5139

1676

2017

Себестоимость, тыс. руб.

26414

30584

32246

4170

5832

Выручка от продаж, тыс. руб.

31987

32243

32881

256

894

Средняя величина основных фондов

896

870

840

-26

-56

Средняя величина оборотных фондов

2719

4549

5035

1830

2316

Рентабельность всего капитала, %

157,8

20,8

6,7

-137

-151

Рентабельность реализованной продукции, %

19,6

3,4

1,1

-16

-18

Рентабельность собственного капитала, %

165,6

21,7

7,1

-144

-159

Рентабельность производственных фондов, %

143,0

19,2

6,2

-124

-137

Рентабельность продаж, %

16,2

3,2

1,1

-13

-15


На основе данных таблицы 15 можно сказать, что рентабельность продаж снизилась, что говорит о снижении прибыльности проданной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) в целом снизилась с 19,6% в 2009 году до 0,7% в 2011 году. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами фирмы.

Снижение рентабельности всего капитала с 157,8% до 6,7% произошло из-за падения спроса на недвижимость, а также увеличения конкуренции на данном рынке услуг. Рентабельность производственных фондов к 2010 году также резко упала в связи со снижением величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Снижение рентабельности собственного капитала до 7,1% обусловлено снижением прибыли в течение трех лет.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в отчетном периоде эффективность основной деятельности предприятия значительно снизилась.

2.3 Анализ рыночного равновесия


В результате снижения цены товара с 5 000 руб. до 4 800 руб. спрос возрос с 10 000 шт. до 11 000 шт. Коэффициент эластичности равен -2,35:

ЭС = (1 000 / (-200)) х ((5 000+4 800) / 2) / ((10 000+11 000) / 2) = -2,35

Данный товар принадлежит к классическим и спрос на него высокоэластичен: снижение цены на 1% приводит к увеличению спроса на 2,35%.

Достоинством коэффициента эластичности является простота расчета. Однако именно в этом заключается и его недостаток. При определении эластичности делается важная оговорка: “при прочих равных условиях”. Для того, чтобы свести к минимуму данный недостаток, можно рассчитать совокупное влияние нескольких показателей конъюнктуры на величину спроса.

Например, коэффициент эластичности спроса по цене на некий товар равен -0,5; спроса по доходу (коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается аналогично ценовому коэффициенту ЭС = (D К / Кср) / (D Д / Дср), где Д - доход потребителей) - 0,8. Определим, на сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена снизилась на 10%, а доходы потребителей возросли на 20%: (-0,5)х(-10%) + 0,8 х 20% = 21%.

Совокупное влияние ценового фактора и изменения дохода привело к увеличению спроса на 21%.

Другая ситуация. Удорожание натурального меха приводит к снижению продаж и к переключению спроса на изделия из искусственного меха.

Коэффициент эластичности спроса на натуральный мех по цене на него составляет -1,9. При снижении спроса на натуральный мех на 1% объем продажи искусственного меха возрастает на 0,9%. Рассчитаем зависимость спроса на изделия из искусственного меха от цен на натуральный мех: (-1,9)х(-0,9) = 1,71.

Таким образом, увеличение цен на натуральный мех на 1 % вызовет рост объема продаж изделий из искусственного меха на 1,71%.

При анализе последствий изменения цен необходимо различать кратковременный и долговременный коэффициенты эластичности. Кратковременный коэффициент эластичности основан на информации, полученной в течение года, долговременный - в период более года.

Рис. 2.1. Краткосрочный коэффициент эластичности

Рис. 2.2. Долгосрочный коэффициент эластичности

На рисунках 2.1 и 2.2 показаны два случая, когда спрос на товары реагирует с различной интенсивностью на изменение цен в долгосрочном и в краткосрочном периоде. На рис. 2.1 объем продаж реагирует на изменение цен в краткосрочный период менее интенсивно, чем в долгосрочный. Причиной такого явления может выступать инертность потребительских предпочтений, когда потребителям трудно после изменения цены отказаться от своих привычек. Так, повышение цены на кофе не сразу отразится на объеме продаж, но со временем большинство потребителей перестроит свой рацион и сократит потребление кофе.

Подобная картина наблюдается и по товарам, дополняющим какую-либо основную продукцию, по которой существует значительный потребительский запас. Например, повышение цен на бензин вряд ли приведет к резкому спаду объема продаж. Только после того, как парк автомобилей кардинальным образом изменится в пользу более экономичных и малолитражных машин, можно ожидать сокращения спроса на бензин.

Краткосрочный коэффициент эластичности спроса от цен превышает долгосрочный, как правило, по товарам длительного пользования (рис. 2.2) [5]. Подобная продукция идет на замену эксплуатируемым в домашнем хозяйстве предметам. Суммарный потребительский запас значительно превышает ежегодный объем производства. Следовательно, при резком росте цен потребитель может без ощутимого для себя дискомфорта отказаться от приобретения товаров длительного пользования. Однако через некоторое время появляется настоятельная необходимость в замене испортившейся или вышедшей из моды бытовой техники, мебели и т.п. Это приводит к относительному восстановлению объема продаж.


Рис. 2.3 Изменение эластичности спроса на различных участках кривой спроса

Рис. 2.4. Кривая спроса с постоянной эластичностью

Одним из “подводных камней” в расчете коэффициентов эластичности выступает тот факт, что эластичность спроса на различных участках одной и той же кривой спроса может быть различной. При линейном изображении зависимости спроса от изменения цен эластичность уменьшается по мере движения вниз по кривой. Это легко объяснимо. При линейной зависимости в верхней части кривой спроса изменение цены на 1 рубль составляет небольшое процентное изменение относительно высокой цены, тогда как изменение величины спроса на 1 единицу - существенное процентное изменение относительно низкой величины спроса по этой же цене (рис. 2.3). В нижней части кривой ситуация становится обратной. Так как для определения эластичности важную роль играют именно процентные изменения, линейная зависимость спроса от цены более эластична в верхней части кривой, чем в нижней [10].

Естественно, можно построить и кривые спроса с постоянной эластичностью (рис. 2.4).

Как показывает практика, именно такие кривые наиболее точно отражают среднюю чувствительность покупателей к изменению цен. Поэтому, проведя многократные исследования реакции потребителей на изменение цены и определив наиболее достоверные коэффициенты эластичности, желательно построить кривую спроса с заданным значением эластичности по всей ее длине.

Наиболее достоверное значение эластичности спроса дает расчет коэффициента эластичности в точке, близкой к точке равновесия. Классификация рынков и товаров определяется, таким образом, тем, каковы характеристики спроса в точке равновесия, точке пересечения спроса и предложения. Именно на это направлено использование среднеарифметических значений спроса и цены в формуле коэффициента эластичности:

ЭС = (D К / ((К1+К2) / 2)) / (D Ц / ((Ц1+Ц2) / 2))

рыночное равновесие маршалл

Одна из разновидностей коэффициента эластичности спроса - перекрестный коэффициент - позволяет очертить продуктовые (товарные) границы рынка, которые обусловливают емкость рынка.

В основе определения продуктовых границ рынка лежит понятие равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемость можно рассчитать с помощью перекрестного коэффициента эластичности спроса от цен:

ЭСху = (D Кх / Ксрх) / (D Цу / Цсру),

где D Кх - изменение спроса на товар X;Цу - изменение цены на товар У;

Ксрх - спрос на товар X;

Цсру - цена на товар У.

Абсолютные величины спроса и цены определяются как среднеарифметические значения.

Кроме количественной характеристики эластичности спроса на товар Х (малоэластичный, высокоэластичный), перекрестный коэффициент эластичности несет важную информацию о взаимосопряженности выбранных товаров:

если ЭСху > 0, то товары Х и У взаимозаменяемые; чем больше коэффициент эластичности, тем выше степень взаимозаменяемости;

если ЭСху < 0, то товары Х и У взаимодополняемые.

Выделим основные факторы, определяющие уровень эластичности спроса:

Чем больше на рынке товаров-заменителей, тем выше эластичность спроса. При повышении цен на один товар спрос на него резко падает, так как есть возможность приобрести другой, аналогичный продукт.

Высокой эластичностью обладают предметы роскоши, низкой - товары первой необходимости.

Чем выше доля бюджета, которая приходится на приобретение данного товара, тем выше эластичность (это касается всех товаров, кроме предметов первой необходимости).

Эластичность спроса уменьшается с ростом денежного дохода.

Стабильность потребительского поведения способствует снижению эластичности.

Чем в меньшей мере удовлетворены потребности в данном товаре, тем выше эластичность.

Использование коэффициента эластичности в оценке последствий изменения цены для финансово-экономического положения предприятия с учетом дифференциации затрат проиллюстрировано на нижеследующем примере.

Эластичность спроса от цен на продукцию предприятия “Бета” равна 1,75. Определим последствия снижения цены на 100 руб., если до этого снижения объем реализации составлял 10 000 шт. по цене 1 750 руб./шт., а общие затраты были равны 10 000 000 руб. (в том числе постоянные - 2 000 000 руб.) на весь объем производства.

Решение

Выручка от реализации до изменения цены равна

750 руб./шт. х 10 000 шт. = 17 500 000 руб.

Прибыль до изменения цены равна

500 000 руб. - 10 000 000 руб. = 7 500 000 руб.

Объем реализации после снижения цены составит 11 000 шт:

000 х (1,75 х (100 / 1 750)) + 10 000 = 11 000

Выручка от реализации после снижения цены достигнет 18 150 000 руб.:

650 х 11 000 = 18 150 000

Совокупные затраты на производство и реализацию продукции после снижения цены составят:

Постоянные затраты - 2 000 000 руб.

Переменные затраты - 8 800 000 руб.

Общие затраты - 10 800 000 руб.

Прибыль после снижения цены будет равна

150 000 руб. - 10 800 000 руб. = 7 350 000 руб.

Таким образом, снижение цены привело к потере прибыли на сумму 1 500 000 руб.

А теперь определим, выгодно ли было бы предприятию “Бета” снижение цены на 100 руб./шт., если бы уровень постоянных затрат составлял 50% от общих расходов.

Решение

Совокупные затраты после снижения цены:

Постоянные затраты 5 000 000 руб.

Переменные затраты 5 500 000 руб.

ИТОГО: 10 500 000 руб.

Прибыль после снижения цены:

150 000 руб. - 10 500 000 руб. = 7 650 000 руб.

Снижение цены выгодно: оно дает дополнительную прибыль в сумме

650 000 руб. - 7 500 000 руб. = 150 000 руб.

Все это позволяет сделать вывод: чем выше уровень постоянных затрат (а, следовательно, и сила воздействия операционного рычага), тем меньше уровень эластичности, который необходим для сохранения и увеличения прибыли при снижении цены.

Заключение


Итак, подведем итог всей курсовой работы.

Была рассмотрена работа "Принципы политической экономии", которая легла в основу экономического образования вплоть до 40-х годов двадцатого столетия, об этой книге более подробно рассказывается в главе 1.

А. Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. В главе 2 более подробно рассматривается данное понятие и предложены задания для ее нахождения.

Рассмотрен также подход А. Маршалла к понятию цены и проблеме ценообразования, как данный экономист рассматривает этот вопрос. Для него главное, это объективная (издержки производства) и субъективная (полезность благ) оценки. Поэтому в курсовой работе показан принцип издержек и принцип конечной полезности.

Во второй главе рассматриваются анализ рыночного равновесия ООО «Навигатор», поэтому в ней более подробно рассматриваются такие понятия, которые Маршалл считал важными для описания рынка предприятий. Теорию процента здесь рассмотрели со стороны спроса и предложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капитала зависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на капитал - от его производительности.

Целью данной курсовой работы был поставлен взгляд А. Маршалла на проблему рыночного равновесия. Я считаю, что данная цель была достигнута и решены задачи, которые ставились на начальной стадии разработки курсовой.

Список литературы


1.   Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., 2009.

2.      Бартенев С.А. История экономических учении. Издательство «Юристъ», 2008.

.        Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. 100 великих экономистов после Кейнса. Экономическая школа. 2005.

.        Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 2008.

.        Жид Ш., Рист Ш.. История экономических учении. Экономика. 1995

.        Журавлева Г.П. Экономика. - М.: Юристъ, 2009.

.        Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.:Экономистъ, 2010.

.        История экономических учений. Под ред. Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. Москва. «ИНФРА-М». 2006.

.        История экономических учении. Под ред. Адвадзе В.С. ЮНИТИ. 2002

.        Курс экономической теории. / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: Издательство «АСА», 2010.

.        Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров /Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ. 2005.

.        Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 2010.

.        Макроэкономика. Учебное пособие. / Под редакцией Бункина О. - М., 2009.

.        Макроэкономика: практический курс. / Под ред. Луссе А. - СПб., 2009.

.        Маршалл А. Принципы экономической науки; В 3-х т. - М.: Прогресс, 1993.

.        Океанова З.К. Экономическая теория. - М.: ИТД «Дашков и Ко», 2009.

.        Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: Издательство НОРМА, 2009.

.        Сажина М.А. Экономический Олимп. Деловая литература.2009

.        Самуэльсон П. Экономика Т.1. - М: МГП «Амон», 2010.

.        Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело ЛТД, 2009.

Похожие работы на - Версия рыночного равновесия А. Маршалла

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!