Менеджмент в сфере медицины

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,24 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Менеджмент в сфере медицины

Оглавление

Введение

. Определение основных понятий

. Специфика рынка медицинских услуг

. Управление персоналом сфере медицины

. Кто должен руководить медицинскими учреждениями?

. Контроль качества в системе здравоохранения

.1 Первый компонент качества - структура качества

.2 Второй компонент качества - качество процесса

.3 Третий компонент качества - Критерии результатов

Заключение

Список источников

Введение

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось для России радикальными переменами в общественной и экономической жизни.

Социально-политические реформы означают переход от тоталитаризма к демократии, экономические реформы - от административно-командной системы к рыночным основам ведения хозяйства, а в жизни каждого конкретного человека -преобразование его как «винтика общей системы» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.

Этот исторический период развития России наши потомки, скорее всего, назовут временем сложным, во многом противоречивым, но исторически неизбежным.

Одно из инноваций, пронизавших в этот период не только лексику и профессиональную деятельность, но практически весь уклад жизни россиянина, явился термин «менеджмент».

Как любая мода, «менеджмент» в России конца XX века молниеносно охватил все сферы человеческой деятельности: предпринимательство, промышленность, торговлю, медицину, образование и т.д.

Цель: рассмотреть особенности менеджмента в сфере медицины на современном этапе

Исходя из выдвинутой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

)Определить основные понятия

2)Рассмотреть специфику рынка медицинских услуг

)Изучить основные принципы управления персоналом в сфере медицины

)Разобраться в вопросе о том, кто должен управлять медицинскими учреждениями: специалист-медик или же специалист-управленец

)Рассмотреть особенности контроля качества в системе здравоохранения

1. Определение основных понятий

На сегодняшний день менеджмент понимается в нескольких значениях:

-Как особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

-Как совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

-Как совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей.

Здравоохранение - англ. health care; нем. Gesundheitswesen. Система социально-экономических и медицинских мероприятий, а также соц. институтов, деятельность которых направлена на сохранение и повышение уровня здоровья населения.

2. Специфика рынка медицинских услуг

Приступая к исследованию сущности содержания стоимости и цены медицинской услуги, мы сразу же наталкиваемся на неординарность формирования в экономике здравоохранения категорий товарного производства, констатируем особое место, которое занимает медицинская услуга в мире обычных товаров. Неординарность категорий стоимости и цены медицинской услуги сразу же выявляется при анализе исходных моментов их формирования и построении их внутренне сущностных субординационных связей. Вспомним, как трактует теория трудовой стоимости стоимость товаров. Она исходит из того, что стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами для производства и воспроизводства товаров, общественное признание необходимости затрат которых складывается под воздействием рыночного спроса и предложения. Стыкуя это понимание содержания стоимости, его факторообразующие элементы с процессом формирования стоимости медицинских услуг, мы отмечаем следующее. Во-первых, затраты труда и в сфере здравоохранения должны быть общественно необходимыми, обществом признаваемыми. Во-вторых, общественная признаваемость должна выражаться в согласии общества обеспечить в обмен на предоставляемые обществу и личности медицинские услуги возможность нормального производства и воспроизводства на общественно нормальном уровне. Однако, в-третьих, обнаруживаем, что рынок не может быть мерилом потребности общества в медицинской помощи и, следовательно, регулировать функционирование медицинского производства. Одно из объяснений состоит в том, что рынок имеет дело только с платежеспособным покупателем. Неплатежеспособных он просто выталкивает из рыночного потребления. Поэтому рыночный спрос не отражает полного, истинного спроса общества на те или иные товары и услуги.

На какой же спрос должны ориентироваться здравоохранение и медицина? На платежеспособный или истинный? Сбрасывание с медицинского производства неплатежеспособных покупателей медицинских услуг чревато опасными медико-социальными последствиями не только для неплатежеспособных, но и платежеспособных. То есть платежеспособные вынуждены считаться с неплатежеспособными и ради собственного здоровья и обеспечения производства здоровой работоспособной производительной силой допускать их к медицине. Причем, не только в форме гуманитарной помощи и иных дискретных подачек в целях саморекламы, но и в организации общесоциальных структур по охране здоровья, не укладывающихся в рыночные закономерности. Медицинское производство - это общесоциальный элемент жизнеобеспечения любого социума. Оно вне политики, но быть вне экономики не может. Но в экономике оно стоит выше рынка, над рынком. Связь между общественным производством и потреблением медицинских благ может быть только прямой, а не косвенной и устанавливаться должна без рыночного опосредования, без рыночного регулирования. Поэтому при общей рыночной организации производства в целях самосохранения нации медицина на объективном основании должна быть выведена из системы коммерческих интересов. В соответствии с этой объективной предопределенностью от экономических категорий товарного производства в сфере экономики здравоохранения также объективно отпадают рыночные характеристики стоимости, цены, цены производства и т.д. Для экономики здравоохранения нет понятий: рыночная стоимость, рыночная цена, рыночная цена производства медицинской услуги. Есть просто понятия: стоимость, цена, цена производства. Поэтому использование "рыночности" данных категорий в теории и практике экономики здравоохранения некорректно.

Теория издержек производства и основанный на ней затратный принцип ценообразования медицинских услуг являются предметом особого рассмотрения. Тем более что официальные разработки, подготовленные высшими государственными структурами, ориентируют ценообразование именно на затратную методологию. Свидетельством этого являются рекомендации по расчетам тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования приказом №16 от 14 апреля 1994 г.

3. Управление персоналом сфере медицины

Трансформация социальных и экономических процессов российского общества переходного периода диктует необходимость рассматривать процессы многоплановых преобразований в сфере экономики и управления в отраслевом разрезе, поскольку многие из отраслей имеют ярко выраженную специфику, в том числе в сфере управления человеческими ресурсами. В связи с этим обращение к вопросам исследования систем управления персоналом в сфере здравоохранения видится не просто своевременным и актуальным, но и насущно необходимым, во-первых, в силу накопившихся за долгие годы проблем в данной отрасли, во-вторых, в силу неразвитости и неразработанности теоретических подходов, отсутствия практических наработок в формировании системы управления персоналом именно в здравоохранении, а также, в-третьих, в силу сложности и невозможности адаптации систем менеджмента, традиционных, например, для промышленности, торговли и прочих.

С другой стороны, превращение здоровья из социально-экономического в социально-рыночный ресурс общественного воспроизводства России зависит не только от адекватных преобразований на макроуровне, но и от изменений микро-порядка, в том числе реорганизации лечебно-профилактических учреждений в предприятия социально-рыночной ориентации и переход к развитым рыночным отношениям в сфере здравоохранения. Рыночные преобразования не могли не затронуть изменения структуры и качества управления. Развитие бизнес-процессов, предпринимательства в здравоохранении, переход к страховой медицине ставит перед руководителем медицинского учреждения задачу совершенствования организационной культуры и качества управления, наиболее полного использования человеческих ресурсов организации. Решение данных вопросов невозможно без организации системы управления персоналом, адекватной развитию рыночных отношений. Особую актуальность при этом приобретает вопрос о подготовке управленческих кадров: менеджеров-организаторов всех уровней здравоохранения и менеджеров по управлению персоналом, а также создание специализированной службы по управлению персоналом медицинского учреждения. Моделирование системы управления персоналом предполагает, с исследовательской точки зрения, проведение предварительного анализа управленческих процессов и отношений, в том числе организационных структур в учреждении сферы здравоохранения, а также функций субъектов управления, состояния мотивационной сферы, удовлетворенности трудом, степени готовности к нововведениям объекта управления - персонала организации и т.д.

Серия крупномасштабных глубоких исследований по решению перечисленных задач уже начата в Омске, в том числе на базе медицинского учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №9». Выделены ряд особенностей при формировании системы управления персоналом в медицинском учреждении (их 11). При рассмотрении системы управления персоналом в учреждениях здравоохранения надо учитывать ряд характеристик, присущих системе управления данной отрасли, которые будут оказывать непосредственное влияние на осуществление тех или иных функций в области управления персоналом:

) монополизм ведомства;

) бюрократизм в управлении, в том числе разделение труда;

) строгая иерархическая структура;

) профессиональные предрассудки, например нежелание специалистов-медиков признавать роль иных работников в области здравоохранения - экономистов, юристов, менеджеров по персоналу в том числе;

) жесткая специализация;

) направленность организации, прежде всего на потребителей;

) строгое подчинение и точное исполнение распоряжений руководства и т.д.

Так, для подавляющего большинства муниципальных учреждений здравоохранения характерен такой вид организационной структуры как линейно-функциональная. Рассмотрены и другие особенности управления персоналом в сфере здравоохранения.

медицинский услуга персонал качество

4. Кто должен руководить медицинскими учреждениями?

В последние годы во многих странах все более усиливается противостояние между врачами и специалистами по управлению.

Врачи, работающие управленцами, не имеют достаточных знаний по теории и практике управления, а специалисты по управлению незнакомы со спецификой сферы здравоохранения.

Все чаще высказываются мнения о том, что медицинские коллективы должны находиться под руководством врачей, а не администраторов как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Вытеснение врачей из системы управления здравоохранением администраторами ориентирует медицинскую помощь на рациональность в ущерб чисто медицинским задачам.

В то же время высказывается мнение, что управление медицинским коллективом должно быть совместным действием единомышленников. Клиницисты должны пересмотреть все негативное отношение к участию специалистов-управляющих в работе медицинских учреждений и активно расширять свои знания в области управления для активного участия в руководстве здравоохранением.

Кроме того, в здравоохранении отмечается сложность структуры медицинских учреждений. Ни одно другое предприятие не имеет такого разнообразия в своих сотрудниках, как ЛПУ, с точки зрения профессионализма. Это разница в образовании, стаже работы, опыте, квалификации, ответственности за свои действия, профессиональной самостоятельности, разнообразии характера.

Вышеизложенное приводит к высокой конфликтности в медицинских учреждениях.

Кроме того, конфликт может вызывать сама интенсивность медицинского труда, так как зачастую решения нужно принимать безотлагательно.

Эти процессы существенно меняют роль руководителя здравоохранения.

С одной стороны, ему предоставляется самостоятельность в решении вопросов функционирования и распределения финансовых ресурсов. С другой стороны, возрастает ответственность руководства за достижение поставленных целей.

В этой связи встает вопрос замены роли организатора, которая была типична в условиях централизованного управления, на роль менеджера или управления.

Сейчас требуются руководители совершенно нового склада - предприимчивые, разумно реагирующие на быструю смену ситуации, знающие законы экономики, психологии и социологии.

В настоящее время отмечается слабая управленческая подготовка врачей, и хотя 94% врачей считают необходимым участвовать в управлении здравоохранением, только 69% высказывают желание осваивать управленческую науку, а 55% полагают, что для них важно знание финансового и экономического управления.

В США вовлечению врачей в управление здравоохранением способствует рост групповой врачебной практики, которая требует не только эффективной профессиональной работы, но и экономического обоснования деятельности с учетом финансирования, маркетинга, персонального управления и др.

Разработаны специальные программы для курсов обучения врачей основам управления здравоохранением. Если раньше врачи становились администраторами после многолетней клинической практики (как в России), то сейчас введена специальность «управление здравоохранением», которая предусматривает овладение такими разделами, как основы традиционного управления, финансовый анализ, микро- и макроэкономический анализ, анализ принятия решений, стратегическое планирование и др.

В России руководителем медицинского учреждения является, как известно, главный врач, который, несомненно, должен иметь профессиональную подготовку по менеджменту в здравоохранении.

Вполне вероятно, что в будущем подготовка менеджеров здравоохранения будет осуществляться на базе высшего и среднего медицинского образования кафедрами управления и экономики здравоохранения.

5. Контроль качества в системе здравоохранения

Согласно концепции ВОЗ различают три аспекта качества: качество структуры (оснащенность, обеспеченность), качество процесса (медицинской помощи), качество результатов (исходов медицинской помощи по оценкам компетентности специалистов, инфраструктуры учреждения). Такая оценка проводится медицинской ассоциацией.

Осуществляемые меры по контролю над качеством медицинской помощи следует рассматривать также из 3 компонентов: качество структуры, качество процесса, качество результатов.

По гарантией качества понимают научно-технический уровень помощи, то есть степень применения имеющихся в настоящее время медицинских знаний, медицинских технологией при оказании медицинской помощи. Говоря о гарантии качества надо также говорить о технической оснащенности, безопасности, удовлетворенности пациентов (с должным учетом личности пациента, его доверия и комфорта), с учетом экономного использования ресурсов, равенства возможности получения медицинской помощи для лиц, имеющих разное экономическое положение.


Это институциональный критерий (постоянный критерий) в состав которого входят:

Оценка зданий и сооружений

Оценка медицинской техники

Оценка вспомогательной и организационной техники

Оценка кадров

Оценка различных ресурсов, в том числе и лекарственных

Эти данные можно найти в паспорте учреждения, без этого паспорта учреждение не может пройти лицензирование и аккредитацию. Для оказания качественной услуги необходимо иметь качественный кадровый потенциал, современную технику, специальные ресурсы здравоохранения. Экспертиза показателей структуры проводится органами лицензирования и аккредитации, на основе следующих документов:

  • типовые паспорта зданий и сооружений,
  • типовой паспорт оснащения медицинской техникой,
  • типовой паспорт оснащения хозяйственной оргтехникой,
  • штатное расписание и квалификационные требования к специалистам (результаты аттестации и сертификации),
  • перечень запасов ресурсов необходимых для оказания медицинской помощи.

В США принята концепция перехода здравоохранения на основу врача семейной практики (В США выделяется на медицинскую отрасль около 14% от ВНП), так как чрезмерная специализация привела к ухудшению помощи, снижению доступности медицинской помощи, и вызвала увеличение расходов государства и граждан. Семейная медицина в США считается наиболее эффективной и малозатратной медицинской помощью. Эта программа позволила сэкономить за 2 года несколько десятков миллиардов долларов, которые были вложены в медицину (из доклада президента конгрессу США).

В России и других слаборазвитых экономических странах, где нет денег на здравоохранение, поэтому необходим переход на основу семейного врача (в России выделено 2.9% от ВНП на здравоохранение). Когда в 1993 году ввели систему обязательного медицинского страхования в России пошло на здравоохранение 4% от ВНП, в силу того, что налоги не собираются, продолжается спад в экономике - выделено 2.9% от ВНП. Страхование идет не как дополнительный источник финансирования, как это было задумано, а как источник замещающий недостаток бюджетных средств. С учетом этого, можно предполагать главным станет амбулаторно-поликлиническое звено, а не стационары. 70% всех расходов идет на стационарную помощь, следовательно при недостатке ресурсов в здравоохранении держать стационарную помощь государство просто не сможет. Приватизация стационаров будет в скором будущем.

Получить лицензию, сертификат - это вопрос жизни и смерти для специалиста.

.2 Второй компонент качества - качество процесса

Это технологический критерий, причем он рассматривает медицинскую и управленческую технологию. Оказание медицинской помощи является чрезвычайно сложным производством, с применением огромного количества ресурсов, техники, поэтому возникает необходимость в стандартизации оказания медицинской помощи. При оценке технологии рассматривается и анализируется, как собственно медицинская технология - медико-технологические и медико-экономические стандарты, контроль без применения стандартов. В области управления оказанием медицинской помощи рассматриваются механизмы, обеспечивающие процесс управления.

В настоящее время численность медицинского персонала должна сократиться на 20%, поэтому грядет конкуренция, или просто борьба за выживание.

5.3 Третий компонент качества - Критерии результатов

Это критерии эффективности, которые учитывают показатели объема деятельности и показатели результативности (медицинские, экономические, социальные). Набор показателей, связанных с понятием эффективности или результативности стандартизации не подлежат. Эффективность и результативность оцениваются путем установления причинно-следственных отношений с факторами, обуславливающими соответствующие показатели.

Например, если в одном отделении показатели летальности составляют 30%, в соседнем 20%, то нельзя сравнивать эти результаты, надо посмотреть на контингент больных и другие факторы. Необходимо сравнивать результаты с однородными данными (по годам, с аналогичными отделениями, с зарубежными данными др.). Фонд медицинского страхования на себя ответственность за качество не берет, в случае плохого качества оказания помощи фонд имеет право лишить лицензии и сертификата соответствующее учреждение.

Медицинская результативность:

  • общие показатели исхода:
  • выздоровление
  • улучшение
  • без перемен
  • ухудшение
  • смерть

Экономическая результативность:

  • показатели эффективности работы здравоохранения в целом (можно оценить по показателям младенческой смертности)
  • показатели эффективности инвестиционных программ. Существует ряд мировых организаций, которые вкладывают деньги в развитие офисов семейного врача, но потом они смотрят на экономический эффект.
  • показатели эффективности финансирования. Насколько полно и качественно используются средства.
  • показатели эффективности использования финансовых средств. Как используется оборудование, техника.

Социальная результативность. Характеризуется 2 группами показателями:

  • Микросоциальные показатели - удовлетворенность населения медицинской помощью. Есть система внутриучрежденческого контроля - например, проведение анкетного исследования населения.
  • Макросоциальные показатели - уровни смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни.

Заключение

Управление - одно из древнейших искусств - пронизывает все сферы деятельности человека, присутствует во всех системах общества. Причем, управление можно рассматривать и как науку: у него есть свои методы, принципы и концепции.

Но управление, являясь искусством, не может опираться только на экспериментальные методы исследований. Оно имеет в своем распоряжении еще одно удивительное средство - интуицию.

В сложных, постоянно меняющихся, условиях (внутренние факторы в организации и внешняя среда) руководитель мед. учреждения должен принять то единственно правильное решение, которое требуется в данный момент. Только с помощью интуиции, творческого подхода к управлению можно успешно осуществлять управленческую деятельность.

Для успешной работы организаций в медицинской сфере необходимо периодически проводить исследования с целью совершенствования действующих систем управления. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления.

Список источников

.Дроздова Е.А. Менеджмент в здравоохранении. // Благовещенск: АГМА, 2008.

2.Здравоохранение. [Электронный ресурс] // Большой словарь по социологии, Национальная социологическая энциклопедия

.Менеджмент в здравоохранении. [Электронный ресурс] // Общеобразовательный портал «Репетитор»

.Менеджмент. [Электронный ресурс] // Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. Национальная социологическая энциклопедия

.Менеджмент. [Электронный ресурс] // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г. Национальная социологическая энциклопедия

.Особенности менеджмента в здравоохранении. [Электронный ресурс] // Библиофонд. Электронная библиотека

.Особенности управления персоналом в сфере здравоохранения. [Электронный ресурс] // Экономика труда

.Реферат: Менеджмент в сфере здравоохранения. [Электронный ресурс] // Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Похожие работы на - Менеджмент в сфере медицины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!