Экономическая основа предпринимательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    780,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая основа предпринимательства

Содержание

 

Введение

Глава 1. Экономическая природа бизнеса

1.1 Необходимость возникновения предпринимательства в экономике

1.2 Экономическая основа предпринимательства

1.3 Экономическая свобода - основное условие развития предпринимательства

Глава 2. Формирование структур предпринимательского бизнеса и его развитие в России

2.1 Государственная поддержка предпринимательства

2.2 Экономические методы влияния на предпринимательство

2.3 Основные шаги при создании собственного дела бизнес внутрифирменный управление

2.4 Объективная необходимость предпринимательства в экономике

2.5 Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Предпринимательство в сегодняшней России, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.

Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

предпринимательство экономический россия бизнес

Глава 1. Экономическая природа бизнеса


1.1 Необходимость возникновения предпринимательства в экономике


Деятельность общества, характеризующая его развитие - это специфический человеческий способ отношения к действительности. Экономическая деятельность людей материальна, но в неё ограничено встроена целесообразность, одухотворённость разумом, работой интеллекта и чувств. "Безлюдной экономики не бывает, любое экономическое отношение персонифицировано (воплощено в действующих моделях) и опредмечено (воплощено в материальных и духовных результатах, итогах человеческого труда). Это объясняется тем, что в экономике есть три компонента - люди, вещи и отношение людей по поводу вещей. Значит, любое экономическое отношение фиксирует исторически конкретную взаимосвязь этих компонентов.

Люди - движущая сила экономического развития, и только с точки зрения их деятельности можно понять, что такое бизнес. В процессе деятельности люди преобразуют мир, превращая явления природы и общества в объекты своей деятельности, своего дела, или бизнеса, а себе - в деятельных субъектов. Деятельность побуждается потребностью. Для удовлетворения потребностей необходимы ресурсы - производственные, природные, человеческие. А они ограничены. Дефицитность ресурсов обуславливается ограниченностью выпуска конечного продукта. Следовательно, общество не может потреблять столько, сколько хочет. Сталкиваясь с этими проблемами, оно постоянно должно решать что, как и сколько производить и как распределить произведённое, чтобы максимально удовлетворять потребности людей и общества.

Любая серьёзная попытка дать ответы на эти вопросы с неизбежностью приводит к необходимости осуществления анализа процессов экономического развития общества. Деятельность же - высшая форма развития. Она присуща человеку.

Вся история человеческого общества так или иначе связана с деятельностью человека, его делом, или бизнесом. Границы влияния бизнеса на процесс экономического развития определяют объективные условия. Эти условия зависят от экономической системы, в которой функционирует бизнес. Поэтому вечные проблемы что, как и сколько производить и как распределить передаются от поколения к поколению, от одной экономической формы к другой.

Практика индустриально развитых стран, где предпринимательство является основой развития экономики, а рынок выступает стимулом развития производства, выработала формулу выживания, отличающуюся своей простотой.

Оказывается, в рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением этих проблем. Просто каждый делает свой бизнес, взаимодействуя на рынке, то в качестве производителя, то в качестве потребителя. Здесь же определяют цены и объём производства. Посредствам согласования между покупателями и продавцами решаются одновременно все проблемы. Первая из них "что производить" - решается посредствам денег, которые платит потребитель за товар, который он выбрал; вторая "как производить" - конкуренцией между производителями; третья "сколько производить и как распределить" - соотношением спроса и предложения. Такой процесс происходит постоянно в каждом способе производства, в различных экономических системах, где "исповедуют" рыночные отношения, а бизнес выступает как метод хозяйствования, тип мышления, образ жизни. Следовательно, бизнес является категорией рынка, то есть экономической категорией, а необходимость его возникновения представляет собой закономерный исторический процесс. С развитием общества развивается и бизнес, который "впитывает" в себя экономические отношения общества и проявляет их в хозяйственной практике.

1.2 Экономическая основа предпринимательства


Предприниматель - это человек особого рода. Прибыль для него лишь символ успеха.

Главное - ступить на неизведанный путь, далекий от традиционных решений.

Йозеф Шумпетер (австрийский и американский экономист), рассматривая структуру экономических ресурсов (факторов производства), определял одну из них как способность к предпринимательству. В данной главе подробнее рассмотрена экономическая природа предпринимательства, эволюция теоретических представлений о содержании этого явления, раскрыты тенденции развития форм и моделей предпринимательства в современных условиях.

Предпринимательство - явление очень широкое и многогранное. Поэтому в теории понятие "предпринимательство" рассматривается как разноаспектное (рис.1.1).

Любая человеческая деятельность субъективна, поскольку она осуществляется субъектом (человеком). Предпринимательская деятельность - не исключение. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть частные лица, группа физических или юридических лиц, государство (рис.1.2).


Действующее законодательство РФ в определенной степени ограничивает возможность заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан:

военнослужащим;

служащим органов прокуратуры, государственной безопасности, судов, государственного арбитража, государственного нотариата;

представителям органов государственной власти и управления;

гражданам, имеющим судимость в связи с экономическими преступлениями, и т.п.

Любая экономическая деятельность должна быть целесообразной. Цель предпринимательской деятельности - максимизация прибыли в результате направленности усилий предпринимателя на определенный объект.

Разновидности экономической деятельности отражены на рис.1.3.


Объект предпринимательства - совокупность определенных видов экономической деятельности, в пределах которой предприниматель стремится максимизировать прибыль путем наиболее рациональной комбинации ресурсов.

Предпринимательству свойственны определенные черты и принципы.

Принципы предпринимательской деятельности:

ориентирование на запросы, вкусы потребителей;

стремление быть в центре событий, происходящих в инновационной сфере экономики, использовать новейшее первым; \ - максимальное использование конкурентных преимуществ;

руководство принципами деловой этики;

постоянный творческий поиск, прагматизм, следование демократическим традициям.

Черты предпринимательства как экономической деятельности:

самостоятельность;

новаторство;

инициатива;

творчество;

склонность к риску;

экономическая и социальная ответственность;

масштабность мышления;

деловитость.

Экономической основой предпринимательства является частная собственность. Как известно, собственность - это отношения, складывающиеся между её субъектами по поводу присвоения средств производства и результатов труда.

Отношение собственности на средства производства составляют основу системы производственных отношений любой экономической системы хозяйствования. Они охватывают:

присвоение - полная экономическая власть субъекта над объектом и полная ответственность за результаты пользования;

владение - отношение фактического господства, но распоряжение и присвоение ограничено существованием и правами собственника;

распоряжение - фактическое осуществление власти собственника над объектом собственности, фактическое управление ею;

пользование - процесс фактического извлечения полезных свойств из объекта собственности для удовлетворения конкретных потребностей.

Отношения собственности - "несущая конструкция" экономики, они охватывают весь хозяйственный процесс. Это даёт основание утверждать, что экономические эпохи различаются по типам собственности.

Традиционные отношения общественной собственности, особенно в форме государственной собственности, противоречат рыночным отношениям, принципам их функционирования. Если игнорировать эти противоречия и не пытаться разрушить их, односторонне делая акцент на рынок, то может создаться такое положение, когда старая система хозяйственных отношений и механизма будет разрушаться, а новую систему трудно сформировать. Мир ещё не знал примеров перехода к рыночной экономике без опоры на частную собственность и, надо полагать, не узнает. Либо легальная частная собственность, рыночная экономика и бизнес, либо "теневая" экономика и подпольный бизнес - других вариантов нет. Ведь уже ясно, что такие формы собственности, как групповая, коллективная, кооперативная, акционерная, паевая исторически возникли в результате развития частной собственности, они вышли из неё и пришли ей на смену.

То же можно сказать и о государственной собственности.

В системе бизнеса собственность принадлежит отдельным гражданам или компаниям. Ни общество в целом, ни правительство не владеют ничем. Вся собственность является частной. Обладание собственностью - это так же обладание властью. Те, кто контролирует собственность, способны влиять на действия остальных. Поскольку право частной собственности позволяет распространить владение собственностью среди большого количества людей, постольку и власть распределяется между членами общества более широко. Это ограничивает опасность концентрации власти в руках у немногих. Когда собственность принадлежит обществу в целом или правительству, власть, которую эта собственность даёт, концентрируется в руках сравнительно небольшого числа людей. История показывает, что концентрация власти приводит к злоупотреблению этой властью.

Частная собственность содействует также сбережению ресурсов. То, как мы обращаемся с собственностью, непосредственно зависит от прав, которые имеет владелец этой собственности. Под правами собственности мы понимаем: право владельца решать, как использовать свою собственность; право передавать, продавать её кому-либо другому; право пользоваться доходом и другими выгодами, которые принадлежащая ему собственность. Имея частную собственность, каждый может пользоваться этими правами. Значит, мы защищаем собственность и заботимся о ней.

Такие действия в высшей мере соответствуют нашим интересам, поскольку наша собственность определяет наше благосостояние. Собственность - это богатство. Когда собственность не получает надлежащего ухода и теряет свою стоимость, её владелец теряет часть своего богатства. Право частного владения собственностью заставляет нас работать больше и более производительно. Это, в свою очередь, ведёт к экономическому росту, который обеспечивает лучшие возможности для всех. Таким образом, частная собственность выступает экономической основой бизнеса и раскрывает простор для его функционирования и развития.

Собственность в России существует в разных формах. Государство создаёт равные условия для развития всех форм собственности и их защиты и тем самым формирует среду для бизнеса.

 

.3 Экономическая свобода - основное условие развития предпринимательства


Экономическая свобода - важный фактор развития бизнеса. Она представляет собой свободу хозяйственной деятельности, торговли, землепользования, добровольного сотрудничества друг с другом и так далее. Экономическая свобода одинаково важна как для предпринимателя, бизнесмена, так и для потребителя, ибо она создаёт среду для творческой деятельности личности.

Экономическая свобода на практике означает право каждого: начинать или прекращать свой бизнес; приобретать любые ресурсы, за которые способен заплатить; использовать любые технологии; производить любую продукцию и предлагать её в продажу по любой цене; вкладывать свои деньги по собственному усмотрению. Следует подчеркнуть, что эта свобода - право не гарантирует успеха для каждого бизнесмена. Он может производить любую продукцию, устанавливать на неё любую цену. Однако нет гарантии, что кто-то её купит, поскольку потребители также пользуются экономической свободой, то есть свободой личного выбора, которая так же важна, как и свобода предпринимательства. Каждый потребитель имеет право: свободно покупать любой товар или услугу, за которую он способен заплатить; предлагать свои услуги для выполнения любой работы; отказаться от любой работы; использовать свои ресурсы как он того желает, но если не нарушает прав других людей. Эта свобода - право также не даёт никаких гарантий, то есть каждый имеет право предложить свои услуги, но никого нельзя заставить принять их. Бизнес - дело добровольное.

Экономическая свобода предпринимателей и экономическая свобода потребителей тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Когда предприятие находится в частном владении, то посягательство на свободу бизнеса - это фактически посягательство на свободу личности владельца собственности. Без экономической свободы не может быть свободы личности.

Практика деловых отношений (бизнеса), используя экономическую свободу как предпосылку развития, выработала такую систему взаимоотношений, которая является обязательным условием участия в бизнесе. Она включает соблюдение социально-экономического суверенитета деловых отношений и консенсус интересов. Суверенитет деловых отношений - элемент экономической свободы, его нельзя отождествлять со свободой. Свобода представляет собой полную независимость от интересов, решений и действий других субъектов. Однако деловые отношения субъектов не могут развиваться, если их субъекты не считаются со своими контрагентами. Свободный выбор в условиях современной рыночной экономики возможен лишь на основе как можно более полного усвоения информации об интересах, намерениях, действиях контрагентов. Предприниматели не могут планировать выпуск продукции, не опираясь на информацию о динамике потребительских ожиданий. Наёмные работники не могут предлагать свою рабочую силу фирмам, если квалификационный её уровень ниже допустимого предела.

Суверенитет деловых отношений означает, что законная деятельность данных субъектов находится под защитой органов власти и управления государства и никто не вправе вмешиваться в неё и принудительно навязывать свои условия осуществления сделок. Однако суверенные субъекты деловых отношений не обладают полной независимостью от своих контрагентов, и если они обладают полной свободой в принятии решений и в поведении, то нельзя забывать, что эта свобода имеет определённые рамки реализации, обусловленные стремлением каждого субъекта деловых отношений сохранить и воспроизвести свой собственный суверенитет.

Потребности каждого из участников деловых отношений в постоянном воспроизведении своего собственного социально-экономического суверенитета реализуется посредством принятия всеми этими субъектами взаимоприемлемых решений, иначе говоря, посредством установления консенсуса социально-экономических интересов.

Консенсус интересов означает взаимные обязательства всех участников деловых отношений не нарушать суверенитета своих контрагентов. Такие обязательства не принимаются непосредственно участниками сделок при их заключении, они формируются в процессе развития и постоянного воспроизведения деловых отношений на началах взаимной выгоды сторон и составляют обязательное условие системы бизнеса.

Система бизнеса - плод длительной эволюции экономики. В прошлом, в эпоху так называемой свободной конкуренции неразлучными спутниками бизнеса были кризисы, классовые конфликты, социально-политические потрясения, войны. Ситуация кардинально изменилась в середине ХХ века. Именно в этот исторический период бизнес приобрёл системный характер. Каждый занимается своим делом (делает свой бизнес), но в обществе появились такие социальные механизмы, благодаря которым этот бизнес не наносит ущерба другим людям, также занятым своим делом.

Суверенитеты субъектов деловых отношений и консенсус интересов этих субъектов обуславливают друг друга. Противоречия между "деловыми людьми” не должны выводить их за рамки существующего общественного консенсуса интересов, становиться общегосударственной проблемой и приобретать безысходный характер.

Конечно, абсолютная экономическая свобода недостижима. Использование своих прав - свобод одними ограничивается тем, что другие также пользуются своими правами - свободами. Ограничивают экономическую свободу конкуренция и государство. Хотя вмешательство государства имеет ограниченный характер, но через законодательные акты регулирует условия функционирования бизнеса.

Источником развития предпринимательства как системы деловых отношений выступают внутренние противоречия способа производств. А как известно, противоречия - душа диалектики, движущая сила любого развития, в том числе и бизнеса. Противоречия между производительными силами и производственными (деловыми) отношениями - наиболее общее противоречие способа производства и бизнеса, которое содержит целую систему противоречий, образующихся между различными их элементами (между производством и потреблением, различными формами собственности, разнообразными интересами, спросом и предложением и другими). Являясь движущей силой бизнеса, противоречия сами требуют разрешения, ибо, накапливаясь до "критической массы”, они могут стать причиной различных кризисов.

Формой разрешения противоречий как внутренних причин саморазвития экономических процессов и явлений выступает бизнес, который, будучи системным явлением, обладает собственными внутренними элементами развития (рис.1.4). Значит, бизнес сам по себе становится движущей силой.

Источником развития бизнеса становится труд (дело), творческий характер человеческой деятельности. И хотя развитие бизнеса - результат сознательной деятельности людей, люди не свободны в этом развитии. Нельзя заставить человека стать бизнесменом, можно только создать условия для экономической свободы, обучить некоторым навыкам маркетинга, менеджмента, дать сумму экономических знаний.

Деятельность людей по развитию своего дела (бизнеса) объективно определена внешними и внутренними факторами и прежде всего достигнутым уровнем развития производительных сил, состоянием экономических и других общественных отношений.

Рис.1.4 Собственные внутренние элементы развития предпринимательства

Предпринимательство - это социально-экономическое и деловое творчество человека. Именно в нём, в самом человеке, в его личной инициативе, энергии, активности, ответственности, порядочности, исключительном трудолюбии заложены движущие силы бизнеса. Стремление человека реализовать свои идеи, изобретения, желание выделиться, проявить себя, удовлетворить своё здоровое честолюбие, оставить после себя след на земле "толкают" его в "море" бизнеса. Движущей силой бизнеса, заложенной в человеке, выступает его нетерпимость к рутине, крайняя неудовлетворённость своим социальным и материальным положением.

Человек - сам хозяин своей судьбы, и он хочет, чтобы она у него была счастливой. Он стремится доказать себе и другим, что способен на большее, и именно в бизнесе он находит среду для реализации своих способностей.

История развития бизнеса показывает, что без риска бизнеса не бывает. Риск - благородное дело. Он присущ только человеку. Это - его интуиция, игра, обоснованный расчёт, состязательность в конкурентной борьбе. Это - радость победы разума и расчёта, или горечь поражения и просчётов, но и то и другое стимулирует бизнес. кто не рискует, тот не побеждает. Одних риск вдохновляет, других - закаляет, но выигрывает обычно общественное производство, так как неуклонно создаётся богатство для людей и общества.

Стремление к воспроизводству материальных благ, к увеличению богатства также выступает движущей силой бизнеса, ибо в конечном счёте удовлетворяет потребности не только самого бизнесмена, членов его семьи, но и общество. однако потребности обладают способностью опережать производство, обгонять его возможности. Это объясняется тем, что развитие общества, а следовательно, и бизнеса порождает такие новые потребности, которые не могут быть удовлетворены наличными производственными силами. Следовательно, возникает необходимость в новых производительных силах (технологии, технике, новых профессиях и так далее).

Таким образом, потребности выступают движущей силой общества. Это, конечно, не означает, что потребности не могут отставать от развития производства. Неразвитые потребности - главная преграда на пути роста производства и бизнеса. Процесс удовлетворения потребностей - это и есть процесс потребления, а следовательно, и реализация личного экономического интереса.

Личный экономический интерес представляет собой осознанное отражение объективных экономических отношений в деятельности субъектов бизнеса. Подавление его является главным тормозом развития бизнеса. Реализовать свой интерес человек может лишь, включившись в общественное производство.

Целевая направленность деловой активности людей (бизнеса) состоит в удовлетворении потребностей и интересов. В этих двух категориях перекрещиваются все аспекты бизнеса, и с этой точки зрения они являются общими, то есть присутствуют везде, где развивается бизнес. Специфика потребителей и интересов, а следовательно, и бизнеса определяется экономическим и социальным положением людей. Бизнес является одновременно реализацией их интересов и удовлетворением потребностей. Желание повысить своё благосостояние заставляет работать эффективнее и производительнее, и это понятно, потому что такой труд, как правило, приводит к большому вознаграждению, то есть стимулирует нашу деятельность.

Система стимулов - чрезвычайно важная характеристика системы бизнеса. Ожидание вознаграждения выступает не только движущей силой бизнеса, но и фактором его развития, оно стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.

Стимулы, выполняя свою роль по обслуживанию бизнеса, оказывают влияние на отношения людей к труду по-разному. Так, материальные стимулы побуждают к труду в надежде на вознаграждение, духовные - на общественное признание, социальные - на лучшие условия. Но несмотря на различные способы воздействия на субъектов бизнеса, функция у них одна - активизировать трудовую деятельность людей. Здесь нужно иметь в виду, что процессы воздействия происходят одновременно и взаимосвязано, ибо вознаграждение за труд должно предполагать его общественное признание и улучшение социального обеспечения человека.

Именно в условиях бизнеса у человека появляется возможность создать собственное дело, заняться тем трудом, который ему нравиться, где он может реализовать собственные идеи, интересы, потребности, где труд становиться стимулом его деятельности (рис.1.5).

Рис.1.5 Движущие силы предпринимательства

Движущей силой развития бизнеса выступает ряд экономических законов рынка, в частности, закон стоимости и закон спроса и предложения. Сущность первого состоит в том, что обмен товаров совершается на основе их общественной стоимости, то есть в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на их производство. В условиях рынка закон стоимости действует как закон цен. Цена есть проявлением закона стоимости. Колебания цен служат сигналом для того, чтобы увеличить производство одних товаров и сократить других. Цены являются особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение. При этом связь последних с ценой товара образует механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения, где спрос определяет объем и структуру предложения, выражая свои требования к производству. Предложение формирует спрос через ассортимент производственных товаров и их цены. Чем выше цена, тем меньше покупают товар - показывает спрос. Чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше их будет поступать на рынок - показывает предложение. Противоречие между спросом и предложением выступает движущей силой бизнеса.

Демократизация общества также выступает фактором развития бизнеса, его движущей силой, она дает свободу хозяйственной жизни, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, предоставляет возможность гражданам, их объединениям заниматься бизнесом, создает условия для сочетания интересов, удовлетворения потребностей людей и общества.

В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей бизнесмен реализует свой экономический интерес, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей, пытаясь вытолкнуть своего соперника из сферы производства. Следовательно, неизбежность конкуренции между бизнесменами вызвана приоритетом потребления над производством. Конкуренция является объективной закономерностью становления и развития бизнеса, важной предпосылкой упорядочения цен, способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональной перегруппировке ресурсов, охраняет потребителя от диктата производителей.

Конкуренция же потребителей была типичной чертой прежней советской системы. Когда между предприятиями шла острая конкурентная борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за фонды, лимиты. Индивидуальные потребителями боролись за место в очередях у прилавков магазинов, за доступ к закрытым распределителям, базам, спецбуфетам, спецклиникам. Была сформулирована система новых ценностей общества, главной среди которых является доступ к дефицитам. В системе же бизнеса основными конкурирующими сторонами является именно предприниматели (бизнесмены). Наличие столь разнородных конкурентов делает в конечном счете конкурентную борьбу неисчерпаемой движущей силой развития бизнеса

Глава 2. Формирование структур предпринимательского бизнеса и его развитие в России


2.1 Государственная поддержка предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления. Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Организационные аспекты поддержки предпринимательства:

Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и т.д.;

ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы. Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной промышленной политики. Следует отметить, что теоретики неолиберализма отказывают государственным служащим в ее проведении.Д. Сакс, советник Президента РФ в начале 90-х годов, так обосновывает этот тезис:

чиновник хуже разбирается в устройстве рынка, чем предприниматель;

чиновники России плохо осведомлены о состоянии мировых рынков;

промышленная политика нередко создает обильную почву для коррупции.

Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса. В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, на наш взгляд, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и во внебюджетные фонды РФ.  Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов. Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ. Свои особенности имеет распределение полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России. Программа действий правительства РФ на 1995-1997 гг. впервые включала меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике.  Предполагалось, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте малого конкурентоспособного сектора экономики, использовании присущей ему инициативы.

Переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации малого предпринимательства и др.

Между тем ни федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами.

Важное значение для развития предпринимательства имеет кадровое укрепление частных предприятий за счет вышедших в отставку государственных служащих. Так, в Японии в 1990 г. восемь бывших высокопоставленных работников государственного Японского банка развития служили директорами крупнейших судоходных фирм. Представители министерства внешней торговли и промышленности Японии "парашютируют" чаще всего в средние по экономической значимости компании. Фирмы используют эти переходы для усиления полезных контактов и получения государственной информации. В ряде стран подобную практику пытаются поставить под контроль. В Великобритании, например, переход высокопоставленного сотрудника после отставки из государственной службы в фирму, которую он раньше курировал как государственный служащий, связывают с определенными выгодами. Как носитель конфиденциальной информации о планах правительства, характере предстоящих заказов и т.п. такой сотрудник дает фирме неоценимые преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому введены нормативные ограничения: служащие трех высших ступеней в течение двух лет после отставки имеют право поступать на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов также обязаны получить разрешение, если поступают на работу в фирму, с которой были ранее связаны по службе, либо имели доступ к конфиденциальной информации о конкурентах своих нанимателей. Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.

2.2 Экономические методы влияния на предпринимательство


Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.

Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

Коммерческие организации в период массовой приватизации не захотели стать собственниками государственных предприятий, поскольку это не сулило высокой прибыли и быстрой окупаемости капиталовложений.

Иностранные инвесторы весьма осторожно подходили к покупке акций предприятий в силу недостаточности политических и правовых гарантий последующей деятельности. Однако в тех случаях, когда гарантии предоставлялись, иностранные инвесторы не всегда становились эффективными собственниками. Так случилось, например, с российской алюминиевой промышленностью. Лондонская торговая компания Trans World Metals Ltd стала владельцем 50% капитала крупнейшего в мире Братского алюминиевого завода, 60% - третьего по величине в России Саянского алюминиевого завода и долей капитала других предприятий отрасли. Они имеют ряд льгот за счет российского бюджета (более 300 млн долл. в год): избавлены от пошлин за ввоз и вывоз продукции, пользуются льготными тарифами за электроэнергию. В результате рентабельность торговой компании достигла сотен процентов, но она практически ничего не вложила в модернизацию российских заводов. Частные собственники также не стремились покупать предприятия, а если и покупали, то не для развития производства, а для проведения выгодных финансовых операций. Приватизация показала, что часть руководителей вопреки интересам предприятий создала коммерческие структуры для сбыта продукции и присвоения подчас всей прибыли, принадлежащей предприятию, "увода" большей ее доли за счет задержки перечисления полученных за проданную продукцию средств.

Не оправдали себя инвестиционные конкурсы, при которых победитель получает в собственность, как правило, относительно небольшой пакет акций обреченного предприятия, но зато по цене значительно ниже рыночной.

Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный характер: через налоги у предприятий изымается до 85 - 90% прибыли. Избегая высокого налогообложения, предприятия нередко стремятся уменьшить прибыль путем увеличения затрат.

Налоговая политика повернута в противоположную от производства и предпринимателей сторону. Огромный ущерб наносит многократное обложение доходов (например, на федеральном уровне применяются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, госпошлина, сборы за пользование природными ресурсами, за операции с ценными бумагами и т.д.). Всего существует более 150 наименований налогов. Это повышает стоимость товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

Система налоговых льгот сформировалась в основном в 1993 - 1995 гг. и была направлена на сохранение и создание рабочих мест для незащищенных слоев населения, сдерживание роста цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, медикаменты), оборудование, работы и услуги, оплачиваемые из бюджета.

Однако в связи с изменением экономической ситуации в стране значительное число льгот перестало решать задачи, ради которых они устанавливались. Произошло насыщение рынка, главным ограничителем роста стал платежеспособный спрос.

Порожденный ошибками в налоговой системе и структурной перестройке хозяйства экономический кризис снизил возможности бюджетной поддержки предпринимательства.

Усугубляет положение чрезмерная жесткость финансовой политики. Предприниматели с трудом обеспечивают на предприятиях нормальные объемы оборотных средств. В результате в экономике продолжается "бегство от расчета деньгами": предприятия компенсируют нехватку денег бартером и эмиссией их заменителей - векселей. Незначительный рост уровня жизни затрудняет переориентацию на спрос населения.

Нерешенными остаются многие вопросы, от которых зависит приток капиталов в экономику, в частности, отсутствует четкая программа дальнейшего развития страны и долгосрочная инвестиционная политика. Дефицит бюджетных средств для поддержки инвестиционных программ и предоставления государственных гарантий под западные инвестиции, неадекватная для интересов инвесторов законодательная, нормативная и административная база, тяжелая налоговая и неустойчивая таможенная политика, неоднородная социально-психологическая ситуация сдерживают развитие инвестиционных процессов. При значительных объемах финансовых средств коммерческих и банковских структур наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли бы использоваться в качестве инвестиционных ресурсов, а также предложений технических средств и оборудования из-за снижения производства в отраслях, производящих продукцию инвестиционного назначения. В наибольшей степени нехватка инвестиций коснулась перерабатывающих отраслей, наиболее привлекательных для малого бизнеса. Несмотря на сложность ситуации, перспективы, тем не менее далеко не безнадежны. Анализ тенденций поведения и ожиданий потенциальных инвесторов позволяет сделать вывод о возможности появления в ближайшие годы предпосылок к началу долгожданного инвестиционного бума и перелома в формировании благоприятного инвестиционного климата. Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства. Сама практика работы ряда лицензионных подразделений показывает явное пренебрежение к участникам рынка. Нередко критерием для выдачи лицензии выступает личная лояльность к руководству соответствующих организаций.

Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции). В настоящее время предполагается переход к новым принципам ценового регулирования: возмещение регулируемым компаниям электроэнергетики действительно необходимых эксплуатационных и капитальных затрат; обеспечение получения обоснованной прибыли на используемый капитал; дифференциация тарифов для различных групп потребителей и регионов России; сокращение масштабов перекрестного субсидирования; введение дифференцированных цен на природный газ; прекращение субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок; сближение тарифов по категориям потребителей услуг связи и сокращение дотирования и др. Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.


2.3 Основные шаги при создании собственного дела бизнес внутрифирменный управление


Чтобы открыть своё собственное дело, необходимо чётко и ясно представлять свои цели, а их лучше всего написать на бумаге и время от времени корректировать (жизнь ведь постоянно меняется), настолько предприниматель будет настойчив и целеустремлён в бизнесе. Потому что других мотиваций, кроме достижения личных целей для развития бизнеса, просто нет. После того, как ясно изложил человек, желающий открыть собственное дело свою мечту, пусть для начала очень скромную, необходимо приступить к исследованию.

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство по оценкам исследователей и по опросу занимающихся бизнесом, это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.

Какой сектор рынка выбрать для исследования? Конечно, прежде всего тот, где есть перспективы роста. Цель исследования - это создание бизнес - идеи, ориентированной на неудовлетворённый спрос, на продукт или услугу. Конечно, проанализировать все рынки невозможно. Для конкретизации задачи рекомендуется двигаться по "шагам" и записывать возникшие идеи.

Шаг 1. Использование Вашей специальности. Подход "Я это умею делать, делаю хорошо, этому учился и имею опыт, поэтому только это буду продавать", не всегда верный, хотя и имеет шансы на успех. То есть необходимо посмотреть, как, используя свою специальность, знания и опыт, трансформировать их в продукт необходимый людям. Быть может, на прежней работе, где работал человек, начинающий дело, были задумки, которые не реализованы, или ту же самую услугу сможет оказывать дешевле и с лучшим качеством.

Шаг 2. Изучение работы других предприятий. Необходимо выбрать несколько предприятий, работа которых нравится и близка по содержанию. И оценить, отвечая на вопрос: "Можно ли это сделать лучше? Как это сделать? Смогу ли я это сделать?"Преимуществом этого подхода является то, что спрос на продукцию уже есть. Будет необходимо только учесть все ошибки действующего предприятия и найти ресурсы для того, чтобы скопировать данную продукцию с небольшими улучшениями. И определённый сбыт уже обеспечен!

Шаг 3. Хобби. Часто увлечение может перерасти в бизнес. Необходимо подумать, может то, чем человек занимается в свободное время, ему это очень нравится, приносится моральное удовольствие, будет хорошо продаваться?!

Шаг 4. Посредничество по продвижению товаров конкретных фирм - производителей. Все предприятия заинтересованы в расширении сбыта своих товаров и создают для этого сеть своих торговых агентств, которым даётся право торговать по цене производителя и получать доход в виде скидки с этой цены, либо агентское вознаграждение в процентах от проданного объёма товаров. В последнее время особое развитие получил сетевой маркетинг, как наиболее успешный механизм увеличения продажи новых продуктов на рынке при возможности иметь большие доходы агентам - сетевикам.

Шаг 5. Можно купить франшизу - право использовать уже раскрученный бизнес Франчайзинг - это очень распространенный механизм на Западе, но делает первые шаги в России. Недостатки - дорого. Преимущества - обеспечен уровень продаж, наличие рекламной и иной поддержки собственного бизнеса.

Шаг 6. Использование изобретения, научно-технической разработки. Практика показывает, что начать новое дело с изобретения практически невозможно без очень больших инвестиций. Однако если данная идея или чья-то разработка ведёт к существенной коммерческой выгоде и готова к внедрению, то любая крупная компания купит патент на неё. И необходимо будет тратиться только на рекламирование и отправку предложений в нужные компании с переводом на соответствующие языки.

Шаг 7. Газеты и журналы как источник идей. Бизнес - идеи - это очень редкое, нечто новое. Чаще всего - это "хорошо забытое старое", либо чья-то идея, применяемая в другом виде, либо одна и та же концепция применяется в другой отрасли. Поэтому, чтение книг по бизнесу, о лучших менеджерах, публикации в газетах и журналах могут пробудить в человеке видение своего бизнеса не зря же создавались они, а всё что создаётся, в каком-то смысле приносит пользу.

Шаг 8. Приобретение готового бизнеса. Вполне возможно, что кто-то готов продать созданное им дело по разным причинам. Здесь помимо преимуществ есть опасность завышенной оценки этого бизнеса и скрытых проблем, которые становятся понятными лишь впоследствии.

Шаг 9. Изучение прогнозов и тенденций развития общества Социальные перемены в обществе открывают и новые возможности для бизнеса. Например, появление слоя очень занятых людей с большими доходами, стимулировали появление сервисных услуг по уходу за ребёнком, уборке квартиры, частной образовательной практики, продвижению обучения за рубежом. Тенденция к развитию отечественного производства наверняка увеличит спрос на услуги инжиниринга, т.е. работ по пуско-наладке, ремонту сложного оборудования и автоматизации технических процессов.

Шаги пройдены, теперь оцените возникшие идеи с точки зрения возможностей и существующих барьеров для их реализации.

Наконец после долгих колебаний человек вдохновился именно той идеей, в которая, он уверен, что приведёт она к успеху. На самом деле наступил самый опасный период, когда из-за жгучего желания и необузданной энергии, человек самообманывается в своих ожиданиях. Не просчитав свой бизнес можно потерять всё. Исследования во всём мире показывают, что в первый год до 80 % вновь созданных бизнесов приходят к краху. А в последующие 2 года ещё 50 % от оставшихся 20 %!

Поэтому, прежде чем реализовывать свою идею, человек, открывающий собственное дело, должен сконцентрироваться на исследовании рынка, чтобы конкретнее ответить на такие вопросы:

·              Кто будет покупать товар или пользоваться услугами?

·              Кто выступает в роли конкурентов?

·              Почему клиенты будут покупать его товар, а не у конкурентов?

·              Какова ёмкость рынка, и какую его долю товар созданный им может захватить?

·              Какую цену готовы заплатить клиенты за товар, принесёт ли прибыль, оправдается ли все усилия вложенные в дело (моральные, физические, материальные)?

Бизнес состоится только в том случае, если цены сложившиеся на рынке на будущий продукт и объёмы продаж позволят иметь достаточную прибыль для развития.

2.4 Объективная необходимость предпринимательства в экономике


В России с начала проведения экономических реформ в 1990-е годы значительное распространение получил такой тип хозяйственной структуры, как предприятие. Стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение, стремление полнее проявить себя как личность рождает массовое явление в форме развития бизнеса.

Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственного предпринимательства и малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Предпринимательство в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Основа для развития малых предприятий формируется на региональном уровне, причем в последнее время наметилась устойчивая тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в сфере поддержки малого предпринимательства.

Областной комитет государственной статистики осуществляет текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных обследований по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности:

распределение числа малых предприятий по отраслям экономики;

численность работников малых предприятий по отраслям экономики;

объем произведенной продукции по отраслям экономики;

объем инвестиций в основной капитал по отраслям экономики.

Нельзя также забывать, что предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль предпринимательства в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. "Лицо" любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала.

Так предпринимательство играет в экономике любой страны довольно большую роль. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества бизнеса по сравнению с другими секторами экономики в России выражены намного ярче, чем недостатки. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

2.5 Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном этапе


В текущих экономических условиях для совершенствования предпринимательской деятельности в России и ее отдельных аспектов, например планированию, существуют определенные предпосылки. Так, на основе обобщения результатов эмпирических исследований моделей планирования различных промышленных предприятий и анализа публикаций в российских научно-практических периодических изданиях можно выделить две фазы развития систем планирования отечественных промышленных предприятий (изображенных на рисунке 2.1).

Рис.2.1 Совершенствования планирования предпринимательской деятельности в России.

На первой фазе изменения связаны, прежде всего, с необходимостью адаптации сформированных в плановой экономике систем внутрифирменного планирования к новым условиям. К основным внешним факторам, влияющим на развитие систем планирования отечественных предприятий на данном этапе, можно отнести:

·              установление рыночных отношений;

·              институциональные изменения в экономике;

·              рост неопределенности развития и повышение динамизма внешней среды;

·              высокий уровень инфляции, недоступность внешних финансовых ресурсов;

·              необходимость решения проблем выживания.

Отказ от централизованной системы планирования в масштабах народного хозяйства потребовал внедрения на уровень предприятий подсистем стратегического планирования. На предприятиях, как правило, создавали должность консультанта по стратегическому планированию или закрепляли задачи по разработке стратегии за функциональными подразделениями. В редких случаях направления деятельности предприятия разрабатывались Комитетами по стратегическому планированию или другими коллегиальными органами управления предприятием. При этом работники среднего и нижнего звена могли ничего не знать о целях и задачах предприятия и не осознавали своей роли в деятельности по реализации стратегии. Однако практика показала несостоятельность попыток подвергнуть институционализации процесс разработки стратегии, требующий развитой интуиции и способности к творчеству. В связи с этим особое значение при формировании стратегии должно придаваться обучению и стимулированию творческой активности работников.

Рост неопределенности развития и повышение динамизма внешней среды указали на необходимость сокращения шага и цикла планирования, внедрения скользящего и многовариантного планирования деятельности предприятия. Это позволило повысить оперативность учета текущих изменений во внешней и внутренней среде при разработке внутрифирменных планов, но в то же время привело к увеличению объема обрабатываемой информации и плановых расчетов. При этом, недооценка важности автоматизации труда плановых работников и совершенствования информационных систем на многих предприятиях привела к необоснованному увеличению затрат на планирование.

Особую актуальность приобрело внедрение систем оперативного планирования, увязывающих в единый цикл планирование производства, закупок и производственных мощностей. Необходимая оперативность достигается благодаря использованию автоматизированных корпоративных информационных систем стандарта MRP II и более современных ERP-систем.

Связанные с выживанием проблемы снижения различного рода издержек и обеспечения платежеспособности потребовали внедрения технологии финансового планирования, анализа и контроля доходов, расходов, денежных поступлений и выплат. Формирование систем бюджетирования на уровне коммерческих предприятий позволило укрепить финансовую дисциплину и повысить финансовую обоснованность принимаемых управленческих решений. Однако без эффективных систем мотивации, обучения и качественно разработанной нормативной базы бюджетный процесс не только не позволяет выявить резервы повышения эффективности производства, но и наоборот, стимулирует руководителей подразделений необоснованно скрывать данные резервы.

Вторая фаза развития систем планирования предпринимательской деятельности связана с необходимостью приведения данных систем в соответствие с требованиями модели организации будущего. К основным факторам, влияющим на наметившиеся тенденции в развитии систем планирования можно отнести:

·              глобализацию производства и рынков;

·              принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития;

·              развитие фондового рынка России и повышение роли корпоративного звена;

·              нарастание конкуренции за потребителя;

·              развитие информационных технологий.

Выходя на зарубежные рынки, отечественные предприятия столкнулись с проблемой необходимости приведения систем управления с требования международных стандартов систем менеджмента. В связи с этим, была осознана необходимость дополнения существующей практики планирования подсистемами планирования качества, экологии, охраны и безопасности труда, планирования инноваций. Однако, практика показала, что лишь формальное выполнение требований международных стандартов без проработанных механизмов интеграции данных подсистем в действующую систему внутрифирменного планирования не приводит к желаемым результатам: качество так и остается не высокое, инновационная активность слабая и т.п.

Современный этап развития экономики характеризуется повышением роли корпоративного звена. Практика показала, что высокая централизация плановых решений в крупных корпорациях приводит к потере адаптивности и гибкости, увеличивает затраты на планирование и не стимулирует поиск и реализацию резервов повышения эффективности. Решение данной проблемы связано с формированием децентрализованных структур и предпринимательских подразделений. В настоящее время активно ведутся исследования, направленные на разработку систем корпоративного планирования, позволяющих найти компромисс между необходимостью обеспечения синергии и желанием стимулирования реализации предпринимательского потенциала внутри предприятий. Особое внимание уделяется планированию внутрифирменных трансфертных цен для перераспределения получаемых прибылей в интересах корпорации в целом.

Принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития, стабилизация экономической ситуации и развитие фондового рынка в России приводит к изменению ключевых факторов успеха отечественных предприятий. Долгое успешное развитие предприятия требует формирования необходимого экономического потенциала, что зачастую идет в разрез с целями максимизации прибыли и рентабельности капитала в краткосрочной перспективе. В связи с этим, корпорации при оценке результативности деятельности предприятия все чаще используют показатель "экономической прибыли", учитывающий внереализационные изменения стоимости активов. На изменение рыночной стоимости предприятия оказывает влияние большое количество факторов, многие из которых не носят чисто финансовый характер. Ключевые факторы успеха организаций смещаются в сторону качества продукции и процессов, инноваций, экологической и социальной гармонизации. Это требует серьезного пересмотра системы плановых показателей результативности предприятия в целом и его отдельных подразделений. В состав плановых показателей отечественных предприятий начинают включать наряду с финансовыми показателями целый ряд нефинансовых. Особо следует отметить возрастание роли планирования нематериальных активов. Сегодня конкурентные преимущества намного труднее приобрести за счет эффективного финансового менеджмента и инвестиций в финансовые активы. Напротив, способность компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы становится все более значимым фактором.

Изменение ключевых факторов успеха требует усиления кооперации между конкурентами, поставщиками и потребителями. В этой связи особую актуальность приобретает решение проблем интеграции систем планирования предпри-ятий, связанных цепями поставок. Для решения данных проблем внедряются автоматизированные системы планирования потребности в распределении - DRP-системы и планирования ресурсов в распределении.

Опыт показал, что в условиях рыночной экономики реактивное планирование, базирующееся на анализе предшествующего опыта и экстраполяции выявленных в прошлом тенденций на будущее, очень часто приводит к потере конкурентных преимуществ предприятия. Для того чтобы выиграть к конкурентной борьбе предприятия должны в процессе планирования использовать не только информацию о прошлом и имеющихся возможностей развития в настоящий момент времени, но и проектировать желаемое будущее, изыскивая пути его построения. Переход на интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, позволяет повысить уровень индивидуального, организационного и общественного развития предприятия.

В настоящее время стало очевидно, что ни одно управленческое решение не должно приниматься без всестороннего рассмотрения последствий его осуществления как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. В начале 90-х годов Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном была предложена концепция стратегических карт, построенных на основе системы сбалансированных показателей. Данная концепция приобрела широкую популярность в научном и деловом мире, так как позволяет согласовывать краткосрочные цели деятельности подразделений организации с ее миссией и стратегией. Подводя итог, можно выделить следующие перспективные направления совершенствования планирования предпринимательской деятельности в России:

·              объединение стратегического, тактического и оперативного планирования в единую систему;

·              дебюрократизация стратегического планирования, активное вовлечение в процессы планирования работников предприятия;

·              приведение внутрифирменного планирования в соответствии с международными стандартами систем менеджмента;

·              использование системы сбалансированных финансовых и нефинансовых плановых показателей;

·              повышение внимания к развитию и обучению;

·              интеграция систем внутрифирменного планирования кооперированных предприятий;

·              внедрение в практику интерактивного скользящего планирования;

·              интеграция функциональных областей оперативного планирования на основе информационных технологий стандартов ERP и CSRP.

Заключение


Экономика любого общества представляет собой совокупность различных видов деятельности, результатом которой является создание материальных благ и их движение к потребителю. Эта деятельность осуществляется на основании взаимодействия производительных сил и производственных отношений, характеризующихся их проникновением и взаимовыражением. Бизнес тоже деятельность, исторически возникшая в процессе развития общества.

Что же касается экономической свободы - важного фактора развития бизнеса - она представляет собой свободу хозяйственной деятельности, торговли, землепользования, добровольного сотрудничества друг с другом и т.д. Экономическая свобода одинаково важна как для предпринимателя, бизнесмена, так и для потребителя, ибо она создает среду для творческой деятельности личности. Наличие в любом обществе условий для предпринимательства - это показатель уровня экономической свободы граждан и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Для успешного развития предпринимательства в РФ нужна помощь государства:

·        создания правовых основ

·        страховых фондов

·        улучшения инфраструктуры

·        улучшение инвестиционной среды для предпринимателей.

Именно развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наёмных работников.

Список используемой литературы


1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. - М.: Дело и сервис, 2011

. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие: Курс лекций для студентов вузов. - М.: Юрант, 2010 3. Видягин В.И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. - М., 2010. - 546с.

. Волкова О.И. и доц. Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.

. Ёлкин В.В. Основы бизнеса: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2011.

6. Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. - М., 2011.

7. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. - М., 2011.

. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М., 2011.

9. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М., 2011.

. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. Москва, Инфра-М, 2010

. Попков В., Астафьева Е. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие.

12. Сторчевой М.А. Основы экономики. СПб.: Экономическая школа, 2011

13. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Москва, 2011.

14. <http://ekportal.ru/page-id-2052.html>

15. http://w3. economy.gov. by/ministry/economy. nsf <http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf>

Похожие работы на - Экономическая основа предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!