Экологическая философия современной Белоруссии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическая философия современной Белоруссии















Контрольная работа

Экологическая философия современной Белоруссии

Содержание

1. Последствия чернобыльской катастрофы в национальной философии Белоруссии

. Проблема экологии в дискурсе социальной философии Беларуси

. Роль философского знания в проблеме состояния окружающей среды РБ

. Основы формирования экологического мировоззрения современного человека

Литература

экологический дискурс мировоззрение окружающая среда

1. Последствия чернобыльской катастрофы в национальной философии Белоруссии

Двадцать пять лет назад на южном приграничье Беларуси в районе размещения Чернобыльской АЭС произошла крупная техногенная катастрофа, которая поставила страну перед фактом начала ее новой истории, связанной с преодолением последствий масштабных негативных воздействий на экосистему, население, нацию. Молодое государство смогло найти нужные ресурсы для решения сложной задачи, консолидировать общество, как в русле практического действия, так и перестройки интеллектуальных ресурсов. Отечественная философия также активно трансформировалась в части усиления методологической тематики. Предметом обсуждения стали вопросы гуманизации инженерной деятельности и инженерного образования, амбивалентности техники, ценностной мотивации на уровне программ деятельности и ответственности. Интерес к методологии инновационной деятельности усиливался по мере того, как страна формулировала планы модернизации загрязненных районов, промышленности, сельского производства, высокотехнологичного развития. Эти планы соответствуют общечеловеческой стратегии устойчивого развития, сохранения биологического разнообразия планеты.

Биосфера с ее разнообразием природных ниш, популяций, биоценозов и эффективными механизмами саморегуляции натолкнула специалистов на изучение истории сопряженной эволюции видов и природной среды. Соответственно, биологами в 60-е гг. XX в. был предложен термин «коэволюция» для отображения сближения двух или более эволюционирующих популяций в форме взаимной адаптации. При этом речь не идет о полном слиянии (конвергенции). Взаимная адаптация означает, что изменения, происходящие в одной из систем (популяций), инициируют аналогичные изменения в других популяциях, не приводящие к нежелательным для первой популяции последствиям. Коэволюция понимается как коадаптивная изменчивость видов и популяций, обусловленная естественным отбором. Эта идея созвучна социальной проблематике, в рамках которой речь идет о коадаптивной изменчивости биологических систем и систем социокультурной деятельности человечества. В биосфере рассматриваемые процессы детерминированы естественным отбором, борьбой за существование, сохранение наследственности. Фактически речь идет о достаточно жестко функционирующей обратной связи в живых системах.

Полученные в химии и физике данные о взаимосвязи атомов в виде ковалентной связи свидетельствуют о том, что коэволюция живых систем отражает универсальную закономерность природы следовать коадаптивной эволюции. Ковалентная связь актуализируется двумя атомами в форме синтетического процесса, в результате которого два атома формируют общую электронную пару. Один из них (донор) предоставляет для совместной адаптации электронную пару, а второй атом (акцептор) предоставляет свободную орбиталь. При обменном механизме каждый из атомов дает в совместную электронную пару по одному неспаренному электрону. Это происходит в виде движения атомарных систем по принципу совмещения (пересечения) электронных орбит и образования таким путем новых качеств на уровне микроструктур. Подобная методология дает очевидные прогностические следствия в отношении стратегий высокотехнологичного развития человечества, поскольку позволяет приступить к решению экологических проблем с позиций качественно нового уровня понимания реальности и способов ее концептуального отображения.

Это решение видится специалистам в активной разработке новых способов действия (бионика, нанотехнологии), реализации методов имитационного моделирования, виртуального конструирования, создании технических систем на уровне манипулирования атомарными и генными структурами и элементами. Поскольку речь идет об инженерии настроенной на системотехническое проектирование и совместной с биосферой коадаптивной реальности, то сами технические специалисты уже на этапе предпроектных исследований обеспокоены возможными негативными последствиями, могущими проистекать из социальной деятельности, имеющей активный доступ к биологическим структурам. Речь идет о том, что биосфера в доступном виде передает инженерам ключевую информацию о возможных механизмах совместной оптимизации, имеющихся ресурсов органического происхождения.

Но может ли человечество предоставить биосфере соответствующие гарантии ответственности и безопасности с точки зрения активно совмещающихся орбиталей. Не оставить ли коэволюцию прерогативой биосферы если такие гарантии не будут соответствующим образом подтверждены? Ответ может быть дан только человечеством. Однако его свобода ограничена действием экономического детерминизма, механизмами социокультурной конкуренции, на фоне которой проявляется предрасположенность отдельных социальных групп к амбициям, подавляющим общечеловеческую установку на устойчивое развитие. Не случайно, что эта интенция человечества была озвучена на общепланетарном уровне только в 90-х годах XX века.

Тонкость социокультурной ситуации в начале XXI века заключается в том, что коэволюция уже стала реальностью и это означает, что человечеству приходится из нее исходить и искать подходы к решению вопросов аксиологического и нормативного обеспечения развернувшегося процесса. Структуры системной безопасности активно формируются и это - один из приоритетов современной философии и методологии науки и техники.

В Республике Беларусь взята на вооружение стратегия эффективного использования биопотенциала родной земли, адаптации промышленной инфраструктуры, транспортных коммуникаций к природно-ландшафтным особенностям страны. Ноосферогенез имеет в качестве основы методологию экономических исследований и экономической практики. Большой потенциал содержится в философии трансграничного сотрудничества и методологии таможенного дела. Это объясняется тем, что в Беларуси и в Западной Европе формируется понимание того, что техногенная культура имеет глобальное содержание и предполагает международные проекты в части решения общих задач. Тем более, что в эпоху Возрождения отечественные философы немало сделали для создания общеевропейской культуры и единого экономического пространства.

2. Проблема экологии в дискурсе социальной философии Беларуси

В конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ в. возникает выраженный экологический дискурс философских исследований. Философия общества, которая приняла ветвь «актуальности» от философии природы, доминировавшей в XVII-XIX вв., усвоила, в свою очередь, результаты рефлексии общественного сознания над экологическими проблемами, пришла к философии общества в его природном окружении и социоприродном взаимодействии. Этому способствовало возросшее внимание мировой научной элиты и международных организаций к экологическим последствиям антропогенной активности, выход в свет докладов Римского клуба, модельных прогнозов под руководством Дж. Форрестера, Д. Медоуза, Э. Ласло, М. Месаровича, Я. Тинбергена и др. - крупнейших ученых и научных групп коллективов в области прогнозирования социобиосферной динамики. Вышли в свет книги и советских ученых - М.М. Камшилова, Н.Н. Моисеева. Э.В. Гирусова, И.Д. Лаптева, Н. Федорова, Э. Маркаряна и др.

Первым серьезными публикациями в области философско-экологической проблематики в нашей стране стали книги П.А. Водопьянова. В работах «Устойчивость в развитии живой природы» (1974), «Динамическое равновесие природы и человека», «Человек, природа, производство: современный этап взаимодействия» (Минск, 1977) он одним из первых в республике выходит за пределы сугубо биологических вопросов в сферу широкой экологической проблематики, связанную с глобальными проблемами современного мира и судьбами в нем всего живого.

Тем самым было положено начало развитию отечественной социальной философии в области осмысления и решения экологических проблем, изучения вопросов экологизации сознания и культуры белорусского общества. Эти исследования оказались очень востребованы после аварии на Чернобыльской АЭС, когда понадобились разработки механизмов социокультурной адаптации к экстремальным экологическим условиям. Здесь большую роль сыграла книга Е.М. Бабосова «Чернобыльская трагедия в ее социальных измерениях» (1990.). Одним из первых он проанализировал социальные последствиям аварии на ЧАЭС и предложил целую систему мер социальной, культурной и психологической реабилитации.

П.А. Водопьянов, А.И. Зеленков, В.С. Крисаченко проанализировали характер детерминирующего влияния социокультурных традиций, характерных для различных общественных систем, на процессы функционирования и динамики биосферной организации. Была предложена новая стратегия социоприродного развития [1 ] [2].

Проблемам экологии были посвящены исследования Э.В. Клесовой («Природа и человек. Философский очерк», 1979) и Ю.М. Манина («НТР и экологизация производства», 1979), П.С. Карако («Революция в современной биологии и ее социальные аспекты», 1982). В работах П.С. Карако в настоящее время находит свое отражение тема поиска путей экологизации научного знания и образования в Беларуси, использования лучших образцов национальной художественной культуры в преподавании гуманитарно-экологических дисциплин [4].

В Белорусском государственном университете под руководством профессора

А.И. Зеленкова было изучено богатейшее духовное наследие, аккумулированное в философских трудах и литературных сочинениях, произведениях искусства и моральном опыте многих стран и народов мира: «Антология экологической мысли. Восточные славяне». - Минск, 2003; «Антология экологической мысли. Западноевропейская цивилизация». - Минск, 2003; «Антология экологической мысли. Цивилизации Востока». - Минск, 2006.

В русле фундаментальных исследований Института философии С.П. Онуприенко исследовал проблемы формирования социально-экологических ценностей и ориентаций у населения Беларуси [5]. Работы А.С. Червинского рассматривали закономерности развития биосферных компонентов в условиях целенаправленного антропогенного воздействия. Были разработаны методологические основания оценки состояния и условий возрастания качества окружающей среды как социоприродного феномена [6].

Исследования аспектов гуманизации социоприродных отношений И.Я. Жибуля отчетливо показали, что диалектика процессов сохранения надлежащего качества окружающей среды неотделима от особенностей жизненного уклада, его этнонационального содержания, условий жизни и образа жизни в целом. И.Я. Жибуль первым обратил внимание на важность целенаправленного формирования и совершенствования системы экологических потребностей белорусов, учитывая возрастные и социальные характеристики их бытия [7].

В конце 90-х гг. прошлого века оформились и основные направления социоэкологиче- ских исследований в институте философии. Ими стали научно-методологические принципы философского осмысления взаимодействия в системе «человек-природа-общество»; проблемы формирования экологического сознания; разработка теоретико-методологических основ социо- природного моделирования в условиях глобализации; этические проблемы биотехнологического прогресса; разработка социокультурных механизмов адаптации человека к экстремальным экологическим условиям (С.П. Онуприенко, Н.Е. Захарова, Н.А. Лазаревич, Н.И. Снытко, В.И. Галь).

Вопросы образования, воспитания, возвышения экологических интересов и ценностей человека неизменно находятся в центре внимания отечественной философии, расширяя ее возможности и проблемное поле. В целом это содействует формированию адекватной современным глобальным вызовам и рискам национальной модели перехода к постиндустриальному развитию, которое невозможно без ценностно-экологических приоритетов, позволяющих преодолеть стереотипы потребительского отношения человека к жизни. Ценностный подход к миру и месту, предназначению человека в нем, постепенно склоняет к признанию, что не все открытое, сотворенное и производимое - ценность для человека. Что творчество может быть преступным, дьявольским, и что не все новации надо превращать в инновации, т.е. воплощать в действительность.

В какой-то мере именно экологическая культура, ее социальная продуктивность и эври- стичность становятся в XXI в. общим критерием гуманизации общественных отношений и истинного бытия человека. И если цель науки - это говорить с природой на ее языке, то цель философии - говорить с человеком на языке истины. Поэтому новый философский взгляд на мир в какой-то мере сводится к возрождению старого философского тезиса, что человек есть мера всех вещей, цель прогресса.

Для истинности бытия человека, таких средств как наука и образование, даже если они находятся на должном системно-целостном уровне, недостаточно. Если каннибала научить пользоваться ножом и вилкой, от этого он не станет более духовным. Поэтому и нужны поиски новых оснований для выработки коллективных экологически безопасных действий и творческого духовного развития личности. В этом смысле можно поставить в заслугу белорусской философии, что она сохранила, противостоя модернистским атакам, диалектические традиции поиска истины и добра. Теперь же ей предстоят поиски новых оснований для выработки коллективных навыков гуманистического мышления.

3. Роль философского знания в проблеме состояния окружающей среды РБ

Философское исследование содержания понятия «качество окружающей среды» имеет значимость в контексте обеспечения эффективности исследования перспектив оптимизации со- циоприродных отношений, и в первую очередь той ее части, которая относится к проблеме формирования развитого понятийного аппарата и приобретения социальной экологией дисциплинарного характера.

Понятие «качество среды» не может быть фиксированным в той же мере, как не могут быть статичными связи человека с окружающей его природной средой, поскольку понятие, отражающее функциональные социоприродные связи, в каждом конкретном случае наполняется специфическим содержанием.

Качественное, оптимальное, позитивное в одном отношении практически всегда ущербно, вредно, некачественно в другом, а множественность связей в социоприродном взаимодействии выступает лишь аспектом многокачественности материальных объектов. Имея это обстоятельство в виду, можно сделать вывод о внутренне противоречивом характере самого термина «качество окружающей среды». Задаче устранения отмеченной особенности в естественнонаучной интерпретации термина служит его конкретизация через близкие по содержанию понятия «оптимальность», «полезность» и т.д.

Качество окружающей среды относительно, и оно реализуется только в системе отношений, т.к. сама природа не может быть ни плохой, ни хорошей безотносительно к субъекту отношений. Различные свойства природных элементов проявляются во взаимодействии с человеком и только в этой связи приобретают модальные характеристики.

Может быть предложен комплекс оценочных принципов, призванных обеспечить эффективность оценочной процедуры при определении уровня оптимальности в социоприродном взаимодействии.

Принцип качественно-количественной сопряженности в социальной экологии призван выполнить сложную в методологическом отношении функцию корреляции разнопорядковых величин, и в этом смысле может быть интерпретирован в качестве специфического варианта выявления причинно-следственной зависимости в сложных, полифункциональных процессах.

Соотносительность социоэкологических характеристик в своем функциональном выражении изначально предполагает определенную взаимонаправленную адаптацию, с возможным изменением структурной упорядоченности взаимодействующих компонентов:

-этап количественной интерпретации предполагает абстрагирование от учета качественного выражения объекта с концентрацией исследовательского акцента на отношениях между взаимосопоставимыми в концептуальном выражении аспектами феномена социопри- родной взаимоадаптации;

Анализ причинно-следственной зависимости между структурными и функциональными изменениями в системе «человек-природа» составляет сущностный аспект оценочной процедуры, осуществленной в соответствии с социальными критериями качественности среды. Антропогенно преобразованная среда, утратившая традиционный функциональный статус, в оценочной структуре должна быть представлена в дифференцированном выражении, т.е. субстанциональные изменения должны трактоваться как качественные, выражающие значимость нового в системной организации биоценоза фактора, а атрибутивные, в свою очередь, - как производные, выражающие количественную представленность фактора. Оценочная сопряженность двух этих аспектов (представленности и значимости) позволяет добиться достаточно адекватного отражения сложившейся экологической ситуации в концептуальном выражении качества окружающей среды.

В обосновании места антропного принципа в системе социоэкологического знания важное значение имеет анализ роли антропогенного фактора в организации системной целостности биотехносферных образований.

Принцип иерархии качественных характеристик состояния природной среды методологически эффективен при исследовании комплекса антропогенных воздействий, различных по формам и масштабам своего проявления и дифференцированным образом влияющих на организованность биосферы.

Принцип пирамидальности оценочной структуры может быть представлен как частный случай, производное от принципа иерархии оценочных критериев, реализуемый в условиях утраты социоприродной оптимальности и возникновения экологической угрозы.

Предложенная разработка опирается на мощные традиции философского анализа понятийных структур концептуальных может служить исходным базисом для формирования комплекса эффективных прикладных методик комплексной оценки качества окружающей среды как в экстремальных, так и в экологически оптимальный условиях.

4. Основы формирования экологического мировоззрения современного человека

Философская наука определяет акмеологию, психологию и педагогику как сферы развития человека, становление его способности к самодетерминации собственной активности, на основе совокупности, полученных знаний и методов и направлений их применения. Содержание акмеологического воздействия определяется спецификой труда педагога-ученого, так как объектом воздействия становится психика человека - активного участника психологообразовательного процесса, со своими мотивами учения, логикой поведения и, одновременно, находящегося в процессе формирования и становления системы мировоззренческих представлений и установок, определяющих целостный образ человеческого мира. История развития педагогической акмеологии начинается задолго до того, как в науку в 1924 году

Н.И. Рыбниковым был официально введен термин «акмеология». Н.И. Новиков впервые объявил педагогику наукой, охарактеризовав ее как науку, предполагающую в себе многие знания

и,требующую в исполнении много наблюдательного духа, внимания, просвещенного практического рассудка. Ежемесячный журнал «Утренний Свет» Н.И. Новиков стал издавать с сентября 1777 года, он считается первым в России философским журналом. Одной из важнейших задач

Н.И. Новиков считал борьбу против преклонения перед иностранщиной, за национальные основы культуры. Гуманистические традиции в педагогике своего времени одним из первых стал разрабатывать В.А. Сухомлинский. В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет, что каждый человек уже в годы детства и далее отрочества и юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Мировоззренческая позиция В.А. Сухомлинского основывалась на задаче воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, обществом, собственной совестью. Интересны и оригинальны работы Л.С. Выготского, обращение к ним дает возможность проследить развитие идей онтогенеза мышления. В теории Л.С. Выготского процесс развития психики человека рассматривается как процесс преобразования натурального уровня в культурный за счет опосредования знаком, это опосредование происходит на основе интериоризированного коммуникативного действия. Культура возникает там, где непосредственного опыта недостаточно и где приходится достраивать неудавшиеся приспособления. Межличностному взаимодействию Л.С. Выготский придавал большое значение, рассматривая его как основу развития психики и основу культуры в целом.

Создание в 40-50-х гг. ХХ века теории о поэтапном формировании умственных действий и понятий П.Я. Гальперин связывал с решением практической задачи по определению необходимых и достаточных условий, которые однозначно детерминируют ориентировку учащегося и обеспечивают получение намеченных результатов обучения. Основная роль в процессе создания программного обучения отводилась психологической, а в дальнейшем акмеолого- психологической концепции управляемого образовательного и воспитательного процессов.

Н.Ф. Талызина в работе «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969) обращает внимание на то, в рамках метода планомерно-поэтапного формирования конечная цель акмеолого-педагогического воздействия - освоенное действие, сформированное умение его выполнять. Приобретение знаний в этом случае лишь промежуточный этап, а ограничение на этом этапе, или остановка, могут расцениваться как признак недообученности. Заучиванию противопоставляется поэтапная интериоризация. В содержании учебных дисциплин

Н.Ф. Талызина считает необходимым различать действия связанные с усвоением содержания, обозначая их как вспомогательные действия, и действия, в которых содержание воплощается, обозначая их как основные действия - ядро в подготовке человека. Организация планомернопоэтапного усвоения действий предполагает разработку алгоритмических предписаний по практическому применению формируемых действий, обеспечение обратной связи, предварительную проработку возможных видов коррекции.

В последнее время распространение получили акмеолого-педагогические образовательные системы, изложенные в работах В.А. Якунина «Современные методы обучения в высшей школе» (1991) и «Психология учебной деятельности студента» (1994), написанные с опорой на идеи, предложенные в трудах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой, В.Д. Шадрикова.

Подход В.А. Якунина включает следующие положения:

-обучение через процесс управления психическим развитием человека, можно рассматривать как форму социального воздействия;

-педагогическую технологию составляют процессы целеполагания, информирования, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля, коррекции;

-управление психическим развитием учащихся состоит в последовательном переводе их из одного психического состояния в другое;

-обучаемый и обучающийся выступают в качестве субъектов по отношению к себе и к другим;

-позиция учащегося и, в конкретном случае, студента в качестве субъекта процесса обучения и самообразования становится фактором развития его личности;

По мнению В.А. Якунина, общим принципом акмеологического воздействия в педагогике должен стать перевод студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности. Различие типов обучения обусловлено, прежде всего, применяемыми методами в образовательном процессе. Например, целью проблемного обучения является процесс решения задач. В активных методах обучения преобладают организационно-коммуникативные элементы, тогда как в традиционном обучении наибольшее внимание уделяется содержанию передаваемой информации. В.А. Якунин считает, что процесс обучения должен включать все возможные к применению методы, тогда как название он получает по методу преобладающему в нем.

Цели и задачи в труде ученого-педагога разнообразны и варьируют от глобальных, заданных социальным заказом общества, до конкретных, определяемых возможностями контингента учащихся. Педагогические задачи всегда нестандартны и требуют творческого философско-акмеологического подхода и осмысления. Главным результатом труда, в этом случае, становится наличие позитивных качественных изменений в психическом развитии субъекта обучения. Способы деятельности ученого-педагога находятся в контексте высоконормативного социального поведения, определяемого системой этических норм. Личностное развитие субъекта обучения предполагает не только обретение знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе, но и в формировании качеств личности, необходимых для активной жизни и деятельности в обществе настоящего и будущего, формировании мировоззренческих смыслов понимания человека, мира, целей, необходимости дальнейшего развития глобализации жизни и, соответственно, социальных оснований политики.

Таким образом, сущность профессиональной деятельности ученого-педагога, исходя из понимания философско-акмеологических основ мировоззрения современного человека, состоит в определении направлений формирования фундаментальных представлений о мире, месте личности в нем, возможных способов взаимоотношений между миром и человеком, основных стратегиях жизни и деятельности, формировании профессионала с четко выраженной гуманистической акмеологической направленностью, дающей возможность, сохраняя национальное самосознание, руководствоваться мировоззренческими универсалиями больших социальных общностей.

Литература

1. Анисимов, О С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. - Минск, 2002.

. Деркач, А.А. Акмеология. - М., 2002.

. История педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999.

. Огнев, А.С. Субъектогенетический подход в обучении: учебное пособие. - Воронеж, 1998.

. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.

. Водопьянов, П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции / П.А. Водопьянов, А.И. Зеленков. - Минск, 1987.

. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, В.С. Крисаченко. - Минск, 1993.

. Социальные аспекты экологии / К.П. Буслов, А.А. Домжа [и др.]; под ред. К.П. Буслова. - Минск, 1983.

. Карако, П.С. Экологическое образование в Республике Беларусь: состояние и направления совершенствования» // Экология. - 2009. - № 10.

. Онуприенко, С.П. Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси. - Минск, 1994.

. Червинский, А.С. Качество окружающей среды. - Минск, 1997.

. Жибуль, И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. - Минск, 1991.

Похожие работы на - Экологическая философия современной Белоруссии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!