Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли















Курсовая работа

Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

В курсовой работе будут рассмотрены механизмы управления экономической безопасностью для организации сферы розничной торговли, главная цель которой - розничная продажа одежды и получение прибыли.

Целью курсовой работы является изучение теории и практики экономической безопасности компании на основе выбора стратегии упреждения угроз.

Задачи работы следующие:

представить теорию экономической безопасности предприятия розничной торговли;

провести экономических показателей деятельности предприятия и уровня его экономической безопасности;

предложить мероприятия по повышению экономической безопасности предприятия розничной торговли.

Объект исследования - ООО «Тренд».

Предмет исследования - выбор и обоснование вариантов формирования стратегии экономической безопасности исследуемого предприятия.

Информационная база работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также интернет-ресурсы.

В научной литературе вопросы экономической безопасности исследуются в трудах таких крупных российских экономистов, как Гусев В, Забродский В., Кузнецов И. и др.

В работе активно используются табличные и графические методы.
Теоретико-методологической основой исследования является теория познания, опирающаяся на методы экономико-статистического и системного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 54 страницах машинописного текста, и включает 17 таблиц. Список использованных источников включает 32 наименование.

1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности организации розничной торговли

 

.1 Экономическая безопасность организации розничной торговли: понятие, сущность

Экономическая безопасность организации (предприятия) - это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности. [23, с. 35]

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на взгляд автора, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

Так, ко внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия и др.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов и др. [5, с. 106]

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации.

С точки зрения автора, системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач системы экономической безопасности любой коммерческой структуры относятся:

защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

противодействие техническому проникновению в преступных целях;

выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности; [31, с. 105]

защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании; [31, с. 108]

физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что система экономической безопасности каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника системы экономической безопасности, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы. [23, с. 51]

1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности организации розничной торговли


Система экономической безопасности предприятия розничной торговли - это механизм ее обеспечения, который представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов и стимулов, методов, мер, сил и средств, с помощью которых обеспечивается достижения целей безопасности и решения стоящих задач.

Системный подход к формированию механизма обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли предполагает, что необходимо учитывать все реальные условия его деятельности, а сам механизм должен иметь четко очерченные элементы, схему их действия и взаимодействия.

Структура механизма обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли состоит из нескольких блоков, одновременное действие которых призвано обеспечить достаточную для расширенного воспроизводства капитала предприятия прибыль, получаемую в результате соблюдения интересов предприятия, т.е. в результате взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия может иметь различную степень структуризации и формализации.

При этом основное назначение механизма обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли - это создание и реализация условий, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия. Эти условия определены исходя из критерия экономической безопасности и ее уровня.

В качестве важных условий, учитываемых в структуре механизма обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли, выбраны минимизация затрат на продажу, адаптация к нововведениям и расширение сети розничных точек продаж. Представляется, что именно эти условия способны оказать наиболее существенное влияние на формирование прибыли предприятия розничной торговли, обеспечив тем самым его экономическую безопасность.

Так, действие механизма должно быть направлено на обеспечение экономической безопасности в деятельности предприятия розничной торговли, как в настоящее время, так и на перспективу. Если в первом случае доминируют такие условия обеспечения экономической безопасности, как минимизация затрат и расширение точек продаж предприятия розничной торговли, то во втором - это адаптация к нововведениям, расширение ассортимента продаж и форм продаж.

Каждое из этих условий обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли нельзя рассматривать изолированно, они тесно взаимосвязаны. Так, минимизацию затрат предприятия розничной торговли только до определенного уровня можно обеспечить на основе усилий организационного характера, обеспечивающих соблюдение режима экономии ресурсов, изменение системы организации бизнес-процессов, высвобождение и реализацию излишних товаров и т.п. По достижению такого уровня необходимо внедрение новой техники и технологии, обеспечивающих значительное снижение затрат на доставку, хранение и реализацию товаров.

Реализация каждого из предложенных условий обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли возможна либо с использованием мер организационного характера, которые, как правило, не нуждаются в инвестиционной поддержке (либо она незначительна), либо с привлечением определенного объема инвестиций. В первом случае речь идет о некапиталоемком создании условий обеспечения экономической безопасности предприятия, во втором - создание условий следует считать капиталоемким.

Понятно, что при недостатке прибыли предприятия должны в первую очередь реализовывать те условия обеспечения их экономической безопасности предприятия розничной торговли, которые не требуют инвестиционной поддержки. И только после завершения реализации некапиталоемких мероприятий по обеспечению экономической безопасности предприятия должны приступать к реализации условий, требующих инвестиционной поддержки.

В зависимости от величины потерь или ущерба, к которому может привести действие деструктивного фактора, опасности и угрозы можно подразделить на вызывающие трудности, значительные и катастрофические. А по степени вероятности - невероятные, маловероятные, вероятные, весьма вероятные, вполне вероятные. В.П. Мак-Мак разделяет угрозы по признаку их отдаленности по времени: непосредственная, близкая (до 1 года), далекая (свыше 1 года) и в пространстве: на территории предприятия; прилегающей к предприятию; на территории региона, страны; на зарубежной территории. [19, с. 36].

Наибольшее распространение в науке получило выделение опасностей и угроз в зависимости от сферы их возникновения. По этому признаку различают внутренние и внешние.

Внешние опасности и угрозы возникают за пределами предприятия. Внутренние факторы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, его персонала.

К факторам, влияющим на результаты хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли, могут быть отнесены:

         уровень платежеспособного спроса населения;

         наличие конкурентов: их ценовая политика и ассортимент товаров;

         наличие свободных трудовых ресурсов;

         демографическая ситуация влияет на платежеспособный спрос;

         уровень социальной и политической напряженности;

         экономическая ситуация в стране;

         криминализация хозяйственной жизни и другие.

Отраслевые факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия розничной торговли:

         наличие квалифицированного персонала в компании;

         наличие торговых площадей;

         уровень конкуренции между торговыми предприятиями;

         характеристика реализуемых товаров;

         ценовая политика компании;

         транспортная доступность розничных точек продаж;

         рекламная поддержка компании;

         уровень технического оснащения предприятия розничной торговли и др.

Под влиянием окружающей среды, различного рода факторов могут возникнуть множество внешних опасностей и угроз экономической безопасности предприятия розничной торговли. К ним можно отнести:

         заражение программ ЭВМ различного рода компьютерными вирусами;

         изменение законодательства, влияющего на условия хозяйственной деятельности (налогового, отношений собственности, договорного и др.);

         использование недобросовестной конкуренции;

         неблагоприятное изменение политической ситуации;

         неразвитость инфраструктуры рынка;

         несанкционированный доступ конкурентов к конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну;

         противоправные действия криминальных структур;

         хищения материальных средств;

         мошенничество;

         повреждение зданий, помещений и многие другие [20, с. 104].

Анализ многочисленных внешних опасностей и угроз, направлений и объектов их воздействия, возможных последствий для бизнеса потребовал бы многотомных исследований. Несмотря на это, каждое предприятие розничной торговли и прежде всего менеджеры по бизнесу, исходя из конкретной ситуации, в которой находится хозяйствующий субъект, должны определить (спрогнозировать) наиболее значимое (опасное) из них и выработать систему мер по их своевременному выявлению, предупреждению или ослаблению влияния.

Итак, в результате действия механизма обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли должны быть также выявлены несоответствия ресурсов предприятия и объема его продаж. В процессе определения соответствия величины ресурсов, которыми располагает предприятие, и потенциального объема продаж наиболее важное значение имеет аналитический блок, в котором осуществляется сравнение величины ресурсов и потенциального объема продаж. Аналитический блок не только является самым важным, но и наиболее трудоемким и сложным, поскольку аналитический инструментарий, используемый для выявления соответствия величины ресурсов и объемов продаж, зависит от вида ресурса и особенностей бизнес-процессов на предприятии.

экономический розничный торговля безопасность

1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности организации розничной торговли


В качестве оценки системы экономической безопасности предприятия розничной торговли выступает диагностика его состояния по системе показателей, учитывающих специфические отраслевые особенности, наиболее характерных для данного предприятия и имеющих для последнего важное стратегическое значение:

         качественные и количественные показатели по работникам компании;

         качественные характеристики товара;

         обеспеченность основными и оборотными фондами;

         уровень товарооборота предприятия;

         уровень торговой надбавки;

         конкурентные преимущества предприятия розничной торговли.

Применительно к специфике предприятия розничной торговли и в соответствии с фактическими и нормативными значениями его технико-экономических показателей и величиной их отклонения от барьерных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности состояние этого предприятия можно характеризовать как:

а) нормальное, когда индикаторы экономической безопасности предприятия розничной торговли находятся в пределах пороговых значений;

б) предкризисное, когда переступается барьерное значение хотя бы одного из индикаторов экономической безопасности, а другие приблизились к некоторой окрестности своих барьерных значений;

в) кризисное, когда переступается барьерное значение большинства основных (по мнению экспертов) индикаторов экономической безопасности;

г) критическое, когда нарушаются все (или почти все) барьеры, отделяющие нормальное и кризисное состояния развития предприятия розничной торговли.

Далее вырабатываются рекомендации по корректировке набора корпоративных ресурсов, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли, а также системы оперативного управления его деятельностью, которые вносятся в систему планирования безопасности предприятия.

При анализе уровня стратегии экономической безопасности предприятия розничной торговли от полученное в результате расчета значение совокупного критерия безопасности сравнивается со значениями этого же критерия, полученными ранее, для анализируемого предприятия и для аналогичных предприятий данной отрасли (по возможности). Кроме того, подлежат сравнению текущие и прошлые оценки частных критериев безопасности предприятия. При этом выявляются доли влияния изменения состояния функциональных составляющих безопасности предприятия на изменение значения совокупного критерия. Затем анализируются меры по обеспечению необходимого уровня функциональных составляющих, благодаря чему выявляются недостатки и резервы, должностными лицами предприятия корректируется функциональная система обеспечения его безопасности [29, с. 211].

Далее следует на конкретном примере провести анализ обеспечения экономической безопасности предприятия розничной торговли.

2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности организации розничной торговли (на примере ООО «Тренд»)

 

.1 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тренд»

Фирма ООО «Тренд» - специализируется на размещении заказов в производстве и торговле мужской одеждой, в том числе деловых костюмов. Дистрибуция по всей стране. Сеть из 4 фирменных магазинов в Екатеринбурге.

Юридический и фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. 40-летия Комсомола, д. 3, оф. 160.

По своей организационно-правовой форме предприятие является обществом с ограниченной ответственностью с частной формой собственности. Данная организационно-правовая форма обладает наибольшими преимуществами в Российской Федерации среди предприятий малого и среднего бизнеса, так как такие фирмы мобильны в управлении, но в них материальная ответственность ее участников ограничена размерами их паев.

Миссия ООО «Тренд» состоит в следующем: удовлетворение потребностей, вкусов, стремлений Клиента через высокое качество товаров и сервис продавца.

ООО «Тренд» имеет функциональную организационную структуру, представленную на рисунке 1.

Организационный тип ООО «Тренд» более подходит под органический тип, так как данная организация работает в нестабильной, сложной внешней среде, в самой организации низкая степень формализации, неопределенность задач, уровни управления размыты, отношения между работниками неформальные.

Широкий ассортимент, гибкая ценовая политика, высокое качество и современные технологии в производстве позволили компании занять лидирующее положение на рынке.

Лучшее качество обслуживания и индивидуальный подход являются приоритетами в работе с каждым клиентом.

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Тренд»

Предприятие позиционируется как «удобно расположенное с высококвалифицированным штатом сотрудников». Менеджеры предприятия работают с оптовыми посредниками представителей компаний, а также непосредственно с конечным потребителем, что является одним из составляющих маркетингового плана организации.

Безусловно, одной из главных целей предприятия является прибыльность. Также следует отметить, что весь персонал нацелен не только на увеличение продаж, но и на удовлетворение потребностей покупателей. Менеджеры консультируют клиентов и знакомят с новинками.

Большое внимание руководство уделяет профессиональным навыкам и знаниям менеджеров: их умению предложить свою помощь, правильно и грамотно рассказать о товаре. Так же большое внимание уделяется и личностным качествам работников, таким как доброжелательность, интеллигентность и т.д.

Согласно представленной схеме рисунка 1, показаны линейные связи в управлении предприятием.

Вся власть по управлению предприятием сосредоточена в руках директора.

В обязанности директора входит:

административное управление кадрами;

составление и планирование производственных планов и графиков выполняемых работ;

распределение и контроль производственных процессов;

осуществление контактов с внешними контрагентами;

ведение сметно - договорной документации.

Директор в системе управления предприятия ведает:

системой финансирования и материально - технического обеспечения;

системой управления кадрами;

системой оплаты труда;

системой охраны и безопасного ведения работ.

Таким образом, директор решает все административные вопросы, занимается хозяйственными вопросами.

Главный бухгалтер ведет финансовый учет, занимается расчетами с поставщиками, занимается ценообразованием, учетом товаров.

Менеджеры занимаются продажами товаров.

На предприятии нет менеджера по персоналу, поэтому все организационные вопросы по персоналу, вопросы мотивации, отбора и обучения персонала решаются в бухгалтерии.

Таким образом, можно сказать следующее, что управление делами на предприятии находится в руках директора. Организация имеет иерархическую структуру управления.

Для ООО «Тренд» можно выделить следующие цели:

реализация качественных товаров по приемлемым ценам;

сохранение и увеличение доли завоеванного рынка;

развитие связей с поставщиками на длительное время на условиях, обеспечивающих достаточный доход;

обеспечение хороших условий труда, справедливой зарплаты и возможности продвижения;

сохранение устойчивого финансового положения и выплата обязательств в срок;

максимальная отдача капитала.

2.2 Оценка современного уровня экономической безопасности ООО «Тренд»

 

Оценку уровня экономической безопасности компании проведем по следующему плану:

-        качественные и количественные показатели по работникам компании;

         обеспеченность основными и оборотными фондами;

         уровень товарооборота предприятия;

         уровень торговой надбавки.

В таблице 1 представим категории персонала.

Таблица 1 - Категории персонала компании

Категории

2011 год

2012 год

Изменение


факт

факт

2012 к 2011




Абс.

Относ, %

Основные

10

11

1

110,0

Вспомогательные

3

2

-1

66,7

Руководители

2

2

0

100,0

Специалисты

3

3

0

100,0

Служащие

1

1

0

100,0

Итого:

19

19

0

100,0


Прослеживается рост основного персонала по сравнению с 2011 годом, рост численности на 1 человека произошло в результате роста числа менеджеров. Следует также отметить, что по другим категориям работником изменений не происходило, что свидетельствует о малой текучести кадров данных категорий персонала.

В таблице 2 представим фонда рабочего времени на предприятии в 2011-2012 годах.

Таблица 2 - Баланс рабочего времени

Статьи баланса

Периодическое производство. пятидневная неделя 2011 год (факт)

Периодическое производство. пятидневная неделя 2012 год (факт)


1 смена по 8 часов

1 смена по 8 часов

1 Календарное число дней в году - выходные и нерабочие дни согласно графику сменности - праздничные дни

365 64  12

366 62  12

2 Номинальный фонд рабочего времени

263

264

3 Невыходы на работу по причинам: - очередные и дополнительные отпуска - болезни - выполнение государственных и общественных обязанностей - разрешение администрации по уважительным причинам

 80 16 8  1

 68 27 9  -

Итого невыходов, дни

27

29

4 Действительный фонд рабочего времени, дни

263

264

5 Действительный фонд рабочего времени, ч

1 966

1768


Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что на протяжении исследуемого периода снижается действительный фонд рабочего времени на 198 часов, что связано с ростом заболеваемости персонала и как следствие невыходы на работу.

В таблице 3 рассчитаем показатели производительности труда.

Таблица 3 - Показатели производительности труда

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение




абсол.

относит., %

ТП, тыс. руб.

43940,0

23467,0

-20473,0

53,4

ППП (Ч′), чел.

19,0

19,0

0,0

100,0

Менеджеры (Ч), чел.

10,0

11,0

1,0

110,0

Уд. вес менеджеров (У), %

52,6

57,9

5,3

110,0

отработано 1 работающим (Д), дн.

263,0

264,0

1,0

100,4

средняя продолжит. раб. дня (t), час.

7,5

7,5

0,0

100,0

среднегод. выраб. 1 работающего (Вг′=ТП/ Ч′), тыс. руб.

2312,6

1235,1

-1077,5

53,4

среднегод. выраб. 1 менеджера (Вг=ТП/Ч), тыс. руб.

4394,0

2133,4

-2260,6

48,6

среднедневная выраб. 1 менеджера (Вд= Вг/Д), тыс. руб.

16,7

8,1

-8,6

48,4

среднечасовая выраб. 1 менеджера (Вч= Вд/t), тыс. руб.

2,2

1,1

-1,2

48,4


Из таблицы 3 видно, что в 2012 г. показатели выработки снизились значительно, это связано со значительным падением продаж (всего на 46,6%). В основном, выработка выросла из-за снижения персонала.

Далее в таблице 4 рассмотрим показатели ФОТ.

Таблица 4 - Показатели ФОТ

Показатель

За 2011 год

За 2012 год

Абс.откл.

Относит.

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)


(факт)

(факт)



Среднесписочная численность работников (чел.)

19,0

19,0

0,0

100,0

Численность менеджеров

10,0

11,0

1,0

110,0

Годовая з/п 1 работающего тыс. руб.

164,5

161,1

-3,4

97,9

Годовая з/п 1 менеджера тыс. руб.

178,1

172,4

-5,7

96,8

Среднемесячная з/п 1 менеджера (тыс. руб.)

14,8

14,4

-0,5

96,8

Среднемесячная з/п 1 работающего (тыс. руб.)

13,7

13,4

-0,3

97,9

Выработка с/г 1 менеджера, тыс. р

4394,0

2133,4

-2260,6

48,6

Выработка с/г 1 работающего тыс. р

2312,6

1235,1

-1077,5

53,4



Численность менеджеров за 2012 год выросла на 1 человека, а уровень средней зарплаты снизился на 3,4 тыс. руб./год, это связанно с плановым снижением зарплаты по предприятию.

Среднемесячная заработная плата работников снижается в связи с сокращением ФОТ и падением прибыли

Далее в таблице 5 рассмотрим структуру и движение основных фондов.

Таблица 5 - Состав и движение ОПФ

Категория ОПФ

Балансовая стоимость на начало 2012

Поступило ОПФ 2012 тыс. руб.

Выбыло ОПФ 2012 тыс. руб.

Износ, руб.

Балансовая стоимость на конец года






2012 факт


Тыс. руб.

%



Тыс.

Тыс. руб.

%






руб.



Здания, сооружения, передаточные устройства

-

-

-

-

-

-

-

Машины, оборудование, приборы, устройства, инструмент, инвентарь

509

74

-

36

44

545

73

56

8

-

-

9

56

7

Прочие основные фонды

134

19

-

8

18

142

19

Итого:

699

100

-

44

70

743

100

экономический розничный торговля безопасность

Из приведенных в таблице 5 данных видно, что балансовая стоимость основных фондов выросла на 01.01.2013 года до 743 тыс. руб. в связи с покупкой складского оборудования.

В таблице 6 представим структуру объектов основных средств пообъектно.

Таблица 6 - Объекты основных средств в 2012 году

Наименование

Балансовая стоимость, тыс. руб.

Складское оборудование (стеллажи и паллеты)

545,0

Автоматический погрузчик

56,0

Офисное оборудование (компьютеры, принтеры, копиры и т.п.)

69,3

Система кондиционирования

24,8

Сигнализация

27,3

Мебель

20,8

Итого

743,2


Характеристика основных средств представлена в табл. 7.

Таблица 7 - Характеристика основных средств

Показатель

На начало 2012 года

На конец 2012 года

Изменение


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Абс.

Относит, %

Первоначальная стоимость основных средств, в том числе:

699,1

100,0

743,1

100,0

44,0

106,3

- активная часть

699,1

100,0

743,1

100,0

44,0

106,3

- остаточная стоимость основных средств

629,0

90,0

673,0

90,6

44,0

107,0

Коэффициент износа

х

0,10

х

0,09

- 0,01

-

Коэффициент годности

х

0,90

х

0,91

0,01

-

Коэффициент обновления

х

-

х

0,06

0,06

-

Коэффициент выбытия

х

-

х

-

-

-


Данные таблицы 7 показывают, что, в 2012 году предприятие приобрело объектов основных средств на сумму 44 тыс. руб. и их балансовая стоимость на конец 2012 года составила 743 тыс. руб.

Следует также отметить, что используемые объекты имеют небольшую степень износа (9%), что положительно характеризует парк основных фондов компании.

В таблице 8 рассмотрим структуру продаж в натуральном выражении.

Таблица 8 - Оценка ассортимента товаров

Наименование продукции

2011 год (факт)

2012 год (факт)

Изменение


Шт.

%

Шт.

%

Абс.,

Относит, %

Сорочки и джемперы

5958

24,1

5810

24,1

-148,0

97,5

Мелкий инвентарь (галстуки, ремни и т.д.)

2896

11,7

2799

11,6

-97,0

96,7

Костюм мужской

15912

64,2

15529

64,3

-383,0

97,6

ИТОГО:

24766

100

24138

100

-628,0

97,5


Данные таблицы 8 показывают, что за исследуемый период произошло снижение объема продаж в натуральном выражении на 628 шт. или 2,5%, что связано со снижением спроса в связи с большой конкуренцией.

При этом основную роль в снижении продаж сыграли костюмы мужские, т.к. они составляют 64,3% общей структуры продаж в 2012 году. Следует также отметить, что структура продаж за 2 года существенно не изменилась, что может характеризовать ассортимент продаж, как товаров, пользующиеся стабильным и прогнозируемым спросом.

Анализ продаж в текущих ценах - это определение стоимости товаров путём умножения товарной продукции в натуральном выражении на цену за единицу данного вида товаров по всему ассортиментному ряду товаров (табл. 9).

Текущие цены на товары сократились значительно, что связано с выбором более дешевого товара для реализации.

Из - за снижения спроса на товары в условиях кризиса, предприятие перешло на более дешевый сегмент товаров и отечественных производителей, чтобы сохранить спрос. Поэтому в 2012 году произошло снижение суммы реализации на 46,6% (с 43940 тыс. р. в 2011 году до 23467 тыс. р. в 2012 году).

Таблица 9 - Продажа товаров в текущих ценах

Наименование

ТП, шт. 2011 г. факт.

2012 год

2011 год факт

2012 год факт

Изменение

товаров


Факт.шт.



2012 факт к 2011




Руб./шт.

тыс. руб.

Руб./шт.

тыс. руб.

Абс.,

Относ, %

Сорочки и джемперы

5958,0

5810,0

1150,0

6851,7

780,0

4531,8

-2319,9

66,1

Мелкий инвентарь (галстуки, ремни и т.д.)

2896,0

2799,0

540,0

1563,8

460,0

1287,5

-276,3

82,3

Костюм мужской

15912,0

15529,0

2232,6

35524,3

1136,4

17647,2

-17877,2

49,7

ИТОГО:

24766,0

24138,0


43940,0


23467,0

-20473,0

53,4


Темпы роста объёма реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияет на величину издержек, прибыли и рентабельности предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, представленные в таблице 10, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Объём реализации определяется по отгрузке продукции покупателем.

Таблица 10 - Отгрузка товаров в 2011-2012 гг

Наименование

ТП, тыс. шт. 2011 г. факт

2012 год

Цена за шт. 2011 года факт

2011 год

2012 год по цене 2011 (факт)

Изменение

продукции


факт


(факт)

тыс. руб.

2012 факт к 2011



Тыс.шт.


тыс. руб.


Абс. тыс. руб.

Отн. %

Сорочки и джемперы

5958,0

5810,0

1150,0

6851,7

6681,5

-170,2

97,5

Мелкий инвентарь (галстуки, ремни и т.д.)

2896,0

2799,0

540,0

1563,8

1511,5

-52,4

96,7

Костюм мужской

15912,0

15529,0

2232,6

35524,3

34669,3

-855,1

97,6

ИТОГО:

24766,0

24138,0


43939,9

42862,2

-1077,6

97,5


Данные таблицы 10 показывают, что снижение объёма продаж в сопоставимых ценах на 2,5% связано с уменьшением объема продаж в натуральном выражении на 2,5%.

Рассмотрев основные технико-экономические показатели деятельности ООО «ТРЕНД», перейдем к анализу рентабельности компании (табл. 11).

Рентабельность продукции за два года этот показатель снижался и в 2012 году составил -3,5%. Для сравнения, в 2011 году он был равен 7,3%.

Этот показатель используют для контроля за прибыльностью (убыточностью) продукции. Наиболее целесообразно использовать его при внутрихозяйственных аналитических расчетах.

Рентабельность собственного капитала ООО «ТРЕНД» в 2012 году значительно выросла и составила 1,005, так в 2011 году она составляла (-0,038).

Показатель рентабельности реализации (оборота) показывает размер прибыли, приходящийся на единицу реализованной продукции. В 2012 году этот показатель составил (-6,7%), т.е. на единицу проданной продукции приходится 6,7% убытка.

В мировой практике для характеристик использования финансовых ресурсов используют показатель рентабельности вложений (активов). Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всех активов, имеющихся у предприятия, деленную на прибыль до налогообложения. В 2012 году этот показатель составил -11,9%, что в 2 раза ниже показателя 2011 года.

Рентабельность производственных активов (доходов) экономически тесно связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей. Поэтому для повышения рентабельности необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Таблица 11 - Исходные данные для анализа показателей рентабельности ООО «ТРЕНД» 2011-2012 гг

Показатели

2011

2012

Изменения 2012 к 2011




Абс.

Отн.

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

43940

23467

-20473,0

53,4

2. Себестоимость продукции, тыс. руб.

40949

24329

-16620,0

59,4

3. Прибыль от продаж, тыс. руб.

2991

-862

-3853,0

-28,8

4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

2772

-997

-3769,0

-36,0

5. Чистая прибыль, тыс. руб.

-167

-1568

-1401,0

938,9

6. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.

4354

-1560

-5914,0

-35,8

7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

629

673

44,0

107,0

8. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб.

16065

4348

-11717,0

27,1

9. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

21229

8367

-12862,0

39,4

10. Коэффициент рентабельности продукции (п. 3 / п. 2)

0,07

-0,04

-0,11

-48,5

11. Коэффициент рентабельности собственного капитала (п. 5 / п. 6)

-0,04

1,01

1,04

-2620,6

12. Коэффициент рентабельности реализации (оборота) (П. 5/П. 1)

0,00

-0,07

-0,06

1758,1

13. Коэффициент рентабельности активов (вложений) (П. 4/П. 9)

0,13

-0,12

-0,25

-91,3

14. Коэффициент оборачиваемости (п. 1 / п. 9)

2,07

2,80

0,73

135,5

15. Коэффициент финансовой зависимости (п. 9 / п. 6)

4,88

-5,36

-10,24

-110,0

16. Коэффициент рентабельности продаж (п. 4 / п. 1)

0,06

-0,04

-0,11

-67,3

17. Коэффициент фондоемкости (п. 7 / п. 1)

0,01

0,03

0,01

200,3

0,37

0,19

-0,18

50,7

19. Коэффициент общей рентабельности (п. 4/(п. 7 + п. 8))

0,17

-0,20

-0,36

-119,6


Таким образом, происходит роста оборачиваемости активов, что является положительным фактором.

Коэффициент финансовой зависимости рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости активов к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Данные расчетов показывают рост зависимости компании от заемных источников в связи со снижением коэффициента финансовой зависимости до уровня (-5,363).

Для анализа рентабельности производственных средств используется коэффициент общей рентабельности производства. Данный показатель дает обобщенную оценку эффективности использования производственных ресурсов. Экономический смысл данного коэффициента характеризует прибыль до налогообложения, приходящуюся на каждый рубль средств, вложенных на каждый рубль средств, вложенных в производственные фонды.

В 2012 году этот показатель составил -19,9%, что в 2 раза ниже показателя 2011 года.

Итак, проанализировав основные показатели рентабельности ООО «ТРЕНД», можно говорить о том, что рентабельность продаж и активов снижается.

Рентабельность предприятия достаточно низкая, поэтому необходимо разрабатывать программу мер по ее увеличению, что будет рассмотрено в следующей главе. Основным фактором, обеспечивающим рост рентабельности основной деятельности и увеличение «запаса прочности» предприятия на протяжении исследуемого периода, являлось увеличение объема реализации продукции.

Далее рассчитаем точку безубыточности деятельности компании в таблице 12.

Таким образом, при имеющейся ценовой политике компании, точка безубыточности снижается год от года, запас прочности снижается. Это свидетельствует о недостатках действующего на предприятии управления себестоимостью и реализации продукции.

Таблица 12 - Расчет точки безубыточности

Показатели

2011

2012

Изменения 2012 к 2011




Абс.

Отн.

Выручка от реализации, тыс. руб.

43940

23467

-20473,0

53,4

Себестоимость продукции, тыс. руб., в т.ч.

40949

24329

-16620,0

59,4

- переменные затраты

33578

20193

-13385,0

60,1

- постоянные затраты

7371

4136

-3235,0

56,1

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2991

-862

-3853,0

-28,8

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

2772

-997

-3769,0

-36,0

Чистая прибыль, тыс. руб.

-167

-1568

-1401,0

938,9

Прибыльность переменных затрат

0,09

-0,04

-0,1

-44,4

Прибыльность постоянных затрат

0,41

-0,21

-0,6

-51,2

Прибыльность всех затрат

0,07

-0,04

-0,1

-57,1

Прибыльность продаж от основной деятельности

0,07

-0,04

-0,1

-57,1

Коммерческая маржа

0,07

-0,04

-0,1

-57,1

Маржинальная прибыль

10362

3274

-7088,0

31,6

Ценовой коэффициент

0,24

0,14

-0,1

58,3

Производственный рычаг

3,46

-3,8

-7,3

-109,8

Точка безубыточности

31256

29646

-1610,0

94,8

Абсолютное отклонение

12684

-6179

-18863,0

-48,7

«Запас прочности»

0,29

-0,26

-0,6

-89,7


Одним из способов нахождения точки безубыточности является графический метод, принципиальная схема которого приведена на рисунке 2.

Итак, отрицательная динамика точки безубыточности в 2011-2012 году снижает запас финансовой прочности, что является отрицательным фактором.

В заключение приведем в таблице 13 основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «ТРЕНД».

Таблица 13 - Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «ТРЕНД»

Показатель

Ед. изм

2011

2012

Отклонение 2012 к 2011





Абсол.

Относ.

Выручка от реализации

тыс. руб.

43940

23467

-20473,0

53,4

Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

40949

24329

-16620,0

59,4

Прибыль от продаж

тыс. руб.

2991

-862

-3853,0

-28,8

Среднесписочная численность работников

чел.

19

19

0,0

100,0

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

3125

3060

-65,0

97,9

Среднемесячная заработная плата на одного работающего

тыс. руб.

13,7

13,4

-0,3

97,9

Выработка на одного работника

тыс. руб.

2313

1235

-1077,5

53,4

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб.

629

673

44,0

107,0

Затраты на 1 рубль объема продаж продукции

руб.

0,93

1,04

0,1

111,2

Чистая прибыль

тыс. руб.

2772

-1568

4340

-56,6


По результатам работы за 2012 год можно говорить о снижении уровня продаж по сравнению с 2011 годом 46,6%. При этом, прибыль также упала на 3853 тыс. руб. по сравнении с 2011 годом.

Темпы снижения затрат по продажам продукции (-40,6% за 2012 год) не превышают темпы падения объема продаж (-46,6% за 2012), что является отрицательным фактором.

Предприятие развивается, об этом свидетельствует растущая стоимость основных средств. Балансовая стоимость основных средств к началу 2013 года равна 673 тыс. руб.

Затраты на 1 рубль объема продаж продукции значительные и имеют тенденцию к росту, так в 2011 году - 93 копейки, а в 2012 году 104 копейки.

Предприятие работает убыточно и убыток значителен - 862 тыс. руб. в 2012 году.

Численность работников предприятия практически не изменилась за анализируемый период.

Среднемесячная заработная плата сократилась на 2,1% в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Это связано с сокращением ФОТ.

2.3 Факторы обеспечения экономической безопасности организации розничной торговли

Экономическая безопасность ГОУДО компании обеспечивается экономическими методами и средствами внеэкономического характера, а также (в значительной мере) и экономическими средствами, в т.ч. с привлечением финансового анализа

Используя данные бухгалтерских балансов за два года, произведем расчет коэффициентов ликвидности (табл. 14).

Таблица 14 - Расчет коэффициентов, характеризующих ликвидность и финансовую устойчивость ООО «ТРЕНД»

Показатель

2011

2012

Норматив

Ктл

1,22

0,78

от 1до2

Кбл

0,26

0,34

1 и выше

Кал

0,05

0,04

0,2-0,5

Кл при мобил

0,97

0,44

0,5-0,7

Кфр

3,88

- 6,36

меньше 0,7

Кос

0,18

- 0,29

0,1 -0,5

Коз

0,23

- 0,51

0,6-0,8

Км

0,86

1,43

0,2 - 0,5

Кав

0,21

- 0,19

более 0,5


Ктл - коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации товаров, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств. Этот коэффициент показывает, насколько текущие долги фирмы покрываются его оборотными активами.

У рассматриваемой организации он недостаточный, в 2012 году составил 0,84, оптимальным считается, если Ктл >2. Таким образом, каждый рубль краткосрочных долгов покрывается 0,84 рублями оборотных активов.

Кбл - коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) характеризует ожидаемую платежеспособность организации на период, равный средней продолжительности одного оборота краткосрочной дебиторской задолженности.

По данным таблицы 14 видно, что данный показатель на протяжении двух лет имеет тенденцию к росту, и в 2012 году Кбл составил 0,34, при нормальной нижней границе К6 л >1. Следовательно, суммы наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов у организации недостаточно для покрытия ее краткосрочных обязательств. И краткосрочная задолженность не будет погашена в полной мере в течение краткосрочных поступлений на счета организации.

Кал - коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время. Он рассчитывается отношением величины наиболее ликвидных активов (денежных средств, ценных бумаг) к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Этот коэффициент не должен быть ниже нормальных ограничений: Кал > 0,2-0,5.

По данным таблицы 14 данный показатель снижается в течение двух последних лет, в 2012 году он приблизился к 0,04. Так как полученный результат коэффициента абсолютной ликвидности не удовлетворяет установленным нормам, следует считать, что данная организация не в состоянии погасить достаточную часть краткосрочной задолженности на дату составления баланса.

Кл при мобил - коэффициент ликвидности при мобилизации активов равен соотношению запасов к краткосрочным пассивам.

Данный коэффициент удовлетворяет установленным нормам в течение всего периода анализа.

Кфр - коэффициент финансового риска (соотношение заемных и собственных средств - коэффициент гиринга).

Как видно из таблицы 14, доля заемных средств данной организации в 2012 году - 6,36, что превышает нормальное ограничение (Кфр < 0,7). Заемные средства - главный источник финансирования бизнеса на исследуемом предприятии.

Кос - коэффициент обеспеченности собственными средствами отражает долю собственного капитала в обороте и характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Нормальное ограничение данного коэффициента определяется неравенством: Кос > 0,1. Данное условие для анализируемого предприятия не выполняется в течение двух лет.

Коз - коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами равен отношению собственного капитала к стоимости запасов.

На анализируемом предприятии значение данного коэффициента ниже установленных ограничений (Коз >0,6-0,8), что свидетельствует о недостаточности собственного капитала для финансирования запасов.

Км - коэффициент маневренности собственными средствами равен отношению собственных оборотных средств организации к общей величине собственных источников средств. Данный показатель показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами.

На исследуемом предприятии данный показатель превышает рекомендуемое значение (0,5) и в 2012 году он составил 1,43, что может отрицательно характеризовать финансовую устойчивость предприятия.

Он составил на конец отчетного периода -0,19. Данное значение ниже нормального ограничения (Кав > 0,5), т.е. на анализируемом предприятии зависимость от заемных источников превышает норму. Все обязательства анализируемой организации не могут быть покрыты ее собственными средствами. Наблюдается тенденция к снижению данного коэффициента за последние два года, что свидетельствует об увеличении финансовой зависимости организации, увеличении вероятных финансовых затруднений в будущих периодах.

Оценивая коэффициенты автономии и соотношения заемных и собственных средств, можно сказать, что организация обладает зависимостью от заемных источников. Собственных источников не хватает на покрытие значительной части оборотных активов. Запасы финансируются в большей степени за счет заемных источников.

Международным комитетом по обобщению практики аудирования разработана методика интегральной оценки финансовой устойчивости организации. Сущность такой методики заключается в классификации организаций по степени риска, исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах (табл. 15).

1 класс присваивается организациям с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующим своевременное погашение обязательств.

класс - организации, демонстрирующие некоторую степень риска в погашении обязательств. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.

класс - проблемные организации. Здесь маловероятна потеря средств, но полное получение процентов банком и выполнение обязательств банком сомнительны.

класс - организации с высоким риском банкротства. Кредиторы организации рискуют потерять свои средства и проценты.

класс - организации наиболее высокого риска, не платежеспособные, несостоятельные.

Таблица 15 - Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния

Показатель

Границы классов согласно критериям


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

>0,5 20 баллов

>0,4 16 баллов

0,3 12 баллов

0,2 8 баллов

0,1 4 балла

<0,1 0 баллов

Коэффициент быстрой Ликвидности (Кбл)

>1,5 18 баллов

>1,4 15 баллов

1,3 12 баллов

1,2-1,1 9-6 баллов

1,0 3 балла

<1 0 баллов

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

>2 16,5 баллов

1,9-1,7 15-12 баллов

1,6-1,4 10,5-7,5 балла

1,3-1,1 6-3 балла

1 1,5 балла

<1 0 баллов

Коэффициент автономии (Кав)

>0,6 17 баллов

0,59-0,54 16,2-12,2 балла

0,53-0,43 11,4-7,4 балла

0,42-0,41 6,6-1,8 балла

0,4 1 балл

<0,4 0 баллов

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кос)

>0,5 15 баллов

0,4 12 баллов

0,3 9 баллов

0,2 6 баллов

0,1 3 балла

<0,1 0 баллов

Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами (Коз)

>1 13,5 балла

0,9 11 баллов

0,8 8,5 балла

0,7-0,6 6-3,5 балла

0,5 1 балл

<0,5 0 баллов

Минимальное значение границы

100

82,5-66

63,4-56,5

41,6-28,3

14



Показатели интегральной оценки финансовой устойчивости оценивают в динамике и определяют тенденции изменений в сторону того или иного класса.

Используя критерии таблицы 15 определим, к какому классу относится ООО «ТРЕНД». Для этого соответствующие рассчитанные ранее коэффициенты систематизируем в таблице 16.

Таким образом, по степени финансового риска по показателям 2012 года ООО «ТРЕНД» относится к 5 классу риска, т.е. имеет высокий риск банкротства. Как видно из данных таблицы 16 самым тяжелым стал 2012 год, где показатели ликвидности самые низкие.

Устойчивость финансового состояния ООО «ТРЕНД» может быть восстановлена путем:

-   ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарооборота;

-        обоснованного уменьшения запасов и затрат.

Таблица 16 - Интегральная оценка финансовой устойчивости ООО «ТРЕНД»

Показатели

2011

2012


Фактическая величина показателя

Количество баллов

Фактическая величина показателя

Количество баллов






Ктл

1,22

5

0,78

0

Кбл

0,26

0

0,34

0

Кал

0,05

0

0,04

0

Коз

0,23

0

- 0,51

0

0,18

6

- 0,29

0

Кав

0,21

0

- 0,19

0

Итого

-

11

-

0



5 класс


5 класс


В заключение рассмотрим основные тенденции развития предприятия на основании приведенного анализа:

-   коэффициенты ликвидности компании снижаются, это свидетельствует о том, что увеличивается риск неплатежеспособности;

-        предприятие финансово зависимо от внешних источников, что свидетельствуют показатели финансовой устойчивости и эти показатели имеют положительную динамику;

-   из отрицательных факторов следует отметить, что предприятие обладает чрезмерными запасами для осуществления своей деятельности.

Таким образом, у компании наблюдается риск неплатежеспособности в будущих периодах. И сегодняшние показатели финансовой независимости могут резко ухудшиться в будущем вследствие того, что прибыль от продаж не будет покрывать издержки, что повлечет за собой отсутствие финансирования от основной деятельности. Как выход из положения - заемные источники финансирования (кредиты и займы) на текущие потребности.

В виду развернувшегося мирового финансового кризиса оставлять уже существующий подход к сокращению затрат не является объективным условием эффективной работы. На сегодняшний день целесообразно не урезать затраты, а искать методы их снижения.

Исходя из проведенного автором работы анализа показателей рентабельности и ликвидности ООО «ТРЕНД» можно выделить главную проблему - отсутствие на предприятии эффективного финансового менеджмента и системы управления экономической безопасностью в целом. Следствием чего является отсутствие эффективного управления рентабельностью и ликвидностью.

Отсутствие на предприятии эффективного управления рентабельностью привело:

-   росту доли постоянных расходов структуре продаж, что ведет к снижению прибыльности деятельности;

-        скапливанию на складе неликвидных товаров, которые приводят к замедлению оборачиваемости капитала.

Отсутствие на предприятии эффективного управления ликвидностью привело:

-   высокий показатель доли дебиторской задолженности;

-        заимствования из внешних источников ввиду нехватки собственных средств.

Для повышения показателей рентабельности и повышения ликвидности необходима следующая программа мер:

-   поиск новых поставщиков одежды;

-        открытие новых магазинов.

3. Направления укрепления экономической безопасности функционирования организации розничной торговли (на примере ООО «Тренд»)

 

.1 Возможные (потенциальные) угрозы экономической безопасности организации розничной торговли (на примере ООО «Тренд»)

В широком понимании программа мер по реализации и стратегии экономической безопасности - это обоснование экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов.

Программа мер основана на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений.

Для разработки программы мер необходима комплексная работа группы специалистов - экономистов, финансистов, юристов и др.

Программа мер отличается от бизнес-плана следующим:

-   обычно программа мер пишется для проектов внедрения новых технологий, процессов и оборудования на уже существующем, работающем предприятии, поэтому анализ рынка, маркетинговая стратегия, описание компании и продукта, а также анализ рисков в нем часто просто отсутствуют;

-        в программе мер приводится информация о причинах выбора предлагаемых технологий и процессов и решений, принятых в проекте, результаты от их внедрения и экономические расчеты эффективности. Следовательно, можно говорить о более узком, специфическом характере программы мер по сравнению с бизнес-планом.

Этапы разработки программы мер следующие:

-   общие сведения о проекте;

-        капитальные затраты;

         эксплуатационные затраты;

         производственная программа;

         финансирование проекта;

         оценка коммерческой целесообразности реализации проекта.

Разработка программы мер в широком смысле направлена на определение долгосрочных целей развития ООО «ТРЕНД» и на технологию их реализации, включая концентрацию всех имеющихся ресурсов, подготовку конкретных программ действий, перенесение стратегических планов и показателей на тактический и оперативный уровни, сбалансированное информирование каждого сотрудника о поставленных целях и показателях.

Важная задача состоит в том, чтобы правильно оценить приоритеты в распределении ресурсов, обеспечить их балансировку и довести до каждого сотрудника ООО «ТРЕНД» сведения об определенных показателях, релевантных именно для его уровня управления целей, функций, ответственности. Разработав стратегию развития, руководство ООО «ТРЕНД» понимает, что это только первый шаг на пути к реальному стратегическому управлению, при котором каждое управляющее воздействие и последующая реакция персонала направлены на достижение стратегических целей.

В современных условиях менеджерам ООО «ТРЕНД» необходима система показателей, базирующаяся на финансовой и нефинансовой информации, которая учитывает изменения во внешней среде. Прямое воздействие на показатели, основанное только на финансовой информации, без учета других факторов, может привести к неблагоприятным последствиям. Здесь важно концентрировать внимание на изменяющихся показателях, таких как:

-   тенденции на рынке;

-        доля и сегмент рынка;

         своевременность и качество предоставляемых услуг и предлагаемой продукции;

         квалификация персонала;

         степень удовлетворенности заказчиков услугами и продукцией компании;

         ожидания и степень самореализации персонала и т.д.

Стратегическая карта - это диаграмма или схема, описывающая стратегию в виде набора стратегических целей и причинно-следственных связей между ними. Нельзя надеяться на осуществление программы мер, если ее невозможно описать простым и доступным способом. Стратегическая карта и представляет собой изображение для логичного и четкого изложения разъяснения программы мер, превращая ее из редко используемого документа, хранимого в далеко спрятанной пыльной папке, в план действий.

Стратегическая карта помогает сотрудникам ООО «ТРЕНД» понять стратегию компании и взаимосвязи между различными стратегическими целями. Очень важно, чтобы стратегические карты точно объясняли каждому сотруднику, как его индивидуальные цели, проекты и достижения содействуют реализации общей программы мер, ее целей и в конечном счете - успеху всей организации.

Важно также, что четкие причинно-следственные соотношения, отраженные на стратегической карте, позволяют организациям сбалансированно и эффективно обеспечивать поддержку выполнения программы мер. Обычно о деятельности организации судят по итогам финансового анализа, определяющего качество использования материальных активов.

3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности организации розничной торговли (на примере ООО «Тренд»)

Реализации программы «Повышение эффективности деятельности ООО «Тренд» будет реализовываться с 2013 года. На реализацию проекта в 2013 году планируется израсходовать 2716 тыс. рублей, в 2014 году - 171,6 тыс. рублей, в 2015 году - 188,8 тыс. рублей, в 2016 году - 207,6 тыс. рублей (приложение А).

За время реализации программы необходимо повысить прибыль от основной деятельности предприятия, также необходимо заниматься развитием персонала и повышением финансовой устойчивости.

Мировой финансовый кризис, который затронул и Россию, оказал существенное влияние на отрасль, в которой действует предприятие.

Сложившаяся ситуация обуславливают необходимость определения новых стратегических целей и приоритетных направлений развития предприятия, направленных на преодоление кризисной ситуации в компании и создание условий для удовлетворения потребностей и спроса на товары легкой промышленности населения.

Это создало базу для реализации проекта в 2013-2016 годах, стратегической целью которого является формирование стратегии развития эффективной деятельности ООО «Тренд».

Далее рассмотрим конкретно каждое направление.

. Перейти на прибыльность основной деятельности

В рамках указанного направления будут реализовываться мероприятия по сокращению издержек обращения и повышение рентабельности продаж, повышения продаж за счет выхода на рынок с новым товаром, расширения существующей клиентской базы.

Для достижения стратегических целей ООО «ТРЕНД» является выход на рынок с новым товаром марки Elena Miro.

На протяжении 30 лет дизайнеры марки Elena Miro создают коллекции одежды для женщин с формами. Целевая аудитория: женщины с пышными формами, носящие размеры от 46 и выше, в возрасте от 30 до 50+ лет.

Марка Elena Miro принадлежит итальянскому текстильному концерну Miroglio Group, образованному в 1947 г. и представляет собой вертикально интегрированный холдинг, выполняющий полный цикл от производства пряжи до изготовления готовой одежды. Miroglio fashion - подразделение, которое производит более 20 марок одежды, в том числе такие известные как Elena Miro, Motivi, Caractere, и др.

Более 370 бутиков Elena Miro работают в самых престижных районах крупнейших столиц мира: в Париже, Лондоне, Берлине, Мадриде, Амстердаме, Афинах и др. В России одежду этой марки можно приобрести в 24 городах.Miro  - это известная итальянская марка, занимающая лидирующее место на мировом рынке одежды oversize.

Большинство зарубежных и отечественных фирм установили для новых партнеров роялти (обычно 5 -10% от стоимости создания одной розничной точки). Elena Miro не устанавливает для своих партнеров роялти.

В момент подписания договора франчайзинга за партнером закрепляется определенная торговая территория, закрытая для входа других операторов, в результате чего партнер застрахован от рисков конкуренции со стороны других владельцев франшизы.

Марка Elena Miro создана для тех, кто составляет более 35% женского населения планеты: для женщин, которые носят размеры от 46 и выше. Это низкоконкурентный и недооцененный сегмент рынка одежды, показывающий положительную динамику роста из года в год.

Партнер бесплатно получает дизайн-проект магазина, разработанный итальянскими дизайнерами под конкретные параметры торговой площади, с учетом специфики выкладки ассортимента женской одежды и современных норм мерчендайзинга. Проект магазина уникален, учитывает не только грамотную, комфортную для продавца и покупателя планировку торговой площади, но и приятную атмосферу покупки. Оборудование может быть изготовлено как в Италии, так и в России.

Для соблюдения интересов партнеров в области поставок товара, компания работает с ними на привилегированных условиях: все новые поставки в рамках коллекции адресно резервируются для каждого из партнеров. Концептуальным магазинам предоставляется дополнительная скидка.

Каждая коллекция состоит из четырех марок: Elena Miro Collection, Elena Miro Sport, Elena Miro Griffe и Elena Miro ACCESSORI. Все изделия производятся по современным технологиям из натуральных материалов - хлопок, вискоза, кашемир, шерсть, шелк, лен, Это особенно важно для клиентов с формами, так как только натуральные материалы позволяют чувствовать себя комфортно в любых климатических условиях. Размерный ряд от 46 до 60.

Выбор месторасположения магазина. Рекомендуемая площадь магазина от 100 кв. м. Концептуальный магазин может быть расположен:

-       в отдельностоящем здании

-       в торговых центрах и комплексах

-       в формате корнера.

Коммерческий успех напрямую зависит от месторасположения, поэтому при выборе места под открытие магазина важными являются следующие критерии:

При расположении магазина в отдельностоящем здании:

-       магазин должен быть расположен на главном торговом коридоре города

-       наличие отдельного входа в магазин со стороны центральной улицы или с угла центральной улицы

-       наличие двух витрин является преимуществом

-       наличие в непосредственной близости зоны fashion-бутиков высокой ценовой категории

-       удобный подъезд и наличие парковочных мест возле магазина не менее 10.

На реализацию указанной программы мер в 2013 году запланировано направить средства в объеме 2560 тыс. рублей.

В результате реализации направления в 2014 году компания выйдет yна прибыльность деятельности.

. Развитие персонала предприятия

Мероприятия указанного направления будут нацелены на повышение эффективности работы персонала.

Развитие персонала будет осуществляться через систему корпоративной культуры и социальных гарантий для всех категорий работников. На поддержку системы развития персонала компания планирует направить в 2013 году 156 тыс. руб.

При внедрении данной программы планируется увеличить производительность труда работников на 7%.

. Повышение финансовой устойчивости предприятия

Повышение финансовой устойчивости предприятия потребует реализации программы мер по разработке системы оценки финансового состояния компании и своевременного диагностирования вероятности финансовых затруднений, а также снижения кредиторской задолженности за счет получения прибыли от реализации.

Планируется, что данное направление не потребует финансовых вливаний и покрытие текущих издержек будет производиться не за счет кредиторской задолженности (ввиду убыточности деятельности), а за счет роста прибыльности компании.

Для наглядности рассчитаем экономический эффект предложенной выше программы мер в таблице 17.

Данные таблицы 17 показывают, что произошло увеличение денежных средств за счет повышения эффективности деятельности предприятия в ходе реализации программы.

После внедрения предложенной программы мер выручка увеличится на 7% в 2013 году в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2012 годом.

Благодаря предложенной программе мер компания выйдет на безубыточность продаж в 2014 году.

Таблица17-Экономический эффект предложенной программы мер в 2013-2014 гг

Показатель

Ед. изм

2012

2013

2014

Отклонение 2014 +/- к






2012

2013

Выручка от реализации

тыс. руб.

23467

25110

47619

24151,7

22509,0

Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

24329

25838

40061

15732,2

14223,0

Прибыль от продаж

тыс. руб.

-862

-728

7558

8419,5

8286,0

Среднесписочная численность работников

чел.

19

19

28

9,0

9,0

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

3060

3060

4955

1894,6

1894,6

Среднемесячная заработная плата на одного работающего

тыс. руб.

13,4

13,4

14,7

1,3

1,3

Выработка на одного работника

тыс. руб.

1235

1322

1701

465,6

379,1

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб.

673

673

3233

2560,0

2560,0

Затраты на 1 рубль объема продаж продукции

руб.

1,04

1,03

0,84

-0,20

-0,19

Чистая прибыль

тыс. руб.

-1568

-1460,8

5167,2

6735,2

6628,0


В результате предложенной программы мер, показатели финансовой устойчивости улучшатся. Это произойдет за счет увеличения суммы денежных средств.

При внедрении программы мер финансового оздоровления предприятия, произойдет рост показателей рентабельности, за счет снижения себестоимости проданных товаров и увеличения прибыли от реализации.

Итак, предложенная программа мер принесет значительную пользу компании. Это очень актуально сегодня, поэтому данную программу мер необходимо использовать на предприятии.

Заключение

Проблема эффективности использования ресурсов и эффективности системы экономической безопасности отражает одну и ту же экономическую категорию. В практике работы предприятий не существует проблемы эффективности ресурсов отдельно от эффективности затрат, так как рост эффективности использования ресурсов производства проявляется в экономии труда, а рост экономической эффективности общественного производства в целом есть результат повышения эффективности использования отдельных производственных ресурсов.

Фирма ООО «Тренд» - специализируется на размещении заказов в производстве и торговле мужской одеждой, в том числе деловых костюмов. Дистрибуция по всей стране. Сеть из 4 фирменных магазинов в Екатеринбурге.

Миссия ООО «Тренд» состоит в следующем: удовлетворение потребностей, вкусов, стремлений Клиента через высокое качество товаров и сервис продавца.

Для ООО «Тренд» можно выделить следующие цели:

реализация качественных товаров по приемлемым ценам;

сохранение и увеличение доли завоеванного рынка;

развитие связей с поставщиками на длительное время на условиях, обеспечивающих достаточный доход;

обеспечение хороших условий труда, справедливой зарплаты и возможности продвижения;

сохранение устойчивого финансового положения и выплата обязательств в срок;

максимальная отдача капитала.

Сильные стороны:

компания имеет четко налаженный сбыт через розничную сеть и оптовых покупателей;

наличие опытного персонала;

компания отслеживает действия конкурентов и пытается не отставать, проводя рекламные компании и предоставляя скидки.

Из слабых сторон предприятия следует выделить:

недостаточно точные исследования в области маркетинга ввиду отсутствия денежных средств;

низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек обращения;

нехватка капитала для инвестиционной деятельности ввиду низкой прибыльности продаж.

Основными угрозами компании являются экономический кризис (влияние этого фактора сейчас и ощущает на себе компания в виде инфляции) и появление на рынке с каждым годом все большего числа конкурентов (в основном за счет федеральных сетей).

Возможностями компании на ближайшую перспективу являются выход на новые рынки с абсолютно новыми товарами, поиск рыночных ниш за счет проведения маркетинговых исследований и т.д.

По данным анализа рассмотрим основные тенденции развития предприятия:

-   коэффициенты ликвидности компании снижаются, это свидетельствует о том, что увеличивается риск неплатежеспособности;

-        предприятие финансово зависимо от внешних источников, что свидетельствуют показатели финансовой устойчивости и эти показатели имеют положительную динамику;

-   из отрицательных факторов следует отметить, что предприятие обладает чрезмерными товарными запасами для осуществления своей деятельности.

Для повышения показателей рентабельности необходима следующая программы мер:

-   поиск новых рынков сбыта;

-        снижение зависимости компании от кредиторов;

         повышение внутреннего потенциала предприятии за счет сотрудников;

После внедрения предложенной программы мер, выручка увеличится на 7% в 2013 году в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2012 годом и компания выйдет на безубыточность продаж в 2014 году.

Список использованных источников

1.   Гражданский кодекс РФ. - М.; Юнити.2012

2.      Трудовой кодекс РФ. - М.; Аверс. 2013

.        Авдеев, В.В. Технология формирования оперативных антикризисных групп./ В.В. Авдеев. - М.: Гранд, 2013. - 280 с.

4.   Андреева, Т. Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала / Т. Андреева, Е. Юртайкин // Компания. - 2006. - №32. - С. 14-17.

.     Ансофф, И. Стратегическое управление./ И. Ансофф. М.: Алмаз-пресс, 2012. - 230 с.

.     Арутюнов, В.В. Управление персоналом / В.В. Арутюнов, И.В. Волковыский, Ф.Д. Кадария. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 369 с.

7.   Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 346 с.

8.   Балашов, Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования / Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль // Кадры предприятия. - 2004. - №7. - С. 52-59.

.     Берд, П. Искусство делигирования./П. Берд., М.: Проф-медиа, 2003. 300 с.

.     Бурмистров, А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? / А. Бурмистров, Н. Газенко // Управление персоналом. - 2010. - №7. - С. 48-49.

11.    Вырковский, А. Эффективная круговая порука / А. Вырковский. // Секрет фирмы. - 2006. - №28. - С. 13-15.

12. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент/А.Н. Гаврилова, А.А. Попов, М.: КНОРУС, 2013. - 376

13.    Градов, А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой./А.П. Градов. - М.: Экстра М медиа, 2012. - 280 с.

.        Градов, А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой./А.П. Градов. - М.: Экстра М медиа, 2010. - 312 с.

.        Гусев В.С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. СПб.: Питер, 2004. - 288 с.

16. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2013. - 349 с.

.     Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермолович. - Минск: Перспектива, 2012. - 576 с.

18.    Ерофеева, В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность / В.А. Ерофеева. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 432 с.;

19. Забродский В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы // Бизнес-информ. 2012. №15 - 16. С. 35 - 37.

.     Илышева, Н.Н., Крылов, С.И. Анализ финансовых потоков организации. Экономический анализ / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. - Минск: Перспектива, 2006. - 239 с.

.     Каверзин, Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? / Н. Каверзин // Служба кадров. - 2004. - №8. - С. 32-37.

22.    Кавтрева, А. Решение сложных задач в области заработной платы / А. Кавтрева // Управление персоналом. - 2006. - №5. - С. 31-34.

23. Казак, А.Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения / А.Ю. Казак. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2011. - 412 с.

24.    Карлик, А.Е., Шухгальтера, М.Л. Экономика предприятия / А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 329 с.

25. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: Экзамен, 2010. - 195 с.

.     Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии/ Учеб пособие - М.: Велби, 2013. - 264 с.

.     Логинова, А.Ю. Кадры из жизни менеджера по персоналу / А.Ю. Логинова, Р.Д. Гутгарц. - М.: ДМК, 2004. - 273 с.

.     Любушин, Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/ ЮНИТИ-ДАНА - М.: 2006. - 471 с.

29.    Минаев Г.А. Безопасность организации. М.: Логос, Университетская книга, 2011. - 368 с.

30. Мордовин, С.К. Управление персоналом: современная российская практика / С.К. Мордовин. - СПб.: Питер, 2013. - 223 с.

.     Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность. М.: Экзамен, 2005. - 576 с.

32.    www.economicsecurity.ru

Похожие работы на - Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!