Разработка бизнес-плана развития ОАО 'ЭЛМАТ'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    951,86 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка бизнес-плана развития ОАО 'ЭЛМАТ'

Введение

Любой экономический процесс, представляет собой преобразование ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) в экономический равно эффективный продукт и протекает по схеме «ресурсы - факторы производства - продукт экономической, коммерческо-производственной деятельности». Природные, материальные, трудовые, финансовые, капитальные, информационные ресурсы, объединенные предпринимательской инициативой, под воздействием управления вовлекаются в производственно-коммерческую и другую деятельность, становятся в процессе его факторами в условиях рыночных отношений. Протекающий в результате действия факторов коммерческо-производственный процесс приводит к образованию, созданию экономического продукта в виде товара, продукции, выполненных работ, услуг и др.

Следует отметить, что коммерческо-производственная деятельность имеет место не только в сфере товарно-денежного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие имеющие реальную стоимость. Коммерческо-производственная деятельность - это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Вместе с тем прибыль, полученная в коммерческо-производственной деятельности, может быть использована на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.

Работа в области совершенствования организации производства не должна носить эпизодический характер. Это обусловлено тем, что:

во-первых, все организационные резервы не могут быть реализованы одновременно, поэтому мероприятия по их использованию, повышению уровня организации производства распределяются по времени в зависимости от значимости и подготовленности в условиях рынка;

во-вторых, сами условия производства постепенно меняются: состав оборудования, технология и в этой связи должна меняться и организация, приспосабливаться к новым производственно-техническим условиям, поэтому организацию производства следует постоянно совершенствовать и только тогда организационная деятельность будет способствовать решению задачи успешного функционирования предприятия в рыночных условиях.

Целью данной дипломной работы, является обобщение теоретических основ по вопросам организации производства, а также в условиях рынка дать оценку хозяйственной деятельности предприятия и разработать основные направления дальнейшего совершенствования организации основного производства.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «ЭЛМАТ». Предметом в данной работе является разработка бизнес - плана развития предприятия.

Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе дана характеристика объекта исследования - ОАО «ЭЛМАТ» и проведен финансовый и имущественный анализ предприятия.

Вторая глава посвящена разработке бизнес - плана развития ОАО «ЭЛМАТ».

В последней главе проведен анализ экономической эффективности бизнес - плана и оценка рисков его реализации.

В процессе подготовки курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии, публикации специальной периодической печати, материалы бухгалтерской отчётности предприятия.

1. Общая характеристика производства и инвестиционного проекта

.1 Характеристика предприятия ОАО «ЭЛМАТ»

инвестиционный проект экономический маркетинговый

Открытое Акционерное Общество «ЭЛМАТ» учреждено 21 июня 1994 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по приватизации государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 г. №721.

Основным видом деятельности в настоящее время является производство кухонных вытяжек и воздухоочистителей.

За время своего существования компания завоевала большую популярность и на сегодняшний день предприятие является лидером рынка кухонных вытяжек в РФ с занимаемой долей рынка порядка 7%.

Сегодня на предприятии трудится 606 человек. Предприятие выпускает за год около 90000 единиц продукции.

Ориентация на выпуск конкурентоспособной продукции потребительского спроса является приоритетным в развитии производства в организации. Конкурентоспособность выпускаемой продукции обеспечена за счет оптимального соотношения цена / качество в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов, развитым гарантийным и постгарантийным ремонтом на территории РФ.

Стратегия предприятия направлена на увеличение занимаемой доли рынка, замещение вытяжек эконом-класса вытяжками бизнес-класса, повышение качества выпускаемой продукции при сохранении текущего уровня себестоимости.

В 2010 г. по данным таможни РФ импорт кухонных вытяжек и воздухоочистителей составил 1 041 165,00 единиц, в денежном эквиваленте - 1 858 967 415 рублей. Таким образом, средняя цена вытяжки - 1 785 рублей 46 копеек.

Предполагаемый объем рынка оценивается в 1 458 086 единиц с учетом отечественного производства и с корректировкой на «черный импорт», что показывает спад на 30%.

При общем падении ввоза структура продаж по странам-производителям также претерпела изменения. Лидер рынка по стране производства - вытяжки производства Италии потерял занимаемую в 2008 году долю рынка в два раза: с 34% до 17,9%. Это произошло, в первую очередь, из-за смещения потребительского спроса с вытяжек высокого ценового уровня на более низкий. Потребители начали более рационально подходить к покупке, выбирая более недорогие модели. Аналогичная ситуация произошла с достаточно дорогими вытяжками производства Испании и Германии: -3,5% и -1,5% соответственно.

Вытяжки производства России увеличили свою долю на + 4%, в основном, благодаря росту продаж ELIKOR, т.к. по другим российским производителям («Кварц») наблюдается резкий спад до 30%. Аналогичная ситуация и с вытяжками производства Греции: рост +1,2%.

Остальные страны, где производятся вытяжки низкого и среднего ценового сегментов, также увеличили свои доли: Китай + 4,5% и Турция + 6,8%.

Вытяжки производства Польша укрепили свою позицию за счет запуска завода ELICA в Польше, т.о., вытяжки среднего и эконом сегмента (воздухоочистители) ТМ «Elica», «JetAir» и «Turbo» перестали импортироваться из Италии. Таким образом, лидером рынка по стране производства стали кухонные вытяжки производства России.

С точки зрения распределения по странам ввоза: на первом месте прочно занял позиции Китай (27,7%), в основном, благодаря TM «Cata» и «Shindo», на втором месте с небольшим отрывом - Италия (25,3%) и Польша (18,3%).

Рис. 1.1 «Распределение по странам ввоза»

Рис. 1.2. «Импорт вытяжек с распределением по брендам»

.2 Финансовая оценка предприятия

Оценка динамики и структуры баланса

В качестве анализируемого периода выберем отрезок времени с 2008 по 2010 год.

В качестве предварительного анализа рассмотрим форму №1 бухгалтерской отчетности за каждый из отчетных периодов этого отрезка.

Рассмотрим баланс за 3 года с точки зрения горизонтального анализа.

Таблица 1. Горизонтальный анализ баланса

АКТИВ

2008 год, тыс. руб.

2009 год, тыс. руб.

2010 год, тыс. руб.

I. Внеоборотные активы

260595

251548

225252

II. Оборотные активы

268690

308391

261609

Запасы

166918

227419

184318

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

2953

2117

1399

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

42680

28738

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

55271

17630

26322





Краткосрочные финансовые вложения

39917

17701

17201

Денежные средства

3631

844

3631

БАЛАНС

529285

559939

486861

ПАССИВ

2008 год

2009 год

2010 год

III. Капитал и резервы

207332

280537

329907

IV. Долгосрочные обязательства

180680

39022

12664

Займы и кредиты

167938

25031

-

Отложенные налоговые обязательства

12742

13991

12664

V. Краткосрочные обязательства

141273

240380

144290

Займы и кредиты

106105

186611

75113

Кредиторская задолженность

34042

50091

68463

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

1126

3678

714

БАЛАНС

529285

559939

486861


Баланс предприятия за 2008 год составлял 529 285 000 рублей, за 2009 год - 559 939 000 рублей, 2010 год - 486 861 000 рублей. Наибольший удельный вес за все три года в активах предприятия имеют оборотные активы (50,7%, 55,1% и 53,73%). В структуре пассивов преобладает капитал, и в течение трех лет он рос (39,17%, 50,1% и 67,76%). По сравнению с 2009 годом размер оборотных активов в 2010 году упал на 46 782 000 рублей. В основном это было вызвано снижением объема запасов готовой продукции. На конец года, несмотря на некоторое снижение, сохраняется высокий удельный вес собственного капитала, что позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне финансовой устойчивости.

Рис. 1.3. Структура активов за исследуемый период

Рис. 1.4. Соотношение заемного и собственного капитала за исследуемый период

Анализ ликвидности баланса

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Кроме того, ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

Итак, под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Для оценки ликвидности баланса, его активы и пассивы необходимо разбить на группы по степени ликвидности. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Исходными данными является баланс.

Таблица 2. Результаты группировки активов и пассивов баланса

Показатель

Данные по периодам (тыс. руб.)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Активы

А1

3631

844

3631

А2

95188

35331

43523

А3

169871

229536

185717

А4

260595

294228

253990

Пассивы

П1

34042

50091

68463

П2

106105

186611

75113

П3

180680

39022

12664

П4

208458

284215

330621


Традиционно баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место система соотношений:

А1 > П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 < П4

В 2008 году соотношение имеет вид:

А1 < П1, А2 < П2, А3 < П3, А4 > П4

Исходя из этого следует, что баланс не ликвидный, т.к. не выполняется ни одно из четырех соотношений.

При проведении анализа баланса были получены следующие результаты: ни в один из трех отчетных периодов баланс предприятия не является абсолютно ликвидным ни по одному из двух подходов. Показатели ликвидности и платежеспособности дают важную аналитическую и оценочную характеристику финансовой устойчивости.

Чтобы иметь представление об уровне платежеспособности предприятия, рассчитаем показатели ликвидности предприятия.

Рассчитаем коэффициенты абсолютной ликвидности за исследуемый период:

Кал 2008 = (3631 + 39917) / 141273 = 0,31

Кал 2009 = (844 + 17701) / 240380 = 0,13

Кал 2010 = (3631 + 17201) / 144290 = 0,14

Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2, т.е. каждый день потенциально могут быть оплачены 20% срочных обязательств. Учитывая это факт можно сказать, что два последние года были ниже нормы. Связано это со снижением размера оборотных активов в 2009 году, которое было вызвано кризисом 2009 года, а именно были снижены размеры наиболее ликвидных средств. Также повлияло увеличение краткосрочных обязательств, за счет увеличения размера займа и кредиторской задолженности.

Рассчитаем коэффициенты быстрой ликвидности за исследуемый период:

Кбыст 2008 = (55271 + 39917 + 3631) / 141273 = 0,7

Кбыст 2009 = (17630 + 17701 + 844) / 240380 = 0,15

Кбыст 2010 = (26322 + 17201 + 3631) / 144290 = 0, 33

Данная ситуация приблизительно аналогична с коэффициентом абсолютной ликвидности: в 2008 году показатель соответствует нормативному значению, однако с 2009 года данный показатель падает в 4.5 раза. Данные изменения вызваны изменениями краткосрочной дебиторской задолженности (55271 тыс. руб. - 2008 год; 17630 тыс. руб. - 2009 год; 26322 тыс. руб. - 2010 год). Это свидетельствует о снижении объемов отгрузки готовой продукции покупателям, связанное с общим падением спроса на продукцию.

Рассчитаем коэффициенты текущей ликвидности за исследуемый период:

Ктек 2008 = (268690 - 55271) / 141273 = 1,51

Ктек 2009 = (308391 - 42680 - 17630) / 240380 =1,03

Ктек 2010 = (261609 - 28738 - 26322) / 144290 = 1,43

Нормальным значением данного коэффициента считается 2, но не менее 1. Сравнивая значения выражений, можно сделать вывод, что ни одно из фактических значений коэффициента текущей ликвидности не соответствует оптимальному значению.

Проанализировав значения коэффициентов абсолютной, быстрой и текущей ликвидности, можно заметить положительную тенденцию коэффициентов 2010 года по сравнению с коэффициентами 2009 года, что свидетельствует о некотором улучшении платежеспособности предприятия. Это может быть связано с посткризисным улучшением продаж предприятия.

Для более наглядного представления результатов анализа, все рассчитанные значения сведем в общую таблицу.

Таблица 3. Результаты расчетов платежеспособности

Показатель

Значения по периодам


2008

2009

2010

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,31

0,13

0,14

Коэффициент быстрой ликвидности

0,7

0,15

0,33

Коэффициент текущей ликвидности

1,51

1,03

1,43


Анализируя данные показатели, можно сделать вывод о том, что предприятие, подвергнувшись влиянию кризисных явлений, ухудшило свою платежеспособность из-за сокращения оборотных активов. Это привело к падению всех расчетных показателей платежеспособности намного ниже уровня допустимых значений, что негативно сказывается на всей хозяйственной деятельности предприятия.

Однако за последний отчетный период произошли положительные изменения, которые привели к улучшению платежеспособности предприятия. Это все говорит о нормализации деятельности предприятия в посткризисный период.

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Оценка финансового состояния фирмы будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость фирмы - это такое состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие фирмы на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости фирмы.

Рассчитаем относительные показатели финансовой устойчивости для трех выбранных отчетных периодов.

Рассчитаем коэффициент концентрации собственного капитала:

Нормативное ограничение К > 0.5. Чем больше значение коэффициента, тем лучшим будет считаться финансовое состояние компании. Как видно, коэффициент за 2008 год не соответствует нормативному значению. Однако в последующие года данный показатель растет и достигает нормального уровня к 2010 году. Это свидетельствует о том, что зависимость предприятия от заемных средств к последним года становится меньше.

Коэффициент финансовой зависимости: значения данного коэффициента можно косвенно оценить по значению коэффициента концентрации собственного капитала, т.к. данные коэффициенты имеют между собой определенные зависимости.

Рассчитаем коэффициент маневренности собственного капитала:

Рассчитаем коэффициент структуры долгосрочных вложений:

Отрицательная динамика значения коэффициента структуры долгосрочных вложений свидетельствует о том, что доля внеоборотных активов, финансируемая за счет долгосрочных обязательств, постоянно снижалась.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств показывает, какая часть в источниках формирования внеоборотных активов на отчетную дату приходится на собственный капитал, а какая на долгосрочные заемные средства. Учитывая полученные значения можно сказать, что в 2010 году зависимость от привлеченного капитала снизилась, что позволяет сократить расходы на выплату процентов за пользование кредитами и займами.

Коэффициент соотношения собственных и заемных источников финансирования:

Исходя из полученных значений можно сделать вывод, что в начале исследуемого периода (2008 год) предприятие сильно зависело от заемных средств, т.к. размер обязательств превышал размер собственного капитала, за счет взятия большого займа. В 2009 году ситуация изменилась, объем займов стал значительно меньше размера капитала предприятия, это и привело к нормализации коэффициента. В 2010 году размер коэффициента уменьшился вдвое, следовательно, зависимость также уменьшилась.

Рассчитаем коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования:

Это говорит о том, что объемы обязательств на внеоборотные активы стали ниже размера объема запасов по балансу.

Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций:

Динамика данного показателя говорит о том, что объем внеоборотных активов, приходящихся на единицу собственных средств предприятия практически не изменился. Это было вызвано тем, что объем долгосрочных обязательств, направленных на внеоборотные активы, сократился, однако размер собственного капитала предприятия вырос.

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения:

Рекомендуемое значение для данного коэффициента - не менее 0,5. Исходя из полученных значений видно, что за последние три года стоимость имущества производственного назначении в доле имущества предприятия возросла до нормативного значения.

Таблица 4. Результаты оценки финансовой устойчивости

Наименование коэффициента

Значение по периодам


2008 г.

2009 г.

2010 г.

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,39

0,5

0,677

Коэффициент финансовой зависимости

0,61

0,5

0,323

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,61

0,24

0,355

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

0,69

0,16

0,056

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

0,466

0,13

0,04

Коэффициент соотношения собственных и заемных источников финансирования

1,55

0,98

0,48

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования

0,76

0,3

0,63

Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций

0,67

0,79

0,66

Коэффициент реальной стоимости имущества

0,45

0,53

0,56


Как видно из данной таблицы, все показатели финансовой устойчивости имеют положительную динамику на данный момент. При этом первоначальные значения некоторых коэффициентов были ниже оптимальных. Это говорит о стабилизации работы предприятия.

Однако здесь следует учитывать, что «нормативные» значения показателей индивидуальны для каждого предприятия и зависят от оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, ритмичности поступления средств от покупателей, величины оборотных активов, рентабельности реализации, технологического цикла производства и других факторов.

.3 Инвестиционная характеристика ОАО «ЭЛМАТ»

По своей направленности инвестиционную деятельность предприятия можно разделить на два основных типа: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней деятельности относится: расширение производственных мощностей, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, увеличение объёма выпуска продукции, создание новых видов продукции.

Расширение производственных мощностей способствует увеличению потенциала предприятия, объёма выпуска существующей продукции, переходу к выпуску новой продукции и, в конечном итоге, к росту прибыли.

Обычно расширение производства ведётся на новой технической основе и, следовательно, оно предусматривает не только экстенсивное увеличение мощностей действующих предприятий, но и повышение технического уровня производства.

Под техническим перевооружением отдельного предприятия или его подразделения обычно понимают замену действующего парка оборудования более современным с высокими технико-экономическими показателями. Причём такая замена осуществляется без расширения производственной площади.

Реконструкция и техническое перевооружение предприятия более эффективны, чем, например, новое строительство, и отличаются более прогрессивной структурой капитальных вложений. При этом обновляется главным образом активная часть основных фондов без существенных затрат на строительство зданий и сооружений.

Увеличение объёма выпускаемой продукции позволяет получать большие доходы за счёт увеличения прибыли, и, кроме того, завоевать большую долю рынка, оказывая тем самым на него своё влияние.

Среди собственных инвестиционных источников фирмы особое место занимает акционерный капитал. За счёт его увеличения могут быть эффективно профинансированы достаточно крупные проекты, связанные с техническим перевооружением, модернизацией или реконструкцией предприятия. Однако следует иметь в виду, что данный путь сопряжён со значительными трудностями, связанными в первую очередь с эмиссией акций, их размещением и сохранением контроля над деятельностью предприятия.

Внешнее направление инвестиционной деятельности предприятия предполагает приобретение компаний и покупку ценных бумаг.

Инвестиции в ценные бумаги представляют собой помещение капитала в юридически самостоятельные предприятия на длительный срок (минимально более года) либо с целью получения дополнительной прибыли, либо с целью приобретения влияния на другие предприятия, либо в связи с тем, что подобное вложение средств является более выгодным по сравнению с организацией собственных операций в этой области.

Предприятие постоянно ищет новые идеи для производства, разрабатывает новые модели кухонных вытяжек, создавая для потребителя больше выбора. Также на предприятии ведется строительство и подготовка новых площадей.

Для исследования характера инвестиций предприятия необходимо проанализировать бухгалтерский баланс предприятия за анализируемый период. Оценка инвестиций проводится по динамике вложений средств во внеоборотные активы предприятия.

Рассмотрим динамику вложения средств в основные фонды и незавершенное строительство предприятия (производственные инвестиции). За период с 2008 по 2010 годы наблюдается динамика к росту всех показателей производственных инвестиций. Однако следует заметить, что сумма основных средств за последний отчетный период снизилась по сравнению с предыдущим, однако осталась большей, чем в базовом периоде.

Показатели объемов основных средств и незавершенного строительства по периодам приведены в таблице 4.

Таблица 5. Показатели производственных инвестиций

Наименование показателя

Значения по периодам, тыс. руб.


2008

2009

2010

Основные средства

146 963

199 514

182 053

Незавершенное строительство

81 194

19 635

10 970


За два года падение основных средств составило 17,5 млн. руб. Падение незавершенного строительства - 9,3 млн. руб. Таким образом, суммарные инвестиции в производство за два года составили 191,3 млн. руб. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за последний отчетный период составили почти 1,5 млн. рублей. При этом за последние годы номенклатура предприятия расширилась на 5 наименований.

Что касается финансовых инвестиций, то за исследуемый период они практически не изменились. Уменьшение финансовых инвестиций составило 5 тыс. рублей за два года (31,969 млн. руб. в 2010 году, 31,975 млн. руб. в 2009 году и 31,975 млн. руб. в 2008 году). В частности, это можно объяснить необходимостью финансирования дополнительных инвестиций в производство, помимо денежных средств амортизационного фонда.

Таким образом, суммируя инвестиции по двум позициям, можно отметить величину вкладываемых средств в основные средства и нематериальные активы в 191 млн. руб.

2. Разработка бизнес-плана развития ОАО «ЭЛМАТ»

.1 Разработка маркетинговой стратегии бизнес - плана

Основной целью развития предприятия является модернизация производственных фондов ОАО «ЭЛМАТ» с увеличением производственной мощности с 90 до 100 тыс. штук вытяжек в год, так как именно кухонные воздухоочистители и вытяжки являются основной продукцией завода.

Необходимость модернизации производственных фондов завода вызвана тем, что некоторое оборудование физически, морально и технологически устарело.

Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:

·        строительно-монтажные работы;

·        приобретение оборудования;

·        приобретение системы автоматизации технологических процессов;

·        пусконаладочные работы;

·        обучение персонала;

·        запуск введенного оборудования.

Преимущества места расположения завода:

·        Расположен всего в 10 км. от центра города Калуга;

·        Расположен он в районе Правый берег в 1 км. от ул. Генерала Попова, что позволяет поставлять продукцию на рынок центрального региона;

Преимущества оборудования:

·        низкая стоимость (за счет сокращения электроэнергии и газа для оборудования);

·        низкие удельные инвестиционные затраты на оборудование позволяют более гибко конкурировать с другими аналогичными заводами по цене (возможность манипуляции ценами).

Описание товара

Предполагается, что на заводе будут выпускаться следующие виды продукции:

Таблица 6. Виды продукции, производимого ОАО «ЭЛМАТ»

Наименование ассортиментной позиции

Объем производства, тыс. шт. в год до модернизации производства

Объем производства, тыс. шт. в год после модернизации производства

Кухонная вытяжка

70

79

Кухонные воздухоочистители

20

24

Промышленные вытяжки

-

1

Итого

90

104


Основные характеристики продукции завода представлены ниже.

 

Таблица 7. Технико-потребительские характеристики вытяжек

Вид продукции

Размер

Вес

Материал

Мощность

Шум

Виды фильтров

Кухонная вытяжка

Габариты всего ассортимента колеблются в диапазонах, в мм: 640-1000*400-500*500-610

7/10 кг

Оцинкованная сталь, деревянный орнамент

300-500 м3

36-62дБ

Угольный, Хлопковый, Синтетический

Кухонный воздухоочиститель

200-400*400-500*500-610

8/13

Оцинкованная сталь, стекло

300-500 м3

36-62дБ

Угольный, Хлопковый, Синтетический

Промышленные вытяжки

500-1200*700-900*700-800

15/20

Оцинкованная сталь

500-700 м3

50-72дБ

Синтетический



Основными критериями при выборе продукции является: габариты, мощность и внешнее оформление.

Внешнее оформление: В основе ассортименте предприятия находится более 40 видов продукции. У каждой модели имеется свой стиль. Основными направления в стилистике оформления являются: хай-тек, классика. Предполагается ввести новые стили - кантри и модерн. Это желание вызвано не безосновательно. В данный момент происходит становление популярности кухонных гарнитуров именно этих стилей, что соответственно требует и бытовой техники, выполненной в таком же стиле.

Габариты: Выбор размера вытяжки зависит от желаний клиента. Однако существуют определенные пределы размерных величин. Так, например, высота имеет предельные значения от 640 до 1000 мм, ширина - от 500 до 610 мм, глубина - от 400 до 500 мм.

Мощность: Мощность вытяжки, также как и воздухоочистителя зависит от мощности воздушной турбины, которая является «сердцем» продукта. От мощности двигателя зависит, какой объем воздуха способна вытяжка / воздухоочиститель перегнать через себя. В представленном ассортименте продукции вариация мощностей идет от 300 до 500 м3/ч. Однако необходимо учитывать тот факт, что чем выше мощность, то тем и выше уровень шума.

Потребителями данной продукции являются как частные лица или мелкие магазины, так и крупные торговые компании. На данный момент у компании есть ряд крупных магазинов, которые являются дилерами продукции ОАО «ЭЛМАТ». Ими являются: «Технопарк», «Эльдорадо», Компания ООО «СВК», «Бинес-электроникс», «Zepter international», «Техносила».

В процентном соотношении потребители делятся на 3 группы:

- Крупные компании (магазины) -73% продукции;

- Мелкие фирмы (магазины) - 18% продукции;

- Частные клиенты - 9% продукции.

Основные требования, предъявляемые большинством потребителей - надежность поставок, качество, удовлетворяющее требованиям, невысокая цена.

В силу стабильного роста объемов потребления вытяжек при среднем уровне конкуренции между производителями в России, отсутствия посредников при размещении крупных заказов, давление потребителей на производителей является слабовыраженным.

Общая характеристика рынка и конкурентов

В 2010 г. по данным таможни РФ импорт кухонных вытяжек и воздухоочистителей составил 1 041 165,00 единиц, в денежном эквиваленте - 1 858 967 415 рублей. Таким образом, средняя цена вытяжки - 1 785 рублей 46 копеек.

Предполагаемый объем рынка оценивается в 1 458 086 единиц с учетом отечественного производства и с корректировкой на «черный импорт», что показывает спад на 30%.

ОБЪЕМ РЫНКА = ИМПОРТ + ELIKOR + Кварц + «ЧЕРНЫЙ ИМПОРТ»

458 086 шт. = 1 041 165 + 312 771 + 66 618 + 37 532

Как видно из Диаграммы №1, 2009 год оказался самым провальным с 2005 года. Часть складских запасов с конца 2008 года были перенесены на 1 квартал 2009 года.

Рис. 2.1. Объем продаж вытяжек 2006-2010 гг. в РФ

При общем падении ввоза структура продаж по странам-производителям также претерпела изменения. Лидер рынка по стране производства - вытяжки производства Италии потерял занимаемую в 2008 году долю рынка в два раза: с 34% до 17,9%. Это произошло, в первую очередь, из-за смещения потребительского спроса с вытяжек высокого ценового уровня на более низкий. Потребители начали более рационально подходить к покупке, выбирая более недорогие модели. Аналогичная ситуация произошла с достаточно дорогими вытяжками производства Испании и Германии: -3,5% и -1,5% соответственно.

Вытяжки производства России увеличили свою долю на + 4%, в основном, благодаря росту продаж ELIKOR, т.к. по другим российским производителям («Кварц») наблюдается резкий спад до 30%. Аналогичная ситуация и с вытяжками производства Греции: рост +1,2%.

Остальные страны, где производятся вытяжки низкого и среднего ценового сегментов, также увеличили свои доли: Китай + 4,5% и Турция + 6,8%.

Вытяжки производства Польша укрепили свою позицию за счет запуска завода ELICA в Польше, т.о., вытяжки среднего и эконом сегмента (воздухоочистители) ТМ «Elica», «JetAir» и «Turbo» перестали импортироваться из Италии.

Таким образом, лидером рынка по стране производства стали кухонные вытяжки производства России.

Рис. 2.2. Распределение по странам-производителям

Немного другая ситуация, если рассмотреть с точки зрения распределения по странам ввоза: на первом месте прочно занял позиции Китай (27,7%), в основном, благодаря TM «Cata» и «Shindo», на втором месте с небольшим отрывом - Италия (25,3%) и Польша (18,3%).

Рис. 2.3. Распределение по странам ввоза

Рис. 2.4. Диаграмма импорта вытяжек с распределением по брендам

Ценовая политика

На планируемый период предполагаются следующие среднегодовые цены.

Таблица 8. Прогноз средних цен на продукцию ОАО «ЭЛМАТ» без НДС, руб./ шт.

Вид продукции

Цена, руб./шт.

Кухонная вытяжка

5100 -11600

Кухонный воздухоочиститель

1460-2100

Промышленные вытяжки

8300 - 18100


Для того чтобы потребители охотно покупали продукцию различных марок необходима достаточная дифференциация стоимости по моделям (на предприятии дифференциация от 5 до 20% по смежным моделям). Это позволит удовлетворить спрос в разных сегментах рынка и заработать дополнительную прибыль при продаже кухонных вытяжек и воздухоочистителей.

План распределения

Предполагается, что продукция завода будет реализоваться, главным образом, по России. Однако учитывая появление нового продукта - производственной вытяжки - появится новое место для сбыта. Предполагается производить сбыт да ближнее зарубежье.

С учетом ограниченного круга ключевых потребителей - производственных компаний, в качестве основного метода продвижения необходимо использовать прямую рекламу на интересующие целевые группы.

Для этого можно использовать:

·        размещение информации на сайте компании;

·   рассылки рекламных материалов о заводе и рекламно-технической документации по продукции завода;

·   размещение рекламных материалов на интернет ресурсах, важных для потенциальных клиентов;

·   подготовка рекламно-информационных статей, посвященных продукции завода в специальных изданиях, каталогах.

Также немаловажным фактором будет являться создание образа компании, соответствующего принятому позиционированию. Т.е. существует необходимость создания необходимого общественного мнения. Из них могут быть эффективными:

·   подготовка серии информационных статей, посвященных заводу;

·   проведение рекламных акций;

·   подготовка рекламно-информационных статей, посвященных продукции завода в специальных изданиях, каталогах.

Данный комплекс мероприятий по продвижению позволит также сформировать необходимое общественное мнение потенциальных частных потребителей.

Т.к. на все модели вытяжек цена разная, то и установить полученную выручку можно только по среднему значению стоимости продукта. Рост цены предполагается на 5% ежегодно. Рассчитаем выручку по трем пунктам: кухонная вытяжка, кухонный воздухоочиститель, промышленные вытяжки. Данные расчетов приведены в таблице 2.6.

Таблица 9. Итоговый план сбыта продукции с учетом стоимости

Показатель

Данные по периодам


2013

2014

2015

2016

2017

Кухонная вытяжка






цена за шт., руб.

8350

8770

9200

9670

10150

объем продаж, шт.

75

75

77

77

79

Выручка от продаж, тыс. руб.

626250

657750

708400

744590

801850

НДС, тыс. руб.

112725

118395

127512

134026

144333

Выручка от продаж с НДС

738975

776145

835912

878616

946183

Кухонный воздухоочиститель






цена за шт., руб.

1780

1869

1962

2061

2164

объем продаж, шт.

23

23

24

24

24

Выручка от продаж, тыс. руб.

40940

42987

45136

47393

51926

НДС, тыс. руб.

7369

7738

8125

8531

9347

Выручка от продаж с НДС

48309

50725

53261

55924

61273

Промышленные вытяжки






цена за шт., руб.

13200

13860

14553

15281

16045

объем продаж, шт.

2

2

1

1

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

26400

27720

14553

15281

16045

НДС, тыс. руб.

4752

4990

2620

2751

2888

Выручка от продаж с НДС

31152

32710

17173

18032

18933

ИТОГО выручка без НДС, тыс. руб.

693590

728457

768089

807264

869821

ИТОГО НДС, тыс. руб.

124846

131122

138256

145307

156568

ИТОГО выручка с НДС, тыс. руб.

818436

859579

906345

952571

1026389

.2 Инвестиционный план инвестиционного проекта

Данный инвестиционный проект находится в начальной стадии, поэтому необходимо рассмотреть совокупность работ по подготовке производства и производственной инфраструктуры.

Для внедрения проекта по модернизации производства необходимо составить план модернизации производства. Данный этап включает в себя следующие направления деятельности:

·        маркетинговые исследования рынка оборудования;

·        выбор оборудования и поставщиков;

·        составление технического задания на изделия.

Планируется, что данный этап будет принят к исполнению с января 2012 года. Общие инвестиции, предусмотренные на данный этап - 0,3 млн. рублей.

Для выполнения производственной программы по каждой стадии требуется определенное количество машин, обеспечивающих конкретную рассчитанную производительность, то есть стабильную работу завода. Необходимо учесть все аспекты технологического процесса и особенности всего применяемого основного оборудования при подборе.

На предприятии имеется несколько основных видов оборудования:

·        установка лазерной резки;

·        установка для вырубки разверток;

·        листогибочный станок.

После проведенного анализа были установлено, что необходимо произвести замену лазерного оборудования BySprint Fiber 3015 от Швейцарской фирмы «Bystronic». Заменить его следует на аналогичное оборудование, но на более позднюю модель. В новой модели есть ряд технических преимуществ:

·        меньшие затраты электроэнергии и газа, за счет усовершенствования технологии потребления;

·        более быстрая скорость резки;

·        модернизированные загрузочные ролики, что упрощает загрузку стальных листов.

Также следует произвести замену двух листогибочных станков Multipress немецкой компании «EHT».

Стоимость монтажа и наладки составляет приблизительно 10% от стоимости оборудования, что составляет от стоимости 2 340 000 руб. за листогибочный станок и 2 580 000 руб. за установку для лазерной резки. Общая ведомость затрат на замену оборудования представлена в таблице.

Таблица 10. Список необходимого оборудования

Наименование

Габариты

Кол-во

Хар-ка

Ст-ть, тыс. руб.

BySprint Fiber 3015

6200х5600х2300

1

Мощн. 2000 Вт Зона резки 3048 x 1524 мм

25 800

Multipress

4100х1900х3100

2

Усилие 50 тонн Длина гибки 1550 мм

11 700

Итого:

49 200 000 рублей


В итоге общая стоимость замены оборудования, с учетом монтажа, составляет 54 120 000 рублей.

После определения типов и количества оборудования, предполагаемого к приобретению необходимо произвести подготовку производственных площадей к требуемому виду. Сюда включаются такие работы, как обособление участка от других производств, снабжение его необходимыми коммуникациями, организация мест складирования и маршрутов транспортировки.

После того, как производственные площади будут готовы, необходимо произвести закупку и монтаж необходимого оборудования.

Когда оборудование будет установлено, необходимо провести предварительные испытания производства продукции на соответствие техническим требованиям. Для этого необходимо выпустить пробную партию продукции всех видов, чтобы убедиться в способности оборудования поддерживать заданное ранее качество и в возможности его улучшения. На данном этапе планируется потратить до 0,5 млн. рублей.

Длительность каждого этапа устанавливается методом предварительного анализа структуры и сложности работ экспертами предприятия. Предположительные сроки всей инвестиционной стадии проекта диверсификации производства составляют 8 месяцев. Таким образом, непосредственное производство продукции на предприятии начнется с сентября 2012 года.

Календарный и инвестиционный план представлены в приложении 1.

2.3 Производственный план инвестиционного проекта

Для производства обоснованного в маркетинговом разделе объема продаж необходима модернизация основных производственных фондов, направленная на развитие предприятия, поэтому сначала необходимо рассмотреть сам процесс производства и выявить узкие места.

Процесс производства кухонных зонтов (вытяжек) проходит 10 этапов:

.        Резка металла (разверток деталей)

.        Вырубка деталей

.        Гибка деталей

.        Формовка

.        Обезжиривание деталей

.        Точечная сварка и клепка кожуха зонта

.        Покраска деталей

.        Монтаж и сборка кожуха зонта

.        Проверка электрических параметров и контроль ОТК

.        Упаковка

Стадии 1 и 2 заключаются в том, что листовую сталь очищают от различного рода пыли и грязи, затем помещают ее в лазерную установку BySprint Fiber 3015 для дальнейшей нарезки разверток. После того, как лазером были вырезаны заготовки на листе, последний помещают в специальный станок, для вырубки этих заготовок из листа.

Стадии 2 и 4 - придание необходимой формы данных заготовкам на листогибочном станке. Т.к. предприятие выпускает более 40 видов кухонных вытяжек, то и форма у них, а именно углы сгиба, будут различными.

Стадии 5 - сталь обезжиривают в щелочном растворе, состоящем из 40 г./л гидроокиси натрия, 50 г./л карбоната натрия, 4 г/л фосфата натрия, 1 г/л сульфата спирта при 80°С.

Стадия 6 - соединение частей кожуха зонта с помощью точечной сварки.

Стадия 7 - кожухи помещают в красильную камеру, в которой в зависимости от необходимого цвета и текстуры будущей вытяжки, их красят краскораспылителями. После чего окрашенные зонты помещают в сушильные печи, в которых они будут находиться в течение 1 часа. Краска должна быть ровно нанесена, и для этого зонты подвергают повторной окраске и снова помещают в сушильную камеру еще на 2 часа.

На стадиях 8 - 10 все делается вручную на сборочном конвейере.

На основании плана сбыта, можно рассчитать план производства вытяжек по периодам. Для этого необходимо скорректировать объемные показатели сбыта на возможный процент брака.

Исходя из прежнего опыта сборки вытяжек в ОАО «ЭЛМАТ», примем данный показатель на уровне 5%. Тогда план производства будет иметь вид, приведенный в таблице 9.

Таблица 11. План производства изделий в рамках инвестиционного проекта

Наименование

Количество изделий по периодам, шт.


09.12

10.12

11.12

12.12

01.13

02.13

03.13

04.13

Кухонная вытяжка

5960

5960

5960

5960

6250

6250

6250

6250

Кухонный воздухоочиститель

1530

1530

1530

1530

1916

1916

1916

1916

Промышленный воздухоочиститель

130

130

130

130

166

166

166

166

Наименование

Количество изделий по периодам, шт.


05.13

06.13

07.13

08.13

09.13

10.13

11.13

12.13

Кухонная вытяжка

6250

6250

6250

6250

6250

6250

6250

6250

Кухонный воздухоочиститель

1916

1916

1916

1916

1916

1916

1916

Промышленный воздухоочиститель

166

166

166

166

166

166

166

166

Наименование

Количество изделий по периодам, шт.


2014

2015

2016

2017

Кухонная вытяжка

75

77

77

79

Кухонный воздухоочиститель

23

24

24

24

Промышленный воздухоочиститель

2

1

1

1


Необходимую численность работников определим, исходя из общей трудоемкости выполнения работ по производству магниторезистивных датчиков. Общая трудоемкость определяется технологическим процессом сборки (табл. 10).

Таблица 12. Технологический процесс сборки кухонных и производственных вытяжек

№ п/п

Операция

Оборудование

Трудоемкость, н-мин

1

Резка металла (разверток деталей)

Установка для лазерной резки Bystronic

2,5

2

Вырубка деталей

Станок для вырубки элементов Trumpf

3,5

3

Гибка деталей

Листогибочный станок Multipress

0,5

4

Формовка

Листогибочный станок Multipress

0,5

5

Обезжиривание деталей

Машина для обезжиривания МР-150

0,3

6

Точечная сварка и клепка кожуха зонта

Машины контактной точечной сварки серии SA

3

7

Покраска деталей

П окрасочное оборудование Triton 308

2

8

Монтаж и сборка кожуха зонта

-

7

9

Проверка электрических параметров и контроль ОТК

-

2

10

Упаковка

-

3


Общая трудоемкость процесса сборки датчиков тока составляет 14 минут. Тогда можно рассчитать необходимое количество основных производственных рабочих, используя план производства.

Численность ОПР, необходимая для обеспечения производственного процесса сборки датчиков всех типов при максимальном объеме выпуска будет определена по формуле 2.1.



Однако следует учитывать, что данные расчеты ведутся по минимально необходимому количеству персонала, которое обеспечит полное выполнение техпроцесса без учета разбивки на технологические операции. В нашем случае все расчеты сводятся к тому, что минимально необходимое число работников ниже количества рабочих мест по техпроцессу. Таким образом, минимальное число основных производственных рабочих будет принято по количеству рабочих мест с учетом того, что операции сборки корпусов осуществляются на одном рабочем месте одним работником. Кроме того, трудоемкость сборочных операций на первоначальных этапах проекта по обеим группам датчиков позволяет производить их одним коллективом работников.

Численность вспомогательных рабочих и обслуживающего персонала рассчитаем относительным методом, исходя из числа основных производственных рабочих. Прочие категории работников (руководители, специалисты, младший обслуживающий персонал и пр.) будет подобран из уже работающих кадров, поэтому в плане не учитываются. Тогда итоговый план по персоналу в рамках инвестиционного проекта будет иметь следующий вид:

Таблица 13. План персонала для плана производства по инвестиционному проекту

Категория работников

Численность по периодам, чел.


2013

2014

2015

2016

2017

Основные производственные рабочие

13

13

13

13

14

Вспомогательные рабочие

3

3

3

3

4

Обслуживающий персонал

2

2

2

2

3

ИТОГО:

18

18

18

18

21


План по затратам составляется на основе необходимых материальных затрат и фонда оплаты труда работающих на участках сборки. Постоянные расходы по проекту принимаются укрупненными и состоят из амортизации производственного оборудования и заработной платы руководителей и специалистов.

Для расчета суммы амортизации рассмотрим необходимое оборудование для обеспечения производственного процесса. Виды необходимого оборудования приведены в таблицах 10 и 11.

Теперь необходимо определить стоимость необходимого оборудования для целей определения амортизации. Для простоты вычислений метод начисления амортизации примем линейный.

Таблица 14. Расчет амортизационных отчислений

Наименование оборудования

Кол-во

Стоимость единицы оборудования, р/шт.

Общая сумма руб.

Период использ-я

Годовая сумма амортизации

BySprint Fiber 3015

1

25 800 000

25 800 000

10

2 580 000

Multipress

2

11 700 000

23 400 000

10

2 340 000

Итого


4 920 000 руб.


Фонд оплаты труда складывается из основной и дополнительной заработной платы ОПР и социальных выплат по основным производственным рабочим.

Основная заработная плата рабочих рассчитывается на основе трудоемкости работ по производству продукции. Часовая тарифная ставка выбирается из следующей таблицы:

Таблица 15. Тарифные ставки промышленно-производственных рабочих

Разряд оплаты труда

Тарифная сетка

Тарифные ставки


Тарифный коэффициент

Часовая тарифная ставка, руб.

Дневная тарифная ставка, руб.

Месячная тарифная ставка, руб.

1

1,000

51,24

409,92

9018,2

2

1,100

56,36

450,91

9920,1

3

1,210

62,00

496,00

10912,1

4

1,330

68,15

545,19

11994,3

5

1,460

74,81

598,48

13166,6

6

1,610

82,50

659,97

14519,4

7

1,770

90,69

725,56

15962,3

8

1,950

99,92

799,34

17585,6


Для работы на лазерной установке требуются рабочие шестого разряда, для работы на станке по вырубке, на листогибочном станке - пятого разряда. Работники, занятые в покраске, сварке, сборщики и упаковщики - четвертый разряд. Зная все исходные данные, рассчитаем фонды оплаты труда в рамках инвестиционного проекта.

Таблица 16. Размер фондов оплаты труда в рамках инвестиционного проекта

Наименование фонда

Значения по периодам, руб.

2013-2014

2015-2016

2017

Годовой фонд основной заработной платы

136 800 000

136 800 000

139 080 000

Годовой фонд дополн. заработной платы

13 680 000

13 680 000

13 908 000

Годовой фонд соц. отчислений

46 512 000

46 512 000

47 287 200

ИТОГО:

196 992 000

196 992 000

200 275 200



Зная номинальную мощность оборудования и количество рабочих мест, можно рассчитать затраты на электроэнергию. Тариф на электроэнергию для промышленных предприятий составляет 1,75 руб./кВт. Тогда общие затраты на электроэнергию будут складываться из произведения номинальной мощности операции, трудоемкости операции и годовой программы выпуска. Результаты расчетов сведем в таблицу.

Таблица 17. Затраты на электроэнергию в рамках инвестиционного проекта

Показатель

Значения по периодам, руб.


2013-2014

2015-2016

2017

Затраты на эл. энергию по кухонным вытяжкам

696 174

701 214

710 424

Затраты на эл. энергию по кухонным воздухоочистителям

235 169

237 457

237 457

Затраты на эл. энергию по промышленным вытяжкам

19 617

9 954

9 954

всего:

950 960

948 625

957 835


Тогда общий план по затратам в рамках инвестиционного проекта будет иметь следующий вид:

Таблица 18. План по затратам по инвестиционному проекту

Наименование затрат

Значения по периодам, тыс. руб.


2013

2014

2015

2016

2017

Переменные издержки

Материалы и комплектующие, в т.ч.:

Кухонные вытяжки

190 976

190 976

193 725

193725

195 075

Воздухоочистители

15 042

15 042

15 709

15 709

15 709

Промышленные вытяжки

7 136

7 136

7 356

7 356

7 356

Прочие переменные расходы

3 420

3 420

3 418

3 418

3 642

Постоянные издержки

Амортизация

4 920

4 920

4 920

4 920

4 920

З/п персонала

18 160

18 160

18 160

18 160

18 160

Итого:

239 654

239 654

243 288

243 288

245 262


3. Обоснование экономической эффективности инвестиционного проекта

.1 Составление прогнозных финансовых таблиц

Основными финансовыми таблицами для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта являются:

·        Прогнозный отчет о прибылях и убытках;

·        Прогнозный отчет о движении денежных средств (кэш-фло);

·        Таблица расчета налоговых платежей.

Первой финансовой таблицей по инвестиционному проекту является таблица расчета налоговых платежей. В нее включаются основные виды налогов, уплачиваемые предприятием в рамках реализации рассматриваемого инвестиционного проекта: НДС, налог на имущество организаций, социальные выплаты по работникам предприятия и налог на прибыль организаций. Особенностью учета НДС является то, что необходимо учитывать НДС к зачету, НДС к вычету и НДС к уплате в бюджет. В дальнейшем, ежегодно предприятие закупает материалы и комплектующие для сборки, соответственно тоже появляется НДС к вычету. Рассчитаем НДС к вычету для каждого периода реализации проекта:

НДСвыч.2013 = 220 250 000 * 18/118 = 33 597 458 руб.

НДСвыч.2014 = 222 452 500 *18/118 = 33 933 432 руб.

НДСвыч.2015 = 233 575 125 * 18/118 = 35 630 104 руб.

НДСвыч.2016 = 245 253 881 *18/118 = 37 411 609 руб.

НДСвыч.2017 = 257 516 575 * 18/118 = 39 282 189 руб.

Учитывая значения произведенных расчетов, составим таблицу налоговых отчислений по периодам реализации рассматриваемого инвестиционного проекта.

Таблица 19. Таблица налоговых отчислений

Название налога

Размер отчислений по периодам, тыс. руб.

2012

2013

2014

2015

2016

2017

НДС







начисленный

0

124 846

131 122

138 256

145 307

156 568

к вычету

10 149

33 597

33 933

35 630

37 411

39 282

к уплате в бюджет

0

91 249

97 189

102 626

107 896

117 286

Социальные отчисления

0

46512

46512

46512

46512

47287

Налог на имущество организаций

0

2 200

2 200

2 200

2 200

2 200

Налог на прибыль организаций

0

26 481

30 548

32 737

36 026

ИТОГО:

0

324 885

339 381

355 772

372 063

398 649


Как видно из данной таблицы, наибольшим по величине налогом является НДС, который составляет 47% от всей суммы налоговых отчислений.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках отражает формирование финансового результата предприятия от всех видов его деятельности. Отчет о прибылях и убытках для рассматриваемого инвестиционного проекта приведен в таблице 19.

Таблица 20. Отчет о прибылях и убытках по инвестиционному проекту

Показатель, тыс. руб.

Значения по периодам, тыс. руб.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

1

Выручка

693 590

728 457

768 089

807 264

869 821

2

Себестоимость

485 513

509 920

537 662

565 085

608 875

3

Валовая прибыль

208 077

218 537

230 427

242 179

260 946

4

Коммерческие расходы

-766

-775

-784

-794

-803

5

Управленческие расходы

-43 313

-43 530

-43 747

-43 966

-44 186

6

Прибыль от продаж

163 998

174 232

185 895

197 419

215 957

7

Прочие доходы и расходы

-24 625

-24 625

-25 117

-25 117

-26 348

8

Прибыль до налогообложения

139 373

149 607

160 778

172 302

189 609

9

Налог на прибыль

-26 481

-28 425

-30 548

-32 737

-36 026

10

Чистая прибыль

112 892

121 182

130 230

139 565

153 583


Как видно из данной таблицы, первый год производства, характеризующийся высокими объемными показателями производства, принесет прибыль предприятию в размере 112 892 000 рублей. После увеличения объема проекта на 2 тыс. единиц тенденция роста прибыли будет сохраняться.

Следующей финансовой таблицей является прогнозный отчет о движении денежных средств в рамках инвестиционного проекта. Данный документ представлен в таблице 21

Таблица 21. Прогнозный отчет о движении денежных средств в рамках инвестиционного проекта

Наименование статьи

Значения по периодам, тыс. руб.



2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

Поступления от сбыта продукции

0

818436

859579

906345

952571

1026389

2

Переменные издержки

0

216 574

216 574

220 208

220 208

228 918

3

Затраты на сдельную з/пл

0

196 992

196 992

196 992

196 992

200 275

4

Постоянные издержки

0

23080

23080

23080

23080

23080

5

Налоги

10 150

324 885

339 381

355 772

372 063

398 649

6

Денежный поток от оперативной деят.

-10 150

56 905

83 552

110 293

140 228

175 467

7

Затраты на приобретение оборудования

54 120

0

0

0

0

0

8

Другие затраты подготовительного периода

3 000

0

0

0

0

0

9

Денежный поток от инвестицион. деят.

-57 120

0

0

0

0

0

10

Собственный капитал

3 500

0

0

0

0

0

11

Займы

53 620

0

0

0

0

0

12

Выплаты в погашение займов

0

30 000

23 620




13

Выплаты процентов по займам

0

4 200

3 306




14

Денежный поток от финансовой деят.

57 120

-34 200

-26 926

0

0

0

15

Баланс наличности на начало периода

0

-10 150

12 555

69 181

179 474

319 702

16

Баланс наличности на конец периода

-10 150

12 555

69 181

179 474

319 702

495 169


На основании указанных таблиц можно рассчитать показатель рентабельности по проекту как отношение среднегодовой чистой прибыли к величине годовых совокупных издержек:


Все две составленные финансовые таблицы показывают, что рассматриваемый инвестиционный проект экономически обоснован и способен приносить прибыль в будущем. Для оценки текущей стоимости будущей прибыли по проекту и оценки экономической эффективности проекта в целом необходимо рассчитать интегральные показатели экономической эффективности инвестиционного проекта.

3.2 Расчет интегральных показателей экономической эффективности проекта

Для расчета интегральных показателей экономической эффективности необходимо обосновать коэффициент дисконтирования, по которому разновременные денежные потоки будут приводиться к текущему значению. Расчет будем вести кумулятивным методом исходя из общего правила, что ставка дисконтирования состоит из двух составляющих: ставки по безрисковым финансовым вложениям и премии за риск.

Безрисковые финансовые вложения чаще всего оцениваются как размещение денежных средств на счетах в банке. В расчете ставки дисконтирования примем безрисковую ставку на уровне процентной ставки по депозиту в калужском отделении Сбербанка РФ. Имеется несколько видов депозитных вкладов, самым подходящим для предприятия является вклад «Юбилейный», процентная ставка по которому равна 5,5-7% в год.

Премию за риск рассмотрим в совокупности различных рисков. Размер риска на каждую из составляющих определяется чаще всего экспертным методом с учетом поправок на конкретные условия хозяйствования.

Общая структура рисков и премий за них приведена в таблице 22.

Таблица 21. Расчет премии за риск по инвестиционному проекту

Вид риска

Величина премии, %

Примечание

Премия за отраслевой риск

2

Ставка выбрана с учетом того, что предприятие работает в сфере народного потребления и конкуренция велика.

Премия за размер предприятия

2

Предприятие имеет большой размер по сравнению с аналогами и имеет устойчивую позицию на рынке.

Премия за страновой риск

4,5

Связан с политическим и социальным положением страны.

Премия за диверсификацию деятельности

2

Компания реализует более 10 видов продукции и имеет выход на внешний рынок.

Премия за финансовую структуру

1

Преобладает собственный капитал.

Премия за компетенцию менеджмента

2

В администрации работают высококвалифицированные кадры.

Прочие риски

1,5

Прочие риски, неописанные выше.

Итого, ставка дисконта

15



Рассчитаем общий размер ставки дисконтирования:

Зная ставку дисконтирования, рассчитаем текущую стоимость денежных потоков по проекту по каждому периоду и в совокупности. Результаты расчетов приведены в таблице 23.

Таблица 22. Расчет текущей стоимости денежных потоков по проекту

Наименование статьи

Значения по периодам, руб.

Сумма

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

Входной поток

0

818436

859579

906345

952571

1026389

4563320

2

Выходной поток

67 270

727 331

749 101

796 052

812 343

850 922

4003019

3

Коэффициент дисконтирования

0,824742

0,6802

0,56099

0,462672

0,381585

0,314709


4

Дисконтирован-ный приток ДС

0

556700

482215

419340

363487

323014

2144757

5

Дисконтирован-ный отток ДС

55480

494731

420238

368311

309978

267793

1916531


На основании данной таблицы рассчитаем основные интегральные показатели экономической эффективности проекта.

. Чистый дисконтированный доход (NPV). Рассчитывается как разница дисконтированных доходов и расходов. Для рассматриваемого инвестиционного проекта NPV составит:

228 226 000

Значение чистого приведенного дохода положительное, следовательно, анализируемый инвестиционный проект экономически эффективен.

. Индекс прибыльности проекта (PI). Рассчитывается как отношение дисконтированных доходов и расходов по проекту. Для рассматриваемого инвестиционного проекта значение индекса прибыльности составляет:

Значение индекса прибыльности выше единицы, а, значит, вложение одного рубля средств в рассматриваемый инвестиционный проект дает больше одного рубля дохода. Следовательно, проект считается экономически эффективным.

. Внутренняя норма доходности (IRR). Данный показатель характеризует ставку дисконтирования, при которой значение чистого приведенного дохода становится равным нулю. Рассчитывается либо графическим методом, либо методом итераций. Для анализируемого инвестиционного проекта значение внутренней нормы доходности составляет 53,24%. Это более чем вдвое выше расчетной ставки дисконтирования по проекту, что создает некоторую подушку безопасности для проекта в случае увеличения рисков.

. Период окупаемости проекта с учетом дисконтирования (РВР). PBP показывает срок, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, с учетом дисконтирования, покрыли затраты на инвестиции. Этот показатель определяется последовательным расчетом NPV для каждого периода проекта, точка, в которой NPV станет положительным, будет являться точкой окупаемости. Для анализируемого проекта срок окупаемости с учетом дисконтирования составляет 4,48 года (4 года и 5 месяцев).

Все рассчитанные интегральные показатели экономической эффективности проекта превышают минимальные значения, следовательно, рассматриваемый инвестиционный проект является экономически эффективным.

Результаты расчетов интегральных показателей экономической эффективности проекта сведем в таблицу.

Таблица 23. Интегральные показатели экономической эффективности проекта

Наименование показателя

Минимальное допустимое значение

Расчетное значение по проекту

Чистый приведенный доход NPV

0

228 226 000

Индекс прибыльности проекта PI

1

1,119

Внутренняя норма доходности IRR

ставка дисконта (21,25%)

53,24%

Период окупаемости PBP

-

4 года 5 мес.


3.3 Анализ чувствительности инвестиционного проекта

Анализ чувствительности - это стандартный метод количественного анализа, который заключается в изменении значений критических параметров (в нашем случае цены реализации), подстановке их в финансовую модель проекта и расчете показателей эффективности проекта при каждом таком изменении. За базовые показатели эффективности проекта примем IRR и NPV. Для анализа чувствительности необходимо определиться с факторами риска и показателем, по которому будет вестись оценка. Обобщающим интегральным показателем является NPV, поэтому расчет чувствительности будем проводить относительно данного показателя. Что же касается факторных показателей, то в качестве изменяющихся величин примем следующие:

·        цена за единицу продукции;

·        объем реализации;

·        рост прямых (переменных) издержек.

Данные показатели являются классическими для проведения анализа чувствительности, т.к. их влияние на показатели эффективности проекта легко рассчитать.


Таблица 24. NPV проекта при отклонении показателей от прогнозных значений

Изменяемый показатель

Значения NPV при отклонениях значений

Среднее значение


-20%

-10%

0

+10%

+20%


Цена на продукцию

- 200 726 000

13 750 000

228 226 000

442 701 000

657 177 000

228225600

Объемы реализации

-195 506 000

13 650 000

228 226 000

352 701 000

487 354 000

177285000

Переменные затраты

333 579 000

280 902 000

228 226 000

175 549 000

122 873 000

228225800


Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы:

·        рассматриваемый инвестиционный проект наиболее чувствителен к показателю цены продажи и объему реализации, т.к. уменьшение цены менее чем на 10% приводит к значительным скачкам в значении NPV;

·        наиболее критическим фактором являются объемы реализации, т.к. среднее значение NPV на ниже, чем при остальных факторах.

По проблеме переменных затрат риски будут относительны минимальны. Это связано с тем, что они в основном зависят от стоимости материалов. Учитывая тот факт, что у предприятия имеются постоянные поставщики, то значительного повышения цен, на период рассмотрения проекта, не предвидеться.

Относительно цены на изделия, это во многом будет зависеть от наличия на рынке конкурентов, предлагающих аналогичную продукцию по более низким ценам.

Для более наглядного представления чувствительности проекта от рассмотренных показателей, представим результаты расчетов в графическом виде (рис. 3.1 - 3.3).

Рис. 3.1 «Чувствительность проекта по цене»

Рис. 3.2 «Чувствительность проекта по объему реализации»

Рис. 3.3 «Чувствительность проекта по прямым затратам»

В связи с обстоятельствами, уменьшающими риск возникновения неблагоприятных ситуаций в виде негативных отклонений прогнозных показателей, анализируемый инвестиционный проект модернизации производства в ОАО «ЭЛМАТ» можно считать экономически эффективным и финансово устойчивым.

Заключение

В рамках выполнения данной курсовой работы был разработан бизнес-план развития ОАО «ЭЛМАТ». В процессе разработки были выполнены следующие задачи:

·        проведение анализа финансового состояния ОАО «ЭЛМАТ»,

·     изучение внешней и внутренней среды деятельности предприятия;

·        разработка стратегий деятельности - маркетинговой, организационной, производственной;

·        анализ экономической эффективности бизнес-плана,

·        оценка рисков реализации бизнес - плана.

Основной целью развития предприятия является усовершенствование производства за счет замены оборудования на новое. Это позволит предприятию ОАО «ЭЛМАТ» увеличить объемы производства с 90 000 шт. до 104 000 шт. в год.

Потребность в финансовых ресурсах по проекту составляет 58 млн. рублей. Размер собственных средств составит 3,5 млн. рублей. Для составления настоящего бизнес-плана были приняты следующие условия привлечения денежных средств: кредит на сумму 53,6 млн. рублей предоставляется на 2 года.

Анализ чувствительности показал, что проект достаточно стабилен, а наиболее чувствительными параметрами являются объем продаж, и цена единицы продукции, а изменение переменных издержек инновационного проекта не вызовет серьезных изменений показателей NPV, что значительно уменьшает риск негативных последствий для предприятия ОАО «ЭЛМАТ» при повышении цен на материалы.

Экономическая эффективность плана развития была подтверждена путем расчета традиционных финансовых показателей, используемых в проектном анализе.

Список литературы

1.   Богомолов А.Б., Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки. 5-е изд. доп. и перераб., - М.: Ось-89, 2006 г. - 856 с.

2.      Булатова Н.Н., Алексеев В.М. Комментарии к проекту бизнес-плана предприятия. Учебное пособие, - г. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005 г. - 40 с.

3.   Бринк И.Ю. «Бизнес-план предприятия. Теория и практика». Р.н.Д: Феникс, 2009;

4.      Горфинкель В.Я. «Предпринимательство». М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007;

.        Громов А.В. «Бизнес-план: рекомендации по составлению. Нормативная база». М.: ПРИОР, 2009;

6.   Карамов О.Г. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие, - М.: Изд. дом ОЕАИ, 2007 г. - 124 с.

.     Ильин А.И. «Планирование на предприятии». Мн.: ООО «Новое знание», 2010;

8.      Колтынюк Б.А. «Инвестиционные проекты». СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005;

.        Косякова Н.И. «Предпринимательское право». М.: ПРИОР, 2007;

.        Левкина Н.М. «Как организовать свой бизнес и сделать его успешным». М.: Маркетинг, 2008;

.        Пелих А.С. «Бизнес-план или как организовать собственный бизнес». М.: Ось-89, 2009;

.        Пивоваров К.В. «Бизнес-план». М.: Маркетинг, 2010;

.        Попов В.М. «Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями». М.: КноРус, 2002;

14. Попов А.И. Бизнес-план инновационного проекта, - г. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009 г. - 46 с.

15.    Шевчук Д.А. Как составить бизнес-план, - М.: Астрель, 2008 г. - 128 с.

Похожие работы на - Разработка бизнес-плана развития ОАО 'ЭЛМАТ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!