Строение биосферы. Загрязнение экосистем. Проведение экологической экспертизы
Содержание
1 Что такое биосфера, из каких компонентов состоит? Схема
распределения живых организмов в биосфере
2. Загрязнение экосистем промышленности сточными водами.
Преобладающие загрязняющие вещества водных экосистем по отраслям промышленности
3. Принципы государственной экологической экспертизы, ее правовая и
нормативная основы. ОВОС, как вариант проведения экологических экспертиз
Список литературы
1
Что такое биосфера, из каких компонентов состоит? Схема распределения живых
организмов в биосфере
Биосфера - совокупность частей земной оболочки (лито-, гидро-
и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их
воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Термин
"биосфера" был предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875
году. Большой вклад в развитие учения о биосфере внёс Вернадский.
Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или
абиотического, компонентов. Биотический компонент - это вся совокупность живых
организмов (по Вернадскому - "живое вещество"). Абиотический
компонент - сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других
неорганических условий, в которых существуют живые организмы.
Рис. 1. Распределение живых организмов в биосфере
Живая природа является основной чертой проявления биосферы,
она резко отличает ее тем самым от других земных оболочек. Строение биосферы
прежде всего и больше всего характеризуется жизнью. Эта самая мощная
геологическая сила, живое вещество планеты, представляет собой совокупность
весьма хрупких и нежных живых организмов, по массе составляющих ничтожную часть
созданной ими биосферы.
Если живое вещество равномерно распределить по поверхности
нашей планеты, то оно покроет ее слоем всего в 2 см толщиной.
Химический состав элементов живого вещества нашей планеты
характеризуется преобладанием немногих элементов: водород, углерод, кислород,
азот являются главными элементами земного живого вещества и поэтому названы
биофильными. Атомы их создают в живых организмах сложные молекулы в сочетании с
водой и минеральными солями.
Живые вещества нашей планеты существуют в виде огромного
множества организмов со своими индивидуальными признаками, разнообразных форм и
размеров. Среди живых организмов встречаются мельчайшие по форме микроорганизмы
и многоклеточные животные и растения крупных размеров. Размеры колеблются от
микрометров (малые бактерии, инфузории) до десятков метров.
Население биосферы в видовом и морфологическом отношении так
же чрезвычайно разнообразно. Подсчеты количества видов, населяющих нашу
планету, проводились различными авторами, но их все же можно считать только
приближенными.
Согласно современным оценкам, на Земле существует около 3 млн
видов организмов, из которых на долю растений приходится 500 тысяч видов, а на
долю животных - 2,5 млн видов. Весь органический мир нашей планеты со времен
Аристотеля традиционно разделяется на растения и животных. В настоящее время,
благодаря изучению структуры организации живых существ, можно провести более
совершенную классификацию, чем это было раньше.
Живое вещество, по В.И. Вернадскому, "растекается по
земной поверхности и оказывает определенное давление на окружающую среду,
обходит препятствия, мешающие его продвижению, или ими овладевает, их
покрывает". Внутренняя энергия, производимая жизнью, проявляется в
переносе химических элементов и в создании из них новых тел. По мнению В.И.
Вернадского, геохимическая энергия жизни выражается в движении живых организмов
путем размножения, идущего в биосфере непрерывно. Размножение организмов
производит "давление жизни", или "напор жизни". В этой
связи между организмами возникает борьба за площадь, питание и в особенности
"за газ", нужный для дыхания свободный кислород.
При этом происходит биогенная миграция атомов: атомы,
захваченные растениями, переходят к травоядным животным, затем - к хищникам,
которые питаются травоядными. Мертвые растения и животные служат пищей для
микроорганизмов, а выделяемые микроорганизмами в результате жизнедеятельности
минеральные вещества снова потребляются растениями. Из этого биологического
круговорота выпадает лишь небольшой процент атомов. Эти вышедшие из жизненного
процесса биогенные атомы попадают в косную (неживую) природы, тем самым играя
огромную роль в истории биосферы.
Процесс размножения замирает только при недостатке кислорода
в окружающей среде, действии низких температур и отсутствии места для обитания
новых организмов.
Таким образом, он сделал вывод о том, что мелкие организмы
размножаются быстрее крупных, а домашние животные размножаются быстрее диких.
2.
Загрязнение экосистем промышленности сточными водами. Преобладающие
загрязняющие вещества водных экосистем по отраслям промышленности
Промышленные сточные воды загрязняют
экосистемы самыми разнообразными компонентами (табл.1) в зависимости от
специфики отраслей промышленности. Следует заметить, что в настоящее время
объем сброса промышленных сточных вод во многие водные экосистемы не только не уменьшается,
но и продолжает расти. Так, например, в оз. Байкал, вместо планируемого
прекращения сброса сточных вод из ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината) и
перевода их на замкнутый цикл водопотребления, сбрасывается огромное количество
сточных вод.
Коммунально-бытовые сточные воды в больших
количествах поступают из жилых и общественных зданий, прачечных, столовых,
больниц, и т.д. В сточных водах этого типа преобладают различные органические
вещества, а также микроорганизмы, что может вызвать бактериальное загрязнение.
Огромное количество таких опасных
загрязняющих веществ, как пестициды, аммонийный и нитратный азот, фосфор, калий
и др., смываются с сельскохозяйственных территорий, включая площади, занимаемые
животноводческими комплексами. По большей части они попадают в водоемы и в
водотоки без какой-либо очистки, а потому имеют высокую концентрацию
органического вещества, биогенных элементов и других загрязнителей.
Значительную опасность представляют
газодымовые соединения (аэрозоли, пыль и т.д.), оседающие из атмосферы на
поверхность водосборных бассейнов и непосредственно на водные поверхности.
Огромны масштабы нефтяного загрязнения
природных вод. Миллионы тонн нефти ежегодно загрязняют морские и пресноводные
экосистемы при авариях нефтеналивных судов, на нефтепромыслах в прибрежных
зонах, при сбросе с судов балластных вод и т.д.
Табл.1 Приоритетные загрязнители водных экосистем
по отраслям промышленности
Отрасль
промышленности
|
Преобладающий
вид загрязняющих компонентов
|
Нефтегазодобыча,
нефтепереработка
|
Нефтепродукты,
СПАВ, фенолы, аммонийные соли, сульфиды
|
Целлюлозно-бумажный
комплекс, лесная промышленность
|
Сульфаты,
органические вещества, лигнины, смолистые и жирные вещества, азот
|
Машиностроение,
металлообработка, металлургия
|
Тяжелые
металлы, взвешенные вещества, фториды, цианиды, аммонийный азот,
нефтепродукты, фенолы, смолы
|
Химическая
промышленность
|
Фенолы,
нефтепродукты, СПАВ, ароматические углеводороды, неорганика
|
Горнодобывающая,
угольная
|
Флотореагенты,
неорганика, фенолы, взвешенные вещества
|
Легкая,
текстильная, пищевая
|
Кроме поверхностных вод постоянно
загрязняются и подземные воды, в первую очередь в районах крупных промышленных
центров. Источники загрязнения подземных вод весьма разнообразны.
Загрязняющие вещества могут проникать к
подземным водам различными путями: при просачивании промышленных и
хозяйственно-бытовых стоков из хранилищ, прудов-накопителей, отстойников и др.,
по затрубному пространству неисправных скважин, через поглощающие скважины,
карстовые воронки и т.д.
К естественным источникам загрязнения
относят сильно минерализованные (соленые и рассолы) подземные воды или морские
воды, которые могут внедряться в пресные незагрязненные воды при эксплуатации
водозаборных сооружений и откачке воды из скважин.
Важно подчеркнуть, что загрязнения
подземных вод не ограничиваются площадью промпредприятии, хранилищ отходов и
т.д., а распространяются вниз по течению потока на расстояния до 20-30 км и
более от источника загрязнения. Это создает реальную угрозу для питьевого
водоснабжения в этих районах.
Следует также иметь в виду, что
загрязнение подземных вод негативно сказывается и на экологическом состоянии
поверхностных вод, атмосферы, почв, других компонентов природной среды.
Например, загрязняющие вещества, находящиеся в подземных водах, могут
выноситься фильтрационным потоком в поверхностные водоемы и загрязнять их. Как
подчеркивают многие ученые, круговорот загрязняющих веществ в системе
поверхностных и подземных вод предопределяет единство природоохранных и
водоохранных мер и их нельзя разрывать, В противном случае меры по охране
подземных вод вне связи с мерами по защите других компонентов природной среды
будут неэффективными.
. Принципы
государственной экологической экспертизы, ее правовая и нормативная основы.
ОВОС, как вариант проведения экологических экспертиз
Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как
одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей
среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности,
является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на
изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления
РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и
ОВОС, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические
документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия,
инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными
ведомствами и научными учреждениями.
Структура российского законодательства в области
экологической экспертизы. В настоящее время систему российского
законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют, нормы
статей 41 (п.3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон "Об
экологической экспертизе" и ряд статей (ст.35-39) базового закона РФ
"Об охране окружающей природной среды", являющегося фактически
основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов
действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства,
конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального
уровня представительными и исполнительными органами власти и управления
субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно
разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы
(например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и
административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.
Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ,
в меньшей степени - общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.
Закон "Об охране окружающей природной среды"
содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её
цели и принципам (ст.35), в том числе принципу обязательности (ст.36), объектам
(ст.37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная
статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически не
регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной
экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем
присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи
раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст.25-34), а также
статьи разделов VI и VII (ст.40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в
ходе экологической экспертизы.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области
ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом
законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только
государственной (ст.1), более подробно раскрываются принципы (ст.3) и
указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления, в т. ч. Президента, Федерального Собрания и
Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения субъектов РФ (ст.6) и полномочия
органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст.9). Кроме того, данная глава
впервые вводит понятие "специально уполномоченные государственные органы в
области экологической экспертизы", распределяет их полномочия, права и
обязанности между федеральным (ст.7) и территориальным (ст.8) уровнями.
Глава III закона полностью посвящена государственной
экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня
(ст.11) и уровня субъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение
понятия "специально уполномоченная государственные органы в области
экологической экспертизу (ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ
(ст.14), определяет статус и обязанности экспертной коми сии (ст.15), её
эксперта (ст.16) и председателя (ст.17), а фиксирует различия в юридической
силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы
(ст.18).
Более подробно, чем в законе глава IV закона "Об
экологической экспертизе" регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20),
определяя её объекты (ст.21), порядок (ст.22) и условия проведения (ст.23),
правила регистрации ОЭЭ (ст.24), статус её заключения (ст.25), права граждан и
общественных организаций в этой области (ст. 19).
В специальной главе (гл. V) закреплены права
(ст.26) и обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих
чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29).
Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая
соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности за нарушения
законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31),
административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34). В
общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35).
Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ
над российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) о
приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента,
Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов
местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.
Указанные выше федеральные законы формируют основы
законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого
действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных
нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов
федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой
документации в области ЭЭ и ОВОС относятся следующие подзаконные акты:
постановления Правительства РФ,
указы Президента РФ,
нормативные документы специально уполномоченных
государственных органов в области ЭЭ России и территориальных органов этого
комитета,
приказы
нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ
документы Минздрава России
документы Росгортехнадзора и иных ведомств
нормативные документы и материалы субъектов федерации в
области ЭЭ
международные документы
Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не
применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных
документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших международных документов в
изучаемой области является Международная Конвенция об оценке воздействия на
окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году
учредил ещё СССР).
технические документы
биосфера загрязнение экологическая экспертиза
государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни
и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ,
НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др. рекомендации,
справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.).
Теория экологической экспертизы включает цели, задачи
(основные функции), принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия
в процедуру (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс
экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета
экологического фактора при переходе к устойчивому развитию. Данный процесс
предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности
(ЭСЩ) (точнее - экологическое регулирование хозяйственной деятельности - ЭРХД),
которое должно осуществляться на всех её стадиях - от возникновения идеи через
обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого
качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого
замысла.
Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических
требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС - на стадии его
подготовки (ещё во время проектирования). При этом общественная ЭЭ может
сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников
планируемой деятельности.
Список
литературы
1.
Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов
вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ЮНИТИ,
2006. - 556 с
.
Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн.
направл. и специал. Вузов / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2006. - 343 с
.
Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр
"Академия", 2006. - 256 с.
.
Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов
вузов. М.: Агар, 2006. - 424 с.
.
Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.
Передельский. - 6-е изд., доп. И перераб. - Ростон н/Д: Феникс, 2007. - 575с.
.
Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. 2-е изд. Учебник для
вузов. М.: Дрофа, 2007. - 624 с.
.
Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и
техн. сп. вузов. / Под ред. В.А. Соловьева, Ю.А. Кротова. - 4-е изд., испр. -
СПб.: Химия, 2006. - 238 с.
.
Одум Ю. Экология. - М.: Наука, 2006.
.
Чернова Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М.
Чернова, А.М. Былова. - М.: Дрофа, 2008. - 416 с.
.
Экология: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений, обуч. по техн.
спец. и направлениям / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Ф.В. Карамзинов и др.; под
общ. ред. Л.И. Цветковой. М.: АСБВ; СПб.: Химиздат, 2007. - 550 с.
.
Экология. Под ред. проф. В.В. Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ "МарТ",
2006. - 768 с.