Ценообразование в торговле

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,99 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценообразование в торговле

Функции цены

Сущность цены как экономической категории. Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.

Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Это сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок. В экономической литературе существует несколько определений данного понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

Другое определение цены имеет более широкое рыночное толкование. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.

Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:

·цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;

·ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих.

Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует:

·нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;

·верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

В экономике действует множество различных видов цен, образующих систему, которая находится в постоянном развитии, что обусловлено постоянно изменяющимися условиями производства и сбыта продукции, товаров. Цены, составляющие систему, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Система цен характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика.

Уровень цен - абсолютное количественное выражение цены в деньгах.

Структура цен - это соотношение отдельных элементов (себестоимости, прибыли, налогов, надбавок) в цене, то есть их доля в ее общей величине, взятой за 100 процентов.

Динамика цен представляет собой направления изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения).

Цены классифицируются по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.

Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.

Выделяют следующие функции цены:

§учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

Цены показывают, сколько необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражают объемы затраченного сырья, материалов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для создания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производства и реализации, но и размер прибыли.

Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интерес покупателя состоит в покупке товара по минимально возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой ее хотел бы купить потребитель.

В условиях рыночной экономики, чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами других фирм, стремясь за счет снижения затрат на единицу продукции и улучшения качества товара захватить большую емкость рынка.

§стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и потребления той или иной продукции. Для производителей важны цены, по которым они непосредственно продают продукцию, и возможность их изменения, так как различные виды продукции обладают разной эластичностью спроса по цене и эластичностью спроса по доходу, от которых зависит валовой доход фирмы.

С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

§распределительная или перераспределительная функция цены отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.

§функция сбалансированности спроса и предложения заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период времени продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену, по которой потребитель готов его приобрести. При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, несоответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента пользующихся спросом товаров. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением практически не обеспечивалась, хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через более высокие цены на особо модные, дефицитные товары и понижение цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонные цены (уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и относительно монопольное положение производителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемов производства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сбалансированности спроса и предложения, повышение цен должно быть обусловлено улучшением качества продукции, выпуском изделий с новыми потребительскими свойствами. В условиях становления рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет играть более значительную роль при формировании уровня цены.

§функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня нормы прибыли. Это движение капиталов осуществляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса, так как фирма самостоятельно решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль экономики вкладывать капитал. Этому предшествуют маркетинговые исследования (анализ рынка, в том числе и рыночных цен).

§информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к снижению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. цена экономический товар торговля

Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сектора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией балансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.

Взаимосвязи между различными функциями цены бывают сложными и отличаются многообразием, поэтому должны быть объектом исследования для фирмы, а именно для ее специальных подразделений в лице маркетинговых служб.

Методы государственного регулирования цен и ценообразования

Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».

Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, в послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике. Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам, путем выделения различных дотаций, субсидий, что ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Практика использования политики «ценового потолка» в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика «ценового пола» используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.).

Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняя резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Помимо предельных цен в Республике Беларусь устанавливаются фиксированные цены, которые также являются регулируемыми ценами, устанавливаемыми в твердо выраженной денежной величине.

Методы государственного воздействия на процессы ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий, сложившихся в стране.

Государственное регулирование цен включает методы как прямого, так и косвенного регулирования. Прямое государственное регулирование цен осуществляется с применением следующих методов:

  1. установление фиксированных цен, которые используются только в исключительных случаях, когда государство намерено жестко управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров (основные виды топлива: нефть собственной добычи и нефтепродукты из нее, газ природный и сжиженный, электроэнергия и такие товары, как водка белая и спирт);
  2. установление предельных максимальных уровней цен, определяющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и продавец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше установленного предела. Максимальные предельные уровни цен устанавливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перерабатывающей промышленности, потребительские товары;
  3. установление предельных минимальных (защитных) цен, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции, а также ликероводочную и другую алкогольную продукцию);
  4. установление предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;
  5. установление фиксированных, предельных надбавок (наценок), скидок в оптовом и розничном торговых звеньях;
  6. установление определенных правил или условий определения и применения цен;
  7. декларирование цен, т.е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.

Решение о выборе конкретного метода регулирования цен принимают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состояния предприятий.

Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции (услуг) естественных монополий, отдельных товаров временных монополий, в отношении структурно определяющих видов продукции (услуг), которые оказывают влияние на уровень цен в других секторах производства, а также важнейших социально-значимых товаров (услуг).

Регулируемая цена (тариф) должна формироваться на уровне, обеспечивающем производителю (продавцу) покрытие экономически оправданных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли, при необходимости - за счет мер государственной поддержки.

Особую роль в формировании цены играют требования по нормированию затрат, относимых на себестоимость продукции. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), должны рассчитываться по нормам и нормативам, устанавливаемым на основе стандартов, технологий, технологических карт, рецептур, утверждаемых в установленном порядке. Методическое руководство разработкой соответствующих нормативов и контроль за их соблюдением целесообразно закрепить за отраслевыми министерствами (концернами). Общую координацию данной работы целесообразно возложить на Министерство экономики Республики Беларусь.

Одним из направлений в работе органов ценообразования является контроль за правильностью формирования и применения цен (тарифов) на производимую продукцию и товары народного потребления, оказываемые услуги (работы). В республике создана и функционирует система контроля за соблюдением государственной дисциплины цен и тарифов, включающая отдел по контролю за соблюдением цен и тарифов Комитета цен при Минэкономики и госинспекции (секторы) по контролю за ценами в отделах цен облисполкомов и управлении ценообразования Минского горисполкома, общей численностью 150 человек. Контроль за ценами в подведомственных отраслях осуществляют министерства, объединения, подчиненные Правительству, а также другие органы государственного управления.

Государственное регулирование цен, учитывая специфику экономики переходного периода, должно базироваться на гибком использовании механизмов свободного ценообразования и их частичного государственного регулирования, прежде всего, на продукцию и услуги, жизненно важные для населения, а также предприятий-монополистов. Основная цель этого регулирования заключается в обеспечении относительного паритета цен во всех звеньях экономики. При этом степень государственного регулирования необходимо дифференцировать в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).

В ближайшие годы совершенствование организации и методов государственного регулирования ценообразования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

а) повышение роли в области регулирования цен министерств, других республиканских органов государственного управления, предоставив им право регулирования цен на отдельные виды продукции предприятий, подведомственных министерствам, облисполкомам и Минскому горисполкому;

б) выполнение законодательства о ценообразовании на основе жесткого контроля за соблюдением действующих норм и правил. Особенности современного этапа развития экономики вызывают необходимость совершенствования работы контролирующих органов. В числе основных задач контроля должны быть социально-экономический анализ и экспертиза формирования и динамики цен у субъектов хозяйствования, их экономическая обоснованность с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции, конъюнктуры рынка; профилактика нарушений дисциплины цен; применение экономических санкций при нарушении дисциплины цен;

в) обеспечение в политике ценообразования принципа прозрачности для поддержания определенной конкурентной рыночной среды и противодействия монополизму, что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах, товарах, условиях продажи, банковских и финансовых составляющих, квотах и лицензиях, льготах, регулирующих нормативных актах. Любой товар или услуга должны иметь для всех конкурирующих предприятий-покупателей одинаковую цену, если различия в ценах не обусловлены условиями производства, поставки, продажи, платежа или другими объективными факторами. Это устранит предпосылки для неоправданной (антиконкурентной) ценовой дискриминации, позволит цивилизованно вести бизнес и в значительной мере предотвратит коррупцию в органах государственной власти и на государственных предприятиях;

г) применение в сфере регулирования цен таких форм как:

vсоглашения государственных органов (администраций) об уровне цен или их динамике с производителями и профсоюзами и жесткий контроль за их выполнением;

vмеж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по технологической цепочке, разработка стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции;

vиспользование механизма коридора цен на сельскохозяйственную продукцию;

vконтроль за формированием цен на продукцию «критического» импорта.


Розничные цены в магазинах подвержены колебаниям. В одних случаях изменение цены является требованием законодательства, в других - желанием организации более выгодно реализовать имеющиеся товары.

Переоценка товаров может осуществляться как в сторону повышения цен (дооценка), так и в сторону снижения (уценка).

Дооценка товаров может быть:

·добровольной

·обязательной

Уценка товаров может осуществляться:

·в связи со снижением (частичной потерей) их потребительских качеств и свойств;

·при проведении рекламных акций;

·по причине низкого покупательского спроса

Обязательная переоценка распространяется на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен или установлены фиксированные розничные цены. Переоценка проводится на основании нормативного правового акта об изменении уровня цен на определенные товары. Этот документ должен быть приобщен к акту проведения переоценки, и на него в акте переоценки должна быть сделана ссылка.

Добровольная (инициативная) переоценка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации при условии приобретения аналогичного товара (до уровня цен на вновь поступившие товары). Право производить такую переоценку (с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности) предоставлено всем организациям, осуществляющим розничную торговлю, независимо от формы собственности и некоторым организациям оптовой торговли.

Вопросы проведения торговыми организациями переоценок и дооценок ранее приобретенных товаров народного потребления, а также уценки товаров регламентируются различными решениями Правительства, Минэкономики и Минторга РБ. Решения о возможности проведения переоценок товаров в соответствии с нижеприведенными постановлениями Правительства организации оптовой и розничной торговли могут принимать при условии роста цен на продовольственные товары.

Переоценка товаров в связи с изменением фиксированных цен

К товарам, реализуемым по фиксированным розничным ценам, в настоящее время относятся производимые и (или) реализуемые на территории Беларуси сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 граммов и более (за исключением реализуемого для промышленной переработки) (Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.02.2013 N 18 "О ценах на сахар-песок белый без добавок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь"), табачные изделия в соответствии с ГОСТ 3935-2000 (Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.10.2011 N177 "О ценах на табачные изделия"), а также водка и спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, вырабатываемые организациями Республики Беларусь (Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18.10.2012 N 87 "О ценах на алкогольную продукцию и признании утратившими силу отдельного положения постановления и некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь").

В случае внесения изменений в прейскуранты фиксированных розничных цен организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), имеющие объекты оптовой, розничной торговли и общественного питания, обязаны произвести переоценку остатков товаров в соответствии с изменениями, предусмотренными законодательством (соответствующими постановлениями Минэкономики РБ). Разница от переоценки остатков указанных товаров относится на результаты хозяйственной деятельности согласно законодательству Республики Беларусь.

Переоценка остатков товаров в связи с изменением уровня предельных торговых надбавок

Переоценка остатков товаров может осуществляться в связи с изменением уровня предельных торговых надбавок, установленных органами государственного управления в рамках предоставленных им полномочий по регулированию цен на отдельные социально значимые товары (п. 2 Указа № 285).

В настоящее время предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Республики, установлены на большинство продовольственных товаров (21 позиция) (приложение 1 к постановлению Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 184 "О торговых надбавках на продовольственные товары" (с учетом изменений и дополнений от 25.01.2010 № 15)).

В случае изменения уровня установленных предельных торговых надбавок на продовольственные товары, свежие картофель и плодоовощную продукцию, а также на товары для детей розничные организации и организации общественного питания вправе произвести переоценку остатков указанных товаров на дату утверждения новых уровней надбавок.

Переоценка остатков товаров до уровня цен их последнего приобретения

Нормами национального законодательства предприятиям и организациям, осуществляющим розничную торговлю, независимо от форм собственности, предоставлено право проведения переоценки остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности (постановление Кабинета Министров РБ от 17.07.1995 № 375 "О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле"). Такая переоценка проводится по инициативе торговой организации на основании приказа (решения, распоряжения) руководителя организации.

Юридические лица, занимающиеся оптовой торговлей товарами народного потребления, согласно перечню, утверждаемому Минторгом РБ, производят дооценку остатков товаров до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров, сформированных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласно законодательству Республики Беларусь, или до уровня цен товаропроизводителей на момент реализации этих товаров, в отношении которых осуществляется регулирование цен согласно законодательству Республики Беларусь. Основанием для проведения дооценки до уровня цен товаропроизводителей служат нормативно-правовые акты, утверждаемые республиканскими органами государственного управления. Нормативно-правовые акты, подтверждающие изменение уровня цен, должны быть приобщены к акту проведения дооценки.

Переоценка в связи с изменением порядка округления

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 мая 2012 года № 266 «Об изъятии из обращения банкнот номиналом 10 и 20 рублей образца 2000 года» определено, что с 1 сентября 2012 г. выпуск в обращение банкнот номиналом 10 и 20 рублей образца 2000 года прекращен. Данные банкноты остаются в обращении до 28 февраля 2013 года и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений.

В связи с поступающими вопросами в отношении округления цен (тарифов) письмом Министерства торговли Республики Беларусь от 12 октября 2011 года № 03-21/662к установлены следующие рекомендации о порядке округления розничных цен:

·Розничная цена (тариф) округляется за принятую единицу измерения (штуку, десяток, метр, килограмм, литр и т.п.).

·Значения в сумме до 25 рублей отбрасываются, от 25 рублей включительно до 75 рублей округляются до 50 рублей, от 75 рублей включительно и выше округляются до 100 рублей.

·При реализации весового и мерного товара округляется стоимость каждой покупки (отвеса).

·Цены на товары, реализуемые по отпускным ценам с добавлением предельных торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и налога на добавленную стоимость.

При этом субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование.

Уценка товаров

В соответствии с Положением <#"justify">Задача

Наименование показателяПорядок расчетаЗначение показателя, руб.1.1. Определим отпускную цену товара А предприятия-товаропроизводителя с НДС1.Дополнительная заработная плата на единицу продукции4700*10%4702.Общий размер заработной платы4700+47051703.Отчисления в фонд социальной защиты населения5170*34%17584.Обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний5170*0,6%315.Общехозяйственные расходы4700*75%35256.Общепроизводственные расходы4700*112%52647.Себестоимость без учета коммерческих расходов8940+5170+1758+31+3525+5264246888.Коммерческие расходы,(в % к производственной себестоимости)110/24688*100%0,4%9.Коммерческие расходы24688*0,4%9910.Себестоимость с учетом коммерческих расходов24688+992478711.Рентабельность24787*18%446212.Оптовая цена24787+44622924913.Налог при упрощенной системе налогообложения (24787+4462)*5/100-5153914.Цена за единицу без НДС29249+15393078815.НДС30788*20%615816.Цена за единицу с НДС30788+6158369501.2. Обоснование оптовой надбавки(620+250)/7100*100%12%1.3. Определим размер включения транспортных расходов в отпускную цену товара А оптового торгового предприятияСумма по товарам, из нее Товар А Товар БТовар А + Товар Б 180*36950 200*138009411000 6651000 2760000 Удельный вес позиции товара: Товар А Товар Б 6651000/9411000 2760000/9411000 0,70 0,29Удельный вес единицы товара А0,70/1800,0038Транспортные расходы на единицу товара А0,0038*120000045601.4. Определим отпускную цену товара А оптовой торговой организации с НДС с учетом понесенных транспортных расходов на основе отпускной цены предприятия-товаропроизводителя и оптовой надбавки.Цена с учетом транспортных расходов36950+456041510Размер оптовой надбавки41510*12%4981Цена с учетом оптовой надбавки и транспортных расходов41510+498146491НДС46491*20%9298Отпускная цена оптовой торговой организации с учетом НДС46491+9298557901.5. Определим розничную цену товара А торговой организации с НДС с учетом фасовки товара на основе отпускной цены предприятия-товаропроизводителя, транспортных расходов и оптовой надбавкиНачисления на зарплату30000*34,6%10380Накладные расходы от зарплаты30000*45%13500Затраты на производство упаковки30000+10380+13500+512000+77000+8500651380Производительность оборудованияПроизводительность оборудования 300 кг/час, упаковка по 0,8кг. 300/0,8375штСтоимость пакета651380/3751737Стоимость фасовки180*1737312,6Цена с учетом фасовки55790+312,656102,6Размер торговой надбавки56102,6*45%25246Цена с учетом торговой надбавки56102,6+2524681349НДС81349*20%16270Розничная цена торговой организации с учетом НДС81349+16270976201.6. Определим валовой доход торговой организации при реализации продукции по фиксированной розничной ценеФиксированная цена без НДС5600-(5600*10/110)5091Фиксированная розничная цена без НДС и без скидки-отпускная цена с НДС5091/116%4389Отпускная цена без НДС4389/110%3990Валовый доход5091-39901100

Список использованных источников

1.Алейникова, Т. Проведем переоценку товаров правильно. - Журнал «Главный Бухгалтер. Ценообразование» № 2, 2009 г., с. 72-78

2.Емельянова, Т.В. Ценообразование: учеб. пособие. - 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 247 с.

.Есипов, В.Е. Цены и ценообразование: учебник для вузов - 5-е изд. - Москва, 2009. - 480 с.

.Изотова, И. Дооценка товаров: что можно и что нужно. - Журнал «Индивидуальный предприниматель» № 14, 2012г., с.44-45

.Кевра, Г. Переоценка товаров при их продаже из розничной торговли. - Журнал «Главный Бухгалтер. Ценообразование» № 10, 2010 г., С.61-67

.Козырев, С.Н. Переоценка товаров в розничной торговле. - Журнал «Планово-экономический отдел» № 9 (111), август 2012.

.Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. - Мн.: МИУ, 2006.

.Полещук, И.И., Терешина В.В. Ценообразование. -Мн.: БГЭУ, 2003-206с.

.Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000

.Шаркова,О.Э. Карякина, О.А. Ценообразование: Курс лекций, Мн.2002


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!