Анализ экономического потенциала Республики Бурятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    384,99 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ экономического потенциала Республики Бурятия

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ: «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Кафедра: Таможенного дела









Курсовая работа

по дисциплине:

«Экономический потенциал таможенных территорий»

на тему:

«Анализ экономического потенциала Республики Бурятия»

Выполнил(а): студент II курса заочного отделения Мыголь А.П

Проверил(а): канд. экон. наук, ст. преподаватель Ентаев М.А





Улан-Удэ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика Республики Бурятия

.1 Общая характеристика Республики Бурятия

Глава 2. Анализ экономического потенциала Республики Бурятия

.1 Анализ природно-ресурсного потенциал Республики Бурятия

.2 Анализ населения и трудового потенциала.

.3 Анализ сельскохозяйственного потенциала

.4 Анализ промышленного потенциала

.5 Анализ научно-технического потенциала

Глава 3. Проблемы и пути развития Республики Бурятия

.1 Проблемы развития Республики Бурятия

.2 Перспективы развития Республики Бурятия

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям породило много серьезных проблем. Отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к резкой дифференциации регионов РФ по уровню экономического и социального развития. Экономический подъем в российской экономики последних лет и перспективы экономического роста в значительной степени связаны с усилением инвестиционной активности производителей. Без вложений крупных инвестиций по модернизации и внедрению новейших технологий производства невозможно добиваться быстрых темпов роста производства, как предусматривается в послании президента РФ и программе социально-экономического развития республики Бурятия до 2015 года. Между тем в начале 2000-х годов в российскую экономику, а также в ряде регионов стали активно вкладываться крупные инвестиции. Однако в последние годы инвестиционная деятельность, в частности, иностранных инвесторов снижается, что связано с еще слабым ее правовым регулированием, высокими ставками налогов, необязательностью российских партнеров и, в целом, экономической безопасностью.

Неблагоприятная социально-экономическая ситуация территории является главной причиной недостаточного притока как отечественных, так и иностранных инвестиций.

Несмотря на общую низкую инвестиционную привлекательность, в России вследствие резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с приемлемыми условиями инвестирования.

Целью курсовой работы является анализ экономического потенциала Республики Бурятия. Внесение предложений по развитию данной Республики.

Обозначенная цель работы реализуется через решение ряда задач:

·        Анализ общей характеристики Республики Бурятия

·        Анализ природно-ресурсного потенциала Республики Бурятия

·        Анализ населения и трудового потенциала

·        Анализ Промышленного потенциала

·        Анализ научно-технического потенциала

В качестве объекта курсовой работы выступает Республика Бурятия. Предметом курсовой работы является экономический потенциал Республики Бурятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В работе 3 таблицы и 14 рисунков. Биографический список использованных источников содержит 8 наименований.

Глава 1. Общий анализ Республики Бурятия

1.1 Общая характеристика Республики Бурятия

мая 1923 года была образована Республика Бурятия, располагающаяся восточнее озера Байкала на юге Восточной Сибири и входящая в Восточно-Сибирский район. Ее площадь составляет 351,3 тысячи км2. Столицей Республики является город Улан-Удэ.

 <#"665149.files/image002.gif">

Рис.2 Динамика уровня общей безработицы в 2010-2011гг.

Источник: www.economy.qovrb.ru

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность ЭАН снизилась на 4,5 тыс. чел. или на 0,9%, численность занятого населения увеличилась на 3,3 тыс. чел. или 0,8%, численность безработных граждан уменьшилась на 7,9 тыс. чел. или на 18,5%.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы

В 2011 году за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения обратилось 38237 чел., т.е. на 2,8 % меньше, чем в 2010 году.

В г. Улан-Удэ зафиксирована наибольшая численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, который составил 31,9 % от общей численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения как ищущих работу, в целом по Республике Бурятия. В Огинском районе численность граждан зарегистрированных в органах службы занятости населения как ищущих работу, в 47 раз меньше, чем г.Улан-Удэ и составила 0,7% от общей численности этой категории граждан в целом по республике.

Рис.3 Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2010 и 2011 годах.

Источник: www.economy.qovrb.ru

В Тарбагатайском (на 29,0%), Кабанском (на 27,1%), Джидинском (на 12,8%), Иволгинском (на 11,3%) районах, г. Северобайкальске (на 8,3%), Кяхтинском (на 5,2%), Курумканском (на 2,7%) и Прибайкальском (на 0,1%) произошло увеличение, по сравнению с прошлым годом, численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Наибольшее снижение произошло в Северо-Байкальском (на 26,7%), Закаменском (на 22,8%) и Муйском (на 22,0%) районах. Значительное снижение произошло также в Тункинском (на 19,7%), Еравнинском (на 13,5%), Заиграевском (на 12,4%) районах.

Таблица 2.

Структурный состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Изменения в отчетном периоде по сравнению с 2010 годом.

№ п/п


2010 год

2011 год



39352

38237

1.

По категории занятости:



1.1.

- незанятые граждане

93,1%

93,9%

1.2.

- занятые граждане

6,9%

6,1%

2.



2.1.

- государственная

29,2%

28,2%

2.2.

- другая

70,8%

71,8%

3.

По профессионально-квалификационному составу:



3.1.

- в возрасте 14 - 29 лет

43,1%

42,8%

3.2.

- возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые

1,1%

0,9%

3.3.

- учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время

6,5%

5,8%

3.4.

- предпенсионного возраста

5,6%

5,2%

3.5.

- уволенные с военной службы

1,4%

1,4%

3.6.

- освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

0,9%

0,8%

3.7.

- относящиеся к категории инвалидов

5,3%

4,9%

3.8.

- относящиеся к категории пенсионеров

1,7%

2,1%

Продолжение таблицы №2

3.9.

- относящиеся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

0,5%

0,5%

3.10.

- уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации

11,3%

12,0%

3.11.

- стремящиеся возобновить трудовую деятель-ность после длительного (более года) перерыва

30,3%

30,4%

Источник: www.gks.ru

Анализ состава граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы показал, что в 2011 году произошло увеличение граждан, в сравнении с прошлым годом, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности штата на 0,7%, пенсионного возраста на 0,4%. Это обусловлено ликвидацией и сокращением численности штатов в воинских частях республики, сотрудников МВД и сократившихся пенсионеров.

Структурный состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения в течение 2011 года. Изменения по сравнению с 2010 годом.

Таблица 3.

Состав безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения республики в 2011 году

№ п/п


2010 год

2011 год


Признано безработными, чел.

28760

24786

1

По образованию:



1.1

- высшее профессиональное

5268

1.2

- среднее профессиональное

5357

4434

1.3

- начальное профессиональное

6129

5444

Продолжение таблицы №3

1.4

- общее среднее

8070

6658

1.5

- не имеющие общего среднего

3486

2982

2

По полу:



2.1

- женщины

14893

12499

2.2

- мужчины

13867

12287

3

По отдельным категориям:



3.1

- инвалиды

1876

1586

3.2

- предпенсионного возраста

1990

1604

3.3

- стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва:

8035

9704

3.3.1

в том числе: от 1 года до 3 лет

3790

3298

3.3.2

более 3 лет

4245

3406

4

По причинам увольнения:



4.1

- по собственному желанию

13957

12386

4.2

- ликвидация организации, либо сокращение численности или штата работников

3652

3478

4.3

- выпускники учебных и профессиональных учреждений

1116

859

4.4

- не приступали к трудовой деятельности

4373

3864

4.5

- другие причины (по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и пр.)

4199

Источник: www.gks.ru

Структура безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, не претерпела существенных изменений.

При снижении общей численности безработных граждан произошло снижение доли по всем категориям безработных граждан, кроме лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (увеличение составило 17,2%).

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2012 года составил 1,4%.

Во всех районах республики произошло снижение уровня регистрируемой безработицы, за исключением Курумканского района (в сравнении с 1 января 2011 года произошло увеличение уровня регистрируемой безработицы на 0,1%).

Рис.4 Динамика уровня регистрируемой безработицы в разрезе районов, городов Республики Бурятия.

Источник: www.economy.qovrb.ru

Самый высокий уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2012 года в Джидинском районе (2,1%). Минимальное значение данного показателя в Бичурском и Еравнинском (по 0,7%) районах.

Численность экономически активного населения в 2011 году составила, по оценке, по итогам обследований населения по проблемам занятости, 460,2 тыс. человек. В их числе 418,6 тыс. человек, или около 91% экономически активного населения были заняты в экономике и 41,7 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Общий уровень безработицы в Республике Бурятия составил 9,1%.

Отношение количества зарегистрированных безработных к количеству безработных по методологии МОТ в Республике Бурятия на конец 2011 года составила 0,16.

2.3 Анализ сельско-хозяйственного потенциала

Производство валовой продукции сельского хозяйства в Республике Бурятия за 9 месяцев 2011 года составило 10,4 млрд. руб., индекс физического объема - 100,7%.

Среди регионов СФО в январе - августе т.г. республика по выпуску продукции на душу населения занимала 8 место, опередив Иркутскую область (9 место) и Забайкальский край (11 место). По производству мяса (скота и птицы на убой в живом весе) на душу населения республика находилась на 12 месте, по производству молока на 8, и яиц на 9 месте.

Животноводство

Во всех категориях хозяйств произведено мяса (скота и птицы на убой в живом весе) 18 тыс. тонн, или 101,9 % к уровню 2010 года, молока - 179,6 тыс. тонн, или 97,7 % к уровню 2010 года, яиц - 55,5млн. штук, или 108,8 % к уровню прошлого года.

Поголовье КРС на 01.09.2011 года во всех категориях хозяйств составило 425,9 тыс. голов или 102% к уровню прошлого года, в т.ч. коров 162 тыс. голов -105,4 %, овец и коз -307,5 тыс. голов, или 103,8 % к уровню прошлого года. Из-за ликвидации поголовья свиней на Усть-Кяхтинском свинокомплексе произошло снижение поголовья на 1,1%.

В связи с выбытием дойных коров по бруцеллезу крупного рогатого скота (Джидинский, Бичурский, Мухоршибирский, Кабанский, Прибайкальский районы) наблюдается снижение производства молока

Для улучшения ситуации принимаются меры по увеличению поголовья дойных коров и продуктивности в сельскохозяйственных организациях, взамен выбывших животных по различным заболеваниям. Произведен отбор для покупки СПК им. Калинина и ООО «Жемчуг» в ООО «Возрождение» 140 голов племенных телок молочного направления.

Сельскохозяйственными организациями производен закуп кормов и кормовых добавок в Забайкальском крае и Иркутской области.

Ведется строительство молочного комплекса ООО «БигВайт» на 1200 голов дойного стада. В рамках реализации инвестиционного проекта проведены землеустроительные работы, в целях обеспечения молочного комплекса кормами смонтированы системы орошения, приобретена посевная и уборочная техника.

Организована переработка молока в с. Хоринск (ООО «Имагта»). Возобновлена работа Кижингинского маслосыродельного завода. Организован сбор молока в хозяйствах населения в 9-ти населенных пунктах Йэтого района. Готовится запуск минимолокозавод в с. Курумкан.

Рис.5 Объем продукции сельского хозяйства.

Источник: www.economy.qovrb.ru

Растениеводство

На 24 ноября 2011 года убрано зерновых культур с площади 71,5 тыс. га (97,7% к уборочной площади). Валовой сбор составил 99,6 тыс. тонн зерна, при средней урожайности 13,9 ц\га.

Из-за неравномерного созревания посевов овса и ячменя не завершили уборку хозяйства: ООО «Бин - Агро» (570 га) Кабанского района, ООО СП «Тугнуй» (718 га), КХ «Знамя Ленина»(760га) Мухоршибирского района.

Полностью завершена уборка картофеля. В хозяйствах всех категорий собрано картофеля 196 тыс. тн., овощей 56 тыс. тонн, что соответственно на 14 и 7 процентов выше плановых показателей.

По всем категориям хозяйств заготовлено 348 тыс. тонн к.ед. или 9,2 ц.к.ед. на 1 условную голову (122%) выше уровня 2010 года. В сельхозпредприятиях и КФХ обеспеченность кормами на одну условную голову составила 14.ц.к.ед. На отчетную дату заложено 97 тыс. тонн силосной и сенажной массы, засыпано 40 тыс. тонн фуражного зерна. Продолжается уборка соломы с полей, всего заготовлено 38 тыс. тонн.

В целях увеличения производства растениеводческой продукции в 2011 году проводилась следующая работа:

в республику завезено 600 тонн элитных семян картофеля, что позволит в 2012 году произвести посадку семенами первой репродукций на площади 1,3 тыс. га.

Продолжилась работа по строительству двух мелиоративных объектов:

.        Реконструкция Тугнуйской оросительной системы Мухоршибирского района, на площади 362 га;

.        Реконструкция Унэгэтэйской оросительной системы Заиграевского района, на площади 400 га.

Проведена химпрополка сорняков зерновых, картофеля и овощей - 46,7 тыс. га, фунгицидная обработка проведена на 17,5 тыс. га. Введено в оборот 7,0 тыс. га неиспользуемой пашни.

В январе - августе 2011 года положительный сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий сельского хозяйства в действующих ценах составил 50,5 млн. руб. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве за август 2011 года увеличилась на 15,2% к соответствующей дате прошлого года.

По итогам 9 месяцев программный индикатор невыполнен на 23,6%. В целом по 2011 году планируется достижение индикатора.

2.4 Анализ промышленного потенциала

В январе - сентябре 2011 года рост промышленного производства составил 115,7 % к январю-cентябрю 2010 года, при плановом индикаторе за 2011г. - 104%. За 8 месяцев текущего года Республика Бурятия по индексу промышленного производства в СФО находится на 1 месте.

Рис.6 Индексы промышленного производства.

Источник: www.economy.qovrb.ru

«Добыча полезных ископаемых» - ИФО 116,4% (5 место в СФО. Лидируют Республика Алтай 157,7%, Иркутская область 153,3%, Забайкальский край 120,6%.). Доля в общем объеме отгруженной промышленной продукции -14,7%.

Индекс производства в добыче топливо - энергетических полезных ископаемых за 9 месяцев составил 116,4%.

Положительная динамика в добыче топлива обеспечена наращиванием объемов производства на участках Холбольджинский и Баин-Зурхе Гусиноозерского месторождения, на участке «Остальные запасы» Окино - Ключевского месторождения. За отчетный период по республике добыто 1040 тыс. тонн бурого угля.

В добыче полезных ископаемых, кроме топливо - энергетических объем производства увеличился на 14% к соответствующему периоду предыдущего года. Отмечено наращивание объемов добычи золота на руднике «Кедровский» А/с «Западная» (128%), ООО «Золотой Восток Сибири» (в 3 раза), ООО «Корона» (118%), ООО «Хужир Энтерпрайз» (109%) (запущено горно - обогатительное производство на Коневинском месторождении рудного золота).

Для увеличения объема производства на предприятиях добывающей отрасли реализуются инвестиционные проекты: «Увеличение производственной мощности на ОАО «Разрез Тугнуйский» до 8,5 млн. тонн угля в год», ООО «Хужир Энтерпрайз» «Разработка и эксплуатация Коневинского месторождения».

В целях установления взаимовыгодного сотрудничества, в рамках реализации среднесрочной программы социально - экономического развития Республики Бурятия, заключены Соглашения о социально - экономическом сотрудничестве с предприятиями ОАО «Бурятзолото», ООО «Бурятуголь», ООО «УК «Баин - Зурхе», ОАО «Хиагда», ОАО «Разрез Тугнуйский», ООО «Хужир Энтерпрайз».

Рис.7 Добыча полезных ископаемых.

Источник: www.economy.qovrb.ru

По оценке в 2011году по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых ожидается прирост объемов производства на 3-5%.

Программный индикатор «Объем отгрузки, млрд руб.» не выполнен на 6,1%, по итогам года планируется выполнение индикатора.

.2. Наибольший вклад в увеличение объемов промышленного производства в январе-сентябре 2011 года внесли «Обрабатывающие производства» (1 место в СФО за 8 месяцев 2011 г.). При индексе производства 121,2% вклад в общий объем отгруженной продукции промышленности составил 62,4%.

В январе-сентябре т.г. рост промышленного производства наблюдался по 7 видам обрабатывающих производств. Ниже уровня прошлого года объемы пищевых продуктов, включая напитки, и табака (96,8%), обработка древесины и производство изделий из дерева (92,2%), целлюлозно - бумажное производство (85,3%, химическое (77%), прочие производства (99,3%). В 2011 году рост производства по данному виду деятельности оценивается на уровне 116,2% к 2010 г.

«Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» - индекс производства 96,8% (10 место в СФО за 8 месяцев 2011 г). В структуре промышленного производства доля данного вида деятельности составила 10%.

За январь-сентябрь 2011 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено продукции в действующих ценах на сумму 5806,6 млн. руб.

Снижение допущено в производстве:

- мяса и субпродуктов пищевых убойных животных (79,5%), что связано с сокращением забоя скота из-за приостановки поставок скота на забой из Монголии и населением республики, а также увеличением использования мяса предприятиями на производство полуфабрикатов;

рыбы и продуктов рыбных (85,9%) вследствие снижения добычи рыбы из-за неблагоприятной промысловой обстановки обусловленной погодными условиями, зарастаемости водоемов, износа рыбопромыслового флота;

масла сливочного (75,5%), сыров и творога (79,2%) по причине оптимизации ассортимента в сторону увеличения производства цельномолочной продукции и дефицитом сырья;

кондитерские изделия (88,1%) - снижение в производстве кондитерских изделий допущено предприятием ЗАО «АМТА» (Справка: Доля предприятия в структуре кондитерского производства за 9 м. 2011г составила 46%). Падение связано с остановкой в июне - сентябре ряда производств из-за планового ремонта цехов и установки нового оборудования (линия шоколада и упаковочное оборудование).

мука пшеничная и пшенично-ржаная (31,3%) - сложное финансовое состояние предприятия ООО «Фуд-Трейд», отсутствие собственной сырьевой базы привели к остановке производства макаронных изделий и муки. 14 октября 2011года на предприятии введена процедура внешнего управления.

Рис.8 Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака.

Источник: www.economy.qovrb.ru

За отчетный период увеличение производства произошло по следующим видам продукции в натуральном выражении: цельномолочной продукции - на 11,6 %, изделий колбасных - на 19,6%, полуфабрикатов мясных - на 11,5%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 0,2%, пива - на 11,9%, воды минеральной и газированной - на 14,2 %.

Для обеспечения роста объемов производства пищевой и перерабатывающей промышленности принимаются следующие меры:

·          Законом Республики Бурятия от 11.07.2011 г. № 2167-IV «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства» предусмотрена господдержка организаций АПК, реализующим молоко на молокоперерабатывающие предприятия.

·          Проведена подготовка молокоперерабатывающих предприятий к началу работы в сезон массового поступления молока, в районах открыты дополнительные приемные пункты по приемке молока (Справка:10 новых заготовительных пунктов сбора молока в Прибайкальском, Заиграевском, Мухоршибирском районах. Восстановлены молокоперерабатывающие мощности в Курумканском, Еравнинском, Хоринском, Кижингинском и Тункинском районах).

·          01.02.2011 г. после реконструкции и установки нового технологического оборудования фирмы «Восход» (г. Саратов) состоялось официальное открытие ООО «Хлебушек» - предприятия по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

·   Проводится работа по расширению рынков сбыта продукции за пределы республики.

·      Продолжается реализация инвестиционных проектов:

- по модернизации линии по производству шоколадных многослойных конфет ЗАО «Амта»;

по организации цеха по переработке молока в Баргузинском (ООО «Водолей») и Курумканском (ИП Надмитова Е. В.), Тункинском (ООО «Имагта») районах;

по модернизации и техническому перевооружению ОАО «Молоко Бурятии», ООО «Бурятмяспром», ООО «Кооппроизводство», ООО «Эко-Фуд», ООО «Пиката», ООО «БМПК», ООО «Бичурский маслозавод», ОАО «Байкалфарм», ОАО «Бурятхлебпром», ОАО «Аквабур».

По предварительной оценке, в 2011 году ожидается прирост объема производства по данному виду экономической деятельности к уровню 2010 года на 3,5%.

Программный индикатор объема отгрузки в размере 8,1 млрд. руб. невыполнен на 28,4%.

«Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» - индекс производства 112,5% (4 место в СФО за 8 месяцев 2011 г.)

В структуре промышленного производства доля данного вида деятельности составляет 2,9%. За январь-сентябрь 2011 года отгружено продукции на сумму 1702,9 млн. рублей, в целом по 2011 году темп роста составит 108%.

ЗАО «Улан-Удэстальмост» поставляет свою продукцию на строительство объектов по саммиту АТЭС, Якутию и Забайкальский край, непосредственно работает с такими крупными мостостроительными организациями, как Дальмостстрой, Сибмост, группа компаний СК-Мост. На 2011 год предприятие полностью обеспечено заказами по строительству объектов инфраструктуры.

Ведущее предприятие ЗАО «Улан-Удэстальмост» сохраняет устойчивое финансово-экономическое положение. На 1 сентября 2011 года по данному виду экономической деятельности сложился положительный сальдированный финансовый результат (25,2 млн. руб.) Среднемесячная заработная плата в августе 2011 года составила 20686 руб. и выросла к августу 2010 года на 17,3%.

Программный индикатор объема отгрузки в размере 2,4 млрд. руб. невыполнен на 29,2%. По итогам года ожидается выполнение индикатора.

По виду деятельности «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» индекс производства составил 181%, (1 место в СФО за 8месяцев 2011 г.), доля в объеме отгруженной промышленной продукции составляет 2,9 %. Объем отгруженной продукции организациями промышленности строительных материалов за январь - сентябрь 2011 года составил 2179,5 млн. руб.   Потребителями 75% произведенных асбестоцементных листов стали строительные и торговые организации Иркутской и Кемеровской областей, Забайкальского и Красноярского краев, Дальнего Востока, остальная продукция была реализована на территории Республики Бурятия.

Более 65% сборных железобетонных конструкций и изделий поставлено строительным организациям Иркутской области, Приморского и Забайкальского краев, энергетическому комплексу в Красноярский край.

Основным потребителем произведенного в республике цемента стала горнодобывающая отрасль Забайкальского края, а также строительные комплексы Саха-Якутии и Иркутской области, куда в течение 9 месяцев 2011 года было поставлено 53% продукции.

бурятия потенциал ресурсный технический

Рис.9 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

Источник: www.economy.qovrb.ru

Финансовые показатели деятельности организаций промышленности строительных материалов по итогам работы за 8 месяцев 2011 года положительны (236,5млн. руб.), большинством организаций получена прибыль. Среднемесячная заработная плата на 1 работника составила14616 рублей или 89,6% к августу 2010г.

Продолжается реализация инвестиционных проектов: «Реконструкция предприятий по производству газобетонных блоков» ООО ППК «Секерин и К» (Сумма полученной государственной поддержки в форме субсидирования части платы за пользование кредитом за январь - июнь 2011г. составила 91,98 тыс. руб.);

«Создание домостроительного комбината для возведения каркасных сборно-монолитных зданий» ОАО «Завод бетонных блоков» (Сумма полученной государственной поддержки в форме субсидирования части платы за пользование кредитом за январь - июнь 2011г. составила 1494,51тыс. руб.);

«Реконструкция свода тоннельной печи обжига» ООО «Загорск -1» (Сумма полученной государственной поддержки в форме субсидирования части платы за пользование кредитом за январь - июнь 2011г. составила 438,5 тыс. руб.);

«Приобретение комплексного вибропрессовального станка для изготовления брусчатки, стеновых камней» ООО «Улан-Удэнский ЖБИ» (Сумма «микрозайма» составила 817,0 тыс. руб.);

«Реконструкция полигона ООО «Селенгинский завод ЖБИ» для производства многоэтажных жилых домов» ООО «Селенгинский завод ЖБИ» (Государственная гарантия РБ 1400,0 тыс. руб.)

По оценке, в 2011 году ожидается прирост объема производства к уровню 2010 года на 45%. Программный индикатор объема отгрузки в размере 2,6 млрд. руб. невыполнен на 15,4%. До конца года прогнозируется достижение программного индикатора.

«Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» - индекс производства -85,3% (8 место в СФО за 7 месяцев 2011 г).

Падение объемов производства продукции в натуральном выражении (картон тарный, мешков бумажных, и тары транспортной из гофрокартона) связано со снижением спроса на внутреннем и внешнем рынках.

Падение производства лесохимической продукции (93,8%) произошло из-за снижения отгрузки талового масла с ОАО «Байкальский ЦБК».

Финансовое положение предприятия устойчивое (сальдированный финансовый результат составил 97,2 млн. руб.). Среднемесячная заработная плата выросла на 37% и составила в августе 18813 рублей.

Рис.10 Индекс производства по виду деятельности «Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность»

Источник: www.economy.qovrb.ru

Предприятием начата реализация инвестиционного проекта по модернизации действующего производства и увеличению собственных лесозаготовок, общий объем инвестиций по проекту, должен составить 326,0 млн. рублей. Подготовлен проект Соглашения об участии предприятия в реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 г., (на данный момент проект соглашения находится на согласовании у руководства комбината).

В 2011 году Компания претендует на государственную поддержку в виде предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и установления пониженных ставок налога на прибыль организаций.

Программный индикатор объема отгрузки в размере 2,2 млрд. руб. невыполнен на 19,5%. По итогам года ожидается выполнение индикатора.

«Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - ИФО 158,8% (1 место в СФО за 8 месяцев 2011 г.) доля в промышленности -3,1 %. Показатели по данному виду деятельности формируют предприятия: ОАО «УППО», ООО «Электромашина», ЗАО «Энерготехмаш».

Рис.11 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Источник: www.economy.qovrb.ru

Финансовое положение предприятий (ЗАО «Энерготехмаш», ОАО «У-УППО») устойчивое (сальдированный финансовый результат составил 14,2 млн. руб.). ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное ПО» по оперативным данным обеспечено контрактами на поставку изделий для головных исполнителей ГОЗ в 2011 году в полном объеме, в отчетном периоде отмечается рост промышленного производства опережающими темпами. Поставка продукции в рамках ГОЗ идет для нужд ВМФ МО Российской Федерации, а также отдельные изделия, элементы и блоки для авиационной автоматики.

Заводом подготовлен пакет предложений по модернизации, техперевооружению основного производства и освоению новых изделий для включения в проект ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 гг.».

На ЗАО «Энерготехмаш» отмечается восстановление производства и рост реализации продукции. В настоящее время завод специализируется на серийном производстве приборов и средств автоматизации для систем теплоснабжения, теплопотребления, водоснабжения, регулировании технологических процессов, автоматики для котельных и тепловых установок, изготовления комплектующих для всех отраслей машиностроения.

ООО «Электромашина» специализируется на производстве электродвигателей: для подруливающих устройств судов, для подвижного состава ОАО "РЖД". В январе-августе 2011года наблюдается значительный спад производства - основная причина - отсутствие портфеля заказов (единичные заказы не позволяют заводу вести рентабельное производство). На 1 сентября 2011 года на предприятии сложился отрицательный сальдированный результат. В настоящее время прорабатывается вопрос о реорганизации производства.

В 2011 по данному виду деятельности ожидается прирост объемов производства на 35-40 %.

«Обработка древесины и производство изделий из дерева» - индекс производства 92,2 % (8 место в СФО за 8 месяцев 2011 г).

Доля отгруженных товаров собственного производства данного вида экономической деятельности в промышленности составила 0,8%.

Снижение объемов производства объясняется тем, что с мая по июль текущего года из-за лесных пожаров на основании указа Президента Республики Бурятия от 19.04.2011 г. № 84 «О дополнительных требованиях по обеспечению пожарной безопасности в лесах» в период действия особого противопожарного режима было запрещено пребывание в лесах граждан, юридических лиц, профессиональная деятельность которых не связана с тушением лесных пожаров, и обеспечением мер пожарной безопасности, что в значительной степени оказало влияние на показатели лесозаготовки и обработки древесины. Кроме того, на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.02.2011 г. № 104-р в ряде районов республики запрет действует и по сей день.

Для увеличения объема производства на крупнейшем предприятии ОАО «Байкальская лесная компания» реализуется инвестиционный проект «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе Республики Бурятия», в рамках которого произведена модернизация производственных мощностей Ильинского деревоперерабатывающего комбината в п. Ильинка Прибайкальского района РБ. На данный момент на предприятии осуществляется монтаж автоматизированной производственной линии «Storty» немецко-австрийского производства.

Рис.12 Индекс производства по виду деятельности.

Источник: www.economy.qovrb.ru

Запуск завода планируется в декабре текущего года, выход завода на проектную мощность предполагается в 2013 г., По проекту планируется производство круглых лесоматериалов, пиломатериалов экспортных, изделий деревообработки, а также технологической щепы.

Программный индикатор объема отгрузки в размере 0,3 млрд. руб. перевыполнен по итогам 9 месяцев на 50%, что свидетельствует о заниженном плановом значении индикатора. «Текстильное и швейное производство» - ИФО за 9 месяцев текущего года 103,9 (9 место в СФО за 7 месяцев 2011 г), доля в промышленности 0,2%. Объем отгруженных товаров составил 112,7 млн. руб. Данный вид деятельности в промышленности республики представлен малыми предприятиями.

В январе-сентябре 2011г. наблюдается увеличение объемов производства на ООО «Эльф», ПО «Наран». Темп роста промышленного производства ООО «Ажур Текс» снижен до 77,7% в связи с корректировкой производственного плана (переход на работу в одну смену) исходя из потребительского спроса на выпускаемую продукцию.

Рис.13 Индекс производства по виду деятельности «Текстильное и швейного производство»

Источник: www.economy.qovrb.ru

По предварительной оценке, в 2011 году ожидается прирост объема производства к уровню 2010 года на 2%.

Рост объемных показателей будет происходить на основе увеличения выпуска швейных изделий и расширения ассортимента ООО «Эльф», ПО «Наран». По предварительной оценке, в 2011 году ожидается прирост объема производства к уровню 2010 года на 2%.

Рост объемных показателей будет происходить на основе увеличения выпуска швейных изделий и расширения ассортимента ООО «Эльф», ПО «Наран». «Производство транспортных средств и оборудования» - индекс производства по данному виду экономической деятельности за январь - сентябрь 2011 года составил 124% (2 место в СФО за 8 месяцев 2011 г), в структуре промышленного производства его доля составляет 38,4%. За отчетный период ОАО «У-УАЗ» существенно нарастило объем производства вертолетной техники. На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале ОАО «Желдорреммаш» изменена структура производства железнодорожного подвижного состава. Увеличены объемы ремонта электровозов до 113,8% и сокращены объемы ремонта пассажирских вагонов до 62,8% к соответствующему периоду прошлого года

Объем отгруженной продукции организациями по производству транспортных средств и оборудования за январь - август 2011 года составил 21968,8 млн. руб.

На 1 сентября 2011 года по данному виду деятельности сложился положительный сальдированный финансовый результат (4161,8млн. руб.). С прибылью отработало предприятие ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», с убытком Улан - Удэнский ЛВРЗ - филиал ОАО «Желдорреммаш», из-за сдерживания цен на выпускаемую продукцию со стороны ОАО «РЖД», при росте себестоимости выпускаемой продукции (ведется работа с вышестоящей организацией ОАО «Желдорреммаш» по обоснованию себестоимости и отпускных цен на выпускаемую продукцию).

Рис.14 Производство транспортных средств и оборудования.

Источник: www.economy.qovrb.ru

Среднемесячная заработная плата на 1 работника по данному виду деятельности за август 2011 года сложилась в сумме 25970 руб. или 107,5% к августу 2010 года.

«Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - индекс производства -92,7% (11 место в СФО за 8 месяцев 2011 г.), доля в промышленности составляет 23,9 %. За отчетный период выработано электроэнергии 3245,4 млн. кВ. час.(90,7%), тепловой энергии 4483,2 тыс. гкал (99,3%). Основное влияние на изменение значения всего раздела оказывает показатель «производство электроэнергии».

Значительное снижение значения показателя объясняется уменьшением загрузки Гусиноозерской ГРЭС, вследствие заданного диспетчерского графика Бурятского РДУ, которое на основании общего баланса потребности в электроэнергии по Бурятской энергосистеме, режимной ситуации по Сибири и по согласованию с ОДУ Сибири загружает /разгружает Гусиноозерскую ГРЭС.

Основной причиной заданного диспетчерского графика является высокая себестоимость вырабатываемой на Гусиноозерской ГРЭС электроэнергии, в результате она имеет статус «электростанция, поставляющая мощность в вынужденном режиме». Загрузка генерирующих мощностей операционной зоны ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири формируется главным образом за счет электроэнергии вырабатываемой на ГЭС, затем по мере необходимости загружаются тепловые станции.

Объем отгруженной продукции организациями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за январь - сентябрь 2011 года составил 13653,8 млн. руб. или 92,7% к соответствующему периоду 2010 года.

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций данного вида деятельности в январе - августе2011г убыточный (-519,7млн. рублей). В 2011году в «Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» ожидается прирост производства на уровне 1%.

Предполагается реализация комплекса мероприятий:

по развитию генерирующих мощностей:

Увеличение генерирующих мощностей за счет реконструкции Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и продолжения строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2.

по энергосбережению:

оптимизация энергетического баланса Республики Бурятия, уменьшение энергопотребления за счет внедрения энергосберегающих технологий, сокращение потерь в сетях общего пользования.

Программный индикатор объема отгрузки в размере 13,8 млрд. руб. практически выполнен, по итогам 9 месяцев произведено и отгружено электроэнергии, газа и воды в объеме 13,7 млрд. руб.

2.5 Анализ научно-технического потенциала

Правительство Республики Бурятия приступило к разработке программы развития инновационного территориального кластера. 19 марта т.г. Министерством экономического развития Российской Федерации объявлен конкурс на прием предложений по включению программ развития инновационных территориальных кластеров в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - Перечень). Формирование перечня осуществляется с целью обеспечения эффективной государственной поддержки социально-экономического и инновационного развития территориальных кластеров с наибольшим научно-техническим и инновационным потенциалом, развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. Правительство Республики Бурятия, в лице Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия, начало разработку Программы инновационного территориально кластера в Республике Бурятия (далее - Программа) по направлению «авиационные технологии» и формирование предложения по включению Программы в указанный Перечень. По вопросу разработки Программы проведен ряд совещаний с промышленными предприятиями - потенциальными участниками кластера, а также с представителями научно-образовательных учреждений республики и Администрацией г. Улан-Удэ. Утвержден план-график разработки Программы, сформирована рабочая группа из представителей организаций-участников кластера, а также предварительный состав Совета кластера, в который вошли руководители профильных министерств экономического блока (Министерство промышленности и торговли РБ, Министерство экономики РБ, Министерство образования РБ), представители Администрации г. Улан-Удэ, Сибирского отделения РАН (Институт физического материаловедения), Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, Бурятского государственного университета, Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа и руководители промышленных предприятий - ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», ОАО «Вертолетная инновационно-промышленная компания», ООО «Предприятие Аэротех», ЗАО «Улан-Удэнский лопастной завод», ОАО «Улан-Удэнский авиаремонтный завод».

Глава 3. Проблемы и пути экономического развития Республики Бурятия

.1 Проблемы экономического развития Республики Бурятия

В социально-экономическом развитии республики существуют проблемы, которые необходимо преодолевать, такие как:

● недостаточная инвестиционная составляющая;

● высокая безработица;

● слабое развитие агропромышленного комплекса республики;

● высокая доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета республики;

● растет концентрация бедности в семьях с детьми;

● все большее значение приобретает феномен «работающие бедные»;

● система адресной социальной помощи и налоговая система не направлены на поддержку беднейших слоев населения и вывод хотя бы части бедных семей на само обеспечение.

Неравенство в доходах является одним из факторов сохранения числа бедного населения. В республике Бурятия за 2010 г. доля населения, доходы которых не превышали уровня прожиточного минимума, составляла 20% от общей численности населения, это на 7,3% больше аналогичного показателя в целом по РФ.

Все вышеперечисленные проблемы требуют срочного государственного вмешательства в существующую систему распределения денежных доходов, разработки мер по устранению пространственной дифференциации, а также стратегий, направленных на снижение уровня бедности и повышения качества жизни населения.

Для решения поставленных задач необходимо обращать внимание, в первую очередь, на конкуренцию со стороны других регионов в привлечении стратегических и институциональных инвесторов, а также на конкуренцию за финансирование из федерального бюджета и необходимость привлечения молодого трудоспособного поколения к экономической деятельности.

Такими решениями могут стать молодежные предпринимательские инициативы, бизнес-инкубаторы, находящие поддержку и начальное финансирование за счет средств бюджета и потенциальных инвесторов. На сегодняшний день велика доля неработающего мужского населения в возрасте от 20 до 24 лет. Это обусловлено в первую очередь недоверием к власти, невостребованностью выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Росстат представил новое обследование населения по проблемам занятости, в котором подтвердил рост безработицы с 6,1% в июне до 6,5% в июле 2011 года.

Одним из решений проблемы является расширение круга получателей жилищных субсидий. Таковыми могут являться молодые семьи и молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Жилищная проблема продолжает оставаться довольно острой на сегодняшний день. Также решением может являться, широко распространенная в советские времена система молодежных жилищных кооперативов. Это создаст дополнительные рабочие места и необходимый стимул для труда молодому поколению, особенно для специалистов бюджетной сферы, где доходы остаются на низком уровне. Так, в Республике Бурятия, с 2007 года успешно реализуется программа поддержки молодых семей, занятых в государственном секторе, путем создания дачных некоммерческих товариществ. Республика является первым регионом, предложившим и успешно внедряющим данную инициативу. Но проблемой остается не отлаженная система государственной поддержки в прокладке коммуникаций и развитии инфраструктуры товариществ.

Для решения проблем в аграрной сфере, считаем необходимым, создать комплекс мер, направленных на продажу сельхозпродукции напрямую покупателям от населения, избегая посредников и розничные продажи. В дальнейшем целесообразна переработки сельхозпродукции и продажи в другие регионы. Необходима гарантированная система кредитования государственных закупок продукции, стимулирующая самозанятость сельского населения. Следует тщательно разработать меры по формированию источников финансирования этих мероприятий.

Определяющим фактором бедности в семьях с детьми является размер трудовых доходов родителей. Также на благосостояние бедных семей влияют факторы, связанные с демографической структурой и образовательным уровнем. Политика оплаты труда здесь является главным регулятором бедности.

Раньше наблюдалась прямая зависимость между уровнем образования и доходом. Сейчас же происходит постепенное стирание этой связи. Увеличивается число «образованных бедных». Большая доля приходится на работников государственного сектора. Это может повлечь неотвратимые изменения в сознании общества. Чтобы исключить предполагаемые изменения, необходимо поднять уровень заработной платы работников бюджетной сферы до обоснованного уровня.

Немаловажным фактором в оценке степени бедности является налоговая политика в отношении домашних хозяйств. Надо разработать меры по применению прогрессивной системы налогообложения домашних хозяйств.

Подводя итог, можно выделить три основных направления работы по снижению уровня бедности и сокращения неравенства. Это, во-первых, меры по заработной плате, прежде всего в области МРОТ, во-вторых, мероприятия на рынке труда, и, в-третьих, изменения в налоговой системе.

Экономический рост и улучшение условий жизни населения - два органически неразрывно связанных между собой процесса. Обеднение населения страны и негативные последствия этого процесса требуют незамедлительных действий на всех уровнях формирования социальной и экономической политики.

3.2 Перспективы развития Республики Бурятия

Как отметил в своем послании Президент Республики Бурятия за последние годы на пути социально-экономического развития в республике достигнута положительная динамика основных экономических и социальных показателей, обусловленная ростом объема производства в промышленности, ростом инвестиций и потребительского спроса. За 3 года объем ВРП вырос на 35,4% и составил 145,5 млрд. руб. В результате, по индексу промышленного производства в 2010 году республика вышла на первое место в Сибирском федеральном округе и пятое - по России. Объем инвестиций за три года вырос на 55,9% и составил более 30 млрд. руб. За этими показателями стоит большая работа, проводимая в республике по активизации привлечения инвестиций, проведению модернизации производственной и социальной инфраструктуры, массовому вовлечению населения в развитие малого бизнеса. Для оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике создана соответствующая нормативная база, врамках которой в республике активно используются такие виды государственной поддержки как субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков; государственные гарантии Республики Бурятия; налоговые льготы по налогу на имущество организаций и пониженных ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет. Помимо вышеуказанных инструментов законодательством предусмотрены иные меры и формы государственной поддержки. Это - бюджетные инвестиции (при этом в эквивалентной части уставных капиталов оформляется государственное участие); инвестиционный налоговый кредит; передача имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, в аренду на льготных условиях. Государственная поддержка агропромышленного комплекса. В соответствии с поставленной президентом республики задачей по реализации крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и обеспечению республиканского потребительского рынка продукцией собственного производства значительные финансовые средства направлялись на оказание государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса. Всего за период 2009 - 2011 гг. организациям агропромышленного комплекса из республиканского бюджета была оказана господдержка на общую сумму 1 460,7 млн. рублей, из федерального - - на 2 277,9 млн. рублей. Общая сумма государственной поддержки составила 3 438,6 млн. рублей. Предоставленная государственная поддержка позволила за последние 3 года увеличить производство валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах к уровню 2009 года на 4,0 млрд.рублей, или на 33,0 %, в том числе объемы производства зерна - на 23,0%, овощей - на 12,2%, мяса - на 0,2%, яйца - на 3,4%. Поголовье крупного рогатого скота (КРС) возросло за три года на 37,7 тыс. голов, в том числе коров- на 20,6 тыс. голов, свиней - на 4,9 тыс.голов, овец и коз - на 28,4 тыс.голов. Уровень среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства за последние три года возрос в 1,75 раза. Объем инвестиций в АПК в 2011году составил 970,6 млн.руб., что в 3,9 раза больше, чем в 2009 году. Увеличение объемов государственной поддержки способствует привлечению инвесторов в АПК. В республике начата реализация крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 7 млрд. рублей. Начато строительство крупного свиноводческого комплекса в Заиграевском районе, продолжается работа по реализации проекта молочно-товарной фермы в Селенгинском районе, осуществляется монтаж оборудования крупного тепличного комплекса в Мухоршибирском районе с. Тугнуй, реализуется проект производства, хранения и первичной переработки картофеля и овощей в Прибайкальском районе. Наиболее значительную долю в расходах республиканского бюджета на господдержку реального сектора экономики в период 2009-2011 годов занимает финансирование капитальных вложений по строительству объектов социального назначения. Всего на финансирование капитальных вложений были направлены средства в объеме 17 397,7 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 8 999,3 млн. рублей. За счет этих средств в 2009-2011 годах были введены в эксплуатацию 52 объекта, в том числе 11 объектов спортивного назначения, 6 объектов коммунального назначения, 20 объектов образования, 6 объектов здравоохранения, 4 объекта культуры и 5 объектов жилищного хозяйства; в дорожной отрасли введены в действие 73,2 км автодорог и 2 моста. В 2012 году продолжается строительство таких крупных объектов как Государственный театр оперы и балета, Русский драматический театр, Республиканская клиническая больница (производится ввод в эксплуатацию очередей); проводится реконструкция автодороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян. Государственная поддержка развития туризма. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере туризма осуществляется Правительством Республики Бурятия в рамках целевой программы «Развитие туризма в Республике Бурятия». Основным направлением реализации программы развития туризма является финансирование мероприятий по субсидированию части затрат субъектов туристской деятельности для организации бизнеса. На компенсацию затрат из республиканского бюджета за 2009 - 2011 годы было направлено 5 000,0 тыс. рублей. В результате государственной поддержки отрасли туризма объем налоговых поступлений в республиканский бюджет составил 26202,0 тыс.руб., прирост налоговых поступлений - 5760,0 тыс.руб., дополнительно создано рабочих мест - 42.

Заключение

В курсовой работе были раскрыты понятия анализа и уровня социально-экономического развития. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Цель анализа социально-экономического развития региона - выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Республика Бурятия обладает конкурентными преимуществами, но чтобы их по использовать в полную силу необходимо какое-то время. Только на структурные изменение в экономике (без шоковой терапии) уходит не два-три года. Даже не пять-десять, как правило…

Из этого следует, что, во-первых, чудес в ближайшие годы в экономике Бурятии не произойдет: несколько процентов изменений ежегодно в структуре доходов экономики региона будут мало ощутимы для населения. Большое ведь видится на расстоянии, то есть измеряется в годах. Во-вторых, действующей власти надо подготовиться к неудовольствию общественности от отсутствия экономических чудес. Как же так: столько лет- и всё по старому? Обычно это мало кому нравиться…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

2.      Фетисов Г.Г., Орешин В.П., Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

.        Региональная экономика и управление, Коваленко Е.Г. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

4.      Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы

5.      Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001.

.        Основы макроэкономического анализа: учебное пособие / Н.С. Косов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

7.      Сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru.

8.      http://www.ekonomy.qovrb.ru.

Похожие работы на - Анализ экономического потенциала Республики Бурятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!