Правовой режим пользования животным миром

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,62 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой режим пользования животным миром

Министерство образования и науки РФ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Юридический факультет

Кафедра гражданского и предпринимательского права








Правовой режим пользования животным миром

Курсовая работа

Содержание

Введение

. Правовые основы использования объектов животного мира

.1 Законодательство о пользовании животным миром

.2 Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира

.3 Виды и способы пользования животным миром

. Управление в области охраны и использования объектов животного мира

.1 Антимонопольные требования

.2 Государственные программы

.3 Разграничение полномочий по управлению

. Ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.Сохранение разнообразия животного мира, создание условий для естественного увеличения его численности - одна из важных задач, стоящих перед любым обществом. Россия является уникальным государством с точки зрения сосредоточения на ее территории множества представителей дикой фауны. Огромная территория, наличие различных климатических зон возлагает на государство в целом большую ответственность по сохранению уникальной природы, неповторимого животного мира.

Игнорирование объективных потребностей сохранения видового разнообразия и создания надлежащих условий для воспроизводства диких животных, отсутствие обеспечения их рационального использования не только приведет к невосполнимым потерям в природе, но и нанесет значительный экономический ущерб государству.

Цели данной работы:

·рассмотреть понятие и значение животного мира как природного объекта;

·изучить право пользования животным миром и его виды;

·исследовать государственное регулирование использования животного мира;

·проанализировать правовую охрану животного мира и среды его обитания.

·исследование и анализ правового режима использования и защиты объектов животного мира

Объектом курсовой работы являются правоотношения, связанные с вопросами режима использования и защиты объектов животного мира.

Предметом исследования являются нормы Конституции Российской Федерации, экологического и иного законодательства, регулирующие вопросы использования и охраны животного мира и других природных ресурсов, а также научно-практическая и юридическая литература, раскрывающая сущность темы и поставленных вопросов.

При написании данной работы были использованы работы Боголюбова С.А.,Дежкина В.В.,Улитина А.А.,Матвейчука С.П.,Баринова Н.А.,Козловой М.Ю.Румянцевой Н.В, Ерофеева. ПетровВ.В.. Тихомировой Л.А., Румянцева Н.В, Стефанова А.Е., Духно Н.Аи др.

Данная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографического списка используемой литературы.

1. Правовые основы использования объектов животного мира

1.1Законодательство о пользовании животным миром

Неотъемлемым элементом окружающей среды и объектом охраны является животный мир - совокупность живых организмов всех видом диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Животный мир является важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Основное регулирование осуществляется Федеральным законом "О животном мире" 1995 г.

Использование животного мира регулируется законодательством по нескольким основным направлениям. Некоторые из них являются общими для правовой охраны окружающей среды, другие носят специфический характер, свойственный охране животного мира, сохранению и восстановлению среды его обитания.

Именно поэтому рассмотрение проблем и направлений правовой охраны отдельных природных ресурсов, использование которых влияет на состояние окружающей среды (а от нее, в свою очередь, зависят их сохранение и восстановление) необходимо при изучении экологического права.

Первым направлением использования животного мира является обеспечение его устойчивого существования. Для этого необходимы стабильное и регулярное использование животного мира, государственная и общественная поддержка деятельности по охране животного мира и среды его обитания.

На определенных территориях и акваториях или на определенные сроки могут быть ограничены, приостановлены либо запрещены отдельные виды пользования животным миром, изъятия его объектов из среды обитания.

При введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных и прибрежных территорий, выпасе и прогоне сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться мероприятия по сохранению условий нагула, миграции, размножения, выращивания молодняка, зимовки объектов животного мира. При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику участков выплачивается компенсация.

Отделение права пользования животным миром от права пользования другими природными ресурсами - проблематичный принцип правовой охраны животного мира, присущий деятельности по использованию других природных ресурсов. Речь идет о размежевании предметов регулирования различный отраслей права - экологического (входящего в него земельного, лесного, водного и других отраслей права), гражданского, административного, уголовного.

Как и охране всей окружающей среды и ее отдельных частей, охране и использованию животного мира присущи основные принципы направления этой деятельности. Некоторые из них являются общими для природоохранения, другие носят специфический характер, свойственный охране животного мира, сохранению и восстановлению среды его обитания, к которым можно отнести:

·обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

·поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

·осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

·недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

·привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

·отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

·платность пользования животным миром;

·приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Определенным в законодательстве направлением использования и охраны животного мира является осуществление пользования им способами, не допускающими жестокое обращение с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Этот принцип реализуется при участии норм гражданского права, и неоднократно подвергался обсуждению в российском обществе, в том числе при рассмотрении непринятого законопроекта о запрещении жестокого обращения с животными.

Ввиду мигрирования объектов животного мира, не признающего государственных границ, и глобализации экономических процессов большое значение для использования животного мира приобретают международные соглашения.

Охрана животного мира предусматривается: Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Конвенцией об открытом море 1958г., Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г., Хартией океанов, Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Временной конвенцией о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Конвенцией о сохранении запасов анадромных видов в северной части тихого океана 1992 г., Конвенцией о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии по введению рыбопромысловых операций 1975 г. и др.

1.2Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира

Охрана животного мира включает установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира, сохранение среды обитания, переселение, гибридизацию и регулирование численности объектов животного мира

Юридические и физические лица должны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных работ (агротехнических, биологических мероприятий), эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередач, трубопроводов, применении химических препаратов защиты растений.

Государственные органы ветеринарного надзора и санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за возникновением и распространением заболеваний, регистрацию выявленных случаев заболеваний объектов животного мира. В случае возникновения заболеваний, опасных для здоровья человека и домашних животных, об этом оповещаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также через средства массовой информации население.

Запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, опасных для животного мира сырья и отходов без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и в комплексе с системой мер по воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

.3Виды и способы пользования животным миром

животный мир сохранение гибель

Граждане и юридические лица осуществляют следующие виды пользования животным миром:

·охота - ружейная, самоловная, псовая, с ловчими птицами - выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (перечень животных, относящихся к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1289);

·рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, - морское, морское прибрежное, озерно-речное; промышленное и спортивное;

·использование и извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений (жуков, бабочек, муравьев, пчел);

·изучение и исследование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием либо без изъятия из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование без специального разрешения, бесплатно);

·получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (гагачьего пуха, меда, воска).

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено, устанавливается специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


.1 Антимонопольные требования

Управление в области охраны и использования объектов животного мира предполагает участие в нем государственных органов РФ и субъектов РФ, муниципальных образований и коренных малочисленных народов и этнических общностей, граждан, общественных объединений и юридических лиц. Немаловажная роль принадлежит органам государственного управления - Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству природных ресурсов и др. Ряд специфических способов и элементов управления использования животного мира присущ другим объектам правовой охраны окружающей среды.

Но об антимонопольных требований, например, присутствуют в большинство природоресурсных законов и направлены на конкретную реализацию требований ч.2 ст.34 Конституции РФ о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В регулировании антимонопольной деятельности участвуют Федеральные законы « О естественных монополиях», «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей». Главным средством предупреждения монополизма служит организация торгов на право пользования животным миром.

Более конкретно конкурсы и аукционы регламентируются в ст. 447-449 ГК РФ, согласно которым они являются важнейшей частью обязательственного права и условием заключения договора с лицом, выигравшим торги. В качестве организаторов торгов выступает собственник животного мира, либо обладатель законных прав на него, либо специализированная организация, которая действует по их поручению и на основании договора с ними.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим аукцион признается тот, кто предложил наиболее высокую цену; а конкурс-тот, кто по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложил лучшие условия. Конкурс, в котором имелся только один участник, признается несостоявшимся. Результаты конкурса фиксируются в протоколе, который имеет силу договора и подписывается организатором торгов и лицом, их выигравшим.

Споры о признании недействительными результатов конкурса, оформленных в установленном порядке, могут инициироваться не только участниками конкурса, но и лицами, которым было отказано в участии, и подведомственны арбитражному суду на основании Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 3 дней до их проведения. В извещении должны содержаться сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете и о порядке проведения, об оформлении участия в торгах, о начальной цене.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли и. В ГК РФ предусматриваются последствия нарушения правил проведения торгов.

Предусмотренные в Федеральном законе « О животном мире» антимонопольные требования имеют большое значение для судебной и административной практике. Положение о конкурсе на право пользования охотничьими угодьями (территориями, акваториями) нередко утверждается поступлениями администрации, губернатора и т.д и подвергается оспариванию.

После нескольких судебных рассмотрений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 6 апреля 1999 г. указал, что вывод о нарушении антимонопольных требований не обоснован без указания на нарушения антимонопольного законодательства, а доказательств о наличии иных претендентов на пользование охотугодьями в деле не имеется.

В области использования и охраны животного мира антимонопольные требования играют немаловажную роль практическую роль и требуют дальнейшей разработки, внимания и исполнения в интересах всего общества, законных прав и интересов населения, повышения полезных свойств животного мира и охраны среды его обитания.

.2 Государственные программы

животный мир сохранение гибель

Государственные программы по охране объектов животного мира и среды его обитания являются важным средством государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира наряду с государственной экологической экспертизе, установлением ограничений и запретов на использование объектов животного мира, созданием особо охраняемых природных территорий, лицензированием.

В условиях перехода от преимущественно административно-командных к преимущественно государственно-экономическим методам управления государственное планирование, программирование и финансирование приобретают значительную роль как средство обеспечения интересов общества, нынешнего и будущих поколений.

Государственные программы, предусмотренные в комментируемой статье, имеют, как правило, специальную направленность и считаются поэтому целевыми. Эти программы в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. рассматриваются в качестве одного из методов экономического регулирования охраны окружающей среды и могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по охране объектов животного мира и среды его обитания.

На страницах периодических изданий - "Охота и охотничье хозяйство", "Вестник русской охоты и рыбалки", "Литературная газета охотника и рыболова", "Охотник и рыболов Поволжья" и др. - регулярно обсуждаются меры и программы выживания охотничьего хозяйства. В подготовленных Охотдепартаментом Минсельхоза, Росохотрыболовсоюзом, ВНИИОЗ Российской академии сельскохозяйственных наук документах нашли свое достойное отражение и государственные программы по охране объектов животного мира и среды его обитания.

Планирование и разработка подобных программ и мероприятий должны осуществляться с учетом прогнозов социально - экономического развития, целевых программ в области охраны окружающей среды, научных исследований и новых, необходимых для решения природоохранных задач.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране объектов животного мира и среды его обитания.

Повышенное внимание уделяется комментируемым программам в сфере пользования животным миром в целях охоты.Порядок разработки, обсуждения, согласования и принятия программ определяется в Федеральном законе "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г.

Из полусотни федеральных программ экологического характера выполняется, к сожалению, из-за недостаточного бюджетного финансирования не более пяти. Поэтому ряд программ получает помощь из международных источников.

При реализации любого уровня программ важны привлечение вкладчиков, средств загрязнителей, пользователей объектами животного мира и среды его обитания, а также осуществление комплексного, экосистемного подхода, обеспечивающего сохранение всех полезных объектов животного мира.

.3 Разграничение полномочий по управлению

Компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных органов, участвующих в управлении в области охраны и использования объектов животного мира, также является общей для многих природных ресурсов в связи с разграничением собственности на них и предусматривается в Законе «О животном мире», а права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания предусмотрены, кроме того, в положениях об этих органов.

Смысл этих положений видится в возложении на государство и его органы ответственности за организацию охраны животного мира и среды его обитания, основных обязанностей по обеспечению выполнения требований закона. Известны усилия этого Департамента по наведению порядка в подведомственных управлениях субъектов Федерации, борьбе с браконьерством, упорядочению разрешений и регистрации прав на охоту и ведение охотничьего хозяйства путем выдачи единого государственного билета и иных документов.

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ готовятся, обсуждаются и принимаются федеральные законы о рыболовстве, охране биологических водных ресурсов, об охоте, охотничьем хозяйстве, регулярно проводятся парламентские слушания, где обсуждаются не только законопроекты, но и перспективы развития законодательства о животном мире, совмещения государственных и общественных начал в управлении его охраной и использованием, сохранения всего лучшего, наработанного в предыдущие десятилетия, и внедрения передового, реформаторского, способного обеспечить государственную и муниципальную собственность на объекты животного мира.

На слушаниях в Государственной Думе РФ в 2001 г. отмечалась необходимость повышения для всего общества экономического потенциала животного мира, реагирования государства как собственника на увеличение числа землепользователей и охотпользователей путем лицензирования, совершенствования договорных отношений, более четкого разграничения полномочий Федерации и ее субъектов.

Общественные организации, удовлетворяя духовные и материальные потребности граждан, осуществляют свою деятельность на площади охотничьих угодий в 240 млн. га, ведут оздоровительную работу, развивают охотничье собаководство, поощряют стрелковый и рыболовный спорт, занимаются дичеразведением, поощряют гуманные начала в образе жизни.

Нередко отмечаются бескорыстие общественников, их вклад в дело приумножения богатств русской природы, в воспитание у молодежи любви к Родине, создание условий для активного отдыха населения, борьбу с потребительским отношением к природе.

Общественные охотничьи и рыболовные инспекции при соответствующих государственных органах, получившие в нашей стране и за рубежом развитие, правовое оформление и признание во второй половине XX века, неоднократно рассматривались нами как оптимальное сочетание государственных и общественных начал в обеспечении надлежащей охраны среды и организации рационального природопользования.

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 января 1999 года "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды" Государственный комитет РФ по охране окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, а также выполняющим государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.

Министерство природных ресурсов РФ

Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Основные задачи Министерства природы РФ в сфере охраны животного мира:

·разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в сфере изучения, воспроизводства и охраны животного мира;

·координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования, а также охраны животного мира;

·организация единой системы экологического мониторинга.

Федеральная пограничная служба РФ

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом Федеральным законом «о животном мире», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

·редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

·обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

·подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

·отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

·естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в настоящем Федеральном законе, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относятся:

·определение государственной политики в области охраны и использования животного мира;

·определение единой инвестиционной политики в области охраны и использования животного мира;

·разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

·координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации;

·регулирование использования объектов животного мира, в том числе установление нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

·регулирование численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;

·установление порядка предоставления разрешений на пользование животным миром;

·предоставление разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также предоставление разрешений на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·установление порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции;

·проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

·ведение Красной книги Российской Федерации;

·создание или участие в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

·ведение государственного учета численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на этих территориях;

·установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

·защита прав, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира;

·разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации;

·заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования животного мира;

·осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов:

·организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;

·установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

·введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

·ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

·выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

·выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·контроль за использованием капканов и ловушек;

·осуществление контроля за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира;

·организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков;

·охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

·осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

·площади среды обитания объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

·видового состава объектов животного мира, средней численности объектов животного мира на единицу площади или объема пространства среды обитания объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

·численности населения в субъекте Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания:

·вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы;

·устанавливают требования к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

·вправе устанавливать целевые прогнозные показатели;

·согласовывают структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

·согласовывают назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

·определяют порядок регулирования органами государственной власти субъекта Российской Федерации численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·в случаях, установленных федеральными законами, готовят и вносят для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

·осуществляют надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания:

·осуществляют контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

·осуществляют согласование введения органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений на использование объектов животного мира.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся:

·принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;

·учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

·разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;

·участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами.

Сочетание государственных и общественных начал в охране и использовании биологических ресурсов является одной из основных целей, задач и проблем организации охраны животного мира и среды его обитания, от решения которых зависит создание условий для устойчивого существования и защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

3. Ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира

Пользователи животным миром наделены соответствующими правами и обязанностями: таким образом, реализуются правоотношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Согласно ст. 55 ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:

·нарушении порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконном ввозе в Российскую Федерацию животных и растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в красные книги;

·нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;

·нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившим ущерб животному миру;

·уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

·нарушении правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

·нарушении правил китобойного промысла;

·ввозе в Российскую Федерацию и вывозе за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

·нарушении требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

·нарушении режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках. Государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

·уничтожении или повреждении аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. А также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

·нарушении установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;

·сокрытии или искажении информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:

отказ от пользования;

нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;

возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;

использование территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

ликвидация предприятия, организации, учреждения-пользователей животным миром.

Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству. Ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция. А также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства. Подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке. Установленном законодательством Российской Федерации.

Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания. Указанные объекты животного мира в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученная из них продукция подлежит реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектами животного мира и среде их обитания. Реализация и уничтожение безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов осуществляется в соответствии с ФЗ от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

КоАП РФ предусматривает следующие виды административных правонарушений:

)нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст.8.33 КоАП РФ);

)нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34 КоАП РФ);

)уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ);

)нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36 КоАП РФ);

)нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37 КоАП РФ);

) нарушение правил охоты (ч.1 ст.8.37 КоАП РФ);

)нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ (ч.2 ст.8.37 КоАП РФ);

)нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частыми 1 и 2 ст.8.37 КоАП РФ (ч.3 ст.8.37 КоАП РФ);

)нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.8.38 КоАП РФ).

УК предусматривает уголовную ответственность за следующие виды преступлений:

)незаконная добыча водных животных и растений (ст256 УК РФ):

незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических средств, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на территории заповедника. Заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч.1 ст.256 УК РФ);

незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах (ч.2 ст.256 УК РФ);

деяния, предусмотренные частыми первой или второй ст.256 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору. Или организованной группой (ч.3 ст.256 УК РФ);

)нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.257 УК РФ);

)незаконная охота (ст. 258 УК РФ):

незаконная охота, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газовых или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника. Заказника либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч.1 ст.258 УК РФ);

то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организационной группой (ч.2 ст.258 УК РФ);

)уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259 УК РФ).

Связь уголовно-экологического и административно-экологического права может быть описана так: деятельность, разрешенная административным правом, не может влечь за собой уголовную ответственность. Иными словами, административно-правовое регулирование определяет, при каком условии может наступать вмешательство человека в окружающую среду, что и исключает применение уголовного права в отношении такого поведения. Перечень разрешенных видов деятельности против окружающей среды, однако, весьма ограничен правом. Это право указывает на область определенной свободы при достижении индивидуальных целей, что лежит в большей степени в компетенции административных властей.

Уголовно-экологическое право является лишь частью права окружающей среды, а эффективность соблюдения уголовно-правовых запретов вытекает из надлежащего взаимодействия органов уголовного преследования с административными органами.

Экологическое правонарушение является основанием возложения юридической ответственности на виновного. При этом под юридической ответственностью понимаются предусмотренные законом неблагоприятные последствия за совершение экологического правонарушения.

Данное определение, однако, не является единственным в науке экологическое право. Так, в частности, М.М. Бринчук определяет юридическую ответственность за экологические правонарушения как «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания».

Юридическая ответственность за экологические правонарушения рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;

как правоотношение;

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения.

Как правоотношение юридическая ответственность за экологические правонарушения включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем.

Эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового института ответственности является его комплексность. В систему норм юридической ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, природоохранного, административного, гражданского, уголовного и др.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой комплексный институт экологического права, состоящий из двух частей: первая объединяет правоотношения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм (земельных, водных, лесных, по охране атмосферного воздуха); вторая - правоотношения по применяемым санкциям за эти правонарушения (уголовным, административным, гражданско-правовым, дисциплинарным и т.д.).

Обе части существуют в органическом единстве, ибо при отсутствии первой части (нарушения) существование второй (санкции) становится излишним. Однако отсутствие санкций превращает институт эколого-правовой ответственности в обычную декларацию.

Распространены три классификации юридической ответственности за экологические правонарушения: по видам охраняемых правом природных объектов; способам причинения вреда окружающей природной среде; применяемым санкциям и т.п.

Основной считается классификация по видам природных объектов, охраняемых законом, в соответствии с которой выделяютадминистративную, дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

На практике уголовная ответственность никогда не играла существенной роли в обеспечении выполнения требований природоохранительного законодательства, а в последние годы вовсе наблюдается четко выраженная тенденция к постоянному снижению числа осужденных за экологические преступления, особенно по статьям, предусматривающим ответственность за загрязнение окружающей среды.

Для обеспечения предупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применения наказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях (бездействии) и наступлении общественно опасных последствий. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Заключение

Охрана и контроль за рациональным использованием животного мира в настоящее время не дань моде и даже не просто забота о перспективе будущего развития. Это насущная необходимость уже в настоящее время, обусловленная дестабилизацией экологической ситуации, ее резким осложнением, продолжающейся деградацией природных систем. Проблема экологического неблагополучия представляет сейчас реальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности страны.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из ФЗ "О животном мире", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются ФЗ "О животном мире", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются ФЗ "О животном мире" в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.

Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ФЗ "О животном мире", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время Правительство Российской Федерации не имеет четкой концепции в области охраны природы и, в частности, животного мира. Принятая 1 апреля 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в которой проблемам экологии уделяется достаточно большое внимание, в настоящее время пока остается только на бумаге.Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и в комплексе с системой мер по воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Россия сегодня, как никогда, нуждается в хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах.

Сегодня необходимо дать больше свободы местному законотворчеству, способность которого в создании хорошо организованных структур в сфере охраны животного мира на много выше, чем у федерального центра.

Список использованной литературы

. Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1289 « О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"/ / Российская газета 1996. 15 февраля.

. Федеральный закон от 24 июня 1999 Г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 26, ст. 3176.

. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52- (ред. от 24.07.2009) «О животном мире».// Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№17

. Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N 191- ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 51. ст. 6273.

. Федерального закона «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // Российская газета. 1995. 7 декабря.

. Постановления Пленума ВАС РФ от 2 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий".

. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ//Российская газета.2001 г. 31 декабря.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63//СЗ РФ 1996 г. N 25.Ст. 2954.

.Баринов Н.А., Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство (вопросы теории и практики). Волгоград.2001

. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2009.

. Боголюбов « Советская природоохранительная программа в действии. Знания - народу». 1975. N 9

.Ерофеев Б.В. Экологическое право России-М.Юриспруденция.2001.С.719.

.Дубовик О.Л. Экологическое право: уч. пособие -2 изд, перераб. и доп.-М.: Проспект.2006.С.688

.Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие.- М.: Юриспруденция. 2000. С.168.

. Тихомирова Л.А. Экологическое право: Учебник. - М.: Система ГАРАНТ, 2009.С.298.

. Румянцева Н.В. Экологическое право России. - М.Юнити:, 2010.С.431.

. Стефанов А.Е. Экологическое право России. - Рязань, 2007.С.609.

.Духно Н.А. Экологическое право. - М.: Экзамен. 2006.С.446.

.Экологическое право: Учебник для вузов (под ред. Курочкиной В.В., Гучкова В.В.). - М.,2004 - 367с.

. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 238-239.

. М. БОЯРСКИЙ.Квопросу о сфере уголовно-экологического права. экологическое право.// Справочно - правовая система (СПС) «Консультант Плюс: Высшая школа».

Похожие работы на - Правовой режим пользования животным миром

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!