Формирование и развитие финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    216,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и развитие финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры

Содержание

Введение

. Финансово-кредитные объекты рыночной инфраструктуры

.1 Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции

.2 История развития финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры

.3 Банковские кредитные институты

.4 Виды специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов

. Развитие малого предпринимательства Кировской области

.1 Экономическая сущность малого предпринимательства

.2 Общая характеристика малого предпринимательства области

.3 Влияние развития финансово-кредитных объектов на эффективность деятельности малых предприятий

. Прогнозирование развития финансово-кредитных объектов и их влияния на эффективность деятельности малых предприятий Кировской области

.1 Меры снижения воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

.2 Прогноз развития финансово-кредитных объектов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Информация, собранная в работе на тему «Формирование и развитие финансово кредитных объектов рыночной инфраструктуры» актуальна и важна для жителей региона. Муниципальное образование, которое имеет свои нормативно-правовые акты, которые, так или иначе, ограничивают деятельность, в частности предпринимательскую. И важно знать особенности нормативных актив и действующих на территории субъекта государственных программ, которые дадут предпринимателям финансовые льготы. Таким образом, те, кто обладает нужной информацией и знает, как ей грамотно воспользоваться имеет преимущество перед конкурентами. Эта тема может быть полезна и интересна не только уже состоявшимся предпринимателям, но и имеющим такие амбиции и перспективы на будущее, как создание собственного бизнеса. Значимость изучения проблемы развития финансово-кредитных объектов усиливается тем, что они являются основой для развития предпринимательства в целом. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей можно расценивать как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики и экономики нашего региона.

В качестве рабочей гипотезы выступит предположение о том, что рост количества финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры ведет к повышению эффективности деятельности предприятий через доступность кредитов и займов

Целью работы является прогнозирование развития финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры и влияния их на эффективность деятельности малых предприятий Кировской области.

Среди поставленных задач следует выделить следующие:

·        Рассмотреть экономическую сущность финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры ;

·        Рассказать о состоянии малого предпринимательства Кировской области, его структуре и особенностях;

·        Спрогнозировать развитие финансовых объектов малого предпринимательства Кировской области.

Объектом исследования является предпринимательство Кировской области.

Предмет исследования - развитие финансово-кредитных объектов и прогнозирование их развития.

Информационная и методологическая база:

·        Данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Кировской области

·        Постановление правительства Кировской области от 25 августа 2009г № 22/259 «Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы»

·        Постановление законодательного собрания Кировской области от 25 сентября 2008г №28/194 «О стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года»

·        Закон Кировской области от 25 февраля 2011года №613-ЗО «О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011-2013 годы»

·        Положение об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области (утверждено Постановлением правительства Кировской области от 17.08.2010 № 64/405)

Период исследования 2003-2011, а также прогнозирование вплоть до 2020 года.

Методы исследования - анализ, дедукция, индукция, классификация, наблюдение, обобщение, прогнозирование.

Практическая значимость

Вопрос о кредитной поддержке предпринимательства, а именно о развитии финансово-кредитных объектов крайне важен. Данные предприятия являются основой для развития предпринимательства, ведь с их развитием становятся доступнее кредиты, а так же расширяется спектр предоставляемых услуг, происходит развитие общества в целом. Появляются новые рабочие места, новые конкурентоспособные товары на рынке. Таким образом, для успешного развития предпринимательства необходимо развитие финансово-кредитных объектов, обеспечивающих предприятия денежными средствами. Рост объемов кредитования неизбежно приводит к повышению эффективности деятельности предприятий: росту рентабельности и платежеспособности. Рост платежеспособности особенно важен для малых предприятий, так как они используют привлеченные средства в основном для расчетов с поставщиками продукции.

предпринимательство рыночный малый бизнес

1. Финансово-кредитные объекты рыночной инфраструктуры

.1 Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции

Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения" .

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства", в "обеспечении деятельности основного производства"

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, "обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности"

Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:

снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;

ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;

развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.

содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.

Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.

Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно-функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.

Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.

Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.

Многие предприятия совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют, какую-либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура - это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов - финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных.

Финансово-кредитные объекты рыночной инфраструктуры можно представить в виде схемы

Схема 1 - Финансово-кредитные объекты инфраструктуры рынка


.2 История развития финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.:

Государственный банк;

Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками

Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)

В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг.

В начале 20-х годов создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.:

Государственный банк;

Банковский сектор:

акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;

Специализированные и кредитно-финансовые учреждения:

общества сельскохозяйственного кредита;

общества взаимного кредита;

сберегательные кассы;

кредитная кооперация.

Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.

Структура кредитной системы СССР:

Государственный банк;

Стройбанк;

Банк для внешней торговли;

Система сберегательных банков;

Госстрах и Ингосстрах.

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов:

Государственный банк (Госбанк СССР);

Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);

Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);

Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную и контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки были превращены в коммерческие банки.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994г.:

Центральный банк;

Банковская система:

коммерческие банки;

сберегательные банки;

ипотечные банки;

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

страховые компании;

инвестиционные фонды;

пенсионные фонды;

финансово-строительные компании;

прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

.3 Банковские кредитные институты

Сущность и функции коммерческих банков

Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [1,с.1].

В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

Основными функциями коммерческих банков являются:

1.      привлечение временно свободных денежных средств;

2.      предоставление ссуд;

.        осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;

.        выпуск кредитных средств обращения;

.        консультирование и предоставление экономической и финансовой информации.

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в том, что банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.

Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны. Главное их предназначение - привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Для корпораций и потребителей банки являются основным источником кредитов.

Пополнение оборотных средств предприятия и предоставление потребительского кредита - это классическая функция коммерческих банков. Кроме этого банки оказывают массу специальных услуг государству, предприятиям и населению. Это и чековое обслуживание, и рассчетно-кассовые операции, выдача денег под заклад имущества, средне- и долгосрочное кредитование специального назначения, проектное финансирование модернизации производства, предоставление ссуд в иностранной валюте, финансирование рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другие банковские операции и услуги.

Как известно, начиная со второй половины 2008 года коммерческим банкам России, пришлось противостоять серьезным проблемам, связанным с воздействием на российскую экономику мирового финансово-экономического кризиса.

На сегодняшний день количество банков в России постоянно снижается. В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2010г. количество банков России составляет - 1058,и из них 438 (42%) можно твердо отнести к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб. За 2008 год количество банков сократилось на 21 банк (1,85%), а за 2009 год - на 56 банков.

Виды банковских институтов

Сберегательные банки

В России первая сберкасса открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году, 1 марта. Касса осуществляла одну вкладную операцию - прием и выдачу денег с начислением процентов на принятые суммы. Работала касса один раз в неделю - в воскресенье. В 1889 появляются первые сберегательные кассы в почтовых отделениях, а к 1893 и на таможенных пунктах.. 22 марта 1991 года произошло учреждение акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации на общем собрании акционеров в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 г.

На сегодняшний день сберегательные банки - кредитные организации, основной целью деятельности которых является привлечение на регулярной основе денежных средств физических лиц на различных условиях и осуществление за счет указанных средств активных операций.

В России Сберегательный банк создан с целью привлечения временно свободных денежных средств клиентов и предприятий и их эффективного размещения на условиях возвратности , платности , срочности в интересах вкладчиков банка и развития хозяйства . Банк занимается кредитно- расчетным обслуживанием хозяйственных структур , осуществляет валютные операции по расчетам клиентов с иностранными партнерами.

К основным функциям Сбербанка относятся:

·        мобилизация временно свободных и неиспользуемых на текущие потребительские цели денежных средств предприятий и юр.лиц ;

·        размещение привлеченных средств в экономику и в операции с ценными бумагами ;

·        кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций ;

·        кредитование потребительских нужд клиентов ;

·        осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с клиентами ;

·        выпуск, продажа, покупка и хранение векселей, чеков, сертификатов и других ценных бумаг ;

·        консультирование и предоставление экономической и финансовой информации ;

·        оказание коммерческих услуг ( факторинг , лизинг ) ;

·        учредительская функция ;

·        совершение валютных операций и международных расчетов ;

Инвестиционные банки

Инвестиционный банк представляет собой специализированный банк, проводящий инвестиционную политику посредством приобретения акций производственных корпораций и предоставления долгосрочных кредитов, размещения капиталовложений в крупные проекты. Ресурсы банка формируются за счет выпуска облигаций и продажи собственных акций. Особенность инвестиционных банков состоит в том, что они не специализируются на приеме вкладов населения.

Инвестиционный банк (англ. <#"664959.files/image002.gif">

В ряде случаев, для того чтобы реализовать крупные проекты предприятия, необходимы значительные денежные средства и в этом случае на помощь может придти финансирование инвестиционных проектов. Главная особенность таких кредитных программ в том, что банки могут предоставлять на более длительный срок, чем обычное кредитование малого бизнеса и расчеты кредита производятся в зависимости от финансовых возможностей предприятия. Для оформления такого вида кредитования банки предъявляют более жесткие требования. Предприниматели обязаны будут предоставить полную документацию, которая отражает всю деятельность предприятия, бухгалтерские документы и налоговую отчетность. Банк в праве отправить кредитного эксперта на предприятие, для того чтобы более подробно провести анализ предприятия. Просматривается сам проект, который необходимо будет финансировать, его положительные и возможные риски, связанные с его реализацией.

Залоговое обеспечение для этого вида кредита является обязательным, и все объекты залогового обеспечения требуют полной оценки его стоимости. Рассматривается заявка на финансирование инвестиционных проектов в течение более длительного времени, которое может достигать одного месяца, а процентные ставки по кредиту могут быть разными и зависят от требуемой суммы.

Увеличение доли долгосрочных обязательств в таблице 3 говорит о том, что предприятия стараются расширить свою деятельность, путем инвестирования в основные средства.

Таблица 4 - Инвестиции в основной капитал


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), миллионов рублей

 

 

 

 

 

41329,6

53603,6

72888,8

121838,3

115116,8

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, миллионов рублей

71,7

165,9

228,8

275,4

428,4

582

746,9

1195,3

3356,5

2339,5


Рост инвестиций в основной капитал позволил предприятиям увеличить оборот своей деятельности. Увеличение данного показателя связано с развитием кредита на покупку основных средств. С помощью этого кредита можно финансировать приобретение самых разных видов оборудования - для пищевой промышленности, оборудования для фасовки и упаковки, производства химической продукции, модульных и сборочных производств, холодильного и медицинского, торгового, автосервисного, что актуально для малого бизнеса. Заемщиками могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица - собственники и акционеры бизнеса. Важное требование к заемщику - наличие доходов от предпринимательской деятельности (выручки от реализации товаров, работ, услуг) в течение последнего года. Максимальная сумма кредита - 15 млн. рублей, максимальный срок - четыре года. Погашение происходит обычно равными долями по графику, согласованному с заемщиком.

Успех поддержки малого предпринимательства так же зависит и от качества финансовой инфраструктуры. Необходимо, чтобы в программу предоставления финансовой поддержки включалось бы и оказание бесплатных или льготных услуг по консультированию малого предприятия.

В условиях общего дефицита финансовых ресурсов, как альтернативный механизм поддержания ликвидности востребовано развитие системы кредитной кооперации, которая бы являлась альтернативой при нехватке государственных средств или средств коммерческих банков.

Интерес представляет и тот факт, что инициатив государства и потребности в кредитной поддержке малого предпринимательства для создания эффективной системы недостаточно. Необходимо, чтоб «проводники» таких программ - коммерческие банки обладали в глазах своей клиентуры имиджем финансового института, близкого интересам малого бизнеса.

3. Прогнозирование развития финансово-кредитных объектов и их влияния на малые предприятия Кировской области

.1 Меры снижения воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

Положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике. Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

)        отсутствие оборотных средств

Успех бизнес-проекта в значительной степени зависит от величины стартового капитала бизнесмена. Однако в наших условиях даже те люди, у которых есть необходимый стартовый капитал испытывают тотальный информационный голод, не понимая, в какие сферы их вложить, какова доходность и специфические риски проектов.

)        отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов

Важнейшая проблема развития малого бизнеса - доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банки не могут пойти на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих достаточную степень успешного опыта, а также не имеющих достаточного уровня обеспечения. Начинающему бизнесмену для получения кредита часто приходиться заложить квартиру, дачу и пр.

)        отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов

)        снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

)        риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков "затоваривания".

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

Возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:

·        меры в области увеличения финансовой поддержки;

·        меры в области имущественной поддержки;

·        меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;

·        меры в области информационной поддержки.

В постановлении правительства Кировской области от 25 августа 2009г № 22/259 об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы» среди основных целей и задач:

)        Формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие малого предпринимательства;

)        Развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность деловых услуг для субъектов малого предпринимательства;

)        Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

)        Увеличение количества малых предприятий до 11300 единиц;

)        Увеличение числа малых предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Кировской области с 7,5 в 2009 году до 8,4 единиц в 2014г.;

)        Увеличение доли среднесписочных работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 21,3% в 2009году до 25,6 % в 2014г;

)        Увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта с 14% в 2009году до 15,4% в 2014 году;

)        Увеличение размера среднемесячной заработной платы на малых предприятиях с 9,8 тыс. рублей в 2009 году до 24,3 тыс. рублей в 2014 году;

)        Увеличение объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства с 2755,4 млн. рублей в 2009 году до 4454 млн. рублей в 2014 году.

Общий объем финансирования программы составляет 2338,847 млн. рублей (средства федерального бюджета - 889,412 млн. рублей, средства областного бюджета - 757,685 млн. рублей, средства местных бюджетов - 67 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 624,75 млн. рублей).

Далее рассмотрим планируемые показатели эффективности программы (в редакции постановления Правительства Кировской области от 29.11.2010 № 79/583).

Для реализации такой задачи как развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства программой предлагаются следующие мероприятия:

o   развитие системы гарантийного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Таблица 5 - Планируемые показатели эффективности программы (в редакции постановления Правительства Кировской области.

№ п/п

Наименование показателя

2009 год (базовой значение)

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Источник получения информации

1

Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий), единиц

10488

10700

10850

11000

11150

11300

Статистическая отчетность

2

Количество малых предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Кировской области, единиц

7,5

7,7

7,9

8,1

8,3

8,4

Расчетный показатель на основе статистической отчетности

3

Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, %

21,3

21,9

22,8

23,7

24,6

25,6

Расчетный показатель на основе статистической отчетности

4

Доля продукции, произведенными малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, %

14

14,3

14,6

14,9

15,2

15,4

Статистическая отчетность

5

Размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях, тыс. рублей

9,8

9,8

10

11

12,4

14,3

Статистическая отчетность

6

Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области, млн. рублей

2755,4

2998

3356

3685

4035

4454

Расчетный показатель на основании ведомственной отчетности (Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, департамент финансов Кировской области).

Для реализации этого мероприятия государством планируется:

·        Разработка методических рекомендаций для муниципальных образований области по внедрению системы гарантийно-залогового кредитования;

·        Предоставление субсидий Кировскому областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства для предоставления им поручительств в обеспечение исполнения обязательств по возврату кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства в кредитных организациях;

·        Предоставление субсидий Кировскому областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства для предоставления им займов организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в целях гарантии;йного кредитования субъектов малого предпринимательства;

·        Гарантийное кредитование субъектов малого предпринимательства - кредитование субъектов малого предпринимательства коммерческими банками под поручительства организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

·        Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства по возмещению части затрат, связанных с привлечением гарантийного обеспечения на условиях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами области.

Планируемый социально-экономический эффект от мероприятий:

) Привлечение субъектами малого предпринимательства 527 млн. рублей финансовых ресурсов;

) Увеличение выручки от реализации субъектами малого предпринимательства товаров, работ, услуг на 658 млн. рублей;

) Увеличение налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства на 39 млн. рублей

) Создание субъектами малого предпринимательства 732 новых рабочих мест.

o   Развитие системы кредитной кооперации

Для реализации этого мероприятия государством планируется:

·        Разработка методологических рекомендаций по вопросам создания и функционирования кредитных кооперативов

·        Предоставление субсидий Кировскому областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства для поддержки кредитных потребительских кооперативов в форме льготных займов

·        Предоставление кредитным потребительским кооперативам субсидий на условиях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами области.

·        Отработка механизмов кредитования потребительских кооперативов коммерческими банками под поручительства органмизаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Данное постановление показывает осознанную необходимость в развитии малого предпринимательства. Так, предлагаются меры по увеличению кредитной поддержки малого бизнеса, которые должны привести к повышению эффективности производства, и как следствие, к росту налоговых поступлений в бюджет и повышению уровня жизни населения.

.2 Прогноз развития финансово-кредитных объектов

В качестве рабочей гипотезы в начале работы было принято утверждение о том, что рост количества финансово-кредитных объектов приведет к повышению эффективности деятельности предприятий через доступность кредитов и займов.

Одним из методов прогнозирования является построение трендовых моделей. Данный метод является наиболее актуальным, так как имеется последовательность данных на определенный момент времени. Причем временные ряды равны.

         Для того, чтобы спрогнозировать количество финансово-кредитных объектов в Кировской области на 2011-2020 годы необходимо учесть данные о количестве данных объектов в 2003-2010 годах.

Для начала проанализируем динамику изменения ставки рефинансирования с 2000 по 2011 год.

Таблица 6 - Количество предприятий, осуществляющих финансовую деятельность


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество предприятий, единиц

33

33

37

36

43

55

57

68


Здесь виден стабильный рост числа финансовых организаций. В 2010 году количество таких организаций увеличилось по сравнению с 2003 годом на 106%. Такой рост свидетельствует о недостаточности финансово-кредитных объектов для удовлетворения потребностей предпринимательства области.

Объем полученных предприятиями кредитов и займов за 2003-2010 годы представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Объем полученных предприятиями кредитов


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем кредитования, тыс. рублей

19080

27713

99514

119190

364071

625958

521770

501486


Данная таблица также свидетельствует о постоянно растущей потребности предприятий в кредитах. Объем кредитования вырос в 2010 году по сравнению с 2003 на 2618,33%. Конечно, данный рост связан не только с увеличением количества финансово-кредитных объектов, но и другими экономическими факторами.

Одним из таких факторов является ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным Банком Российской Федерации. Приведем значения данной ставки за 2000-2010 года

Таблица 8 - Значение ставки рефинансирования в 2000-2011 годах, процент

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

228

225

221

218

114

113

112

111,5

112

112,5

88,5

Как видно из таблицы, ставка в 2010 году снизилась по сравнению с 2000 годом на 69% и составила в 2010 году 8,5%. Для сопоставления данных необходимо рассчитать изменение ставки в 2010 году по отношению к 2003 году, снижение составило 52,8%.

Снижение ставки рефинансирования приводит к снижению стоимости кредитов в коммерческих банках и других финансовых учреждениях. Уменьшение стоимости кредитов обязательно увеличит спрос на них, что приведет к росту выручки организаций, осуществляющих выдачу кредитов.

Так же доступность кредитов для малого бизнеса может напрямую влиять на количество предприятий. При меньшей плате за пользование кредитом молодым предпринимателям будет легче начать свой бизнес «с нуля»,а уже существующим предприятиям это поможет при обновлении оборудования, а так же при выходе на новые рынки.

Прогнозирование будущего состояния финансово-кредитных объектов является неотъемлемой частью оценки всей предпринимательской деятельности. Для того, чтобы оценить влияние финансово-кредитных объектов на эффективность деятельности предприятий воспользуемся показателями коэффициента текущей ликвидности и рентабельности активов. Данные показатели рассматриваются в разрезе крупных и малых предприятий Кировской области. Такое разделение позволяет оценить, на каких предприятиях сильнее отражается доступность кредитов.

Значения данных показателей представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Показатели эффективности деятельности предприятий

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Изменение 2009-2003

Рентабельность активов крупных предприятий,%

1,3

3,2

2,1

4,5

5,9

7,8

3,3

2

Рентабельность активов малых предприятий,%

 0,9

 2

 1,1

 3,7

 5,5

 4,4

 3,8

 2,9

Коэффициент текущей ликвидности крупных предприятий

1,03

1,12

1,10

1,17

1,22

1,11

1,12

0,09

Коэффициент текущей ликвидности малых предприятий

0,85

0,92

1,00

1,03

1,04

1,12

1,11

0,26


На основании данных таблицы сделаны следующие выводы:

·  рентабельность активов, крупных предприятий в 2009 году по сравнению с 2003 годом возросла на 2% .У малых предприятий рентабельность активов увеличилась на 2,9%.

·        коэффициент текущей ликвидности предприятий как крупных, так и малых находится чуть ниже нормативного значения, в российской практике нормальным считается значение от 1,5 до 2,5 в зависимости от отрасли. В целом значение больше 1 говорит о том, что они вовремя выполняют свои обязательства за счет имеющихся у них текущих активов.

Для прогнозирования количества финансово-кредитных объектов на 2011-2020 годы были использованы данные таблицы 6. По данным о количестве предприятий за 2003-2010 годы был построен график и тренды к нему. Наилучшим оказался полиномиальный тренд (наибольшее значение R2=09712)

Рисунок 1 - Прогнозирование количества финансово-кредитных объектов


Уравнение данного тренда y=0,75х2-1,6786х+33,679, где х - означает год. Значение R2=0,9712 свидетельствует о высокой точности прогноза. Из полученного уравнения мы видим, что в среднем за один год количество финансово-кредитных объектов увеличивалось на 1,68.

По данной модели был рассчитан прогноз количества финансовых предприятий на 2011-2020 годы

Таблица 10 - Количество финансово-кредитных объектов в 2011-2020 годах


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Количество объектов, единиц

79

92

106

122

139

157

177

199

222

246


В целом наблюдается положительная динамика роста финансово- кредитных объектов и по прогнозу в 2020 году их станет 246.

Аналогичным образом построена однофакторная модель зависимости объема выданных кредитов и займов от количества финансово-кредитных объектов. Данные об объеме кредитования возьмем из таблицы 9.

Рисунок 2 - Модель влияния количества финансово-кредитных объектов на объем полученных предприятиями кредитов и займов


Для данного графика наилучшим получился линейный тренд. Уравнение тренда у=16806х-475622 говорит о том, что с ростом финансово-кредитных объектов на 1 единицу объем выданных кредитов и займов повышается на 16806 тыс. рублей. Коэффициент детерминации R2 = 0,8062. Значение данного коэффициента выше 0,8 свидетельствует о том, что данную модель можно признать очень хорошей и между переменными есть достаточно сильная взаимосвязь.

По данной модели рассчитан прогноз объемов кредитования на 2011-2020 годы.

Таблица 11 - Показатели объема кредитов и займов в 2011-2020 гг


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем кредитования, тыс.руб

1285456

1496741

1733235

1994938

2281850

2593971

2931302

3293841

3681589

4094546


По объемам кредитования также наблюдается положительная динамика, в 2020 году данный показатель составит 4094546 тыс.рублей.

Для того, чтобы оценить то, насколько объем выданных кредитов повлиял на платежеспособность и эффективность деятельности предприятий представим прогнозные данные для коэффициента текущей ликвидности и рентабельности активов отдельно по крупным и малым предприятиям. По данным таблицы 9 построены графики и наложены на них линии трендов.

Наилучший тренд для данной зависимости - степенной, его уравнение имеет вид у=0,8841х0,0203. Данное уравнение говорит о том, что рост объема кредитования на 1% вызывает рост коэффициента текущей ликвидности на 0,0203%. Небольшое значение коэффициента детерминации R2 = 0,2874 говорит о низкой зависимости этих факторов.

Рисунок 3 - Зависимость коэффициента текущей ликвидности крупных предприятий от объема кредитования


По данной модели рассчитано значение коэффициента текущей ликвидности на 2011-2020 годы.

Таблица 12 - Значение коэффициента текущей ликвидности


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Кликвид. круп. предприятий

1,16

1,16

1,17

1,17

1,17

1,18

1,18

1,18

1,18

1,19


В данной таблице виден рост показателя в исследуемом периоде, его значение в 2020 году изменилось по отношению к 2011 на 2,58% и составило 1,19.

Для сопоставления данных необходимо представить такую же модель для оценки платежеспособности малых предприятий.

Рисунок 4 - Зависимость коэффициента текущей ликвидности малых предприятий от объема кредитования


Наилучший тренд для данной модели логарифмический, хотя его значение очень близко к степенному тренду. С экономической точки зрения целесообразней брать степенную модель, так как мы можем получить интерпретацию влияния показателей в терминах эластичности. Уравнение для степенной модели выглядит следующим образом у=0,4457х0,069. Исходя из данного уравнения видно, что увеличение объема выданных кредитов на 1% ведет к росту коэффициента текущей ликвидности на 0,06%. Значение коэффициента R2=0,9318 говорит о высокой взаимозависимости этих показателей.

Рассчитаем значение коэффициента текущей ликвидности на 2011-2020гг.

Таблица 13 - Значение коэффициента текущей ликвидности


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Кликвид. малых предприятий

1,14

1,15

1,17

1,18

1,19

1,20

1,21

1,22

1,23

1,24


В данной таблице видна положительная динамика платежеспособности малых предприятий. Значение данного показателя в 2020 году выросло по сравнению с 2011 годом на 8,8% и составило 1,24.

Чтобы сравнить влияние объемов полученных предприятиями кредитов и займов на платежеспособность малых и крупных предприятий прибегнем к сравнению коэффициентов детерминации. Так данный коэффициент для крупных предприятий R2 = 0,2874, для малых R2 = 0,9318. Данный коэффициент в однофакторной модели можно рассматривать с точки зрения стабильности влияния одного фактора на другой. Исходя из полученных данных, можно сделать о том, что объем полученных предприятиями кредитов сильнее влияет на платежеспособность малых предприятий. Высказанная ранее точка зрения о том, что для малых предприятий более актуальны краткосрочные и среднесрочные кредиты для повышения оборотного капитала, подтверждается через поведение коэффициента текущей ликвидности.

Для дальнейшей характеристики влияния развития финансово-кредитных объектов на предприятия области нужно учесть показатель рентабельности активов предприятия. Также необходимо рассмотреть влияние на него объемов кредитования в разрезе малых и крупных предприятий.

График зависимости рентабельности активов крупных предприятий от объема выданных финансово-кредитными объектами кредитов и займов представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Зависимость рентабельности активов от объема кредитования


Наилучший тренд для данной модели - степенной, его вид y=0,0677x0,335. Данной уравнение показывает, что на 1% роста объемов кредитования рентабельность активов крупных предприятий увеличивается на 0,335%. Значение коэффициента детерминации R=0,5787 говорит о небольшой зависимости данных факторов.

Прогнозные данные рентабельности активов согласно полученной модели представлены в таблице 14.

Таблица 14 - Значение рентабельности активов в 2011-2020 годах, процент


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

рентаб. круп. предпр.

6,20

6,62

7,02

7,42

7,80

8,16

8,52

8,87

9,21

9,55


В данной таблице видна положительная динамика показателя рентабельности, так в 2020 году он вырос по сравнению с 2011 на 54% и составил 9,55%

На рисунке 6 представлена модель для малых предприятий.

Рисунок 6 - Зависимость рентабельности активов малых предприятий в зависимости от объема кредитования


Для данной модели наибольшим соответствием обладает логарифмический тренд, но так как значение коэффициента детерминации схоже со значением степенной модели, то, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности, мы будем использовать степенной тренд. Его уравнение у=0,0199х0,411. Исходя из него, следует вывод о том, что рост объема кредитования на 1% ведет к повышению рентабельности активов на 0,41%. Коэффициент детерминации R2 = 0,6652 свидетельствует о зависимости между эти показателями.

В таблице 15 представлены прогнозные значения рентабельности активов.

Таблица 15 - Значение рентабельности активов в 2011-2020 годах, процент


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Рентаб. малых. предпр.

5,08

5,50

5,92

6,33

6,74

7,13

7,52

7,90

8,28

8,65


В данной таблице видна положительная динамика показателя рентабельности, так в 2020 году по сравнению с 2011 он увеличился на 70,28% и составил 8,65%.

Сравнение коэффициентов детерминации моделей для крупных предприятий и для малого предпринимательства должно дать нам представление о зависимости данных показателей. Для крупных предприятий данный коэффициент равен 0,5787 , а для малого бизнеса 0,6652. Здесь мы также, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности видим, что объем выданных кредитов больше повлиял на малые предприятия, хотя и не так серьезно.

Необходимо представить значение коэффициента текущей ликвидности и рентабельности активов за весь исследуемый период, отдельно по малым и крупным предприятиям.

Как видно из данного графика, в течение исследуемого периода, который составляет 18 лет, темп роста коэффициента текущей ликвидности малых предприятий превосходит темп роста того же коэффициента для крупных. Такая динамика также свидетельствует о том, что доступность кредитов повышает эффективность деятельности малых предприятий, больше, чем крупных.

Далее необходимо рассмотреть динамику рентабельности активов крупных и малых предприятий.

Рисунок 7 - Динамика коэффициента текущей ликвидности


Рисунок 8 - Динамика рентабельности активов

Данный график свидетельствует о стабильном повышении уровня рентабельности предприятий в исследуемом периоде.

Также в рамках данного исследования необходимо обратить внимание на рост прибыли финансово-кредитных объектов, оказывающих поддержку предприятиям Кировской области.

Таблица 16 - Показатели прибыли финансовых организаций за 2003-2009 гг


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Прибыль до налогообложения

5,1

10,8

26,7

71,8

13,7

22,3

70,4


Зависимость прибыли до налогообложения финансово-кредитных объектов от объемов выданных кредитов представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 - Влияние объемов кредитования на прибыль финансово-кредитных объектов


Наиболее приближенная к реальности модель - степенная, с коэффициентом детерминации равным 0,3661. Уравнение тренда имеет вид у=0,1487х0,4223. Таким образом, согласно данной модели, увеличение объемов кредитования на 1% ведет к увеличению прибыли до налогообложения на 0,4%. Низкое значение коэффициента детерминации можно обосновать тем, что на прибыль финансово-кредитных объектов влияет множество других факторов.

Согласно прогнозной модели прибыль финансово-кредитных объектов в 2020 году составит 79,38 млн. рублей.

Заключение

Цель выпускной квалификационной работы - анализ развития финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры и перспектив развития данных объектов достигнута путем выполнения всех поставленных при написании работы задач.

Общая характеристика финансово-кредитных объектов за 2003-2010 годы свидетельствует о ежегодном росте их количества, а так же росте объемов кредитования. Так количество финансовых учреждений в 2010 году выросло по сравнению с 2003 годом на 106% и составило 68 единиц.

Такой рост финансовых объектов свидетельствует о не насыщенности рынка кредитования, а появление все новых объектов способствует увеличению объемов кредитования. Так объем выданных кредитов вырос в 2010 году по сравнению с 2003 на 2618,33% и составил 501486 тыс.рублей. На 2010 год на каждый финансово-кредитный объект приходится 7374,79 тыс.рублей выданных кредитов. Такому увеличению объемов кредитования способствовало ежегодное снижение ставки рефинансирования, которое вызвало увеличение спроса на кредиты со стороны как крупных, так и малых предприятий. Рост объемов кредитования позволяет финансовым организациям увеличивать свою прибыль, хотя на нее и влияют другие факторы. Значение прибыли является одним из важнейших показателей развития финансово-кредитных объектов. Согласно представленным прогнозам в данной работе, прибыль данных организаций вырастет в 2020 году до 79,38 млн. рублей. Рост эффективности деятельности финансовых организаций неизбежно влечет за собой развитие как крупных, так и малых предприятий. Высокая эффективность деятельности предприятий банковского сектора повлечет за собой предоставление новых услуг, по более низким ценам.

Доступность кредитов оказывает влияние на рост платежеспособности предприятий. Хотя коэффициент текущей ликвидности не соответствует нормативным значениям, но он превышает 1, а это значит, что предприятия могут рассчитывать по своим обязательствам. К 2020 году значение данного показателя, согласно прогнозированию, должно составлять 1,19 и 1,24 для крупных и малых предприятий соответственно. Проведенное исследование показало, что доступность кредитов наиболее важна для малых предприятий, так как у них выше потребность в оборотных средствах, чем у крупных организаций. Основное требование малых предприятий к банковскому кредитованию - доступность ресурсов, то есть прозрачные условия предоставления кредита, разумные требования к документам, оперативность при рассмотрении кредитной заявки и оформлении договоров.

Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для экономики региона. Сегодня без малого предпринимательства невозможно представить себе ряд отраслей, где требуется мобильность, гибкость реагирования на рыночный спрос, на удовлетворение новых потребностей. Малые предприятия являются поставщиками изделий и услуг для крупных компаний, они стимулируют конкуренцию, что приводит к улучшению качества товаров. В конечном счете, малый бизнес формирует средний класс, который по праву считается основой стабильности любого общества.

Также на протяжении всего исследуемого периода наблюдается рост показателя рентабельности активов, как по крупным предприятиям, так и по предприятиям малого бизнеса. Так данный показатель достигнет 9,55% и 8,65% для крупных и малых предприятий, согласно прогнозу по степенным трендам. Рентабельность активов является одним из основных показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности, и ее рост свидетельствует о росте экономики региона в целом.

Развитие финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры является основой для развития кредитования и как следствие предпринимательства. Основной задачей для финансово-кредитных объектов является снижение ставок по кредитам, это приведет к увеличению спроса на услуги данных организаций. Так же для таких предприятий необходимо увеличивать спектр предоставляемых услуг, например, предоставление оборудования в лизинг.

Опыт ведущих стран современного мира доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного банковского сектора.

Экономически это выгодно, т.к. рост финансово-кредитных объектов приведет к появлению новых рабочих мест, малых предприятий. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет региона и страны целом. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на рынке.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства Кировской области от 25 августа 2009г об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы

2. Постановление законодательного собрания Кировской области от25 сентября 2008г. О «Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года»

3. Закон Кировской области от 25 февраля 2011 № 613-ЗО о программе социально-экономического развития Кировской области на 2011-2013 годы.

4. Закон Кировской области от2 ноября 2007 года о предоставлении государственных гарантий Кировской области

5. Постановление Правительства Кировской области от 15 июня 2010г №55/260 о предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) и по оплате процентной ставки по кредитам

6. Закон Кировской области от 4 июня 2009 г №388-ЗО «О дополнительных основаниях и иных условиях предоставления отсрочки и(или) рассрочки уплаты региональных налогов в Кировской области»

7. Положение об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области (утверждено Постановлением правительства Кировской области от 17.08.2010 № 64/405)

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. От 27.06.2011)

9. Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” от 14.06.95 № 88-ФЗ

10.Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 02.12.90 № 395-1 в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ

11.В.Беренс и П.Хавранек. Руководство по составлению ТЭО и оценке эффективности инвестиций. - М.: Интерэксперт, 1995. - с. 254, 255.

12.Б. Новак Бизнес в России : Руководство по технике безопасности .
1-е издание, 2008 год, 240 с

13.Дж. Кинг, Дж. Скакун Неписаные законы бизнеса Скакун 1-е издание, 2009 год, 176 с

14.Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//РЭЖ.-.1997.-№№5/6-7. - С.84

15.Высоков В.В. Малый бизнес в “тени” - государству жарко//Экономика и жизнь. - 1998 - №20. -С.1.

16.Катасонов В.Ю. Проектный цикл в банке//Банковское дело. - 1997. - №6.- С. 26-31.

17.Чангли Д.Ф. Об определении рейтинга предприятий малого бизнеса//Деньги и кредит. - 1998. -№ 2. - С. 66

18.Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления//РЭЖ. - 2005. - №1. - С.86.

19.Катасонов В.Ю. Проектное финансирование//Банковское дело. - 2004. - №12. - С. 2-5.

20.Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы//Вопросы экономики. - 1997. - № 4. - С. 130.

21.Половинкин П. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства// Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. - 1996. - №2. - С.67.

22.Стрельцова Н.Т. Экономический кризис, инвестиции и банки//ЭКО. - 1996. - №2.- С. 2-18.

23.Веремеенко С.А. и Игудин Р.В. Инвестиционный проект глазами банкира//Банковское дело. - 1996. - №7.- С.6-9.

24.Архипов А. и др. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение//РЭЖ. - 1997. - № 4. - С. 141.

25.Российская Федерация сегодня, 2000, № 7.

Источник - журнал «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009. <http://www.iet.ru/ru>

1. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2000. - 464 с

Официальный сайт Агентства развития предпринимательства Кировской области <http://www.arp.kirv.ru>

Официальный сайт Госкомстата Кировской области <http://kirovstat.kirov.ru>.

1. Глисин, Ф.И. Малые предприятия в условиях кризиса [Текст]: / Ф.И. Глисин // Экономист. - 2009. - №7. - с. 23-28

2. Адамайтис, Л.А. Практикум по анализу финансовой отчетности и финансовому анализу [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Адамайтис, А.А. Григорьев. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 100 с.

3. Все о малом предпринимательстве: регистрация, учет, налоги [Текст]: полн. практ. рук. / под ред. А.В. Касьянова. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 186 с.

4. Изряднова, О.Н., Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы [Электронный ресурс]: Интернет-журнал. - Электрон. дан. - М.: 2009. - Режим доступа: http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html, свободный. - Загл. с экрана.

5. Куштуев, А.А. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заемщика [Текст]: учеб.пособ. / А.А.Куштуев. - М.: Деньги и кредит, 1996. - С. 55 - 60.

6. Хрестинин, В.В. Финансовое состояние как фактор кредитоспособности предприятия [Текст] / В.В. Хрестинин // Вестник Московскогоуниверситета. Сер.6, Экономика. - 2006. - №6. - С.3-24.

7. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. − М.: ИНФРА-М, 2009. - 208 с.

Похожие работы на - Формирование и развитие финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!