Организация и развитие бизнес-процессов Интернет-магазина
Правительство
Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение высшего профессионального
образования
«Национальный
исследовательский университет
«Высшая школа
экономики»
Факультет
бизнес-информатики
Кафедра
инноваций и бизнеса в сфере ИТ
Выпускная
квалификационная работа на тему:
«Организация
и развитие бизнес-процессов Интернет-магазина»
Студент группы № 476
Князев Кирилл Андреевич
Научный руководитель:
Проценко Дмитрий Сергеевич
Москва 2013
Содержание
Введение
Используемые
термины и обозначения
Глава
1. Обзор рынка электронной коммерции
.1
Рынок электронной коммерции
.2
Типовые решения для ведения электронной коммерции
.3
Анализ функциональных возможностей и инструментов для ведения электронной
коммерции
Глава
2. Анализ бизнес-процессов при организации работы Интернет-магазина
.1
Описание процессного подхода
.2
Управляющие бизнес-процессы
.2.1
Планирование и управление
.2.2
Контролирующие функции
.3
Операционные бизнес-процессы
.3.1
Подготовка Каталога
.3.2
Производство
.3.3
Работа с запасами
.3.4
Подготовка заказа
.3.5
Складирование товара
.3.6
Доставка
.3.7
Маркетинг
.3.8
Возврат и списание товара
.3.9
Информационное управление
.4
Поддерживающие бизнес-процессы
.4.1
Техническое обеспечение
.4.2
Отчётность
.4.3
Поддержка пользователей
Глава
3. Внедрение и развитие бизнес-процессов Интернет-магазина
.1
Внедрение бизнес-процессов Интернет-магазина
.2
Этапы внедрения бизнес-процессов
.3
Развитие бизнес-процессов Интернет-магазина
Заключение
Используемая
литература
Введение
С развитием сети Интернет, всё бóльшую популярность набирает сфера
электронного бизнеса, в частности - электронной торговли. Не секрет, что работа
организаций, базирующих свою деятельность на электронной основе, имеет
множество особенностей.
На сегодняшний день электронная коммерция (e-commerce) стала
неотъемлемой частью деятельности ритейлинговых компаний, а Интернет-магазин -
явлением не только естественным, но и привычным для среднестатистического
россиянина.
Актуальность работы обоснована широким распространением Интернет-торговли
среди российских потребителей, основывающейся на повышении доверия к
Интернет-магазинам, диверсификации их пользователей, а также повышении
регулярности покупок, совершаемых потребителями через Интернет. По результатам
опросов, более 50% жителей крупных российских городов совершали покупки в
Интернет-магазине, что лишний раз показывает растущую популярность сферы. Также
актуальность подкреплена популярностью организация старт-апов и отсутствием
«практического руководства» по деятельности типового Интернет-магазина. Таким
образом, тема актуальна как для крупных организаций, так и для малого бизнеса.
При написании работы на этапе анализа рынка электронной коммерции
использовались материалы мировых аналитических агентств и ассоциаций, таких как
РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций), Eurostat, TNS Consultancy Group и другие. Описание процессного подхода, а также
практическая часть работы, преимущественно основываются на зарубежных изданиях,
относящихся к теме бизнес-моделирования, процессного подхода и электронной
коммерции. Помимо упомянутых выше источников, при написании работы
использовались общедоступные Интернет-энциклопедии, такие как Википедия и
Кругосвет.
Цель работы - описание организации и развития бизнес-процессов
Интернет-магазина.
Задачи, поставленные перед работой:
. Обзор рынка электронной коммерции и выявление типовых решений
для ведения Интернет-торговли;
. Анализ ключевых бизнес-процессов для организации и поддержания
функционирующего Интернет-магазина;
. Описание походов к внедрению и развитию бизнес-процессов.
В первой главе приведено описание сети Интернет, проанализировано её
развитие и проведены параллели с развитием рынка электронной коммерции. Помимо
мирового рынка, проанализированы статистические данные, касающиеся России,
сделаны соответствующие выводы и дан прогноз о будущем Интернет-торговли.
Во второй главе описан процессный подход к управлению организацией и
приведены примеры бизнес-процессов Интернет-магазина на трёх уровнях:
управляющем, операционном и поддерживающем. В случае решения, основанного на
типовых системах или однородных функциях, также приведены схемы описываемого
бизнес-процесса.
В третьей главе проанализированы процедуры внедрения и развития
бизнес-процессов. В частности, критерии оценки эффективности бизнес-процессов,
этапы их внедрения и формат работ по оптимизации действующих процессов.
В заключении подведен итог проделанной работы, сделаны выводы по каждой
из глав и дана общая оценка описанных приёмов и решений.
Используемые
термины и обозначения
BP - Business Process. Рус.: БП - Бизнес-процесс.
Комплекс мероприятий, направленных на общую цель в виде создания
конкретной продукции или услуги. Любой бизнес-процесс можно отнести к одному из
трёх основных типов: управляющий, основной (операционный), поддерживающий.
BP Modeling - Business Process Modeling. Моделирование бизнес-процессов.
Моделирование бизнес-процессов реальной или гипотетической организации.
Построение моделей, включающих в себя описание деятельности данной организации
для последующего анализа и доработки. Данные модели позволяют проводить
достаточно глубокий анализ должностной структуры организации, формировать
требования к используемым системам и предоставляют наиболее комплексный взгляд
на текущую деятельность.
BPM - Business Process Management. Управление бизнес-процессами. Подход к организации деятельности
предприятия через приведение бизнес-процессов к клиент-ориентированному виду.
Позволяет добиться достаточной эффективности и регламентированной деятельности
компании при сохранении гибкости и прозрачности работы сотрудников. Под BPM подразумевается не разовая
деятельность, а регулярная работа над действующими бизнес-процессами
организации с целью их доработки и улучшения.
Глава 1.
Обзор рынка электронной коммерции
Интернет магазин - один из способов ведения коммерческой торговой
деятельности, а значит, является одним из видов электронной коммерции.
Электронная коммерция, в свою очередь, тесно связана с пользованием услугами
сети Интернет. Представление о развитии Интернет-магазина можно получить,
проанализировав статистические данные, касающиеся рынка электронной коммерции и
развития сети Интернет как основного инструмента в её организации.
Интернет представляет собой глобальную систему взаимосвязанных
компьютерных сетей, объединенных по протоколу TCP/IP. На
базе Интернет реализовано множество решений самой разнообразной направленности,
от защищённых оборонных средств до развлекательных сайтов. На сегодняшний день,
количество пользователей всемирной паутины превысило 2 млрд. человек.
Посмотрим на график, описывающий уровень проникновения сети Интернет в
мире по данным International Telecommunications Union[14]:
Рисунок
1. Проникновение сети Интернет по результатам анализа ITU[14]
На основе этих данных можно сделать несколько важных выводов: прежде
всего, тенденция роста проникновения сети Интернет остается неизменной. Кроме
того, среднее значение проникновения Интернет по миру уже превысило 30%. Это
означает, что каждый третий житель планеты имеет доступ к сети Интернет и
пользуется им.
По мнению экспертов, основной сдерживающий фактор для дальнейшего роста
российской Интернет-торговли - распространенность сети Интернет. В контексте
данного утверждения показатели, касающиеся развития сети Интернет в России,
особенно примечательны.
Для того, чтобы охарактеризовать развитие сети Интернет в России,
необходимо провести некоторую аналитику статистических данных, касающихся
данной сферы. При дальнейшем анализе будут использоваться материалы следующих
агентств: РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций)[11], TNS -
международная исследовательская группа[12], ФОМ (Фонд Общественное мнение)[17],
Яндекс.Компания[16].
Проникновение сети Интернет в России по сравнению с остальным миром
наиболее показательно демонстрирует следующая таблица, составленная членами
РАЭК на основе данных TNS и
ФОМ в 2011 году:
Рисунок
3. Количество пользователей сети Интернет по данным РАЭК.
- данные TNS
- данные ФОМ
Часть данных была приведена на основе линейной аппроксимации данных
социологических опросов прошлых лет с учётом темпа роста области и
распределения текущих значений.
По данным TNS, уровень
проникновения Интернета в России равен 65%, по данным ФОМ - 50%. Расхождение в
результатах связано с разными технологиями оценки: участниками социологического
опроса TNS являлись жители городов с населением
более 100 тысяч человек в возрасте от 12 лет, а у ФОМ - люди, достигшие 18 лет,
независимо от места своего проживания.
Тем не менее, даже на основе столь разнящихся данных можно сделать вывод
о явном преодолении порога в 50%, особенно если учитывать, что оба варианта
исследования обошли вниманием группу пользователей в возрасте от 12 до 18 лет
из небольших российских городов.
И так, стало ясно, что Интернетом в России пользуются достаточно много и
широко, однако следует понять, как распределен процент пользователей по городам,
и как классифицируется рост данной сферы. Эту информацию можно получить из
таблицы проникновения сети Интернет в России и Москве за 2010 год по данным
РАЭК.
Рисунок
4. Проникновение сети Интернет в России и Москве по данным РАЭК[11]
Если сравнить результаты анализа рынка 2011 и 2010 годов, станет ясно,
что темпы роста оправдывают ожидания аналитиков, однако разрыв между столицей и
остальными российскими городами остаётся достаточно большим.
Чтобы понять, как развиваются города России за исключением Москвы,
воспользуемся данными о распределении новых пользователей сети Интернет по
городам:
Рисунок
5. Распределение новых пользователей сети Интернет по городам России по данным
РАЭК[11]
Как видно из диаграммы, ситуация стремится к равномерному распределению,
и российские города достаточно быстро догоняют столицу по показателям
пользования сетью Интернет.
Вывод - уровень проникновения сети Интернет по-прежнему растёт, однако
теперь развитие направлено, в первую очередь, на развивающиеся страны. В
частности, каждый третий житель Земли сегодня имеет доступ к Интернету, а в
России - каждый второй. В России же развитие сети Интернет направлено, в первую
очередь, на регионы. Это делает Интернет отличным инструментом в руках
Компаний, активно развивающих свой сервис в регионах.
.1 Рынок
электронной коммерции
Электронная коммерция (e-commerce) является частью экономики, в
которой процедуры оплаты товаров и услуг реализованы с использованием электронных
систем и сетей.
По результатам исследований большинства независимых изданий[13], основная
часть Интернет-ресурсов связана с коммерческой деятельностью. В данном случае
понятие коммерческой деятельности подразумевает не только непосредственную продажу
товаров и услуг с использованием сети Интернет, но и окружающие коммерческую
деятельность функции, такие как:
· Платная реклама на информационных ресурсах;
· Продвижение продаваемых партнёром товаров и услуг (в данном
случае имеется ввиду отказ от прямой рекламы);
· Маркетинговые исследования;
· Сервисы по работе с коммерческими порталами и пр.
Также можно классифицировать электронную комменрческую деятельность на
основе участников. Участники бывают трёх категорий: бизнес (B), потребитель (C), государство (G). Интерес представляют
основополагающие для Интернет-магазина виды деятельности:
|
Business
|
Customer / Citizen
|
Government
|
Business
|
B2B
|
B2C
|
B2G
|
C2B
|
C2C
|
C2G
|
Government
|
G2B
|
G2C
|
G2G
|
B2B: бизнес - бизнес. Предоставление
услуг одной организацией другой. Основными плюсами, основанными на электронной
составляющей бизнеса, являются прозрачность и оперативность проводимых
операций, позволяющие упростить взаимодействие на разных этапах сделки.
Интернет-магазин в данном случае может состоять в партнерских отношениях с
электронными торговыми площадками, информационными порталами, на которых можно
разместить рекламу, интерактивными порталами, располагающими базами посетителей
для последующей аналитики и другими организациями, выступающими в роли
покупателя товаров и услуг (например, оптовые заказы).
B2C: бизнес - потребитель. Случай, в
котором организация базирует свою деятельность на взаимодействии с
потребителем. Клиент получает ускоренную и удобную процедуру выбора товара,
продавец товаров или услуг - расширенные средства аналитики потребительского
спроса и пониженные барьеры входа на рынок. В рамках данного вида реализуется
основная деятельность подавляющего большинства Интернет-магазинов: продажа
товаров и услуг массовому потребителю.
Рынок электронной коммерции стремительно развивается, и темпы его роста
только увеличиваются. По результатам исследований eMarketer[23], Forrester Research[20], ComScore[21], yStats[22] и Goldman Sachs[24], объём
рынка электронной коммерции за последние годы может быть охарактеризован
следующими данными:
· 2009 год. Объём - $572 500 000 000. Рост - 18,3%;
· 2010 год. Объём - $680 600 000 000. Рост - 18,9%;
· 2011 год. Объём - $820 500 000 000. Рост - 19.4%;
· 2012 год. Объём - $993 600 000 000. Рост - 21.1%.
Рассмотрим отчёт, содержащий данные об объёмах продаж Amazon.com[19]. Ось
абсцисс описывает года, в рамках которых проводится исследование. Ось ординат -
объём продаж, выраженный в миллиардах долларов США.
Рисунок
6. Интернет-продажи Amazon за 2001 - 2012 годы в млрд$. Amazon annual
reprorts[19]
Рынок электронной коммерции в России характеризуется высоким темпом
роста, выше среднего по миру: 28%. Это в 9 раз больше темпа роста ВВП (3,5%).
Что особенно примечательно, данный показатель продолжает колебаться в диапазоне
25 - 30%, что подразумевает дальнейшее активное развитие рынка электронной
коммерции.
Российский рынок электронной коммерции сильно отстаёт от мировых лидеров,
однако, в контексте развития и популяризации сети Интернет, не стоит
недооценивать важность темпов роста данного рынка.
В 2012 году на долю e-commerce пришлось 2.2% российской розничной
торговли. Для сравнения, в 2011 году данный показатель равнялся 1.5%. По
прогнозам экспертов РАЭК, к 2015 году доля e-commerce достигнет
4.5% от российской розничной торговли.
На таблице ниже представлены данные, описывающие российскую аудиторию
сети Интернет за 2003 - 2013 годы. Таблица составлена на основе материалов
ФОМ[17] и предоставляет наиболее актуальные данные о сети Интернет в России:
Рисунок
7. Проникновение сети Интернет в России по данным ФОМ за 2013 год
На основе данных о темпе роста проникновения сети Интернет и развитии
регионов, можно сделать вывод о том, что развитие электронной коммерции
продолжится, темпы роста сохранятся, и направлено развитие будет, в первую
очередь, на регионы.
Именно поэтому e-commerce сейчас является основным двигателем
оптимизации алгоритмов доставки товаров, и многие крупные компании делают ставку
на развитие доставки товаров по всей России.
Вывод - сеть Интернет, как основополагающий инструмент ведения
электронной коммерции, сохраняет высокие темпы развития. Организации,
базирующие свою деятельность на электронной основе, непременно воспользуются
этим для выхода в регионы ввиду того, что Интернет-магазин является основным
инструментом для ведения и развития бизнеса, базирующегося на использовании
сети Интернет, и перспективы данного рода организаций - исключительно
позитивные.
1.2 Типовые
решения для ведения электронной коммерции
Любую систему можно отнести к front-office или back-office
категории. Прежде чем перейти к непосредственному разбору систем, стоит
разобраться, что подразумевается под этими понятиями.
Front-office - категория процессов,
информационных систем, программных решений, структурных единиц (по сути,
универсальный классификатор), определенная непосредственной близостью объекта к
конечному клиенту. Проще говоря, фронт-офисом допускается называть всё, что
может «увидеть» клиент. Примеры: сайт, контакт-центр, визитка, сотрудники
службы доставки, визитка.
Back-office - категория процессов,
информационных систем, программных решений, структурных единиц (по сути,
универсальный классификатор), определённая недоступностью объекта для клиента.
С ростом Интернет-магазина растут, в первую очередь, бэк-офисные структуры и
решения. Примеры: система управления складом, внутренний почтовый клиент,
бухгалтерия.
Неотъемлемая часть и лицо (а значит, фронт-офисное решение) любого
Интернет-магазина - его сайт. Как уже было сказано, с ростом Интернет-магазина
увеличивается количество используемых систем, в первую очередь - в сторону back-office решений. Появляются информационные системы по
управлению складом, заказом, клиентами, документами, данными и многим другим,
но одно есть всегда: сайт.
Сайт Интернет-магазина практически невозможен без Каталога товаров, для
которого необходима база данных. Исключением в данном правиле могут быть лишь
совсем малые организации, готовые работать с сильно ограниченным ассортиментом
посредством SaaS-решений. База данных по товарам должна регулярно обновляться и
содержать актуальные данные об остатках товара, что подразумевает тесную
интеграцию с системами складского учета. По аналогии, содержание одного сайта
превращается в работу с каскадом информационных систем.
.3 Анализ
функциональных возможностей и инструментов для ведения электронной коммерции
электронный коммерция интернет магазин
Сайт организации может быть создан на основе одной из CMS, адаптированных для Интернет-магазина.
На сегодняшний день существует множество решений, выбор среди которых должен
быть продиктован в большей степени пожеланиями технического специалиста, нежели
спецификой бизнеса. Мелкие организации при выборе CMS зачастую приоритезируют вопрос затрат, крупные -
адаптивности. Помимо CMS,
существует обширное поле самописных решений на PHP, ASP.NET, Ruby, Python и
надстройках на базе этих языков. В случае выбора в пользу самописных решений,
организация приобретает в гибкости, качестве, целостности сайта, однако
подвергается большим рискам ввиду ряда факторов, зависящих от создателей сайта.
Решения, относящиеся к бэк-офису, можно разделить на следующие категории:
ERP
системы. Enterprise Resource Planning - информационные системы управления
ресурсами предприятия, обеспечивающая управление ресурсами компании на базе
взаимной интеграции различных моделей данных в единую систему. Примеры ведущих ERP систем: SAP AG, Oracle
E-Business Suite, Microsoft Navision, Epicor, Sage, Infor, IFS, QAD, Lawson,
Ross, ABAS, Exact, Baan и пр. системы.
Customer Relationship Management -информационные системы управления
взаимодействиями с клиентами. Использование CRM системы позволяет аккумулировать мультиканальную
информацию о клиентах организации и их заказах, проводя верхнеуровневую
аналитику и планирование. Примеры CRM систем: Oracle Siebel CRM, Microsoft Dynamics CRM, SAP CRM, Zoho CRM, Salesforce, Sugarcrm, 1crm и пр.
BI
системы. Business Intelligence - информационные системы по
агрегированию и мониторингу бизнес-данных. Системы, ориентированные на помощь в
принятии управленческих решений. Целью подобных систем может быть накопление
важной информации и поддержания её актуальности для принятия конечного решения.
Помимо этого, осуществляется и мониторинг решений для последующего их анализа.
Примеры BI систем: Microsoft BI, Oracle BI Tools, SAP BI, IBM BI Systems и пр.
ECM
системы. Enterprise Content Management - информационные системы по
управлению информационными ресурсами организации. Примеры ECM систем: Oracle Enterprise Content Management Suite, Microsoft ECM, SAP ECM, IBM ECM, Directum ECM, Alfresco ECM, Jahia, Nuxeo 5, EOS SaaS ECM, eXo OS
ECM и пр.системы. Human Resource Management - информационные системы по
управлению персоналом организации. Направлены на поддержку HR-функции организации на разных этапах
работы сотрудника в компании, начиная с адаптации, заканчивая оценкой
показателей эффективности и посещаемости. Примеры HR систем: SAP HR, Oracle HR Management System, HRIS, OrangeHRM и пр. системы. Supply Chain Management - информационные системы по
управлению цепочками поставок. Ориентированы на оптимизацию снабжения
Интернет-магазина товаром, включая возможное производство товара. Подразумевает
не средство мониторинга логистических данных, но и прогнозирование продаж,
запасов и пополнений. Примеры SCM
систем: SAP SCM, Microsoft SPM, Oracle SCM, IBM SCM, Infor SCM и пр.
Глава 2.
Анализ бизнес-процессов при организации работы Интернет-магазина
В ходе проведенного обзора типовых решений для ведения электронной
коммерции и описания их функциональных возможностей, можно дифференцировать
инструментарий, доступный для ведения Интернет-торговли, на перечисленные в
предыдущей главе типы. Основываясь на этой информации, а также анализе
деятельности среднестатистического Интернет-магазина, можно выделить в
функционировании организации, занятой Интернет-торговлей, ряд бизнес-процессов,
в той или иной мере необходимых для поддержания деятельности и развития
компании.
Все бизнес-процессы можно разделить на три типа: управляющие,
операционные и поддерживающие. Не смотря на то, что в рамках отдельной
организации большинство бизнес-процессов являются взаимосвязанными, они легко
поддаются подобной категоризации.
Смысл её заключается в том, чтобы выделить основные критерии связи
процессов, правильно определить использование выходных данных одного процесса
другим и систематизировать работу над оптимизацией бизнес-процессов.
.1 Описание
процессного подхода
Прежде всего, стоит пояснить, что подразумевается под процессом. Процесс
являет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение определённого
результата. В частности, преобразование входных данных в выходные.
Большинство действующих российских организаций работают по принципу
функционального подхода (рассматривают деятельность организации относительно
потребности, для реализации которой и требуется выполнение обозначенных
функций), однако преимущества процессного подхода заставляют руководителей
смотреть в сторону BPM. Таким
образом, перевод организации на процессный подход к управлению становится
ключевым приоритетом как для крупных, так и малых игроков российского рынка (в
том числе, и электронной коммерции).
Общеизвестна применимость процессного подхода для крупного и устоявшегося
бизнеса, но касательно малого бизнеса однозначного ответа нет. Действительно
так, концепция, заложенная в понятие процессного управления компанией, в первую
очередь применима к крупному бизнесу, и для старт-апов имеет ряд подводных
камней.
Процессное управление организацией предполагает рассмотрение компании как
совокупности бизнес-процессов, относительно которых и выстраиваются слои
контроля, планирования и отчётности. Отличительной чертой процессного подхода
является клиент-ориентированность сервиса.
Каждый бизнес-процесс в подобном подходе должен отвечать требованиям
прозрачности, адаптивности и оценки эффективности. В целях повышения
эффективности, стоит выделить следующие атрибуты бизнес-процесса:
Ответственный - сотрудник, ответственный за конечный результат
бизнес-процесса и напрямую заинтересованный в повышении его эффективности.
Ресурсы - ресурсы, выделяемые для поддержки функционирования в рамках
бизнес-процесса и доступные для ответственного за бизнес-процесс.
Key Performance Indicators (KPI), Ключевые показатели эффективности - показатели, при
определении которых применительно к бизнес-процессу, можно сделать однозначный
вывод об эффективности деятельности сотрудников.
Клиент - сотрудник, подразделение, покупатель, любое лицо, являющееся
потребителем продуктов деятельности в рамках бизнес-процесса.
Входные данные - данные, являющиеся исходными для осуществления
деятельности. Входные данные могут быть результатом деятельности другого
процесса.
Выходные данные - результат выполнения бизнес-процесса.
Стоит также понимать, что бизнес-процессы отдельной организации связаны
между собой и могут содержать подпроцессы.
Пример: фотографирование товара является подпроцессов бизнес-процесса
подготовки информации для создания каталога интернет-магазина.
Организационная структура компании должна быть зарегламентирована.
Документ, описывающий структуру, необходим для описания деятельности в рамках
любого бизнес-процесса компании. На основе данных о должностях, существующих в
организации, строятся справочники для внутреннего пользования, проводятся
кадровые операции и прочие процедуры, имеющие непосредственное отношение к
сотрудникам. Помимо этого, непосредственно на основе задокументированной
организационной структуры моделируются бизнес-процессы и проводится
аналитическая работа по их оптимизации.
Рассмотрим взаимосвязь следующих сущностей: бизнес-процессы,
организационная структура, роли, должности и сотрудники. Каждый сотрудник
занимает одну должность (в исключительных случаях - работает по
совместительству), однако в бизнес-процессах используются не должности, а роли.
На одну роль могут претендовать различные должности, то бишь. В данном случае,
организационная структура помогает руководству и аналитикам определить не
только распределение обязанностей и компетенций, но и правильно распределить роли
в бизнес-процессах между должностями.
В случае же малого бизнеса, а именно - интернет-магазина, одна должность
может исполнять множество ролей. Чем больше компания и чем больше её оборот,
тем многояруснее и многочисленнее становится её организационная структура, и
тем более узконаправленными становятся существующие комбинации должности и роли
сотрудника. Так улучшается ротация кадров и уровень сервиса, однако теряется
гибкость всего предприятия и комплексность подхода участников.
.2
Управляющие бизнес-процессы
Роль управляющих процессов применительно к малому бизнесу заключается в
организации деятельности компании. Дополнительную важность данной роли придаёт
высокий уровень гибкости нового бизнеса, необходимость оперативной адаптации не
только под изменяющиеся внешние требования, но и потенциальную реструктуризацию
самого предприятия. Ввиду вышеупомянутых факторов, организация бизнес-процессов
управления и контроля текущей деятельности организации на раннем этапе
приоритезирует адаптивность, соответствующим образом выстраивая
функционирование в рамках включенных бизнес-процессов.
Входом для большинства активностей управляющих бизнес-процессов являются
данные, собранные по результатам отчётности. В некоторых случаях могут
использоваться и данные аналитики - например, при оптимизации бизнес-процессов.
Есть ряд проблем, связанных с описанием деятельности в рамках управляющих
бизнес-процессов:
В случае малой организации, приоритетным является описание операционной
деятельности компании, так как именно она будет подвержена наибольшим
изменениям при входе на рынок, и именно в операционной деятельности молодой
компании необходим контроль. Управленческие же решения в случае малого бизнеса
мало поддаются регламентированию, и часто являются результатом индивидуального
решения предпринимателя.
В случае же крупной компании, управленческая среда закрыта для
бизнес-анализа, и, более того, обычно не подвергается оптимизации и
переработке.
2.2.1
Планирование и управление
Цель данного бизнес-процесса - обеспечить должный уровень планирования и
управления организацией. Деятельность в рамках процесса основывается на данных,
полученных в результате анализа текущих транзакций. Регламентировать же
деятельность планирования и управления представляется мало возможным ввиду
высоких требований к гибкости данного процесса, равно как и описать процесс
принятия управленческих решений.
Тем не менее, можно выставить ключевые критерии, согласно которым
потребуется выстраивать деятельность в рамках управления малым бизнесом:
· Оперативность принятия решений
· Адаптивность к рынку
Зачастую входные данные для планирования и управления берутся из
результатов деятельности в рамках процесса отчётности, а именно - бухгалтерские
и экономические отчёты о деятельности предприятия.
Требования к предоставляемым в рамках процесса отчётности данным,
соответственно, предоставляют ответственные за планирование и управление.
.2.2
Контролирующие функции
Бизнес-процесс Контроля организации. Помимо планирования и управления
предприятием, внимания заслуживает также и аспект контроля текущей
деятельности. Функционирование в рамках данного процесса основывается на
стратегии, заложенной в области планирования и управления.
Цель же данного бизнес-процесса - обеспечить должный уровень контроля
текущей деятельности на основе анализа KPI и приоритетов компании. Показатели эффективности
различных бизнес-процессов, в зависимости от приоритетов, определяемых на
уровне планирования и управления, могут меняться, а вместе с ними будет
меняться и контролирующая функция.
Пример: после получения критической массы клиентов, руководство принимает
решение о повышении качества их обслуживания. Таким образом, необходимо
пересмотреть приоритеты части процессов: вероятно, увеличить среднее время
диалога с клиентом ценой среднего количества обрабатываемых за сутки заказов.
Или перераспределить трудозатраты, перебросив часть сотрудников с обеспечения
безопасности на контроль работы доставки.
На раннем этапе развития компании важно получить достаточный для
последующего анализа объём транзакций с наименьшими затратами и рисками.
Так как операционные бизнес-процессы непосредственно участвуют в
производстве конечных услуг, с их помощью можно проследить ценообразование
производимого продукта.
Пример: насколько потребуется повысить цену конечного продукта в случае
доставки клиенту нескольких размеров заказываемой одежды в целях примерки?
Для ответа на этот вопрос потребуется посчитать не только новую цену
доставки, но учесть и процессы пополнения склада, усложнение процедуры вывода
товара со склада, необходимость доработки документооборота внутри компании и
разработать упрощённые процедуры возврата товара на склад.
.3.1
Подготовка Каталога
Определяет ассортимент интернет-магазина для клиента. Как известно,
процессный подход предполагает клиенто-ориентированный сервис, и в сфере
электронного бизнеса процессы приоритезируются «от клиента» - наиболее важен
тот, который ближе к потенциальному покупателю.
В рамках данного процесса рассматривается функционал фотографирования
товаров, сбора и(или) генерации описания для ассортимента и размещение данной
информации на сайте.
Пример: на рисунке 7 представлен возможный бизнес-процесс подготовки
информации по товарам Интернет-магазина. Из рисунка видно, что Интернет-магазин
обладает складом товара, генерирует собственный фото-контент и использует
внутреннюю базу данных товаров.
В таком случае, деятельность в рамках данного бизнес-процесса проходит по
следующей схеме:
· Ответственный за бизнес-процесс поручает ответственным за
подпроцессы составление документации, описывающей необходимую в рамках их зоны
ответственности деятельность и результаты;
· Ответственные за подпроцессы проводят тендеры на необходимых
подрядчиков;
· Параллельно протекают следующие две ветки бизнес-процесса:
· Описание товара:
o Формируются шаблоны для описания размещаемого на
Интернет-сайте товара;
o Шаблоны заполняются необходимой и актуальной для продажи
товара информацией;
· Фотосъёмка товара:
o Товар выделяется со склада и доставляется в место, отведенное
для фотосъёмки;
o Фотограф проводит фотосъёмку товара, размещаемого на сайте
Интернет-магазина;
o Ответственные за фотографии сотрудники проверяют качество
полученных фотографий;
o Отснятый товар возвращается на склад;
o Утверждённый фотоматериал обрабатывается фотографом и
передается Интернет-магазину для дальнейшего использования;
· Сформированные описания товаров и фотографии загружаются в
используемую организацией информационную систему. Как один из вариантов - сразу
на Интернет-сайт;
· Сформированные объекты товаров прогуржаются на сайт и
становятся доступны клиентам;
·