Организация единого технологического процесса функционирования баз и складов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    388,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация единого технологического процесса функционирования баз и складов

"Организация единого технологического процесса функционирования баз и складов"

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей характеристикой современной жизни является динамичность происходящих в ней процессов. Скорость изменений и неопределенность перспектив будут возрастать и дальше. Для того чтобы адаптироваться к этим закономерностям общественного развития и успешно использовать их для развития личности человека, в том числе и в его профессиональной сфере, необходимо новое мышление.

Одним из самых перспективных направлений современного предпринимательского мышления является логистика, которая изучает и оптимизирует потоки. Понятие потока отражает динамику происходящих изменений и объединяет, связывает участников общественной жизни.

Каждое предприятие является звеном в системе движения потоков товаров и услуг к потребителям. Движение потоков может быть успешным тогда, когда налажены взаимоотношения между всеми участниками процесса создания, распространения и потребления. Взаимопонимание, кооперация, объединение усилий предприятий возможны только на основе понимания того, что существует общая цель деятельности - удовлетворение потребностей покупателей.

Такой подход применим не только к деятельности предприятий, но и к каждому специалисту, выполняющему свои профессиональные функции. Более того, к деятельности каждого человека, участвующего в любых социальных процессах.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Логистика является мощным источником получения конкурентных преимуществ. Укажем лишь некоторые из них:

·              снижение затрат в результате оптимизации движения экономических потоков как внутри, так и за пределами фирмы;

·              повышение эффективности использования ресурсов (материальных, информационных, финансовых, кадровых) за счет согласованности действий подразделений внутри фирмы и взаимодействия фирмы с партнерами;

·              повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции от замысла до потребителя

Таким образом, изучение логистики и в частности одной из ее важнейших звеньев - складской системы, является актуальной проблемой.

Целью данной работы является изучение организации единого технологического процесса функционирования баз и складов на примере ООО Торговый Дом "Библио-Глобус".

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- изучение теоретических концепций, связанных с продвижением товаров от производителя к потребителю;

-        анализ роли и значение складов в логистическом процессе;

-        анализ особенностей складской логистики;

-        проведение анализа на примере ООО Торговый Дом "Библио-Глобус";

-        исследования путей совершенствования складской логистики предприятия.

логистика склад база экономический

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Активное использование логистики в годы Второй мировой войны как науки о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск показало ее огромные возможности, поэтому в 1950-е годы из военной сферы логистика начала проникать в сферу бизнеса.

Логистика как экономическая наука возникла в ответ на возросшие скорости изменений, происходящих в социальной среде, постоянное усложнение взаимосвязей с окружающей средой, необходимость все более точно реагировать на эти изменения. В практической деятельности и в науке возникли новые направления, связанные с управлением процессами непрерывных изменений.

Появилась новая экономическая категория, отражающая современную реальность, характеризующуюся непрерывностью изменений, сливающихся в поток. Категория потока и стала базовой для логистики. С учетом непрерывности происходящих изменений следует говорить о согласовании непрерывного потока действий. Логистика рассматривает поток изменений и стремится к его регулированию на всем его протяжении - от закупки ресурсов для бизнес-деятельности до потребления произведенной продукции ее покупателями.

Итак, логистика изучает не ресурсы (материальные, финансовые, информационные), а их движение в пространстве и во времени. Под движением понимается непрерывное изменение состояния ресурсов - их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т.д.

При традиционном подходе управление каждым предприятием или его структурным подразделением, через которые проходит поток, осуществляется обособленно и задача оптимизации управления параметрами сквозного потока не ставится. В этом случае отдельные улучшения на пути движения потока, которых добивается какое-то предприятие (подразделение), могут не только не получить своего дальнейшего развития, но и быть разрушены. Таким образом, результирующие показатели движения потока (скорость, стоимость, качество составляющих его единиц и т.д.) в точке поступления его к потребителю складываются случайно и поэтому далеки от оптимальных (см. рис. 1).

Рис. 1. Традиционный подход к управлению

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. При этом выстраивается необходимая последовательность, согласованность и взаимоувязка действий различных предприятий (подразделений), участвующих в едином потоке движения товаров (услуг) к потребителям: от возникновения идеи товара к его производству, распределению, продаже, послепродажному сервису и потреблению. То есть выстраивается логистическая система управления сквозными потоками (см. рис.2).

Рис. 2. Логистический подход к управлению

В логистической системе управления происходит согласование отдельных процессов, осуществляемых предприятиями-участниками единого интегрированного потока. При этом управленческие функции выполняются предприятиями самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий - оптимизация потока как единого целого для наиболее полного удовлетворения требований его потребителя.

Логистика рассматривает все этапы планирования, создания, обращения и потребления продуктов как единый процесс движения товаров, финансов, информации и труда. При таком подходе экономический поток прослеживается на всем его протяжении для того, чтобы в точке его поступления к потребителю получить наиболее эффективные результаты.

В развитии логистики как экономической науки можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Концепция общих затрат (до 1950-х годов)

Первоначальное применение логистики ограничивалось перемещением материалов при снабжении ими предприятий. Здесь принципы логистики использовались для взаимоувязки, согласования складских и транспортных потоков. Были заложены основы единого подхода к управлению потоками, проходящими через несколько хозяйственных субъектов. В результате был получен существенный экономический эффект, выражавшийся в снижении затрат. На этой основе сформировалась концепция общих затрат, смысл которой заключается в следующем: можно так перегруппировать затраты между экономическими объектами, что будет обеспечено снижение их общего объема, несмотря на возможное увеличение издержек отдельных структур.

Концепция общих затрат стала основой для развития методологии логистики.

Однако на данном этапе не уделялось должного внимания запросам конечных потребителей, качеству их обслуживания, оптимизация потоков ограничивалась отдельными участками их движения.

Этап 2. Концепции взаимных компромиссов (1950-1980-е годы)

Развитие логистики шло в направлении углубления концепции общих затрат. Если раньше она была ориентирована на минимизацию издержек, то в дальнейшем возобладал другой подход - извлечение максимальной прибыли.

Расширилась сфера применения логистики - она все больше стала использоваться при оптимизации связей между предприятиями. Например, дизайн упаковки продукции разрабатывается производителем с учетом эффективного использования транспортных средств на всех стадиях перемещения продукции. Такой подход привел к развитию концепции взаимных компромиссов.

На первом этапе основные достижения логистики относились к оптимизации складского и транспортного хозяйства. Позднее в 1970-е годы, появились логистические производственные системы, такие, как "Just in time", "Kanban", MRP, DRP, решающие проблемы сокращения запасов, улучшения использования оборудования, своевременной доставки заказов.

Дальнейшее развитие рынка, появление теории маркетинга позволили сформулировать цель логистической оптимизации - удовлетворение требований потребителей. Все большее внимание уделяется сервисным функциям, в первую очередь сервису поставок продукции, т.е. сфере распределения.

Возникла концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая стала одной из основных предпосылок для перехода логистики на новый, интегральный этап развития.

Этап 3. Концепция общей ответственности (с 1990-х годов)

Основной смысл интегрального этапа развития логистики, или интегральной логистики, заключается в том, чтобы оптимизировать управление не только материальными, но и всеми другими видами экономических потоков (финансовыми, информационными, трудовыми, сервисными) на всех стадиях их движения (снабжение, производство, распределение, потребление). При этом учитываются не только экономические параметры оптимизации, но и социальные, экологические, политические.

При интегральном подходе критерий максимизации прибыли заменяется критерием оптимального соотношения выгод и затрат. Такой подход получил название концепция общей ответственности.

Реализация на практике логистических концепций стала возможной благодаря революции в информационных технологиях. Информационно-компьютерные технологии обеспечивают управление сложными экономическими объединениями с учетом интересов всех их участников. Развитие электронного обмена данными позволяет участникам логистических систем беспрепятственно получать информацию от партнеров, в том числе в режиме реального времени. Информация в электронной форме стала важнейшей составляющей бизнеса.

Современный рынок характеризуется тем, что на нем могут эффективно действовать только те фирмы, которые предоставляют потребителям уникальный набор услуг. В связи с этим логистика развивается как сфера деятельности, обеспечивающая повышение качества услуг посредством наиболее полного их соответствия ожиданиям потребителей.

Логистика вносит свой вклад в развитие партнерских отношений, формирование культуры предпринимательства. Дальнейшее развитие получает концепция компромиссов, которая обеспечивает возможность вести бизнес с партнерами по принципу: "Вместе мы добьемся лучших успехов!"

Этапы развития логистики сопровождались возникновением научных школ. На первом этапе преобладала аналитическая школа логистики, которая основное внимание уделяла экономико-математическим моделям управления материальными потоками.

Затем получила развитие маркетинговая школа, которая ориентируется в управлении материальным потоком на требования потребителя, на точный учет спроса, быстрое реагирование на него.

В последнее время быстро развивается интегральная школа логистики, главным направлением которой стала интеграция усилий партнеров (включая потребителей) на основе наиболее точного учета их интересов для получения взаимных выгод.

Рассмотрим стадии развития логистики на уровне отдельного предприятия:

1 первая стадия - логистика охватывает хранение и транспортировку товаров. Цель - сократить затраты на содержание товарных запасов;

2 вторая стадия - добавляются централизованная обработка заказов и обслуживание потребителей Цель - сократить затраты не только на содержание товарных запасов, но и на их подготовку к продаже;

3 третья стадия - добавляется прогнозирование сбыта (продаж) на основе систем учета реализации в режиме реального времени. Цель - минимизировать запасы, повышая при этом уровень обслуживания путем исключения случаев отсутствия требуемого товара в продаже;

4 четвертая стадия - внедрение интегрированной логистической системы, охватывающей весь процесс - от получения заказа потребителя до продажи товара.

Как правило, уже на начальных стадиях внедрения логистики фирма оказывается перед сложной проблемой взаимодействия с партнерами. Например, на стадии сокращения запасов товаров путем оптимизации графика завоза требуется договориться об этом с поставщиками. Следовательно, применение логистики не может дать необходимый эффект, если она не будет выходить за рамки отдельного предприятия, не распространится на всю цепочку движения.

 

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи; использование транспортных средств и издержек обращения.

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения поступивших в них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально оборудованных местах для содержания запасов существует на всех стадиях материального потока, начиная от первичных источников сырья (например, склады бумаги) и кончая складированием готовой продукции в процессе ее продажи конечным покупателям (склады книжных товаров в книжных магазинах).

Складское хозяйство создается с целью приема материального потока с одними параметрами (размерными, качественными, временными), его переработки, накопления и выдачи с другими параметрами установленному потребителю.

Таким образом, на склады, как и на другие звенья логистических цепей, распространяется логистическое правило "семи Н": обеспечить необходимого потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

Современный склад - это сложная система. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая формирует требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее функционирования. В связи с этим склад рассматривается в логистике не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Именно такой подход позволит обеспечить эффективность деятельности не только конкретного склада, но и всей логистической цепи, в которой он действует.

Основное назначение склада - размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

·              преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом; Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый, ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т. д. (рис. 3,4).


·              складирование и хранение. Эти функции позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

·              консолидация (объединение) и транспортировка грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

·              предоставление услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.).

Поскольку склады создаются на разных участках логистических цепей, в фирмах разного масштаба и профиля деятельности, существует большое разнообразие их видов. Классификация складов проводится по разным признакам. Так, например, по принадлежности различают склады индивидуального пользования и коллективные, по характеру товаров - производственного назначения и товаров конечного потребления; по уровню автоматизации процессов - автоматизированные, комплексно-механизированные, механизированные, немеханизированные и т.д.

Консолидация грузов происходит тогда, когда на складе формируется отправка, состоящая из продукции нескольких поставщиков и предназначенная нескольким заказчикам, расположенным в одной географической точке. Склад как бы "вбирает" в себя материальные потоки, поступающие от производителей, и выдает их в форме крупных отправок. Например, партии, подобранные по заказам нескольких магазинов, расположенных в одном городе, формируются в одну отправку, доставляемую одной автомашиной. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов.


Разукрупнение предполагает доставку товаров от одного производителя нескольким заказчикам в соответствии с их заказами. Этот вариант в книжном деле характерен для складов издателей. Они обеспечивают возможность получателю закупить продукцию в нужном ему объеме.

Формирование ассортимента складывается из операций по накоплению товаров разных производителей для выполнения заказов широкого ассортимента, поступающих от многочисленных предприятий розничной торговли. Выгоды такого распределительного центра проявляются в экономии затрат как производителей, так и получателей.

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне, поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает (рис. 6): снабжение запасами, контроль за поставками, разгрузку и приемку грузов, внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов, складирование и хранение грузов, комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку, транспортировку и экспедицию заказов, сбор и доставку порожних товароносителей, контроль за выполнением заказов, информационное обслуживание склада, обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Рис 6. Схема логистического процесса на складе

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами

Услуги, оказываемые складами, не всегда напрямую ведут к сокращению затрат. Иногда затраты могут расти, но при этом повышается уровень сервиса покупателей (сокращаются сроки выполнения заказов, расширяется ассортимент, исключаются случаи отсутствия товаров в продаже и т.д.), что в конечном итоге приводит к повышению эффективности логистической системы, пользующейся услугами склада.

Рассмотрим организацию единого технологического процесса функционирования складов на примере ООО "Библио-Глобус".

ООО Торговый Дом "Библио-Глобус" - универсальный трехуровневый книжный магазин, предлагающий покупателям до 7 миллионов разнообразных товаров отечественных и зарубежных предприятий: книги, журналы, газеты, альбомы, атласы, плакаты, карты, календари, марки, канцелярские товары, мультимедийные издания, монеты, сувениры.

Миссия Торгового Дома "Библио-Глобус" - просветительство. Все, что издается в России, должно быть представлено в Торговом Доме "Библио-Глобус".

В магазине можно приобрести как массовые, так и раритетные издания, сохранившиеся в единичном экземпляре, - антикварные, подарочные, библиофильские, эксклюзивные книги. В Торговом Доме проводятся выставки, литературные встречи, театральные представления, концертные программы, конференции, семинары. Магазин, ведущий свою историю с 1957 г., сегодня стал местом встречи писателей, поэтов, литературных критиков, художников, артистов, ученых, политиков. Он занимается серьезной клубной работой. Здесь успешно действуют шахматный, философский, краеведческий, детский и клуб любителей книги "Дядюшка Библио-Глобус". Торговый Дом "Библио-Глобус" оказывает до 20 видов дополнительных услуг, в т.ч. on-line обслуживание клиентов, формирование библиотек, прием предварительных заказов и книг на комиссию, курьерская доставка товара, переводческие, нотариальные, туристические, полиграфические, фото-услуги. Ежедневно в магазин приходят свыше 12000 покупателей. По оценкам зарубежных экспертов, уровень продаж ТД превышает или находится на уровне лучших книжных магазинов Европы и США.

В 1996 году в эксплуатацию введена компьютерная сеть, позволившая создать программный продукт, обеспечивающий единое информационное пространство в ТД "Библио-Глобус". Создан центр информационного и программного обеспечения для обслуживания экономических, информационных и коммерческих задач предприятия. Наличие информационной библиографической базы данных позволяет оперативно работать с издательствами, библиотеками, школами и др. потребителями печатной продукции, составлять прайс-листы по различным отраслям знаний.

Однако об уровне развития логистики можно судить, сравнив ТД "Библио-Глобус" с похожим по масштабам германским (Лейпциг) книжным магазином. Высокий уровень логистики товародвижения позволяет германскому магазину поддерживать широкий ассортимент - 100 тыс. названий книг ("Библио-Глобус" - 50 тыс. названий), работая всего лишь с семью поставщиками ("Библио-Глобус" - 1500), не используя при этом складские помещения ("Библио-Глобус" вынужден иметь значительные складские площади).

Казалось бы, достаточно учитывать интересы партнеров - и проблема оптимизации движения товаров решена. На самом деле добиться логистической оптимизации не так просто. Рыночная экономика предполагает огромное разнообразие и свободу выбора самостоятельными предприятиями концепций их деятельности, используемых технологий. Более того, конкурентное преимущество фирмы - это и есть уникальное сочетание каких-то качеств и свойств. Следовательно, логистическая оптимизация, не разрушая конкурентных преимуществ и уникальных достоинств каждого предприятия, должна обеспечить "связывание границ" разных и самостоятельных субъектов рынка. В некоторых публикациях вместо образного выражения "связывание границ" используются термины "сопряженность", "ликвидация разрывов", "оптимизация стыков".

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Основные стадии продвижения товаров внутри ТД "Библио-Глобус" представлены на рис. 7. Для того чтобы обеспечить оптимизацию стыков внутри фирмы, логистика должна регулировать противоречия в деятельности подразделений исходя из общей цели деятельности (миссии) фирмы. Чтобы ликвидировать разрывы в деятельности фирм, участвующих в процессе движения товаров к потребителям, следует исходить из критерия общей пользы, которую все они должны обеспечить конечному потребителю.

Как показало исследование, мощность трех основных подразделений, осуществляющих физическое движение товаров, неодинакова. Наибольшей мощностью обладает отдел приема. Если принять его пропускную способность за 100%, то мощности склада и торгового зала составят соответственно 60 и 50%. Следовательно, в цепи товародвижения имеется "узкое место" и им является торговый зал. Таким образом, именно этому критическому ресурсу необходимо уделить внимание с целью изыскания возможностей увеличения его мощности.

Рис. 7. Продвижение книжных товаров в ТД "Библио-Глобус"

Как мы видим на рис. 7, торговый зал непосредственно связан с покупателями, поэтому часть проблем торгового зала вызвана проблемами покупательских потоков. Интенсивность покупательского потока в значительной мере зависит от качества ассортимента торгового предприятия и уровня обслуживания. Чем они выше, тем больше покупателей. Книжный магазин может в очень ограниченной степени повлиять на колебания покупательских потоков по часам торговли и сезонным периодам. Например, путем премиальных скидок для тех, кто делает покупки в часы их наименьшей интенсивности. Или же путем рекламной кампании, призывающей делать покупки учебников заранее, а не в дни ажиотажного спроса. И все же покупатель приобретает книги, когда ему удобно, поэтому работники торгового зала должны приспосабливаться к характеру покупательских потоков. Следовательно, одним из основных направлений оптимизации стыка "торговый зал - покупатель" было признано совершенствование движения продавцов в течение рабочего дня. Имеется в виду следующее:

o     колебаниям покупательского потока должны адекватно соответствовать колебания численности продавцов, занятых обслуживанием в торговом зале (больше посетителей - больше продавцов и наоборот);

o     освобождение продавца от технических операций. Как показала практика, это мероприятие может повысить реализацию на 25 %. В первую очередь продавец был освобожден от операций заказа книг со склада;

o     рационализация распределения продавцов по секциям с учетом широты ассортимента, покупательского потока в каждой секции, особенностей работы с разными видами книжных товаров, количества покупок и т.д.;

§   повышение квалификации продавцов. Были выявлены два вида основных услуг, оказываемых продавцами покупателям: продажа книг и сопутствующие этому основному процессу услуги. Высококвалифицированный продавец сочетает в себе эти две направленности, что дает ему возможность продавать много при высоком качестве сопутствующих услуг (информирования покупателей, индивидуального подхода, приема предварительных заказов и т.д.).

После того как были выявлены пути оптимизации торгового зала, необходимо уделить внимание оптимизации стыка "склад - торговый зал". Здесь основным направлением логистической оптимизации должно быть признано совершенствование "автодозаказа", т.е. системы компьютерного заказа, основанной на поэкземплярном учете продаж каждого названия. В требуемый момент компьютерная система сообщает складу потребность торгового зала в определенном количестве экземпляров. Это освобождает продавцов от необходимости делать заказ вручную, позволяет избегать ошибок в заказах, ускоряет процедуру выполнения заказов и приема книг в торговом зале.

Схема управления запасами в ТД "Библио-Глобус" основана на компьютерном учете реализации и автоматическом заказе. Точку заказа (нормативное количество экземпляров в запасах) для каждого названия определяют внутренние менеджеры с учетом реального или прогнозируемого спроса. По достижении этой точки книга автоматически заказывается компьютерной системой на складе магазина или у поставщика.

Нормативное количество экземпляров книжных товаров в запасах торгового зала и склада рассчитывается таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойность нахождения книг в продаже. Если книга отсутствует в продаже, то спрос покупателя не будет удовлетворен, т.е. он уйдет недовольный, а магазин не получит прибыли от несостоявшейся продажи. Многие книги, представленные в ассортименте "Библио-Глобуса", пользуются переменным спросом, поэтому величина их запасов должна меняться. Когда спрос растет, нормативное количество экземпляров в запасах должно увеличиваться. Если спрос на книгу падает, то, наоборот, ее запасы можно снизить.

К сожалению, запасы необходимо увеличивать, потому что для некоторых поставщиков "Библио-Глобуса" велика вероятность нарушения графика поставок. Особенно важно не допустить отсутствия в продаже товаров, играющих важную роль в формировании прибыли книжного магазина. Логистические технологии быстрого реагирования позволяют значительно сокращать запасы, но далеко не все поставщики пока еще могут применять их в своей деятельности. Если бы срок оформления и доставки заказа в магазин можно было существенно сократить, то запасы книжных товаров размещались бы только в торговом зале. В этом случае складские помещения были бы не нужны, к тому же и в торговом зале размер запаса уменьшился бы, что дало бы возможность рациональнее организовать его размещение.

В ТД "Библио-Глобус" снижение товарных запасов можно достигнуть также за счет использования логистической технологии поставок "поставщик- торговый зал", которая не требует складских помещений. Однако на практике внедрение этой технологии ограничивается из-за того, что не все поставщики могут ее применять.

Если поставщик не выдерживает требуемой частоты поставки, то велика вероятность отсутствия книжных товаров в продаже. Крупные поставщики ("Столица-Сервис", "АСТ", "Питер-Маркет", "Корф у Сытина"), имеющие возможность поставлять книжные товары с требующейся Торговому Дому периодичностью, не могут обеспечить поставку такого широкого ассортимента, в котором нуждается "Библио-Глобус". Поэтому Торговый Дом ищет другие варианты снижения товарных запасов. Одним из них является организация склада магазина вне основного помещения "Библио-Глобуса". Этот склад будет проводить предпродажную подготовку книг тех поставщиков, которые не могут производить ее своими силами, а также оперативно пополнять запасы торгового зала.

Одновременно необходимо повышать требования к поставкам товаров. Большое количество мелких поставщиков, каждый из которых имеет свои особенности и требования, усложняет деятельность розничных предприятий. "Библио-Глобусу" необходимо, чтобы поставка товаров производилась в соответствии с логистической технологией "Точно в срок", книги имели полную предпродажную подготовку, доставка осуществлялась прямо в торговый зал, минуя склад магазина, обмен информацией происходил с использованием современных электронных систем связи и обработки данных и т.д. Это позволит сократить складские помещения, расширив торговые залы, высвободить работников, занятых на немеханизированных операциях предпродажной подготовки, увеличить при необходимости штат продавцов-консультантов, обслуживающих покупателей и т.д. Таким образом, от качества работы оптового звена в значительной мере зависит качество розничной торговли, а в итоге - качество обслуживания конечных покупателей.

Недостаток сервисных оптовых фирм можно восполнить, создавая свои собственные оптовые структуры. Эта структура должна решать следующие задачи:

· проведения регулярных маркетинговых исследований и сбора информации о товаров;

·              осуществления на их основе заказа продукции у поставщиков и доставки ее на склад фирмы;

·              подготовки продукции к розничной продаже в торговом зале самообслуживания (комплектование, упаковка, нанесение штрих-кодов, защитных меток);

·              обеспечения регулярной и своевременной поставки товаров в ТД "Библио-Глобус";

·              анализа продаж поставляемого ассортимента и совершенствования на этой основе его соответствия спросу конечных покупателей;

·              регулярных финансовых расчетов с поставщиками на основе ежедневных сведений о продажах.

При оптимизации стыка "поставщики - отдел приема ТД "Библио-Глобус" выявлены следующие проблемы:

· создаваемые поставщиками - несоответствие реально доставленного товара и товара, обозначенного в документах, по количеству; несоответствие выходных данных книг указанным в накладных и счетах-фактурах; завоз книг не по установленному графику, что неизбежно приводит к неравномерности входного потока;

·              внутренние - недостаточная площадь стоянки для автомашин, недостатки планировки и оборудования отдела приема.

Стык "поставщики - отдел приема ТД "Библио-Глобус" может быть оптимизирован путем:

· предварительного (до поступления книг) сообщения поставщиками информации (в электронном виде) и доставки образцов;

·              ужесточения требований к выполнению поставщиками графика завоза и правил документального сопровождения поставок;

·              рационализации планировки и оборудования отдела приема;

·              поставки товаров непосредственно в торговый зал, минуя склад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

В свою очередь, склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально оборудованных местах для содержания запасов существует на всех стадиях материального потока, начиная от первичных источников сырья (например, склады бумаги) и кончая складированием готовой продукции в процессе ее продажи конечным покупателям (склады книжных товаров в книжных магазинах).

Несмотря на то, что ООО Торговый Дом "Библио-Глобус" является одним из ведущих книжных магазинов на рынке, который внедрил в практику многие достижения логистики, необходимо дальнейшее развитие предприятия в этом направлении. Чтобы сохранить и усилить конкурентные преимущества ООО Торговый Дом "Библио-Глобус" была применена так называемая оптимизация стыков.

Анализ показал, что все точки стыка требуют оптимизации. Особое внимание было уделено исследованию стыка "склад-торговый зал". Анализ показал, что основным направлением логистической оптимизации должно быть признано совершенствование "автодозаказа". Это освобождает продавцов от необходимости делать заказ вручную, позволяет избегать ошибок в заказах, ускоряет процедуру выполнения заказов и приема книг в торговом зале.

Важной проблемой для ТД "Библио-Глобус" является значительный объем складских площадей при большом числе поставщиков, тогда как западный опыт свидетельствует о возможности сохранения ассортимента и роста эффективности системы при уменьшении числа поставщиков. Логистические технологии быстрого реагирования позволяют значительно сокращать запасы, но далеко не все поставщики пока еще могут применять их в своей деятельности. Если бы срок оформления и доставки заказа в магазин можно было существенно сократить, то запасы книжных товаров размещались бы только в торговом зале. В этом случае складские помещения были бы не нужны, к тому же и в торговом зале размер запаса уменьшился бы, что дало бы возможность рациональнее организовать его размещение. Таким образом, необходимо либо повышать требования к поставщикам, либо создавать собственные оптовые структуры.

Таким образом, логистическая оптимизация складской деятельности возможна не только при создании новых складов, но и при рационализации действующих. С одной стороны, требования клиентов к работе складов растут очень быстро, а с другой - организация складской деятельности на уровне достижений современной логистики дает возможность экономить значительные средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.              Гаджинский А.М. Логистика.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - 228 с.

2.       Есенькин Б.С., Крылова М.Д. Логистика в книжном деле. - М. : МГУП, 2002. - 334 с

.         Крылова М.Д. Логистика в книжном деле: конкретные ситуации - М. : МГУП, 2003. - 165 с

.         Роль складирования в логистической системе http://logist.ru/publication/dnews.pl?action=news&id=137

.         Система складирования как основа рентабельности работы склада http://www.logist.ru/publication/dnews.pl?action=news&id=138

Похожие работы на - Организация единого технологического процесса функционирования баз и складов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!