Фискальная политика государства в рыночной системе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фискальная политика государства в рыночной системе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ




КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

"Фискальная политика государства в рыночной системе"

Выполнил: студент 2 курса

Камаров Иван Иванович

Научный руководитель: к. э. н., доцент

Салина Светлана Леонидовна





Ижевск 2012

Оглавление

Введение

1. Сущность и содержание фискальной политики

1.1 Понятие, цели и виды фискальной политики

1.2 Инструменты фискальной политики

2. Анализ зарубежного опыта применения фискальной политики

2.1 Фискальная политика США

2.2 Фискальная политика Японии

2.3 Фискальная политика Германии

3. Анализ эффективности российской фискальной политики

3.1 Направления государства в осуществлении фискальной политики

3.2 Проблемы реализации фискальной политики в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению фискальной политики, которая является одним из основных способов воздействия на экономику государства.

Проблемы бюджетно-налогового регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том числе и для России, остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества. Фискальная политика наряду с монетарной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что бюджетно-налоговая политика - это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

Объектом исследования данной курсовой работы является фискальная политика государства в рыночной системе, предметом исследования выступают цели и инструменты проведения фискальной политики различных стран.

Целью данной курсовой работы является теоретическое описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению проблем реализации бюджетно-налоговой политики и путей их решения, анализу направлений государства в реализации фискальной политики.

Для достижения цели исследования была рассмотрена эффективность применения бюджетно-налоговой политики отдельными странами мира, в частности США, Японии, Германии и Российской Федерации, их роль в реализации фискальной политики, проблемы с которыми столкнулись государства в период мирового финансового кризиса и пути их решения.

При написании работы использовались работы таких авторов как Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Бернанке Б., Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д., Гальперин В.М., Тарасевич Л.С., Юрьева Т.В., Вахрин П.И., Базылев Н. И.

Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

фискальная политика рыночная система

1. Сущность и содержание фискальной политики

1.1 Понятие, цели и виды фискальной политики

Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется при помощи целой системы макроэкономических инструментов. Наиболее важными из них являются финансы и финансовая политика. Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему отношений по формированию и использованию денежных средств. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет - основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Основными целями фискальной политики государства являются:

Устойчивый рост национального дохода

Умеренные темпы инфляции

Сглаживание циклических колебаний экономики

Обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном - снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

1.2 Инструменты фискальной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

Государственные закупки

Налоги

Трансферты

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирма на производство единицы продукции, ведёт к росту совокупного предложения.

Можно рассмотреть, каким образом при помощи изменения налогов можно контролировать совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако, на меньшую величину, чем возросший доход), стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного общественного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса будет не только рост цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

Увеличение расходной части бюджета может происходить различным образом: через рост закупок товаров и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими категориями бюджетных расходов, все они до определенного предела ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую.

Если экономическая система находится в состоянии спада, то возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, прибегнув к которой правительство поощряет расходы и увеличивает реальный объем производства (ВВП). Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает цены вверх.

Следует отметить, что стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая - к бюджетному излишку, или профициту.

Таким образом, государство через систему налогов и государственных расходов может стимулировать либо сдерживать экономику. В целях стимулирования экономики государство может снизить налоги и увеличить государственные расходы, а при сдерживающей политике увеличить налоги и уменьшить расходы.

2. Анализ зарубежного опыта применения фискальной политики


Фискальная политика является невероятно сильным оружием. Многие мировые экономисты сравнивают фискальную политику с атомной бомбой, воздействие которой впоследствии трудно оценить и предугадать, но одно понятно сразу: последствия могут быть ужасающи! И этот риск необходимо трезво и основательно оценивать и осознавать.

Начиная с периода Великой Депрессии, фискальная политика очень часто применялась правительством США и разных стран для спасения экономики. Особенную популярность эти меры приобретают в кризис, в основном потому, что избиратели хотят от правительства активных мер по борьбе с кризисом.

Благодаря относительной стабильности в мировой экономике, за последние тридцать лет фискальная политика почти не применялась. Как бы ни были популярны идеи Кейнса, опыт и теория в шестидесятые-семидесятые годы показали, что экономика более сложный механизм, нуждающийся в более разностороннем подходе. Не последнюю роль в этом сыграли Милтон Фридмен, Роберт Лукас и Роберт Барро. В частности, Барро написал в 1974 знаменитую статью с иллюстрацией того принципа, что заметил автор вопроса. Трата государственных денег через заёмы означает, что в будущем государству придется поднимать налоги. Соответственно, тратить сейчас становится не очень-то выгодно. Люди не сильно меняют спрос, когда получают даже большую одноразовую сумму. Эффект от фискальной политики скорее всего будет минимальным в долгосрочной перспективе. Ипотечный кризис, влившийся впоследствии в финансовый кризис американской экономики во второй половине 2007 г., создал ситуацию растущей неопределённости не только на среднесрочный и долгосрочный, но даже и на краткосрочный период прогнозирования системы федеральных финансов, да и всей американской экономики в целом. Именно это обстоятельство создало эффект шока для высшего политического руководства США.

После 2008 года план стимулирования экономики, обретший силу закона в феврале, призван был оказать максимальное воздействие на экономику летом 2010 года.

В докладе МВФ Selected Issues Paper от июля 2010 года говорится: "Фискальный гэп США, связанный с текущей фискальной политикой федеральной администрации, слишком огромен, чтобы учетные ставки внушали доверие". Фискальный гэп - текущая стоимость разницы между прогнозируемыми расходами (в том числе на обслуживание официального долга) и прогнозируемыми доходами в будущем. В том же докладе сказано, что для устранения гэпа необходимо ежегодно пересматривать бюджет США, урезая его примерно на 14% ВВП страны. На данный момент доходы федерального бюджета США эквивалентны 14,9% ВВП, поэтому устранение разрыва невозможно без увеличения налогов вдвое.

Улучшение экономических показателей в США во второй половине 2009 г. привело к мощному давлению на администрацию Б. Обамы, особенно со стороны правоконсервативных сил США. Вызванное существенным снижением бюджетного стимулирования экономики федеральным правительством, которое в свою очередь было направлено на постепенное возвращение модели рынка к рыночным столбам. Бюджетное управление Конгресса США 20 марта 2010 года опубликовало свою оценку долгосрочных экономических и фискальных последствий принятия бюджетного плана администрации Б. Обамы. Оценка подтвердила прогрессивный рост бюджетных дефицитов и долга федерального правительства в ближайшем обозримом будущем и будет крайне негативно сказываться на экономическом развитии США. Основным итогом оценки Бюджетного управления Конгресса США явился вывод о том, что в случае принятия её бюджетной заявки в полном объёме, суммарная величина бюджетных дефицитов на период 2010-2019 фин. гг. будет на 2,3 трлн. долл. больше по сравнению с приводившимся в тот период административно-бюджетным управлением.

Б. Обама в своем июльском выступлении объявил, что ряд американских банков и финансовых институтов согласились вернуть в казну федерального правительства 68 млрд. долл., выделенных ранее Министерством финансов на их поддержку. Публикации первого варианта проекта федерального бюджета США на 2010 финансовый год предшествовал созванный по инициативе Б. Обамы в Белом Доме 23 февраля 2009 г. так называемый "бюджетный саммит", посвященный проблеме "фискальной ответственности". Однако Б. Обама сконцентрировал внимание 130 участников саммита на реформе федеральных социальных программ США, преимущественно пенсионной системы и основных программ в сфере здравоохранения: программы медицинского обслуживания пенсионеров "Медикэр" и программы медицинского страхования для малоимущих слоёв населения США "Медикейд".

Администрация Белого Дома планирует повысить налоги на доходы наиболее состоятельных слоёв населения, а это граждане с доходом свыше 250 тыс. долл., преимущественно за счет ликвидации многочисленных налоговых лазеек оффшорных и пр. юрисдикций. Данные налоговые поступления позволят добиться серьезного успеха в деле финансирования социальных программ. По расчётам администрации Б. Обамы, налоговые поступления от повышения налогов на богатейших резидентов США начнут поступать в казну федерального правительства уже в 2011 фин. г. и составят не менее 11,0 млрд. долл., а к 2019 фин. г. достигнут показателей 45,6 млрд. долл.

Административно-бюджетное управление при президенте США, в полной мере воплотило подход администрации президента Б. Обамы к определению приоритетов и направленности фискальной политики. Бюджетные наработки и разработки привели к острой и неоднозначной реакции политических элит США, окончательно расколовшихся по партийно-идеологическому признаку в принятии и непринятии бюджетной стратегии.

Нестабильное положение федеральных финансов США в посткризисный период остается основополагающим фактором, определяющим вектор перспектив бюджетной политики в США.

2.2 Фискальная политика Японии

Япония - страна с сильной государственной экономической политикой осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал.

Япония страна с сравнительно "маленьким" правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка - 22-23% ВВП.

Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям - префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используется не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.

В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга.

Государственный долг Японии в этом финансовом году может превысить 1 квадриллион иен (9,28 трлн евро, 13 трлн долларов), что вдвое больше ВВП всей страны. Правительство Японии вынуждено продавать облигации, чтобы найти деньги на ликвидацию последствий землетрясения, которое произошло в марте 2011 года на АЭС "Фукусима-1". Это больше ВВП всей еврозоны, составившего 9,179 трлн евро в 2010 году.

Снижение дефицита бюджета можно проводить путем увеличения долговой нагрузки, увеличения пенсионного возраста, продажи государственной собственности, снижения государственных расходов. Однако каждая из этих мер очень болезненная и может иметь сложные социальные последствия.

В ближайший год экономике Японии будет трудно показать впечатляющие темпы роста на фоне высокого уровня государственного долга и сильной национальной валюты. Сейчас курс японской иены находится на максимальной отметке по отношению к американскому доллару со времен Второй мировой войны. Одним из наиболее приоритетных направлений ЦБ Японии должна стать политика в области ослабления национальной валюты для стимулирования экспорта из страны продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, этот факт может значительно усилить позиции страны в других странах. Слабая иена может оказать позитивное влияние на прибыли японских корпораций в процессе репатриации прибылей. По мнению руководителя аналитического отдела ГК Broco Алексея Матросова, Япония сама сможет справиться с долговыми проблемами и ей не придется просить помощи у других стран. Низкие ставки налога будут стимулировать бизнес в условиях восстановления Японии. Это приведет к росту производства и доходов, сократятся безработица и объемы платежей по пособиям по безработице, что поможет правительству сократить дефицит бюджета.

2.3 Фискальная политика Германии

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении, что обеспечивает компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации бюджетно-налоговой политики. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

Особенностью экономического пути развития Германии является так называемый "рейнский капитализм", характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Также для проводимой экономической политики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Главная цель финансовой политики государства, по мнению секретаря финансов Германии, профессора X. Цитцельсбергером, - это сокращение структурной и конъюнктурной безработицы. Условия инвестирования должны стать вполне конкурентоспособными. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, бюджетно-налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%.

3. Анализ эффективности российской фискальной политики

3.1 Направления государства в осуществлении фискальной политики

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Исследование проблемы бюджетно-налогового администрирования позволяет раскрыть многие сложные и специфические аспекты деятельности налоговых и финансовых органов, государственных и ведомственных структур, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

В бюджетной классификации Российской Федерации содержится новое определение - администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации к Федеральному закону "О Бюджетной классификации РФ". Администраторами поступлений в бюджеты РФ в 2009г. являются 62 ведомства, министерства, службы, агентства, а также Центральный банк РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др. Таким образом, в нормативно-правовом отношении в понятии "администратор поступлений в бюджет" объединены как налоговые органы Федеральной налоговой службы, так и органы исполнительной власти принципиально иного функционального назначения, но которым также вменена функция администрирования бюджетных доходов.

Так, Управление делами Президента РФ администрировало в 2009 г. доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами страны; доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных предприятий.

Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

В системе приоритетов бюджетно-налоговой политики все более существенное значение приобретает эффективность администрирования бюджетных доходов как функции государства и его институтов власти и управления. Бюджетно-налоговое администрирование является более широким и более многообразным понятием, чем налоговое администрирование. Во-первых, бюджетно-налоговое администрирование отражает взаимодействие категории налогов и категории бюджета; во-вторых, указанное понятие расширяет сферу администрирования на всю доходную часть бюджетов, как федерального, так и территориального; в-третьих, бюджетно-налоговое администрирование расширяет и конкретизирует целевую функцию, поскольку отражает не только задачу эффективного функционирования налоговых органов, но и эффективное функционирование всего механизма формирования бюджетно-налогового потенциала государства; в-четвертых, в понятии "бюджетно-налоговое администрирование" более содержательно раскрывается социальная направленность государственного администрирования доходов, поскольку налоги и доходы администрируются с целью формирования бюджета государства как социально-политического и экономического института гражданского общества, выражающего его интересы в их концентрированном, общем содержании. Таким образом, бюджетно-налоговое администрирование обеспечивает ресурсами реализацию всего комплекса функций государства, включая функции государственного управления и регулирования, обороны и безопасности, развития национальной экономики, социальные функции.

Финансово-экономическое содержание бюджетно-налогового администрирования является исходной основой раскрытия приоритетов и соответственно принципов бюджетно-налогового администрирования.

В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс РФ была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. Законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Действовавший в 2004-2007 годах Стабилизационный фонд РФ выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждается на 3-летний период.

В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011 годы в формате "скользящей трёхлетке". Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты. Дальнейшее совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утвержденного правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.

В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации в установленные сроки не утвердило порядки формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объёме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий, автономных учреждениям.

С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемая главными распорядителями средств федерального бюджета. В то же время переход к новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утвержденные бюджеты, особенно в конце финансового года.

3.2 Проблемы реализации фискальной политики в России

Переход России к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений, поэтому главная задача в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становиться важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемых в логической последовательности. В числе этих мер:

обеспечение стабильности налогового законодательства, недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к ста. Устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;

установление низких налогов на производителей и "удешевление" кредита;

усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемых на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые в большинстве носят декларативный и показной характер. В результате они теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы не с момента их регистрации, а с момента получения первой прибыли.

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.

Такова общая концепция перестройки налоговой системы переходной экономики в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, е также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Заключение

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

На сегодняшний день перед государствами в рамках бюджетно-налогового регулирования стоит задача на основе текущей экономической и политической обстановки обеспечить:

·устойчивый рост национального дохода;

·умеренные темпы инфляции;

·сглаживание циклических колебаний экономики;

·обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги, или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъеме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применятся, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъем.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Концепция построения бюджетно-налоговой политики базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в Российской Федерации сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Подводя итоги, можно отметить, что проблема налогообложения и госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному, процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Список использованных источников

Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. - СПб.: Питер, 2010. - 768 с.

.Агапова Т.А. Макроэкономика/Т.А. Агапова Т.А., С.Ф. Серёгина - М.: Дело и Сервис, 2010. - 448с.

2.Базылев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие/ Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылева - Мн.: БГЭУ, 2009. - 190с.

Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2005. - 399 с

Бункина, М.К. Макроэкономика / М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 512 с.

.Вахрин П.И. Финансы: Учебник для вузов/П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2008. - 520с.

4.Воробьев В.А. Макроэкономика: учебное пособие/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь - Мн: БГЭУ, 2009. - 270с.

.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику/Т.Ю. Матвеева - М.: ГУ ВШЕ, 2007. - 511с.

Сакс, Дж. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж. Сакс, Ф. Ларрен. - М.: Дело, 1996. - 848 с.

Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

Трунин, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 312 с.

Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

.Юрьева Т.В. Макроэкономика/ Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова - М.: МЭСИ, 2008. - 286с.

Статьи

1.Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009 - 2011 гг. Налоговед 2009, №1.

2.Головнин, М. Теоретические подходы к проведению бюджетно-налоговой политики в условиях финансовой глобализации / М. Головнин // Вопросы экономики. - 2009. - №4.

Ресурсы сети Интернет

3.Акопян Т. Фискальная политика США/Т. Акопян. - <http://www.prtime.ru/2010/12/13/fiskalnaja_politika.html>. - 16.03.2012.

.Балацкий Е.В. О природе несостоятельности российской фискальной системы/Е.В. Балацкий. - http://www.kapital-rus.ru/index. php/articles/article/189223. - 15.03.2012.

.Журавлев А. Эффективность бюджетно-налогового администрирования/ А. Журавлёв. - http://institutiones.com/general/1097-effektivnost-byudzhetno-nalogovogo-administrirovaniya.html. - 28.03.2012.

.Анализ российской экономики/http://www.akdi.ru/scripts/novosti/smotri. php? z=7342 <http://www.akdi.ru/scripts/novosti/smotri.%20php?%20z=7342>. - 01.04.2012.

.Налоговая система Германии/ <http://www.de-web.ru/article/a-411.html>. - 28.03.2012.

.Российская Федерация. Бюджетное послание Президента РФ. - http://президент. рф/acts/8192 <http://президент.рф/acts/8192>. - 01.04.2012

.Экономика Германии. Особенности экономической системы Германии/ http://www.gecont.ru/articles/econ/german. htm <http://www.gecont.ru/articles/econ/german.htm>. - 20.03.2012.

.Экономика: Госдолг Японии приблизился к квадриллиону иен/ <http://earth-chronicles.ru/news/2011-10-28-10706>. - 20.03.2012.

Похожие работы на - Фискальная политика государства в рыночной системе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!