Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1019,41 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АВТОТРАКТОРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра "Экономика и логистика"

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

По дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности на предприятии транспорта"

на тему: "Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации"

Выполнила:

студентка 4 курса, гр № 301959 Е.К. Рабецкая

Проверил:

старший преподаватель Г.М. Третьякевич

Минск 2013

Содержание

Введение

1. Анализ объема перевозок грузов и грузооборота

1.1 Общий анализ объема перевозок и грузооборота

1.2 Анализ объема перевозок грузов по клиентам

1.3 Анализ объема перевозок по номенклатуре грузов

2. Анализ использования трудовых ресурсов

2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

2.2 Анализ движения трудовых ресурсов

2.3 Анализ производительности труда

2.4 Анализ фонда заработной платы

3. Анализ себестоимости автомобильных перевозок

3.1 Анализ общей суммы затрат

3.2 Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненных работ

3.3 Анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы в себестоимости

4. Анализ прибыли и рентабельности перевозок

4.1 Анализ прибыли автотранспортной организации

4.2 Анализ рентабельности перевозок

Заключение

Список использованных источников информации

Введение


Для использования результатов хозяйственной деятельности организации необходимо постоянно контролировать процесс использования ресурсов (материальных, денежных, трудовых) и их взаимосвязь с объемом производства. Руководитель, который стремится управлять экономически грамотно, должен иметь перед собой всестороннюю экономическую характеристику деятельности организации и оперативную оценку эффективности ее деятельности.

Поскольку любая организация независимо от размеров, сферы деятельности, прибыльности или убыточности - это сложная социотехническая и экономическая система, то и эффективность деятельности - понятие комплексное. Использование анализа в хозяйственной деятельности позволяет проследить взаимосвязь отдельных характеристик хозяйственной деятельности организации, их сбалансированность. При этом руководитель может следить за движением производственно-экономических показателей, которые как обеспечивают контроль за экономическим результатом, так и являются основой для принятия управленческих решений.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

В данной курсовой работе будет рассмотрен анализ производственно-финансовой деятельности автотранспортной организации на условном примере.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности организации - это комплексное изучение работы организации, ее структурных подразделений с целью объективной оценки результатов деятельности и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.

В данной курсовой работе будут рассмотрены следующие вопросы:

анализ объема перевозок и грузооборота;

анализ использования трудовых ресурсов;

анализ себестоимости автоперевозок;

анализ прибыли и рентабельности перевозок.

При анализе каждого объекта будут изучены все составляющие его элементы в тесной взаимосвязи между собой. При проведении комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, будут сделаны выводы по основным экономическим показателям работы автотранспортного предприятия, и выявлены основные причины их снижения, если это будет иметь место.

автомобильная перевозка рентабельность себестоимость

1. Анализ объема перевозок грузов и грузооборота

1.1 Общий анализ объема перевозок и грузооборота


Выполнение плана по объему перевозок является одной из основных задач хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия.

Степень выполнения плана перевозок является сложной функцией многочисленных и разнообразных факторов, как зависящих от АТП (организация маршрутов, рациональное использование подвижного состава, организация качественного технического обслуживания и ремонта, организация материально - технического снабжения и т.д.), так и независящих от АТП (номенклатура и структура грузооборота, расстояние перевозки, необустройство подъездных путей к пунктам погрузки - разгрузки и т.д.).

Исходные данные для анализа представим в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Исходные данные по технико-эксплуатационным показателям

Показатели

Усл. обоз-начения

План

факт

Темп роста

Темп прироста

Дни календарные

Дк

92

92

100

0

Время пребывания в наряде, ч

Тн

10,9

10,8

99,083

-0,917

Среднесписочное количество автомобилей

Сдельные перевозки

Асс сд

108

115

106,481

6,481


Повременные перевозки

Асс повр

32

35

109,375

9,375

Коэффициент выпуска подвижного состава на линию

aв

0,68

0,72

105,882

5,882

Средняя номинальная грузоподъемность подвижного состава, т

qн

7

6,8

97,143

-2,857

Коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава

g

0,87

0,85

97,701

-2,299

Техническая скорость движения подвижного состава, км/ч

uт

24,7

23,9

96,761

-3,239

Коэффициент использования пробега

b

0,52

0,54

103,846

3,846

Среднее расстояние груженой ездки, км

lе. г.

30

27

90,000

-10,000

Время простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку, ч

tп-р

0,6

0,56

93,333

-6,667


Объем перевозок, осваиваемый парком автомобилей за календарный период времени, рассчитывается по следующей формуле:

Q = Дкнсс. сдв*qн*γ*υт*β/ (lе. г+ υт*β* tп-р), т (1.1)

Используя формулу (1.1) рассчитаем объем сдельных и повременных перевозок по плану и по факту:

Qсд = 92*10,9*108*0,68*7*0,87*24,7*0,52/ (30+24,7*0,52*0,6) = 152 774,022 т;

Q'сд = 92*10,8*115* 0,72*6,8*0,85*23,9*0,54/ (27+23,9*0,54*0,56) = 179 303, 190 т;

Qповр = 92*10,9*32*0,68*7*0,87*24,7*0,52/ (30+24,7*0,52*0,6) = 45 266,377 т

Q'повр = 92*10,8*35* 0,72*6,8*0,85*23,9*0,54/ (27+23,9*0,54*0,56) = 54 570,536 т

Грузооборот рассчитаем по формуле:

P=Qсд*lе. г. (1.2)

где lе - среднее расстояние груженой ездки

Используя формулу (1.2), рассчитаем грузооборот по плану и по факту:

P = 152 774,022*30 = 4 583 220,66 ткм;

P' = 179 303, 190*27 = 4 841 186,13 ткм

Рассмотрим влияние технико-эксплуатационных показателей в первой формуле в следующем порядке (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Влияние технико-эксплуатационных показателей на грузооборот

Пока- затель

Расчетная формула

Расчет влияния, %

Дк

ΔРДкДк - 100

ΔРДк = 100-100 = 0

Тн

ΔРТнТн - 100

ΔРТн = 99,083-100 = - 0,917

Асс

ΔРАссАсс - 100

ΔРАсс = (150/140*100) - 100= = 107,143-100 = 7,143

aв

ΔРaв =Пaв - 100

ΔРaв = 105,882-100 = 5,882

qн

ΔРqн =Пqн - 100

ΔРqн = 97,143-100 = - 2,857

g

ΔРg=Пg - 100

ΔРg = 97,701-100 = - 2,299

vт

ΔРuт =Пuтvт - 100 δvт = (lе. г +uт*b* tп-р) / (lе. г +uт (факт) *b* tп-р)

δvт = (30+24,7*0,52*0,6) / / (30+23,9*0,52*0,6) = 1,034 ΔРuт = 96,761*1,034-100 = = 0,051

b

ΔРβββ - 100 δβ = (lе. г +uт*b* tп-р) / (lе. г +uт*b (факт) * tп-р)

δβ = (30+24,7*0,52*0,6) / / (30+24,7*0,54*0,6) = 0,993 ΔРβ =103,846*0,993 - 100 = = 3,119

tп-р

ΔРtп-р = (δtп-р - 1) *100 δtп-р = (lе. г +uт*b* tп-р) / (lе. г +uт*b*tп-р (факт))

δtп-р = (30+24,7*0,52*0,6) / / (30+24,7*0,52*0,56) = 1,042 ΔРtп-р = (1,042-1) *100 = 4,2

lе. г.

ΔРLе. гLе. гLе. г - 100 δLе. г = (lе. г +uт*b* tп-р) / (lе. г. (факт) +uт*b*tп-р)

δLе. г = (30+24,7*0,52*0,6) / / (27+24,7*0,52*0,06) = 1,086 ΔРLе. г = 90,000*1,086-100 = = - 2,26


Из приведенных расчетов положительное влияние оказали среднесписочное количество автомобилей (+7,143%), коэффициент использования пробега (+3,119%), коэффициент выпуска подвижного состава на линию (+5,882%), время простоя под погрузкой-разгрузкой (+4,2%) техническая скорость движения подвижного состава (+0,051%). Однако можно выделить и отрицательное влияние отдельных факторов: время пребывания в наряде (-0,917%), средняя номинальная грузоподъемность подвижного состава (-2,857%), коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава (-2,299%),, среднее расстояние груженой ездки (-2,26%).

Проанализировав значения факторов, оказавших положительное влияние, то наибольшее влияние оказали коэффициент выпуска подвижного состава на линию (+5,882%) и среднесписочное количество автомобилей (+7,143%).

1.2 Анализ объема перевозок грузов по клиентам


После оценки итоговых показателей работы АТО производим анализ в разрезе клиентов. Общий объем перевозок разделим на 3 группы:

. в пределах плана

. сверх плана

. не предусмотрено планом.

Соответственно по каждой группе определим процент выполнения перевозок.

. В пределах плана рассчитаем по формуле:

Пв пр. пл = (Qв пр. пл / Qпл) *100 (1.3)

. Сверх плана рассчитаем по формуле:

Псв. пл = (Qсв. пл / Qпл) *100 (1.4)

. Не предусмотрено планом рассчитаем по формуле:

Пне пр. пл = (Qне пр. пл /Qпл) *100 (1.5)

Сведем данные расчетов в таблицы 1.3 и 1.4.

Таблица 1.3 - Анализ объема перевозок по клиентуре

Клиенты

Объем перевозок, т

Распределение фактического объема перевозок, т


план

факт

%

в пределах плана

сверх плана

не предусм. планом

ИП "Руфстр"

45864,512

57869,320

126,174

45864,512

12004,808

-

ОАО "Партнер"

37863,250

35822,540

94,61

35822,540


-

ЗАО "Вектор"

58924,213

60840,770

103,252

58924,213

1916,557

-

ПО "Сильга"

55388,424

57820,755

104,391

55388,424

2432,331

-

ИП "АТТ"

-

21520,341

-

-


21520,341

Итого:

198040,399

233873,726

118,094

195999,689

16353,696

21520,341


Используя формулы (1.3) - (1.5), рассчитаем процент выполнения объема перевозок по группам.

Пв пр. пл = (195 999,689/ 198 040,399) *100 = 98,969%

Псв. пл = (16 353,696/ 198 040,399) *100 = 8,258%

Пне пр. пл = (21 520,341/ 198 040,399) *100 = 11,439%

Результаты расчетов представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Процент выполнения объема перевозок по группам.

Группа

Процент выполнения, %

В пределах плана

98,969

Сверх плана

8,258

Не предусмотрено планом

10,867


План объёма перевозок перевыполнен на 18,094% или выполнен на 118,094%, но в разрезе по клиентам план выполнен только на 98,969%. Данные показатели не совпадают из-за того, что в текущем году были произведены в разрезе по покупателям перевозки сверх плана (8,258%) и перевозки непредусмотренные планом (10,867%).

1.3 Анализ объема перевозок по номенклатуре грузов


Структурные сдвиги рассчитываем по формуле:

ΔПQ=  (1.6)

где Сi - удельный вес объема перевозок по i-му виду груза, %;

n - количество видов груза;

ПQ - процент выполнения общего объема перевозок, %.

Исследование номенклатуры и структуры перевозимых грузов сведем в таблицы 1.5 - 1.7.

Таблица 1.5 Анализ номенклатуры перевозимых грузов.

Виды грузов

План

Факт

Влияние структурных сдвигов, %


в тоннах

в % к итогу

в тоннах

в % к итогу


гравий

110 230,150

55,660

140 524,317

60,085

15,297

песок

5 460,547

2,758

7 762,441

3,32

1,163

кирпич

16 554,118

8,359

13 228,107

5,656

-1,679

грунт

0,000

0,000

10 534,541

4,504

+5,319

щебень

65 795,584

33,223

61 824,320

26,435

-2,006

итого:

198 040,399

100

233 873,726

100

18,094


Расчет влияния структурных сдвигов:

ΔПQ1 = 60,085* 118,094/100 - 55,660= 15,297%

ΔПQ2 = 3,32* 118,094/100 - 2,758 = 1,163%

ΔПQ3 = 5,656* 118,094/100 - 8,359= - 1,679%

ΔПQ4 = 4,504* 118,094/100 - 0,000= 5,319%

ΔПQ5 = 26,435* 118,094/100 - 33,223= - 2,006%

На процент перевыполнения плана по общему объёму перевозок (18,094%) в наибольшей степени повлияла перевозка гравия, т.е. увеличение их удельного веса в общем объёме на 15,297%, а отрицательным моментом является уменьшение удельного веса перевозок кирпича (-1,679%) и щебня (-2,006%).

Таблица 1.6 - Анализ структуры перевозимых грузов.

Виды грузов

Распределение фактического объема перевозок, т


в пределах плана

сверх плана

не предусм. планом

гравий

110 230,150

30 294,167

-

песок

5 460,547

2 301,894

-

кирпич

13 228,107

-

-

грунт

-

-

10 534,541

щебень

61 824,320

-

-

итого:

190 741,118

32 596,061

10 534,541


Используя формулы (1.3) - (1.5), рассчитаем процент выполнения объема перевозок по группам.

Пв пр. пл = (190 741,118/ 198 040,399) *100 = 96,316%

Псв. пл = (32 596,061/ 198 040,399) *100 = 16,459%

Пне пр. пл = (10 534,541/ 198 040,399) *100 = 5,319%

Результаты расчетов представлены в таблице 1.7.

Таблица 1.7 - Процент выполнения объема перевозок по группам

Группа

Процент выполнения, %

в пределах плана

96,316

сверх плана

16,459

не предусмотрено планом

5,319

Основными положительными причинами, которые оказали влияние на изменение объёма перевозок являются увеличение коэффициента выпуска подвижного состава на линию (+5,882%) и среднесписочного количества автомобилей (+7,143%). Данное увеличение может произойти в силу рационального использования подвижного состава, хорошего состояния транспортных средств, эффективной работы ремонтных рабочих и организации сбора информации о состоянии транспортных средств, своевременного выполнения технического обслуживания, выбора трасс с оптимальным дорожным покрытием.

2. Анализ использования трудовых ресурсов


2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами


Рациональное использование рабочих кадров является непременным условием, обеспечивающим бесперебойность перевозок и успешное выполнение производственных планов и хозяйственных процессов.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их использование характеризуется численностью персонала, его составом по группам и профессиям.

Данные, характеризующие обеспеченность трудовыми ресурсами представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Категории персонала

Численность, чел

% изменения

Структура персонала


базисный период

отчетный период


базисный период

отчетный период

Всего работников, в т. ч:

212

220

103,773

100

100

1) рабочих:

148

152

102,403

69,811

69,091

 - водителей

113

116

102,655

53,302

52,728

 - ремонтных рабочих

18

19

105,556

8,491

8,636

 - вспомогательного персонала

17

17

100

8,018

7,727

2) руководителей;

10

14

140

4,717

6,364

3) специалистов;

17

15

88,235

8,019

6,818

4) служащих;

27

33

122,222

12,736

15

5) младшего обслуживающего персонала

10

6

60

4,717

2,727


По данным таблицы 2.1 видно, что в отчетном периоде наблюдается увеличение численности работников в организации на 3,773 % по сравнению с базисным периодом.

Проанализировав изменения по численности категорий персонала, можно отметить, что в анализируемом периоде наблюдается положительный рост категорий рабочих, а именно водителей и ремонтных рабочих, а также руководителей и служащих. Численность специалистов и младшего обслуживающего персонала снижается.

2.2 Анализ движения трудовых ресурсов


Оценивая использование трудовых ресурсов, важно провести и анализ их движения.

Движение трудовых ресурсов на предприятии характеризуется количеством принятых и выбывших за отчетный период работников с распределением по причинам ухода.

В текущем периоде на работу было принято 23 человек, уволено - 15, в том числе 9 человек по собственному желанию.

На основании этих данных можно определить коэффициент оборота рабочей силы по приему и увольнению. Он определяется как отношение числа принятых или выбывших к среднесписочному числу работников:

К оборота по приему (увольнению) = Р принятых (уволенных) / Рсс (2.1)

В итоге в анализируемом периоде коэффициенты оборота рабочей силы составили:

по приему

К оборота по приему = 23/212*100% = 10,849%

по увольнению

К оборота по увольнению = 15/212*100% = 7,075%

В результате в текущем периоде наблюдается увеличение численности работающих на 8 человек ( (10,849% - 7,075%) *212) /100).

Текучесть кадров на предприятии оценивается по размеру коэффициента сменяемости, который определяется отношением количества работников, уволенных по собственному желанию к среднесписочному числу работников:

Ксм = Рув. по собств желанию / Рсс (2.2)

Ксм = 9/212*100% = 4,245%

Баланс рабочего времени составляется в среднем на одного среднесписочного работника и показатели сводятся в таблицу.

Баланс рабочего времени в днях (в среднем на 1 работника) за квартал представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Баланс рабочего времени в днях (в среднем на 1 работника) за квартал

Показатели

План

Факт

Отклонение от плана

Количество календарных дней в квартале

92

92

0

Количество нерабочих дней в квартале:

37

35

-2

 - праздничные и выходные

23

23

0

 - очередные и дополнительные отпуска

5

4

-1

 - отпуска без сохранения з/п и прочие неявки с разрешения администрации

4

3

-1

 - неявки по болезни

3

2

-1

 - выполнение гос. обязанностей

2

3

+1

Количество рабочих дней в квартале

55

57

+2


На основании данных таблицы 2.2 можно сделать вывод, что в анализируемом периоде в среднем на одного человека по сравнению с планом были найдены 2 рабочих дня. На данное изменение оказало влияние снижение очередных и дополнительных отпусков, а также отпуска без сохранения заработной платы, неявки по болезни.

2.3 Анализ производительности труда


Изменение производительности труда (ΔПω) за анализируемый период в % можно рассчитать следующим образом:

ΔПω = ( (ω/ − ω) / ω) * 100 (2.3)

где ΔПω - процент изменения производительности труда;

ω/ - фактическая производительность труда;

ω - плановая производительность труда.

Используя прием детализации общих результатов, следует определить влияние на изменение производительности указанных факторов, а именно общей суммы доходов (ΔПωД) и численности персонала основной деятельности (ΔПωN). Расчет по следующей формуле:

ΔПω = (100/ПN) * (ПД - 100) + ( (100/ПN) - 1) * 100, % (2.4)

где ПN, ПД - процент изменения за анализируемый период соответственно по численности персонала и общей сумме доходов.

Для выполнения расчетов необходимо располагать сведениями за анализируемый период, представленными в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Исходные данные для анализа производительности труда на одного рабочего


Для заполнения таблицы 2.3 первоначально необходимо определить:

а) платные автомобиле-часы работы

по плану

Аu= 92*32*10,9*0,68 = 21 820,928 а/ч

по факту

Аu' = 92*35*10,8*0,72 = 25 038,72 а/ч

б) доходы по "сдельным" автомобилям

по плану

Дсд = 4 583 220,66*2 100 = 9 624 763 386 руб.

по факту

Дсд' = 4 841 186,13* 2 450 = 11 860 906 018,5 руб.

в) доходы по "почасовым" автомобилям

по плану

Дпоч = 21 820,928*40 000 = 872 837 120 руб.

по факту

Дпоч' = 25 038,72*48 000 = 1 201 858 560 руб.

г) суммарный доход

по плану

Д = 9 624 763 386 + 872 837 120 + 104 820 560 = 10 602 421 066 руб.

по факту

Д’ = 11 860 906 018,5 + 1 201 858 560 + 115 920 300 = 13 178 684 878,5 руб.

В результате производительность труда составляет:

по плану

ω = 10 602 421 066 /148 = 71 637 980,176 руб.

по факту

ω' = 13 178 684 878,5 /152 = 86 701 874, 201 руб.

Используя прием детализации общих результатов, следует определить влияние на изменение производительности указанных факторов, а именно:

общей суммы доходов (ΔПωД)

ΔПωД = (100/ПN) * (ПД - 100) = (100/102,703) * (124,299 - 100) = 23,659%

численности персонала основной деятельности (ΔПωN)

ΔПωN = ( (100/ПN) - 1) * 100 = (100/102,703-1) *100= - 2,632%

В результате изменение производительности труда составляет:

ΔПω = 23,659-2,632 = 21,027%

На следующем этапе анализа выявляют, как повлияло изменение доходов от различных видов перевозок и работ на производительность труда работающих. Это рассчитывается следующим образом:

ΔПωД = (СДсд / ПN) * (ПДсд - 100) + (СДпоч / ПN) * (ПДпоч - 100) +

+ (СДпр / ПN) * (ПДпр - 100), % (2.5)

где СДсд, СДпоч, СДпр - соответственно удельные веса доходов от сдельных, почасовых перевозок и прочих работ в общей сумме доходов предприятия, %;

ПДсд, ПДпоч, ПДпр - соответственно процент выполнения плана по доходам от сдельных, почасовых перевозок и прочих видов работ.

ΔПωД = (90,779/102,703) * (123,233-100) + (8,232/102,703) * (137,696-100) + (0,989/102,703) * (110,589-100) = 20,536+3,021+0,102 = 23,659%

Результаты расчетов заносятся в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 - Влияние на формирование ΔПω изменения доходов, полученных от различных видов деятельности


Влияние на производительность труда объема выполненных работ по перевозкам и средней доходной ставки определяем так:

ΔПωДсд = (СДсдN) * (Пр-100) + ( (СДсдN) *Пр) * ( (Пdткм /100) - 1) (2.6)

ΔПωДсд = (90,779/102,703) * (105,628-100) + ( (90,779/102,703) *105,628) * ( (116,667/100) - 1) = 4,974+93,364*0,16667 = 20,536%

Также необходимо проанализировать влияние на производительность труда:

автомобиле-часов работы

ΔПωДпочАu = (СДпочN) * (ПАu-100) = (8,232/102,703) * (114,746-100) = 1,182%

тарифа за 1 автомобиле-час работы

ΔПωДпоч dачр = ( (СДпочN) *ПАu) * ( (Пdачр/100) - 1) = ( (8,232/102,703) *114,746) * ( (120/100) - 1) = 1,839%

Теперь осталось выяснить, как повлияло на формирование величины ΔПωN изменение численности различных групп производственного персонала.

ΔПωN = ( (СNв * 100/ПN) - C'Nв) + ( (СNрем. р * 100/ПN) - C'Nрем. р) + ( (СNпр. пер * 100/ПN) - C'Nпр. пер), % (2.7)

где СNв, СNрем. р, СNпр. пер - соответственно удельный вес численности водителей, ремонтных рабочих и прочего персонала в общей численности персонала основной деятельности.

ΔПωN = ( (76,351*100/102,703) - 76,316) + ( (12,162*100/102,703) - 12,5) + ( (11,487*100/102,703) - 11,184) = - 1,974 - 0,65 + 0,000 = - 2,632%

Результаты расчетов заносятся в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 - Влияние на формирование ΔПωN изменения численности различных групп производственного персонала

Группы работников

Плановая структура численности работников, %, из таблицы 2.3)

Графа 2 * (100/ПN)

Отчетная структура численности работников, %, (из таблицы 2.3)

Влияние на ΔПωN изменения численности, % (графа 3 - графа 4)

Водители

76,351

74,342

76,316

-1,974

Ремонтные и вспомогательные рабочие

12,162

11,842

12,5

-0,658

Прочий производственный персонал

11,487

11,184

11,184

0,000

Итого

100

97,368

100

-2,632


Исходные данные для анализа влияние технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда представим в таблице 2.6, а результаты анализа - в таблице 2.7.

Таблица 2.6 - Исходные данные для анализа влияния ТЭПов на изменение уровня производительности труда

Обозна-чение

Показатель

Базис

Отчет

% изменения

Tн

Среднее время в наряде, ч

10,9

10,8

99,083

q

Средняя грузоподъемность, т

7

6,8

97,143

aв

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,68

0,72

105,882

Асп

Среднесписочная численность автомобилей

140

150

107,143

Дк

Количество календарный дней в периоде

92

92

100

g

Коэффициент использования грузоподъемности

0,87

0,85

97,701

uт

Средняя техническая скорость, км/ч

24,7

23,9

96,761

b

Коэффициент использования пробега

0,52

0,54

103,846

lе. г.

Расстояние ездки с грузом, км

30

27

90

tп-р

Время простоя под погрузкой-разгрузкой за одну ездку, ч

0,6

0,56

93,333

Q

Объем перевозок, тыс. т

198 040,399

233 873,726

118,094

P

Грузооборот, тыс. км

4 583 220,66

4 841 186,13

105,628

Таблица 2.7 - Анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда

Показатель

Расчетная формула

Результат расчета (%)

Tн

ΔПωтн = (СДсдN) · (Птн - 100)

ΔПωтн = (90,779/102,703) * (99,083-100) = = - 0,811

q

ΔПωq = (СДсдN) * (Пq - 100)

ΔПωq = (90,779/102,703) * (97,143-100) = = - 2,525

aв

ΔПωaв = (СДсдN) * (Пaв - 100)

ΔПωaв = (90,779/102,703) * (105,882- 100) = 5, 199

Асп

ΔПωАсп = (СДсдN) * (ПАсп - 100)

ΔПωАсп = (90,779/102,703) * (107,143- 100) = 6,349

Дк

ΔПωДк = (СДсдN) * (ПДк - 100)

ΔПωДк = (90,779/102,703) * (100-100) = 0

g

ΔПωγ = (СДсдN) * (Пγ - 100)

ΔПωγ = (90,779/102,703) * (97,701-100) = = - 2,032

uт

ΔПωVт = (СДсдN) * (ПVтVт - 100)

ΔПωVт = (90,779/102,703) * * (96,761*1,034-100) = 0,045

b

ΔПωβ = (СДсдN) * (Пββ - 100)

ΔПωβ = (90,779/102,703) * * (103,846*0,993-100) = 2,757

lе. г.

ΔПωlе. г. = (СДсдN) * (Пlе. г*δlе. г-100)

ΔПωlе. г = (90,779/102,703) * * (90*1,086-100) = - 1,998

tп-р

ΔПωtп-р = (СДсдN) * (δп-р - 1) ·100

ΔПωtп-р= (90,779/102,703) * * (1,042-1) *100 = 3,712


Наибольшее влияние на производительность труда оказал коэффициент выпуска автомобилей на линию.

Расчеты по анализу производительности труда в целом по всем факторам можно отобразить в виде схемы, представленной на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Схема расчетов по анализу производительности труда

2.4 Анализ фонда заработной платы


Анализ использования фонда заработной платы целесообразно проводить в следующей последовательности: исчислить относительные и допустимые отклонения по фонду заработной платы, рассчитать влияние на расход фонда заработной платы изменения численности персонала и средней заработной платы, изучить и составить темп роста производительности труда и средней заработной платы под влиянием роста производительности труда.

Исходные данные по анализу фонда заработной платы представим в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Фонд заработной платы за анализируемый период


На основании данных таблицы 2.8 можно сделать вывод о том, что общая сумма фонда заработной платы увеличилась на 30,776%, следствием чего явилось увеличение средней заработной платы рабочих на 26,020%. Причинами данного увеличения является увеличение численности работников предприятия, а также перевыполнение плана по объему перевозок.

Скорректируем базисный фонд заработной платы по проценту выполнения плана по доходам:

ФЗПск = ФЗП + ( (ФЗП × (ПД - 100)) / 100) × Кз. п.) (2.8)

где ФЗПск - скорректированный фонд заработной платы, руб.;

ФЗП - базисный фонд заработной платы;

ПД - процент выполнения плана по доходам;

Кз. п. - коэффициент корректировки заработной платы (0,8 для АТП).

В данном случае скорректированный фонд заработной платы равен:

ФЗПск = 831 040 000 + ( (831 040 000* (124,299-100) /100) *0,8 = 992 587 527,68

Д = ( (ФЗПск - ФЗП) /ФЗП) *100,% (2.9)

Д = ( (992 587 527,68 - 831 040 000) /831 040 000) *100 = 19,44%

Определим абсолютное и относительное отклонение от базиса.

А = ( (ФЗП' - ФЗП) /ФЗП) *100,% (2.10)

А = ( (1 086 800 000 - 831 040 000) /831 040 000) *100 = 30,776%

О = ( (ФЗП' - ФЗПск) /ФЗП) *100,% (2.11)

О = ( (1 086 800 000 - 992 587 527,68) /831 040 000) *100 = 11,337%

Основными причинами, влияющими на расход фонда заработной платы, являются изменения численности работников и средней заработной платы. Пользуясь приемом исчисления разниц, определим влияние этих факторов на фонд заработной платы.

∆ФЗП = (N'-N) *ЗПср + N'* (ЗП'ср - ЗПср) (2.12)

Если производительность труда равна

ω = Д / N, то N = Д / ω, тогда

ΔФЗПN = (Д/ / ω/ − Д / ω) × ЗПср (2.13)

Исходя из этого равенства можно определить влияние на фонд заработной платы изменения производительности труда и объема производства (доходов).

ΔФЗПω = (Д/ / ω/ − Д/ / ω) × ЗПср, (2.14)

ΔФЗПД = ( (Д/ − Д) / ω) × ЗПср, (2.15)

Таким образом, найдем изменения фонда заработной платы за счет:

Численности

ΔФЗПN= (13 178 684 878,5/59 903 113,084-10 602 421 066/50 011 420,123) *3 920 000 = (220 - 212) *3 920 000 = 31 360 000 руб.


ΔФЗПω = (13 178 684 878,5/59 903 113,084-13 178 684 878,5/50 011 420,123) *3 9200 000 = (220 - 263,514) *3 920 000 = - 170 547 880 руб.

дохода

∆ФЗПД = ( (13 178 684 878,5 - 10 602 421 066) /50 011 420,123) *3 920 000 = (263,514 - 212) *3 920 000 = 201 932 961 руб.

Таким образом, используя вышеприведенные формулы и расчеты, в конечном итоге мы получим следующее:

∆ФЗП = 31 360 000 - 170 547 880 + 201 932 961 = 62 718 081 руб.

В результате можно отметить, что большое влияние на фонд заработной платы окали влияние изменения доходов и численности работников в организации, за счет которых фонд заработной платы вырос на 31 360 000 руб. и на 201 932 961 руб. соответственно. Но данный рост уменьшило снижение фонда заработной платы за счет снижения производительности (-170 574 880 руб.).

При анализе средней заработной платы необходимо сопоставить динамику средней производительности труда с динамикой средней заработной платы. Коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы (Кс), можно определить по формуле:

Кс = Пω / Пср. зп (2.16)

где Пω - процент по производительности труда;

Пср. зп - процент по средней заработной плате.

Кс = 119,779/126,020 = 0,9505

Таким образом, можно сделать следующие выводы: на предприятии заработная плата растет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда, чего быть не должно. Поэтому предприятие не может расширить и усовершенствовать производство, не может повышать жизненный уровень своих работников. Предприятию следует стремиться к экономии фонда заработной платы.

3. Анализ себестоимости автомобильных перевозок


3.1 Анализ общей суммы затрат


Важным показателем, характеризующим деятельность любого предприятия, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависит финансовый результат деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъекта.

Анализ себестоимости имеет очень важное значение. Всесторонний анализ сложившегося уровня затрат по видам перевозок, выполняемых работ и оказываемых услуг, позволяет выявить и определить величины и причины отклонений фактических затрат от ранее запланированных.

Особое внимание при этом должно быть обращено на выявление причин возникновения дополнительных затрат.

Тщательным образом должны быть проанализированы причины потерь от сверхнормативного расхода топлива, автомобильной резины, запасных частей и материалов, от сверхплановых простоев подвижного состава и стационарного оборудования, от порчи и потери грузов в пути, от аварий, от излишних расходов, обусловленных нерациональными хозяйственными связями и перевозками, нарушениями технологической, трудовой и договорной дисциплины.

Анализ себестоимости производится одновременно с комплексным технико-экономическим анализом работы предприятия: исследованием уровня технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава, объема, структуры и качества перевозок (работ, услуг), организации производства и труда, использования материальных ресурсов, рабочего времени и т.д. На этой основе выявляются внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия по их использованию и повышению экономической эффективности перевозок и других видов производственно-хозяйственной деятельности АТП.

В ряде случаев по результатам проведенного анализа в установленном законодательством порядке может осуществляться пересмотр некоторых эксплуатационных показателей, расценок, норм и нормативов расхода трудовых и материальных ресурсов.

Таким образом, современные условия требуют новых методических подходов к управлению издержками производства, учитывающих влияние налоговой системы, инвестиционной политики, инфляционных процессов и других особенностей рынка. В связи с меняющимися условиями хозяйствования и ориентацией на международные стандарты и мировую практику учета возникает необходимость совершенствования анализа затрат и поиск путей снижения себестоимости.

При анализе общей суммы затрат разделим все затраты на три основных группы и сведем данные в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 - Плановые и отчетные данные по статьям затрат


Из таблицы видно, что общая сумма расходов увеличилась на 9,177%. Такое увеличение связано с увеличением переменных издержек на 5,981% и расходов на выплату заработной платы на 30,776%, и снижением постоянных расходов на 2,934%.

Для того, чтобы провести анализ общей суммы затрат на эксплуатацию, сопоставим данные за анализируемый период. Данные могут быть несопоставимы из-за изменения среднего расстояния перевозки грузов, из-за отклонения отчетного среднесписочного количества автомобилей, а также структуры автомобильного парка от плановых данных.

Все выводы, полученные при анализе общей суммы затрат используют при анализе себестоимости.

Во избежание ошибок в выводах при анализе себестоимости необходимо исчислить допустимые (возможные) отклонения по этому показателю. Для этого рассчитаем аналитическую себестоимость перевозок по формуле:

Sa = C/Pф; руб. (3.1)

где С - общая базисная сумма расходов, руб.;

Pф - фактический грузооборот, ткм.

Saн = 4 868 762 889,416/ 4 841 186,13 = 1 005,696 руб.

Аналитическую сумму расходов исчисляют по действующим на предприятии нормам расходов на фактический объем работы с учетом специфики статей расходов. Поэтому для получения аналитической себестоимости аналитическую сумму затрат делят на отчетный грузооборот.

Расчет аналитических сумм расходов представим в таблице 3.2.

Общий пробег рассчитывается по формуле:

Lобщ сд =  (3.2)

Lобщ сд = 108*92*0,68*10,9*24,7*30/30+24,7*0,52*0,6 =

= 54 571 413,312/37,7064 = 1 447 271,904 км

L'общ сд = 115*92*0,72*10,8*23,9*27/27+23,9*0,54*0,56 =

= 53 088 882,624/34,227= 1 551 081,971 км

ПLобщ сд = 107,173 %

Таблица 3.2 - Расчет аналитических сумм расходов


На основании данных таблицы 3.2 можно определить аналитическую себестоимость, которая показывает, на какую величину могла измениться величина себестоимости в связи с изменениями уровня доходов, пробега и грузооборота.

3.2 Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненных работ

Расчет абсолютных и относительных отклонений приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Расчет абсолютных и относительных отклонений по статьям затрат

Статьи затрат

Отклонения

Основные причины, вызвавшие относительное отклонение

Влияние отклонений на изменение общей суммы расходов, %


А (С'-С)

Д (Сан-С)

О (С'-Сан)








А

Д

О

Заработная плата с начислениями, тыс. руб

344 252 960

23 050 972,257

321 201 987,743

Нерациональное использование фонда заработной платы

7,071

0,473

6,597

Переменные расходы, в т. ч. на:

142 620 345,624

171 039 231,399

 - 28 418 885,775


2,929

3,513

-0,584

 - топливо;

54 329 864,17

77 361 579,046

-23 031 714,876

Повышенное использование топлива самортизи-рованными автомобилями, отсутствие жесткого контроля за хранением топлива.

1,116

1,589

-0,473

 - смаз. экспл. материалы;

 - 1 999 000

36 753 284,268

-38 752 284,268

Рациональная и качественная работа ремонтных рабочих, покупка новых автомобилей.

-0,041

0,755

-0,796

 - износ и ремонт шин;

 - 44 437 542,223

28 477 550,504

-72 915 092,727

Проведение работ по увеличению пробега шин.

-0,913

0,585

-1,498

 - ТО и ремонт подвижного состава;

85 867 472,604

20657 184,545

65 210 288,059

Применение старого оборудования, неэффек-тивная работа ремонтного отдела, некачественное планирование или невыполнение предусмот-ренных работ по ТО и Р

1,764

0,424

1,339

 - прочие расходы

48 859 551,073

7 789 633,036

41 069 918,037

Ухудшение организационной структуры организации.

1,004

0,16

0,844

Условно-постоянные расходы, в т. ч.:

-40 069 992,663

76 861 390,224

-116 931 382,887


-0,823

1,579

-2,402

 - общехоз-ные расходы;

 - 87 038 074,582

44 603 037,437

-131 641 1123,019

Оптимальное использование телефонных, почтовых и коммунальных услуг.

-1,788

0,916

-2,704

 - амортизация;

42 056 379,516

21 579 170,836

20 477 208,68

Неправильное применение способов начисления амортизации

0,864

0,443

0,421

-прочие

4 911 702,403

10 679 181,951

 - 5767 479,548

Ухудшение организационной структуры организации.

0,101

0,219

-0,118

Итого

446 803 312,961

270 951 593,88

175 851 719,081


9,177

5,565

3,612


Изменение себестоимости перевозок зависит от двух групп факторов:

факторов, обусловивших отчетное значение общей суммы расходов;

факторов, определивших отчетный объем грузооборота.


где

Ос1 - относительное отклонение по общей сумме расходов, руб.;

Дс1 - допустимое отклонение по общей сумме расходов, руб.;

С - плановая сумма расходов;

∆Sс - отражает влияние изменения общей суммы расходов;

∆Sр - отражает влияние изменения грузооборота (объемы разные, а расходы одинаковые).

∆SR = (175 851 719,081/4 841 186,13) + (270 951 593,88/4 841 186,13) + (4 868 762 889,416/4 841 186,13) - (4 868 762 889,416/4 583 220,66) = 36,324 + 55,968 + 1005,696 - 1062,302 = 92,292 + (-56,606) = 35,686%

Или в процентах:

∆S = (100/105,628) * (109,177-100) + (100/105,628 - 1) *100 = 8,688 + (-5,328) = 3,36%

Также можно использовать следующую формулу:

∆S = (100/105,628) *3,612 + (100/105,628) *5,565+ (100/105,628 - 1) *100 = 3,419 + 5,269 + (-5,328) = 3,36%

Как видно из расчетов, за счет изменения общей суммы затрат, себестоимость увеличилась на 3,36%, относительное и допустимое отклонения по общей сумме расходов способствовали увеличению себестоимости на 3,419% и 5,269% соответственно, а увеличение по отношению к прошлому году грузооборота позволило снизить себестоимость на 5,328%.

Результаты расчетов по анализу себестоимости отобразим на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Влияние основных факторов на формирование изменения себестоимости

Последующие аналитические расчеты должны показать, как сформировались величины ∆Sc и ∆Sp.

Покажем как сформировалась величина ∆Sc в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Влияние изменений расходов по каждой статье на ∆Sc


Покажем, как сформировалась величина ∆Sр в таблице 3.5.

Таблица 3.5 - Влияние технико-эксплуатационных показателей на формирование величины ∆Sр

Пока-затели

Формула

Расчет, %

Тн

∆SТн = ( (100 ∕ Птн) - 1) * 100

∆SТн = ( (100/99,083) - 1) *100 = 0,925

Vт

∆SVт = ( (100 ∕ ПVтVт) - 1) *100

∆SVт = ( (100/96,761*1,034) - 1) *100 = - 0,051

β

∆Sβ = ( (100 ∕ Пβ * δβ) - 1) * 100

∆Sβ = ( (100/103,846*0,993) - 1) *100 =-3,025

q

∆Sq = ( (100 ∕ Пq) - 1) * 100

∆Sq = ( (100/97,143) - 1) *100 = 2,921

γc

∆Sγ = ( (100 ∕ Пγ) - 1) * 100

∆Sγ = ( (100/97,701) - 1) *100 = 2,232

l

∆S = ( (100 ∕ Пℓг * δℓг) - 1) * 100

∆S = ( (100/90*1,086) - 1) *100 = 2,312

αв

∆SαВ = ( (100 ∕ ПαВ) - 1) * 100

∆SαВ = ( (100/105,882) - 1) *100 = - 5,656

tп-р

∆Stп-р = ( (1 ∕ δtп-р) - 1) * 100

∆Stп-р = ( (1/1,042) - 1) *100 = - 4,031

Асп

∆SАсп = ( (100 ∕ ПАсп) - 1) * 100

∆SАсп = ( (100/106,481) - 1) *100 = - 6,086

Дк

∆SДк = ( (100 ∕ ПДк) - 1) * 100

∆SДк = ( (100/100) - 1) *100 = 0

Итого:

∆Sр = ( (100 ∕ Пр) - 1) * 100

∆Sр = ( (100/105,628) - 1) *100 = - 5,328


Процесс формирования изменения себестоимости в связи с основными причинами, вызвавшими ее изменение, показан на рисунке 3.2, построенном по данным таблиц 3.4 и 3.5.

Таким образом, себестоимость под влиянием изменения затрат увеличилась на 8,688%, а за счет изменения грузооборота уменьшилась на 5,328 %. В итоге получилось, что фактически себестоимость увеличилась на 3,36%. При чем предполагалось снижение себестоимости на 0,059 % (допустимое отклонение по себестоимости). Т.е. на предприятии существует перерасход в размере 3,419 % (относительное отклонение по себестоимости).

Причины, вызвавшие вышеуказанные изменения приведены на рисунке 3.2.

Таблица 3.6 - Влияние на себестоимость 1 ткм изменения долей затрат

Показатели

План руб/ткм

Отчет руб/ткм

% выполнения плана

Изменение доли затрат

Структура себестоимости

Влияние на себестои-мость из-менения доли затрат, %





руб.

%

базис

отчет


Доля перемен-ных расходов

520,264

522,002

100,334

1,738

0,334

48,975

47,542

0,164

Доля заработ- ной платы с начисле-ниями

244,059

302,164

123,808

58,105

23,808

22,975

27,520

5,469

Доля постоян-ных расходов

297,977

273,822

91,894

-24,155

-8,106

28,05

24,938

-2,274

Итого

1062,30

1098,988

103,36

35,688

3,36

100

100

3,36

3.3 Анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы в себестоимости


Анализ доли переменных затрат.

На долю переменных расходов в себестоимости оказывают влияние ниже перечисленные факторы. Расчет влияния факторов производится по следующим формулам:

∆S1= (100/Пр) * (Пс пер-100) + (100/Пр1) * (100/Пℓобщ-1) *100+ (100/Пр1-1) *100 (3.6)

∆S1с пер = (100 ∕ Пр) * (Пс пер - 100) (3.7)

∆S1ℓобщ = (100 ∕ Пр1) * (100∕ Пℓобщ - 1) *100 (3.8)

∆S1р1 = (100 ∕ Пр1 - 1) *100 (3.9)

∆S1З1 = (100∕Пр) * (Пс пер-100) + (100∕Пр1) * (100∕Пℓобщ-1) *100 (3.10)

∆S = (100 ∕ Пр1) * (100∕Пℓобщ-1) *100+ (100∕Пр1-1) *100 (3.11)

где ∆S1 - изменение доли переменных расходов в себестоимости;

∆S1с пер, ∆S1ℓобщ, ∆S1р1, ∆S1З1, ∆S - соответственно влияние на долю переменных расходов изменения общей суммы переменных расходов, общего пробега, выработки на 1 км пробега, затрат на 1 км пробега и грузооборота.

Lобщ =

Lобщ = 1 876 093, 209 км L'общ = 2 023 129,118км ПLобщ = 107,837%

P1 = P/ Lобщ

P1 = 2,443 P'1 = 2,393 ПP1 = 97,953%

∆S1 = (100/105,628) * (105,981-100) + (100/97,953) * (100/107,837 - 1) *100 + (100/97,953 - 1) *100 = 5,663+ (-7,419) + 2,09 = 0,334%

∆S1с пер = (100/105,628) * (105,981-100) = 5,663%

∆S1ℓобщ = (100/97,953) * (100/107,837 - 1) *100 = - 7,419%

∆S1р1 = (100/97,953 - 1) *100 = 2,09%

∆S1З1 = (100/97,953) * (105,981-100) + (100/97,953) * (100/107,837 - 1) *100 = 5,663+ (-7,419) = - 1,756%

∆S = (100/97,953) * (100/107,837 - 1) *100 + (100/97,953 - 1) *100 = - 7,419+ 2,09 = - 5,329%

Чтобы получить изменение доли переменных расходов в рублях, нужно взять полученный по расчету процент с учетом знака от базисной доли переменных расходов.

На сколько рублей изменится доля переменных расходов, на столько же рублей изменится и вся себестоимость.

∆Ss1 = (Чпер ∕ 100) × ∆S1 (3.12)

где ∆Ss1 - изменение себестоимости за счет доли переменных расходов, %;

∆S1 - изменение доли переменных расходов, %.

∆SS1 = (48,975/100) * (5,663-5,329) =2,773-2,609 = 0,164%

Расходы на 1 км пробега:

ПP1 = (Пс пер ∕ Пℓобщ - 1) *100 (3.13)

ПP1 = (105,981/107,837 - 1) *100 = - 1,721%

 

Анализ доли заработной платы.

На долю заработной платы в себестоимости (S2) влияют выполнение плана по фонду заработной платы и по грузообороту. Влияние каждого из этих факторов на изменение S2 рассчитывается по формуле:


Где ∆S2 ЗП, ∆S2 Р - соответственно изменение доли заработной платы за счет отклонения фонда заработной платы от базисного, изменение грузооборота.

∆S2 = (100/105,628) * (130,776-100) + (100/105,628 - 1) *100 = 29,136 + (-5,328) =23,808%

∆SS2 = (ЧЗП ∕ 100) *∆S2 (3.15)

∆SS2 = (22,975/100) * (29,136-5,328) =6,694-1,224 = 5,470%

 

Анализ доли постоянных расходов.

На уровень постоянных расходов в себестоимости 1 ткм (S3) воздействуют отклонение фактически выполненного грузооборота от базиса и отклонение суммы постоянных расходов от базиса:


где ∆S3с пост, ∆S - соответственно изменение доли постоянных расходов за счет общей суммы постоянных расходов, грузооборота.

∆S3 = (100/105,628) * (97,066-100) + (100/105,628 - 1) *100=-2,778 - 5,328 = 8,106%

Изменение всей себестоимости за счет доли постоянных расходов и в том числе за счет факторов, вызвавших изменение этой доли, составит:

∆SS3 = (Чпост ∕ 100) * ∆S3 (3.17)

∆SS3 = (28,05/100) * (-2,778-5,328) =-0,779-1,495 = - 2,274%

Все результаты по анализу долей себестоимости и влиянию их на себестоимость можно отразить на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 - Влияние на изменение себестоимости доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость транспортных услуг.

Снижение себестоимости обеспечивается, прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

4. Анализ прибыли и рентабельности перевозок


4.1 Анализ прибыли автотранспортной организации


В странах с развитыми рыночными отношениями исследуется зависимость объема производства и реализации продукции, и ее себестоимости. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, т.к. уменьшается доля постоянных затрат в полной себестоимости. При изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

В отечественной практике экономический смысл прибыли состоит в следующем:

П = Р* (Т1ткм-S) (4.1)

где Р - объем выполненного грузооборота, ткм;

Т1ткм - тариф за 1 ткм, руб.;

S - себестоимость единицы продукции, руб.

Первоначально, для определения прибыли, необходимо снять НДС, включенный в тариф за 1 ткм.

Т1 ткм без НДС = 2 100 - (2 100*20/120) = 2 100 - 350 = 1 750 руб.

Т'1 ткм без НДС = 2 450 - (2 450*20/120) = 2 450 - 408,333 = 2041,667 руб.

В результате, прибыль организации равна:

П = 4 583 220,66* (1 750 - 1062,30) = 3 151 880 847,882 руб.

П' = 4 841 186,13* (2 041,667-1097,988) = 4 568 525 685,972 руб.

В зарубежной практике определяется маржинальный доход предприятия:

МД = П + TFC (4.2)

Следовательно

П = МД - TFC (4.3)

Тогда

П = Р * (Т1ткм - AVC) - TFC (4.4)

где Р - объем выполненного грузооборота, ткм;

Т1ткм - тариф на 1 ткм без косвенных налогов, руб.;

AVC - средние переменные издержки, руб.;

TFC - постоянные издержки, руб.

Данные для анализа прибыли и рентабельности можно отразить в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Исходные данные для анализа прибыли и рентабельности

 Показатель

План

Факт

1. Общий грузооборот, ткм

4 583 220,66

4 841 186,13

2. Тариф на 1 ткм без налогов, руб

1750

2041,667

3. Себестоимость, в т. ч: 3.1 AVC, руб

1062,30 764,324

1097,988 824,166

1 365 694 342,605

1 325 623 268,489


На основе данных таблицы 4.1, используя способ цепной подстановки, проведем анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли.

Ппл = Рпл * (Т1ТКМ пл - AVCпл) - TFCпл (4.5)

Пусл1. = Рф * (Т1ТКМ пл - AVCпл) - TFCпл (4.6)

Пусл2. = Рф * (Т1ТКМ ф - AVCпл) - TFCпл (4.7)

Пусл3. = Рф * (Т1ТКМ ф - AVCф) - TFCпл (4.8)

Пф = Рф * (Т1ТКМ ф - AVCф) - TFCф (4.9)

Используя формулы определим величины условных прибылей:

Ппл =4 583 220,66* (1 750 - 764,323) - 1 365 694 342,605 =3 151 880 847,882 руб.

Пусл1 =4 841 186,13* (1 750 - 764,323) - 1 365 694 342,605 =3 406 151 478,455 руб.

Пусл2 =4 841 186,13* (2041,667 - 764,323) - 1 365 694 342,605 =4 814 165 713,434 руб.

Пусл3 =4 841 186,13* (2041,667 - 824,166) - 1 365 694 342,605 =4 528 454 611,856 руб.

Пф = 4 481 186,13* (2041,667 - 824,166) - 1 325 623 268,489 =4 568 525 685,972руб.

В результате анализа выясним, на сколько изменилась прибыль за рассматриваемый период:

DП = Пф - Ппл (4.10)

В результате увеличение прибыли составило:

DП = 4 568 525 685,972 - 3 151 880 847,882 = 1 416 644 838,09 руб.

в том числе: за счет увеличения объема транспортной работы

p = Пусл.1. - Ппл (4.11)

p = 3 406 151 478,455 - 3 151 880 847,882 = 254 270 630,573 руб.

за счет увеличения тарифа за единицу транспортной работы:

Т1трусл.2. - Пусл.1. (4.12)

Т1тр = 4 818 165 713,434 - 3 406 151 478,455 = 1 412 014 234,979 руб.

за счет увеличение средних переменных затрат:

AVC= Пусл.3. - Пусл.2. (4.13)

AVC = 4 528 454 611,856 - 4 818 165 713,434 = - 289 711 101,578 руб.

за счет уменьшения суммарных постоянных затрат:

TFC ф - Пусл.3. (4.14)

TFC = 4 568 525 685,972 - 4 528 454 611,856 = 40 071 074,116 руб.

Прибыль организации увеличилась за отчетный период на 1 416 644 838,09 руб. Отрицательное влияние на прибыль оказало увеличение средних переменных на - 289 711 101,578 руб.

4.2 Анализ рентабельности перевозок


Прибыль и издержки предприятия не изменяются прямо пропорционально объему реализации продукции (работ, услуг) в связи с тем, что часть издержек является постоянной суммой, поэтому маржинальный анализ рентабельности производится по следующей модели:

 (4.15)

Проведем анализ рентабельности перевозок по следующей методике:

 (4.16)

 (4.17)

 (4.18)

 (4.18)

 (4.19)

На основании формул 55 - 59 рассчитаем плановое, фактическое и условные значения рентабельности:


В результате анализа выясним, на сколько изменилась рентабельность за рассматриваемый период:

DR = Rф - Rпл (4.20)

DR = 90,181 - 62,217 = 27,964%

в том числе

за счет увеличения объема грузооборота:

DRQp = Rусл.1. - Rпл (4.21)

DRQp = 67,236 - 62,217 = 5,019%

за счет увеличения тарифа:

DRР = Rусл.2. - Rусл.1. (4.22)

DRР = 95,109 - 67,236 = 27,873%

за счет снижения средних переменных затрат

DRAVC = Rусл.3. - Rусл.2. (4.23)

DRAVC = 89,390 - 95,109 = - 5,719%

за счет снижения суммарных постоянных затрат:

DRTFC = Rф - Rусл.3. (4.24)

DRTFC = 90,181 - 89,390 = 0,791%

В результате анализ рентабельности и факторов, за счет которых произошло изменение, подтверждает результат анализа прибыли.

Основное влияние на уменьшение рентабельности оказало увеличение средних переменных (-5,719%).

Подведя итоги можно сделать вывод, что предприятие рентабельно. Когда планировалась достичь рентабельности в 62,217%, была достигнута в итоге фактическая рентабельность в 90,181%, что говорит об удовлетворительной работе сотрудников планово-экономического отдела.

Заключение


Важнейшей целью экономического анализа является выявление и оценка социально-экономических результатов всех сторон деятельности предприятия, объективная оценка эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выявление неиспользованных резервов, обоснование оптимальности управленческих решений, а также всестороннее обеспечение разработки и контроля выполнения планов и прогнозов.

В данной курсовой работе был осуществлен анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. В заключении необходимо отметить основные показатели работы автотранспортного предприятия, полученные в результате расчетов.

В первой части был проведен анализ объема перевозок и грузооборота. Выполнение плана по объему перевозок является основной задачей деятельности автотранспортного предприятия. Фактический грузооборот оказался больше, чем плановый на 257 965,47 ткм. Как видно из приведенных расчетов положительное влияние оказали среднесписочное количество автомобилей (+7,143%), коэффициент использования пробега (+3,119%), коэффициент выпуска подвижного состава на линию (+5,882%), время простоя под погрузкой-разгрузкой (+4,2%), техническая скорость движения подвижного состава (+0,0515%). Если проанализировать значения факторов, оказавших отрицательное влияние, то наибольшее влияние оказало снижение средней номинальной грузоподъемности подвижного состава (-2,857%) и коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава (-2,299%).

Рациональное использование рабочих кадров является непременным условием, обеспечивающим бесперебойность перевозок и успешное выполнение производственных планов и хозяйственных процессов. На конец отчетного периода численность работников анализируемого предприятия увеличилась на 8 человек.

Если проследить динамику изменения структуры персонала, то в изучаемом периоде наблюдается рост удельного веса рабочих, что говорит о попытке организации увеличить объём перевозок экстенсивным методом, это подтверждается увеличением удельного веса водителей, однако одновременно с этим наблюдается рост удельного веса ремонтных рабочих, что может говорить о неудовлетворительном состоянии транспортных средств и необходимости увеличения трудовых затрат на их обслуживание.

Выполнение предприятием плана зависит не только от обеспеченности рабочей силой, но и от того, насколько производительно используется рабочее время. Согласно балансу рабочего времени очевидно уменьшение количества невыходов по болезни по сравнению с запланированными показателями. Это может быть результатом хорошего состояния охраны труда и техники безопасности.

Производительность труда также увеличилась (на 19,779%) во многом благодаря увеличению суммы доходов (на 24,299%). Это является положительной тенденцией и говорит о том, что предприятие может расширять и совершенствовать производство и повышать жизненный уровень своих работников.

Коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы составил 0,8927. Это говорит о том, что на предприятии заработная плата растет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда, чего быть не должно. Поэтому предприятие не может расширить и усовершенствовать производство, не может повышать жизненный уровень своих работников. Предприятию следует стремиться к экономии фонда заработной платы.

Себестоимость перевозок грузов по сравнению с прошлым годом увеличилась (ΔS =3,36 %) и это вполне объяснимо, так как сумма затрат на перевозку увеличилась (8,688%), а увеличение по отношению к прошлому году объема выполненных работ способствовало уменьшению себестоимости (-5,328%). Так как увеличение себестоимости само по себе является плохим показателем, то необходимо установить четкий контроль за расходованием материалов, чтобы снизить их до минимума необходимого для осуществления перевозочной деятельности.

Прибыль организации увеличилась на 1 416 644 838,09 в основном за счет увеличения объёма грузооборота (254 270 630,573 руб.) и увеличения тарифа за 1 ткм (1 412 014 234,979 руб.).

В результате, если провести комплексный итог работы организации за текущий период, то следует отметить, что практически по всем основным показателям наблюдается положительная тенденция, организация развивается достаточно сбалансировано, ищет новые возможности роста и рынки сбыта услуг. При этом можно предложить ряд организационно-технических мероприятий по улучшению эффективной деятельности предприятия: механизация погрузо-разгрузочных работ, своевременное устранение сверхнормативных простоев автомобилей в ремонтах и техническом обслуживании.

Список использованных источников информации


1.      Г.М. Третьякевич Анализ хозяйственной деятельности на транспорте: Учебно-методическое пособие. - Минск: БНТУ, 2010 - 44с.

2.      М.В. Мельник Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - Москва: Форум: Инфра-М, 2008. - 192с.

.        В.И. Стражев Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 527с.

.        Г.В. Савицкая Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. - Минск.: Институт современных знаний, 1996. - 260 с.

.        О.Г. Быченко Приемы экономического анализа. - Гомель, 2004. - 32 с.

.        В.В. Ковалев, Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М., 2004. - 424 с.

Похожие работы на - Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!