Методы логистики
Содержание
Введение
. Методы логистики
.1 Метод полной стоимости
.2 АВС-анализ
.3 Метод XYZ
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях невозможно обеспечить
конкурентоспособность фирмы, игнорируя требования логистики. Для этого не маловажно
знать методы логистики.
. Методы логистики
Объектом изучения логистики являются
материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти
потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя
проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При
традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене
решаются, в значительной степени, обособленно. Отдельные звенья представляют
при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих
партнеров технически, технологически, экономически и методологически.
Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется
с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и
экономическими системами. Эти методы продолжают применяться и при логистическом
подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированной
разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным
логистическим системам требует расширения методологической базы управления
материальными потоками.
К основным методам, применяемым для решения
научных и практических задач в области логистики, следует отнести:
♦ методы системного анализа;
♦ методы теории исследования операций;
♦ кибернетический подход;
♦ прогностику.
Применение этих методов позволяет прогнозировать
материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их
движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать
запасы и решать ряд других задач.
Принятие решений по управлению материальными
потоками до начала широкого применения логистики в значительной степени
основывалось на интуиции квалифицированных снабженцев, сбытовиков,
производственников, транспортников. Развивая методологический аппарат,
современная логистика, наряду с разработкой и использованием формализованных
методов принятия решений, изыскивает возможности широкого применения опыта
названной категории профессионалов. С этой целью разрабатываются так называемые
системы экспертной компьютерной поддержки (или экспертные системы 5.4),
позволяющие персоналу, не имеющему глубокой подготовки в логистике, принимать
быстрые и достаточно эффективные решения.
Широкое применение в логистике имеют различные
методы моделирования, т. е. исследования логистических систем и процессов путем
построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается
любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или
логистической системы, используемый в качестве их заместителя.
Классификация различных способов моделирования,
а также характеристика имитационного моделирования - широко применяемого
способа исследования логистических систем - рассматривается в следующем
параграфе.
.1 Метод полной стоимости
Эффективным методом управления материальными
потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией
полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.
Анализ полной стоимости, означает учет всех
экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической
системе.
Применение анализа полной стоимости означает
идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку,
которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости
первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов
транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной
деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из
двух и более альтернатив.
Применение анализа полной стоимости предполагает
возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить
затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.
Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга (рис.
27), надводная часть которого , представляет собой четко просматриваемую цену
решения. Полная масса айсберга - это полные затраты, связанные с решением.
Основные трудности применения метода, которые, зачастую не позволяют, наглядно
увидеть и просчитать "скрытую" стоимость решения, заключаются в
следующем:
♦ необходимость в специальных знаниях;
♦ необходимость учета факторов, связанных
с косвенными затратами.
Следует отметить, что решение, принятое без
учета "подводной части айсберга затрат", скорее всего, будет
ошибочным.
Перечислим характерные примеры применения
метода.
♦ Выбор между приобретением собственного
склада или использованием склада общего пользования.
♦ Выбор между созданием одного
централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных
центров.
♦ Альтернатива между редкими закупками
сырья в больших объемах или частыми закупами, но в меньших объемах.
♦ Изменение маршрута доставки груза с
целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса.
♦ Использование системы так называемого
постоянного пополнения запасов (при котором поставщик несет прямую
ответственность за полное обеспечение фирмы сырьем и комплектующими,
необходимыми для завершения производства определенного продукта или выполнения
определенного заказа).
♦ Внесение изменений в цикл заказа (время
от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт до момента
завершения поставки этого продукта конечному потребителю, включает в себя время
на передачу заказа продавцу, выполнение заказа и его отправку).
♦ Изменение графика производства
(увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или
регулирование текущих объемов производства до того, как возникнут отклонения
из-за изменившихся размеров спроса).
логистика стоимость моделирование
учет
1.2 АBC-анализ
АBC-анализ - это метод, посредством которого
можно произвести классификацию ресурсов предприятия и степени их важности.
Данный анализ - метод рационализации, который может быть применен в
деятельности любого предприятия.
Метод АBC-анализа дает возможность
сравнить величины в стоимостном и натуральном выражении. На многих
производствах небольшие величины обладают большими стоимостными
характеристиками, и если руководители предприятия на всех уровнях
организационной структуры
<#"664649.files/image002.gif">
Рисунок 1. Графическое представление результатов
АВС-анализа.
Таким образом, при помощи метода ABC-анализа
можно узнать, кем из поставщиков предприятию следует заниматься больше. Если
предприятие хочет иметь небольшие затраты в области закупок, то больше внимания
необходимо уделять А-поставщикам, так как плотная работа с А-поставщиками может
воздействовать на 75% оборота с остальными поставщиками.
Классификация поставщиков также может быть
произведена в разрезе деталей, которые приобретает предприятие. Практические
значения для А-, В-, С-деталей соответственно равны 75, 20 и 5%. Здесь также
следует заниматься сначала А-деталями, если предприятие хочет иметь небольшие
затраты в области закупок.
А-детали - это дорогостоящие материалы,
подлежащие более тщательной и интенсивной обработке. Для данной категории имеет
смысл проводить следующие мероприятия:
1. наиболее точный ценовой анализ закупок;
2. подробный анализ всех затрат;
. глобальный анализ рынка;
. рассмотрение нескольких предложений
поставщиков;
. жесткие переговоры по поводу закупочных
цен;
. наиболее тщательная подготовка заказов;
. точная диспозиция;
. точнейшее управление закупками;
. постоянный контроль и анализ запасов;
. точнейший расчет страховых запасов;
. установление мелких партий
востребования;
. использование
функционально-стоимостного анализа.
В-детали - материалы, которые имеют среднюю
стоимость. В зависимости от их значимости с ними надо работать либо как с
С-деталями, либо как с А-деталями.
С-детали - это материалы, не представляющие
большой ценности. С ними следует работать не так, как А-деталями. Из-за их
большого количества и низкой стоимости основная задача рационализации состоит в
уменьшении затрат на складирование и оформление заказов. Для этого должны
проводиться такие мероприятия:
1. организовано упрощенное оформление
заказов;
2. на предприятии должны формироваться
сводные заказы;
. использование несложных формулировок
заказов;
. организованы заказы по телефону;
. производство ежемесячного расчета;
. упрощение складского учета;
. организовано списание материалов со
счета месячной потребности;
. увеличение партий заказов;
. более простой контроль запасов;
. введение высокого уровня страховых
заказов.
анализ дает возможность производить
классификацию ресурсов предприятия в зависимости от того, как они потребляются
и точности в прогнозе изменений их необходимости в течение определенного
времени.
Вместе с соотношением стоимости и количества,
которые исследуются при производстве ABC-анализа, для оценки показателей
объемов могут использоваться другие критерии. Информация о структуре
использования отдельных видов материалов также важна. При производстве
XYZ-анализа материалы распределяются в полном соответствии со структурой
потребления (таблица 3 - пример).
Таблица 3. Пример XYZ-анализа структуры
потребления.
Материал
|
Структура
потребления
|
Х
|
Потребление
имеет стабильный характер
|
Y
|
Потребление
имеет склонность к понижению или повышению либо подвергается сезонным
колебаниям
|
Z
|
Потребление
имеет нерегулярный характер
|
Сведения о материалах, которые классифицированы
согласно структуре потребления - лучшее средство для принятия решений по
каждому мероприятию в сфере закупки (таблица 4). Следует иметь ввиду, что для
Х,У,Z-материалов при их закупке будут действовать разные условия.
Таблица 4. Закупочные мероприятия.
Материалы
|
Условия
закупки
|
X
|
Происходит
одновременно с процессом изготовления
|
Y
|
Создание
запаса
|
Z
|
Индивидуальные
закупочные заказы
|
Далее классификацию можно проводить основываясь
на точности прогноза потребления (таблица 5).
Таблица 5. XYZ-анализ на соновании точности
прогноза потребления.
Материалы
|
Точность
прогноза
|
X
|
Большая
точность прогноза потребления
|
Y
|
Средняя
точность прогноза потребления
|
Z
|
Небольшая
точность прогноза потребления
|
Результаты рассмотренных ABC-анализа и
XYZ-анализа имеет смысл комбинировать. При объединении данных о соотношении
стоимости и количества ABC-анализа с данными о соотношении структуры и
количества потребления XYZ-анализа, мы получим важные инструменты управления,
контроля и планирования для всей системы обеспечения материальными ресурсами
предприятия.
Комбинация данных анализов дает возможность
получить дополнительную информацию о материалах, которые используются на
предприятии (таблица 6).
Таблица 6. Комбинация ABC- и XYZ-анализа.
|
А
|
В
|
С
|
Х-материал
|
Высокая
потребительная цена
|
Средняя
потребительная цена
|
Низкая
потребительная цена
|
|
Высокая
надежность прогноза потребления
|
Высокая
надежность прогноза потребления
|
Высокая
надежность прогноза потребления
|
Y-материал
|
Высокая
потребительная цена
|
Средняя
потребительная цена
|
Низкая
потребительная цена
|
|
Средняя
надежность прогноза потребления
|
Средняя
надежность прогноза потребления
|
Средняя
надежность прогноза потребления
|
Z-материал
|
Высокая
потребительная цена
|
Средняя
потребительная цена
|
Низкая
потребительная цена
|
|
Низкая
надежность прогноза потребления
|
Низкая
надежность прогноза потребления
|
Низкая
надежность прогноза потребления
|
Заключение
Исходя из представленной выше информации, можно
сделать вывод, что применение основных методов логистики делает возможным
успешное прогнозирование интенсивности и величины материальных потоков,
способствует построению гибких интегрированных систем управления и контроля за
движением товарно-материальных ценностей, а также разработке адаптивных систем
логистического обслуживания, позволяет оптимизировать величину запасов сырья и
готовой продукции на складе и решить широкий круг других задач.
Список литературы
1.
Афанасьев С.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения
управления. - М.: Экономика, 2002.
.
Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.:ИВЦ «Маркетинг»,
1995.-124 с.
.
Звешинский С.М. Эффективность системы информационного обеспечения. Львов, 2002.
.
Логистика: Учебное пособие./ Под ред. Б.А. Аникина.-М.: ИНФРА, 1997.-327 с.
.
Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник - СПб: "Специальная
литература", 2004.-472 с.