Анализ проблем безработицы на примере Воронежской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ проблем безработицы на примере Воронежской области

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты экономической категории «безработица»

.1 Сущность безработицы и ее показатели

.2 Основные виды безработицы

.3 Социально-экономические последствия безработицы

Глава 2. Проблемы безработицы в Воронежской области и пути их разрешения

2.1 Структура и анализ безработицы в Воронежской области

.2 Пути снижения безработицы в Воронежской области

Заключение

Список литературы и использованных источников

Введение

Безработица - это не только отсутствие работы, это и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь.

Безработица влечет за собой существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Данные обстоятельства и обуславливают важность и актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - рассмотреть проблемы безработицы на примере Воронежской области и выявить пути их решения.

Исходя из цели, основными задачами работы являются:

§  определить сущность безработицы;

§  охарактеризовать виды безработицы;

§  рассмотреть экономические и социальные издержки безработицы;

§  проанализировать безработицу в Воронежской области;

§  рассмотреть пути снижения безработицы в Воронежской области.

В практической части необходимо провести сравнение величины безработицы в Воронежской области с показателями других регионов.

Практическая часть курсовой работы выполнена на основе статистических данных за 2008-2011гг.

Объект исследования - рынок труда Воронежской области.

Предмет исследования - отношения, складывающиеся между безработными, государством и работодателями в процессе безработицы.

Основные источники информации, использованной в работе: учебники по экономической теории, данные с сайта Федеральной службы государственной статистики, данные, предоставленные центром занятости населения города Воронежа.

1. Теоретические аспекты экономической категории «безработица»

.1 Сущность безработицы и её показатели

Проблема безработицы - одна из самых сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:

.Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.

.Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду.

В соответствии с положением МОТ (Международная организация труда), безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу. В России статус безработного определен более жестко. Согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту. Другими словами, чтобы быть классифицированным как безработный, человек должен быть:

1.      способен работать,

.        желать работать,

.        активно искать работу,

.        быть безработным.

Дисбаланс рынка труд носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.

Английский священник Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 . . .), а прирост населения в геометрической (2, 4, 8, 16, 32 . . .). В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т. д.

Классическая политическая экономия считала рынок саморегулирующийся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.

В марксистской теории безработный рассматривается как внутренне присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции безработица существует в текущей, застойной и скрытой (аграрной) форме. Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.

Родоначальником современной теории занятости считают Кейнса. Он утверждает, что:

рынок свободной конкуренции не является саморегулирующимся;

равновесие рынка не гарантирует полную занятость.

В настоящее время растет число сторонников классических идей (неоклассическое направление), которые считают, что должен существовать «естественный уровень безработицы», а избавиться от нее вообще - невозможно. Также, в современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

• улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

• формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

• повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

Безработица измеряется двумя основными показателями:

1 Уровень безработицы.

Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным. Исчисляется как доля официально зарегистрированных, полностью безработных, в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда.

Уровень безработицы (Уб) - это удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах.


Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит государственный комитет по статистике. Выборочное обследование проводится методами:• периодически проводимые опросы семей (США, Япония и др.); • подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости на получения пособия по безработице (Великобритания и др.).

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:


Где З - количество занятых. Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы (Убр) определяется по формуле:


где Бр - число безработных, зарегистрированных органами занятости.

·        продолжительность безработицы.

Дает более верную оценку занятости. Данный показатель может свидетельствовать о быстром распространении технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

Таким образом, безработица представляет собой социально -экономическое явление, проявляющееся как отсутствие занятости у определенной части экономически активного населения, способной и желающей трудиться. Основными показателями безработицы являются уровень и продолжительность безработицы. В современной экономике безработица рассматривается, как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства.

.2 Основные виды безработицы

Современная западная экономическая наука выделяет несколько видов безработицы.

Таблица 1.2.1. Виды безработицы и их характеристика

Критерии классификации

Виды безработицы

Характеристика

1. Причины возникновения безработицы

Фрикционная     Институциональная   Добровольная   Структурная     Технологическая       Конверсионная    Циклическая    Региональная     Экономическая   Сезонная  Маргинальная

Продолжительность безработицы

Краткосрочная Продолжительная Длительная Застойная

До 4 месяцев 4-8 месяцев 8-18 месяцев Более 18 месяцев

3. Внешняя форма проявления безработицы

Открытая  Скрытая

Включает всех незанятых граждан, ищущих работу Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»


Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей. Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики.

Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

Структурные сдвиги не являются единственной причиной постоянного высвобождения работников и фрикционной безработицы. Помимо этого, рабочие неожиданно для себя оказываются уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным или если их конкретная квалификация более не требуется. Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная и структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.

Можно привести примеры структурной безработицы. Много лет назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы, т.к. был изобретен станок для изготовления бутылок. Многие нефтяники в американских «нефтяных» штатах пострадали от структурной безработицы, когда катастрофически упали мировые цены на нефть. Сократилась нефтедобыча и всякая другая связанная с нефтью деятельность, что привело к массовым увольнениям.

Следующим классическим видом безработицы является циклическая безработица. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в условиях которого существенно возрастает объем безработицы. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать. Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной, следовательно, полная занятость определяется как занятость, охватывающая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Он достигается в том случае, когда уровень циклической безработицы равен нулю, и когда рынки пребывают в равновесии в том смысле, что число ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, рынки рабочей силы не сбалансированы, при этом возникают дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.

Понятие «естественный уровень безработицы» требует двух уточнений:

.Термин «естественный» вовсе не означает, что экономика всегда функционирует на естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал.

.Естественный уровень безработицы по своей сути - непостоянная величина. Он периодически подвергается воздействию демографических сдвигов в составе рабочей силы и институциональных изменений (изменений в законах и обычаях страны). Сегодня естественный уровень безработицы составляет 5,5% в США, 7% в России.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности.

В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер.

Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

)        зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

)        скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов.

Таким образом, среди основных видов безработицы, особое место занимают фрикционная, структурная и циклическая безработица. Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

безработица циклический фрикционный сезонный

1.3 Экономические и социальные последствия безработицы

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

·        недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

(Y − Y * ) / Y * = − Buc

- фактический ВНП* - потенциальный ВНПc - уровень циклической безработицы- эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5)

·        значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования. Оценивая материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенные затраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда можно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в Интернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы на самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности или для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортные расходы; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.

·        последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить "вынужденный" характер, а такой труда не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы. Известны случаи, когда работодатели, устанавливают более продолжительную, по сравнению с установленной законом, рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований.

• увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций.

Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

·        усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе. Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером таких профессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя.

·        обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами. Беспризорность - это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. Неустойчивая ситуация на рынке труда, влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо росло вплоть до начала 2010 года. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди. Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

·        повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения. Многие люди, которые потеряли работу или которые не могут ее найти впадают в психическое или физическое расстройство, что сказывается на их душевном состоянии и продолжительности жизни. В связи с этим может наблюдаться уменьшение продолжительности жизни среди населения страны. Деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного.

Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

2. Проблемы безработицы в Воронежской области и пути их разрешения

.1 Структура и анализ безработицы в Воронежской области

Положение, складывающееся на рынке труда области, обусловлено тенденциями в социально-экономической сфере.

В июне 2011 г. в Воронежской области наметилась тенденция к снижению уровня регистрируемой безработицы, который составил 1,6%.

Таблица 2.1.1 Динамика уровня регистрируемой безработицы в Воронежской области в 2008-2011 годах, %

год

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

2011

1,8

1,9

1,8

1,8

1,7

1,6

-

-

-

-

-

-

2,6

2,8

2,6

2,5

2,4

2,1

2,1

2,0

1,8

1,6

1,6

1,7

2009

2,2

2,7

2,9

2,9

2,9

2,7

2,8

2,7

2,4

2,2

2,3

2,5

2008

1,8

1,9

1,8

1,7

1,6

1,5

1,5

1,5

1,4

1,4

1,5

1,9


Таким образом, на конец 1 полугодия 2011 года в органах службы занятости состояло на учете 20,9 тыс. незанятых граждан, в том числе 18,2 тыс. человек имели статус безработного. Одновременно происходило увеличение числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости: до 22,4 тыс. против 15,5 тыс. в марте того же года. Соответственно напряженность на рынке труда области снизилась с 1,5 до 0,9 незанятых граждан, претендующих на 1 вакансию.

По сравнению с 2009-2010 года ситуация на рынке труда области улучшилась. Так, в аналогичном периоде 2009 года уровень регистрируемой безработицы составил 2,9%, в 2010 году - 2,1%. Таким образом, в отчетном периоде он соответственно ниже в 1,8 и 1,3 раза.

Таблица 2.1.2. Динамика количества вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости Воронежской области в 2008-2011 годах, рабочих мест

Год

янв

апр

май

июн

авг

сен

окт

ноя

дек

2011

12942

21822

24346

22492






2010

11852

14016

17749

18486

19174

19845

17891

15042

10453

2009

9425

13003

16292

15120

19798

15218

10459

8894

2008

12837

16655

23499

23653

21948

23988

21598

17483

9148


Прогнозируется, что регистрируемая безработица в 2011 году за счет реализации мер поддержки занятости составит 21,5 тыс. человек в среднемесячном исчислении и 18,7 тыс. к концу года.

Сокращаются объемы неполной занятости и массового высвобождения.

Улучшение ситуации на рынке труда области произошло в значительной степени благодаря реализации программ в части содействия занятости жителей области.

В рамках реализации областной целевой программы «Содействие занятости населения Воронежской области на 2010-2014 годы» в первом полугодии 2011 года трудоустроено 39,5 тыс.человек, обратившихся за содействием в поиске работы в органы службы занятости. В том числе, в общественных работах приняли участие 4,7 тыс.человек, организовано временное трудоустройство 0,8 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы и временное трудоустройство 7,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет. Услуги по профессиональной ориентации получили 36,0 тыс.человек. В социально-адаптационный программах приняли участие 2,8 тыс.безработных граждан. Оказано содействие в самозанятости 0,6 тыс. безработных граждан, что в 1,9 раза больше предусмотренного на полугодие плана. На профессиональное обучение направлено 3,0 тыс.безработных граждан.

В региональной программе «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2011 год» в 1 полугодии 2011 года приняли участие 1,7 тыс. человек. В том числе, в программах опережающего профессионального обучения и повышения квалификации приняли участие 0,3 тыс.человек, организованы общественные и временные работы для 0,4 тыс.человек, число участников мероприятия по стажировке в целях приобретения опыта работы составило 0,2 тыс.человек, оказана адресная поддержка 0,2 тыс. граждан для трудоустройства в другой местности, содействие в самозанятости получили 0,5 тыс.безработных.

Таблица 2.1.3. Структурный состав безработных граждан Воронежской области.


на 1 июля 2011

на 1 июля 2010


всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

Численность безработных - всего

18154

100

24410

100

из них: женщины

10484

57,8

13669

56,0

жители сельской местности

5688

31,3

8424

34,5

выпускники учреждений высшего профессионального образования

152

0,8

243

1,0

по образованию: имеющие высшее профессиональное образование

4947

27,3

5932

24,3

имеющие среднее профессиональное образование

4312

23,8

5891

24,1

по возрасту: 16-17 лет

23

0,1

24

0,1

18-19 лет

147

0,8

276

1,1

18-24 лет

1419

7,8

8,5

25-29 лет

1823

10,0

2445

10,0

предпенсионного возраста

1793

9,9

2171

8,9

родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, дет

3129

17,2

3463

14,2

впервые ищущие работу

628

3,5

1044

4,3

инвалиды

1961

10,8

2498

10,2


Доля женщин, в общей численности безработных в целом по области, составляет 57.8% (год назад - 56.0%), т.е. доля женщин в численности безработных незначительно увеличилась. Доля инвалидов в общей численности безработных составляет 10.8% (год назад -10.2%) , а их численность уменьшилась с 2498 до 1961 человек. Доля безработных, проживающих в сельской местности, составляет в настоящее время 31.3% (год назад - 34.5%). Численность этой категории безработных уменьшилась на 3.2 %.

Средний возраст безработных составил 35,7 лет. Молодежь до 25 лет составляла среди безработных 8,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 0,9%, 20-24 лет - 7,8%.

По сравнению с 2009-2010 года ситуация на рынке труда области в 2011 году улучшается.

За 6 месяцев 2011 г. в органах службы занятости Воронежской области были зарегистрированы в качестве ищущих работу 54,4 тыс. граждан (на 6% меньше, чем том же периоде 2010 г.) Среднемесячная численность граждан, поставленных на учет в качестве ищущих работу, составила 9,1 тыс. чел, (в соответствующем периоде 2010г. - 9,6 тыс.чел.).

В отчетном периоде при содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 40,8 тыс. человек. Среди трудоустроенных 30,2 тыс. - незанятое население, в том числе 11,4 тыс. граждан, официально признанных безработными. На постоянную работу трудоустроено более 64,5% (26,3 тыс. чел.) и 14 тыс.чел. трудоустроены на временную работу.

К негативным тенденциям рынка труда можно отнести продолжающийся рост доли безработных, имеющих профессиональное образование (в 1 полугодии 2011 г. - 66,4% против 64,2% в 1 полугодии 2010 г.). Доля молодежи в возрасте 16-29 лет среди безработных снизилась (в 1 полугодии 2010 г. - 19,8%, в 1 полугодии 2011 г. - 18,8%). Собственное дело организовали 465 чел.

Общий уровень безработицы (по методологии МОТ) в Воронежской области по итогам выборочных обследований населения за март-май 2011 года составил 6,8%, что на 1,2 % ниже значения в аналогичном периоде 2010 года.

Таблица 2.1.4. Величина безработицы в Воронежской области по сравнению со среднеросийским уровнем и показателями других регионов

Регион

2010 год

2011 год


Уровень регистрируемой безработицы

Уровень безработицы по МОТ

Уровень регистри-ой безработицы

Уровень безработицы по МОТ

Воронежская область Липецкая область Белгородская область Курская область Ростовская область Российская Федерация

2,6 1,0 1,4 1,9 1,6 2,6

8,6 5,6 4,8 8,8 8,4 8,4

1,6 0,9 1,3 1,3 1,1 2,2

6,0 4,2 4,3 6,1 7,8 6,2


Сравнивая данные за 2010-2011 годы, мы видим, что в целом по России уровень безработицы уменьшился на 2,2%, в Воронежской области на 1%, в Липецкой области на 0,1%, в Курской области на 0,6%,в Белгородской на 0,1% и в Ростовской на 0,5%.

Наиболее благоприятная обстановка с занятостью населения сложилась в Ростовской и Липецкой областях, в которых уровень безработицы, ниже уровня соседних областей, и России в целом. Наивысший уровень безработицы наблюдался в Воронежской области в 2010 году и составил 2,6%, а низший в 2011 году в Липецкой области, и составил 0,9%.

В конце 2010 года - в 2011 году, на смену массовой безработице пришла очаговая. Очаговая безработица сегодня отмечается в ряде районов области: в десяти районах уровень безработицы выше среднеобластного (Петропавловский, Поворинский, Борисоглебский, Воробьевский, Грибановский, Каменскийи районы и т.д.), в четырех - на одну вакансию приходится десять безработных. Это районы, где практически отсутствуют какие-либо предприятия (Поворинский, Терновский и т.д.).

Воронежская область отличилась пониженным уровнем скрытой безработицы - в середине 2011 г. только 2,1% занятых работали неполное время (по стране - 3,4%). Это следствие пониженной доли занятых в промышленности. Именно в промышленности собственники были вынуждены использовать неполную занятость как инструмент снижения издержек вместо увольнений.

В 2010 году Воронежская область вошла в десятку регионов с наибольшим объемом неформальной занятости в экономике. В среднем за 2011 год в неформальном секторе экономики областей ЦЧР было занято: Воронежская область - 32.7%, 6 место в РФ; Тамбовская - 21.9%, 23 место; Курская - 20.3%, 33; Белгородская - 18.4%, 38; Орловская - 16.4%, 47; Липецкая область - 14.1,% 60 место. В среднем по РФ - 16.6%.

Одной из причин, более высокого уровня безработицы в 2010 году, стали последствия экономического кризиса 2007-2009 гг.

На основе проведенного анализа, можно выявить основные проблемы безработицы в Воронежской области, актуальные в настоящее время:

.        неравномерность уровня безработицы среди отдельных возрастных групп, и прежде всего массовая безработица среди молодежи;

.проблема трудоустройства выпускников вузов и техникумов;

.увеличение доли женщин в общей численности безработных;

.наличие очаговой безработицы;

.наличие скрытой безработицы;

.высокие объемы неформальной занятости;

.более высокий уровень безработицы в Воронежской области по сравнению с соседними областями.

Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими годами ситуация на рынке труда области улучшилась, многие проблемы не только не потеряли своей актуальности, но и по-прежнему требуют особого внимания со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.

2.2 Пути снижения безработицы в Воронежской области

Состав элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Регионы могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы, а также могут регулировать уровень предложения рабочей силы в регионе. На региональном уровне, в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне, во многих случаях, более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса.

К числу мероприятий, способствующих снижению безработицы на региональном уровне, относятся:

ü  Информирование о положении на рынке труда;

ü  Расширение информационного пространства по предоставлению услуг службы занятости в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации;

ü  Содействие работодателям в подборе необходимых работников;

ü  Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

ü  Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

ü  Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

ü  Организация проведения оплачиваемых общественных работ;

ü  Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

ü  Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

ü  Содействие самозанятости безработных граждан;

В Воронежской области разработана и принята областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2011-2014 годы", а также региональная программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2011 год". Решениями проблемы молодежной безработицы в Воронежской области, могут стать:

.раннее привлечение подростков к труду;

.квотирование рабочих мест для выпускников;

.предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала;

.создание молодежных бирж труда;

.введение на муниципальном уровне системы налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов.

Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, может осуществляться через стимулирование инвестиций в малый бизнес на уровне регионов, и через реализацию региональных программ содействия занятости.

В целом, политика государства по стимулированию роста трудоустроенности заключается в:

а) увеличении числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование;

б) стимулировании самозанятости населения, особенно женщин;

в) расширении форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

г) материальная поддержка безработных и нетрудоспособных граждан, и т.д.

Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице.

Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.

Предложенные способы снижения уровня безработицы, могут способствовать усилению благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

Заключение

Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующему заключению:

Безработица представляет собой социально - экономическое явление, проявляющееся как отсутствие занятости у определенной части экономически активного населения, способной и желающей трудиться. Основными показателями безработицы являются уровень и продолжительность безработицы. В современной экономике безработица рассматривается, как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства.

Среди основных видов безработицы, особое место занимают фрикционная, структурная и циклическая безработица. Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

На данный момент, уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень безработицы, и составляет 6,2%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается.

Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

В течение 2011 года уровень зарегистрированной безработицы в целом по области уменьшился.

Прежде всего, нужно решать «молодежную» проблему безработицу. Ведь чаще всего речь идет об творческих, инициативных, полных различных идей и готовых к их воплощению личностях. Этот возраст - самая активная часть жизни любого человека. А в неблагоприятных условиях, вызванных безработицей, происходит потеря любого интереса к самореализации и потенциальный талант не получает должного развития.

Надеяться на самостоятельное улучшение организации рынка труда было бы слишком оптимистично. Поэтому государство, себе же во благо, обязано уделять вопросу безработицы, в том числе и молодежной, максимальное внимание. Ведь как сказал Папа Римский Иоанн - Павел II :«Безработица - это не просто отсутствие денег у человека, а одна из форм духовной смерти».

Список литературы и использованных источников

1.      Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. и от 27 декабря 2009г.

.        Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: учебник для вузов 4-е издание. - СПб: изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Ком», 2004.- 544 с.

3.      Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб.пособие / под ред. Сидоровича А.В.-М.: Изд-во МГУ, ДИС, 1997.- С.248-251.

4.      Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- М.: ИНФРА-М, 2004.-С. 161-168.

5.      Октябрьский П.Я. «Статистика: Учебник». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-328с.

.        Экономическая теория: Учебник / под ред. Хаустова Ю.И. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.- С. 480-490.

.        Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. - М.: Наука, 2009.- С.312.

.        Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения / А.И. Рофе.-М.: МИК, 2003.-С.254-268.

.        http://www.ancor.ru/ Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 10 ноября 2009г.

.        Авдеева Е.А. Безработица, её особенности и основные направления регулирования в Российской Федерации: автореф. дисс./ Е.А. Авдеева. - Воронеж, 2006.- 24 с.

11.    http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

12.    http://www.severinform.ru/ Информационное агентство "СеверИнформ"// Статьи// Капелюшников Р. «Российский рынок труда: проблемы безработицы» от 26.04.2010г.

.        http://www.uzn.vrn.ru - Управление занятости населения Воронежской области.

.        Российский статистический ежегодник. 2007-2010: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2010. - 485-512 с.

.        Воронежский статистический ежегодник 2010: Стат.сб. / Воронежстат. - В 75 Воронеж, 2010.- С.129-134.

16.    http://www.communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=31065/ - Информационный портал Воронежа и Воронежской области.

.        http://www.lerc.ru/?part=articles&art=2&page=62/ - Центр исследований региональной экономики. Экономика Воронежской области и ЦЧР.

Похожие работы на - Анализ проблем безработицы на примере Воронежской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!